Одушевленные и неодушевленные имена существительные игрушки

Обновлено: 01.05.2024

В школе, как правило, одушевлённость-неодушевлённость объясняют так:

- существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются ОДУШЕВЛЁННЫМИ,

- существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.

И, безусловно, одушевлённость определяется с учетом значения слова. Пример – «лисички»: это могут быть как грибы, так и животные, всё зависит от смысла.

По более «продвинутым» программам обучения, помимо этого, ребят подводят к выводу о том, что во множественном числе (а в мужском роде ещё и в единственном числе)

у ОДУШЕВЛЁННЫХ существительных совпадают окончания винительного и родительного падежей,

у НЕОДУШЕВЛЁННЫХ – винительного и именительного.

И дают ещё один способ определения одушевлённости-неодушевлённости слова.

Чтобы определить, одушевлённое существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму множественного числа винительного падежа, а для мужского рода – в форму единственного числа винительного падежа:

Что же такое «одушевлённость», и как она выражается с научной точки зрения?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является ГРАММАТИЧЕСКИМ выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

Как выражается одушевлённость?

1) ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные имеют совпадающие окончания множественного числа ВИНИТЕЛЬНОГО падежа и РОДИТЕЛЬНОГО падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные имеют совпадающие окончания множественного числа ВИНИТЕЛЬНОГО падежа и ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

Категория одушевлённости-неодушевлённости существительных – это прежде всего ГРАММАТИЧЕСКАЯ категория.

Её отражение не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе, то есть об органическом и неорганическом мире.

Например, существительное «цветок» с точки зрения биологии относится к живой природе. С точки зрения лингвистики – это неодушевлённый предмет.

Возьмём, например, слова «мертвец» или «утопленник».

У них совпадает форма множественного числа РОДИТЕЛЬНОГО и ВИНИТЕЛЬНОГО падежей:

Р.п. мн.ч. (нет) мертвеца, утопленника,

В.п. мн.ч. (вижу) мертвеца, утопленника.

С точки зрения лингвистики, слова «мертвец» и «утопленник» ОДУШЕВЛЁННЫЕ.

Зато существительное «труп» НЕОДУШЕВЛЁННОЕ.

Здесь больше работает наш речевой опыт: мы знаем, что в форме винительного падежа правильно будет сказать «вижу мертвеца», «вижу утопленника», а не «вижу мертвец», «вижу утопленник» как у неодушевлённых существительных.

С «трупом» тоже всё просто: мы скажем «вижу труп», то есть как у неодушевлённых существительных, а не «вижу трупа» как у одушевлённых.

А как быть с «микробами»? Вижу микробы или вижу микробов?

В подобных «неочевидных» случаях лучше обращаться к современным словарям.

Справочное бюро портала «Грамота.ру» уже обратилось, и вот что нам сообщают.

Как сказать: «изучаю микробы» или «изучаю микробов»?

Ответ: Слово «микроб» может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Как правильно: «поймать солнечный зайчик» или «солнечного зайчика»?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово «зайчик» в значении 'световое пятно' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Является ли одушевленным слово «зародыш»?

Ответ: «Зародыш» – неодушевленное существительное.

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: «Мальчик купил воздушного змея». Учительница исправила на «Мальчик купил воздушный змей». Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово «змей» во всех значениях – одушевленное существительное. Правильно: Дети запустили воздушного змея. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Как правильно: «люблю куклы» или «люблю кукол»?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово «кукла» в значении 'игрушка' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот «кукла» в значении 'человек' (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Как правильно: «добывают лосося» или «добывают лосось»?

Ответ: «Лосось» - одушевленное существительное. Правильно: «добывают лосося».

Как правильно: «использовать роботов для сварки кузова» или «использовать роботы для сварки кузова»?

Ответ: Слово «робот» – одушевленное существительное. Правильно: «использовать роботов для сварки кузова».

Хотя в ответе на вопрос № 282495 они же дают более уточнённый ответ.

«Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какое окончание в этом предложении будет верным?

«Создавать качественных торговых роботов может каждый!»

«Создавать качественные торговые роботы может каждый»! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка.

Склонение слова «робот» зависит от его значения. Если имеется в виду человекоподобное существо, «робот» употребляется как одушевленное существительное (винительный падеж совпадает с родительным): «создавать роботов». Если же значение чисто техническое – 'автоматический манипулятор, используемый в промышленности' (т. е. ничем не напоминающий человека), то такой «робот» склоняется как неодушевленное существительное (винительный падеж совпадает с именительным): «создавать роботы».

Как правильно: «ребята вылепили снеговик» или «ребята вылепили снеговика»?

Ответ: «Снеговик» – одушевленное существительное. Правильно: «ребята вылепили снеговика».

Как правильно: «вытащить туз» или «вытащить туза» (в карточной игре)?

Ответ: Слово «туз» – одушевленное существительное в значениях 'игральная карта' и 'важное лицо'. Правильно: «вытащить туза», «превратиться в финансового туза».

Кого я ем: «мидии» или «мидий»?

Ответ: «Мидия» – одушевленное существительное: «ем мидий». См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Как правильно в рекламе: «уничтожим любые паразиты» или «любых паразитов»?

Ответ: Существительное «паразит» является одушевленным, если употребляется по отношению к людям и животным (в широком смысле), и неодушевленным, если употребляется по отношению к растениям. Поэтому, если речь идет, например, о насекомых, правильно: «уничтожим любых паразитов». Но: «прополоть грядки», «уничтожить сорняки и паразиты».

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: «ем улиток».

Как ведут себя устрицы? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное «устрица» является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: «купить устрицы» и «купить устриц».

Выясним, по каким грамматическим признакам в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные.

В начальной школе, когда ребята только знакомятся с основными частями речи, они получают знание, что слова, которые называют предметы, — это имена существительные. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Категория одушевленности/неодушевленности является постоянным грамматическим признаком имени существительного.

Имя существительное это

Как узнать, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным?

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные имена существительные употребляются как названия людей, животных, птиц, рыб и отвечают на вопрос кто?

Соответственно неодушевленные существительные обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?

К неживым предметам причисляют также представителей растительного мира:

Неодушевлённые существительные

И вот здесь, оказывается, понятие одушевленности и неодушевленности расходится с общими представлениями о живом и неживом. Ведь в природе мы привыкли считать любое растение живым объектом, которое растет, питается и развивается. В средней школе, начиная с 5 класса, понятие об одушевленности и неодушевленности существительных углубляется. В русском языке эта категория является грамматической. Следует иметь в виду, что она не всегда соответствует общепринятым понятиям о живой природе.

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным, определяем, что оно называет, человека, животное или предмет, и задаем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозяин, ученик, мастер, герой, ведущий, собака;
  • (что?) дом, краска, полотно, указание, ветошь, фасоль.

Но бывают трудные случаи, когда такой подход не срабатывает. Как быть, например, со словами «гном», «Золушка» или «толпа», «табун», «стая», которые обозначают совокупность живых существ?

Тогда прибегаем к помощи грамматического показателя одушевленности и неодушевленности — падежной форме винительного падежа множественного числа.

Запомним, что у одушевленных существительных форма родительного падежа совпадает с формой винительного падежа множественного числа:

Проверим:

  • гном — много гном ов , вижу гном ов ;
  • Золушк а — несколько Золушек , зовем Золушек ;

Как видим, формы указанных падежей этих слов совпадают. Значит, это одушевленные существительные.

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают названия предметов
живой природынеживой природы
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. числе)В.п. = И.п. (во мн. числе)
ПримерыИ.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Укажем, что в соответствии с этой грамматической формулой к одушевленным существительным относят также:

  • названия кукол, механизмов, похожих на человека (неваляшка, матрёшка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кукла);
  • названия мифических и сказочных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • названия карт, шахматных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • слова в переносном значении, называющие человека (язык);
  • слова «мертвец», «покойник», «утопленник» (но не «труп»).

Чаще всего одушевленными являются существительные женского и мужского рода. У существительных мужского рода, но не слов женского рода, также совпадают формы родительного и винительного падежа единственного числа:

  • р. п. совет (кого?) друг а — в. п. позову (кого?) друг а ;
  • р. п. голос (кого?) наставник а — в. п. слушаю (кого?) наставник а .

Неодушевленные существительные называют

  • предметы (автомобиль, стул, тетрадь);
  • явления природы (гроза, радуга, ливень, град, мороз);
  • растения (береза, одуванчик, крапива, ландыш);
  • совокупность живых существ (молодёжь, детвора, родня, армия).

У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа.

Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.

Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.

Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.

Одушевленные существительные

Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.

Примеры

В первую очередь одушевленные существительные называют человека:

К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:

  • животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
  • птиц (галка, воробей, синица, сорока);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).

Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:

Сравним:

Род. падежВин. падеж
крылья (кого?) бабочек поймаю (кого?) бабочек
листья (чего?) сосен вижу (что?) сосн ы

У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:

Род. падежВин. падеж
писк (кого?) комар а прихлопну (кого?) комар а
много (кого?) комар ов видим (кого?) комар ов

Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:

  • названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
  • сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
  • названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».

Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные называют

  • предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
  • явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
  • действия (полёт, выход, обмен, побелка);
  • отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
  • растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
  • совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).

Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:

В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.

Понаблюдаем:

Им. падежВин. падеж
(что?) ста и видим (что?) ста и
(что?) табун ы смотрю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают названия предметов
живой природынеживой природы
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. числе)В.п. = И.п. (во мн. числе)
ПримерыИ.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Видеоурок

Одушевленные имена существительные обладают определенным лексическим значением и морфологическими признаками, в соответствии с которыми у них можно выявить эту грамматическую категорию.

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. У слов этой части речи постоянным грамматическим признаком является одушевленность или неодушевленность:

  • (кто?) человек, маляр, ученица;
  • (что?) дом, город, дорога.

Имя существительное это

Как понять, что слово является одушевленным именем существительным?

Какие существительные являются одушевленными?

Одушевленность имен существительных связана с обозначением живых объектов окружающего мира. В соответствии с лексическим значением к одушевленным именам существительным отнесем слова, называющие

  • людей (хозяин, подруга, няня, подмастерье);
  • животных (лиса, медведь, тигр, слон, мышь);
  • птиц (воробей, ворона, канарейка, попугай);
  • рыб (окунь, карась, щука):
  • насекомых (пчела, муха, комар, шмель).

Хотя деревья и растения считают объектами живой природы, их названия не являются одушевленными именами существительными. Так сложилось в русском языке, что признаком одушевленности обладают только те существительные, к которым можно применить грамматическую формулу:

Проверим:

  • р. п. голоса (кого?) девочек — в. п. позовем (кого?) девочек
  • р. п. кроны (чего?) дуб ов — в. п. видим (что?) дуб ы .

У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа:

  • и. п. (что?) улиц ы пролегают — в. п. выйдут (на что?) на улиц ы
  • и. п. (что?) берез ы растут — в. п. исключая (что?) берез ы .

Имеем в виду, что одушевленные существительные мужского рода имеют одинаковые окончания в форме родительного и винительного падежа единственного и множественного числа:

  • р. п. указание (кого?) директор а — назначат (кого?) директор а
  • р. п. совет (кого?) директор ов — вызовут (кого?) директор ов .

Одушевленные существительные

Несклоняемые имена существительные, которые называют животных и птиц, являются одушевленными:

Несклоняемые имена существительные, обозначающие предметы, различные объекты действительности, как правило, относятся к неодушевленным:

Неживое и категория одушевленности

Отметим, что одушевленность имен существительных — это лексико-грамматическая категория. Она может не соответствовать нашим представлениям о живом и неживом в природе.

В соответствии с грамматической формулой совпадения форм винительного и родительного падежа множественного числа к одушевленным существительным принадлежат

1 . названия предметов, похожих на человека, игрушек и механизмов:

2. мифические и сказочные существа

3. названия игральных карт и шахматных фигур

4. слова, называющие человека в переносном смысле («язык», «борода»);

5. слова «мертвец», «покойник», «утопленник», кроме «труп».

Одушевленные существительные среднего рода

В русском языке одушевленными являются существительные мужского и женского рода. Эту грамматическую категорию имеют только некоторые существительные среднего рода. К ним относятся образования с суффиксом -ищ- и ряд слов, называющих живые объекты:

  • угрюмое страшилище;
  • невиданное чудище;
  • веселое дитя;
  • родное чадо;
  • официальное лицо;
  • какое-то существо;
  • хищное насекомое;
  • травоядное животное;
  • четвероногое млекопитающее.

Слово «народ» одушевленное существительное?

В связи с категорией одушевленности рассмотрим слово «народ», которое обозначает жителей страны. На первый взгляд, эта лексема, называющая живые объекты, в соответствии с его лексическим значением следует отнести к одушевленным существительным. Но все-таки проверим это, воспользовавшись грамматической формулой:

  • и. п. народ живет, народ ы
  • р. п. голос народ а , народ ов
  • в. п. вижу народ , народ ы

Очевидно, что у этого существительного мужского рода совпадают формы именительного и винительного падежа единственного и множественного числа. Значит, сделаем однозначный вывод.

Аналогично неодушевленными являются существительные, которые называют живые объекты как совокупность, единое целое:

Видеоурок

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ТЕМА : Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

ЦЕЛИ : развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и «что?».

-формировать умение отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

-воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!

Улыбнитесь мне, друг другу. Желаю вам хорошего нестроения и лёгкого пути к знаниям.
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию в парк. Давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах?

- Мы отправимся в «Грамматический парк», где будем открывать для себя новые знания. Запишите число, кл. работа.

-Чтобы попасть в парк, необходимо пройти по тропинке ЧИСТОПИСАНИЯ

- Чтобы писать чисто, красиво, правильно давайте подготовим наши пальчики.

Наши ручки сжались тесно,

Что такое, интересно.

В руки мы бинокль возьмём,

А потом их развернём.

Будем с лёгкостью писать.

Пропишите сочетание –оло- и предложение. Помните об аккуратности и правильности соединений!

На доске: - оло-

В тенистой аллее парка поёт соловей.

- Найдите и подчеркните известные вам орфограммы. Выделить основу предложения.

- Вот мы и добрались до парка. Перед вами дерево Познаний.

Словарная работа

- Посмотрите внимательно на доску. Скажите, какое задание вы можете предложить выполнить?

- Вставьте пропущенную букву.

Р…бята, м..дведь, мес..ц, л..пата, яг..да, дев..очка, в..рона, д..рога.

Самопроверка .(на полях поставить себе оценку)

- Что объединяет все эти слова? Какой у них общий признак?(словарные, сущ.)

- А что вы знаете о сущ. Поделитесь со мной своими знаниями.

Игра «Продолжи фразу».

Имя существительное- это…

Имена существительные отвечают на вопросы …

Имя существительное обозначает …

Предлагаю поиграть в игру «Я знаю, я умею, я могу»

Перед вами карточка, заполните её.

1. Я знаю, что такое имя существительное

2. Я умею находить имена существительные среди других слов.

3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4. Я смогу различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Так какая у вас возникла проблема?

- Значит мы можем теперь определить тему нашего урока.

3. Работа по теме урока.

- Теперь отправляемся за знаниями. Продолжим экскурсию по парку. Я предлагаю пройти к озеру Открытий и там продолжить наше путешествие.

- Вернёмся к словарным словам.

Ребята, медведь, месяц, лопата, ягода, девочка, ворона, дорога.

- На какие две группы их можно разделить? (живые, неживые)

- Выберите слова, которые относятся к живым.

Ребята, медведь, девочка, ворона.

- На какой вопрос они отвечают? (кто?)

-А какие слова относятся к неживым?

Месяц, лопата, ягода, дорога.

- На какой вопрос они отвечают? (что?)

- Оказывается все слова в русском языке делятся на две группы: те. которые отв. На вопрос кто? и те, кот. отв. на вопрос кто?

- А почему одни слова отвечают на вопрос кто?(живые, ходят, дышат, едят)

и что? (неживые, не дышат, ….)

- Значит в русском языке такие имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называют людей, животных и они называются одушевлёнными.

Работа по учебнику с. 48 (правило читают дети)

Это к нам пришло из древности. Считалось, что живой предмет тот, в котором есть душа. Поэтому и называются одушевлённые.

Приведите пример. (на доске упр.81) устно.

Люди: (кто?) художник, ……

Птицы :( кто?) снегирь, ….

Насекомые: (кто?) шмель, ….

Домашние животные: (кто?) лошадь, …..

Дикие животные: (кто?) медведь, …

В грамматическом парке есть тренажёрный зал давайте отдохнём

-Давайте пройдём в тренажёрный зал.

Игра «Рассадить пассажиров»

По тропинкам парка прогуливался Незнайка и потерял такую записку. Помогите отыскать слова.

Работа в парах :

ЬРАДУГАДРЬАРБЕЛКАМРЛВАПН

АСКОМПЬЮТЕРСМИТЬРЫБКАПР

ЧВЛИСИЧКИНГШОРТРАВАЖДЛН

( НАЙТИ 6 СЛОВ, КОТ. СПРЯТАЛИСЬ,

(радуга, компьютер, лисички, белка, рыба, трава)

- слово лисички относится к одуш. или к неодуш.?

- В русском языке есть слова, кот. относятся и к одуш. и к неодуш. в зависимости от их лексического значения (грибы- животные)

Игра «Найди лишнее слово» (устно)

Кошка, ковшик , черепаха,

Туфли, бабочки , рубаха,

Лук, кабанчик , кабачок,

Платье, полка, светлячок .

Работа по учебнику:

Продолжаем путешествие по нашему парку, пройдёмся по его аллеям где гуляют люди, можем встретить некоторых животных, послушать, как поют птицы.

с. 51, упр.86

(прослушивание голосов птиц)

- Вернёмся к карточкам, с которыми работали в начале урока.

- оценить свою работу

САМОАНАЛИЗ УРОКА

В классе 30 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью. Активных детей - 7 чел. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно. (Корникова Д., Артамонова Л., Нагасюк Н., Никитин Д., Сергеев С., Неделькин С., Копылов Д.).

Есть слабые дети – 4 чел., которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью (Паньков А., Старых А., Петросян Л., Семенова В.) Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя.

Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

· образовательная – закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

· развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять узловые положения, изученные на предыдущих уроках; развивать внимание, память, мышление, речь; формировать понятия, систематизировать знания; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

· воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:

· Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Структура этого урока:

а) организация начала, постановки целей и задач;

б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, письменный - выборочное списывание, выводы, обобщение знаний.

в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

3. Чистописание. Задание Снеговика.

4. Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.

5. Группировка слов по признакам. Устная работа.

7. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)

8. Работа по теме урока.

А). Разбор предложения. Предложение записано на доске.

Б). Работа с пословицами и поговорками.

В). Пингвин – физкультминутка - игра.

Г). Ворона предлагает вам игру «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?»

Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223.

Е). Мороз. Взаимопроверка.

11. Домашнее задание.

Место урока в теме.

Это третий урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию – это упражнение в использовании поговорки, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент всего урока был направлен на закрепление знаний учащихся на данном этапе об одушевленных и неодушевленных предметах. Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной.

Использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая (девочки отдельно от мальчиков), самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А так же применился игровой прием – небольшое путешествие в гости к сказочному герою.

Использовались методы работы:

Словесные методы:

· комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и краткого фонетического разбора,

· диалог учителя с учеником.

· рассказ справочного материала подготовленных учеников.

Наглядные методы:

иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.

Средства: учебник, презентация к уроку.

Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной.

Читайте также: