Образ коня в игрушке

Обновлено: 05.05.2024

Цель урока. Познакомить учащихся с историей, смысловым содержанием создания, традициями росписи глиняной народной игрушки на руси.

Ход урока. Развернутое комментирование подготовленных наглядных материалов. Учитель рассказывает учащимся об истории появления глиняной игрушки и её влияние на жизнь славянских народов. О любимых традиционных сюжетах в народной глиняной игрушке.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций, таблицы с изображением орнаментов росписи глиняных игрушек. Игрушки мастеров, игрушки, выполненные учениками.

Ещё со времён славянского язычества, когда окружающие предметы и ритуалы наделялись сверхъестественной магической силой, возникло особое отношение к игрушке, которое не только выполняло свою основную функцию, обеспечивая процесс игры, но и, по народным представлениям, охраняла ребёнка от сил зла, сглаза, обеспечивала покровительство высших сил.
Удивительное сочетание магических верований, поэтического творчества, особенностей быта представляет собой народная анималистическая игрушка. Птица, конь, медведь, олень, баран, корова не только любимые фольклорные персонажи, но и наиболее распространённые игрушечные сюжеты. Несколько реже в игрушке встречаются образы волка, зайца, свиньи. Фигурки домашних и диких животных, выполняемые из глины руками народных мастеров никогда небыли копией живых существ. Они отличались яркой символичностью, лаконичностью, претворением фантазии в реальность и подлинного реализма в сказочность.

Одна из самых популярных народных игрушек – конь. Образ коня у многих народов, в том числе и у славян, олицетворял небесное светило. Существует несколько легенд о солнечном божестве, каждое утро появляющемся на небосклоне, даруя людям свет и тепло, начиная новый день. По одной из легенд, солнечное божество представлялось в виде прекрасного юноши верхом на коне, по другой – более зрелый муж разъезжал по небосклону на колеснице, запряжённой парой лошадей.




Изображение двуглавого коня в игрушке – отголосок древних представлений о двух мирах: надземном и подземном. Считалось, что часть суток небесное светило проходит в одном, а часть – в другом мире.


Разнообразные изображения коней в игрушке, по поверьям приносили благословение и особое покровительство солнца ребёнку. На связь этих игрушек с древнеславянским солнечным культом указывают несколько признаков. Один из них – окрашивание коней в ярко-красный цвет. Вспомним часто встречающиеся фольклорное определение солнца: «Красно Солнышко». Второй признак заключается в том, что большинство из них орнаментировано стилизованными солярными знаками: крестами и розетками, заключёнными в круг.


Пластическое решение изображения всадника характерно для глиняной игрушки, и явно указывает, что прообразом её было солнечное божество: в таких игрушках туловище всадника и коня слиты в единое целое. Такие изображения характерны для рязанской, абашевской, хлуднёвской игрушки.

С солнечным культом связан ещё один образ русской игрушки – Полкан. Он изображал существо с головой человека и туловищем коня. Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.



Солнечным культом и утренней зарёй связывалось изображение петуха. Изображение различных птиц связывалось с благопожеланиями. Считалось, что они приносят здоровье и удачу.


Утка, утушка – ещё один из популярных образцов в народной игрушке. Образ этой птицы был связан с водой. Вероятнее всего, в древнеславянских сельскохозяйственных культах она символизирует «влагу небесную». Это предположение подтверждается и особенностями декорирования игрушечных уточек: волнистые линии, ромбы с точками на боках и крыльях, соединённые в причудливые композиции, являются древними символами засеянного поля, небесной влаги, ниспадающей на землю.


Зайчик, кот в игрушке – это олицетворение солнечного бега, движения, вечного света. С ним связывают ещё и представление о плодовитости. Как персонаж, способствующий деторождению, он часто использовался в свадебном обряде. Наиболее архаичными по форме являются зайчики из глины рязанских и плешковских мастеров.



Олень – один из самых любимых образов у мастеров глиняной игрушки. По древнейшим представлениям славян, олень – жертвенное животное, приносимое с целью сохранения и увеличения урожая. Во времена язычества жертва приносилась солнечному божеству в середине июля, перед уборочной страдой. После принятия христианства на севере это действо трансформировалось в обычай устраивать угощение для прихожан в День Петра и Павла. В разных регионах России в приданиях оленя заменял лось, козёл, баран, бык. Все эти образы, прежде всего, связаны с сельскохозяйственными культами и являются связующим звеном человека с солнечными божествами. Не случайно рожки у глиняных игрушечных животных бронзированные, посеребрённые, окрашенные красной и жёлтой краской.



Несколько особняком стоит образ коровы. Также как и другие «рогатые» животные, она связывается с плодородием, но в отличие от них, корова не являлась жертвенным животным. Вероятнее всего, корова, по славянским представлениям ассоциировалась с хозяйкой, хранительницей домашнего очага. Не случайно головной убор замужней женщины «кика рогатая» назывался на севере «коровушкой». Наиболее наглядны глиняные коровы выполненные в Липецкой, Нижегородской, Пензенской и Рязанской областях. В их пластическом решении удачно сочетается монументальность и упрощенность форм, свойственная древнеславянским изображениям культовых животных, и яркая образность, позволяющая воспринимать эти персонажи в качестве игрушки.



Часто встречается изображение «свинки» в игрушке. Этот образ на Руси, согласно народным поверьям олицетворял плодородие, благополучие, иногда удачный брак. В игрушке символика плодородия нашла отражение в изображении свинки с несколькими поросятами, соединёнными в единую скульптурную композицию. Для фольклора характерна иная трактовка образа свиньи – как представительницы сил тьмы и злого начала.


Медведь – один из самых любимых «игрушечных» образов. По народным представлениям, медведь – хозяин леса, символ пробуждения природы от зимнего сна. Известна связь медведя с древнеславянским богом Велесом – покровителем домашнего скота. Существовало поверье о связи медведя с плодородием женщины. В старинных сказаниях встречается упоминание о том, что от связи медведя и женщины рождались богатыри. Почти повсеместно существовало поверье, что медведь, поделившись своей недюжинной силой, может помочь больному. Игрушечных медведей делали практически повсеместно из дерева и глины.


Достаточно редко встречаются в игрушке образы собаки и волка. В сказках собака – друг, помощник, вещун. Поэтому и волка и собаку нередко изображают с добычей в зубах. Волк – с одной стороны, олицетворение зла, двуличности, а с другой – персонаж добрый и мудрый. Такая трактовка свойственна русским сказкам.


Особое место в игрушке занимают космогонические символы: модели мира. Классическим примером этих символов могут служить так называемые «древа жизни» – один из часто встречающихся сюжетов в хлудневской глиняной игрушке. Они представляют собой сложные многофигурные композиции, где крона с птицами – небесный мир, ствол, вокруг которого располагаются иногда животные, иногда люди, – земной, а корни – подземный.


Говоря о смысловом содержании игрушки, необходимо отметить роль звука в игрушке. Многочисленные свистульки, погремушки выполняли не только функцию забавы, но и служили оберегом, По представлениям древних свист и шум отгонял злых духов.


Женская фигурка – Барыня, Девица, Матрона, Нянька занимает особое место в системе народной глиняной игрушки.





Отголоски древнего культа женского божества очень чётко прослеживаются в глиняных женских фигурках из различных регионов России. Глиняная игрушка в большей степени сохранила архаичные формы. В наши дни наиболее древние формы свойственны глиняной игрушке из окрестностей города Каргополя, Архангельской области. Каргопольские «бабы» в пластическом и орнаментальном отношении сохраняют черты, присущие изображениям женского божества древних славян, Фигурки отличает статичная форма, чётко очерченная грудь, юбка колоколом. Чаще всего в руках кольцеобразной формы – каравай (наиболее древний символ изобилия), блюдо с пирогами, птицы. Встречаются также фигурки матерей, кормящих грудью младенца, фигурки с руками, воздетыми к небу. Они не только сохраняют атрибуты плодородия, для них характерен древний декор: в орнаментах на юбках баб прослеживаются знаки засеянного поля, знаки дождя, иногда солярные знаки.

Примеры орнаментов

Источник – музей глиняной игрушки «Возрождённое ремесло», Центр ремёсел «Берегиня», г. Каргополь

Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой.

ВложениеРазмер
kopiya_obraz_konya_v_kargopolskoy_igrushke.pptx 2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методическая разработка педагога дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» Шевелевой Ольги Валентиновны 2012 г. Образ коня в каргопольской игрушке

Комментарии. Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой. Презентацию можно использовать на уроках с целью дать более широкое понятие о каргопольской игрушке, её глубоких корнях и способах её изготовления. Разнообразие сюжетов с использованием коня позволит шире взглянуть на этот удивительный образ, разбудить детскую фантазию, и получить новый импульс для творчества.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа «Всадник». Каргопольская игрушка, Шевелев Вал. Д.

Народное искусство всегда понятно и любимо. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Её содержание конкретно и лаконично.

Многие из традиционных промыслов, изготовляющих такие игрушки, существуют и в наше время. Один из таких центров - старинный город Каргополь, что расположен на севере нашей родины в Архангельской области у истока реки Онеги. Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д.

Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д. Здесь сохранилась великолепная белокаменная архитектура, выстроенная несколько столетий назад.

Своеобразным символом города стала каргопольская глиняная игрушка « Полкан », Бабкина У. И . «Баба с птицей», Дружинин И.В.

С давних пор жители Каргополя и его окрестностей занимались гончарным делом, лепили игрушки из глины

Этот промысел был рождён крестьянским бытом. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. « Уборка хлеба», Грузинский П.Н. ,1883г .

Каргопольская игрушка . Шевелев Д. В.

И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Мастера делали разную посуду, а из остатков глины - величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, свистульки. Фрагмент экспозиции Музея каргопольской глиняной игрушки

Среди домашних животных каргопольские крестьяне больше всего почитали коня. В облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Существует миф о солнечном боге, едущем по небу на колеснице.

Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением конской головы.

Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу. В композиции русской избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях, оно неотделимо от этого полета. Амулеты с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучими оберегами.

Летающие и скачущие до небес кони - излюбленные образы русского фольклора.

С детства и навсегда врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времен и звучащие как заклинания: "Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет". "Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" "В правое ухо влезь, в левое вылезь - станешь таким красавцем, каких свет не видывал".

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. В сюжетах древних творений кони, как правило, изображаются вместе с Солнцем. " Солнцеворот" на тульском полотенце.

Рассмотрим фрагмент русской народной вышивки. Посередине дева или баба, солярные знаки (ромб, крест), дерево. Справа и слева от нее - кони или конники. Здесь возможны варианты двух солнц, солнца восходящего, и солнца заходящего, зари утренней и зари вечерней. Или более широкое толкование этих двух коней-солнц - «весна - красна и осень - матушка» . Конники - знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, Москва, 1990 "Встреча весны" на олонецкой женской рубахе. Начало 19 века. Из коллекции Якуничковой М.Ф. и Давыдовой Н.Я

У каргопольского глиняного коня впереди обязательно нарисован или выдавлен солярный знак , обозначающий солнце, которое кони везут с востока на запад в подземный мир Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

И всё же, главная функция коня, прежде всего - помощь в крестьянском хозяйстве, возделывании земли, работах по заготовке леса. А на праздники повозки лошадей украшали и разъезжали по деревне. «Тройка», Каргопольская игрушка , Шевелев Д.В.

Конь был незаменимым животным в хозяйстве, без него жизнь крестьян была тяжёлой и бедной. И не удивительно, что его образ считался символом счастья. Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

Лошадок лепили в большом количестве, и дарили друг другу с пожеланиями достатка, благополучия, счастья. За многие годы разработано множество сюжетов с использованием этого прекрасного животного. Каргопольские игрушки. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Например - соединение коня и повозки в единую композицию. «Повозка», Шевелева К.П.

Лепят игрушки из одного куска глины, постепенно распределяя её на все части изделия. Такая технология напрямую связана со свойствами глины.

Вылепленные изделия сушат и обжигают в специальных печах. Древний способ декорирования изделий - обварка . Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными разводами. «Кони», каргопольская игрушка. Шевелева О.В.

Также расписывают игрушки темперными красками, рисуя на поверхности различные традиционные символы

Используя сложившиеся традиционные приёмы, характерные для конкретного региона, мастера проявляют свою творческую индивидуальность, настроение и понимание в изображениях образов, создавая при этом не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. « Повозка». Каргопольская игрушка, Шевелева К.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Каргопольские игрушки

Урок Декоративно-прикладное искусство . Выполнение декоративного панно « По мотивам росписи Каргопольской игрушки» Тема: Народные промыслы- неувядающая .


План-конспект занятия "Каргопольская игрушка. Лепка барыни"

План-конспект занятия по знакомству учащихся с каргопольской народный игрушкой.


План-конспект занятия педагога Жидковой Н.А. "Выполнение каргопольской игрушки "Конь".

План-конспект занятия педагога Жидковой Н.А.

Каргопольская игрушка

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.


Каргопольская игрушка

Ах, игрушки Каргополья, Как люблю смотреть на вас!Развесёлое раздолье,Ярких красок перепляс.


Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.»

Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.».

Без сомнения, одной из наиболее распространенной среди народных промыслов и сразу всплывающей в памяти является дымковская игрушка.
Скругленные формы, мягкие линии, колорит веселый и пестрый. Озорной и незатейливый рисунок. Это конь-ребенок, беззаботный, легкий. Это пространство добрых частушек, смешливых, живых, задорных и свободных.

1


Дымковский конь

2

Похожие чувства игры, ребячества вызывают радостные условные фигурки филимоновских коней. Резвый и яркий графичный рисунок.

3

4


Филимоновские игрушки

Но при этом здесь больше стилизации, хотя и наивными простейшими приемами. В пропорциях всегда нарочито вытянута шея. Это заставляет выпрямиться, передает грациозный и статный образ коня.

Предельно условные линии, и менее выразительные воплощены в образцах романовской игрушки. Создается впечатление рассказа о персонаже, но не яркое чувство. Часто красочные пятна обозначают гриву коня. К тому же для романовской игрушки характерны изображения групповых сценок – повествование.

5

6

7


Романовские кони

Близко по уровню чувства находятся семеновские лошадки. Формы очень реалистичны, правильны с точки зрения правдивых пропорций. Здесь, как и в романовской игрушке, речь идет о повествовании, декоративной привлекательности, но не о скрытых символах.

8


Семеновские кони

Очень статичный образ, собранный, сдержанный, архаичный чувствуется в северных конях. Фигурки так же, как и романовские кони, условны, но отброшено все лишнее, оставлено необходимое. С помощью одной линии тело наполняется чувством. Линия от затылка до края туловища цельная, твердая, гибкая, округлая. Пропорции сбитые, приземистые, шеи практически нет. Все в месте рождает чувство силы и мощи, выдержанности и покоя.

9


Северные кони

Большое впечатление произвели фигурки городецкой игрушки. Это образ коня, прославляемый в русских сказках о богатырях. Мощный, бесстрашный, ретивый, статный. Здесь каждая линия говорит. Грива, грудь – линии сильнейшие, выпуклые, с такой энергией и уверенностью закрученные. Торжественный и горделивый, он немного пятится назад. Строптивый нрав, с которым совладает только столь же сильный духом. Здесь чувствуется характер, форма передает яркие эмоции, образ.

10

11


Городецкие кони

Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коней, а следовательно, этот образ был важен древним славянам.

В Верхнем Поволжье, в Междуречье, Прикамье и других областях, конь занимал ведущее место в стаде домашнего скота.

По мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.

Утром Солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями. Вечером Солнце продолжает свой путь под землей, по воде.

Нередко конь предстаёт в народных легендах охранителем, или показателем кладов. Он, то в виде «паршивого жеребёнка» покажется, которого гонят, а зря: он на клад укажет. То конём ретивым от клада отгоняет.

В Костромской области и сейчас можно увидеть на крышах деревенских домов в Солигаличском, Галичском, Буйском районах деревянные коньки, венчающие передние концы верхних слёг.

В мифологии финно-угров конь — это священное животное Солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.

Конь в русских ремёслах

В разных видах народного искусства, будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или роспись — можно найти образ коня или лошадки.

Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся этот образ в сочетании с женской фигурой или птицей.

В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров.

В дымке коник так же очень любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.

В росписях северных народов можно встретить образ коня на прялках, коробах, туесах. Нередко коня сопровождает утица. Бравые всадники восседают на конях часто красного, оранжевого цвета.

В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской, нижегородской, городецкой. Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и маленькие. На колёсиках и качалки.

В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.

Часто можно встретить старинные ковши и чаши в виде коня. Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов.

День коня

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

«Ой, дак в народе — те праздник — от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост — от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было, миленькая, вот эдак паря»

Полкан

Образ «дядьки с туловом бородатого человека, на том месте, где у коня шея и голова, с туловищем и ногами коня. Эдакий «кентавр по-русски». Он связан с солнечным культом.

Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.

Обычно полкан был « стар матёр человек» и редко изображался молодцем.

Фольклор

Много в народе поговорок, песен, сказок, поверий, связанных с конём.

В сказках конь чаще всего — верный и преданный друг. Его наделяют волшебными качествами. Конь-вихрь, Крылатый конь, Конь-огонь, Вещая каурка, которые могут поднять под облака и подсказать путнику как поступить.

В песнях кони так же наделяются вещими качествами. Они — символ верности, надёжности.

Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных глиняных игрушек;
Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого;
Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов глиняных игрушек;

  1. Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.
  2. Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.
  3. Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.
  4. Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.

1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. “Символика образов мироздания в народном искусстве”

2. Постановка проблемы.

3. Новая тема “Истоки образов глиняных игрушек”
а) объяснение учителя;
б) практическая работа по декорированию (разд. материал);

Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод

Запись на доске.

Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций;

Запись в тетради

Наглядное пособие “Древние знаки мироздания”

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися

План занятия

Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.

Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.

Сообщается тема занятия.

Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской глиняной игрушкой.

Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?

Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)

Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:

Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?

(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия “Древние символы мироздания”)

Рисунок 1

Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:

С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в глиняной игрушке? (Запись на доске)

Самые распространенные образы в гл. игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай .Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия “Трипольские богини плодордия”). Дети отвечают на вопрос: “Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?” – (Отпечатки зерен,знаки земли и засеяннгог поля).

Рисунок 2

Т.о. женские фигурки были тесно слиты с образами земли и женщины, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами весеннего солнца. Н-р, образ женщины с птицами в поднятых руках, трактуется как моление “матери сырой-земли” о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия (детям дается раздаточный материал, и предлагается в теч. 2-х минут знаками и символами подчеркнуть смысловое значение предложенного образа).

Рисунок 3

Солнце для земледельца – это, прежде всего, свет, тепло, жизнь. Это и богатый урожай, а значит, и достаток, здоровье, счастье и благополучие. В народе говорили: “ Не земля хлеб родит, а солнце”. По представлению наших предков выезжало солнце на небо в колеснице, запряженной конями.

Часто в славянских преданиях эти кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, “из ноздрей пламя пышет, искры летят”. Скачет “выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает”. И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Отождествляли солнце с конем жители Ср. и Передней Азии. Так, Геродот писал о массагетах: “Быстрейшему из всех богов (солнцу) они посвящают быстрейшее животное (коней)”. В Месопотамии над скачущей лошадью всегда изображался знак солнца. Как олицетворение солнца конь может “помогать” произрастанию хлебов, травы деревьев, плодовитости животных и “ чадородию”женщин. Он – друг, помощник и советчик человека, (демонстрация образцов).

Днем служит солнцу конь, а вот ночью, когда солнцу нужно пересечь подземную реку, ему начинает служить утушка, или какая-либо другая водоплавающая птица. Вот поэтому-то утушка символизирует не только воду, но и солнце (демонстрация нагл, пособия, “Костяные амулеты “утко-кони””,с пояснением, что “утко-кони” являются круглосуточным оберегом).

Рисунок 4

Ну, а теперь ребята, взгляните на эту игрушку (демонстрация всадника на двуглавом коне). Ребятам предлагается внимательно осмотреть игрушку и найти в ней что-либо необычное, интересное (2 головы у коня, причем, головы разные - темная и светлая). Дети делают предположения, что может означать данный образ. Обобщив их ответы, сообщаю им, что у наших предков славян образ 2-х главого коня связан с весенним и осенним солнцем, с представлением о 2-х божественных существах близнецах, детях неба. А всадник на коне - воин, освобождающий весну от зимних оков, отпирающий весеннее солнце и вешние воды. Подчеркиваю, что образ появился благодаря смыслу, содержанию. Без него игрушка безмолвная форма.

Олень, лось, баран.

Олень-олицетворение солнца, неба. Причем, культ оленя более древний. Не случайно позднее, когда его сменил культ коня, на голове коня еще часто рисовали рога. На Среднем Востоке олень – “умирающее и воскресающее” солнечное божество ранних земледельцев. У скифов олень – солнце с сияющими золотыми рогами. Родственен оленю образ сохатого и барана. Частенько на боках этих игрушек рисовали большие буро-красные круги или огненные кресты. Баранам навивали большие рога, которые символизировали бесконечный бег солнца.

Кроме того, с этими образами было связано представление о довольстве и благе, а само слово “рогато” значило на севере жить в изобилии и богатстве.

“Жавороночки, Перепелушки,
Птички-ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясую,
Весну красную
Принесите нам!”

Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут “тепло-летушко”. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.

Часто у славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Солнце представлялось птицей у др. германцев, индейцев Америки. Ученые считают, что крест в солярных знаках происходит от схематического изображения летящей птицы (демонстрация нагл. пособия, “Стилизованные образы птиц”, с пояснением). С появлением христианства образы птицы-солнца и утушки были заменены на Сирина, и Алконоста. Птицы радости и печали чаще всего составляют композицию с древом жизни, причем древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья. А вся композиция в целом означала жизненное благополучие. Но птица Сирин встречается у славян гораздо чаще чем Алконост (показ образцов). Согласно легенде эта птица с головой девы обитала в райских садах и своим сладкоголосым пением усыпляла всех, кто попадал в этот сад. Даря Сирина, человек как бы желает такой же сладостной жизни как в раю. Т.о. в игрушке, птицы – посланцы солнца, обогревающие природу и передающие ей плодородящее начало солнца.

Рисунок 5

Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему “невоображаемую резвость и быстроту”. Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.

Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.

Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.

После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):

  • Женщинаолицетворение земли, плодородия, урожая
  • Коньсветило, солнце, плодородие
  • Олень, лось , бараннебо и солнце, довольство и благо
  • Птицасолнце, небо, воздух
  • Утушкавода и влага небесная
  • Полкансолнце и силы добра
  • Сириндобро и благополучие

Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: “С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?” После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего “рода - племени”, его благополучии и довольстве.

Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: “Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?”. (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).

Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:

1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.

2. Усилить смысловое значение образа декорированием.

Дети готовятся к занятию. Во время подготовки глины к работе (проминка) ставится несколько вопросов, уточняющих задание:
а) какие способы декорирования могут быть использованы при выполнении задания (процарапывание, налепы, художественная роспись, роспись ангобами);
б) поскольку работа должна быть представлена в законченном виде ребята определяют какой способ декорирования им следует исключить? (Худож. роспись, т.к. ею можно воспользоваться только после обжига);
в) какой способ лепки является наиболее подходящим для выполнения этого задания? (Лепка из куска).

Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.

По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.

В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.

Оборудование для педагога:

Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.

Оборудование для детей:

Альбомы (тетради), карандаши, ручки.
Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.

Читайте также: