Окружающий мир дымковская игрушка в старшей группе

Обновлено: 13.05.2024

Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей о художественном промысле России дымковской игрушке через логико-математические настольные и интерактивные игры.

Задачи:

Образовательная

Закрепить порядковый счёт пределах 10; состав числа в пределах 10; навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги; закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;

Развивающая

Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания; способность производить действия в уме.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Материал: Карточки с изображением дымковских игрушек (Загадка - ответ),

ободки, мольберты, раздаточный материал для игр, математический планшет, фишки, наклейки.

Ход игры

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш сад пришло письмо по электронной почте, давайте посмотрим, что в нем?

Обращение детей на экране телевизора. (Дети обратились с просьбой помочь им поучаствовать в международном математическом конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки», но для этого нужно выполнить задания, они сложные, но очень интересные и правильные ответы поместить в интернете)

Воспитатель: Я предлагаю принять участия в этом конкурсе! Поможем ребятам выполнить задания.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды, петушки и свистульки. Подойдите к той картинке, где ваш ободок с элементами росписи похож на игрушку свистульку или петушка. Ребята за каждый правильный ответ вы будете награждаться фишкой.

1 задание: «Разминка» (игра Вопрос-ответ», дети отвечают на вопросы все вместе)

Ведущий: Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.

  • Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  • Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  • Кто делает дымковские игрушки? (Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам)
  • Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? (Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров)
  • На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  • На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  • Какие формы имеют узоры? (Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки).
  • Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)



2 задание: «Загадки про дымковские игрушки»

Загадки задаются каждой команде по очереди.

1. Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок? (Петушок)

3.Красной краскою горя,

Как корона у царя (индюк)

4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

а селе работник (конь)

5.Ведра красные несет,

На коромысле не спеша,

Барышня краса (Водоноска)

Статные и важные (Дымковские барышни)

Дети отгадывают загадки, выбирают отгадки картинки

с дымковскими игрушками. Картинки-игрушки крепятся на мольберт.

Давайте посчитаем, сколько всего игрушек, какой по счету

петух, назови соседей числа 5.

3 задание: Дидактическая игра: «Укрась дымковскую игрушку»

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные!

Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дидактическая задача:

- Закреплять знания детей об основных элементах

росписи, ее колорите.

- Упражнять детей в составлении композиции из

элементов росписи на силуэте игрушки по образцу.

-Сосчитать и соотнести элемент росписи с числовой карточкой.

- Развивать внимание, память, счет в пределах 10, цветовое восприятие,

мелкую моторику рук.

Материал

Шаблон игрушек, образец, элементы росписи, числовые карточки.

Ход игры

Дымковские игрушки очень любят примерить новые наряды.

Ребята нам нужно правильно, выложить узор по образцу.

Сосчитать элементы росписи и найти числовую карточку

к данному элементу.

4 задание: «Сложи фигуру».

До чего же хороша –
Русская игрушечка!
Хоть полсвета обойдёшь –
Лучше Дымки не найдешь!

Внимательно рассмотрите части картинок и соберите

целые изображения дымковских игрушек из нужных фрагментов.



4 задание: Игра-лото «Русский сувенир»

Сувенир, сувенир, русский сувенир.

Русский сувенир покорил весь мир.

Дымковские барыни, кони, петушки!

В мастерской народной росписи Дымки предлагаю собрать

нарядный русский сувенир. Его нужно собрать при помощи

карточек с цифрами.

У вас большие карты по дымковской росписи; я буду показывать маленькие карточки, показывает по очереди, называя номер: 1,2,3,4,5 и т.д. 5 малых разрезных карт с деталями узоров, а вы находите такую цифру на своей карте, сравниваете и, если детали совпадают, закрываете карточкой пробел на большой карте. Выигрывает тот, кто первым соберет большую карту.

6 задание: Волшебный сундучок

Сундучок мы открываем,
Нашу игру продолжаем.
Сундучок наш не простой,
Весь нарядный расписной.
Что же в нём?
А в нём игрушка ?

Но игрушка не простая

В схеме зашифрована!


Какая фигура зашифрована в схеме? Рассмотрите схемы. Назовите особенности схемы, которую вы видите. Из каких геометрических фигур?

Тико – конструирование «Барашек»



7 задание: «Сосчитай сколько фишек»

В игре мы не грустили,

И не было у нас печали

На все вопросы верно отвечали!

Давайте посчитаем фишки, полученные за правильные ответы!

Выложите число, сколько фишек вы получили на математическом планшете.

Ребята, вы такие молодцы, вместе мы выполнили все задания, помогли ребятам! Правильные ответы отправим на международный математический конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки».

«Мы дружными все были!

Игру мы провели и победителей нашли!



Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. —Изд. 3-е, переаб. — М. : Баласс, 2019. — 528 с.

Рецензия от 25.06.2019 г. Протокол № 20 от 25.06.2019 г. Института детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

3. «ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология, в русле интеллектуального развития детей»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008925 скачать >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

- развивать моторику рук, речь детей; речь, мышление, внимание, память.

- воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.

Оборудование для детей:

Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Оборудование для воспитателя:

Дымковские глиняные игрушки ( свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочка с водой, тряпочка, стека, дощечки для лепки.

Интеграция областей :

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка, а что в ней мы узнаем, когда откроем её.

(Из посылки появляются дымковские куколки).

- Посмотрите, какие красивые куклы у нас в посылке. Как вы думаете, к какому декоративному виду можно отнести этих кукол? И прежде чем мы ответим с, вами на этот вопрос, давайте вспомним, какие виды промыслов мы знаем.

Дети: Хохлома, гжель, дымка.

- Правильно наши куклы дымковские, хотите полюбоваться нашей посылкой? А в это время я напомню вам о том, где родился и кто помог прославиться дымковскому промыслу :

- Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова.

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

-Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха.

Ребята, сейчас я вам покажу как можно вылепить свистульку-уточку. Для этого нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

- Прежде чем превратится в дымковских мастеров, нужно приготовить свои руки к работе, так как дымковские мастера были умельцами и выполняли свою работу аккуратно и красиво.

Упражнение для рук.

Переплетаем пальцы рук в «замок», затем будем сгибать, и разгибать пальцы.

Упражнение выполнять 15 раз.

А сейчас мы с вами превратимся в дымковских мастеров и вылепить такую уточку.

- Сейчас я предлагаю вам поудобнее устроится в нашей мастерской, а по окончании работы поучаствовать в ярмарке умельцев.

(звучит русская народная музыка)

- Какая же ярмарка без карусели, карусели не простые, а для наших мастеров.

(Дети встают в круг и выполняют движения).

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не бегите

Раз два-, раз два

Вот и кончилась игра.

Когда игрушки подсохнут, мы их покроем белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию распишим уточек дымковскими узорами.

Дымковские игрушки. Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Задачи: Познакомить детей с дымковскими.

Дымковские игрушки — барышни из пластилина. Мое творчество

Дымковские игрушки — барышни из пластилина. Мое творчество Задачи: Знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народно декоративно - прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений.

Дымковские игрушки-мое хобби. Фотоотчет

Дымковские игрушки-мое хобби. Фотоотчет Дымковские игрушки - это мое хобби, мое творение и вдохновение. Вначале изготавливала игрушки из глины. Нечаянно упадет лошадка у ребенка.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в подготовительной группе. Тема «Транспорт» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.

Конспект интегрированной ОД во второй младшей группе по ФЦКМ «Ветер наш друг» Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по ФЦКМ на.

Конспект итоговой НОД по ФЦКМ в старшей группе «Зимняя сказка» Тема: «Зимняя сказка» Цели: обобщить знания детей о времени года- зима. Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени года – зима; 2. Учить.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Дымковские игрушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи Конспект образовательной деятельности.

Конспект ООД по лепке в старшей группе. Тема: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Тема : «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Программные задачи: Продолжать учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха:.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

НОД по ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Игрушки» Цель: расширение знаний детей об игрушках. Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ об игрушке, не называя её, опираясь на схему;.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Знакомство детей с историей дымковской игрушки, формировать знание об особенностях росписи игрушек разным узором.

ВложениеРазмер
zanyatie_dymkovskaya_igrushka.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка» г.Туапсе

по познавательному развитию " Дымковская игрушка"для детей старшей группы

Воспитатель: Чихладзе И.А.

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная. Восприятие художественной литературы.

Цель: познакомить с историей дымковской игрушки формировать знание об особенностях росписи игрушек основных элементах узора, воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров; развивать интерес к изучению народных промыслов интонационную выразительность речи восприятие ритма стихотворения.

Оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации художников с изображением ранней весны.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Воспитатель:- Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассмотривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

-Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

- Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

- Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

- Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки. Рассмотривание игрушек.

-Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы, и др.).

- Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие,нарядные:красный,алый,синий,малиновый,желтый,оранжевый,

зеленый.) Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

- Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Правый рог завиток,

- Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

-Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца).

-В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД в старшей группе

на тему: «По страницам истории» («Дымковская игрушка»)

Воспитатель Афанасьева Н,А.

Цель : знакомство детей с дымковской игрушкой.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально- коммуникатив ное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приёмы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ дидактического материала по данной теме, предметов с изображением данной росписи), практический (роспись игрушек по- выбору детей), игровой.

ü Познавательное развитие:

- Познакомить с историей создания и процессом изготовления дымковской игрушки.

ü Социально- коммуникативное развитие:

- Формировать положительное отношение к труду народных мастеров;

- Стремление к самостоятельному творческому процессу.

ü Речевое развитие:

- Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по данной теме.

- Воспитывать интерес к русской народной культуре через художественное слово.

ü Художественно – эстетическое развитие:

- Формировать представления детей об особенностях росписи дымковской игрушки (круги, линии, клетка).

- Развивать фантазию, творческие способности.

- Расширять культурно- эстетические восприятие мира в ходе изучения русской народной культуры.

ü Физическое развитие: снять психическое напряжение и создать позитивную атмосферу внутри детского коллектива:

- игра малой подвижности;

Предварительная работа:

Ø Словарная работа (мастера – гончара, печь, обжигать игрушки).

Ø Беседа: «Чудо – игрушка Дымка».

Ø Составление презентации «Дымковская игрушка».

Ø Организация выставки «Город мастеров – Дымка».

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, элементы узоров росписи дымковской игрушки, трафареты (лошадки, петуха, барыни), кисточки, сушки, самовар, чайный сервиз для каждого ребенка, муз. проигрыватель, телевизор.

Ход занятия.

В группу заходят дети (девочки - в сарафанах и платках; мальчики – в панам- ках). В группе звучит народная плясовая музыка.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Проходите, присаживайтесь. Очень рада вас видеть вас у себя в гостях. Сегодня, я- бабушка рассказушка. Посмотрите, как здесь у меня красиво, нарядно и красочно. Мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

Я и мои игрушки приехали из города Кирова из села Дымково. А почему оно так называется? (слайд. 1) . Я сейчас расскажу. Давным-давно в нашей дерев- не стали делать игрушки не простые, а глиняные. Делали их зимой, а весной продавали на ярмарке. Зимой как натопят печи, так все и деревня в дыму. В доме тепло, а игрушки в печи обжигают на радость детям и гостям на удивле- ние. Ох, и хорошо и славно у нас, но далее пора речь вести об игрушке. Есть у меня ещё один секрет, что ещё моя мама мне рассказывала: «Наша дерев- ня получила название от легкого тумана, что стелется возле речки». Ну, да дело давнее. Не скоро сказ сказывается, а вижу я, что притомились вы мои, голубчики.

Встанем в круг и попляшем, возле барыни нашей. Что за звонкий перепляс ноги идут сами в пляс (Барыня, барыня). Дети встают в круг.

Ох, и уморили вы меня своим весельем. Присаживайтесь, а я дальше поведу- свой рассказ. А барыня моя не простая, а из красной жирной глины сделана. Глину возле речки Вятки собрали, после половодья и перемешали с мелким песком. Сделали мастера жидкое глиняное тесто и выпекли барыню. Стояла она на окошке 3 дня, а потом и в печке. После обжига покрасили разведен- ным на молоке мелом. Расписали нашу барыню цветными красками всем на удивление. Теперь стоит здесь перед вами наряд свой показывает (слайд. 2)+ игрушка. Воспитатель: Дети, а какие цвета есть на платье барыни. Дети: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый и даже малиновый. Воспитатель: Ох, и модница же моя барыня. А какие наряды у неё (иллюстрации девушки в русских нарядах по мотивам дымковских узоров).

Воспитатель: А у барыни то у моей на дворе, посмотрите - индюшонок, петушок, баран, лошадка и олень (слайд. 3) + игрушки на выставке. Ребята, посмотрите, как много птиц и животных у нашей барыни. А какие геометрические фигуры на игрушках.

Дети: На игрушках круги, кольца, овалы, линии прямые и волнистые, клеточки, квадраты.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали. А вы ребята заметили, что все узоры нанесены на белом фоне. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Воспитатель: А теперь я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Как у бабушки- рассказушки было 7 сыновей» (Игра «Бабушка Маланья»). Вот и славно поиграли. Как же вы внучки и внучата без подарка домой отправитесь? Я предлагаю вам присесть за столы обвести трафарет и расписать игрушку, которая вам понравилась. Ну что приступим? (Тихо в фоновом режиме играет народная музыка. Воспитатель оказывает индивидуально помощь, если у ребенка возникают трудности при выполнении творческой работы). Теперь я вижу, как славно вы потрудились, словно маленькие мастера. Пора, сделать и разминку для наших рук .

Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненье: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись.

Печки у нас нет, поэтому бреем свои рисунки и уносим их на подоконник, а как высохнут, унесем их домой и порадуем наших близких и родных. А вот и наш самовар закипел, всех ребят – мастеров нашего города Дымки приглашаю к чаю. Посмотрите, у вас на столах есть тоже геометрический элемент узора из Дымки. Что это? Дети: Сушка - в форме кольца.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами познакомились с какой игрушкой? (Дымковской игрушкой). Почему её так назвали (Ответы детей). Какие есть узоры на игрушке? Из чего она сделана? Спасибо гости дорогие, меня порадовали. До свидания и до встречи.

Читайте также: