Почему дети выбрасывают игрушки

Обновлено: 12.05.2024

Здравствуйте. Моему сыну 2,6, около месяца назад началась такая проблема, только что не по его, встает и начинает кидать игрушки. Потом добирается до шкафа и выкидывает все оттуда. Если я не обращаю внимания, то кидает в меня. В основном это игрушки и подушки.Я уже и наказывала и объясняла. Ничего не помогает. Сегодня так вообще-проснулся в 3 ночи, заплакал, я начала успокаивать, он вскочил и начал все кидать. Это дурдом какой то. Соседи начали стучать. Что делать? Как вести себя в такой ситуации. помогите, пожалуйста.

Моему сынуле всего 2,1, но но тоже все кидает. Положить игрушку прсто на место не может, швыряет. В меня пока не кидает, но вышвиривать из ящиков игрушки тоже любит причем необоснованно. Играть в них потом не будет, просто вышвырнул и все. Объясняю это импульсивностью, может еще научился в саду. Он так свои высвобождает свои эмоции на мой взгляд. Но вообще по этому поводу я поведу его к неврологу, у нас хороший, я и другого ребенка у него веду. Может скажет, что прсото особенность хар-ра. А вообще я ему объясняю, что нельзя швырять, надо положить.

Когда дочка (2 года) заканчивает с чем-то играть на столе, или ей все надоело - расшвыривает все вокруг. Бесит ужасно, но я терплю, просто объясняю ей. что так делать не надо.

Заставьте аккуратно положить на место. Это важно: аккуратно положить на место. Ребёнок должен это сделать. Ни мама, ни папа, ни бабушка. Именно ребёнок. Пусть не сразу, пусть с истерикой, пусть после неё, но сам. Объясните, что если он недоволен, то имеет право пойти подушку побить, например, но никак не расшвыривать все подряд. Плюс учите проговаривать проблемы.

+1 Про заставить - не уверена. А вот поговорить, выяснить почему он так делает, что случилось нужно. Предложить альтернативный способ выражать свои эмоции - потопать ногами, постучать по стенке кулачком, попрыгать, сильно помахать руками, поругаться вслух: как я зол, как сердит и проч. И, конечно, запрещать кидать что бы то ни было в маму.
Мы, когда столкнулись с похожей проблемой, были уже постарше и у нас все, что не получалось, все было плохое. Поговорила с ребенком - конечно, ей не хотелось признавать, что это у нее что-то не получается, а не шнурки плохие или еще что-нибудь. Когда указывала ей на это, она думала, что ее ругают и, следоватьельно, не любят, и начинала плакать. И плюс, она не знает, как по-другому может все выразить. Обнимала, говорила, что очень ее люблю, что да, у нее что-то не получилось, но оно от этого не плохое, просто она еще не научилась. Вставала у нее за спиной, брала ее руки и мы вместе с сердитыми словами делали "бокс", потом все переходило в смех, а потом уже можно было и еще раз вместе попробовать то, что не получилось.

учить проговаривать проблемы эт как?
а вообще и мы к вам в топ. У нас тоже самое пока что, настроение не то а давай кидать то что было в руке, если не добилась реакции со стороны взрослых, то идет на поиск предметов котор также можно кинуть и кидает и их(.

В Вашем примере: швырнула? "Дочка, будь добра, подними зайца и аккуратно положи его на место."-"А-а-а!" (швыряет второго зайца) - "Нет, так делать нельзя. Подними."-"А-а-а-а!" (швыряет третьего зайца). Подходите, садитесь на один уровень с ребёнком: "Так делать нельзя! Подними!" Пытается увильнуть (ищет четвёртого зайца, замахивается на маму, надула щеки и сделала обиженный вид), игнорируете и заставляете поднять. Сыну чуть больше 2х было в этот период: просто не давала ничего больше делать, пока зайцы не будут подняты, т.е. сидела рядом и строго повторяла просьбу, попытки слинять пресекала. Дочке чуть за годик перевалило, когда мы с этим столкнулись: брала её ручки в свои и проговаривая вышеизложенное её ручками поднимали зайца. Когда заяц (цы) оказывается на месте, садимся на один уровень с ребёнком, обнимаем и проговариваем: "Ты почему расстроилась? Ты хотела. У тебя сломалась. " и т.п. Дальше "Я понимаю, тебе очень обидно. Но зайцы не любят когда их бросают. Пойди лучше диван побей, он это любит. А зайцев нет, с ними надо аккуратно обращаться. Ты хочешь, чтобы тебя пожалели (помогли и т.п.)? Надо сказать об этом." На более старший возраст научились в сердцах говорить: "Как я зол! Я так зол потому что. " или идентифицировать другие негативные эмоции.

Все игрушки которые ребенок кидает ему не нужны и тут же идут в помойное ведро. Ваши ващи швырять категорически запрещается, эти вещи отбираются и ребенок получает по попе и идет подумать куда-нибудь.
У нас и было то всего пара попыток, Катька быстропоняла что не прокатит и бросила это дело.

Почему ребёнок снова и снова кидает игрушки

Примерно в восемь месяцев родители сталкиваются с неожиданным поведением ребёнка, которое может расцениваться как детская шалость, каприз, стремление привлечь внимание родителей. Ребёнок начинает выбрасывать игрушки из кроватки или просто кидать их на пол. Причём это не случайное действие: ребёнок целенаправленно выбрасывает игрушку за игрушкой. Одни родители терпеливо собирают игрушки, другие журят ребёнка, говорят, что так делать нельзя. Но ребёнок снова и снова продолжает выбрасывать игрушки.

Выкидывание игрушек — способ развития мышления

Удивительно, что дети начинают выкидывать игрушки примерно в одном возрасте — от семи до девяти месяцев — и перестают ближе к году. Странно, правда? Попробуем разобраться.

Дело в том, что в акте выбрасывания игрушек мы можем наблюдать первые проявления ребёнка как активного субъекта, как субъекта деятельности.

Что это значит? Когда вы, уважаемый читатель, берёте какой-то предмет в руку и собираетесь его кинуть, вы точно знаете, что он упадёт на землю. Даже если вы не задумываетесь в этот момент о силе притяжения, ваш жизненный опыт не даст ошибиться. Вы также знаете, что стеклянный предмет с большой вероятностью с грохотом разобьётся, мяч покатится, а пушинка будет медленно парить. Ваших знаний, развитого мышления достаточно, чтобы предугадать эти события.

У ребёнка этого опыта нет. Он даже ещё не знает, что опыт может быть причиной каких-то следствий. И вот малыш впервые случайно кидает игрушку на пол. Она падает. Это интересно. Необычно. Это новый опыт. Ребёнок кидает ещё одну игрушку. И она тоже падает. Выкинув десяток-другой игрушек на пол, ребёнок вдруг понимает, что это он! Сам! Выкинул игрушки! Да! Это невероятное открытие! И, конечно же, в этом нужно достоверно убедиться. А значит, нужно выкинуть ещё несколько десятков игрушек. Ребёнок довольно долго наслаждается важным открытием. Он чувствует себя причиной следствия. Это первые проявления «Я» ребёнка.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

А дальше начинается исследовательский процесс. Оказывается, одни игрушки падают мягко и глухо ударяются о пол, другие — звенят, третьи — падают со стуком, мячик катится и т. д. Удивительно, правда? И снова нужно много-много раз убедиться в том, что мячик укатится, мишка упадёт тихо, а погремушка звякнет. Это серьёзная познавательная деятельность, в которую включён ребёнок. В этом процессе развивается мышление ребёнка, он утверждается в постоянстве мира.

Итак, теперь мы может ответить на вопрос, поставленный нами выше? Балуется ли ребёнок? Привлекает ли внимание? Может быть. Но, скорее всего, он познаёт мир, развивается. Давайте не будем мешать ему в этом, а просто снова соберём игрушки и вернём ребёнку.

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Не понимаю почему ребенок все выбрасывает из своей кроватки: подушку, мягкие игрушки, соску, одеяло - все, только одни бортики кровати остаются c простыней.
Засыпает с "полным комплектом", потом просыпается и мигом все летит пулей из ее кровати. Не могу найти вразумительное объяснение такому поведению

Дома с 6 месяцев, сейчас ей 1.5 года. Сама по себе очень милый ребенок во всем радует родителей, умненькая и никаких отставаний в развитии замечано не было Любима совершенно всей семьей

Вопрос: может ничего не класть в ее кроватку? В таком случае у меня возникают неприятные ассоциации с ее козенной кроватью из ДР (хоть дело и прошлое но забыть тяжело), да и странно как-то когда ребенок спит без любимого мишки/куклы/зайчмка (нужное подставить), т.е. когда у него нет необходимости в любимой вещи с которой будет спать.

Благодарю за советы

Яфшоки от вопроса Не обижайтесь
Это же абсолютная норма. Это игра. Все нормальные дети так делают. Многие раньше, около года, самодельные или те, кто домой рано попал. А у вашей до года такой возможности не было.
Ну и вообще не все дети любят посторонние вещи в кроватке. У меня 13-летка до сих пор с горой мягких игрушек спит, а трехлетка все выкидывает.

Это ВАМ странно, когда деть спит без любимой игрухи. А ребенку (тем более в полтора года) все эти "любимые" игрушки могут (и зачастую именно так и есть) пофигу
У моих детей, к примеру, необходимость в любимой игрушке развилась только в более сознательном возрасте - 3 года.

Возможно вы правы
но как не странно, ребенок был совершенно не против игрушек и т.д. в ее кровате до недавнего времени (c 6 то месяцев и до полутора лет), иногда соску под утро находили (случайно упавшую), а с месяца полтора ее как подменили: первым делом как проснулась все-все летит из кровати, иногда и перед засыпанием может все выкинуть, даже паролоновую подушку на которой любит спать

Она точно не шутит и не играется, т.к. я не поддерживаю такое поведение, для игры у нас целый день есть, и игрушек море которыми она, кстати, кидаться не любит.. а кровать как заколдовали
Мне кажется, что тут дело совершенно не в недостатке игрушек (их было всегда много в кроватке и она ими игралась как только научилась держать в руке). В чем то другом, понять бы еще в чем.

Игрушки все "старые" и привычные, а вот реакция на них какая то неадекватная

Попривязывайте канатами к кровате то что он выбрасывает, будет выбрасывать, а потом затягивать назад, гыгыгыгыг, физкультура опять же!

Значит, просто не хочет иметь посторонние предметы в кровати, включая подушку.
Это нор-маль-но.
Озаботьтесь чем-нибудь другим

Бу-га-га! У меня ОБЕ так поступали, причем спали еще и без простыни, и без кленки - на голом матрасе. Причем простыни были на резинке. Привязывали и пришивали веревочки - бесполезняк. Нашли вот какой выход: брали простынь евро+ размера и завязывали снизу матраса на узел. Так в нашей кровати появилась простынь. Потом у Каринки появился любимый плед. С подушкой и одеялом старшая Диана начала спать в 2.3, когда в сад стала ходить (хотя и там пыталась выбрасывать, ага), с игрушкой - в 2.6. Младшая (ей 2.2) до сих пор спит без одеяла и подушки, только с пледиком.
Многие дети так делают, дело не в тематичности.
Ну и бортики мы сняли в 6-7 мес., чтобы интереснее было вокруг сомотреть.

У ребенка наступил новый этап в развитии- осваивает земное притяжениерефлекторно эта игра вспоминается, когда она в кроватке и спать не хочется. У ребенка вся жизнь - игра..Это очень даже нормально изучать как падают предметы, это же так завораживает и захватывает. Откуда еще можно это делать как не из кроватки!!А еще можно и реакцию мамы поизучать! У вас развитие полным ходом - поздравляю вас. У нас хуже было - мы из окошка предметы выкидывали, причем все, что под руку попадалось..Так что, радуйтесь, что эта игра "привязана" к кроватке в вашем случае..

У нас было абсолютно также. Никогда не считала это патологией. Но поскольку не хочется, чтобы ребенок спал на голом матрасе, я взяла наш двуспальный пододеяльник и запихнула туда детский матрас. Такую простынку ребенок не сдерет))) А простыни на резинках снимал только так)))

Подождите она ещё со стола будет кидать, это ещё интереснее ребёнку, как всё летит вниз, тарелка с кашей там, и прочее У меня дочка так развлекалась долго. Да и сейчас ещё( 2 и 6 ей) может чего-нибудь запулить.

Мой малыш иногда сам с себя снимает одежду, снимает наволочку с подушки и запускает игрушками в меня с криками: "Просыпайся, мама!" Ну а выбрасывать все из кроватки - любимое дело и еще смеется, когда смотрит, как я все подбираю. Причем засыпает в обнимку с любимым мишкой. Автор, как вам уже написали, готовьтесь к тому, что тарелка с кашей может однажды оказаться у вас в "зубах"!

а Вы уверенны, что разделом не ошиблись? причем тут усыновление? ))))
вполне нормальное поведение ребенка, имхо .

У моего ребенка примерно такой же возраст. Не интересуют мягкие игрушки. Если они попадут в кроватку - то сразу вылетят по баллистической траектории. По мнению ребенка игрушки должны быть функциональные: пищать, подмигивать, чтобы их можно было собирать и разбирать.. А что делать с мягким медведем, который молчит, ничем не светиться? Зато можно узать далеко ли он летает, а также привлечь внимание мамы А как иначе с мягким зверем играть? До ролевых игр в дочки-матери и прочее мы еще не доросли. Поэтому пока летают (а если не в настроении, тогда и подмигивающие-пищащие машинки тоже становятся предметом для полетов).

+ 1, тоже в шоке, это ж надо так заморачиваться. Все дети это делают. Сначала учатся выбрасывать и разрушать, а потом попозже - собирать и строить. Почитайте книжки по детскому развитию.

не партесь, все у вашего ребенка супер, все дети рано или позно это проходят, правда это ваши додумки ваш реб енок супер. (погоняй мамочку, пусть физ-рой займется)

в нашей детской постоянно по центру комнаты гора из одеял и подушек,- все четыре кроватки перед сном раздеваются.
тоже борюсь.

Может ей жарко? Мои тоже все выкидывают когда им это не нужно, подождите пару месяцев она все назад попросит.

Спасибо, мамочки за ответы!

У меня имеются еще и кровные дети, и достаточно ураганистые, но вот с выбрасыванием из своей кровати игрух, одеял и подушек - это впервые.
Мягкие игрушки поступали в детскую кровать с 7мес. ребенка, потом деть намечал любимого зайчика и продолжал спать с ним до. 9лет Во-первых было очень удобно в плане засыпания: зайчика под бочек и проблем нет, в поездке зайчик вообще незаменимая вещь, с ним было не страшно ни в поезде ни в самолете, и "новая" кровать на время путешествий была почти что как старая и любимая (нестрашная)
И так было всегда пока зайчик не развалился окончательно после 120 стирки

Игрушки разбрасываются повсеместно, летят со стола (редко и если меня в данную минуту нет поблизости), вообщем как и у всех в семье дети, наверное, но кровать у нас святое место, там только устаканиваются и спят маме на радость, это семейное правило и дети его усвоили с младенчества, поэтому безобразий там не допускается. Поинтересовалась у знакомых с детьми такого же возраста как и моя, и несмотря на то, что там тоже сплошные забияки, у всех имеется любимый "зайчик" трепетно охраняемый своим хозяином
его даже в стирку трудно забрать у ребенка, о швырянии из кровати и речи нет. среди моих знакомых нет тех, кто усыновлял, и опыт только у меня одной несмотря на двоих самодельных детей (те наоборот до сих пор бы с любимой мягкой игрушкой спали), поэтому я видимо ошибочно приняла ситуацию за тематическую

Кстати, любовь к куклам у девочек - это своего рода привязанность и связь в отношениях, а моя их с яростью выбрасывает из кровати, поэтому наводит на мысли. как уже писала выше: малышка просто замечательный ребенок, очень общительная и любознательная девочка, близка к маме Не могу поверить и нарадоваться такому подарку судьбы, так что думаю это у нас возрастное и желание похулиганить

ребенок все бросает на пол

В сегодняшней статье хочу с вами обсудить насущную тему, почему ребенок все бросает на пол? И ведь все без исключения дети так делают, я решила в этом разобраться, ведь для чего-то они это делают.

ребенок играет в баскетбол

На своем примере я пережила такой период. Не помню точно во сколько он начался, но длился очень и очень долго.

Летело на пол все: и одежда с дивана, и посуда со стола, и все что можно кинуть или бросить.

Это если повезет — все оказывалось на полу, а если повезет меньше — прилетит в тебя.

У кого-то этот период наступает раньше, у кого-то позже, но наступает точно. Но не все родители относятся к этому одинаково.

Ну ладно, обо всем по порядку:

В годовалом возрасте, или около того, у каждого по-разному, дети переходят на следующий этап своего развития.

Маленький человек изучает, как бросить, как сжать пальчики, которые еще его плохо слушаются. Как совершить сам бросок, когда их разжать — идет сложнейшая работа, и бросок отрабатывается вновь и вновь.

Они познают мир посредством бросания предметов, таким образом они изучают их свойства.

Вы, возможно, замечали что бросая с детского столика, ребенок, как правило, (но не всегда), внимательно наблюдает за падением.

Как же будет вести себя брошенная игрушка: покатится или остановится сразу?, или будет прыгать?, какой звук произносится при падении?, как потечет разлитая жидкость?

ребенок играет мячом

И реакция мамы почему-то всегда разная, вот мама сразу подала игрушку, потом не сразу и что-то говорит.

А в следующий раз вообще не хочет отдавать, только опять говорит и говорит. Ребенок наблюдает и за вами, и за вашим поведением.

Он испытывает море эмоций по этому поводу. А как упадет это, а как упадет то?

И так до бесконечности, пока ваш малыш не повзрослеет. Все происходит на подсознательном уровне, ребенок еще не отдает себе отчет в проделанных действиях.

И тем более он начинает нервничать, если его исследования вдруг прекращает папа.

Только конечно же, все это доставляет бесчисленные хлопоты мамам и папам.

Не ругайте юного исследователя, не забывайте объяснять, почему не нужно так делать, потому что теперь мама будет мыть пол, а могла бы с тобой играть.

Разговаривайте, объясняйте, что кашу кидать нельзя — ее место в тарелке, можно бросать мяч и бросать не за столом, а в детской или на улице.

В общем можно бросать, но только определенные для этого предметы, и в определенном для этого месте. Ребенок гораздо лучше вас поймет, что это нельзя бросать, но зато можно бросать другое.

девочка раскидала игрушки

Когда ребенок немного постарше — можно объяснить и показать, что можно кидать предметы с толком.

Например — грязные носки в корзину с бельем; подушку на диван или кресло; мячики в кольцо; использованный тетрапак в мусорное ведро.

Учите ребенка убираться, чем раньше вы начнете его к этому приучать, тем раньше он научится делать это самостоятельно.

За столом при приеме пищи ставьте меньше посуды перед ребенком, чтобы у него было меньше шансов что-либо бросить.

Когда у меня около года сынок еще самостоятельно не ходил, а только держась за диван, то неминуемо все игрушки с дивана летели на пол. Тогда я учила его одной ручкой держаться за диван, а другой наклоняться и поднимать брошенную игрушку.

Конечно сначала он был удивлен, что за действие предложила мама, но спустя денек — другой ему это даже понравилось и он стал сам так делать. Иногда это превращалось в целую гимнастику: он поднимет и тут же опять бросит, и так мог делать несколько раз и довольный был очень.

Как вариант можете фиксировать игрушки. Например в авто кресле или на обеденном столике, в коляске.

Не забывайте хвалить, если ребенок не стал бросать. Будьте терпеливы и готовы говорить и говорить одно и тоже по 100 и 200 раз.

Только тогда ребенок наконец привыкнет и ни в коем случае не отступайте от запрета, иначе все придется начинать сначала. Подробнее, о том как запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Надеюсь статья оказалась вам полезной.

Заходите в соц. сети и пишите в комментариях, как ваш малыш все кидает или не кидает.

Старшая редакторка НЭН Тамара Высоцкая прошла путь самурая по деталькам Lego и написала об этом колонку (хотя на первый взгляд кажется, что об уборке в комнате сына).

Иллюстрация Настасьи Железняк

14 июля отмечается День хаоса и беспорядка. Мне кажется, этот день по праву может считаться профессиональным праздником всех родителей и, конечно же, их детей, благодаря которым мы прекрасно представляем, что именно стоит за словами «хаос» и «беспорядок».

За четыре с половиной года родительства мои отношения с порядком и беспорядком прошли долгий и извилистый путь (и, кажется, продолжают куда-то идти). Я решила описать его — чтобы дать кому-то, кто сейчас в исступлении заметает детальки Lego веником или пытается отмыть от стены кабачковое пюре, немного сил и уверенности. Или пищи для размышлений, которые, возможно, помогут вам избавиться от парочки бытовых проблем.

Признаюсь, я никогда не была адептом белоснежных скатертей или блестящих полов. Меня не вводят в исступление клубы пыли, кувыркающиеся под диваном, я неделю могу медитативно наблюдать за тем, как растет гора немытой посуды.

Однако, конечно же, какие-то требования к санитарному и эстетическому состоянию моего жилища у меня имеются, и то, что регулярно происходит в комнате моего четырехлетнего сына, в них явно не вписывается.

Я не знаю, что раздражает меня больше — то, с какой скоростью все игрушки, краски, конструкторы, пластмассовые овощи и машинки расползаются из разноцветных икеевских ящиков (я почти готова поверить, что они на самом деле живые!), или то, с какой скоростью они возвращаются на свои места (не возвращаются). Причем «раздражает» — это еще мягко сказано, я легко могу вспомнить несколько случаев, когда я впадала в ярость, зайдя в детскую после долгого рабочего дня.

Конечно же, те способы решения проблемы, которые мне подкидывало мое подсознание, были совершенно варварскими. Я ругалась, убирала все сама (и параллельно ругалась), лишала ребенка мультиков, грозила все выкинуть, сломать, запылесосить, отдать соседям, забрать себе, больше никогда не покупать ему ни единой игрушки и больше никогда не заходить в его комнату.

Я не горжусь этим, и меня саму, честно говоря, немного пугало, что именно такие методы генерирует мой мозг в течение одной напряженной секунды.

Каждый день заканчивался руганью, скандалами, манипуляциями и не очень убранной комнатой, от одного только вида которой меня начинало трясти.

Когда я поняла, что моя зацикленность на порядке в детской значительно портит день и мне, и сыну, я решила, что пришло время что-то менять. И, как известно, если ты не в силах изменить ситуацию (сомневаюсь, что на свете существуют силы, способные заставить четырехлетку не разбрасывать Lego), то, значит, надо изменить свое отношение к ней. Не молча терпеть хаос и беспорядок, скрежеща зубами (это не работает — вот тут подробнее рассказывали, почему), а реально что-то изменить. И вот, что я сделала.


Задала вопрос «Почему?»

В своем родительстве я пытаюсь придерживаться правила, согласно которому мои запреты и решения должны иметь логичное объяснение, которым я могу поделиться с ребенком.

Зубы надо чистить, потому что иначе они испортятся и заболят. Дорогу надо переходить на зеленый, потому что иначе попадешь под машину. В комнате надо убирать, потому что…?

Единственная логичная причина убирать игрушки, которую я нашла, заключается в том, что раскиданные игрушки проще ломаются (когда они ровным слоем лежат по всей площади комнаты, на них обязательно кто-нибудь наступит), а еще их легко потерять — например, все те же мелкие детали конструкторов. Впрочем, должна признаться, что этот довод не сильно убедил моего ребенка — даже после потери нескольких ценных и незаменимых деталек.

Еще один довод звучал так: в комнате надо убирать, потому что в неубранной комнате мне неприятно находиться. Я оставила за своим сыном право наслаждаться горами разрозненного хлама, громоздящимися на полу, но я его восторга не разделяю, о чем я ему и сообщила.


Перестала угрожать

Я не знаю, откуда взялось во мне вот это «либо ты убираешь игрушки, либо я их выкидываю», но говорить так я перестала ровно в тот момент, когда поняла, насколько несправедливо звучит эта фраза. С того момента, как мы купили или подарили сыну какие-то книги и игрушки, они превратились в его собственность. То же самое произошло, когда мы решили отдать ему одну комнату и назвать ее «детской».

В какой-то момент я осознала, что когда я топочу как Бармалей и грожусь все смести веником, я творю большую несправедливость — лишаю ребенка чувства безопасности, ставлю под сомнение его право владениями его же вещами, ну и вообще — веду себя как Бармалей.

Так что от этой, казалось бы, логичной цепочки мне пришлось отказаться. Да, я могу принять решение не покупать больше игрушек, если меня не устраивает то, как ребенок с ними обращается, но отнимать, ломать и выкидывать то, что уже принадлежит ему — нечестно. И уж точно не способствует развитию чувства ответственности.


Снизила стандарты

Об этом часто пишут в инструкциях по тому, как научить ребенка убираться, но сделать это с наскока непросто — мне понадобилось довольно много времени, чтобы признать, что в комнате четырехлетки не может быть идеального порядка каждый вечер. Ну, то есть, может, конечно, но это требует от меня активного участия, кучи времени и нервов, которые тратить ежедневно мне не хочется.

Я разделила свои требования на повседневные и «требования выходного дня», когда мы все вместе наводим более серьезную чистоту. Повседневных требований немного — перед сном все игрушки должны находиться только в детской, а в детской должен быть расчищен проход от двери до кровати, чтобы, заходя в темноте проведать сына, я не рисковала наступить на все те же детали клятого конструктора (да, кто-то ходит по ним в качестве хобби, но я сразу поняла, что это не мое).


Облегчила процесс уборки

В какой-то момент я осознала, что для четырехлетки педантичная сортировка игрушек по полочкам и ящикам (причем игрушка каждого типа должна попасть в свой ящик!) — далеко не такое увлекательное развлечение, как для меня. Это требует высокой концентрации внимания, которое к концу дня у ребенка сильно истощается.

В какой-то англоязычной статье я встречала рекомендацию поставить в детской комнате hamper — большую корзину с крышкой. Ее, конечно, чаще всего используют для грязного белья (чтобы не собирать его по всей комнате), но, кажется, такая рекомендация больше подходит подросткам.

Суть этой корзины в том, что она большая, вместительная, и в нее можно закидывать все подряд без разбору.

Это такая промежуточная станция между абсолютным хаосом и «правильной» уборкой, в результате которой все лежит на своих местах. План прост: ребенок каждый вечер убирается в комнате, скидывая все разбросанные вещи в один большой ящик, а на выходных мы вместе разбираем его и сортируем вещи по местам. В итоге и волки сыты, и овцы целы — в том смысле, что и моя потребность в чистоте удовлетворена, и ребенок выполняет посильную для себя задачу.


Добавила радости

Когда мы по выходным наводим основательный порядок в детской, я стараюсь сделать так, чтобы процесс больше походил не на унылое отбывание повинности, а на маленький праздник. Мы слушаем веселую музыку, поем и танцуем, обнимаемся и дурачимся.

Да, никто не любит убираться, но если рассматривать это как семейное мероприятие, становится немного проще.

Я хотела бы вам сказать, что после принятия всех этих решений я перестала скорбно выть, заходя в комнату к ребенку по вечерам — к сожалению, бывает всякое, правда происходить это стало намного реже.

Одно я знаю точно: у меня нет желания замучить четырехлетку уборкой так, чтобы в итоге он приобрел к ней стойкое отвращение, как большинство моих взрослых друзей. В конце концов, уборка — это простейшая бытовая задача, превращать которую в повод для постоянных скандалов мне совсем не хочется.

Читайте также: