Опиши любую народную игрушку 3 класс окружающий мир соломенная кукла

Обновлено: 06.05.2024

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Русская тряпичная кукла

Кукла – это фигурка, изображающая человека или животного, а также обозначающая существующий или выдуманный персонаж. Например, палка, на которой верхом скачет мальчик – предмет, обозначающий коня. Кукла может быть представлена различными материалами: деревом, тканью, фарфором, пластиком, металлом, бумагой. Родилась игрушка ещё в доисторическое время и занимала в жизни людей особое значение.

Описание игрушки

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.

До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.

Рождественские колядки встречали вместе с куклой Колядой – символом солнца, добрых отношений в семье. Представляли её в образе добротной женщины в новых нарядах. Для детей страдающих расстройством сна мастерили кукол-бессониц, голову, которой зачастую набивали различными успокаивающими травками. Во время работы обязательно приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Девушки готовые выйти замуж мастерили куклу Капусток и выставляли её на окно, дабы сообщить добрым молодцам о своих намереньях и о паре присылать в дом сватов. Символом семьи была кукла под названием «Неразлучники». Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла Зерновушка – пузатая куколка набитая зерном. Являлась гарантом будущего плодородного урожая, вешалась после уборки в амбарах. На рождество было принято дарить куклу-Кубышку с зашитой внутри копеечкой, считалось, что она притянет в дом благосостояния.

Интересную коллекцию куколок Лихоманок делали на целый год и развешивали за печкой. Это 12-100 персонажей, среди которых Драхлея, Ленея, Глупея, Гладея и многие другие, которые должны притягивать к себе определённую нечисть. А 15 января каждого года хранители этих кукол сжигали их и делали следующих. Таким образом, оберегая свой дом от потусторонних сил. В 19 столетии отношение к национальной кукле изменилось, появилось желание её очеловечить. Некоторым моделям стали рисовать лица. Это в основном касалось игровых или декоративных кукол. Но черты лица были мелкими и не прорисованными, а скорее схематичными (крестики, прямые линии).

Как играть?

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.

Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные приметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. Обрядовые куклы и обереги называли по-разному (в зависимости от назначения). Например, стало пригревать солнышко, зачирикали птички, запахло весной, тут и смастерили мастера умельцы тряпичную куколку – Веснянку. Это небольшая игровая куколка размером в ладонь. Её дарили детишкам на Пасху, её делали девушки по весне, для которых она становилась оберегом их молодости и красоты. На рождение дитя шили Кувадку – защитницу новорождённых. Это была первая игрушка малыша.

Новый век

Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол. В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.

Поморские игрушки

Птица счастья завтрашнего дня….. Вы тоже пропели эту строчку? В этой статье речь пойдет о игрушках-оберегах, созданных поморскими народами. Самой известной игрушкой из бересты является «Птица Счастья». Поморы верят, что она оберегает от сглаза, укрепляет здоровье и, конечно же, приносит удачу. Поморские игрушки – это игрушки-обереги, выполненные северными народами Поморами, методом резьбы по дереву.

Поморы живут на южном побережье Белого моря. Эти люди отличаются своей особенной культурой, языком. Первое упоминание о поморах значится в летописях, датируемых 1526 годом. Проживая в непростых условиях быта, на землях, изолированных от других поселений, поморы отличаются исключительной доверчивостью, доброжелательностью, гостеприимством, двери их жилища всегда открыты, самовар всегда горячий. Все эти обстоятельства повлияли на традиции этого народа, на индивидуальность изготовления игрушек-оберегов, талисманов, амулетов, которые, по мнению поморов, защищают, придают силы, укрепляют здоровье, приносят счастье и удачу.

Самыми первыми игрушками для поморских детей становились погремушки из бересты. Береза, по мнению поморов, символизирует продолжения рода, связь с предками и защитой от всех болезней и напастей, как физических, так и духовных. В дальнейшем, для подросших детей игрушки делались из подручного природного материала. Это были фигурки людей, птиц, диких и домашних животных. Поморы, таким образом, знакомили своих детей с окружающим миром.

Описание игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от мала до велика, начинало лепить эти удивительные фигурки. Готовые фигурки коров, козликов, бычков, птичек, выходя из печки, моментально разбирались членами семьи. Что-то забирали для игр дети, а что-то становилось оберегом. Фигурки брали с собой в дорогу, клали у изголовья постели, таким образом, считалось, что они оберегают хозяина от злых сил. Козуль лепили в огромном количестве, веря в то, что они сохраняют счастье в доме, увеличивают численность домашнего скота и дичи в лесах.

«Птица счастья» издревле поморами считается проводником души и связующим звеном человека с божественными силами. Птица обычно висела в «красном» углу. Когда семья собиралась вместе за столом, над ним под влиянием тепла и паров от кипящего самовара птица начинала двигаться, её вращение производило необыкновенный эффект и особое очарование. Обережную Птицу не красили и не покрывали лаком, поморы всегда верили в силу живой природы, в живую энергию, в силу мастера, который её создавал. «Птицу счастья» признавали даже в церкви. По своей форме она напоминает крест.

Как играть?

Играть с Поморскими игрушками можно во что угодно. Они прекрасно подходят для сюжетно-ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с полюбившимися игрушками.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Поморская игрушка удивительна и многолика, она всегда выполняла игровые и воспитательные, эстетические и обережные функции. Сейчас поморская игрушка является больше сувенирной продукцией нежели детской игрушкой. Вкусные разноцветные Козули до сих пор являются традиционным лакомством, их с удовольствием покупают для украшения новогодних елок, в качестве подарка для детей. Щепную Птичку счастья так же можно найти в сувенирных магазинах города Архангельска.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему «Соломенная игрушка». Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. В 19-20 веках соломенную игрушку делали в любой части России, где выращивали хлеб. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей.

Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца.

Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться.

Со временем выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, домашнюю утварь, но уже более сложной конфигурации и техники. Со временем выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, домашнюю утварь, но уже более сложной конфигурации и техники.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему «Русская народная игрушка». Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дерева Богородская игрушка Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Изделия народных мастеров из дерева Семёновские игрушки Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей многоместностью. В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов.

Изделия народных мастеров из дерева Золотая Хохлома Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Изделия народных мастеров из дерева Федосеевская топорщина Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево. Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Изделия народных мастеров из глины Дымковская игрушка Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Изделия народных мастеров из глины Гжельские розы Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Изделия народных мастеров из глины Филимоновская свистулька Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Изделия народных мастеров из глины Жбанниковская игрушка Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково. Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Изделия народных мастеров из глины Каргопольская игрушка На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь. Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из бересты Берестяная игрушка Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки. Шеркунок- погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская –народная игрушка из соломы Соломенная игрушка Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками. Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву. Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству. Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская народная игрушка из ткани Тряпичная кукла Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка, кувадка, пеленашка… Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено.

Русская народная игрушка из ниток Кукла из ниток Мартиничка Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде "закликания весны" (в марте). Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.

Читайте также: