Относятся игрушки к основным средствам

Обновлено: 11.05.2024

Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации", Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы").

Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.

"Сухие" нормы законодательства

Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.

В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н (далее — СГС "Основные средства");
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы…", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н (далее — СГС "Концептуальные основы");
  • Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС "Основные средства" вкупе с п. 36 СГС "Концептуальные основы". Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.

Основными средствами признаются материальные ценности:

  • являющиеся активами (понятие актива дается в п. 36 СГС "Концептуальные основы");
  • независимо от их стоимости;
  • со сроком полезного использования более 12 месяцев*;
  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (в аренде либо в безвозмездном пользовании) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности могут находиться:

  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • на консервации;
  • а также могут быть переданы субъектом учета, в том числе инвестиционная недвижимость, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

К основным средствам не относятся:

  • непроизведенные активы;
  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено СГС "Основные средства";
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС "Основные средства" не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).

Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.

Сколько "проживет" флешка?

Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС "Основные средства").

Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС "Основные средства", исходя из:

  1. Ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств;
  2. Рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов , принятого с учетом:
  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • иных ограничений использования этого объекта, в том числе установленных согласно законодательству Российской Федерации;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.

Еще по теме: Расходы по договору с управляющей компанией на содержание жилого помещения в многоквартирном доме: применяем КВР и КОСГУ правильно

При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).

Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о "добросовестности" производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.


Частный случай учета флеш-карт

Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.

В соответствии с п. 10 СГС "Основные средства" согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:

  • срок их полезного использования одинаков;
  • их стоимость не является существенной.

Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС "Основные средства" и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС "Концептуальные основы".

Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.


Как избежать претензий?

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 "Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта"). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.

Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.

Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС "Основные средства", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С приближением новогодних праздников в учреждениях увеличиваются расходы, которые, так или иначе, связаны с наступлением, подготовкой и проведением таких праздников. К подобным расходам можно, в частности, отнести приобретение световых приборов для украшения внешней и внутренней части зданий, закупку сладких подарков для несовершеннолетних детей сотрудников, приобретение новогодних елей, елочных украшений, маскарадных костюмов в целях организации праздничных культурно-массовых мероприятий и прочие расходы. В данной статье мы рассмотрим, на какие статьи КОСГУ указанные расходы следует относить, а также как правильно отразить их в целях бухгалтерского и налогового учета.

Приобретение ели и елочных украшений

Самым главным атрибутом новогодних праздников является новогодняя ель и елочные украшения (гирлянды, игрушки и т. д.). В отличие от остальных учреждений, учреждения культуры и искусства приобретают новогодние ели и елочные игрушки не только в целях украшения интерьеров, но и в целях проведения новогодних культурно-массовых мероприятий.

Отнесение на соответствующую статью КОСГУ расходов на приобретение ели и елочных украшений зависит от срока полезного использования приобретаемого объекта. Если такой срок составляет больше года, то расходы на приобретение объекта следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Если же срок полезного использования объекта составляет менее года, то расходы на его приобретение относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. К примеру, максимальный срок полезного использования живой ели составляет не больше месяца, следовательно, расходы на ее приобретение относятся на статью 340 КОСГУ. Искусственная елка прослужит учреждению не один год, поэтому ее закупку следует оплачивать по статье 310 КОСГУ.

В бухгалтерском учете поступившие новогодние ели и елочные игрушки, в зависимости от сроков их полезного использования, учитываются в качестве следующих объектов нефинансовых активов:

  • основных средств – на счете 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения»;
  • материальных запасов – на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Если же новогодние расходы осуществлены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Как упоминалось выше, учреждения культуры и искусства приобретают новогодние ели и елочные украшения в целях организации и проведения культурно-массовых новогодних мероприятий, в том числе и платных. То есть данные учреждения, по мнению автора, вправе учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль, поскольку они непосредственно связаны с оказанием платных услуг, включены в смету проведения новогоднего мероприятия.

При этом, если учреждение культуры приобретает елочные игрушки и елку в целях украшения интерьера здания, указанные расходы не относятся к проведению культурно-массовых мероприятий и, следовательно, не могут уменьшать доходы, возникшие в рамках деятельности по оказанию платных услуг.

Закупка сладких подарков для детей сотрудников

Основными источниками финансирования расходов на приобретение подарков для детей сотрудников являются профсоюзные взносы и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности. Мы рассмотрим порядок учета подарков, приобретенных за счет второго источника финансирования.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходы на приобретение новогодних подарков детям сотрудников следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

В бухгалтерском учете расходы на приобретение подарков для детей сотрудников за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, отразятся следующей бухгалтерской проводкой:

– Дебет счета 2 401 20 290 «Прочие расходы»

– Кредит счета 2 302 91 730 (000) «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по прочим расходам»

Поступившие подарки подлежат учету на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Списываются с указанного счета подарки на основании ведомости о выдаче таких подарков.

Обложение страховыми взносами стоимости новогодних подарков. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Таким образом, поскольку страховыми взносами облагаются выплаты и вознаграждения только по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, с выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, не связанных с организацией-страхователем указанными договорами, в том числе в виде новогодних подарков детям работников, страховые взносы не начисляются. Аналогичный вывод представлен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2010 № 1239-19.

Обложение стоимости подарков НДФЛ. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом подарки, полученные сотрудниками от организации, стоимость которых не превышает 4 000 руб., не облагаются НДФЛ (абз. 2 п. 28 ст. 217 НК РФ). Если стоимость таких подарков больше указанной суммы, с суммы превышения необходимо исчислить и оплатить НДФЛ. Хотя в данном случае получателем подарка является ребенок, это не освобождает его родителя (сотрудника организации), являющегося его законным представителем, от обязанности уплачивать НДФЛ.

Учет расходов на приобретение новогодних подарков при исчислении налога на прибыль. Подарки, вручаемые работникам к праздничным датам, в том числе к новому году, не связаны с производственными результатами работников и не являются поощрением за их труд. В связи с этим налогоплательщик не вправе учесть такие расходы в целях исчисления налога на прибыль. Аналогичный вывод изложен в Письме Минфина РФ от 22.11.2012 № 03-04-06/6-329.

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Световые украшения для новогоднего декора фасадов зданий

В рамках данной статьи под световыми украшениями следует понимать различные световые фигуры, гирлянды различных форм и конфигураций, дюралайт (светодиоды в пластиковой трубке), неоновые лампы и иные объекты, которые обычно применяют для украшения фасадов зданий и ближайшей к зданию территории.

Стоит отметить, что, как и в отношении украшений, применяемых внутри здания, расходы на приобретение световых приборов будут оплачиваться по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ либо по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, в зависимости от срока полезного использования такого украшения.

В бухгалтерском учете световые украшения, срок полезного использования которых составляет больше 12 месяцев, учитываются в составе основных средств (на счете 0 101 38 000), меньше 12 месяцев – в составе материальных запасов (на счете 0 105 36 000).

В налоговом учете при исчислении налога на прибыль рассматривать вопрос о возможности включения расходов на приобретение световых украшений при определении налоговой базы можно лишь в том случае, если такие украшения приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Однако даже в таком случае указанные расходы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно они должны быть:

  • обоснованны (экономически оправданы);
  • документально подтверждены;
  • произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поэтому, по мнению автора, указанные расходы необходимо производить за счет чистой прибыли.

Новогодние костюмы

Новогодние костюмы приобретаются учреждениями культуры в целях организации и проведения культурно-массовых новогодних мероприятий, в том числе платных мероприятий.

Учитывая, что приобретаемые костюмы используются в деятельности учреждений культуры не один год, они относятся к объектам основных средств. В связи с этим оплата расходов на приобретение костюмов осуществляется по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В бухгалтерском учете новогодние костюмы подлежат учету на счетах:

– 0 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения».

При исчислении налога на прибыль стоимость новогодних костюмов, приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, учреждения культуры и искусства вправе учесть при определении налоговой базы, поскольку такие расходы непосредственно связаны с приносящей доход деятельностью.

При этом дорогостоящие костюмы (костюмы первоначальной стоимостью более 40 000 руб.) учитываются при определении налоговой базы посредством амортизационных отчислений. Костюмы, стоимость которых составляет менее 40 000 руб., в целях налогового учета не являются амортизируемым имуществом, поэтому стоимость таких костюмов включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию (п. 1 ст. 256 НК РФ, п. 1 ст. 254 НК РФ).

Следует отметить, что с 2014 года в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ некоторые учреждения культуры вправе учитывать при исчислении налога на прибыль в составе материальных расходов полную стоимость амортизируемого имущества. Данная норма распространяется, в частности, на театры и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями.

Расходы на выплату премии к новому году

Выплата работникам премий, приуроченных к различным праздничным датам, в том числе новому году, явление очень распространенное. Как правило, такие выплаты осуществляются за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Условия назначения и выплаты премий к новому году устанавливаются в локальных актах учреждения. Выплачивается годовая премия на основании приказа, утвержденного руководителем учреждения.

Все выплаты работникам, производимые из фонда оплаты труда, следует производить по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В бухгалтерском учете расходы на выплату премий к новому году за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, отражаются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счетов 2 401 20 211 «Расходы по заработной плате», 2 109 00 211 «Затраты на производство готовой продукции (работ, услуг) в части заработной платы»

Кредит счета 2 302 11 730 (000) «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Обложение страховыми взносами суммы премий. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 215/13 суд установил, что разовые премии, выплачиваемые в связи с наступающими новогодними праздниками, в целях поддержки трудового коллектива, носят стимулирующий характер и являются элементами оплаты труда работников. С учетом этого указанные выплаты относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления даже в том случае, если такие выплаты не предусмотрены ни трудовыми договорами, ни локальными нормативными актами, а выплачиваются только на основании приказа руководителя.

Аналогичный вывод изложен в Постановление ФАС ПО от 06.03.2012 № А12-10291/2011 (Определением ВАС РФ от 10.05.2012 № ВАС-5279/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления).

Обложение суммы выплат НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Поскольку в перечне необлагаемых НДФЛ выплат, установленном ст. 217 НК РФ, премии, выплачиваемые работникам к праздничным датам, не перечислены, они подлежат обложению данным налогом в общеустановленном порядке.

Учет расходов на выплату премий при исчислении налога на прибыль. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно позиции Минфина, премии, относящиеся к выплатам стимулирующего характера и зависящие от стажа работы, должностного оклада или производственных результатов, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, если такие премии преду-смотрены трудовым договором либо если в трудовом договоре имеется указание на коллективный договор или иной локальный нормативный акт. При этом расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобных выплат не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письма от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283, от 15.03.2013 № 03-03-10/7999, от 23.04.2012 № 03-03-06/2/42).

Объясните, пожалуйста, кто может, как вести учёт игрушек в детских садах. Их надо учитывать как основные средства или как материальные запасы? Если как ОС, то к какому ОКОФ их отнести? Если как МЗ, то что делать со сроком эксплуатации? На игрушки срок эксплуатации не указывается, а в учреждениях они используются больше года.

Если точно никто не знает, может быть кто-то предположения выскажет.

"В Интернете нашла вот это:

Просим дать разъяснения по отнесению на статьи экономической классификации расходов бюджета (операций сектора государственного управления) расходов детского сада по приобретению: детских игрушек (кукол, машинок, игрушечных колясок, пирамидок, мягких игрушек, матрешек, наборов кубиков), конструкторов напольных (стоимостью 2 400 - 5 200 руб. за набор), детских массажных дорожек (по цене 1 000 - 2 500 руб.), детских сюжетно-ролевых игр (стоимостью 8 800 - 9 420 руб.), комплектов для игры с водой и песком (11 906 руб.), детских игровых координационных дорожек (по цене 1 200 - 2 500 руб.), дидактических игр, головоломок, мозаик, наглядно-дидактических пособий в картинках, наборов муляжей, настольных игр, манежей, ходунков, ведер, елочных украшений и гирлянд. Для медицинских кабинетов детсадов - термометров ртутных и электронных.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг.
На статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ *(1).
Такие же нормы содержатся и в Инструкции N 25н*(2). Для целей бюджетного учета в соответствии с п. 10 Инструкции N 25н основными средствами являются материальные объекты, которые независимо от их стоимости удовлетворяют следующим требованиям:
- используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
- находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданы в аренду;
- срок полезного использования этих объектов превышает 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы*(3). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 39 Инструкции N 25н).
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов.
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 48 Инструкции N 25н).
Перечисленные в вопросе материальные ценности не содержатся в ОКОФ. Таким образом, главным критерием отнесения того или иного предмета из списка будет срок его эксплуатации. То есть материальные ценности со сроком службы свыше 12 месяцев следует учитывать по статье 310, а менее 12 месяцев - по статье 340 КОСГУ.

О. Фурагина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

1 июля 2008 г.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2008 г.


P.S. Конечно, уже прошло почти два года, но всё-таки.


"

С 2022 года все организации должны перейти на обязательное применение нового ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н. При этом многие компании применяют новый стандарт уже в текущем году. Отвечаем на наиболее частые вопросы, связанные с переходом на ФСБУ 6/2020 и новым порядком учета основных средств.

Должна ли организация применять ФСБУ 6/2020 к уже введенным в эксплуатацию и используемым основным средствам, или правила стандарта распространяются только на ОС, приобретенные (созданные) уже после перехода на его применение?

Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2020 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2020 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

Наша организация планирует перейти на ФСБУ 6/2020, установив лимит стоимости основных средств в 100 000 рублей. Как нам в таком случае вести учет малоценных основных средств, которые ниже этой стоимости?

Организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2020 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

ФСБУ 6/2020 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Сделано это было для того, чтобы по возможности максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет организаций. Но это не значит, что организация не может установить лимит по ОС ниже 100 000 рублей. ФСБУ 6/2020 на данный счет не содержит никаких ограничений и позволяет компаниям самим определяться с лимитом по ОС.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 считать налог на имущество по недвижимости, учтенной в качестве ОС, если новый стандарт не содержит правил расчета остаточной стоимости ОС?

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Нужно ли после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать дорогостоящие запчасти (стоимость – свыше 100 000 рублей) в составе основных средств?

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Как при переходе на ФСБУ 6/2020 учитывать малоценные ОС? Нужно ли их относить к запасам?

Нет, не нужно. Все затраты на приобретение и создание таких активов в рамках применения нового стандарта признаются расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта).

Наша организация применяет ФСБУ 6/2020 с начала 2021 года. При этом все малоценные ОС на начало года были переведены в состав материальных запасов. Не является ли это нарушением?

shutterstock_1182908518.jpg

По общему правилу (исходя из установленных сроков перехода на ФСБУ 6/2020) активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в течение 2021 года могут отражаться в бухгалтерском учете и раскрываться в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2020 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

ФСБУ 6/2020 допускает одновременный учет недвижимости как на балансе самой организации, так и на балансе ее структурных подразделений. Кто в таких случаях признается налогоплательщиком налога на имущество и должен платить налог за недвижимость?

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать капитальные вложения в арендованную недвижимость?

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств не относятся к ОС, и к ним не применяются положения ФСБУ 6/2020. Поэтому учет предметов договоров аренды/субаренды, а также всех прочих договоров, положения которых предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 7 Стандарта).

Должна ли некоммерческая организация с 2022 года (обязательный переход на ФСБУ 6/2020) начать начислять амортизацию по имеющимся и приобретаемым ОС, или она может продолжить начислять износ в забалансовом учете?

По действующим правилам в отношении объектов основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом (п. 17 ПБУ 6/01).

Однако ФСБУ 6/2020, который станет общеобязательным для применения с 2022 года, таких оговорок в отношении основных средств НКО не делает. Следовательно, с нового года НКО должны будут начислять амортизацию по ОС на общих основаниях.

Обязательно ли начислять амортизацию по ОС непременно с даты признания объекта в бухучете? Нельзя ли перенести начало амортизации на более поздний срок?

Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2020 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2020 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

Нужно ли по новым правилам прекращать амортизацию, если ОС временно выводится из производственного процесса и перестает эксплуатироваться?

Нет, не нужно. Начисление амортизации по ОС не приостанавливается даже в тех в ситуациях, когда организация объявляет простой или временно прекращает использовать ОС.

Исключение составляют случаи, когда ликвидационная стоимость ОС становится равной или превышает балансовую стоимость ОС. Здесь амортизацию следует прекратить. Но если через какое-то время ликвидационная стоимость ОС становится меньше его балансовой стоимости, амортизация по ОС возобновляется (п. 30 Стандарта).

priobretenie-materialov-i-vybor-kosgu-novye-razyasneniya-minfina-rossii

Приобретение материалов и выбор кодов КОСГУ — тема острая и интересная. И в первую очередь потому, что каждую ситуацию под нормы действующего законодательства "подогнать" получается не всегда. Спорные мнения, неоднозначные вопросы. В таких случаях на помощь бухгалтеру приходит Минфин России, который своими письмами расставляет точки над i.

В очередной статье мы рассмотрим разъяснения Минфина России 2020 года относительно выбора кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов.

Принцип выбора КОСГУ

Мы вместе с вами прошли нелегкий путь выбора кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов. Сначала мы пытались самостоятельно интерпретировать формулировки Порядка № 209н*(1), ориентировались на письма Минфина России, а потом дождались официально сформулированного принципа — код КОСГУ для отнесения расходов по матзапасам нужно выбирать, исходя из их целевого (функционального) назначения*(2). Об этом подробно мы уже рассказывали вам в статье "Приобретение материалов с 2019 года: какой код КОСГУ применить".

Но жизнь диктует свои правила и провоцирует все новые ситуации, в которых сложно сделать правильный выбор. Например, сейчас актуально проведение мероприятий по профилактике и противодействию распространения коронавирусной инфекции, которые подразумевают приобретение материальных запасов. Как в такой ситуации применять принцип функционального назначения при выборе КОСГУ? Или учреждение покупает ветеринарные препараты, одноразовую одежду. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Выбор КОСГУ для масок, перчаток, антисептиков в целях профилактики COVID-19

В рамках мероприятий по профилактике и противодействию распространения COVID-19 учреждения закупают различные материальные ценности: бесконтактные измерители температуры, дезинфицирующие средства, антисептики, диспенсеры для антисептических средств, облучатели (облучатели-рециркуляторы) бактерицидные, маски, латексные перчатки, бактерицидные лампы и др.

Обратите внимание: среди перечисленного есть имущество, которое удовлетворяет критериям отнесения к основным средствам*(3). Например, бесконтактные измерители температуры, диспенсеры для антисептических средств, облучатели (облучатели-рециркуляторы) бактерицидные. Срок их полезного использования составляет более 12 месяцев. Соответственно, расходы на их приобретение относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Когда же речь заходит о выборе кода КОСГУ для объектов, приобретаемых в целях профилактики и противодействия распространения короновирусной инфекции и относящихся к материальным запасам, возникает выбор между подстатьями 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" и 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ.

Напомним, что подстатья 341 КОСГУ применяется, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском инструментарии, используемом в медицинских целях для оказания медицинских услуг. Например, если термометры (срок полезного использования которых менее 12 месяцев), бактерицидные лампы, дезинфицирующие средства, антисептики, маски, латексные перчатки приобретаются медицинским учреждением в целях оказания медицинской помощи (медицинских услуг)*(4), то расходы относятся на подстатью 341 КОСГУ.

Выбор КОСГУ при приобретении ветпрепаратов

Рассмотрим ситуацию: учреждение приобретает ветеринарные препараты и перевязочные средства (вату, марлю, бинты и т. д.) для оказания ветеринарных услуг в медицинских целях. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы? Выбор осуществляется опять между кодами 341 и 346 КОСГУ.

С одной стороны, Минфин России в письмах*(5) указывал, что подстатья 341 КОСГУ применяется, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском инструментарии, используемом в медицинских целях для оказания медицинских услуг. В рассматриваемой же ситуации речь идет об оказании ветеринарных, а не медицинских услуг. Это и порождает сомнение в использовании кода 341 КОСГУ.

Иные письма Минфина России по выбору КОСГУ для материальных запасов

Кроме писем Минфина России, которые разъясняют новые ситуации по выбору кодов КОСГУ или сложные случаи, есть и такие, которые только подтверждают сложившуюся уже практику выбора КОСГУ.

Принадлежность этих материальных ценностей к строительным работам можно проследить и согласно п. 118 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н: санитарно-технические и электротехнические материалы поименованы как один из видов строительных материалов. Данная логика выбора кода КОСГУ применяется и для приобретения таких материальных запасов при проведении работ хозяйственным способом.

Итак, мы рассмотрели размещенные в 2020 году на дату написания статьи письма Минфина России, касающиеся выбора кода КОСГУ при отнесении расходов на приобретение материальных запасов. Как видно, эти письма вносят ясность, описывают новую ситуацию или просто подтверждают уже сложившуюся практику применения кодов КОСГУ.

Читайте также: