Описывающие состояние системы в определенный момент времени глобус мягкие игрушки учебники

Обновлено: 28.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения.

Цель: первое

Цель: демонстрация

Цель: отражение красоты тела

Цель: изучение костного

Классификация моделей по способу представления: Модели Материальные (Предметные) Информационные (Знаковые)

Классификация моделей по способу представления:

 Материальные модели – Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Пример: Глобус (модель земного шара) - география

Материальные модели –

Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме

Пример: Глобус (модель земного шара) - география

 Информационные модели – Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика

Информационные модели –

Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.

Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика


Классификация моделей по области использования: Учебные модели; Опытные модели; Научно-технические модели; Игровые модели; Имитационные модели.

Классификация моделей по области использования:

Классификация моделей с учетом фактора времени:

  • Статические;
  • Динамические.
  • Примеры:
  • динамические:
  • динамические:
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • статические:
  • статические:
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус;
  • мягкие игрушки;
  • учебники.

Если модель учитывает изменение свойств моделируемого объекта от времени, то модель называется динамической , в противном случае статической .

Классификация моделей по области использования: Биологические; Исторические; Физические; И др.

Классификация моделей по области использования:

2.2 Системный подход в моделировании

 Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой. Системы Статические информационные системы Динамические информационные системы

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

Статические

информационные

Динамические информационные

 Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями. Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями. Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций. 15

Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями.

Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток.

Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями.

Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций.

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели информационные Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии). Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы) Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Формы представления моделей

Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы)

Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Алгоритм как информационная модель Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи. Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Алгоритм как информационная модель

  • Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи.
  • Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Блок-схемы основных алгоритмических структур

Формализация Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей . С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д. Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей .

С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д.

Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей: Информационные модели табличные иерархические сетевые

Типы информационных моделей:

Информационные модели

 В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы. Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы.

Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г. о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = = о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = =

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г.

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

 В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня. Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

Пример: Классификация компьютера в виде графа Компьютеры Супер компьютеры Серверы Персональные компьютеры Настольные Портативные Карманные

Пример: Классификация компьютера в виде графа

Персональные компьютеры

Портативные

 Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. 29

Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет EU JP RU US AM SA AU 29

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет

 Практическое задание Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент. Построить модель генеалогического дерева вашей семьи. 31

Практическое задание

  • Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
  • Построить модель генеалогического дерева вашей семьи.

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 31

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Основные этапы: 1 этап: Построение описательной информационной модели 2 этап: Создание формализованной модели (описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.) 3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель (выражение модели на понятном компьютеру языке) 31

Основные этапы:

1 этап: Построение описательной информационной модели

2 этап: Создание формализованной модели

(описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.)

3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель

(выражение модели на понятном компьютеру языке)

Два пути построения компьютерной модели: Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования; Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр. 31

Два пути построения компьютерной модели:

  • Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
  • Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр.

4 этап: проведение компьютерного эксперимента (запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных) 5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели 31

4 этап: проведение компьютерного эксперимента

(запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных)

5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения.

Цель: первое

Цель: демонстрация

Цель: отражение красоты тела

Цель: изучение костного

Классификация моделей по способу представления: Модели Материальные (Предметные) Информационные (Знаковые)

Классификация моделей по способу представления:

 Материальные модели – Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Пример: Глобус (модель земного шара) - география

Материальные модели –

Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме

Пример: Глобус (модель земного шара) - география

 Информационные модели – Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика

Информационные модели –

Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.

Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика


Классификация моделей по области использования: Учебные модели; Опытные модели; Научно-технические модели; Игровые модели; Имитационные модели.

Классификация моделей по области использования:

Классификация моделей с учетом фактора времени:

  • Статические;
  • Динамические.
  • Примеры:
  • динамические:
  • динамические:
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • статические:
  • статические:
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус;
  • мягкие игрушки;
  • учебники.

Если модель учитывает изменение свойств моделируемого объекта от времени, то модель называется динамической , в противном случае статической .

Классификация моделей по области использования: Биологические; Исторические; Физические; И др.

Классификация моделей по области использования:

2.2 Системный подход в моделировании

 Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой. Системы Статические информационные системы Динамические информационные системы

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

Статические

информационные

Динамические информационные

 Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями. Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями. Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций. 15

Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями.

Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток.

Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями.

Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций.

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели информационные Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии). Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы) Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Формы представления моделей

Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы)

Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Алгоритм как информационная модель Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи. Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Алгоритм как информационная модель

  • Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи.
  • Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Блок-схемы основных алгоритмических структур

Формализация Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей . С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д. Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей .

С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д.

Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей: Информационные модели табличные иерархические сетевые

Типы информационных моделей:

Информационные модели

 В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы. Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы.

Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г. о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = = о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = =

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г.

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

 В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня. Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

Пример: Классификация компьютера в виде графа Компьютеры Супер компьютеры Серверы Персональные компьютеры Настольные Портативные Карманные

Пример: Классификация компьютера в виде графа

Персональные компьютеры

Портативные

 Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. 29

Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет EU JP RU US AM SA AU 29

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет

 Практическое задание Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент. Построить модель генеалогического дерева вашей семьи. 31

Практическое задание

  • Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
  • Построить модель генеалогического дерева вашей семьи.

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 31

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Основные этапы: 1 этап: Построение описательной информационной модели 2 этап: Создание формализованной модели (описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.) 3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель (выражение модели на понятном компьютеру языке) 31

Основные этапы:

1 этап: Построение описательной информационной модели

2 этап: Создание формализованной модели

(описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.)

3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель

(выражение модели на понятном компьютеру языке)

Два пути построения компьютерной модели: Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования; Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр. 31

Два пути построения компьютерной модели:

  • Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
  • Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр.

4 этап: проведение компьютерного эксперимента (запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных) 5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели 31

4 этап: проведение компьютерного эксперимента

(запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных)

5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения.

Цель: первое

Цель: демонстрация

Цель: отражение красоты тела

Цель: изучение костного

Классификация моделей по способу представления: Модели Материальные (Предметные) Информационные (Знаковые)

Классификация моделей по способу представления:

 Материальные модели – Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Пример: Глобус (модель земного шара) - география

Материальные модели –

Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме

Пример: Глобус (модель земного шара) - география

 Информационные модели – Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика

Информационные модели –

Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.

Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика


Классификация моделей по области использования: Учебные модели; Опытные модели; Научно-технические модели; Игровые модели; Имитационные модели.

Классификация моделей по области использования:

Классификация моделей с учетом фактора времени:

  • Статические;
  • Динамические.
  • Примеры:
  • динамические:
  • динамические:
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • статические:
  • статические:
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус;
  • мягкие игрушки;
  • учебники.

Если модель учитывает изменение свойств моделируемого объекта от времени, то модель называется динамической , в противном случае статической .

Классификация моделей по области использования: Биологические; Исторические; Физические; И др.

Классификация моделей по области использования:

2.2 Системный подход в моделировании

 Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой. Системы Статические информационные системы Динамические информационные системы

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

Статические

информационные

Динамические информационные

 Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями. Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями. Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций. 15

Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями.

Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток.

Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями.

Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций.

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели информационные Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии). Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы) Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Формы представления моделей

Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы)

Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Алгоритм как информационная модель Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи. Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Алгоритм как информационная модель

  • Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи.
  • Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Блок-схемы основных алгоритмических структур

Формализация Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей . С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д. Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей .

С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д.

Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей: Информационные модели табличные иерархические сетевые

Типы информационных моделей:

Информационные модели

 В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы. Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы.

Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г. о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = = о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2 = 0 = =

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г.

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

 В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня. Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

Пример: Классификация компьютера в виде графа Компьютеры Супер компьютеры Серверы Персональные компьютеры Настольные Портативные Карманные

Пример: Классификация компьютера в виде графа

Персональные компьютеры

Портативные

 Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. 29

Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет EU JP RU US AM SA AU 29

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет

 Практическое задание Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент. Построить модель генеалогического дерева вашей семьи. 31

Практическое задание

  • Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
  • Построить модель генеалогического дерева вашей семьи.

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 31

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Основные этапы: 1 этап: Построение описательной информационной модели 2 этап: Создание формализованной модели (описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.) 3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель (выражение модели на понятном компьютеру языке) 31

Основные этапы:

1 этап: Построение описательной информационной модели

2 этап: Создание формализованной модели

(описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.)

3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель

(выражение модели на понятном компьютеру языке)

Два пути построения компьютерной модели: Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования; Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр. 31

Два пути построения компьютерной модели:

  • Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
  • Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр.

4 этап: проведение компьютерного эксперимента (запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных) 5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели 31

4 этап: проведение компьютерного эксперимента

(запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных)

5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 6 классе. Модель, как отражение существенных свойств реального объекта Учитель информатики Бегишева Т.А.


Цель: формирование представление о модели, как отражении существенных свойств реального объекта

Образовательная: познакомить с новыми понятиями моделирования, видами моделей, формировать навык определять моделируемый объект и модель.

Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, умения формулировать свои мысли, выделять существенные стороны объекта.

Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки с заданиями, ПК, интернет ресурс learningapps.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, практический метод.

Ход урока


I. Организационный момент. (2мин.)

-Тема нашего урока: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой:


II. Объяснение нового материала. (15мин.)


Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?

Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.


Видеофрагмент.


Почему не использовать сам оригинал?

1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности

Теория вымирания динозавров, Атлантида, "Ядерная зима"

2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.

Двигатель в автомобиле

3. Объект очень велик, очень мал

Глобус, модель Солнечной системы, модель атома

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно

Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель

5. Исследование объекта может привести к разрушению

Модель самолета, автомобиля


Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе, или явлении.

Моделирование – построение модели для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.


Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Человек: (реальный объект – оригинал)

Модели:


Схема показывает, что моделирование занимает центральное место в исследовании объекта.

Дидактическая игра «Назови модель объекта» учитель называет реальные объекты, а учащиеся, в свою очередь, называют их модели. Человек-манекен, яблоко-его муляж, машина- машинка, дом-рисунок дома, планета Земля- глобус.


Признаки классификации моделей.


1. По области использования;


2. С учетом временного фактора;

Статические (описывают состояние системы в момент времени) Примеры: глобус; мягкие игрушки; учебники.

Динамические (описывают процессы изменения и развития систем) П/р: заводные игрушки


3. По способу представления моделей.

Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)

Информационные (Строятся на информации)


Материальные - воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.


Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорным или формальном), представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники географии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словестные описания это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка. (информация в учебниках, текстовое описание объектов и процессов). Формула выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике Р=а+в+с).

Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. (графические карты, блок-схемы, графы).

Давайте разберём такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь? (внешний вид). В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома _ карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств(справа). Это полная информация об Объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …).

Закрепление изученного материала. (20мин.)


Задание. Какая модель? В какой программе, из изученных нами, ее можно создать?



Задание. Заполните таблицу: Возможное решение:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по информатике по теме: Моделирование и формализация (2 варианта , 18 вопросов) по учебнику Н.Д Угринович Информатика и ИКТ. Базовый уровень.11кл.Тест предназначен для тематического контроля в безмашинном варианте с целью проверки знаний обучающихся и определения результативности. В архиве содержатся 3 файла (ответы, вариант 1, вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«тест модель вар. 2»

Вариант 2. 11 класс. Тест: Моделирование и формализация.

1. Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера информационных моделей.

а) Оглавление книги. б) Макет декорационного оформления театральной постановки.

в) Эскизы костюмов к театральному спектаклю. г) Атлас по истории.

д) Объёмная модель молекулы соляной кислоты. е) Игрушечный паровоз.

ж) Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O

з) Формула определения площади круга. и) Расписание движения пригородных автобусов.

к) Макет скелета человека. л) Схема метрополитена.

2. Задача системного анализа состоит в .

а) выделении существенных частей и свойств объекта, связи между ними;

б) изучении объекта; в) описании поведения объекта.

3. Результатом процесса формализации является:

а) описательная модель; б) математическая модель;

в) графическая модель г) предметная модель.

4. Генеалогическое дерево семьи является:

а) табличной информационной моделью; б) иерархической информационной моделью;

в) сетевой информационной моделью; г) словесной информационной моделью.

5.Какие из утверждений ложные?

а) Можно создавать и использовать только натурные модели объекта.

б) Модель обладает всеми признаками объекта-оригинала.

в) Можно создавать и использовать единственную модель объекта.

г) Модель содержит меньше информации, чем объект оригинал.

д) Модель содержит столько же информации, что и объект-оригинал.

е) Можно создавать и использовать разные модели объекта.

ж) Модель имеет существенные признаки объекта-оригинала.

з) Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется моделью.

6. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования

а) конвекция воздуха в комнате; б) исследование температурного режима комнаты;

в) комната; г) температура.

7. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

а) из нескольких; б) из одного; в) из бесконечного числа; г) она не делима.

8. Устное представление информационной модели называется:

а) графической моделью; б) словесной моделью;

в) табличной моделью; г) логической моделью.

9. Укажите верное утверждение:

а) Статическая модель системы описывает ее состояние, а динамическая - поведение.

б) динамическая модель системы описывает ее состояние, а статическая – поведение.

в) динамическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

г) статическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

10. Процесс построения моделей называется:

а) моделирование; б) конструирование; в) экспериментирование; г) проектирование.

11. Установите соответствие между моделью и типом модели (буква – цифра)

1) Радиоуправляемая модель корабля

2) Игрушечный автомобиль

3) Блок-схема циклического алгоритма

4) Чертёж развёртки пирамиды

5) Программа на языке программирования

9) График зависимости расстояния от скорости

10) Объёмная модель пирамиды

а) Информационная знаковая

б) Информационная смешанная

в) Физическая (натурная)

г) Информационная образная

12. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в

«объект – модель»:

а) компьютер – данные; б) компьютер – его функциональная схема;

в) компьютер – программа; г) клавиатура – микрофон;

д) река – Днепр; е) болт – чертеж болта ж) мелодия – нотная запись мелодии.

13. Важным признаком системы является

а) целостное функционирование; б) предметная направленность; в) наличие входных параметров.

14. Система состоит из ____________, которые называются _______________

(вставьте подходящие по смыслу слова)

а) компонентов, элементами; б) объектов, элементами; в) элементов, объектами.

15. Какие из приведённых ниже моделей являются статическими?

а) Карта местности. б) блок-схема алгоритма.

в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.

г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня.

е) Развитие популяций животных.

16. Формализацией называется:

а) процесс построения информационных моделей с помощью динамических моделей;

б) модель, описывающая состояние системы в определенный момент времени;

в) модель, описывающая процесс изменения и развития системы;

г) процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.

17.Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» ложные?

а) модель - это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект.

б) Модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования.

в) Модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определённым параметрам - подобно функционированию реального объекта.

г) Модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

18. Естественные языки используются для создания:

а) формальных информационных моделей;

б) математических моделей;

в) описательных информационных моделей;

г) формальных логических моделей.

Просмотр содержимого документа
«тест модель вар. 1»

Вариант 1. 11 класс. Тест: Моделирование и формализация.

Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» верные?
а) модель - это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект.
б) Модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования.
в) Модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определённым параметрам - подобно функционированию реального объекта.
г) Модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

Верно ли, что моделирование - всегда целенаправленная деятельность? а) Нет б) Да

Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его.
а) описание б) точное воспроизведение в) схематическое представление г) преобразование

Вставьте пропущенные слова, выбрав их из предложенного ниже списка.
Компьютерная модель - это модель, выполненная с помощью компьютерных ..
а) информационная б) схематичная в) электронная
г) устройств д) технологий е) сетей

Какие из утверждений верны?

а) Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется моделью.

б) Модель обладает всеми признаками объекта-оригинала.

в) Модель имеет существенные признаки объекта-оригинала.

г) Модель содержит меньше информации, чем объект оригинал.

д) Модель содержит столько же информации, что и объект-оригинал.

е) Можно создавать и использовать разные модели объекта.

ж) Можно создавать и использовать единственную модель объекта.

з) Можно создавать и использовать только натурные модели объекта.

Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?
а) Нет. б) Да.
в) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.

Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?
а) Нет, без моделей никогда не обойтись. б) Да, иногда, например, генетическая информация.
в) Да, чаще всего знания передаются без использования каких - либо моделей.

Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей.
а) Макет декорационного оформления театральной постановки. б) Оглавление книги.
в) Эскизы костюмов к театральному спектаклю. г) Географический атлас.
д) Объёмная модель молекулы воды. е) Макет скелета человека.
ж) Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O
з) Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h 2
и) Расписание движения поездов к) Игрушечный паровоз л) Схема метрополитена.

Какие из приведённых ниже моделей являются динамическими?
а) Карта местности. б) Дружеский шарж.
в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня.

Установите соответствие модели и типа модели (цифра – буква).

1) Закон Ньютона

2) Игрушечный автомобиль

3) Объёмная модель куба

4) Чертёж развёртки куба

5) Программа на языке программирования

6) Радиоуправляемая модель самолёта

9) График зависимости расстояния от времени

10) Блок-схема алгоритма

а) Физическая (натурная)

б) Информационная образная

в) Информационная знаковая

г) информационная смешанная

Файловая структура операционной системы персонального компьютера наиболее наглядно может быть описана в виде … модели?

а) табличной; б) сетевой; в) графической; г) иерархической.

Построение любой модели начинается .
а) с выделения свойств и признаков объекта - оригинала;
б) с определения цели моделирования;
в) с выбора вида будущей модели.

Какие из приведённых ниже моделей являются статическими?
а) Карта местности. б) Дружеский шарж.
в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня.

Укажите ложное (ые) утверждение(я):

а) Статическая модель системы описывает ее состояние, а динамическая - поведение.

б) динамическая модель системы описывает ее состояние, а статическая – поведение.

в) динамическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

г) статическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

Задача системного анализа состоит в .
а) выделении существенных частей и свойств объекта, связи между ними;
б) изучении объекта; в) описании поведения объекта.

Какое из утверждений верно?

а) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.

б) Информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны.

Состояние системы характеризуется:

а) составом и свойствами элементов;

б) составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой;

в) структурой системы.

Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

Читайте также: