Ознакомление детей средней группы с филимоновской игрушкой

Обновлено: 19.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе «Филимоновские игрушки»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

-формировать знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность;

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

- обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: выставка филимоновских игрушек (оформленная под ярмарку), презентация «Филимоновские игрушки».

Ход занятия:

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в Тульскую область в село Филимоново. Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.

- Все игрушки веселые и забавные, форма игрушек вытянутая, будто они чему – то удивляются. Ребята, вы знакомы с этими игрушками? Как они называются?

Воспитатель: - Филимоновские игрушки - это не просто игрушки, а игрушки -свистушки, которыми можно не только играть, но и посвистеть. Послушайте, какой получается свист?

Дети: Громкий, веселый, звонкий.

Воспитатель: А легенда об этой игрушке говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на ярмарке.

А делают Филимоновские игрушки из белой глины, которая обладает волшебным свойством. Расписывали игрушки анилиновыми красками. Роспись у филимоновской игрушки характерная: фон белый или ярко желтый, а на нем зеленые, красные и малиновые линии, полосы, кружочки, точки. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Краски берут яркие, солнечные и поэтому все филимоновские игрушки красочные, сказочные, веселые. Все мастера с большим, добрым сердцем‚ мягкими теплыми руками. Игрушки у них получаются добродушные, забавные, веселые.

Филимоновское чудо,
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.

Дети: Да.
Физкультминутка «Самолет»

Смотрите в небе самолет, руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо
А в самолете том пилот пилот - из пальцев сделать очки руки поднести к глазам
Штурвалом ловко управляет имитируем управление штурвалом
И между облаков летает руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо

Под самолетом то гора, руки перед грудью гора
То лес дремучий, то нора, руки скрестить перед грудью, над головой сомкнуть
То в небо дивится народ, движение смотрим вдаль, влево -право
То зайцы водят хоровод танец на месте

Виртуальная экскурсия «Филимоновские игрушки»

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?
Выбирите из раскрасок игрушку, которая вам понравилась, и раскрасьте ее.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

дымковские и филимоновские игрушки, плоскостной домик с открывающимися ставнями (на ставнях – дымковская или филимоновская роспись, за ставнями в окне – картинка с изображением соответствующей игрушки).

Ход ОД:

На столе у воспитателя – плоскостной домик. Воспитатель начинает рассказ:

- В одном красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоял красивый-красивый домик. Вот такой. И жили в этом веселом желтеньком домике веселые игрушки. По утрам они открывали свои расписные ставенки и смотрели в окошко. Вот так. (Воспитатель открывает ставни с дымковской росписью. За ними в окнах – изображения дымковских игрушек).

- Отгадайте, дети, какие игрушки или в этом домике? Правильно, дымковские. Попив по утрам чаю с кренделями, они выходили на прогулку. Вот так. (Выводит из-за домика две дымковских барышни).

- Однажды встретились перед домиком две барышни и разговорились.

- Машенька, - сказала одна, - ты не знаешь, почему некоторые ставенки в нашем домике всегда закрыты? Кто там живет?

- Не знаю, - ответила Варенька. – Смотри, у них и узоры на ставнях какие-то другие – в полосочку! Давай сходим к ним в гости!

Подошли Машенька и Варенька к домику и постучали в полосатые ставенки. Отворились расписные ставни, и увидели барышни дивные игрушки – яркие, веселые, полосатые!

- Ой, какие вы красивые! Вы кто? Мы хотим с вами познакомиться!

Вышли дивные игрушки на улицу. Стали знакомиться.

- Мы игрушки дымковские, - представились Машенька и Варенька.

Воспитатель: - Как вы думаете, дети, что сказали о себе дымковские барышни? (Что делают их в селе Дымково, расписывают кружками, точками, клеточками).

Статные и важные.

- А мы – филимоновские, - представились новые игрушки. Слепили нас в с. Филимоново, поэтому мы так и называемся. Ну-ка, дети, посмотрите на нас, какие цвета используются при росписи? (Красный, малиновый, желтый, зеленый, синий).

Воспитатель: - Дети, посмотрите. Какие вытянутые шеи у этих зверушек. Так лепят все филимоновские игрушки. Они как будто тянутся к солнышку. Даже шляпки у барышни и кавалера вытянуты вверх.

- А мы умеем свистеть, - сказали филимоновские зверушки. – Мы очень звонкие!

Воспитатель: - Ну-ка, попробуем! – Берет игрушке и свистит. – Ой, и правда, звонко и весело!

- А мы не умеем свистеть, - грустно сказали дымковские барышни.

- Мы тоже не умеем, - сказали филимоновские барышня и кавалер, зато мы с вами красивые и нами все любуются.

Тут из-за дома выскочила лошадка. Это оказалась дымковская свистулька.

- Я умею свистеть, я! Иго-го! – заржала она. – Давайте соревноваться! Кто звонче?

И пошел тут пересвист. Встали дымковские и филимоновские игрушки в хоровод, закружились в танце и все перемешались.

- Посмотрите, дети, сможете ли вы теперь различить дымковские и филимоновские игрушки? Чем они отличаются? (Ответы детей).

- Молодцы, дети, а теперь давайте проводим игрушки домой и закроем за ними ставенки. Ну-ка, скажите, это чье окошко? А это?

Дети по узорам на ставнях определяют, какая игрушка где живет. Игрушки поочередно уходят за дом, ставни закрываются.

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с филимоновскими игрушками» (средняя группа)

Фоторепортаж совместной деятельности педагога, детей и родителей «Филимоновская деревня»

Фоторепортаж совместной деятельности педагога, детей и родителей «Филимоновская деревня» СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «Филимоновская деревня» Фоторепортаж Спасали мы маленькую деревушку – Филимоново. Жили.

Электронное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Народные промыслы» Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Тема пособия:«Народные промыслы»Возраст целевой группы:5 – 7 летЦель пособия:создание.

Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой.

- Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность,

-формировать представление о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера-игрушечники,

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Ход беседы:

Воспитатель обращает внимание ребят на иллюстрации филимоновской игрушки.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники и павлины

И солдатики – войска цвет.

Ребята, посмотрите на эти необычные, яркие глиняные игрушки. Такие игрушки делали на Руси много веков назад. Длинношеие, как жирафы, яркие, как радуга в небе, их трудно перепутать с другими игрушками. Называются они - филимоновские. Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Сегодня у нас в гостях вот такой петушок (показать детям игрушку-петушка, который расскажет вам интересную сказку о филимоновской игрушке.

«Сказка о филимоновской игрушке».

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато-серебро.

Филимоновской игрушкой

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины.

Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок,

Да веселый петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи!

Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков - в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал любимые, те, что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими.

Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушку-свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.

Понравилась ребята вам сказка? Дед Филимон любил говорить -У тех ум в порядке, кому легки загадки. Будем отгадывать загадки от него?

1. Из какого материала делают игрушку (пластмасса, дерево, глина).

2. Почему игрушки называют свистульками? (в каждой из них спрятана свистулька).

3. Что делают с игрушкой, чтобы она стала белой и твердой? (обжигают в печи).

4. Что не рисуют на игрушках?

5. Какой цвет лишний в росписи?

Молодцы, внимательно смотрели и слушала! Понравилась вам сказка о филимоновской игрушке?

В Филимоново народ

Все там любят песни, пляски

И творят из глины сказки.

Прикреплённые файлы:

Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа.

Конспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возраста Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям.

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Береза» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Береза» с детьми дошкольного возраста Цель: Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней. Задачи: Образовательные: -способствовать формированию познавательного.

Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Лето» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Лето» с детьми дошкольного возраста Если в небе ходят грёзы Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул.

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Звезды» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Звезды» с детьми дошкольного возраста Звезды Кто смотрел на купол звездный Поздней осенью морозной, Тот видал, как звездный Лебедь Поднимается в зенит, Тот слыхал, как в.

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Весна» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Весна» с детьми дошкольного возраста Тема: «Весна» Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Учить сравнивать времена.

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Ёж» с детьми дошкольного возраста

Конспект беседы-наблюдения по экологии «Ёж» с детьми дошкольного возраста Цель беседы: Познакомить детей с лесным обитателем – ёжиком. Задачи: -Расширять представления детей о еже. -Подвести к пониманию того,.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год»

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год» Цель: Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Задачи: - Систематизировать знания детей о празднования.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста Продолжая знакомить детей средней группы с народными промыслами,мы остановились на Филимоновской свистульке. Цель:Продолжать знакомить детей.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_hudozhestvennomu_tvorchestvu_na_temu.docx 790.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка - детский сад №5

Конспект интегрированного занятия в средней группе.

Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Грязнова О.В.

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

МБДОУ ЦРР- детский сад №5 «Мир детства» г.Тула

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-учить рисовать элементы декоративного узора,

-формировать умение наносить на силуэте животного полоски - проводить

широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти

- закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-развивать воображение, чувство формы.

-обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать любовь к родному краю, - воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, филимоновские игрушки, силуэты коней, вырезанные из бумаги белого цвета, презентация «Филимоновские игрушки».

- Ребята, вы ходили когда – нибудь с мамой или папой в магазин?

- А какие бывают магазины? (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и т.д.)

- А в какой магазин вы больше всего любите ходить? (в магазин игрушек).

- Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушки»?

Воспитатель:
Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.

- Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются.

- Ребята, вы знакомы с этими игрушками?

- Как они называются?

- Филимоновские игрушки - это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

- Ребята, скажите, а где изготавливают эти игрушки? (в деревне Филимоново Тульской области)

Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на базаре.

- Из чего делают Филимоновские игрушки? - Каким волшебным свойством обладает глина синика? - Краски какого цвета используют для росписи?
- Какими элементами расписывают? - Какие игрушки делают филимоновские мастера?

Краски берут яркие, солнечные и поэтому все филимоновские игрушки красочные, сказочные, веселые.
Все мастера с большим, добрым сердцем‚ мягкими теплыми руками. Игрушки у них получаются добродушные, забавные, веселые.

Филимоновское чудо
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.
Подходи, выбирай,
И стихи нам прочитай!

Дети выбирают игрушку и рассказывают про её стихотворение.

1 ребёнок: Разноцветные полосы дивные
Кисть выводит узор поперёк
Желтый, зеленоватый, малиновый.
Получился красивый конёк!

2 ребёнок: Посмотри, как хороша
Девица - красавица.
Расписной ее наряд
Всем ребятам нравится.

3 ребёнок: Стоит барыня у ворот,
А петушок зерно клюет.
Петушок, петушок
Поиграй, посвисти
Меня, барыню повесели!

Воспитатель: - Ребята, а хотите проверить свои знания о филимоновских игрушках?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин игрушек».

Проводится интерактивная игра «Магазин игрушек».

- Как вы думаете на чем можно туда добраться? (на машине, автобусе, поезде)

Дети встают друг за другом «паровозиком», воспитатель надевает шапочку «паровоз».

Физкультминутка «Паровоз».
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!

- Наш поезд прибыл в пункт назначения – в мастерскую филимоновских мастеров.

- Мастеров нет, одни заготовки на столах - белые силуэты коней. Я предлагаю вам сделать доброе дело - помочь мастерам расписать этих коней.

- В мастерской есть образец, по которому мы с вами попробуем расписать заготовки.

- Посмотрите, какой яркий, нарядный филимоновский конь.

- Прежде, чем приступим к росписи, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки.

Вьется грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка лошади), большой палец направлен вверх (ушко лошади). Кисть другой руки кладется на нее сверху (грива), большие пальцы скрещиваются (ушки лошади). Пошевелить пальцами левой руки (грива колышется на ветру)

-У нашего коня длинная, вытянутая шея, она расписана полосками - красная, желтая, зеленая.
-Узкие линии проводим концом кисти. Широкие - плашмя (показ способов действия).
Линии проводим в одном направлении.
Точками намечаем глаза.

Самостоятельная работа детей.

- Конь после росписи выглядит ярким, выразительным, добродушным.

- Наши кони
Все высоки и стройны,
Желто-красные полоски
На боках у них видны.

- Ну, а нам уже пора возвращаться, детвора.
Вагончики зацепляем и песню запеваем.

Физкультминутка «Паровоз».
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.
А где мы побывали?
Что интересного узнали?

Читайте также: