Плешковская игрушка свистулька шаблоны для рисования

Обновлено: 02.05.2024

Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.

Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.

Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.

Лепка Утицы- Свистульки.

Оборудование и материалы:

Баночки для воды.

Стеки и приспособления.

Дощечки для лепки.

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.

Лепка Утицы- свистульки имеет своё символическое и обрядовое значение. О значении изображения птицы было сказано выше. Не случайно народные мастера лепили свистульку в виде животного- оберега. В свистульку свистели, отгоняя отрицательную энергетику. Свистулька- Утица приносила деньги и достаток, поэтому выражение «Не свисти, денег не будет»- не совсем верно. Изначально свистульку и делали в виде птицы. В виде людей и животных- более поздний вариант. Свистульки в народе называли птичками- фитюльками, ярилками. Издревле народный целитель или шаман, отгоняя хворь, изображал птицу- «курлыкал». «Курлык!» «Курлык!» Для удобства и появился такой музыкальный инструмент, как свистулька, имитирующий пение птиц. Наши предки вятичи, встречая весну, выбрасывали из своих домов всё лишнее и наносное, выметали мусор. Открывали двери, и свистульками зазывали в свои дома весну. В народной медицине есть такое направление, как исцеление игрушкой.

Ход занятия:

Где зародился промысел Плешковской игрушки?

Дети, какие сюжеты Плешковской игрушки вы знаете?

Какой смысл в них заложен?

Для начала необходимо взять кусок глины необходимых размеров. Скатать «Колобок». Примечание: народный мастер, в отличае от классического художника- скульптора, не пользуется столом или подиумом. Он лепит своё изделие в руках, на весу. При этом, пальцы рук необходимо смачивать, чтобы изделие было «живым», «свежим» и «сочным». Заглаживают трещинки и шероховатости.

-Держа в руках на весу, из колобка мы делаем короткую колбаску. Не забываем смачивать пальцы в баночке с водой.

-Надеваем колбаску на большой палец, внутри колбаски формируется полость. Дорабатываем и утончаем её стенки, смачивая пальцы в воде.

-Затем, защипывая полость, формируем хвостик.

-С другого конца колбаски, тремя пальцами, сложенными в щепоть, «защипывающим» движением вытягиваем птичке голову и шею. Не забываем слегка смачивать пальцы.

-Из середины колбаски формируем для птички подставку.

- Работаем с головкой и шеей. Защипом формируем клювик. Птички в клювике приносят весну! Формируем гребешок.

- Формируем, выделяем грудку.

- При помощи стека и подручных приспособлений украшаем изделие и выполняем окончательную отделку.

- После работы вымыть руки, дать изделию полностью высохнуть.

Примечание: элементы выполняются методом вытягивания из целого. Не следует лепить каждую деталь отдельно и потом собирать из них изделие. Изделие должно быть достаточно объёмным. Не допускается, чтобы ножки, клювик были слишком тонкими, иначе при высыхании они могут сломаться.

Лепка изображения женщины «Баба».

Оборудование и материалы те же. Если позволяет материальная база, в качестве фона, по телевизору или монитору должен идти фильм о плешковской игрушки.

Как было сказано выше, образ женщины восходит к языческому божеству плодородия «Мокошь». Не исключение и данный образ в глиняной игрушки.

Ещё эта игрушка имеетзначение «Берегини», или «Повитуньи», помогающей женщинам в родах. Крестьянские женщины работали в поле, там же и рожали. Наши предки часто призывали на помощь чудодейственную и живородящуу силу Матери- Земли. Игрушка считалась живой, её берегли, хранили, передавали из поколения в поколение. Магазинов в ту пору не было. Куклу- Барби не купишь. Крестьяне и мещане покупали кукол на ярмарках.

Ход занятия:

-Дети, кто скажет, с чего мы с Вами в прошлый раз начинали лепку птички?

-Кто нам расскажет основные правила работы?

-Работу начинаем по тому же принципу- разминаем глину. Работаем от «Колобка».

-Катаем вытянутую колбаску, в виде циллиндра.

- Дети, кто скажет, что такое циллиндр?

Вытягиваем голову и шейку.

- Визуально обозначаем талию и начинаем пальцами «выделываем» юбку.

- Вытягиваем руки. Одну, короткую, оставляем для свистульки. Ни в коем случае не приставляем руки отдельно.

Дети, кто скажет, почему?

-При помощи стека или подручных инструментов выполняем отделку изделия.

- Из отдельного куска делаем головной убор, надеваем на голову.

- Делаем проколы карандашом или шилом по образцу.

Моем руки и убираем рабочее место.

Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника»

Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника» Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника» Цель: познакомить детей птицами, как они выглядят, обратить внимание.

Конспект занятия. Лепка (Пластилинография) «Шарики для елочки» Цель: 1. Расширить знания детей об истории новогоднего праздника; 2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;.

Конспект занятия по лепке на тему «Матрешка» Конспект образовательной деятельности по лепке на тему «Матрешка» 11.11.2016 Старшая группа. Программное содержание: Познакомить с русской.

Конспект занятия «Лепка птички» Программное содержание: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвост).

Конспект занятия (лепка) в средней группе «Мухомор-красавец!» Цель: научить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей. Задачи: Обучающие: продолжить учить приемам раскатывания пластилина.

Конспект занятия по лепке «Вот какой у нас арбуз»

Конспект занятия по лепке «Вот какой у нас арбуз» Конспект занятия по изобразительному искусству в средней группе. Лепка Подготовила воспитатель: Ищенко Н. Н. «Вот какой у на арбуз» Цели.

Конспект занятия в первой младшей группе «Лепка «Колобок»

Конспект занятия в первой младшей группе «Лепка «Колобок» Лепка «Колобок» Задачи. Развивать интерес к русской народной сказке «Колобок «, учить самостоятельно лепить форму шарика путем раскатывания.

Народный праздник «Сороки». Лепка игрушки-свистульки ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ. ТЕМА: Народный праздник «Сороки». Лепка птички-свистульки. ЗАДАЧИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями.

Конспект занятия по лепке из пластилина в сочетании с другими материалами «Страусёнок» Тема: Страусёнок (Лепка из пластилина в сочетании с другими материалами). Цель: продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)


Курс повышения квалификации

Дизайн-мышление или «study skills» в современной дошкольной педагогике


Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня


«Религия на Кубани»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного района г.Орла

Педагог Кожанчиков Игорь Алексеевич.
ОРЛОВСКАЯ НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащ.

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям".
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Сюжеты глиняной игрушки архаичного типа восходят к древним языческим божествам.Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Плешковская глиняная игрушка Плешковский промысел один из древнейших пр.

Плешковская глиняная игрушка
Плешковский промысел один из древнейших промыслов центра России зародился в д. Плешково (Ливенский район Орловской области) в 17 веке и стал одним из древнейших промыслов центра

Чернышенская игрушка
Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России

Орловская (Курская) игрушка
Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области.
Разновидности Орловской игрушки

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушкаИстория сохранила имена самобытных игрушечниц Оль.

Плешковская глиняная игрушка
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной(1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой(1911-1990 гг.). Продолжают традиции плешковского промысла ученики А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова и их дети Александр и Анна.

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушкаНа земле Чернышенской игрушечным промыслом стали.

Чернышенская глиняная игрушка
На земле Чернышенской игрушечным промыслом стали заниматься с 17 века. История сохранила имена самобытных мастериц Чумичевой Марии Павловны и Клениной Пелагеи Павловны. Здешние сюжеты примечательны тем, что, кроме коней и уток здесь лепили кукушку, коня трёхглавого, женские фигурки с различными головными уборами. Как плешковская, чернышевская игрушка архаична, но более разнообразна по росписи. Известна так же мастерица Афанасова Анна Харитоновна 1929 года рождения, которая переняла мастерство у своей бабушки Чумичевой Марии Павловны

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Орловская (Курская)глиняная игрушка ..Возрождение орловской игрушки связ.

Орловская (Курская)глиняная игрушка

.
.
Возрождение орловской игрушки связывается с такими именами, как Виктором Васильевичем Маркиным и Иваном Федоровичем Гункиным. Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области, названа так потому, что в то время Курск входил в состав Орловской губернии. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в орловской есть сюжет, выделяющий игрушку: перевёртыш , т.е при перевороте игрушки она перевоплощалась из одного животного в другое. Её персонажи олицетворяют героев русских сказок, которые обладают способностью перевоплощаться, оборачиваться то лягушкой, то волком, то медведем, то птицей. Так же характерен всадник- мужчина, одетый в женское платье(это оборотень, перевёртыш).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Ай да свистулька!» (на примере народной глиняной.


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Ай да свистулька!» (на примере народной глиняной.

«Ай да свистулька!»
(на примере народной глиняной игрушки-свистульки)

Автор: Воробей Кристина Антоновна

Руководитель: Корк Ольга Николаевна

Бажовка XXII

Главная цель моей работы: Изучить историю происхождения, значение и хар.

Главная цель моей работы:

Изучить историю происхождения, значение и характерные особенности народной глиняной игрушки-свистульки и на основе полученных знаний самостоятельно слепить свистульку по мотивам народного творчества.

Гипотезы: 1. Глиняная свистулька – это не просто музыкальный инструмент или.

Гипотезы:
1. Глиняная свистулька – это не просто музыкальный инструмент или игрушка для забавы, она имеет какое-то более глубокое символическое значение в культуре и быту русского народа.

2. Точно соблюдая технологию изготовления можно слепить игрушку-свистульку самостоятельно.

Проблемные вопросы:Почему мастера лепили свистульки в виде одних и тех же жив.

Проблемные вопросы:
Почему мастера лепили свистульки в виде одних и тех же животных или птиц?
Что означает раскраска свистулек и нанесенные на них орнаменты?
Когда и для чего появились такие забавные игрушки со звуком, кто их придумал?
Актуальны ли в наши дни игрушки-свистульки?
Как самостоятельно слепить свистульку в народном стиле?

Результаты проведенного опроса:

Результаты проведенного опроса:

История возникновения глиняных игрушек-свистулек СВИСТУЛЬКА - ее еще называют.

История возникновения глиняных игрушек-свистулек

СВИСТУЛЬКА - ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем - древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. Это фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пласти.

Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена.

В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.

Центры изготовления народной глиняной игрушки-свистульки

Центры изготовления народной глиняной игрушки-свистульки

Центры изготовления народной глиняной игрушки-свистульки

Центры изготовления народной глиняной игрушки-свистульки

Образ глиняной свистульки в народном творчестве. Каждая свистулька на Руси св.

Образ глиняной свистульки в народном творчестве.
Каждая свистулька на Руси свой тайный смысл имела.
Мастера чаще всего использовали фигурки:

Птиц: утка, петух, курица, птица Сирин (женщина-птица), Русалка.

Птиц: утка, петух, курица,
птица Сирин (женщина-птица),
Русалка (женщина-рыба, сидящая на ветвях)

Людей: баба, Полкан (мужчина с туловищем коня)

Людей: баба,
Полкан (мужчина с туловищем коня)

 Животных: олень, баран, корова, коза, медведь, конь

Животных: олень, баран, корова, коза, медведь, конь

Использование цвета: Красный - жизнь, к.

Красный - жизнь, кровное родство
Желтый - солнце, свет
Синий – вода, небеса
Белый – чистота, свет
Зеленый – молодость, ростки
Черный – земля
Голубой – благость, спокойствие
Золотой – цвет солнца

Элементы росписи глиняных свистулек:

Элементы росписи глиняных свистулек:

Значение свистулек в жизни и традициях русского народа 2. Обереговое приспос.

Значение свистулек в жизни и традициях русского народа
2. Обереговое приспособление
3. Способ приобщения детей к труду
4. Музыкальный инструмент
1. Детская забава

Изготовление свистульки по мотивам народной глиняной игрушкиЭтапы изготовлени.

Изготовление свистульки по мотивам народной глиняной игрушки
Этапы изготовления:
1 этап: Подготовка глиняной массы
к работе
2 этап: Изготовление основы — воздушной камеры

4 этап: Обжиг глиняной игрушки 3 этап: Сборка игрушки5 этап: Роспись свистульки

4 этап: Обжиг глиняной игрушки
3 этап: Сборка игрушки
5 этап: Роспись свистульки

Заключение.В результате проведенного исследования я ответила на поставленные.

Заключение.
В результате проведенного исследования я ответила на поставленные вопросы и подтвердила свою гипотезу о том, что свистулька была не только предметом детской забавы.

Я выяснила, что и в наши дни свистулька остается актуальной и как музыкальный инструмент, развивающий творческую активность и нормализующий дыхание, и
как изделие традиционных народных промыслов.

В ходе работы над проектом я провела презентацию для учеников моего класса и.

В ходе работы над проектом я провела презентацию для учеников моего класса и мы составили эскизы для изготовления и росписи игрушек-свистулек, тем самым заинтересовав одноклассников темой народного искусства.

Я научилась сама делать глиняную игрушку-свистульку в виде птички.
А птицы по представлениям наших предков это вестники тепла - так что встречать весну мы готовы!

Интерес к народному искусству растет. В народной игрушке скрыт феномен долг.

Интерес к народному искусству растет.

В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Она учит знать свои корни, являясь «потешной копилкой народной памяти». Любите народную игрушку, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней и она подарит вам радость!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы: Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество.

Краткое описание документа:

Данная презентация "Ай да свистулька!" поможет расширить знания об истории происхождения, значения и характерных особенностях народной глиняной игрушки - свистульки. На основе полученных знаний дети самостоятельно смогут слепить свистульку по мотивам народного творчества.

Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение.Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

Раньше глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности.Созданная во всех всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением приносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. Кроме того, игра на свистульке развивает силу дыхания, укрепляет мышцы живота.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Богородская игрушка

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, .

Вальдорфская кукла

Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и явля.

Петрушка

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники .

Старооскольская игрушка

Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли «синика». Другой вид беложгущейся глины сод.

Нухуко

Создание кукол Нухуко напрямую связано с народными традициями народа, с их укладом жизни, духовными ценностями. В основе куклы Нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Для кукол, изобража.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. .

Поморские игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от ма.

Плешковская игрушка

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые.

Кожлянская (курская) игрушка

Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Пред.

Федосеевские игрушки

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло.

Романовская игрушка

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, ра.

Филимоновская игрушка

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивы.

Глиняные игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеро.

Бирюльки

Знаменитый профессор Сергей Иванович Ожегов, живший и работавший в двадцатом веке, в толковом словаре определяет бирюльку как маленькую фигурку, точенную из дерева. Более широкое толкование этому же слову дает Владимир Иванович Даль, трудившийся в девятнадцатом веке. Согласно.

Дымковская игрушка

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную.

Русская тряпичная кукла

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции обере.

Бабенская игрушка

Ассортимент Бабенских игрушек настолько широк, что найти достойное развивающее пособие можно даже для малышей от полугода. Это различные шарики, которые помогут крохе развить навыки удержания и ощупывания предметов разных размеров или цветов. Большие кольца для надевания на .

Абашевская игрушка

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые .

Японская кукла

Куклы Японии различают по категориям:

1. Фигурки для праздничных событий:
Хина-нингё - куклы, изображающие высокопоставленных лиц.
Гогацу-нингё - куклы в образе героев.

2. Фигурки со встроенной механикой- Ка.

Скопинская игрушка

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 1.

Царицынская игрушка

Ассортимент Царицынских игрушек включает в себя и погремушки, и конструкторы, и игрушки-качалки, и игрушки-каталки, и, конечно, всевозможные развивающие игры и пособия. Большая часть игрушек из ассортимента продается не окрашенными, поэтому ребенок может проявить всю свою фа.

Читайте также: