Почему детям нельзя спать с игрушкой

Обновлено: 04.05.2024

Всем родителям известно, что в момент икс ребенок будет бунтовать, общаться со сверстниками и только, и не дай бог, влюбляться. Но так всего лишь у большинства. Что делать, если когда у сверстников подростка все давно энергичные, активные и погружены своими сплетнями, веселой болтовней — а вот мое чадо еще спит с мягкой игрушкой! Да еще и слушается прямо как в детстве.

Родители, вам очень даже повезло. Да, бывают и такие случаи, что гормональных бурь и вечного недовольствия всем совершенно не бывает… И все же, таких случаев очень мало, но они бывают. Так вот, с чего это вчерашний обычный ребенок вдруг начал искать свои старые игрушки или часами тратит время на рассматривание полок в детском магазине?! Это совершенно нормально.

Можно сказать, что пубертат делится на 2 типа: обычный (к которому мы привыкли) и возвращение в детство.

Так кому повезло больше?

Подростки, хорошо слушаясь, подчиняясь требованиям родителей (как в детстве), делясь своими сокровенными мыслями с мягкими игрушками, а не со сплетницами-сверстницами, завоевывают авторитет у родителей. Они счастливы, что ребенку для счастья мало нужно, нет никаких «дай денег, мы в клубе тусить буим», ну разве что на игрушки.

Такие дети гораздо меньше подвержены плохим компаниям, где пьют спиртные напитки, курят, употребляют наркотики и т. д. Если в детстве были хорошими и послушными детьми, то и сейчас хорошие черты откликнутся: станут выполнять требования родителей, не будут много гулять. Но вот с любителями скандалов в песочнице и «купи, мама» может прийтись несладко.

Но есть и горькая доля произошедшего. Подросток, который еще не привык быть взрослым, ведет себя почти как малое дитя, отличается от других детей. А отличаться в коллективе, особенно у подростков, не принято! Поэтому это запросто спровоцирует травлю, и аспекту общения со сверстниками стоит уделить внимание. Любому подростку очень важно общение с «себе подобными», ибо он ежедневно сталкивается с проблемами взросления, а сам факт того, что у твоего друга «такая же фигня», снимает с души рану. И если бунта и непонимания с родителями мы избежали, то вот изменений в организме, готовность стать матерью (ну вы понимаете, о чем я) есть у всех здоровых людей.

Многие дети так сильно любят свою игрушку, что не хотят расставаться с ней даже на время сна в детском саду. А воспитатели порой выступают против такой практики. Это вообще законно? И что делать, если ребенок не может уснуть без любимого зверя или куклы? Отвечают юрист и воспитатель детского сада.

Вопрос. Ребёнок привык дома спать с игрушкой. В садике ему запрещают брать ее с собой в кровать. Это законно?

В законодательстве нет статьи, четко регламентирующей эту ситуацию. Однако работники детских садов обязаны проводить разные санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия*. Более того, воспитатель или его помощник несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, пока они в детском саду**. Поэтому воспитатель может настоять на том, чтобы ребенок ограничил взаимодействие с игрушкой, если она для него потенциально опасна.

Например, если игрушку принесли с улицы, на ней могут находиться микробы, способные навредить ребенку. Без проведения специальной обработки предмета, работник детского сада может подвергнуть ребенка опасности. Следовательно, запрет воспитателя законен в том случае, если игрушка может нанести вред. Пока ребёнок находится на территории детского сада, воспитатели отвечают за его безопасность.

Игрушки — это часть родительского дома, которую дети берут с собой в сад. Благодаря им дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой среде. Спать с игрушкой не запрещено, но есть несколько причин, по которым воспитатель может быть против этого. Какой должна быть игрушка, чтобы таких проблем не возникло?

  • Игрушка не должна быть слишком большой. Иначе она может помешать дыханию ребенка.
  • Игрушка должна быть чистой и без повреждений, которые могут нести опасность для ребенка (например, без торчащей проволоки).
  • Игрушка должна быть сделана из гипоаллергенных материалов.
  • Желательно, чтобы части лица или мордочки у игрушки (например, глаза, нос и остальные детали) были вышиты нитками. Если такие детали сделаны, к примеру, из пуговиц, ребенок может случайно проглотить их во сне.

* Часть 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ».

** Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.

Ребёнок спит с игрушкой

Учёные подчёркивают, что для нормального развития детей необходим здоровый продолжительный сон. По тому как ребёнок спит, можно узнать его характер. Часто с определённого возраста дети начинают брать с собой в кровать игрушки, что психологи объясняют вполне объективными причинами.

Почему и с какого возраста дети начинают спать с игрушками

В большинстве случаев дети начинают спать с игрушками в возрасте двух лет. В этом возрасте малыши, как правило, уже спят отдельно от мамы. Мама больше времени уделяет домашним делам, а ребёнок понемногу учится самостоятельно существовать в окружающем мире.

Ночь и сон таят в себе для маленького человека много неизведанного. Любимая игрушка во время засыпания и сна выполняет несколько функций:

  • помогает ему в отсутствие мамы чувствовать себя более уверенно и спокойно;
  • служит утешением в случае возникновения мимолётных страхов;
  • при кратковременных пробуждениях успокаивает тем, что окружающая обстановка не изменилась;
  • является своеобразным ритуалом отхода ко сну.

Психологи считают игрушку для сна своеобразным переходным объектом от полной материнской заботы к относительной самостоятельности. С 2–3 лет дети уже способны одушевлять игрушки, с которыми можно разговаривать, дружить и ссориться. Среди игрушек обычно находится любимец, который становится близким другом. Присутствие этого друга рядом служит признаком того, что в мире малыша всё в порядке, и бояться ему нечего.

Наделяя куклу качествами живого человека, характером, ребёнок создаёт себе идеального партнёра, в котором он видит отражение своего эмоционального мира. Образные игрушки в целом способствуют проекции личности вовне, позволяют ребёнку прожить тот или иной отрезок жизни вновь, уже в партнёрстве с игрушкой, перенеся на неё свои радости и огорчения.

Т.П. Авдулова

«Психология игры»

Хорошо или плохо, когда дети спят с игрушками

В основном психологи нормально относятся к тому, что ребёнок спит с игрушкой. Доктор психологии, руководитель профильной детской клиники в Австралии Сара Бланден и практикующий перинатальный психолог Энджи Уиллкокс объясняют, что любимые игрушки в данном случае развивают у малыша навыки успокоения. Даже младшим школьникам игрушечный любимец может помочь заснуть при перевозбуждении и переутомлении после сильных нагрузок в школе, активного общения со сверстниками, интенсивных занятий спортом.

Однако, нередки случаи, когда ребёнок засыпает с игрушкой от недостатка родительского тепла и внимания. Родителям следует обратить пристальное внимание на свои взаимоотношения с малышом в следующих случаях:

  • ребёнок слишком часто разговаривает с игрушкой;
  • ребёнок плачет или впадает в истерику при отсутствии игрушечного любимца;
  • ребёнок прячется вместе с игрушкой от взрослых, предпочитает проводить время только с ней, а не со сверстниками и родителями.

Эти признаки могут сигнализировать о нарушениях в развитии психики. На начальных этапах это устраняется увеличением количества времени, которое уделяется малышу, спокойными играми перед сном, чтением сказок на ночь, пением колыбельных.

Мама читает засыпающей девочке на ночь книжку

Ежедневное чтение ребёнку книжек на ночь помогает устранить недостаток родительского внимания и уменьшить роль игрушки в процессе засыпания

Детский психиатр Ольга Гуленко рекомендует обратить внимание на ребёнка, если он с удовольствием засыпает со странными предметами:

  • инструментами;
  • кухонными принадлежностями;
  • ключами.

По мнению доктора, проявление сильной привязанности к этим вещам может оказаться одним из симптомов аутизма.

Стоит ли приучать ребёнка спать с игрушкой

Западные специалисты рекомендуют специально класть малышу в кроватку одну и ту же игрушку, чтобы он к ней привязался и ощущал себя более уверенно, если она рядом. Французский психолог Анна Бакюс в своих книгах пишет, что не следует оставлять в кровати ребёнка слишком много игрушек, тем более плюшевых. Большие плюшевые игрушки занимают много места, могут нарушать дыхание маленьких детей возрастом до одного года, быть причиной аллергических реакций. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, что пылевые клещи являются одной из самых распространённых причин аллергии и бронхиальной астмы.

Маленький ребёнок спит с большим игрушечным слоном

Врачи не рекомендуют детям до одного года спать с большими игрушками, которые могут нарушать дыхание ребёнка

Приучать детей спать с игрушкой можно начинать с четырёхмесячного возраста. Такой игрушкой может быть моющаяся кукла из мягкой ткани или другая небольшая мягкая игрушка из гипоаллергенных материалов. При этом нужно помнить, что привязанность к игрушке не появится быстро. На достижение положительного результата обычно уходит несколько месяцев.

При укладывании малыша с игрушкой нужно рассказывать ему забавные истории, в которых героем выступает игрушечный любимец. Постепенно ребёнок научится быстро успокаиваться и засыпать, едва завидев свою игрушку.

Малыш спит с игрушечным зайцем из мягкой ткани

Врачи рекомендуют приучать детей засыпать с небольшой мягкой игрушкой, сделанной из гипоаллергенных материалов

Видео: как научить ребёнка спать в своей кровати, используя мягкую игрушку

Нужно ли специально отучать ребёнка спать с игрушкой

Если сильная привязанность к любимой игрушке остаётся у ребёнка до школьного возраста, то многих родителей такая ситуация начинает беспокоить. И они начинают искать способы, как отучить ребёнка от подобной привязанности.

Но психологи в большинстве случаев не советуют этого делать специально. При естественном взрослении потребность в любимой игрушке отпадёт сама собой. Расставание будет происходить постепенно. Ребёнок будет всё меньше нуждаться в игрушечном друге. Привязанность может возвращаться во время стрессов и болезней.

Единственное, родителям следует в любом случае оценивать общую обстановку в семье, методику воспитания и их влияние на психическое состояние ребёнка.

Отзывы

Нашему старшему сыну 9 лет. С мамой он спал до 3 лет, пока не появился младший брат. Ещё в возрасте одного года крёстная подарила старшему плюшевого мишку, который пел замечательную песенку. Ребёнку она очень нравилась. А когда его начали приучать спать в своей кроватке, он брал с собой мишку. При необходимости мог заснуть и без игрушки. В поездках спокойно обходились без мишки. Сейчас берёт с собой в кровать машинки или трансформеров. Но изредка вспоминает и о мишке. Правда, это происходит всё реже.

Младшему сыну 6 лет. Он часто любит брать в кровать новые игрушки. Но вот уже на протяжении 4 лет спит с игрушечной собачкой из мягкой ткани. Какой-либо нездоровой привязанности сына к собачке мы не наблюдаем.

Период, когда дети засыпают с любимыми игрушками, является переходным. Малыш уже учится обходиться без мамы, но всё ещё ищет поддержки у хорошо знакомых и любимых игрушек. Этот этап взросления в большинстве случаев заканчивается к 7–8 годам, когда ребёнок становится способен контролировать и оценивать своё поведение, формировать и аргументировать собственное мнение.


Здоровье является исключительным условием для гармоничного развития личности любого человека. В детском возрасте об этом должны заботиться родители. Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка здоровым. Именно поэтому необходимо ознакомление с новейшими научными исследованиями.

Основным местом обитания ребенка в дошкольном возрасте является детская комната. В дальнейшем в своей комнате ребенок проводит немало времени, хотя не так много, как раньше. Это обусловлено тем, что у ребенка начинается более активная жизнь.


Сон младенца

Младенчество ребенка проходит большей частью в кроватке. Многие родители пытаются положить ребенку больше игрушек, украсить кровать бортиками, обеспечить ребенку здоровый сон на мягкой подушке. Но это совершенно неправильно. Так делать категорически нельзя.

Многие родители знакомы с синдромом внезапной детской смерти, но многие не знают, что к нему может привести любой лишний предмет, находящийся с маленьким ребенком. Стоит запомнить, что, насколько бы ни была милой игрушка или предмет, который вы хотите положить в детскую кроватку, не нужно этого делать. Это не стоит тех последствий, которые могут возникнуть.

Единственной игрушкой, которая разрешена ребенку в таком возрасте, является мобиль, который крепится на спинку кроватки и находится на недосягаемом для ребенка расстоянии. Но даже в таком случае стоит позаботиться о том, чтобы мобиль был сделан без использования мелких деталей, а также всевозможных лент. Ребенок развивается и в один момент может достать до игрушки, а учитывая потребность малыша тянуть предметы в рот, существует риск, что он может подавиться мелкими деталями.

Не стоит думать о том, что ребенок будет обижен или недоволен тем, что ему не кладут в кроватку игрушки. Он еще совсем мал для этого.

Мягкие игрушки: польза или вред?

Может показаться, что ограничения по игрушкам существуют только для маленьких детей. Кажется, что нет ничего страшного, если у старшего ребенка будет много мягких игрушек, а тем более если она будет одна. Но это совсем не так.


Мягкие игрушки имеют одну отрицательную черту - они накапливают в себе большое количество пыли. А пыль является средой обитания для пылевых клещей. Клещи оказывают воздействие на дыхательную систему ребенка, может развиться бронхиальная астма и различные аллергические реакции.

Клещи могут находиться в подушках, матрасах, мягких игрушках и других мягких предметах. Именно поэтому необходимо регулярно следить за чистотой детской мебели, а также избегать покупки и дарения детям мягких игрушек. Ведь в настоящее время есть большое количество альтернативных вариантов игрушек, которые нравятся детям.


Б ывает, что некоторые вещи, предметы, игрушки становятся для ребёнка патологически необходимыми. Иногда это выглядит странно, когда без одеяльца не кушается, без мишки не спится. Комментирует детский психолог.

Ну, плюшевая игрушка – ещё куда ни шло, но потёртое одеяльце и в пир и мир – это напрягает маму и вызывает удивление окружающих. Тем не менее, это одеяльце буквально творит чудеса. Бывает, что лучше одеяльца ребёнка не успокаивает никто и ничто. Только с одеяльцем он может благополучно заснуть, только оно его «спасает» от горестей, «ударов судьбы», падений и нехватки сладостей до обеда. И, кажется, мама не столь важна, как это самое одеяльце или игрушка.

Откуда берется привязанность?

Самые маленькие дети осознают мир как то, что их окружает, их дом. Позже они понимают, что мир есть и за пределами дома. Любимая вещь становится переходным объектом, связывающим «миры», и гарантом стабильности в любом мире. Когда понятия пространства, времени и места появятся в жизни ребенка, а психика станет более гибкой, необходимость в любимой вещи сама собой отпадёт. Хотя бывают случаи, когда люди взрослого возраста оставляют на память самую трогательную вещь детства как «счастливую» или «плакательную».


С одной стороны, хорошо, что есть такой помощник под рукой, с другой – что будет, если эта вещь окажется забытой или потерянной? Может, лучше сразу избавиться от неё – с глаз долой, из сердца вон?

Муж отельер. Иногда гости забывают вещи и возвращаются или не возвращаются за ними. Бывает, что остаются детские игрушки. Был случай, когда пришлось посылкой отправлять плюшевую обезьяну в Новый Уренгой, потому что постояльцы очень просили.

В самом юном возрасте, уже около 6 -12 месяцев, младенцы могут привязаться к какому-нибудь предмету. Чаще всего, это одеяло или мягкая игрушка - то, что находится в кровати во время сна. Не у всех детей происходит это закрепление стабильной любви на одном объекте. Но если такое случается, то вещь становится успокоителем, объектом игры и даже другом на годы. Игрушку или одеяло он берёт в машину, к врачу, в садик, держится за неё, когда родители вышли или поругали.

Ребёнок может полюбить этот предмет всем своим крохотным сердцем и оставить этот трепет вплоть до школьных времен, а то и больше. Игрушка или одеяло дают ему ощущение покоя и защиты, и даже став чуть старше, ребёнок в критической ситуации может возвращаться к любимой игрушке, брать её в руки, обнимать. Значит ли это, что дети с вещественной привязанностью недополучили любви?

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Привязанность к вещам – это не плохая привычка, от которой надо отучать. Это особенность формирования и развития мозга. Возрастная особенность. Родителям следует дружить с любимыми игрушками своих детей. Теперь о любви. Есть такое мнение, что дети с привязанностью тревожные и ранимые, ищут любви и не находят. Но по факту не всегда так. Дети могут получать много, но ожидать ещё больше. Или, напротив, могут быть настолько «мамиными и папиными», что почти перебор. И оттого им тяжело переходить в более-менее самостоятельный мир без «мамозаменителя».

В младенческом и раннем возрасте привязанность особенно острая, со временем она ослабевает и сходит на нет. Забирать силой такую любимую вещь ни в коем случае нельзя. Более того, для умной мамы она может стать союзником, а не обузой. Многие взрослые и сами проникаются трепетом к такой нужной вещице, способной быстро успокоить печаль сыночка или дочки и «залечить» душевные ранки.


Это просто что-то родное и знакомое, с чем связано состояние покоя. У взрослых людей тоже есть вещи, которые имеют для них несколько большее значение, чем другие. Например, особенное кольцо или предмет мебели, переходящий от поколения к поколению и т.п.

Люди взрослеют и далеко не всегда у них сохраняются вещи, которые были им дороги в детском возрасте. Ребёнок вырастет и больше не будет таскать везде за собой любимое одеяльце. Возможно, оно так и будет где-нибудь лежать дома, и его нельзя будет выбросить. Но в гости и на улицу в 5-6 лет дети не берут такие вещи. На смену младенческим привязанностям приходят другие. Чаще всего это игрушки, книжки, велосипед и прочее детское хозяйство. «Проблема старенького одеяльца» уходит сама собой без лишних слёз и траты маминых нервов.

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Я рекомендую даже при адаптации к саду брать любимую игрушку с собой как часть «того безопасного мира», который реально существует, всегда рядом, даря спокойствие. Такая игрушка больше, чем просто вещь. Это друг, который всегда рядом. В известном смысле родителям, у которых дети привязаны к чему-то так сильно, даже повезло».

Конечно, при такой великой ценности любимой вещи можно подумать о покупке «дубликата» на случай потери или необходимости стирки.

Для некоторых родителей наличие такой привязанности у их детей всё же повод задуматься, возможно, есть недостаток внимания. Так, например, старший ребенок при появлении младшего может компенсировать мамину любовь. Другой случай, когда горячо любимая игрушка резко попадает в опалу, он может её даже ударить. Это тоже повод задуматься о причине такой агрессии.


Родители часто опасаются «зацикленности» малыша на одной игрушке, потому что боятся, что ребёнок замкнут. Игрушка или одеяло, как было сказано ранее, - элемент стабильности при взрослении и познании мира, но также первый друг, с которым можно поделиться тайными страхами и переживаниями. Общение с любимой вещью имеет хороший терапевтический эффект. Так что опасаться не строит.

Вспомним известный рассказ В. Драгунского «Друг детства» о плюшевом медведе, которого уже подросший мальчик хотел использовать как боксерскую грушу. Хотел, но не смог. Слишком важными и теплыми оказались детские воспоминания о лучшем друге-медведе, которому рассказывал тайны, делился обидами. Они сильны даже у взрослых и оставляют след на всю жизнь.

Читайте также: