Оружие детям не игрушка

Обновлено: 15.05.2024

Тема детей и их взаимодействия с игрушечным оружия настолько остра и важна, что еще в 2018 году ее поднимали даже в журнале Vogue. Время идет, а вопрос: «Можно ли детям играть с оружием?» до сих пор остается в тренде. Решили разобраться, чего боятся противники игрушечных пистолетов, и когда любовь к военным играм должна насторожить родителей.


Чем вам не угодило игрушечное оружие? Нормальные мальчишеские игрушки!

Противники игрушечных пистолетов в доме обосновывают это тем, что игры с оружием провоцируют агрессивное поведение и могут стать причиной проявлений агрессии к другим людям (или даже использования реального оружия против них в будущем).

С одной стороны, не существует масштабных научных исследований, которые доказывали бы существование прямой связи между пластмассовыми пистолетами и агрессивным поведением. С другой стороны, с оружием чаще играют мальчики, чем девочки, и мальчики же чаще склонны к агрессивным играм. Правда, игрушечные пистолеты тут являются скорее не первопричиной, а средством проявления агрессии.

Зачем вообще покупать игрушечное оружие?

Если прямого запроса на игрушечное оружие у ребенка нет, то, вероятно, и покупать специально его не стоит. Впрочем, даже если ребенок попросил у вас купить ему пластмассовый меч или новый Nerf, не спешите паниковать.

По словам семейного психолога, психотерапевта и кандидата психологических наук Румии Калининой, игра помогает ребенку осваивать социальные отношения. Как игра в «дочки-матери» помогает смоделировать отношения внутри семьи, а игра «в магазин» — отработать правила социального взаимодействия, так и игры с оружием могут использоваться для познания мира через подражание — например, героям фильмов, книг или мультиков.

«Игрушечное оружие — это один из атрибутов, который отражает определенную часть действительности, ведь ребенок так или иначе видит оружие: у солдат, полицейских, трансформеров, героев сказок и фильмов», — говорит Румия.

При правильном использовании игрушечное оружие вполне может стать развивающей игрушкой. Его можно использовать в различных ролевых играх, где «хорошие парни» борются с «плохими парнями». Его можно применять для борьбы со страхами и переживаниями ребенка, которые он не способен до конца осмыслить и вербализовать, например, палить по воображаемым монстрам или чудовищам из ночных кошмаров.

Игрушечное оружие (как и любая другая игрушка) не входит в обязательный набор «игрушек для мальчиков», без него прекрасно можно обойтись. Однако если оно у вас все-таки появилось, самое главное здесь то, как ребенок с ним играет.

На что следует обратить внимание?

Следите за тем, как ваш ребенок играет с оружием, каков сюжет его игр, и как много времени он на это тратит. Если вы заметили, что стрельба по врагам внезапно стала ведущей активностью ребенка, возможно, стоит помочь ему переключить внимание на что-то другое.

Научитесь отличать агрессивные игры от агрессивного поведения. Если ваш ребенок «воюет» с кем-то или чем-то исключительно в рамках игрового взаимодействия и может контролировать себя в других ситуациях, то не стоит переживать. Если в процессе игры он целенаправленно стремится обидеть или сделать больно своему «противнику», а любые конфликты предпочитает решать силой, то это уже можно считать проявлениями агрессивного поведения.

Также стоит обратить внимание на ситуации, когда военные игры превращаются в драки, настоящие конфликты и травлю. Одержимость поиском и уничтожением «врагов» — это тоже «красный флаг».

«Если ребенок, по мнению родителей, „слишком“ любит агрессивные игры, то запретом проблему не решить, ведь, скорее всего, ребенок испытывает потребность отреагировать какие-то свои переживания», — комментирует Румия. — «Например, если от ребенка дошкольного возраста постоянно требуется беспрекословное послушание, у него накапливается напряжение, которые выплескивается в подобных играх. Гораздо эффективнее будет помочь ребенку снять это напряжение в игре с правилами безопасного использования оружия, а родителям задуматься о количестве запретов и ограничений в жизни ребенка».

Как научить ребенка правильно играть с оружием?

Для того, чтобы игры с оружием не перерастали во что-то более опасное, следует установить набор правил и следить за их соблюдением. Вот, что вы можете сделать.

Поговорите прямо и честно

Расскажите ребенку о том, для чего нужно настоящее оружие, кто может его использовать, и какие могут быть у этого последствия. Убедитесь, что ребенок осознает разницу между игрушечным и настоящим оружием и никогда не станет использовать свое оружие для того, чтобы навредить другим. Если в вашем доме есть настоящее оружие, перепроверьте, что оно недоступно ребенку.

Избегайте реалистичных копий

Психологи рекомендуют выбирать оружие, которое максимально непохоже на свои реальные прототипы. Пусть это будет что-то разноцветное, футуристичное или даже самостоятельно сделанное из подручных материалов. Игрушечное оружие должно выглядеть как игрушка — пусть дети используют собственное воображение в процессе игры.

Установите правила

Основное правило агрессивных игр заключается в том, что они не должны переходить в настоящую агрессию и не должны распространяться на тех, кто в них не участвует. Если игра с оружием начинает становиться опасной для ребенка, его друзей, членов семьи или домашних животных, ее следует немедленно прекратить и заново повторить все правила обращения с игрушечным оружием.

Правила должны быть простыми и понятными. Психолог Румия Калинина рекомендует ввести следующие ограничения:

  • если пистолет с пулями, то стрелять можно только в специальные мишени (или по предварительно оговоренным местам), но не в людей;
  • если это «холодное» оружие (меч, сабля, и т.д.), то можно бить только по щиту или оружию противника (или, опять-таки, по неодушевленным предметам);
  • если предполагается непосредственный контакт «противников», то оружие должно быть легким и мягким (подушки, надувное оружие, мягкие игрушки и т.д.).

Научите решать конфликты

Убедитесь, что вашему ребенку разрешено проявлять агрессию и злость, что он знает доступные способы проявления агрессии, избавления от стресса и решения конфликтов. Донесите до него, что агрессия и «убийства» уместны только в игровом мире, тогда как в реальности необходимо использовать совершенно другие методы (например, бить подушку вместо обидчика и использовать слова вместо физической силы).

Не забывайте, что это обязательно закончится

Мы можем понять, если от вида четырехлетки с автоматом в руках у вас по спине бегут мурашки — это нормально. Мы взрослые люди, и мы знаем, что этот кусок китайской пластмассы сделан в виде чего-то смертельно опасного. Однако если ваш ребенок проникся внезапной любовью к игрушечному оружию (и все перечисленные выше условия вы соблюли), то, пожалуй, вам ничего не остается, кроме как смириться и ждать, пока эта фаза закончится и превратится в другую.


Игрушечные автоматы и компьютерные шутеры — безопасное развлечение, которое учит защищать, или опасная игра, приучающая к насилию? Наш блогер Алексей Калачёв рассуждает, стоит ли воспитывать привычку убивать.

В нашей стране подавляющее большинство родителей спокойно относится к военным игрушкам. Уж такова традиция, сложившаяся из множества войн, когда нашим предкам приходилось защищать себя и свои семьи от жестоких врагов. Такая вот борьба добра и зла.

Игрушечные автоматы, танки, солдатики прочно вошли в детскую жизнь не одного поколения российских детей. Начинаешь понимать, насколько милитаризировано детство наших детей, только увидев воспитание детей за границей.

Возможно, поэтому наши мальчишки вырастают такими бойцами. Однако это не снимает основной вопрос: нужны ли детям в принципе такие игрушки? Игрушки, у «взрослых» аналогов которых одна функция — убивать.

Нужно ли с младенчества приучать детей к тому, что им нужно будет применять предельное насилие? Получается, что мы целенаправленно готовим детей к этому?

Неслучайно пацифизм и гуманизация в образовании находит отклик у многих родителей. Результат такого общественного мнения — объявление «Всемирного дня уничтожения военной игрушки».

Безусловно, насилие насилию рознь, при защите своей семьи и своей Родины оно более чем допустимо и оправдано, но не слишком ли рано мы начинаем готовить детей проявлять ту самую категоричную жёсткость, после которой обратного пути нет?

Почему мы с таким же усердием не учим играть, например, в переговоры, а не в войну? Мы не верим, что это возможно? Думаем, зачем тратить время и силы на бесполезное?

Сторонники детских военных игрушек обычно приводят следующие аргументы:

  • мир жесток, нужно тренировать боевые качества, а пацифизм — своеобразный уход от реальности, поэтому лучше воспитывать воина и защитника;
  • насилие предопределено человеческой сущностью, мальчики не могут без битв и войн. Оружие даёт силу и власть, и этим привлекает детей;
  • это своего рода ролевые игры, которые учат мальчиков быстро принимать решения, терпеть боль, быть мужественным. Для мальчишек — это тренировка моделей поведения в экстремальных ситуаций, инициация;
  • игрушки-оружие были всегда, и ничего, мы выросли нормальными;
  • игра в войну — это хороший способ выпустить пар, сбросить агрессию, плюс это беготня на свежем воздухе;
  • жесткость виртуальных игр, где много больше крови, насилия и чувства превосходства, значительно превосходит жестокость обычных игр в войну;
  • военные игры учат перевоплощаться в настоящих героев, к тому же, игра отличается от действительности, и дети это понимают;
  • военные игры — это лишь копирование тех моделей поведения, которые предлагает взрослое общество, а на защиту добра или во зло они будут направлены зависит от установок общества.

Всё так, добавлю только, что сегодня это не только вопрос, касающийся исключительно мальчиков. Пока в мире есть войны, такие игры будут. Да и если начинать с этим бороться, то с контроля именно виртуальных игр. Там же полный беспредел! Существует тысячи игр, где какой-нибудь «ассасин» сотни раз за час разносит головы «врагов», разбрызгивая на экран девайса кровавые мозги — насилие в чистом виде, с явным деформирующим влиянием на психику ребёнка. К этому ли мы, родители, хотим готовить своих детей?

С большим уважением отношусь к военной службе и профессии, но увидев войну вблизи, любимая игра детства «в солдатиков» как-то потеряла очарование

Реальное оружие в руках детей 10-12 лет в Африке или Афганистане убедительно показывает, что дети в полной мере не понимают, что такое настоящая смерть.

Конечно, можно учить правильно играть с игрушечным оружием. Не причинять вреда, не направлять дуло в лицо, учить защищать, а не насильничать, учить пониманию, когда нужно его применять, а когда нет.

Возникает вопрос — с какого возраста нужно начать воспитывать «привычку убивать»? Именно к этому ведёт нажатие на спусковой крючок. Мы ограждаем детей от спичек, опасаемся до определённого возраста давать им в руки кухонный нож, но не против, если малыш жмёт на спусковой крючок игрушечного (пока) автомата. Мы просто не задумываемся, какую привычку формируем.

Человека необходимо научить обращаться с оружием, если есть необходимость. Только после того, когда у него появится чёткое осознание: «Оружие — это не игрушка».

Покупать ли ребёнку игрушечные пистолеты, ружья и мечи

— Хочется услышать мнение педагога-психолога об игрушках-оружии. Я знаю, что метод Монтессори отвергает ролевую игру. Сама против игр с пистолетами, ружьями, световыми мечами — считаю, что подобные предметы давно перестали быть необходимостью. А играть в убийства неправильно. Оружие не должно быть игрушкой, оружие — это серьёзно. И ребёнок с детства должен чувствовать эту разницу и ответственность. Но как быть? Пока мой сын маленький, я могу это контролировать. Потом он вырастет, и у него появятся друзья и совместные игры. Возможно, с применением пистолетиков. Как в этом случае должна вести себя Монтессори-мама?

Мы попросили детских психологов и Монтессори-педагогов Анну Федосову и Наталию Гончарову ответить на вопрос читательницы.

Мнение Наталии Гончаровой

— Как мама я совершенно вас поддерживаю. В Монтессори-классе недопустимы любые виды насилия, внедряются идеи мира и бережного отношения друг к другу. Детей с раннего детства учат не причинять боль или неудобство другим людям и выражать собственные чувства словами, а не физическими методами. Поэтому Монтессори-родители должны поддерживать подобные идеи и пытаться следовать им дома.

В каждом доме существуют свои правила. У некоторых детей с детства множество игрушек и гаджетов, у других — только деревянные игрушки. Некоторые дети каждый день едят домашнюю выпечку, другим совсем не дают сахара. Если ребёнок спрашивает о семейных правилах, вы можете ответить, что в вашей семье так принято. Вам не всегда следует подробно объяснять причину возникновения правила в вашей семье и тем более оправдываться.

Так же и с пистолетами, мечами и ружьями. Вам достаточно сказать: «У нас не принято играть с оружием. Мы (взрослые) считаем, что оно служит для убийства, и не хотим, чтобы наши дети играли в подобные игры».

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Помните, что введение определённого правила в семье — ваше право, и не стоит отклоняться от него, даже если ребёнок настаивает на обратном.

Однако, вам следует понять и принять тот факт, что в других домах могут быть иные порядки. Если ребёнок идёт в гости, лучше разрешить ему играть в игрушки друга. Это позволит избежать неприятных или конфликтных ситуаций с родителями, а ребёнку даст новый опыт, ведь в любом случае когда-нибудь он узнает о существовании пистолетов. После вы можете обговорить с ним ситуацию, объяснить, что в каждой семье свои правила, и несмотря на то, что у друга или на площадке он играл с пистолетами, вы не позволите играть с ними дома и не будете покупать их.

Я не покупаю оружие своим детям. Есть мнение, что игры с оружием помогают снять стресс, но есть другие способы: спорт, бои подушками. Мой сын на прогулке играет в футбол — это отлично снимает напряжение.

Даже для игры в рыцарей не нужны мечи, дети сплавляются без них. Тем более не нужны пистолеты: они изображают не равную борьбу, а убийство.

В Монтессори-школе придерживаются такого же мнения: детям не запрещают играть в рыцарей, бандитов или войну на прогулке, но специально этому не учат, атрибутов для игры не дают и чётко обозначают: можно играть во что угодно, не причиняя вреда другому. Параллельно проводят беседы о важности сохранения мира на земле.

Мнение Анны Федосовой

— Вопрос касается сразу нескольких разных тем.

За скобками ответа оставим тему ролевой игры. Метод Монтессори имеет убедительные свидетельства того, что она отходит на второй план, когда у детей есть лучшие возможности двигаться к взрослости, которые предоставляет Монтессори-класс. Ролевая игра не исчезает, но перестаёт быть ключевым моментом, и не потому, что её запретили или кто-то был против. Возможность работать в Монтессори-классе привлекательнее.

Ролевая игра позволяет, во-первых, отождествлять себя со взрослыми через имитацию их занятий, а во-вторых, выразить сильные чувства в инсценировке. Оценка того, насколько игры с оружием приемлемы, основана на конкретном культурном контексте. В середине прошлого века дети родителей, прошедших Вторую мировую (а часто и погибших в ней), играли в войну. Для них это был единственный способ ощутить связь с погибшими родственниками. Было вполне здравым воспринимать как элемент взрослости и проигрывать способность защищать интересы Родины с оружием в руках. В то же время игра в войну позволяла прожить и отпустить многие страхи, закономерно возникающие у детей военного времени.

Совсем другое дело, если идея игры с оружием исходит от взрослых — через героев мультфильмов, которые сражаются друг с другом, через совместную игру в компьютерные игры с боевыми действиями. В этом случае они скорее учат плохому, чем позволяют отыграть нечто типичное. Оружие не игрушка, агрессия не самый востребованный в цивилизованном обществе способ решения конфликта, и конструктивным формам проявления агрессии контекст оружия не учит.

В то же время надо понимать: ваше чрезмерное волнение по поводу чего-либо создаёт напряжение и у ребёнка — он не останется равнодушен к тому, что пугает или сердит вас. Значит, нужно определить границы, которые разумны для вас, чтобы придерживаться их спокойно и твёрдо.

Затрагивает ваш вопрос и ещё одну громадную педагогическую тему: контролировать ребёнка — ваша обязанность, и делегировать контроль тоже. Монтессори-мама старается обеспечить ребёнку благоприятную среду, в том числе и общения. А также предоставить ему доступный максимум самостоятельности в социальном взаимодействии в пределах этих условий.

Только вы можете решить, как именно вы построите взаимоотношение между ценностями вашей семьи и общества. Игра с пистолетиками тут ничем не отличается от вопросов питания, религии, вредных привычек, обязанностей, лечения и лекарств… Вокруг нас всегда есть люди с привычками и приоритетами, отличными от наших. Как жить бок о бок с этим, да и жить ли — предмет вашего осознанного выбора.

Есть люди, которые проводят жизнь в общине близких по духу и сводят к минимуму контакты с остальными: староверы и амиши, например. Другие следуют собственным нормам везде, где бы они ни были, как иудеи или мусульмане. Третьи активно добиваются от других соответствия собственным критериям: феминистки, борцы за запрет смертной казни, экологи.

В принципе, любые крайности создают стресс: если вы идёте на поводу у других, вы погружаете ребёнка в систему двойных стандартов, губительную по ряду причин; если же вы противопоставляете себя другим, это увеличивает количество неодобрения других к вам и детям. А принятие со стороны общества за пределами семьи играет большую роль в становлении самоотношения и в том, какие стратегии поведения в конфликте становятся привычными, какие ожидания человека закрепляются в отношении к незнакомым.

Как вы решили, что можно и что нельзя есть в гостях или в компании сверстников? Аналогично поступайте с оружием. Вы покупаете или не покупаете игрушечный пистолет, вы даёте или не даёте денег на поход в Макдональдс на день рождения друга.

С точки зрения Монтессори-метода, ребёнок вбирает в себя культуру того места и времени, в которых он рождён. Его задача стать человеком своего времени. Но зачем же предлагать к изучению худшее, а не лучшее? Метод Монтессори не является универсальным экспертом по любой культуре. Для вашего ребёнка вы и есть главный консультант по тому, что достойно подражания, чтобы вашим детям стать не случайными, а достойными представителями своего времени и места.

Источник фото: Glebka Life

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов



Мария Меркулова: Это как если бы вы спросили, может ли провоцировать агрессию палка. Да, ей иногда действительно можно стукнуть. А ещё можно защищаться от злой собаки, опираться, если ножку повредили, сбить яблоко с дерева и накормить себя и других или вообще представить, что это конь, и поскакать на ней. Пистолетики и мечи не опасны сами по себе. В игре с ними ребёнок примеряет роль взрослого, который имеет отношение к данным предметам. К оружию, военной технике можно относиться как к предмету опасности, угрозы либо считать, что вооружённый человек защищает нашу Родину, а значит, и нас с вами. Я придерживаюсь второй позиции. Родителям необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных способов познания мира — обычное подражание. А кому подражает ребёнок? Конечно, нам, взрослым. И если однократные попытки агрессивного поведения встречаются почти у всех детей, то только от вас зависит, превратятся они в закономерность или нет.

— Даже если уничтожить всю военную игрушку, дети наверняка будут делать автоматы и пистолеты из подручных средств, почему у них есть в этом такая потребность?


— В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребёнка. Так он лучше и быстрее развивается. Одно из обязательных условий игры — наличие игрушек. Другое условие — сюжет. Сюжеты дети выбирают из того, что они наблюдают в своём окружении. В нашем мире есть военные, полицейские, сотрудники МЧС и т. д. И это, заметьте, профессии, помогающие людям. Кроме того, они преимущественно считаются мужскими. В армии тоже служат преимущественно мальчики. Также традиционно мужские занятия — охота, коллекционирование оружия, участие в реконструкции исторических военных событий. Во всех этих видах деятельности мужчинам помогают военные атрибуты. Играя в рыцарей, спасателей, войнушку, мальчики подражают сильным, смелым, ловким людям, которые окружают их в семье, о которых они читали в книгах, смотрели в фильмах или узнали из компьютерных игр. Военные игрушки помогают им играть. Поэтому, если у них не будет лука или пистолетика, они будут делать его из подручного материала. Кстати, в такие игрушки, сделанные из брусков, прутиков или железок, даже интереснее и полезнее играть, они развивают воображение.


— Можно ли играть в войнушку с ребёнком или лучше избегать подобных игр?

— В дошкольном возрасте, когда игра очень важна, выражение чувств у детей носит непосредственный, бурный характер. В это время ребёнок как раз учится управлять эмоциями, справляться со своими страхами, а помогают ему в этом игры и игрушки. Часто именно в этот период дети играют в страшные игры, любят слушать страшные истории. Как будто бы специально нагнетая страх, они переживают его и, «выживая» в игре, преодолевают. Дети не относятся к смерти так, как мы, взрослые. У них нет ещё осознания конечности бытия. Это достижение взрослости. Играть в войнушку можно, но в любом случае, нужно обращать внимание, как ведёт себя ребёнок в процессе. Дети с чувствительной нервной системой могут реагировать на переживание сильных эмоций нарушениями сна, аппетита, навязчивыми страхами. Тогда подобные игры следует прекратить.


— А какие игрушки действительно способны нанести вред психике ребёнка?

— Не стоит покупать кукол или игрушечных монстров, животных со страшным, агрессивным выражением лица. Следует избегать также компьютерных игр, где можно увидеть жестокие драки, кровь, убийства и т. д. Лучше обойтись без игр, где в сюжете унижается достоинство героя, поощряются издевательства и искажены нравственные ценности. Обращайте внимание на возрастное ограничение. Будьте внимательны к играм во дворе, в которые играют ваши дети. Игры в вампиров, сосущих кровь, монстров, убивающих людей и раздирающих их на мелкие части, следует прекращать, особенно детям с тревожной, реагирующей нервной системой.

— Кроме того, что игрушка не должна быть страшной и агрессивной, какие ещё необходимо учитывать аспекты при выборе?

— В первую очередь, безопасность. Для детей 3–4-х лет игрушка, если она замещает какой-то взрослый предмет, должна иметь сходство с этим предметом. Плита, например, игрушечная, но похожая на настоящую, хотя бы формой. Чем старше становится ребёнок, тем меньше воображение опирается на это сходство, и пистолетом, к примеру, может быть обычный брусок.

Не пугайтесь, если ваш малыш изо дня в день играет в одну и ту же игру, с одними и теми же игрушками. Это не говорит о его недостаточном развитии. Просто ему ещё нужно время, чтобы придумать сценарий игры со всеми подробностями. Или образ в игре очень нравится малышу, и он не хочет с ним расставаться. Задумайтесь, что это за образ, что он даёт вашему ребёнку?


Вы должны знать, какие игры необходимы ребёнку в определённом возрасте, и подбирать к ним игрушки. В школьном возрасте, когда важно общение со сверстниками, дети любят играть вместе в развивающие настольные игры. Пусть это будут игры, где они что-то создают, изобретают, исследуют.

Не стоит покупать ребёнку игрушки, которые имеют десятки функций и всё делают сами, стоит лишь нажать на кнопку. Это мешает развитию фантазии и воображения.

— Какие факторы могут реально провоцировать агрессию у детей, чего следует избегать при воспитании?

— Не стоит устраивать с ребёнком бои на равных, толкать, давать ему сдачу, чтобы он тоже почувствовал боль, если ребёнок проявил к вам агрессию. Вы бьёте его, он вам подражает, считая, что это дозволено.

Специально не настраивайте ребёнка против приятеля, одноклассника, если между детьми возникла какая-то конфликтная ситуация. Делайте упор на то, что у его знакомого есть и хорошие стороны характера, которые помогали им раньше общаться.


Не используйте часто критику. Ваша отрицательная оценка может сформировать неадекватно заниженную самооценку в будущем. В дошкольном и школьном возрасте лучше работает похвала. Критика допускается в подростковом возрасте, но достаточно умеренная.

Не используйте агрессивные методы воспитания. Не проявляйте агрессию к другим членам семьи. Не оскорбляйте достоинство вашего ребёнка. Не позволяйте ребёнку направлять даже игрушечное оружие на людей, а тем более, мучить домашних животных.

Любите его просто так, а не оценочной любовью за что-то. «Я люблю тебя просто потому, что ты мой ребёнок. И даже когда я вынужден применить воспитательные меры, я всё равно продолжаю любить тебя».

«Всемирная Ассоциация помощи сиротам и детям, лишенным родительской опеки» с 1988 года призывает заменять игрушечные пистолеты, мечи и танки плюшевыми мишками, машинками и другими игрушками, не связанными с войной. Однако не все специалисты считают, что игрушечное оружие – это что-то плохое.

noisemedia/Flickr.com/CC BY-ND 2.0

Почему родители боятся «военных» игрушек

Многие родители осознанно ограждают детей от «жестокой» стороны жизни, связанной с оружием. Часть из них – убежденные пацифисты. Они верят, что могут сделать мир добрее, не давая в руки детям игрушечного оружия.

Другие уверены, что шумные догонялки со стрелялками провоцируют в детях развитие агрессии и жестокости.

Еще одна категория взрослых руководствуется предубеждениями, основанными на подсознательном страхе смерти. Им неприятно слышать от ребенка слова «Я тебя убил!», даже если те произносятся в адрес плюшевого зайца.

Игрушечное оружие снижает агрессивность

Детский и семейный психолог Мария Лапушкина объяснила, почему такие игры не вредны, а, напротив, полезны для детей.

«Вопреки распространенному среди родителей мнению, игры детей в игрушечное оружие не увеличивают агрессивность, а, наоборот, снижают ее. Возможность пострелять из игрушечного пистолета (палочки, дощечки и т.д.) позволяет детям выразить свою злость и недовольство в безопасной для окружающих, символической форме, восстановить душевное равновесие и получить удовольствие от игры.

Запрет на подобные игры приводит к тому, что недовольство накапливается, дети чаще срываются, огрызаются и дерутся. А иногда на фоне невыраженных негативных чувств у них появляются психосоматические симптомы.

Игра определенно отличается от реальности, и дети знают это. Как и то, что убивать и причинять людям боль – плохо. Игра служит ведущим средством общения в детском возрасте и, играя, в том числе в военные игры, дети учатся общаться друг с другом. Они меряются силами, пробуют себя в разных ролях, придумывают стратегии и тактики, что способствует развитию интеллекта и навыка ориентироваться в различных ситуациях».

Детский психолог Матвей Берхин придерживается примерно такой же точки зрения.

louiscrusoe/Flickr.com/CC BY-SA 2.

Капитан запаса, руководитель военно-спортивного патриотического клуба «Юный десантник» (г. Москва) Вячеслав Скворцов считает, что игры с оружием не должны становиться очередным видом развлечения. Применение оружия, пусть даже в игре, должно быть оправдано определенными целями, и донести это до детей – задача родителей.

«Игры детей в войну – это социальные игры, в которых отрабатываются модели поведения в экстремальных условиях. В этих играх дети копируют те действия, которые им в разных формах предлагает современное общество (фильмы, ТВ, компьютерные игры, пример окружающих взрослых и т.д.). Оно же ответственно за правильные установки для молодого поколения.

Дети будут играть с игрушками в виде оружия, пока в мире есть в нем необходимость. И пацифизм чаще всего – не защита от агрессии, а способ ухода от реальной действительности. Вместо того чтобы развивать личность, давать ей дополнительные навыки, которые могут стать ключевыми в определенный момент в деле защиты самого себя, близких, Отечества, пацифисты занимают позицию страуса».

Покупая детское пневматическое оружие, внимательно изучайте инструкцию к нему. Не игнорируйте возрастные ограничения. Помните, что популярные силиконовые патроны не гарантируют отсутствия травм, и отдавайте предпочтение тем видам игрушечных винтовок, которые имеют ослабленный, травмобезопасный выстрел. Находитесь рядом с ребенком, пока не убедитесь, что он освоил все правила обращения с игрушечным оружием.

Читайте также: