Пальчиковая гимнастика на тему дымковская игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

1.Формировать умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки, передавать выразительные особенности игрушки; декоративно оформлять: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

2. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности детей.

3.Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.

Оборудование: дымковские игрушки, дымковская игрушка: конь, мультимедийная презентация «Дымковские игрушки», пластилин, стеки, доски, ноутбук, проектор, картинки «Дымковская игрушка», аудиозапись с русской народной мелодией.

Активизация словаря:Дымково, декоративное оформление, орнамент, народные умельцы, промысел.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов; чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

Воспитатель: Звучит русская народная мелодия.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку. Сорока - белобока по городу летала, По веткам скакала, Детский сад искала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо. Педагог: От кого оно?

(Открывает конверт читает.) «Здравствуйте, ребятки, -Ульянки и Ванятки, Полины, Саши, Пети и другие дети! Если любите играть, Лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково».

Воспитатель: -Посмотрите, пожалуйста на экран

-Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом. Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо- сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Воспитатель: - Издавна Русь славилась своими чудо – мастерами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения.

Воспитатель: - Давайте вспомним, из чего же дымковские мастера лепили игрушки?

Правильно, из красной глины! А что же происходило после лепки?

Воспитатель: - Молодцы, игрушки сначала сушились на лавке, а потом обжигались в печи, затем их покрывали белилами и расписывали яркими красками.

Воспитатель: -А какие фигурки лепили дымковские мастера, посмотрим:

Нарядные барышни, кавалеры, расписные петухи, пышнохвостые индюки, лошадки, олени. медведи, коровы, козлы. По виду и форме игрушки были довольно разнообразны.

Воспитатель: - Скажите, какие они? (нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: -Игрушки у дымковских мастеров умельцев получались необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными.

Воспитатель: -Давайте вспомним, какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек? (круги, полоски, овалы, полоски, точки, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: -Давайте вместе скажем волшебные слова: Звучит волшебная музыка

Вокруг себя ты покружись и в мастеров народных превратись!Вот вы и превратились в мастеров.

Воспитатель: -А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем.

Дидактическая игра «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать последнюю и обосновать выбор)

Воспитатель: -У вас на столах есть картинки с изображением различных народных игрушек, ваша задача выбрать только дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, посовещайтесь друг с другом и выбирите нужные картинки.

Воспитатель: -Молодцы! С заданием вы справились.

Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам слепить дымковского коня? (ответы детей).

Воспитатель: -Я приглашаю вас в мастерскую и занимайте свои места за столами (дети садятся).

Воспитатель: -Давайте мы с вами сначала рассмотрим дымковского коня.

Воспитатель: - Из каких частей состоит конь? (туловище, голова,уши, шея, ноги, грива, хвост).

Воспитатель: -Сегодня вместо глины мы будем использовать пластилин.

Воспитатель: - А сейчас давайте мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Моя лошадка».

Пролегла дорога гладко, («Расстелить» ладошками дорожку.)

Скачет вдоль по ней лошадка. (Пальцами обеих рук слегка постучать по столу.)

Цок – цок – цок, цок – цок – цок – (Поцокать языком.)

Через поле во лесок. (Пальцами обеих рук барабанить по столу.)

У моей лошадки грива (Правая ладонь на ребре (голова), большой палец направлен вверх (ухо). Кисть другой руки кладётся на «голову», свисающие пальцы образуют гриву. Большие пальцы скрещиваются (два уха).)

Вьётся по ветру красиво. (Шевелить пальцами левой руки (грива колышется).)

Крикнет лошадь: «Иго – го!» - (Отодвинуть мизинец правой руки вниз от безымянного пальца.)

И умчится далеко. (Пальцами обеих рук постучать по столу.)

Объяснение приемов лепки

Воспитатель: -Разделим белый кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.

Из большого цилиндра мы вылепим туловище вместе с ногами. Раскатайте большой кусок пластилина прямыми движениями между ладонями – получился цилиндр. Затем концы цилиндра разрежем стекой на две части (сделать надрезы впереди и сзади) – передние и задние ноги. Выгибаем цилиндр дугой. Раздвигаем слегка ноги и пальцами оформляем передние и задние ноги лошадки. Получилось туловище и ноги.

Голову с шеей нужно вылепить из меньшего куска пластилина. Раскатываем цилиндр, отогнув от него небольшую часть для головы. Соединяем их с туловищем Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

Берем 2 маленьких куска пластилина красного цвета, прищипываем,делаем Делаем два треугольных ушка.

Воспитатель: -А теперь нам надо изготовить и прикрепить к основной форме гриву и хвост.

Для этого разделим красный пластилин на 2 части, раскатываем в форме колбаски и скручиваем. Это у нас грива. Берем остаток пластилина, так же раскатываем, сворачиваем калачиком и делаем хвост. Получился замечательный хвост.

Воспитатель: -Конь почти готов. Посмотрите на картинку и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же.

Воспитатель: -На сегодня мастерская по изготовлению дымковских игрушек заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились аккуратными и выразительными. Осталось только украсить изделие узорами. Это мы сделаем на следующем занятии.

Воспитатель: -Мы сегодня не случайно выбрали для лепки коня. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Эти игрушки оберегают от несчастий и бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома. Их и сейчас прикрепляют на дома. Они нас будут оберегать.

Ну что, пора нам обратно возвращаться.

Воспитатель: - Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, нам пора в наш детский сад.Вокруг себя ты покружись и в ребяток превратись.

-Скажите, ребята, где мы с вами побывали?

- В кого превращались? Сегодня мы сами попробовали себя в роли мастеров.

- Какой конь вам понравился больше всех? Чья работа больше нравится и почему?

В наше время самой актуальной темой с самого раннего возраста формировать у детей чувство доброты, терпения, умение сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.

Цель: развитие знаний детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой.

-способствовать развитию умений детей рисовать тычком, используя ватные палочки, самостоятельно подбирать цветовую гамму узора и элементы для украшения силуэтов, побуждать к рисованию концом кисти.

- содействовать развитию творческих способностей в рисовании; чувство цвета, формы, композиции.

- побуждать соотносить форму и содержание изображения, включая в описание узора правильные обозначения элементов дымковской росписи.

- побуждать к воспитанию интереса и эстетического отношения к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре

Способы реализации: просмотр мультфильма «Вернулся служивый домой. Дымковские игрушки», загадки, просмотр презентация- путешествие «Дымковская деревенька», дидактическая игра «Что лишнее?» постановка проблемы, подвижная игра «Карусель», показ воспитателем, пальчиковая гимнастика «Послушные пальчики», художественное слово, анализ рисунков, игрушек.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковская игрушка», разучивание подвижной игры «Карусель», дидактическая игра «Составь картинку», раскрашивание дымковского козлика, конструирование из бумаги домиков, просмотр видеофильма «Дымковская игрушка».

Средства реализации: выставка дымковских игрушек, образцы дымковской росписи, макет села Дымково, мультимедийная установка, домик для показа приёмов изображения, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, палитры.

Словарная работа: Дымково, роспись, дымковская игрушка : козлик, лошадка, барышня, мастер.

Ход занятия.

Просмотр мультфильма «Вернулся служивый домой. Дымковские игрушки».

Презентация –путешествие «Дымковская деревенька»

Воспитатель. -Здравствуйте, ребята! Вы, узнали меня?

Предполагаемый ответ детей. Мы вас узнали, вы дымковская барышня.

Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку,

И отгадайте её, друзья!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (дымковская игрушка)

-Сегодня мы отправимся в сказочную деревеньку художников и мастеров. Пойдём мы по волшебной дорожке. А найти дорогу нам поможет один предмет. Загадаю вам загадку, отгадаете - так и предмет узнаете:

Загадка. Легко, кругло, а за хвост не поднимешь. (Клубок)

За этим клубком мы и пойдем. Давайте скажем волшебные слова.

«Клубочек, клубочек, раз, два, три -

Нас в деревеньку приведи».

- Вот мы и пришли, только на воротах деревеньки висит замок. Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель. Ребята посмотрите на слайд и скажите какие узоры относятся к дымковской росписи, а какие лишние?

Предполагаемый ответ детей. Лишними узорами являются гжель, хохлома.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с заданием и наш замочек открылся.

-Вот и привел нас клубочек в сказочную деревеньку художников и мастеров.

Смотрите, на столе лежит записка: «Кто попадёт в сказочную деревеньку-непременно станет дымковским мастером».

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, какие дома стоят расписные, ставенки резные. Вы узнали роспись, которой украшены дома?

Предполагаемый ответ детей. Дымковская роспись.

Воспитатель. Правильно, волшебный клубочек привел нас в деревню Дымково. А какие цвета используются в дымковской росписи?

Предполагаемый ответ детей. Синий, желтый, красный, коричневый.

Воспитатель. А теперь давайте с вами вспомним один из главных элементов дымковского узора.

Предполагаемый ответ детей. Круг, линии, черточки. (Дети в воздухе кисточкой рисуют узоры).

Воспитатель. Кто в ней может жить?

Предполагаемый ответ детей. Люди, козлики, лошади, барышни, свистульки.

Воспитатель. Да, все эти дымковские игрушки могут жить в нашей деревне.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, некоторые дома стоят веселые, а другие грустные. Как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ детей. Дома грустные, потому что они не расписаны узорами.

Воспитатель. Как же нам помочь этим домам?

Предполагаемый ответ детей. Нужно их расписать.

Воспитатель. Правильно, а мы знаем, что каждый, кто попадает в деревню Дымково, непременно станет дымковским мастером. Давайте попробуем. Занимайте свои места. Закатывайте рукава. Показ воспитателем.

Пальчиковая гимнастика. «Послушные пальчики»

Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)

Между пальчиков верчу (пальцы в замок)

Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (Массаж пальчиков.)

Выполнение работы детьми. Раскрашивание домиков дымковской росписью.

Выставка деревни Дымково.

Воспитатель. Вот какая у нас получилась красивая деревня. Кто в каком доме будет жить? У всех есть красивые дома?

-Ребята посмотрите, сколько гостей пришло в деревню Дымково. Все хотят посмотреть на мастерство художников.

Вы все молодцы. Потрудились на славу. Теперь в нашей сказочной деревне станет еще больше жителей.

Воспитатель. Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо- сказки,

И лепили там из глины, все игрушки не простые.

Проводиться подвижная игра «Карусель»

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:

А потом кругом, кругом

Да бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Воспитатель. Ребята, пора возвращаться, давайте произнесём волшебные слова.

«Клубочек, клубочек, раз, два, три- нас обратно приведи!»

(Дети с воспитателем возвращаются по «волшебной дороге».)

При анализе работ отмечаем в каждой наиболее удавшийся элемент, составленный узор, подбор красок.

1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская, - Л. : Искусство, 1975.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. - Воронеж. : ТЦ "Учитель", 2002г-316с.

3. Гаранина Н. К., Левашова Е. Н., Лыкова Н. А. «Наша деревушка». (Дымковская игрушка, Карапуз, 2010г.

4. Истоки русской народной культуры в детском саду/ Авт. -сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.- 160с.

5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду-М. : Просвещение, 1991. - 176 с.

Использованные интернет ресурсы:

Конспекты занятий «Цветы», «Вода» Конспект занятия "Цветы" Область: «Речевое развитие» Раздел: «Чтение художественной литературы» Тема: «Знакомство с цветами» Возрастная.

Конспекты по физическому развитию (продолжение) Программы содержания 2-3 года I и II нед. Сентябрь: Знакомить детей с залом, пособиями, упражнять в ползании на четве-реньках, учить действовать.

Конспекты по ФЭМП для младшей группы Цель: 1. Различение и называние геометрических фигур и их цвета. 2. Сравнение предметов по размеру. Материал: " Блоки Дьёнеша, " верёвочки,.

Конспекты по ФЭМП для средней группы Цель: 1. Развивать умение решать логические задачи. 2. Учить составлять узор путём комбинирования цвета и формы (по образцам). 3. Счёт.

Конспекты по самообразованию 2013–2014 Занятие №1. Тема «Почему заяц зимой белый?» Программное содержание: формировать представления детей об образе жизни лесных животных (зайца,.

Конспекты занятий по трудовой деятельности Конспект по трудовой деятельности в старшей группе. 1. Вид труда: самообслуживание. 2. Содержание труда: Формировать умение самостоятельно.

Конспекты сюжетно-ролевых игр Конспект сюжетно-ролевой игры" Кафе " для детей старшей группы (5-6 лет). Этот конспект сюжетно-ролевой игры направлен на расширение представлений.

Конспекты занятий по нетрадиционному рисованию

Конспекты занятий по нетрадиционному рисованию Конспект занятия по нетрадиционному рисованию Тема: «Рисуем пальчиками» (рисование на свободную тему) Старшая группа Дата проведения занятия:.

Конспекты занятий по теме «Звуки» Грамматическая тема: Звуки и буквы. Лексическая тема: Слова, обозначающие способы подачи голоса. Цель: Вспомнить понятия звука и буквы.

Конспекты занятий (познание, математика) Средняя группа Тема недели «Зима». НОД №1. Познание (Мир природы) Цель. Закрепление правильного поведения в лесу. Задачи. Выявить и.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.

Тип проекта: Информационный, художественно-эстетический, творческий, исследовательско-экспериментальный

Продолжительность: Краткосрочный

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели

Актуальность: Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Использование дымковской народной игрушки даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи проекта:

Образовательные

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей со свойствами песка и глины.

3. Активизировать словарь за счёт уточнения названий предметов одежды дымковских барышень, названий элементов дымковской росписи.

4. Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

Развивающие

1. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный.

2. Развивать умение ритмично наносить линии в разных направлениях: короткие и длинные, перекрещивать их; пятна, кружки, создавать элементарный дымковский узор.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Мероприятия:

Формы работы с детьми

«Знакомство с дымковской игрушкой» (развитие речи)

«Украсим платочек барыни» (аппликация)

«Дымковская салфетка» (ИЗО)

«Поиграем с песком и глиной»

Рассматривание альбомов и книг «Дымковские игрушки»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери предмет», «Выложи узор».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек»

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Лошадка»

Игра малой подвижности: «Карусель»

«Гуленьки», «чтение о дымковских игрушках»

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Физминутки: «Лошадка», «Петушок»

Художественно-эстетическая деятельность

«Народные промыслы (Раскраски)», «Украсим уточку» лепка.

Формы работы с родителями

Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Предполагаемый результат:

• Получить знания о дымковской игрушке;

• Проявить интерес к народной игрушке

• Принять участие в оформление выставки «Дымковская игрушка»;

• Познакомились с особенностями дымковской росписи;

• Закрепить основные цвета;

Развивать умение рисовать элементарный узор из прямых перекрещивающихся линий

Форма проекта: Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Отдел образования Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Конспект НОД в I младшей группе по теме: «Дымковская игрушка - лошадка»

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ детский сад с. Тюрюшля

муниципального района Стерлитамакский район

Афанасьева Елена Петровна.

Цель : Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народными промыслами.

Интегрированные задачи:

Образовательная:

Учить детей рисовать нетрадиционным способом (ватной палочкой: правильно держать палочку, обмакивать в краску, рисовать круги, ритмично наносить точки).

Развивающая:

- учить отличать характерные особенности дымковской игрушки, выделять элементы узора;

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к изделиям декоративно - прикладного искусства, бережное отношение к народной игрушке;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.

Средства реализации:

Дымковская игрушка – лошадка для ознакомления с росписью, бумажные заготовки – лошадки для самостоятельной деятельности детей, гуашь красного и синего цветов, палитра, салфетки, ватные палочки, мольберт.

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательно речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие»

Виды деятельности: Познавательная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, двигательная.

Ожидаемый результат:

Дети с желанием принимают участие в различных видах деятельности. Интересуются разнообразными способами росписи. Во время самостоятельной деятельности демонстрируют достаточные в соответствии с возрастными возможностями навыки.

Уверенно, самостоятельно и точно выполняют задания. С большим желанием вступают в общение с другими детьми и воспитателем. Проявляют инициативность, с удовольствием принимают участие в продуктивной деятельности.

Участники воспитатель, дети младшей группы, музыкальный работник.

Организационный момент:

Ребята, у нас сегодня гости

Давайте мы с вами поздороваемся друг с другом: и с гостями.

Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте ножки (топ, топ, топ)

Здравствуйте щечки (плюх, плюх, плюх)

Здравствуйте губки (имитация поцелуя)

Здравствуй мой носик (пим, пим, пим)

Здравствуйте наши гости ! (протягивают руки вперёд) .

Сюрпризный момент:

(стук в дверь, воспитатель идет смотреть и возвращается с коробкой и письмом)

-Ребята, это почтальон принес нам посылку. Хотите посмотреть, что там такое? Достаю конверт:

У меня в руках письмо,

пришло из Дымково оно, из такого же села, как наше, где делают игрушки.

Конверт я открываю,

но что внутри - не знаю.

В конверте загадка. Попробуем отгадать?

Кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
Что, узнали вы, ребятки?
Это резвая . (лошадка)!

- Молодцы ребята, загадку отгадали. А вот и сама лошадка! (воспитатель достает из коробки лошадку)

- Посмотрите, какая она красивая, это лошадка-игрушка - дымковская лошадка. Ее сделал мастер, чтобы она украшала дом.

- Ребята, скажите, лошадка какая? (Лошадка красивая, нарядная, расписная)

- Что нарисовано на лошадке? Узор. Повтори Марьям, что нарисовано на лошадке? (Узор)

- Какой узор? (Маленькие синие и красные круги)

А что вы знаете о лошадках?

Я люблю свою лошадку,

причешу ей шёрстку гладко,

гребешком приглажу хвостик

и верхом поеду в гости.

-Альбина: Ты, мой конь, как огонь!

Ты копытами стучишь,

звонко «Иго - го» кричишь.

-Ребята, а как лошадка стучит копытами? (дети цокают языком).

Гимнастика для глаз:

-А давайте поиграем с лошадкой, я её буду прятать, а вы, не сходя с места, будете её искать только глазками. (Прячу лошадку под стол, ставлю около стола, ставлю на стол).

Мне так понравилась лошадка, хочется украсить свою лошадку (показ на мольберте)

- Вам нравится моя лошадка? (ответ детей).

- Какая она? (ответ).

- Какие узоры на моей лошадке? (круги).

–Какого цвета круги? (ответ детей)

- Моей лошадке очень нравится ее наряд и она улыбается. А посмотрите, сколько еще грустных лошадок, как вы думаете - почему? (нет наряда красивого)

-Давайте мы украсим наших лошадок, и тогда они тоже будут улыбаться. (Дети занимают свои места за столом)

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

Одной рукой я травку рву, (Выполняют хватательные движения)

Другой рукой я тоже рву (Поочередно левой и правой рукой)

Я травкой накормлю коня (Вытянуть руки вперед)

Вот сколько пальцев у меня! (И повернуть ладонями вверх)

-Теперь приступим к работе. Ребята, а что мы на ней нарисуем?

–Круги будем рисовать ватными палочками. Сейчас возьмём ватные палочки и попробуем нарисовать круги в воздухе. Круги большие и маленькие (рисуют в воздухе).

- А теперь украшаем лошадку: набираем ватной палочкой сначала красную краску и рисуем красные круги. А теперь возьмите другую палочку и нарисуем синие круги. (Дети рисуют, звучит спокойная музыка).

Закончили? Давайте отдохнём. (Дети садятся на палас, звучит тихая музыка)

Посмотрите: мы лошадки, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи.

Руки ложим на колени, а теперь - немного лени…

Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

- Давайте мы с вами тоже сейчас превратимся в лошадок и поиграем.

- Покружились, покружились и в лошадок превратились.

Физкультминутка «Лошадка»:

Ты скачи, скачи, лошадка,

Скок, скок, скок, скок

По дорожке ровной, гладкой,

Скок, скок, скок, скок

Ты скачи всё прямо, прямо,

Скок, скок, скок, скок

Мимо дома, стой - тут яма,

Цок, цок, цок, тпру.

-Покружились, покружились и в ребяток превратились .

– Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки. Они уже улыбаются, значит им, всё нравится. Лошадки тоже рада, что вы такие добрые ребята, и теперь у неё появилось много друзей. Она говорит вам большое спасибо!

А мы говорим гостям, до свидания!

1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно - тематических занятий 1-я младшая группа. Москва, 2013г.

2. Литвинова М.Ф. Играют непоседы. Москва, 2012г.

3. Никитина Л.В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию, загадки для детей. Санкт-Петербург, 2009

Автор: Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», г.Стерлитамак, р. Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, направленный на развитие интереса у детей к народному декоративно-прикладному искусству, приобщение к национально–культурным традициям, расширение и углубление знаний о народных игрушках.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Материалы и оборудование:
• дымковские игрушки;
• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
• Королева-кисточка
• мольберт;
• элементы росписи дымковской игрушки;
• образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
• изображение солнышка;
Предварительная работа:
• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
• рассматривание дымковской игрушки;
• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
приветствие в стихах «Здравствуй»;
демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
словесная игра;
динамическая пауза - игра «Что вышло?»;
сюрпризный момент;
игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»;
загадка Королевы-кисточки;
имитационное упражнение;
пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей (рисование);
гимнастика для глаз «Лучик солнца»;
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия.

I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко»
Словесная игра
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
… (Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.


Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)



Ш. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши лошадки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.
На этом занятие окончено.
Воспитатель: Ребята,давайте покажем нашим гостям какие красивые лошадки у нас получились!
Воспитатель: Ребята, Вы сегодня –умнички,отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!

Читайте также: