Первая русская народная игрушка

Обновлено: 13.05.2024

Матрешка — это деревянная кукла, состоящая из двух разъединяемых частей, внутри которой находятся куклы такой же формы, но меньшего размера, вставленные одна в другую. Самая маленькая из кукол не разъединяется. Внешняя поверхность каждой из кукол раскрашена.

История возникновения матрешки

Матрешка появилась в период расцвета так называемого «русского стиля». В середине — второй половине XIX века национальная культура находилась в процессе становления, происходил рост патриотизма и национального самосознания. В результате у самых широких слоев общества возник спрос на украшения, одежду, посуду, предметы быта и интерьера, стилизованные под изделия допетровской поры и под народное творчество. Среди прочего, в «русском стиле» создавались и игрушки.

Матрешка часто воспринимается как русская народная игрушка, имеющая древнюю историю. Однако она была создана лишь в 1890 году. Известно даже имя мастера, выточившего первую матрешку: его звали Василий Петрович Звездочкин. Это установлено достоверно. А дальше начинаются версии и мифы. Автор исследования «Подлинная история матрешки» Игорь Блюм рассмотрел различные мифы, присутствующие в статьях, посвященных созданию знаменитой игрушки.

Самый распространенный и живучий миф — о том, что матрешка якобы имеет какие-то японские прототипы. Вариантов этого мифа очень много: например, что жена Саввы Мамонтова — хозяина мастерской, где работал Звездочкин, — привезла с японского острова Хонсю разъемную фигурку божества Фукурумы. Или что это была фигурка Ситифукудзин («Семь богов счастья»). Или что прототипом могла стать кукла Дарума или кукла Кокэси. Или что ее привезла не Елизавета Мамонтова, а кто-то из художников: В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, или кто-то ещё. Иногда, вместо Японии, в качестве родины прообраза матрешки называется Китай или Индия.

Впервые «японский» миф появился в книге «Матрешка» авторов Е. Можаевой и А. Хейфица, изданной в 1969 году. Он был охотно подхвачен японскими исследователями, несмотря на то, что никакого божества Фукурумы не существует, куклы Дарума и Кокэси не являются разъемными, а Елизавета Мамонтова никогда не бывала в Японии. Версия про «Семь богов счастья» была взята с какого-то японского интернет-сайта и без проверки добавлена профессором Мещеряковым в свою лекцию об истории культурных связей между Россией и Японией, откуда затем попала в Википедию.

Второй миф — о том, что к изготовлению первой матрешки имел какое-то отношение художник Сергей Малютин. Якобы это именно ему привезла японскую фигурку Елизавета Мамонтова, или он создал эскизы игрушки, или он занимался раскрашиванием выточенной Звездочкиным заготовки. На самом деле, как отмечает Игорь Блюм, нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Нет ни эскизов, ни заявлений самого художника об участии в данной работе, ни воспоминаний современников об этом.

Согласно воспоминаниям, В. П. Звездочкина, ему не приходилось видеть никаких японских игрушек. Он сам придумал новую форму, а сделать ее полой и разъемной ему подсказали другие мастера — Белов и Коновалов. Расписывать игрушку отдали какой-то группе художников на Арбате — вероятно, связанных с «Классами рисования и живописи» Константина Юона.

Биография Василия Звездочкина

Василий Петрович Звездочкин родился в 1876 году в крестьянской семье, проживавшей в деревне Шубино Подольского уезда Московской губернии. Окончил три класса церковно-приходской школы, затем начал работать — пас скотину, помогал отцу на пашне. В 22 года он уезжает в Москву изучать токарное дело. Устраивается в мастерскую при магазине «Детское воспитание», принадлежавшем семье Мамонтовых.

Через 2 года работы в мастерской Василий Петрович создает ту самую знаменитую матрешку. Игрушка отправляется на Всемирную выставку 1900 года в Париже, где получает бронзовую медаль. Возможно, до этого он создавал и другие похожие куклы, ведь по его воспоминаниям первых игрушек должно было быть две — из трех и из шести составных частей. Нельзя сказать, что матрешка произвела фурор на выставке. Российская экспозиция получила 1589 различных наград, в том числе 212 высших и 370 золотых. На этом фоне бронзовая медаль выглядит довольно скромно.

В конце того же 1900 года Савва Мамонтов теряет почти все свое имущество по суду, и мастерская при «Детском воспитании» закрывается. Звездочкина приглашают на работу в город Сергиев Посад. Именно там производство матрешек достигает промышленных масштабов. В 1904 году был получен заказ из Франции на изготовление большой партии матрешек. После участия в Лейпцигской выставке заказы на матрешки поступили из 14-ти зарубежных стран. В самой России матрешка оставалась диковинкой и стоила весьма недешево: цена такой игрушки доходила до 10 рублей за штуку, а по другой информации — даже до 50 рублей (при средней месячной зарплате рабочего в 20-25 рублей).

Всю свою жизнь Василий Петрович посвятил деревянной игрушке. Его работы, созданные в Сергиевом Посаде, неоднократно получали медали различных выставок: в 1907 и в 1913 гг. в Санкт-Петербурге, в 1919 году – в Казани. С 1914 года Василий Петрович, как опытный мастер, работал преподавателем в токарном цехе школы по игрушечному промыслу.

Производство игрушек в Сергиевом Посаде (с 1930 года — Загорске) считалось «экспортным»: эта продукция отправлялась на зарубежный рынок и продавалась за золото, на которое потом закупались станки для крупной промышленности. К 1931 г. объём экспорта изделий кустарно-художественной промышленности достиг 4 млн. золотых рублей — столько же выручили за проданные за рубеж шедевры Эрмитажа.

В декабре 1935 года Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда», но очень скоро советская власть сменила гнев на милость: уже в августе 1936 года было принято решение «обеспечить В. П. Звездочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности».

Во время войны мастеров начали призывать на фронт, но уже в 1942 г. их стали возвращать в Загорск: производство игрушек было необходимо, чтобы пополнять валютные запасы. Известно, что в 1944 году Василий Петрович трудился в Институте игрушки, а с 1949 года стал заведовать токарным цехом артели «Художественная игрушка». В 1956 году он погиб под поездом. В том же году артели в СССР были официально запрещены.

Что изображается на матрешках

Классическими считаются матрёшки, на которых изображена женщина в сарафане и платке. Примерно так и выглядит игрушка «Матрена», выточенная в 1890 году В. П. Звездочкиным и раскрашенная, по его словам, группой художников с Арбата. На первой кукле изображена круглолицая крестьянская девушка в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытая цветастым платком. В руках у нее черный петух. Сюжет других кукол, находящихся внутри первой, отличается: за девушкой с черным петухом следовали еще пять различных девушек и один круглолицый парень. Самая крошечная, восьмая фигурка изображает младенца в пеленках.

О том, что означает черный петух в руках у Матрены, можно лишь строить догадки. Возможно, это древнерусский символ солнца, играющий здесь роль оберега. Намного проще объяснить имя девушки. Матрена — одно из самых распространенных женских имен конца XIX века. Оно происходит от латинского «matrona» и в переводе означает «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи». Также высказывалась версия, что Матрена — это персонаж народного кукольного театра, жена Петрушки.

Изображения на матрешках всегда были очень разнообразны. По мнению родственников В.П. Звездочкина, первой подобной игрушкой была не кукла с изображением девушки Матрены, а фигурка в форме богатыря в шлеме. Также известно, что в 1909 году к столетию Н.В. Гоголя были выточены матрешки, изображавшие героев «Ревизора» и «Тараса Бульбы». Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний.

В годы перестройки возникает множество новых сюжетов для матрешек. Стало возможно приобрести матрешки любых типов, размеров и форм. На них стали изображаться исторические личности, правители России и других стран, герои книг и мультфильмов, сказочные персонажи.

Как и где изготавливаются матрешки

Обычно для изготовления матрешек выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы древесина не давала трещин. Затем брёвна сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Когда древесина еще не полностью высохла, начинается ее обработка на токарном станке. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Готовую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. Контуры обводятся черным или выжигаются.

Обычно количество кукол в составе матрешки — от трех до двенадцати. Но были и рекордсмены. В Книгу рекордов Гиннеса занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике «Семеновская роспись» в 1970 году. В ней 72 куклы, и она достигает в высоту 1,5 метра. Также существует матрешка из 75 кукол, хотя высотой она всего 90 см.

Основными центрами изготовления матрешек считаются Сергиев Посад, Семенов, Полховский Майдан, Тверь и Вятка. Существуют и другие производства: например, в Уфе создаются матрешки в национальных башкирских костюмах. Однако значительная часть матрешек в настоящий момент поступает в Россию из Китая. В поселке Имяньпо близ Харбина работают 62 фабрики матрешек, в том числе 14 фабрик по деревообработке и 31 мастерская по росписи.

Музеи матрешек открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде, Ногинске, Вознесенском и в других местах.

Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль " Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении"?

Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно :)

Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.

Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:

1. Зверей и птиц.

2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 1

Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.

Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).

История возникновения игрушек на Руси, фото № 2

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 3

Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 4

История возникновения игрушек на Руси, фото № 5

История возникновения игрушек на Руси, фото № 6

История возникновения игрушек на Руси, фото № 7

На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.

Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.

Мы все в свое время играли в куклы. Даже мальчики. Кукла для ребенка имеет огромное значение. Она учит играть определенные социальные роли: матери и отца, старшей сестры, учительницы, подружки. С куклой ребенок делится своими радостями и переживаниями, для нее готовит и шьет "одежку".

Во все времена кукла была и остается главной игрушкой почти с первых дней жизни ребенка. Анималистические игрушки приходят уже в более взрослом возрасте и несут несколько иное значение. Кукла - это воплощение человека, она живая и требует к себе отношения как к личности.

Народная игрушка помимо социальной роли играет и защитную роль. Это в своем роде оберег. Часто бывает так, что кукла олицетворяет умершего родственника, душа которого в нее переселилась. Народная кукла несет в себе ключевые символы культуры, поэтому любая деталь в ней не случайна.

Русская народная игрушка - это как правило символическое изображение женской фигуры. Если обобщить, то изготавливалась она из скрученного жгутом куска ткани, лицо из белого льна, коса, груди из лоскутных шариков, соответствующий региону и назначению костюм.

Лоскутки красивых тканей, оставшихся после пошива одежды или домашнего текстиля, хранились специально для кукол. Особенно ценились красные ткани, этот цвет издавна имел обережное значение. Кукол дарили родственникам по праздникам и на крестины. В семьях же куклы для детей "крутили" из старого тряпья. Считалось, что материя пропитывается жизненными силами рода, и кукла из ношеной одежды способна защитить ребенка (по той же причине новорожденных кутали в нательные рубахи матери). Наибольшее сакральное значение имели подолы фартуков, так как они соприкасались с землей, вбирая ее силу.Примечательно, что лоскутки на кукольный наряд никогда не резались ножницами, но только рвались руками по долевой нитке. Считалось, что это гарантирует владелице целостность без изъянов.

Кукольная одежда не снималась. Здесь важно понимать, что народная кукла - это не манекен для переодевания, а цельный образ, в котором костюм имеет решающее значение. Костюм в народной кукле как правило в точности повторяет одежду данного региона. Он искусно декорируется в соответствии с традициями. Однако зачастую мастерицы прибегали к упрощению, например поневу шили из цельного куска, тогда как женская понева была четырехклинной. Из сложных головных уборов бралась только самая эффектная часть. Однако это работало на особую выразительность образа куклы, нисколько не умаляя ее достоинств.

Кукла являлась также и олицетворением мифологического мира. Простейшая кукла из жгута, перетянутого в месте шеи и пререпоясонного, была символом триединства мира: верхнего (голова), земного (туловище) и нижнего (нижняя часть). Крестовидные куклы указывали на четыре стороны света. Являясь переходным мостом между материей и духом, кукла несла в себе понятия о жизни и смерти.

Безликость народной куклы имеет сакральное значение. На вопрос о том, почему у куклы нет лица, крестьянские женщины говорили, что в доме не должно быть лишних глаз. Действительно, глаза, нос, рот, являясь символическими вратами, давали путь как для добрых, так и для злых сил. Зрячая кукла опасна для ребенка. Кукла, лишенная бытовой конкретики, сама в себе, полноценна. Только в таком случае можно сохранить тайну рода. В южных регионах России кукольные лица перетянуты крестом. Крестообразное перетягивание частей тела кулы также имеет символическое значение. Крест - символ солнца, мощный оберег и источник энергии.

Непременным элементом красоты куклы была коса. Как правило коса плелась из льняной кудели, а иногда и из настоящих волос. Сплетенная из трех прядей, коса была символом гармонии триединого мира. Настоящие волосы на кукле были элементом приобщения последней к роду. Женские волосы не только роскошное украшение, но и сакрально значимый элемент. Обрезанные волосы никогда не выбрасывали, а только сжигали, считая, что через волосы можно сглазить человека.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации. Большинство из них - это копии или авторские народные куклы. Иллюстрации взяты из замечательной книжки про народную куклу, однажды попавшую ко мне в руки. К сожалению, мне не хватило ума записать автора и название книжки, удалось толко сфотографировать картинки. Возможно, среди моих читателей найдется счастливый обладатель экземпляра этой книги. Просьба дополнить мое эссе указанием авторства. Спасибо за внимание и возможные дополнения!

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 1

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 2

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 3

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 4

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 5

Грудастые девки - символ материнства и плодородия. Крест на груди также символизирует плодородие.

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Читайте также: