Подлинные игрушки кристофера робина

Обновлено: 16.05.2024

Мать снова уехала в гости, а отец заперся в кабинете – он работал над своими рукописями. Маленький Кристофер постоял возле запертой двери и вернулся в детскую. До вечернего чая было еще несколько часов, и оставалась надежда, что мама успеет вернуться. Редкие минуты родители проводили вместе с ним. Свое одинокое детство Кристофер Робин потом опишет в мемуарах.

Родители ждали девочку, и даже придумали имя – Розмари. Но 21 августа 1920 года на свет появился мальчик, которому суждено будет войти в историю как Кристофер Робин Милн. Его сразу передали на попечение няни, Олив Броквелл.

«Мы жили вместе в большой детской на верхнем этаже, - писал Кристофер позже, - и не пропадали из поля зрения друг друга больше, чем на несколько часов».

Мать, светская красавица Дафна (Дороти) де Селинкур, вела богемный образ жизни. Она уезжала с визитами почти каждое утро, или придирчиво разбирала свой гардероб. Мода 20-х менялась стремительно, и Дафна не хотела отставать. Как и большинство женщин того времени она сделала короткую стрижку и десятками заказывала новые туфли: теперь они не прятались под платьем, и Дафна гордо демонстрировала изящные каблучки.

Алан Александр Милн, отец Кристофера, получил ранение в битве на Сомме, и после этого попал в военную разведку. Он писал пропагандистские статьи, и только в 1920-м вышел в отставку, поселившись вместе с женой и сыном в Хартфилде. А годом позже в семье появился новый маленький персонаж – медвежонок Эдвард. Эта мягкая игрушка, купленная на первый день рождения Кристофера, и стала прототипом Винни-Пуха. На Рождество мальчику подарили ослика Иа-Иа, чуть позже место на полке в детской заняли Тигра и Пятачок.

Милн отлично владел пером – он писал рецензии, статьи, пьесы и детективы. Четыре рассказа Алана были экранизированы кинокомпанией Лесли Ховарда, английского актера и продюсера, которого русский зритель знает, в первую очередь, благодаря роли Эшли Уилкса в «Унесенных ветром». Ховард был доволен: критика великолепно приняла их совместную с Милном работу. Но вот только заработать на этом не получилось. Производство кино оказалось затратным делом, и билеты не окупили постановку.

В доме в Хартфилде каждый был занят своим делом: Милн – работал в своем кабинете, Дафна – тратила деньги на свои наряды и украшения, а маленький мальчик каждый день ждал, когда его родители найдут для него лишний часок. Его другом по детским играм стала Анна Дарлингтон, которую на удивление тепло принимала семья Милнов.

«Анна была для них той самой Розмари, которой не был я, - писал Кристофер Робин, - она воплощала чаяния моих родителей о долгожданной дочери».

Вскоре Алан купил ферму в Котчфорде, где семья стала проводить почти каждые выходные. Дом стоял неподалеку от леса, где Кристофер любил гулять, и где… гулял Винни Пух. В 1925 году Милн выпустил книгу о медвежонке, и все те замечательные места, которые можно найти в «Винни-Пухе» - Шесть сосен, мостик для игры «в палочки» - они оттуда, из Котчфорда.

Но когда ему исполнилось девять, няню уволили. Мальчику пришла пора отправляться в школу. В частном заведении для мальчиков Кристофер увидел изнанку своей славы: конечно, о медвежонке Пухе читали все. И знали о нем, о Кристофере. Но вместо восторга и почитания младший Милн столкнулся с неприязнью одноклассников. Одни открыто завидовали ему, другие старались не замечать. Интересно, что сам Алан Милн в это же время говорил прямо противоположенное: дескать, у настоящего Кристофера Робина есть все, и даже больше, чем нужно.

Приезды домой на каникулы не помогали семье сблизиться – Милн был недоволен успехом «Винни Пуха», поскольку мечтал о славе «серьезного» автора. Дафна и прежде держалась особняком, и с годами не изменилась. В 1931 году она вообще уехала в США на три года, прекратив общение и с мужем, и с сыном. Чуть лучше Кристофер все-таки ладил с отцом, хотя и признавался, что история о медвежонке слишком сильно поменяла его жизнь. Он предпочел бы стать кем-то еще, чем «тем самым мальчиком из книги». И когда Кристофер закончил школу, он поступил в Кембридж и старался как можно реже бывать в Котчфорде.

Вскоре началась Вторая мировая война, и лучший друг медвежонка Пуха отправился на фронт. Он был ранен, поэтому в 1943 году его отправили домой. А когда наступила пора мира, он женился. Не на Анне Дарлингтон, как мечтала его мать, а на своей кузине, Лесли. Этот поступок сына миссис Милн категорически не одобряла. Она опасалась последствий такого близкородственного союза.

Кристофер Робин стал продавцом книг, открыл свой магазин в Дартмуте, и у них с Лесли родилась дочь Клэр (к сожалению, Дафна оказалась права, и Клэр была нездорова). Но одинокое детство Кристофера Робина все еще давало о себе знать. После смерти отца Милн-младший окончательно отдалился от матери, и она, казалось, совсем не нуждается в нем. Они не виделись пятнадцать лет, и, когда часы Дафны были уже сочтены, мать не позвала сына. Наоборот, всячески отказывалась видеть его.

Игрушки, любимые Кристофером Робином, его настоящая семья, были подарены им Нью-Йоркской библиотеке (и находятся там по сей день, к неудовольствию англичан). Коллекционеры были готовы заплатить за настоящего Винни Пуха невероятные деньги, но Кристофер Робин наотрез отказался монетизировать свое детство. «Пусть каждый мальчик или девочка, которые хотят увидеть Пуха, придут и посмотрят на него» , - заявил сын писателя.

18 января 1882 года в Лондоне родился писатель Алан Милн, написавший для своего сына сказку про медвежонка Винни-Пуха. Милн поначалу относился к этой сказке как к небольшому подарку для сына, но в итоге она превратилась во всемирно известный бренд. А началось всё с похода в Лондонский зоопарк, где 4-летний Кристофер Робин увидел медведицу, привезённую из Канады.

История Винни-Пуха началась с реальной медведицы Виннипег. Будучи медвежонком Виннипег являлась талисманом Канадского армейского ветеринарного корпуса. На фото: Виннипег в 1914 году.

В 1919 году её забрали в Лондонский зоопарк, где пятью годами позже ее увидел сын Алана Милна – Кристофер Робин. Четырёхлетний мальчик подружился с ней и часто навещал. На фото: Виннипег в зоопарке в 1924 году.

После этой встречи Кристофер Робин решил назвать подаренную ему плюшевую игрушку Винни – в честь медведицы. На фото: Алан Милн, Кристофер Робин и Винни в 1926 году.

После этого Милн решил написать серию рассказов о Винни-Пухе, любимой игрушке сына, и посвятил их своей умершей жене Дороти. Первый рассказ был опубликован в 24 декабря 1925 года в London Evening News.

Первое самостоятельное издание рассказов о Винни-Пухе и его друзьях, других игрушках Кристофера Робина, вышло 14 октября 1926 года.

Сказки о Винни-Пухе стали популярны, и Милн продал права на них. В 1931 году в Guild Theater состоялся театральный дебют Винни-Пуха, а в 1960 году медвожонок дебютировал на ТВ, появившись в шоу Ширли Темпл на NBC.

Двумя годами ранее Винни-Пух появился в СССР. Первый перевод вышел в Литве в 1958 году, после чего о медвежонке узнал Борис Заходер, сразу начавший работу над собственной адаптацией.

В 1961 году права на образ Винни-Пуха выкупила студия Уолта Диснея, выпустившая четыре короткометражных мультфильма о медвежонке. Первый из них вышел в 1966-м.

Тремя годами позже на студии «Союзмультфильм» вышел первый советский мультфильм о Винни-Пухе. Принципиальным отличием от оригинала стало отсутствие в сюжете Кристофера Робина, а также переработка других персонажей.

С этого момента Винни-Пух стал одним из самых узнаваемых персонажей во всем мире. На Западе образ медвежонка стал основой полноценной франшизы, в рамках которой выпускались игрушки, фильмы и мультфильмы.

Оригинальные игрушки Кристофера Робина Милна теперь хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке в качестве достопримечательности.

Алан Милн умер в 1956 году. После цикла рассказов о Винни-Пухе он так и не смог добиться успеха со своими «взрослыми» рассказами. Писатель переживал по этому поводу и повторял, что для детей пишет с такой же ответственностью, как и для взрослых.

В 1981 году 61-летний Кристофер Робин Милн открыл в Лондонском зоопарке памятник медведице Винни в натуральную величину, а через 18 лет там же канадскими кавалеристами был открыт второй памятник (на фото).

История Винни-Пуха началась с реальной медведицы Виннипег. Будучи медвежонком Виннипег являлась талисманом Канадского армейского ветеринарного корпуса. На фото: Виннипег в 1914 году.

В 1919 году её забрали в Лондонский зоопарк, где пятью годами позже ее увидел сын Алана Милна – Кристофер Робин. Четырёхлетний мальчик подружился с ней и часто навещал. На фото: Виннипег в зоопарке в 1924 году.

После этой встречи Кристофер Робин решил назвать подаренную ему плюшевую игрушку Винни – в честь медведицы. На фото: Алан Милн, Кристофер Робин и Винни в 1926 году.

После этого Милн решил написать серию рассказов о Винни-Пухе, любимой игрушке сына, и посвятил их своей умершей жене Дороти. Первый рассказ был опубликован в 24 декабря 1925 года в London Evening News.

Первое самостоятельное издание рассказов о Винни-Пухе и его друзьях, других игрушках Кристофера Робина, вышло 14 октября 1926 года.

Сказки о Винни-Пухе стали популярны, и Милн продал права на них. В 1931 году в Guild Theater состоялся театральный дебют Винни-Пуха, а в 1960 году медвожонок дебютировал на ТВ, появившись в шоу Ширли Темпл на NBC.

Двумя годами ранее Винни-Пух появился в СССР. Первый перевод вышел в Литве в 1958 году, после чего о медвежонке узнал Борис Заходер, сразу начавший работу над собственной адаптацией.

В 1961 году права на образ Винни-Пуха выкупила студия Уолта Диснея, выпустившая четыре короткометражных мультфильма о медвежонке. Первый из них вышел в 1966-м.

Тремя годами позже на студии «Союзмультфильм» вышел первый советский мультфильм о Винни-Пухе. Принципиальным отличием от оригинала стало отсутствие в сюжете Кристофера Робина, а также переработка других персонажей.

С этого момента Винни-Пух стал одним из самых узнаваемых персонажей во всем мире. На Западе образ медвежонка стал основой полноценной франшизы, в рамках которой выпускались игрушки, фильмы и мультфильмы.

Оригинальные игрушки Кристофера Робина Милна теперь хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке в качестве достопримечательности.

Алан Милн умер в 1956 году. После цикла рассказов о Винни-Пухе он так и не смог добиться успеха со своими «взрослыми» рассказами. Писатель переживал по этому поводу и повторял, что для детей пишет с такой же ответственностью, как и для взрослых.

В 1981 году 61-летний Кристофер Робин Милн открыл в Лондонском зоопарке памятник медведице Винни в натуральную величину, а через 18 лет там же канадскими кавалеристами был открыт второй памятник (на фото).

История Винни-Пуха началась с реальной медведицы Виннипег. Будучи медвежонком Виннипег являлась талисманом Канадского армейского ветеринарного корпуса. На фото: Виннипег в 1914 году.

В 1919 году её забрали в Лондонский зоопарк, где пятью годами позже ее увидел сын Алана Милна – Кристофер Робин. Четырёхлетний мальчик подружился с ней и часто навещал. На фото: Виннипег в зоопарке в 1924 году.

После этой встречи Кристофер Робин решил назвать подаренную ему плюшевую игрушку Винни – в честь медведицы. На фото: Алан Милн, Кристофер Робин и Винни в 1926 году.

После этого Милн решил написать серию рассказов о Винни-Пухе, любимой игрушке сына, и посвятил их своей умершей жене Дороти. Первый рассказ был опубликован в 24 декабря 1925 года в London Evening News.

Первое самостоятельное издание рассказов о Винни-Пухе и его друзьях, других игрушках Кристофера Робина, вышло 14 октября 1926 года.

Сказки о Винни-Пухе стали популярны, и Милн продал права на них. В 1931 году в Guild Theater состоялся театральный дебют Винни-Пуха, а в 1960 году медвожонок дебютировал на ТВ, появившись в шоу Ширли Темпл на NBC.

Двумя годами ранее Винни-Пух появился в СССР. Первый перевод вышел в Литве в 1958 году, после чего о медвежонке узнал Борис Заходер, сразу начавший работу над собственной адаптацией.

В 1961 году права на образ Винни-Пуха выкупила студия Уолта Диснея, выпустившая четыре короткометражных мультфильма о медвежонке. Первый из них вышел в 1966-м.

Тремя годами позже на студии «Союзмультфильм» вышел первый советский мультфильм о Винни-Пухе. Принципиальным отличием от оригинала стало отсутствие в сюжете Кристофера Робина, а также переработка других персонажей.

С этого момента Винни-Пух стал одним из самых узнаваемых персонажей во всем мире. На Западе образ медвежонка стал основой полноценной франшизы, в рамках которой выпускались игрушки, фильмы и мультфильмы.

Оригинальные игрушки Кристофера Робина Милна теперь хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке в качестве достопримечательности.

Алан Милн умер в 1956 году. После цикла рассказов о Винни-Пухе он так и не смог добиться успеха со своими «взрослыми» рассказами. Писатель переживал по этому поводу и повторял, что для детей пишет с такой же ответственностью, как и для взрослых.

В 1981 году 61-летний Кристофер Робин Милн открыл в Лондонском зоопарке памятник медведице Винни в натуральную величину, а через 18 лет там же канадскими кавалеристами был открыт второй памятник (на фото).


1. История одного из самых известных сказочных персонажей XX века Винни-Пуха началась 21 августа 1921 года, когда писатель Алан Александр Милн подарил своему сыну Кристоферу Робину плюшевого медведя на день рождения. Кристоферу Робину в этот день исполнился один год.

Справедливости ради, нужно сказать, что это день является весьма условным днем рождения Винни-Пуха. Свое имя плюшевый медведь обрел лишь несколько лет спустя, когда Кристофер Робин подрос. Поэтому у Винни-Пуха есть и второй день рождения – 14 октября 1926 года, когда была выпущена первая отдельная книга о плюшевом мишке и его друзьях.

2. История имени Винни-Пуха довольно подробно описана в книге Милна. Тем не менее, о медведице Виннипег, давшей всеми любимому медвежонку первую часть имени, следует сказать особо. Содержавшаяся в зоопарке Лондона в начале 1920-х годов медведица до этого была маскотом (живым символом) Канадского армейского ветеринарного корпуса, базировавшегося в окрестностях Виннипега. В армию Виннипег попала медвежонком, когда 27-летний полковой ветеринар лейтенант Гарри Колборн выкупил ее за 20 долларов.


В Первую Мировую войну вместе со своим подразделением Виннипег оказалась в Лондоне, однако на поле боя ее, конечно, никто не отправил – зверя оставили в Лондонском зоопарке. Медведица так полюбилась английской детворе, что Виннипег оставили в Лондоне и после войны. В 1924 году Алан Александр Милн впервые привел своего сына Кристофера Робина посмотреть на Виннипег. Медведица так понравилась мальчику, что в тот же день его плюшевый медведь получил имя Винни.

В 1981 году 61-летний Кристофер Робин Милн открыл памятник своей подруге, медведице Виннипег, в Лондонском зоопарке.

При этом у Винни-Пуха есть еще одно имя – Эдуард, которое является полной формой от традиционного английского прозвища все плюшевых мишек – Тедди.

3. Книги Алана Александра Милна выросли из устных историй, которые писатель рассказывал сыну. При этом большинство персонажей и мест действия в историях о Винни-Пухе – подлинные.

Всем известный Стоакровый, или Чудесный лес на самом деле был 500-акровым лесом Эшдаун близ купленной в 1925 году семьей Милнов фермы Кочфорд в графстве Восточный Сассекс. В книге о Винни-Пухе можно прочитать вполне реалистичное описание леса, в котором действительно обожал играть реальный Кристофер Робин Милн.

Пятачок на самом деле был игрушкой Кристофера Робина, подаренной ему соседями, а ослик Иа-Иа, как и сам Винни, был подарен родителями. Эта игрушка была лишена хвоста самим Кристофером Робином в процессе игр, что и послужило поводом для Милна-старшего сделать ослика самым мрачным и унылым героем.

Кенга с Крошкой Ру и Тигра, которые в рассказах о Винни-Пухе появляются несколько позднее, были куплены родителями Кристоферу Робину уже специально, чтобы разнообразить истории.

Единственными, кого у Кристофера Робина не было, были Сова и Кролик, именно поэтому они в историях предстают в качестве реальных зверей, а не игрушек.


4. Всего Алан Александр Милн написал две книги о приключения Винни-Пуха – «Винни-Пух», вышедшую в 1926 году, и «Дом на Пуховой опушке», увидевшую свет в 1928 году. Обе книги автор посвятил своей жене и матери своего сына Дафне Селенкур.

Каждая из книг состоит из 10 глав, каждая из которых, в свою очередь, представляет собой отдельную законченную историю. Кроме того, Винни-Пух фигурирует и в двух книгах детских стихов Милна, выпущенных в 1924 и 1927 годах.

5. История Алана Александра Милна схожа с историей другого английского писателя – Артура Конан Дойля. Конан Дойль не считал историю о Шерлоке Холмсе самой удачной в своем творчестве, и невероятную популярность сыщика со временем стал воспринимать с откровенной неприязнью.

Алан Александр Милн до появления книг о Винни-Пухе сотрудничал с английским юмористическим журналом «Панч», и считался довольно известным драматургом, писавшим серьезные пьесы для взрослых. Однако после Винни-Пуха Милна стали воспринимать исключительно как детского писателя, что сам автор считал обидным и несправедливым. Однако ничего поделать с этим Милн-старший не смог – сегодня из его творческого наследия известен только Винни-Пух.

6. В 1929 году Алан Александр Милн продал коммерческие права на эксплуатацию образа Винни-Пуха продюсеру Стивену Слезингеру. Продюсер выпустил несколько получивших большую популярность пластинок-спектаклей о Винни-Пухе. На большой экран медвежонок попал после того, как в 1961 году вдова Слезингера перепродала права на Винни-Пуха студии Диснея. Выпустив несколько мультфильмов непосредственно по книге, в дальнейшем мастера Диснея начали придумывать свои истории. Интересно, что к творчеству американских мультипликаторов крайне негативно была настроена семья Милна и, в первую очередь, Кристофер Робин Милн, который считал, что стиль и сюжеты фильма не имеют отношения к духу книги его отца.

7. История «Винни-Пуха» в СССР началась в 1958 году, когда 20-летний литовский писатель Виргилиюс Чепайтис опубликовал свой вариант перевода, основанный на польском переводе Ирены Тувим.

В том же 1958 году с Винни-Пухом познакомился Борис Заходер, которому предстояло создать каноническую русскую версию похождений Винни-Пуха. Интересно, что к книге отнеслись с подозрением: от нее отказалось главное детской издательство СССР – «Детгиз», а опубликовать перевод Заходера рискнуло только что созданное издательство «Детский мир».

В канонической русской версии, в отличие от оригинала, есть только 18 глав. Сам Заходер не скрывал, что его перевод Милна – весьма вольный. Например, в оригинале Винни-Пух не является настолько творческой личностью, как у Заходера – Кричалки, Вопилки, Шумелки, Пыхтелки придуманы советским писателем.

8. Первые и ставшие классическими для англичан иллюстрации к книгам о Винни-Пухе создал художник Эрнест Шепард, бывший коллегой Алана Александра Милна по журналу «Панч» и его армейским сослуживцем в годы Первой Мировой войны.

Любопытно, что Кристофера Робина Шепард рисовал с реального сына Милна, а вот прообразом Винни-Пуха стал плюшевый медведь сына художника.

Шепарда, как и Милна-старшего, вскоре постигло разочарование – безумная популярность медвежонка затмила все его другие работы.

Первые иллюстрации к русскому переводу Заходера создала художница Алиса Порет, ученица самого великого Петрова-Водкина. Также широкую известность приобрели иллюстрации Эдуарда Назарова – художника, создававшего советского мультипликационного Винни-Пуха.

Еще один известный иллюстратор отечественного Винни художник Виктор Чижиков, который является «папой» другого медведя – талисмана Олимпиады-1980 в Москве.

9. Работа над советской мультипликационной экранизацией Винни-Пуха началась в конце 1960-х годов. Сценаристом мультфильмов стал Борис Заходер, а постановщиком – прославленный Федор Хитрук. Всего вышло три мультфильма, хотя изначально предполагалось снять фильмы по всем главам книги. Причиной отказа от этой идеи стали конфликты между Заходером и Хитруком – у каждого из этих необычайно талантливых людей оказалось свое видение, каким должен быть Винни-Пух, и договориться между собой им не удалось.

Тем не менее, отснятые три мультфильма обрели невероятную популярность. Не в последнюю очередь это было связано с актерами, которые были приглашены на озвучание персонажей. Винни-Пуха доверили Евгению Леонову, который после этого мультфильма стал для советских граждан «заслуженным Винни-Пухом СССР», Пятачка – неподражаемой Ие Саввиной, а ослика Иа озвучил патриарх отечественного кино Эраст Гарин. Для Эраста Гарина, который в свое время блистательно сыграл Короля в «Золушке», ослик Иа стал одной из последних и одной из самых запоминающихся работ в карьере.

Подсчитано, что в разговорную речь россиян вошло не менее 20 фраз из советской экранизации Винни-Пуха, а сами персонажи мультфильмов стали героями анекдотов наравне со Штирлицем и Василием Ивановичем.

10. Популярность Винни-Пуха в мире не знает границ: в Польше как минимум в трех городах улицы названы его именем, а образ плюшевого медвежонка запечатлен на марках как минимум 18 стран мира. В 1958 году книга о Винни-Пухе была переведена на латинский язык, а в 1982 году композитор Ольга Петрова на основе сюжета Милна написала оперу о Винни-Пухе. Подлинные игрушки Кристофера Робина сегодня являются одними из самых ценных экспонатов детского отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки. В самой Великобритании многие нахождение этих игрушек в США считают утратой культурного наследия и время от времени проводят кампании за возвращение Винни-Пуха на родину. В 1998 году вопрос о возвращении Винни-Пуха обсуждался даже в английском парламенте.

Винни Пух. Иллюстрации художника Эрнеста Шепарда.

Алан Милн, Кристофер Робин и Винни-Пух. 1928 год. Фотография из Британской национальной портретной галереи

Российский мультфильм о Винни-Пухе.

Любимые игрушки

Своим появлением сказка «Винни-Пух» обязана сыну Милна Кристоферу Робину, который вдохновил писателя на её создание.

«У каждого ребёнка есть любимая игрушка, и особенно она нужна ребёнку, который в семье один», — писал повзрослевший Кристофер. Для него такой игрушкой был плюшевый медведь, которого он назвал Винни-Пух. И хотя с годами в полку любимых игрушек Кристофера прибывало, — вслед за Винни появился ослик без хвоста Иа-Иа, соседи подарили мальчику поросёнка Пятачка, а родители купили Кенгу с крошкой Ру и Тигру — мальчик не расставался со своим «первенцем».

Отец рассказывал Кристоферу на ночь сказки, в которых главным героем непременно выступал косолапый непоседа. Малышу очень нравилось разыгрывать домашние спектакли с плюшевыми игрушками, в которых принимали участие все члены семьи. Сюжеты представлений и легли в основу книг Милна, а сам писатель всегда говорил: «Я, собственно, ничего не придумывал, мне оставалось только описывать».

Подлинные игрушки Кристофера Робина: (от низа по часовой стрелке) Тигра, Кенга, Пух, Иа-Иа и Пятачок. Нью-Йоркская публичная библиотека.

Интересно, что Милн знакомил читателей с героями сказки в таком же порядке, в каком игрушки появлялись у его сына. Но среди сказочных животных есть два персонажа, которых в действительности не было на игрушечной полке Кристофера: Сову и Кролика писатель выдумал сам. Внимательный читатель может заметить, что в оригинальных иллюстрациях книги изображение этих героев значительно отличается, и не случайно Кролик однажды говорит Сове: «Только у меня и у тебя есть мозги. У остальных — опилки».


Сказка из жизни

Не только сюжеты и герои «Винни-Пуха» были взяты писателем из жизни, реальным был даже лес, в котором происходило действие сказки. В книге лес назван Чудесным, на самом же деле это был самый обычный лес Эшдаун, недалеко от которого писатель приобрёл ферму. В Эшдауне можно найти описываемые в сказке шесть сосен, ручеёк и даже заросли чертополоха, в которые однажды упал Винни. Более того, не случайно действие книги часто разворачивается в дуплах и на ветвях деревьев: сын писателя очень любил забираться на деревья и играть там со своим мишкой.

Кстати, имя самого мишки тоже имеет интересную историю. Кристофер назвал любимую игрушку в честь медведицы по кличке Виннипег (Винни), содержавшейся в 1920-х в Лондонском зоопарке. Мальчик познакомился с ней в четырёхлетнем возрасте и сразу сумел подружиться. Американская чёрная медведица попала в Великобританию из окрестностей Виннипега в качестве живого талисмана Канадского армейского ветеринарного корпуса. Медведица прожила в Британии больше 10 лет (она умерла 12 мая 1934 года), а в 1981 году 61-летний Кристофер в Лондонском зоопарке открыл ей памятник в натуральную величину.

Винни Пух. Иллюстрации художника Эрнеста Шепарда.


В лапах плюшевого медведя

Ещё одним автором приключений плюшевого медвежонка можно смело считать художника Эрнеста Шепарда, который нарисовал оригинальные иллюстрации к первому изданию. Карикатурист, проживший 96 лет, оставил после себя огромное количество работ, однако иллюстрации к «Винни-Пуху» затмили всё его наследие. Такая же судьба ожидала и самого Милна, который спустя годы успел возненавидеть за это своего сказочного героя.

Даже Кристоферу «Винни-Пух» принёс немало хлопот. В школе над ним издевались одноклассники, которые дразнили его цитатами из книг отца, а в старости окружающие продолжали воспринимать Кристофера как «мальчика с Пуховой опушки».

Сказка про медвежонка Винни-Пуха буквально насыщена реальными прототипами. Во-первых, это сам писатель — Алан Александр Милн — рассказчик историй, появляющийся в начале книги. Во-вторых, его жена — Дороти де Селинкурт, которой посвящена сказка.

«Ты дала мне Кристофера Робина, а потом
Ты вдохнула новую жизнь в Пуха.
Кто бы ни вышел из-под моего пера,
Он все равно возвратится домой к тебе.
Моя книга готова, она идет навстречу
Своей матери, которую давно не видала —
Это было бы моим подарком тебе, моя радость,
Если бы ты сама не была подарком для меня».

В-третьих, их сын — Кристофер Робин — друг и «наставник» Винни-Пуха, непосредственный герой сказки, «связующее звено» между реальным миром и сказочным Стоакровым Лесом.

Впрочем, и сам Лес не такой уж сказочный. Желающие вполне могут его посетить и сегодня. Эшдаунский лес располагался вблизи Кочфордской фермы, приобретенной Милнами в 1925 г., и об этом сегодня напоминает скромная табличка на скале в его самой дремучей части. Там есть и Шесть Сосен, и Северный полюс, «открытый» Пухом, и мост для «игры в пухалки», построенный еще в XIX веке. Было, правда, время, когда он чуть не развалился от дряхлости. Когда эту ужасающую новость передали по главным телеканалам Великобритании, нашлось много желающих спасти «культурную ценность», и в мае 1979-го он был восстановлен (одна компания Диснея перечислила 15 тыс. фунтов на реставрацию).

Большинство героев «Винни-Пуха» также вполне осязаемы. Сам Пух был подарен в 1921 г. годовалому Кристоферу Робину. Сперва его прозвали «Эдуард Бэар». Эдуард — от уменьшительного Тедди. Ведь Teddy Bear — «Медвежонком Тедди» — звали всех плюшевых медвежат в англоязычных странах. Ну, а это имя игрушки получили после распиаренной истории о том, как американский президент Теодор Рузвельт пощадил на охоте медвежонка.

Что касается имени «Винни-Пух», то оно произошло, по крайней мере, из двух источников. Первая часть имени на самом деле… женского рода. Так звали любимую медведицу Кристофера Робина, которая прибыла в Лондонский зоопарк из Канады. Ее приобрел у охотника ветеринар Коулбурн и назвал Винни в честь канадского города Виннипег. Кристофер Робин часто посещал медведицу и даже кормил ее сгущёнкой.

Вторая часть имени — Pooh — досталась от лебедя, с которым мальчик познакомился в окрестностях Кочфордской фермы. Пух (а точнее в английском произношении — выдох «Пю-у-у…») птицу решили назвать потому, что, «если ты позовешь его, а лебедь не придет (что они очень любят делать), ты сможешь сделать вид, что сказал Пю-у-у… просто так…».

«То, что имя Винни женское, большинству русских читателей неведомо. …Пух — не вторая часть имени, а прозвище, поскольку перед ним следует определенный артикль: Winnie-the-Pooh, как перед прозвищами королей и эпических героев. Комизм имени состоит не только в гендерной инверсии, но и в несоответствии эпической формы имени его случайному, “с потолка”, содержанию. Будь это русский медведь, его бы, возможно, звали Оля Пыхович».

Вскоре к плюшевому медвежонку добавились и другие игрушки: ослик Иа, Пятачок, Кенга и Тигра (две последние были куплены специально для развития сюжета сказки). Кстати, ослику ребёнок быстро оторвал хвост, поэтому писатель и наградил Иа желчным и унылым характером.

А вот Кролик и Сова не имели игрушечных прототипов, потому что были «настоящими» животными, водящимися в Эшдаунском лесу.

«— Сова, — сказал Кролик деловито, — у нас с тобой есть мозги. У остальных — опилки. Если в этом Лесу кто-то должен думать, а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по-настоящему, то это наше с тобой дело.
— Да, — сказала Сова, — я этим и занималась».

В 1947 году у Милнов побывал глава издательства «Даттон-пресс» мистер Макрэй. Он попросил писателя передать ему сказочных героев, чтобы они совершили турне по Америке. Для этого Милн даже снабдил их шутливым документом.

«Когда писались первые истории о Винни-Пухе, в Детской обитали только три зверушки — для гостей игрушечные, не более, но для ее хозяина — весьма и весьма живые. Это были Пух, Пятачок и Иа-Иа. Пух был подарком к первому Дню рождения, Иа-Иа рождественским подарком (несколько месяцев спустя), а Пятачок, чье прибытие не датировано, был даром незнакомца, который нередко обращал на улице внимание на маленького мальчика, гулявшего с няней, и иногда останавливался и вступал с ним в беседу.

С этими тремя героями (плюс воображаемые Сова и Кролик) повесть началась; вскоре последовали прибавления семейства — в лице Кенги (с Крошкой Ру в сумке) и Тигры. Надо признаться, что новоприбывшие были весьма тщательно выбраны — с мыслью не только доставить максимальное удовольствие читателю, но и подарить новое вдохновение летописцу их приключений.

Пятеро этих зверушек отправляются с визитом в Америку в надежде, что некоторые из тех, кто читал о них, будут рады с ними встретиться. И конечно, каждый участник встречи сразу их узнает — ведь на иллюстрациях к книгам о Пухе они были нарисованы с натуры. Шестой герой — Крошка Ру — находится, как полагают, где-то в Сассексе, более точный адрес неизвестен. Щенок, присоединившийся впоследствии к обществу, как-то взял его с собой на прогулку и оставил в дупле дерева, откуда бедняжку извлекли лишь год спустя. Но страсть к приключениям уже овладела им, и вскоре он опять исчез — при содействии вышеупомянутого песика или нет, — на этот раз неведомо. Щенок этот был из тех дружелюбных, но неуравновешенных созданий, которым необходима компания, и если по физиономии Пятачка сразу видно, что он знавал лучшие дни, то это были дни до того, как пес присоединился к обществу. Почему Пух и Иа-Иа выглядят усталыми от жизни — объяснять, думается, не надо. Время наложило на них свою руку еще в 1921 году. Это очень давно…

Читайте также: