Почему ребенок кусает игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Поступление ребёнка в детский сад - важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки: режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У воспитателей, родителей и дошкольников возникают различные проблемы и одна из самых острых - «кусачество».

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Физиологическая потребность кусаться наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо - режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.

Эмоциональные проблемы связаны с тем, что примерно с 1 года малыш кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром - рту.

Поведенческие особенности указывают на то, что с полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример - смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так… Первая причина, связана с тем, что в раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Стремление «попробовать на зуб»» не только игрушки, но и других людей, может быть связано с желанием приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями - ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями).

Бывает, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на прогулку, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза в глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем». Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Объясните крохе, что кусаться - это больно. Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким агрессором не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется - накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения. Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается - имеет смысл обратиться к психологу. Родителя должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает, животным (издевается, малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей дошкольников «Почему дети ругаются?» Дети копируют манеры, поведение, привычки, интонации родителей; поэтому задача последних — обратить внимание на свое поведение: как общаться.

Консультация для родителей ДОУ «Почему дети ведут себя плохо» «Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?» К несчастью, мы привыкли делить.

Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.

Консультация для родителей «Сколько раз повторять? Почему дети нас не слышат?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ?» ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА. Малышам.

Консультация для родителей «Почему дети любят сладкое» Дети, как известно, очень любят сладости. Обещанная мамой конфета способна остановить детский каприз или заставить ребенка выполнить важное.

Консультация для родителей «Почему нас не слышат дети?» «Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок.

Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют?» в старшей группе Зачем и почему дети рисуют? «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Почему плачут дети?» Очень часто ко мне обращаются родители с вопросом: «Почему мой ребёнок постоянно плачет?» Отвечаю: Причин много, начиная от свойств темперамента.

Консультация для родителей «Почему дети плачут?» Почему дети плачут? Это такой способ общения с миром, способ привлечения внимания, поиск обратной связи. Так младенец "ничего не умея" заявляет.


Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов.

Психологический аспект выражается не только в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции.

Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы: коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития. К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 20-25 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать психолог, если таковой имеется в садике. И не просто забирать его к себе в кабинет несколько раз в неделю, а сопровождать ребёнка в группе и сразу же на месте корректировать его поведение. Если же таких детей по всему садику несколько, а психолог один, то можно на время коррекционной работы выделить отдельное помещение, дать в помощь психологу нянечку и изо дня в день заниматься с этими детишками. Это реальная возможность помочь таким детям адаптироваться и научиться взаимодействовать с другими детишками более гармоничными способами. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее.

В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» - ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации, взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства.

Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться.

Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако, далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют такой «зубастый» способ.

Психологическое и физическое состояние матери во время беременности, роды, климат в семье, философия развития и воспитания малыша - от всех этих факторов зависит, насколько его психика будет целостной, стрессоустойчивой и здоровой.

Итак, основными факторами, которые снижают адаптационные ресурсы ребёнка, являются:

    стрессы, тревоги, болезни матери в период беременности;травмы при родах;«обеднённая» среда развития ребёнка в раннем возрасте: ребёнок лишён возможности получать необходимые ему раздражители, стимулы для гармоничного сенсорного развития;негативный климат в семье;психические травмы в раннем возрасте;принципы и методы воспитания, несоответствующие психотипу ребёнка.

Влияние одного или нескольких из этих факторов приводит к «трещинам» и «разрывам» на гладкой поверхности психики ребёнка. Адаптационный ресурс и потенциал ребёнка нарушается, что приводит к ограниченным возможностям при преодолении препятствий. Дети вынуждены преодолевать трудности с помощью тех уровней психики, которые остаются дееспособными. Самыми устойчивыми уровнями являются инстинктивные, которые проявляются как первичные эволюционные защитные функции: укусить, ущипнуть, потянуть за волосы.

Исходя из системно-векторного психоанализа В. К. Толкачёва можно предположить, что при травмированной психике ребенка такие реакции на препятствия, как: кусать, сосать палец, теребить губы - больше свойственны детям с оральным психотипом. Ведущей, наиболее чувствительной эрогенной зоной у таких детей являются губы и ротовая полость. В ситуациях психологического дискомфорта такой ребёнок будет рефлекторно, для снятия напряжения, использовать свой ведущий сенсорный орган: кусать, сосать палец, теребить или обкусывать губы, сосать соску, бутылочку, испытывать потребность постоянно что-то жевать, показывать язык, плеваться. Воспитание орального малыша с учётом его индивидуальных особенностей дает ему возможность использовать более гармоничные варианты для удовлетворения своих потребностей. Таких детей категорически нельзя наказывать, шлёпая по губам, необходимо давать им возможность кричать, петь, выговариваться, внимательно выслушивая их.

Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус может войти в арсенал ребёнка и через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий. Он перенимает эмоцию страха, опасения, недоверия и следом за ней впитывает способ решения – укусить. Тот же механизм срабатывает, когда ребёнок начинает кусаться после того, как покусали его самого.

Для большего понимания, в чём состоит помощь такому ребёнку, приведу аналогию.

Энергия ребёнка, столкнувшегося с препятствием, подобна течению реки, на пути которой стоит камень. Каким образом река может взаимодействовать с камнем?

Поэтому, основной целью работы с кусающимся ребёнком является не остановить поток его энергии, а вынудить ребёнка искать другие методы для преодоления «камня» и обучить его этим методам.

Каким образом это можно реализовать на практике?

    Для того, чтобы реакция «кусания» угасала, необходимо сразу после укуса или же в момент желания укусить (если вам удастся этот момент «поймать») закреплять у ребёнка отрицательные эмоции для того, чтобы в подсознании сформировалась связь: укус - неприятные ощущения. Таким образом, ребёнок будет вынужден искать другие варианты для преодоления препятствия. Задача не в том, чтобы запугать ребёнка, а в том, чтобы выработать негативную ассоциацию на укус. Технически это может быть сделано с помощью вкусовых раздражителей, техники «исчерпания» реакции до формирования негативного отношения к ней.

Формирование негативной реакции на укус через физическое наказание, шлёпанье ребёнка по губам, через укус его самого, через крик, постоянные нотации только усиливает стрессовое состояние ребенка. Особенно, если это делают родные ему люди. В таком состоянии ребёнку будет очень трудно выйти на новый уровень адаптации.

Само по себе строгое слово «нельзя» не решает проблему вашего ребёнка. Более того, ребёнок, которому перекрыли поток энергии, запретив кусаться, и при этом, не научив его другим вариантам её течения, копит всё это внутри себя. Это приводит к четвёртому варианту взаимодействия воды и камня когда вода не может ни обойти камень - барьер, ни сдвинуть его с места. Она накапливается и, в конце концов, может прорвать дамбу с огромной разрушительной силой. Этот же механизм применим и к ребёнку, которому выставили строгий запрет и не предоставили другой возможности выплеснуть энергию. «Прорыв дамбы» чреват более глубокими психологическими и психосоматическими нарушениями.Поэтому вместе с «нельзя» необходимо продемонстрировать ребенку «культурные» варианты преодоления встречающихся препятствий, а также обучить его, как можно протопать, прокричать, проиграть, проговорить свой внутренний дискомфорт и снять напряжение.

Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции.

В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку.Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей.

Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку.

От обиды, что его игрушки дали поиграть соседу по песочнице, ребёнок «заряжает» маме. Мама, недолго думая, щиплет его в ответ, чтобы знал «как это». А потом воспитатели жалуются, что «ваш сын/дочь всех кусает и щиплет». Психолог Катерина Дёмина — о том, как взрослым надо реагировать на детскую агрессию. И почему отвечать на силу силой ни в коем случае нельзя.

Давайте сначала определимся с терминами и задачами. Агрессивным мы будем называть такое поведение, когда один человек пытается причинить другому реальный вред или ущерб: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить. Агрессия может быть вербальной — это когда обзываются, насмехаются, кричат «Убью тебя!», угрожают расправой или наказанием (это со стороны воспитателей). Есть пассивный вариант — игнорирование, разные формы манипуляций, тихий саботаж.

Единственное назначение любого сознательного агрессивного поведения — обозначить и установить границы, а ещё увеличить дистанцию между участниками коммуникации. Я специально подчёркиваю слово «сознательного», чтобы исключить из описания малышей до 2-2,5 лет. И вот почему.

Как ни удивительно, бОльшая часть жалоб на агрессивное поведение поступает от родителей совсем крошечных детей: от 6-7 месяцев (когда прорезаются первые зубы) и до 2 лет приблизительно.

До появления развитой речи (то есть обычно лет до трёх) ваш ребёнок скорее детёныш человека, чем сознательный участник общения. Эмоции он переживает телом, реагирует на всё тоже телом. Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол в истерике, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку достать. У него напрочь отсутствуют структуры, осуществляющие контроль и волю. Точнее, воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. И взывать к его добродетелям («Есть у тебя совесть или нет?! Ты зачем маму ударил?») бессмысленно, за отсутствием таковых. Нет у него совести, смиритесь. Появится ближе к семи годам, если повезёт.

Малыш кусается, потому что у него чешутся зубы, бьёт соседку лопатой, потому что ему тесно или игрушку не поделили, бьёт маму ногой, потому что не хочет, чтобы посторонние дядьки трогали его за голову или лицо.

Одна моя любимая девочка регулярно устраивала скандал на улице, если посторонние пытались потрепать её за щечку. Орала, как пожарная сирена. Да, она прекрасная голубоглазая блондинка. Это не повод трогать её руками, особенно немытыми, особенно когда она только проснулась и не понимает, как она сюда попала и зачем это всё вообще.

Оглушённые окружающие, конечно, очень недовольны и начинают бормотать что-то вроде «Какая агрессивная девочка, я же ничего плохого не хотел!» и быстро удаляются. Чего, собственно, и добивался ребёнок. Увеличения дистанции до субъективно безопасной. Вот через стол, да ещё сидя на руках у папы или мамы, я вам с удовольствием поулыбаюсь всеми своими ямочками. Руками не надо трогать, ок?

Очень часто от детей требуют совсем уж невыполнимого: отдай свои любимые игрушки незнакомому мальчику. Веди себя хорошо за столом в ресторане (ему два года, напоминаю). Успевай за мамой, когда она тащит тяжёлые сумки и уже очень устала. Немедленно прекрати играть и иди обедать/мыться/спать.

Родители удивляются и гневаются, когда обнаруживают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям, более того, имеет наглость как-то противодействовать

Отталкивает ложку с супом, например. Брыкается и выворачивается, когда его несут в ванну. Бьёт других детей.

Между тем все эти проявления якобы «агрессии» — по сути, не больше, чем самооборона. От сложных чувств, от неприятных ощущений и людей и от невыносимого напряжения.

Как быть родителям, когда ребёнок кусается, щипается, лягается и всё ломает

Во-первых, ни в коем случае не отвечаем силой на силу. Никаких там око за око. А то я слышу иногда от вполне на вид вменяемых людей «да врежь ему, чтобы знал!». С ума вы сошли, дорогие сограждане, как можно вообще бить того, кто в десять раз слабее и полностью от вас зависит?! Начальнику своему врежьте, чтоб знал, как давать срочное задание в 17.45 пятницы.

Ребёнок кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их, кроме как телом, он ещё не умеет. Да что ребёнок, у нас 86% населения не различают понятия «чувства/мысли/действия». Поэтому ваша задача — научить его выражать свой гнев словами. Понимаете разницу? Не пинать маму ногой, а громко кричать «плохая мама, не люблю тебя!». А годам к пяти хорошо бы уже уметь и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».

Во-вторых, детство на то нам и дано, чтобы обучаться. Культуре поведения в том числе. Но, похоже, очень многие родители полагают, что в ребёнка социальные программы предустановлены по умолчанию, заводская комплектация. Так вот, по умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по нему. У некоторых взрослых этот навык сохраняется как атавизм. Мы обязаны научить своих детей правильно вести себя в обществе, причём здесь важны все компоненты: в современной городской культуре принято быть вежливым, аккуратным, уступчивым. А, вполне возможно, в какой-нибудь специфической субкультуре маленькой первобытной общины принято ровно обратное: мальчику предписано быть агрессивным, нападающим, «мой меч — твоя голова с плеч».

Когда ваш малыш впервые попробует высыпать полное ведерко песка на золотые кудри соседки по площадке, всё, что от вас требуется, — ввести (немедленно) нормы и правила поведения. «Данила, Насте очень неприятно, что ты высыпал на неё песок, она плачет. Надо сказать «Извини меня, Настя, я больше так не буду. Никто не должен пачкать других людей, это нельзя. Давай поможем Насте убрать песок с головы». Стыдить, орать, тащить, упрекать, как вы понимаете, абсолютно бесполезно. У него ещё не наросли те структуры, которыми чувствуют вину, только страх. Возможно, вам придётся повторять процедуру раз за разом, пока алгоритм не укоренится в его голове.

С другой стороны, постарайтесь внимательно посмотреть, возможно, агрессивные действия повторяются каждый раз в одной и той же ситуации. Например, ребёнок обнаружил, что, когда он толкает кого-то, мама немедленно вскакивает со скамейки и мчится к нему во весь опор. Ну вы поняли. Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, но сказать не может, поэтому просто повторяет успешно найденную схему.

Моя старшая дочь в какой-то момент поняла, что, если затеять драку в группе в детсаду, её закроют в спальне «в наказание». И стала этим пользоваться — потому что интроверт и устаёт от гомона и суеты вокруг. Так продолжалось, пока мы не проследили всю логическую цепочку и не научили её подходить к воспитательнице и проситься «в карцер», чтобы отдохнуть. Три года.

Что делать с агрессией детей постарше — 4-6 лет

Что я вижу в своей практике: мальчики в 4-5 лет обладают уровнем развития речевых и социальных навыков на уровне 2-3 лет. То ли сказать «спасибо» гаджетам с грудного возраста, то ли мультики смотрят не те. Может быть, лишены постоянного общения со значимыми взрослыми, не видят их в реальных жизненных ситуациях.

Спрашиваю мальчишку 5 лет (запрос — немотивированная агрессия, ругается, нападает на всех): «А что папа делает, когда его на дороге кто-то подрезает?». Папа ругается матом, может догнать и специально подрезать, выскочить на светофоре и пойти разбираться. Во время обсуждения каких-то проблем рассказывает подробно (опять же — матом), как и кого он изобьёт, уроет, замочит. Да, он не ходит пьяным биться стенка на стенку. Но пример подаёт однозначный. При этом всё сопровождает стандартным: «Мы же постоянно ему (ребёнку) объясняем, что такое хорошо и что такое плохо!».

Самый караул, это когда родители рассказывают, как именно они отлупили ребёнка за плохое поведение. «Мы уж и ругали его, и били, и лишали всего, а он всё равно дерётся». А что ему ещё остаётся? Вы не научили его никакому другому способу решения проблем.


Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Что же делать в этой ситуации?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны. Это инстинктивное желание. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.

Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.

Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача – психоневролога.

Кто же склонен кусаться?

Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.

Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.

Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.

Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.

Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.

Дети из так называемых «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?

Дети, которым всё запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.

Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.

Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка, помогут силиконовые кольца-прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой.

Эмоциональным детям нужно каждый день напоминать о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть ребёнок с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

Вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно с ним (в семье, в садике, на площадке, в кружке и т.д.) произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам.

Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Советы психолога

Часто можно услышать: «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя! Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком. Добейтесь, чтобы он потом сам же пожалел вас, потому что вам больно.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давать ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Игры — выпускаем пар

Помочь ребенку дать выход накопленной внутренней агрессии лучше всего через игры. Эти игры подходят, как для целой группы детей, так и для того, чтобы играть маме наедине со своим малышом. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать. Не исключено, что от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать.

«Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

«Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

«Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий вдох и долгий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д. В конце игры следует обязательно сказать своему ребенку что-нибудь приятное, обнять и поцеловать.

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

Здравствуйте. У меня сыну 7 лет. Грызет все что видит. Особенно школьные ручки и карандаши. Сосет варежки, воротники одежды. неделю назад сгрыз рукав кофты. я понимаю что это моя вина. Он первый ребенок у меня от первого брака. потом развод мы жили с ним в двоем все для него. а потом новый мужчина , переезд в другой город , второй ребенок , снова развод (так получилось) и опять переезд, школа. и вот результат. Прошу какого то совета как помочь моему мальчику.

Получено 2 совета от психологов


Ольга, день добрый.

Понятно ваше материнское беспокойство за сына, но не надо себя винить. Было так как было, и изменить что-то никто уже не в силах. А ваша вина перед сыном неизбежно скажется на взаимоотношениях с ним. Это ни к чему.

Да, на его небольшую жизнь выдалось много волнующих событий, каждое из которых стресс для ребенка. Если даже взять в расчет только школу, то уже многие дети могут начать проявлять схожее поведение начав ее посещать, так как адаптация к школе тоже сильный стресс.

Для начала желательно вспомнить когда конкретно у вашего сына началось такое навязчивое поведение. На какой приблизительно возраст пришлось появление первых признаков грызения/сосания предметов. Это может хотя бы приблизительно подсказать какого рода внутренний конфликт может лежать в основе этого грызения. Вам это скорее всего ничего не даст, а специалист (если вы к нему обратитесь) сумеет связать это с этапом психического развития.

Так же важно понять, что такими действиями он себя успокаивает, а значит нельзя его этим стыдить, одергивать или ругать за это. Другого способа справляться с эмоциональным напряжением он пока не выработал. Однако в школе дети и учителя могут его высмеивать и стыдить, и здесь ему потребуется ваша поддержка.

Поймите, остановить намеренно эти навязчивые действия он не может, так как совершает их бессознательно - скорее всего по привычке.

Теперь следующий вопрос - как помочь вашему сыну.

Для начала попробовать найти хорошего детского психолога, который смог бы поработать с вашим сыном. Именно очное взаимодействие с ним поможет специалисту дать вам те рекомендации, которые ему реально помогут.

Если такой возможности совершенно нет, тогда надо включить тщательное и внимательное родительское наблюдение и очень детально смотреть какие конкретно ситуации и эмоции побуждают вашего сына к сосанию и грызению. А это могут быть испуг (страх), гнев, стыд, вина, обида или что-то еще.

После этого надо обратить внимание на то как происходит срыв (остановка) самого переживания. Другими словами грызение/сосание является результатом недопережитой и невыраженной сильной эмоции, интенсивного желания отстоять свои права.

Здесь могут быть два пути: 1. его прерывают извне, 2. он прерывает себя сам.

Давайте рассмотрим подробнее.

1. Возможно в вашей семье принято прерывать какое-то из этих чувств - стоит на него запрет. Это может выражаться в требованиях что нельзя злиться или бояться. Либо попытках воспитывать стыдом (как тебе не стыдно. ), либо искать виновных и обвинять мальчика в чем-то. В таком случае необходимо учиться вам и тем кто взаимодействует с мальчиком либо не не делать этого, либо уметь извиняться за такие действия и пояснять что конкретно вы хотели сказать. Например: он разозлился на младшего и стал кричать или отнимать что-то у него, вы резко остановили эти действия, защищая того, кто слабее. Ситуация для вас прекратилась, но не для вашего сына - он продолжает злиться, так как не имел возможности отстоять то что считал своим. Значит сразу когда страсти улеглись, вам надо взять себя в руки и спокойно поговорить с сыном наедине - "Извини что я тебя так грубо оборвала. Наверное ты был сильно зол на сестру/брата. Я так сделала потому что испугалась за маленького, так как ты сильнее его. Прости, я не хочу тебя обижать. Расскажи пожалуйста что ты хотел и на что ты разозлился. " и здесь без нравоучений внимательно выслушать сына.

2. Если ваш сын уже никак внешне не выражает свои чувства и тщательно освоил самостоятельное сдерживание (прерывание самого переживания), то надо еще внимательнее стараться угадать из контекста ситуации какое переживание он прервал. Допустим внешне он спокоен и сдержан, а вы уходили ненадолго в магазин и оставляли его дома, а вернувшись заметили что он сосет предмет. Можно предположить что ему было страшно. Либо он вернулся из школы и рассказывает что его вызывали к доске и все дети смеялись, а в пенале теперь лежит сгрызенная ручка - вероятно ему было и страшно и стыдно, но он этого не признает по каким-то причинам. Тогда есть смысл доброжелательно расспросить его что было, о чем думал или фантазировал еще до того как незаметно для себя сгрыз ручку или начал сосать предмет. Когда волнующая ситуация будет восстановлена в его памяти, порасспрашивать что бы он хотел сделать. Не надо бояться если он начнет рассказывать то что вам кажется ужасным. Детская фантазия богата. Дайте ей волю и помогите распознать в ней то чувство, которое он испытывал, позвольте мальчику выразить его словами, а значит пережить до конца.

Так же внимательно наблюдайте за тем что он рисует, подробно расспрашивайте что конкретно изображено на рисунках (не надо додумывать за ребенка), сама предлагайте нарисовать волнительный день или событие волнительного дня. Прямо на рисунке предложите ему завершить ситуацию так как с его точки зрения это было бы самым желанным завершением. Обнаруживая чувства (злость, обиду, страх, стыд. ) просто используйте их в ваших комментариях. К примеру он изображает широко распахнутые глаза у человечка и на вопрос что происходит, говорит что человечку угрожают враги. Спросите - ему страшно? . допустим сын не согласился. Тогда другой вопрос - он злится и хочет всех порвать. допустим сын согласился. Тогда предлагаете - Покажи, как порвать. Я бы тоже наверное сильно злилась.

Я привела пример лишь для того чтобы вы понимали что это всегда творческий процесс, в котором нет единого алгоритма, а есть стремление понять маленького человека, дать ему эмоциональную поддержку, а не навязывать совет или не решать за него ситуацию, которую он может решать самостоятельно.

Но могут быть и те проблемы, которые он сам решить не может, и тогда ему в самом деле потребуется ваша помощь. Допустим старшие дети во дворе его обижают, учительница пугает плохими оценками, соседка критикует за внешний вид. В подобных ситуациях необходимо сказать чтобы он всегда обращался к вам за помощью, что вы его любите и на его стороне, согласовать с ним то что вы хотите за него заступиться и самой пойти и решить возникшую проблему.

Как вы видите совет дать невозможно до тех пор пока нет ясности что мешает спокойствию вашего сына и какая помощь ему нужна. Только доброжелательные доверительные беседы с ним и внимательное отношение к его переживаниям без советов и нравоучений помогут ему. А может быть ситуация когда вам в самом деле надо вмешаться, так как проблема просто ему не по плечу в силу возраста.

Ищите свой способ - их много, а материнская интуиция очень сильна, так как никто кроме вас не знает вашего мальчика так хорошо.

Желаю вам ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания с ним.

Читайте также: