Платок дымковская игрушка русские в моде

Обновлено: 17.05.2024

В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.

Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.

«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска

История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.

По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».

Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.

Дымковская игрушка: при чем здесь вятская Свистопляска и древнее побоище?

Фото : Shutterstock/FOTODOM

Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла

В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.

Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.

Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.

На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?

Дымковская игрушка: при чем здесь вятская Свистопляска и древнее побоище?

Фото: Смертин Павел\ТАСС

Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.

Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.

От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?

Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.

Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.

С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.

И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.

Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.

Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.

Платок

Платок

Платок

Платок

Платок

Платок

Платок

Платок

Дымковская игрушка - это один из самых старинных промыслов России, существующий более четырёхсот лет.

Нарядная и жизнерадостная, она ценит компанию, радость и задор. Именно такое настроение несёт в себе дизайн платка с изображением милых и таких родных сердцу образов. Забудьте про одиночество, уныние и хандру: в таком платке захочется улыбаться и парить в воздухе не только Вам, но и окружающим!
Насыщенные, глубокие цвета, искренность и теплота народного искусства - история России ещё никогда не была столь выразительной и красноречивой.

Вам так к лицу счастье! Вам так к лицу платок "Дымковская игрушка" от Нины Ручкиной!
Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография

Рассказываем об авторских платках, в которых причудливым орнаментом, словами и красками раскинулась история России.


До Нового года осталось чуть больше месяца. Пора подумать о подарках, причем о таких, которые берут за душу и сердце. Авторские дизайнерские платки известного модельера Нины Ручкиной — это всегда беспроигрышный вариант. Здесь все сделано с любовью к русской культуре, истории и людям и наполнено смыслом.

Нина Ручкина – ни на кого не похожий модельер. В 2010 году девушка создала проект «Рус­ские в моде». Сначала появилась пер­вая авторская коллекция, потом стали проходить вечеринки под названием «Русские в моде» с показами коллек­ций других дизайнеров, а позже был создан бренд «Русские в моде» — авторские платки и шарфы, платья, в которых причудливым орнаментом, словами и красками раскинулась исто­рия России — великой, многонацио­нальной страны.


Сегодня фирменные стойки «Русские в моде» украшают крупнейшие аэропорты страны, а хиты продаж «Дымковская игрушка», «Гжель», «Каменный цве­ток» и другие можно купить в самом сердце российской столицы не только в модных бутиках, отелях, салонах красоты, но и в торговых секциях зда­ний, где располагаются высшие феде­ральные органы власти, например, Совет Федерации, администрация президента. Cреди поклонников бренда народная артистка Надежда Бабкина, телеведущие Лера Кудрявцева и Эвелина Бледанс, актер Сергей Безруков, театральный режиссер Галина Волчек и многие другие.


Сергей Безруков и хит продаж «Каменный цве­ток»

Мы расскажем о 7 самых ярких принтах, которые придутся вам по вкусу.

Яйцо-часы Герцогини Мальборо, Санкт-Петербург,1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.Золото, серебро, алмазы, жемчуг. Литье, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону.
Дизайн платка разработан художниками бренда «Русские в моде»: Ниной Ручкиной, Натальей Гагариной, Ольгой Балака для Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Состав: шёлк 100%, 90*90 см, лазерная печать .



Малахит — один из самых удивительных и красивейших камней на планете. Именно в России были открыты гигантские месторождения малахита, которые прославили этот минерал во всём мире. Уральские мастера создавали из малахита настоящие шедевры, поражающие глубиной художественного видения и совершенством обработки.
С малахитом связано множество таинственных и мистических сказаний, а всем известный на Урале сказ «Малахитовая шкатулка», написанный Павлом Бажовым, переведён на десятки языков мира. Прикоснитесь к Уральской магии, ощутив на себе силу царского камня с легендарной историей.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография


Платок «Кремль – Москва – Фаберже» от дизайнера Нины Ручкиной посвящён одним из самых красноречивых и ярких символов России.

В центре композиции изображён «Моско́вский Кремль» («Успенский собор») — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных прославленной фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля — одновременно величественного и сказочно — нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо «Московский Кремль», или «Успенский собор» является самым большим из яиц Фаберже, представляя собой «Символ власти и духовности», примечательно, что в Успенском соборе венчались все цари России, в том числе и Николай II. Это одно из немногих яиц, которые никогда не покидали Россию. Сегодня это произведение ювелирного искусства можно увидеть в залах Оружейной палаты.

Надеемся платок «Кремль — Москва – Фаберже» от бренда «Русские в моде» станет ярким акцентом в вашем гардеробе, ведь он несёт в себе ауру торжественности и величия, превращая его обладательницу в магнит для восхищённых, горящих глаз.
Дизайн выполнен дизайнером Ниной Ручкиной совместно с художниками Евгенией Тепляковой и Ольгой Балака.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография


Дымковская игрушка — это один из самых старинных промыслов России, существующий более четырёхсот лет.
Нарядная и жизнерадостная, она ценит компанию, радость и задор. Именно такое настроение несёт в себе дизайн платка с изображением милых и таких родных сердцу образов. Забудьте про одиночество, уныние и хандру: в таком платке захочется улыбаться и парить в воздухе не только Вам, но и окружающим!
Насыщенные, глубокие цвета, искренность и теплота народного искусства — история России ещё никогда не была столь выразительной и красноречивой.
Вам так к лицу счастье! Вам так к лицу платок «Дымковская игрушка» от Нины Ручкиной!

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография


Дизайн мужского шарфа из коллекции «Уральский Хребет» соотносится с силой и величием Уральских гор и ярким, выраженным мужским характером, который так привлекает женщин. Элегантный мужской аксессуар посвящается исключительным мужским качествам: благородству, уверенности в себе, непоколебимости, силе духа. Характер мужчины закаляется под стать драгоценной каменной породе: благодаря суровым испытаниям и вызову. Шарф предназначен для тех, кто способен на подвиг, широкие жесты и всегда достигает поставленных целей.

Состав: шерсть 70%, модал 30%, 180*80 см. шелкография.


Коллекционный платок, посвященный Царской Семье к 100-летию памяти о трагических событиях 1917-1919 гг., изменивших судьбу России и мира в XX веке.

Едва ли найдется человек, не знающий историю Царственных Страстотерпцев, которая давно является историей нашей страны. 300 лет служения России представителей Династии Дома Романовых превратили Российскую Империю в процветающую державу с огромной территорией и неисчислимыми природными богатствами. Однако главными ее сокровищами во все времена оставались Православная Вера и Российский Народ.

На платке изображены главные символы могущества и власти — императорские коронационные регалии, представляющие собой шедевры мирового ювелирного искусства: Большая Императорская Корона, Держава, Скипетр и орден Святого Андрея Первозванного.

По краям платка расположены вензеля членов Венценосной Семьи – Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и родной сестры Императрицы — Великой Княгини Елизаветы Федоровны, известной во всем христианском мире подвижницы милосердия и благотворительности. Изображения вензелей и царских регалий выполнены акварелью художниками Натальей Гагариной, Ольгой Балака

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 120*120 см. шелкография


Дизайн платка «Авангард» — это фантазия на тему известного во всем мире художественного полотна Каземира Малевича — «Половина женской фигуры».

Практику русского авангарда отличало взаимопроникновение различных видов искусств, революционные решения и неожиданные открытия. В нашей интерпретации Таинственная незнакомка попадает на территорию Уральской цивилизации — признанное во всем мире место силы, и преображается под магическим влиянием самоцветов и минералов исключительной красоты. И вот мы видим в ее наряде завораживающие узоры малахита, и сама она восседает в зале с чароитовыми стенами. Считается, что малахит приносит удачу в делах и личной жизни, способствует связи со вселенной, ощущению внутренней гармонии, а чароит наделяет уверенностью и способностью воплотить в жизнь самые творческие и амбициозные планы. Платок «Авангард» транслирует настроение экспрессии и взвешенности одновременно. Настоящая женщина всегда разная, готова к экспериментам и открыта миру, она сама — драгоценность, сама назначает дни революции, но перемены у неё всегда к лучшему.

Дамы и господа, представляем вам особенный дизайн, посвящённый городу Екатеринбургу: "Я - горожанка". Городская мозаика глазами дизайнера Нины Ручкиной, составленная из узнаваемых и величественных памятников архитектуры города Екатеринбурга, пронизана светом, поэзией, волшебством.

Этот город - родной для дизайнера, и поэтому он представлен обителью Музы, наполненной вдохновением, романтикой и любовью.

Нежная и безмятежная цветовая гамма изображений представлена в превосходной акварельной работе художника Раиса Файзулина.

На платке изображены "Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших", здание Администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургский Государственный академический Театр Оперы и Балета.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография

Нежные, добрые, волшебные и такие родные сине-голубые платки в стиле "Гжель" - это изысканный, универсальный и беспроигрышный подарок!
Гжель давно будоражит умы модельеров со всего мира.
Вот и я решилась скомпоновать элементы и оттенки росписи Гжель в рисунок, который, на мой взгляд, передает весь шарм многовековых традиций русских мастеров.
Эти платки сделаны с любовью к русской культуре, истории и людям.

Я уже слышу как наша синяя птица Гжель фарфоровым звоном приветствует вас и ваших близких.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, Размер 90*90 см, шелкография.

Это - первый дизайн из коллекции, посвященной Уралу.
Каменный Цветок содержит в себе и малахит, аметист и другие кристаллы. Он символизирует богатство, щедрость природы Урала, соотносится с известным сказом Бажова о Каменном Цветке как о символе творческого поиска и совершенства.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография

Представляем великолепный Уральский сувенир - платок "Малахитовая шкатулка".
Малахит - один из самых удивительных и красивейших камней на планете.
Именно в России были открыты гигантские месторождения малахита, которые прославили этот минерал во всём мире.
Уральские мастера создавали из малахита настоящие шедевры, поражающие глубиной художественного видения и совершенством обработки.
С малахитом связано множество таинственных и мистических сказаний, а всем известный на Урале сказ "Малахитовая шкатулка", написаный Павлом Бажовым переведён на десятки языков мира.
Прикоснитесь к Уральской магии, ощутив на себе силу царского камня с легендарной историей.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография

Дымковская игрушка - это один из самых старинных промыслов России, существующий более четырёхсот лет.
Нарядная и жизнерадостная, она ценит компанию, радость и задор. Именно такое настроение несёт в себе дизайн платка с изображением милых и таких родных сердцу образов. Забудьте про одиночество, уныние и хандру: в таком платке захочется улыбаться и парить в воздухе не только Вам, но и окружающим!
Насыщенные, глубокие цвета, искренность и теплота народного искусства - история России ещё никогда не была столь выразительной и красноречивой.
Вам так к лицу счастье! Вам так к лицу платок "Дымковская игрушка" от Нины Ручкиной!

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см. шелкография

Серия платков by Nina Ruchkina - "Русский старт"!
Формула-1 считается "Королевой автоспорта", а в платке от Нины Ручкиной это звание по праву будет применимо к Вам или к той Женщине, которую Вы сочтёте нужным одарить им. Пьедестал почёта на "Гран-при России" достанется достойнейшим.

Состав: шелк 70%/вискоза 30%, 90*90 см.

Я желаю, чтоб у каждой девушки на Земле был хотя бы один платок от нашего молодого и очень душевного бренда "Русские в моде".

Модый Дом Nina Ruchkina давно известен изготовлением самых невероятных, сложных и неординарных вечерних и свадебных нарядов.Наши мастера владеют различными авторскими методами вышивок, плетения и декорирования. Мы знаем толк в роскоши. И сейчас я хочу поделиться этой роскошью с вами.
Каждый дизайн в нашей коллекции сделан с душой и наполнен смыслом, превращая платок в очень ценный подарок, Платки Nina Ruchkina, это – произведения искусства, которые останутся в истории ваших поздравлений, ведь они сделаны с любовью к русской культуре, истории и людям.
Совсем скоро появятся новые дизайны и все они будут отголосками различных событий, сказаний, легенд и эпох. Сама история нашей великой страны раскинется причудливыми орнаментами, словами и красками на тонкой материи. А пока мы будем делиться с вами новостями, фото-проектами и полезными советами, И помните: мы всегда открыты к общению и сотрудничеству!
С любовью к Вам и своему делу, Нина Ручкина

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: