Пересказ о дымковской игрушке

Обновлено: 19.05.2024

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx 152.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность .

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

Воспитатель. Я, кажется, догадалась, шкатулку мы сможем открыть, если мы выполним задания волшебника Чернушки. Ну что, ребята, поможем народным умельцам?

Воспитатель. Вот и первое задание. Нам надо узнать из какого села народные умельцы прислали нам письмо, и как называются игрушки, которые они изготавливают? Для этого отгадайте загадку. И если вы правильно назовете отгадку, то получите краску.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо- сказки,

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор . (дымковская игрушка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились .И за него вы получаете «красную краску».

Воспитатель. Вас ждет второе задание. Нужно вспомнить все о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам .

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

- Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины , отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

-Какие геометрические фигуры используют для росписи дымковских игрушек?

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Действительно, чтобы дымковская игрушка стала такой яркой, нарядной, надо много труда вложить и всегда помнить, что дымковская игрушка рождается три раза: первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины; второй раз, когда обжигают; третий – когда ее белят и расписывают.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились, за это вы получаете «зеленую краску».

Воспитатель. Дымковские мастера изготавливают много разных игрушек. Давайте вспомним и назовем их.

(Дети называют дымковские игрушки ( барышня, индюк, водоноска, олени идр.)

Воспитатель. Молодцы! А вот следующую краску мы получим, если скажем про дымковские игрушки.

Дидактическая игра «Назови, какая» (с мячом).

(Яркие, нарядные, веселые, праздничные, восхитительные, смешные, задорные, волшебные, необычные, узорчатые, расписные, удивительные, народные, глиняные, причудливые, чудесные, изумительные, прекрасные, красочные и др.)

Воспитатель. Ребята, очень много прекрасных слов вы сказали про дымковские игрушки, и за это вы получаете краску «синего цвета».

Воспитатель. Для выполнения следующего задания нам понадобится «схема – помощница». Она нам поможет последовательно составить рассказ о дымковской игрушке. (Пояснение символов схемы)

Итак,сначала– называете игрушку;

второе называем промысел к которому принадлежит игрушка;

третье называемиз чего делают игрушку;

четвертое- вспоминаем процесс изготовления игрушки;

пятое нужно вспомнить что делают, чтобы, игрушка стала крепкой

шестое- назвать, чем сначала покрывают изделие;

седьмое– какие использованы цвета;

восьмое – какие использованы узоры.

В: Опишите дымковскую игрушку на выбор, опираясь на схему.

Дети составляют описательный рассказ о дымковской игрушке с опорой на схему (2-3 человека)

Воспитатель. Молодцы, какие у вас получились интересные рассказы. И за это вы получаете «желтую краску».

Воспитатель. Ребята,мы с вами много говорили о дымковской игрушке, а у вас есть любимые игрушки? (да)

Воспитатель. Назовите их. Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, у меня тоже есть игрушки. И среди них карточка с пятым заданием. Нужно назвать игрушку; материал, из которого она сделана; какая она.Если вы выполните это задание правильно, то получите краску.

Например. Это кукла. Кукла сделана из пластмассы. Она пластмассовая. Дидактическая игра «Скажи правильно»

(Дети по – очереди выполняют задание)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. За него вы получаете последнюю пятую краску, которую используют дымковские мастера для фона при росписи игрушек «черную».

Воспитатель. Ребята, со всеми заданиями волшебника Чернушки мы справились и теперь давайте попробуем открыть шкатулку.

А, посмотрите, здесь дымковские барышни. Это дымковские мастера прислали для вас. Только они не успели их расписать. Но я, надеюсь, мы сами сможем их расписать. Но сначала потренируем наши пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Дети садятся за столы.

- С элементами дымковской росписи вы уже знакомы. Помните, что дымковские умельцы в своей работе используют пять основных цветов,а для росписи одной игрушки берут только три основных цвета.У вас на столе есть печати, палочки, при помощи которых вы будите наносить узоры. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.

Дети под музыку расписывают дымковскую игрушку.

Воспитатель. Какие красивые получились игрушки. А пока работы подсыхают, подойдите все ко мне.

- Вспомните, какой росписью мы расписывали игрушки?

-Сколько раз рождается дымковская игрушка? (3)

-Когда она рождается в первый раз? (когда ее лепят из красной глины)

-Когда она рождается во второй раз? (когда ее обжигают).

- А когда в третий раз? (когда ее белят и расписывают)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много рассказали о дымковской игрушке, справились со всеми заданиями Чернушки, помогли дымковским мастерам вернуть краски и даже расписать игрушки. А краски мы позже соберем в посылку и отправим в Дымково для народных умельцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей.

конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки.


КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики".


"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .


Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отп.

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;

2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.

Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска

союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за

врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать

погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день

поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым

гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и

глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного

материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного

промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем

сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому

времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:

языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма

игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.

Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,

позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его

возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,

бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с

художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем

Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную

дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в

облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина

достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа

дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году

и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)

нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в

своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически

прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с

современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет

их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики

и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно

выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,

водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;

кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,

исполненные величественности и достоинства.

•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами

меньше по размеру и выглядят проще.

•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,

козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.

Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко

расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с

инструментами в руках.

•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –

яркие фигурные хвосты.

•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют

разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное

гулянье, катание на санях и многие другие.

•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У

дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –

устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не

выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.

Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,

потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на

местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее

конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,

закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.

Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная

шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка

изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к

изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,

СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от

размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот

процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне

прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что

является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед

нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.

Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная

традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:

не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали

неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,

когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.

Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной

льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы

орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из

волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –

украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое

покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

•ромбов и зигзагов,

•кругов и полосок.

•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера

и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет

двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми

и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки

из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине

мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих

студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному

искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные

символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым

интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по

дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается

ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая

фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и

остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,

символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как

энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при

поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.

Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,

играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры

выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на

открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе

большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.

Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но

часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками

массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут

помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом

раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,

дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,

рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных

народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.

•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные

игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С

их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок

или придумать свои истории.

•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и

посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит

дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,

дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое

хобби или даже профессию.

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Консультация для родителей и воспитателей. «Рассказ о Дымковской игрушке : история, изготовление, роспись».

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют» кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так : к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи :

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.

3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей :

• Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.

• Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.

• Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.

• Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.

• Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.

• Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.

• Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.

• Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

• Стилизованные фигурки животных и птиц

• Герои народных сказок

• Изделия на темы исторических сюжетов

• Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах

• Представители различных профессий

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа» Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

В 2011 году в Кирове открылся музей» Дымковская игрушка : история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

Дымковская роспись в детском саду и школе

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

Надеемся, что наш рассказ о дымковской игрушке вдохновил вас не только на то, чтобы передать информацию об этом удивительном народном творчестве своим детям или воспитанникам, но и на то, чтобы попробовать воссоздать процесс изготовления глиняной поделки в домашних условиях или условиях образовательного учреждения.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки»

Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки» Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Консультация для родителей и воспитателей «Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года»

Консультация для родителей и воспитателей «Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года» История праздника. История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного.

Консультация для родителей и воспитателей «Коляда (праздник): история и традиции» Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен,.

Консультация для воспитателей «История Дня кукольника»

Консультация для воспитателей «История Дня кукольника» 21 марта - День кукольника В 2000 году в Магдебурге на XVIII Конгрессе международного союза деятелей театра кукол известный иранский деятель.

Консультация для воспитателей «История кукольных домов»

Консультация для воспитателей «История кукольных домов» Приглашение в историю кукольных домов За последнее время уже трижды появились публикации о кукольных домах: у Светланы Большаковой, у Татьяны.

Консультация для воспитателей «Рисование одним мазком или Тагильская роспись»

Консультация для воспитателей «Рисование одним мазком или Тагильская роспись» О пользе рисования для детей написаны целые книги, психологи широко используют детские рисунки для тестирования психики ребёнка. Человек,.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

  • Кавалеры , часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные . Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции . В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
  • Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.
  • Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
  • Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году .

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: