Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Обновлено: 02.05.2024

Любимая игрушка или первый друг? Такой вопрос задают родители малышей, заметившие, что те не расстаются с мишками, зайцами, куклами в течение дня, берут их в постель на ночь.

Как понять значимость игрушки и правильно определить ту, которая действительно нужна малышу – рассмотрим в статье.

Нужны ли детям мягкие игрушки

Нужны ли детям мягкие игрушки и какое значение они могут играть в жизни малыша? Мягкая игрушка, будь то мишка, зайчик, лошадка, собачка или кошечка, — нередко становится для ребенка предметом, обеспечивающим внутреннее спокойствие и личную уверенность.

Малыши сами выбирают ту игрушку, которая становится любимой. Игрушка помогает ребенку создать собственный мир, в котором тепло и спокойно. В нем малыш развивается, растет, осознает самого себя и окружение.

И игрушка занимает в этом мире особое место. Почему многие дети в раннем возрасте отдают предпочтения мягким игрушкам? Дело в том, что для малышей большую значимость имеют тактильные ощущения и запахи. Игрушка, мягкая и приятная на ощупь, будет нравиться ребенку больше, чем твердая и угловатая.

Мишку или зайца можно обнимать, тискать, прижимать к себе. С ним удобно спать и даже использовать вместо подушки. Куклу или робота так использовать не получится, потому что твердые части тела игрушки не могут принести ребенку тех же приятных ощущений.

Обнимая мягкую игрушку, малыш чувствует нежные прикосновения, схожие с прикосновениями маминых рук, губ, груди. Поэтому игрушка может на некоторое время отвлекать малыша в отсутствие самого близкого человека, а ночью — успокаивать.

В раннем возрасте дети еще не умеют дружить со сверстниками. Но подсознательно нуждаются в друге. Именно поэтому мягкая игрушка становится объектом, с которым малыш начинает дружить. Он разделяет с ней радости, обиды, может рассказывать выдуманные или настоящие истории.

Общение с мягкой игрушкой развивает потребность в общении, учит состраданию, заботе. Дети стремятся разделить эмоции с игрушкой как с близким существом.

Малыш считает игрушку одушевленным предметом, верит, что заяц может скучать, болеть, хотеть кушать или спать. Играя и общаясь с ним, мальчик или девочка стремятся удовлетворить потребности друга (накормить, уложить в постель), поделиться сокровенным.

Общаясь с игрушкой, ребенок учится проявлять эмоции: объятия, поцелуи, поглаживания плюшевого друга говорят о том, что для детей эти проявления имеют большое значение.

Игрушка для ребенка не просто предмет, она – важная часть личности, жизни, существования. Запах, текстура, ощущения, связанные с ней, для малышей сопоставимы с самыми сокровенными чувствами. Плюшевый друг – молчаливый хранитель детских секретов и тайн, тот, кто не предаст, кому можно доверять.

Привязанность к мягкой игрушке может длиться годами, вплоть до юношеского возраста. Поэтому родителям не стоит брать на себя смелость выбрасывать ее или прятать, поскольку ребенку будет нанесена душевная травма.

Нужны ли детям мягкие игрушки

Какими должны быть игрушки?

Чтобы игрушки были в радость, необходимо их соответствие требованиям безопасности и этики. Материал, из которого сшита игрушка, преимущественно должен быть натуральным или безопасным синтетическим.

Следует проверить, чтобы мелкие детали (глазки, пуговицы) были крепко пришиты или приклеены безопасным клеем. Иначе есть риск проглатывания, попадания в дыхательные пути, слуховые проходы.

Обратите внимание на наполнитель, которым набита игрушка. Натуральные компоненты – это хорошо, но не в случае игрушек. Например, травяной наполнитель колется, сминается, пахнет не всегда приятно для детей.

Шерстяной наполнитель служит рассадником для насекомых (моли, к примеру), при намокании начинает источать запах мокрой шерсти. Вата сваливается в комки, делает игрушку жесткой и деформирует ее форму.

Кроме того, игрушки с натуральными наполнителями не рекомендуют стирать, поэтому в них скапливаются бактерии, наносящие вред детскому здоровью.

Выбирайте игрушки с безопасным гипоаллергенным синтетическим наполнителем: синтепоном, холлофайбером, синтепухом или мелкими гелевыми шариками. Игрушка долго не потеряет форму, при этом останется мягкой и приятной на ощупь.

Отдавайте предпочтения игрушкам, повторяющим живых существ: медведей, лошадей, собак, кошек, зайцев. Игрушки, повторяющие вымышленных персонажей, формируют неправильное восприятие мира и создают иллюзию реального существования таких существ.

Популярные в современном мире игрушки в виде бактерий или экскрементов вряд ли могут вызвать положительные чувства, поэтому не стоит покупать их детям, приучать с ними играть. Для воспитания гармонично развитой личности в мире достаточно качественных и эстетически правильных игрушек.

Какими должны быть игрушки?

Почему у ребенка должна быть любимая игрушка

О том, почему у ребенка должна быть любимая игрушка, говорят все психологи без исключения. Какое влияние оказывают игрушки на детей?

  1. Успокаивающее . Любимая игрушка – символ покоя и умиротворения. Она помогает уснуть, перестать плакать, прекратить истерику, перестать испытывать одиночество. Любимая игрушка должна быть рядом, когда малыша ведут в детский сад, оставляют с няней или бабушкой, укладывают спать одного.
  2. Имея рядом свою игрушку, ребенок чувствует себя в безопасности и знает, что не одинок. Кроме того, малыш перестает бояться за себя, потому что чувствует ответственность и за любимую игрушку. Он считает, что должен ее оберегать, ухаживать за ней, потому что ей еще страшнее, чем ему.
  3. Наличие любимой игрушки способствует развитию творческих наклонностей и навыков общения . Ребенок беседует с игрушкой, рассказывает истории, делится впечатлениями.
  4. Игра по ролям (когда малыш отвечает другим голосом или имитирует действия игрушки) развивает воображение, учит вставать на место собеседника и проживать чужие эмоции.

Почему у ребенка должна быть любимая игрушка

Как игрушки помогают в воспитании

Как игрушки помогают в воспитании, и в каких случаях следует этим пользоваться?

Любимая игрушка действительно становится лучшим другом, когда ребенку одиноко или грустно. Если малыш сталкивался с негативом, он понимает, что плюшевый мишка не станет его ругать или осуждать, поэтому выговаривает ему чувства, делится мыслями, переживаниями и просит совета. Нередко в вымышленных диалогах ребенку удается найти ответ на важные и волнующие вопросы.

Беседы с куклами развивают логику, способствуют разговорным навыкам, расширяют словарный запас. Родители, наблюдающие за этим процессом, не должны обрывать детский монолог, иначе это занятие ребенок начнет делать втайне от всех. Наоборот, следует прислушаться к нему, так как рассказ может приятно или неприятно удивить маму и папу.

Чадо может делиться радостью, а может рассказывать о проблемах, на которые необходимо обратить внимание. Здесь рекомендуем прибегнуть к хитрости . Скажите малышу, что мишка (или заяц) переживает за него, поэтому по секрету рассказал маме о волнениях и страхах. Предложите вместе с мишкой помочь развеять неприятности и отметить это мороженым.

Дети привыкают к своим игрушкам, они становятся частью их мира, жизни, эмоций. Наличие молчаливого друга может играть на руку и родителям, и детям.

Например, мальчики и девочки иногда переваливают вину на куклу или робота. Раскидал игрушки, испачкал стену, разбил чашку или вазу, наступил на хвост кошке – виноват плюшевый друг. К таким поворотам нужно быть готовым, но поощрять их не следует. Иначе куклы могут распоясаться и безобразничать каждый день.

Объяснение «Это сделал Мишка» — можно принять один раз, но впоследствии поговорить с детьми и объяснить, что мальчики и девочки сами несут ответственность за содеянное, не прибегая ко лжи и обвинениям в этом игрушек.

Объясните, что Мишка плакал и всю ночь не спал от обиды, что его несправедливо наказали. Ребенок поймет, что совершил неправильный поступок, и признается.

Интересный опыт воспитания несут в себе игрушки, надеваемые на руку. Их применяют в 2-4 летнем возрасте. Помимо того, что такие куклы развивают речь и воображение, они способствуют развитию мелкой моторики рук, так как заставляют пальчики работать.

С помощью кукол дети познают мир сказок и характер сказочных героев, учатся проигрывать их роль и применять умения и навыки на деле.

Как игрушки помогают в воспитании

Не навязывайте детям игрушки, позволяйте самим выбирать то, что по душе. Малышу важно лично выбрать себе друга, который с ним разделит детство. Не отбирайте друга и старайтесь вообще не трогать игрушку без разрешения малышей. Если видите, что мишка или кукла нуждаются в стирке и переодевании, деликатно скажите об этом ребенку. Возможно, он примет участие в процессе очистки и смены одежды.

Относитесь с уважением к детскому выбору и самой игрушке, ведь ребенок нередко отождествляет себя с ней.

Специфика общения детей младшего возраста.

Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии', он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможности приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию, и тут уж мы не увидим малыша в ареоле его достижений.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т. п.) обусловливает мотивацию к достижению (мотив достижения, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.

Дидактические игры «Одежда» для детей младшего возраста 1. Кукла проснулась. Цель: уточнить названия кукольной одежды, её деталей, рисунка, цвета. Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше Двигательная активность маленького.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Общение со сверстниками для детей – это особая область взаимодействия и развития ребенка, важная как для его индивидуального становления, так и жизнедеятельности в обществе. А исследования педагога – психолога Татьяны Александровны Репиной доказали, что уже на ранних этапах развития, общаясь в коллективе со своими сверстниками, у детей происходит половая социализация, которую нужно учитывать.

Успешное осуществление общения и взаимодействия сверстников дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, в которой через совместную игровую деятельность дети более развиваются, взаимодействуют и раскрываются. По мнению некоторых ученых, ребенок при рождении не способен к общению, эта способность у него формируется в течение жизни постепенно. Поэтому участвуя в игровой деятельности, при помощи игры прежде всего ребенок может продолжать формировать способность общаться со своими сверстниками, переживая в игре положительные эмоции. Ведь игра для детей органична и естественна и здесь они могут проявить не только инициативу, но и чувствовать себя свободно.

В педагогике существуют несколько классификаций игр детей. Сюжетно-ролевые игры, одни из важных игр, о чем писала в своих исследованиях Т. А. Репина : «. сюжетно-ролевые игры, где ребенок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.»

Т. А. Репина предлагала использовать сюжетно-ролевые игры для решения сложной задачи, которая четко обозначилась после исследований, в которой приходилось разрешать противоречие между интенсивным процессом формирования психического пола у детей и их резким разделением на подгруппы – мальчиков и девочек, когда для своего общения дети предпочитали достаточно радикально именно представителей своего пола. С помощью сюжетно-ролевых игр стремились разрешить эту задачу, способствуя дружбе между мальчиками и девочками, при этом не тормозя их процесс половой дифференциации. Например, в сюжетно-ролевой игре «Семья» могут даваться ребенку первые представления о будущих обязанностях отца и матери.

Через сюжетно -ролевые игры, способствующие непосредственному общению между сверстниками, можно развивать у детей творческий потенциал, воображение, самостоятельность. Эти игры обогащают детские впечатления, что является благоприятным для взаимодействия и общения между детьми.

Немало важно понимать, что на каждом становлении этапа развития и взросления детей, каждому возрасту присущи отличия общения со сверстниками, поэтому и игровая деятельность в разном возрасте имеют свои особенности. Попробуем их разобрать на примерах дошкольников средней (4-5 лет, старшей( 5-6 лет) и подготовительной группы(6-7 лет).

Средняя группа (4-5 лет)

- в играх данного возраста наблюдается участие количества детей от 2 до 5, длительность игр увеличивается

-чаще дети воспринимают других участников игры как объект для реализации своих замыслов, поэтому когда ребенок предлагает поиграть он более доминирует, распределяя лично роли «Давай я буду.», но в самом процессе игры или перед игрой возможны перераспределения ролей или изменения сюжета игры, если включаются ещё участники игры.

-дети этого возраста избирательны и играют в основном с постоянными партнерами по играм, хотя эти партнеры могут поменяться несколько раз в течение года

- сам процесс игры в этом возрасте усложняется, появляется ролевое общение - усложняются реплики, сюжет игры.

- чаще конфликты возникают при распределении ролей в игре, и, разрешая эти конфликты, у детей этого возраста наблюдаются попытки самостоятельно договорится с детьми по игре при помощи объяснений, аргументируя свои притязания на те или иные роли, например «Я первый сказал, что буду…Я лучше знаю…», не прибегая к помощи взрослого или используя физическую силу

Старшая группа(5-6 л ет).

- игровое взаимодействие детей в группах данного возраста начинает происходит уже более разностороннее

- в процессе самой игры дети уже могут совместно обсуждать правила

-при распределении ролей, несмотря на преобладание желание прежде всего самого ребенка играть того или иного героя, среди детей можно наблюдать попытки совместно решать проблему о распределении ролей.

- сам процесс игры и его участников дети старшего возраста пытаются уже контролировать, например, критикуют или дают указания другим участникам игры.

- при конфликтах в играх, дети пытаются объяснять, почему так можно, а так нельзя поступать, опираясь на согласованные ранее правила, но если им не получается договариваться, как правило дети перестают играть в эту игру.

Подготовительная группа( 6-7 лет)

- перед игрой или в процессе самой игры ясно наблюдается предварительное совместное планирование игры детей, обсуждение сюжета игры носит уже длительный характер.

-роли в игре распределяются, как правило, перед началом игры в совместном обсуждении.

- в этом возрасте конфликты приобретают более социальные формы, и если раньше критика возникала, только потому что кто-то не соблюдал правила и договоренности, то данные конфликты могут возникать из-за нарушения норм взаимодействия между детьми, касающиеся нравственных норм, к примеру, участник игры ведет себя излишне импульсивно или грубо.

Значение межличностных отношений детей со своими сверстниками очень важное явление, которое требует постоянных исследований, наблюдений, выводов, размышлений.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Оценить 1545 0

Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста

В дошкольном возрасте достаточно распространено общение детей с игрушкой, которая выступает не только предметом игры, но и как опора для внутреннего диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные игрушки - куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная игрушка может стать для малыша реальным партнером по общению. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, таким образом, это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. Главная задача взрослых - научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, как особая форма передачи и освоения культурного опыта. Игрушка - особое психологическое средство, и имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Существуют различные классификации игрушек по тематике и видам игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары.

Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное - соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться.

Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.


Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной.

Исходя из этого основными задачами являются:

  1. Обучение детей речевым средствам общения
  2. Развитие творческих способностей и воображение в процессе игрового общения.
  3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми
  4. Формирования умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
  5. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.
  6. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. В данном возрасте большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «На приеме у врача», «Дочки-матери» и многие другие, большинство из которых знакомят детей с различными профессиями. Развивает навык общения друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

Подвижные игры — здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки. Развивают навык взаимоотношения в коллективе; согласованию своих действий с действиями других.

Для развития общения, важную роль играют дидактические игры, которые имеют определенное значение в социальном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки, не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности. Вместе рассматривают картинки, составляют узоры, соединяют пазлы. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость от общих действий.

Дидактические игры развивают способности к совместным действиям со сверстником как с партнером по игре. Это игры типа «Чей это домик», «Профессии», «Чей домик», «Малыши и краски».

Настольно-печатные игры — Развивают умение вступать в общения, договариваться о правилах игры, соблюдать очередность действий. Их сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Приключение Буратино», «Мозаика», «Доминошники».

Театрализованные игры — пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Театрализованные игры развивают навык совместной деятельности, желание общаться, умение вести диалог, преодолевать застенчивость. Использовались такие приемы как: стихи-диалоги. помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни (Курочка Рябушка зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. –Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи) Игровые-ситуации позволяющие ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей («Котик обиделся» (у него отобрали клубочек, с которым он играл; дети жалеют его, дают другой клубочек, поют ему песенки). Постановка сказок помогающие сближению детей, делая их союзниками, партнёрами в общем деле («Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»).

Формирование навыков общения со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Таким образом через игровую деятельность развиваются:

− навыки общения со сверстниками и взрослыми;

− взаимоотношения в коллективе;

− навык совместной деятельности;

− сотрудничество в коллективе.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, становится раздраженным, агрессивным.

В младшем возрасте без помощи взрослых трудно научить ребенка общаться со сверстниками. Поэтому желаю вам быть активными участниками игры и показывать образцы культурного общения.

  1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. — М.: Детство-Пресс, 2008.
  2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие — СПб: Питер, 2008.
  3. Калиниченко, А. В. Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2004.
  4. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989.
  5. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990.
  6. «Игра в коррекции психического развития ребенка» Учебное пособие Москва 1997 г.
  7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 210 с.
  8. Арушанова А. Г. Образовательная область «Коммуникация»: формы организации психолого-педагогической работы // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19–26.
  9. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  10. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
  11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сверстник, внимание ребенка, младший возраст, общение, совместная деятельность, взрослый, действие, сюжетно-ролевая игра.

Похожие статьи

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая.

Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации в процессе деятельности детей.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.

Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть

Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для взаимоотношения детей.

Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма

Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Игра как средство формирования межличностных отношений.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимость в воспитании

Важно научить ребенка в младшем дошкольном возрасте согласовывать свои действия с другими.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных.

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет

Эмоции, которые возникают при взаимодействии ребенка со взрослыми, со сверстниками, в игровой

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют.

Читайте также: