Полубинская татьяна мастер хлудневской игрушки

Обновлено: 15.05.2024

Как Татьяна Полубинская воплощает пословицы в глине

— Готовясь к очередной выставке, я вновь убедилась, что пословица «сапожник без сапог» — это про меня. Потому что всё, что ты лепишь, куда-то уходит. Раз игрушка кому-то нужна, ты её даришь, отдаёшь, продаёшь, — говорит Татьяна Полубинская. — Меня ругают: «Ты что, не можешь собрать коллекцию? Оставляй хорошие игрушки себе». Но ничего не получается. Все игрушки, которые сейчас представлены на выставке в Доме мастеров, слеплены за последнее время. Здесь затесалось только одно старое дерево, потому что оно взорвалось в печи 15 лет назад, сзади оно склеенное. Тогда я раскрашивала игрушки анилиновыми красками, как хлудневские бабушки. И если посмотреть на это старое дерево, то на вид ему будто 100 лет, краски выцвели. Сейчас все мастера перешли на акрил. В какое время живём, тем и раскрашиваем.


Все звери — добрые

— Я стала делать игрушки по русским пословицам и поговоркам. На одной полочке у меня «Ярмарка». Здесь есть «Ваня-Ваня-простота купил лошадь без хвоста…», «Белка на тележке продаёт орешки…», «Стучит-брянчит на улице — Фома едет на курице, за ним — Тимошка на кошке…». В хлудневской игрушке все звери добрые, все они вместе, например, я слепила зайца в обнимку с лисой. А насколько красивые хлудневские барыни! Я делала их по старым образцам. Фотографировала все старые игрушки, которые попадали мне в руки. И не перестаю удивляться, насколько они все разные! У одной — головной убор сногсшибательный, а у другой — кот на голове сидит. Барыни были маленькие, средние и высокие. И я думаю, возможно, это были боги, полубоги и люди.

Передаётся по наследству

— Я очень благодарна своему мужу Сергею за то, что всегда поддерживал меня. Он мог бы сказать: «Иди-ка ты на завод». И просидела бы я всю жизнь на заводе. Сергей мне помогает во всём. Сколько он глины перевозил! И второй человек, которому я очень благодарна, — это мастер хлудневской игрушки Лидия Николаевна Вострикова. Она советовала, направляла меня. Без неё я бы не стала мастером.

Сейчас и у меня есть ученики. Некоторые очень талантливые. Моя старшая дочь Наталья (у меня трое детей) стала лепить игрушки, и у неё получается. Никогда не думала, что будет этим заниматься, она всю жизнь пела и плясала. Но теперь её уже можно назвать мастером.



Работы Татьяны Полубинской можно увидеть в Доме мастеров до 7 ноября.



«Троица».



«Варвара мосты мостит. 17 декабря».

Эта статья была опубликована в №44 газеты «Калужский перекрёсток» от 30.10.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии и электронном архиве издания.

Как Татьяна Полубинская воплощает пословицы в глине

— Готовясь к очередной выставке, я вновь убедилась, что пословица «сапожник без сапог» — это про меня. Потому что всё, что ты лепишь, куда-то уходит. Раз игрушка кому-то нужна, ты её даришь, отдаёшь, продаёшь, — говорит Татьяна Полубинская. — Меня ругают: «Ты что, не можешь собрать коллекцию? Оставляй хорошие игрушки себе». Но ничего не получается. Все игрушки, которые сейчас представлены на выставке в Доме мастеров, слеплены за последнее время. Здесь затесалось только одно старое дерево, потому что оно взорвалось в печи 15 лет назад, сзади оно склеенное. Тогда я раскрашивала игрушки анилиновыми красками, как хлудневские бабушки. И если посмотреть на это старое дерево, то на вид ему будто 100 лет, краски выцвели. Сейчас все мастера перешли на акрил. В какое время живём, тем и раскрашиваем.


Все звери — добрые

— Я стала делать игрушки по русским пословицам и поговоркам. На одной полочке у меня «Ярмарка». Здесь есть «Ваня-Ваня-простота купил лошадь без хвоста…», «Белка на тележке продаёт орешки…», «Стучит-брянчит на улице — Фома едет на курице, за ним — Тимошка на кошке…». В хлудневской игрушке все звери добрые, все они вместе, например, я слепила зайца в обнимку с лисой. А насколько красивые хлудневские барыни! Я делала их по старым образцам. Фотографировала все старые игрушки, которые попадали мне в руки. И не перестаю удивляться, насколько они все разные! У одной — головной убор сногсшибательный, а у другой — кот на голове сидит. Барыни были маленькие, средние и высокие. И я думаю, возможно, это были боги, полубоги и люди.

Передаётся по наследству

— Я очень благодарна своему мужу Сергею за то, что всегда поддерживал меня. Он мог бы сказать: «Иди-ка ты на завод». И просидела бы я всю жизнь на заводе. Сергей мне помогает во всём. Сколько он глины перевозил! И второй человек, которому я очень благодарна, — это мастер хлудневской игрушки Лидия Николаевна Вострикова. Она советовала, направляла меня. Без неё я бы не стала мастером.

Сейчас и у меня есть ученики. Некоторые очень талантливые. Моя старшая дочь Наталья (у меня трое детей) стала лепить игрушки, и у неё получается. Никогда не думала, что будет этим заниматься, она всю жизнь пела и плясала. Но теперь её уже можно назвать мастером.



Работы Татьяны Полубинской можно увидеть в Доме мастеров до 7 ноября.



«Троица».



«Варвара мосты мостит. 17 декабря».

Эта статья была опубликована в №44 газеты «Калужский перекрёсток» от 30.10.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии и электронном архиве издания.

Татьяна Полубинская воплощает пословицы в глине

— Готовясь к очередной выставке, я вновь убедилась, что пословица «сапожник без сапог» — ​это про меня. Потому что всё, что ты лепишь, куда-то уходит. Раз игрушка кому-то нужна, ты её даришь, отдаёшь, продаёшь, — ​говорит Татьяна. — ​Меня ругают: «Ты что, не можешь собрать коллекцию? Оставляй хорошие игрушки себе». Но ничего не получается. Все игрушки, которые сейчас представлены на выставке в Доме мастеров, слеплены за последнее время. Здесь затесалось только одно старое дерево, потому что оно взорвалось в печи 15 лет назад, сзади оно склеенное. Тогда я раскрашивала игрушки анилиновыми красками, как хлудневские бабушки. И если посмотреть на это старое дерево, то на вид ему будто 100 лет, краски выцвели. Сейчас все мастера перешли на акрил. В какое время живём, тем и раскрашиваем.

Все звери — добрые

— Я стала делать игрушки по русским пословицам и поговоркам. На одной полочке у меня «Ярмарка». Здесь есть «Ваня-Ваня-простота купил лошадь без хвоста…», «Белка на тележке продаёт орешки…», «Стучит-брянчит на улице — ​ Фома едет на курице, за ним — ​Тимошка на кошке…». В хлудневской игрушке все звери добрые, все они вместе, например, я слепила зайца в обнимку с лисой. А насколько красивые хлудневские барыни! Я делала их по старым образцам. Фотографировала все старые игрушки, которые попадали мне в руки. И не перестаю удивляться, насколько они все разные! У одной — ​головной убор сногсшибательный, а у другой — ​кот на голове сидит. Барыни были маленькие, средние и высокие. И я думаю, возможно, это были боги, полубоги и люди.

Передаётся по наследству

— Я очень благодарна своему мужу Сергею за то, что всегда поддерживал меня. Он мог бы сказать: «Иди-ка ты на завод». И просидела бы я всю жизнь на заводе. Сергей мне помогает во всём. Сколько он глины перевозил! И второй человек, которому я очень благодарна, — это ​мастер хлудневской игрушки Лидия Николаевна Вострикова. Она советовала, направляла меня. Без неё я бы не стала мастером.

Сейчас и у меня есть ученики. Некоторые очень талантливые. Моя старшая дочь Наталья (у меня трое детей) стала лепить игрушки, и у неё получается. Никогда не думала, что будет этим заниматься, она всю жизнь пела и плясала. Но теперь её уже можно назвать мастером.


Работы Татьяны Полубинской можно увидеть в Доме мастеров до 7 ноября.


«Троица».


«Варвара мосты мостит. 17 декабря».


Татьяна Валентиновна – одна из тех рукодельниц, кто развивает традицию хлудневской игрушки. В этой игрушке – образ нашей малой родины, ведь придумана она была в XIX веке на Калужской земле, в деревне Хлуднево Думиничского района. Занимались ее изготовлением в основном женщины, но глину добывали мужчины, поскольку трудоемкий процесс требовал физической силы.

Помимо посуды лепили свистульки и грематухи – расписные забавы для маленьких детей. Сюжеты для творчества подсказывала окружающая действительность. Мастерицы воплощали в глине барыню с младенцем на руках, фигурки животных, Древо жизни. Все это они расписывали очень незатейливо: точками, линиями, использовали схематическую символику солнца, воды, зерна. Так когда-то расписывали предметы быта их предки.

Как рассказала методист «Дома мастеров» Ольга Небольсина, секреты рукодельницы передавали из поколения в поколение. Но все же расцвет хлудневской игрушки пришелся на 70-е годы прошлого века. Сравнительно молодая, она успела стать своеобразным брендом нашего региона – калужские гончары часто становятся участниками различных выставок, ярмарок и мастер-классов. Стоит отметить, что и работы Татьяны Полубинской недавно были отмечены специальным дипломом межрегионального фестиваля «Салют Победы».

Татьяна Валентиновна передает свой опыт дочерям – Светлане и Наталье, а также многочисленным ученикам. В витринах рядом с произведениями мастера можно увидеть фигурки, сделанные ее дочерью Натальей. Центральное место в экспозиции занимает Древо жизни как символ связи поколений, символ семьи и семейного благополучия. Одна из таких фигурок Древа – коллективная работа, которая сделана Татьяной Валентиновной совместно с калужанами, посетившими фестиваль «Калуга ремесленная». Он был организован городским досуговым центром «Дом мастеров» и проходил в Центральном парке культуры и отдыха в августе. В рамках этого события «выросло» большое Древо жизни. Полубинская выполнила основу, а те калужане, кому интересно было поучаствовать в создании композиции, «сочиняли» какие-то более мелкие элементы.

Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.


Калуга. Осень. Перепуганный водитель маршрутки врезал по тормозам. Пассажиры прильнули к окнам. По улице шли молоденькие барышни. Джинсы, курточки… Но вместо лиц … черепа. Уф! Искусно нарисованные прямо на коже. «К Хеллоуину готовятся, наверное», - объясняли продвинутые очевидцы.

Калуга. Осень. Городской парк. Румяные хлудневские барыни. Щебет свистулек. Смех. Мастера приехали из разных уголков России на первый межрегиональный фестиваль «Хлудневский промысел». Приехали не только себя показать, но и вернуть современников к народным традициям. Своя-то родниковая водица вкуснее любой заморской газировки будет.

О том, как живется нашим промыслам, легко ли им носить гордое звание «бренд», мы беседовали с Вадимом Востриковым, заведующим отделом традиционной культуры Калужского областного центра народного творчества, художником-керамистом.

- Вадим Борисович, что подвигло вас вывести традиционный Думиничский фестиваль хлудневской игрушки на российский уровень?

- Начнем с того, что Хлудневский промысел является объектом нематериального культурного наследия Российской Федерации. Более 200 лет, не прерываясь, существует промысел традиционной керамики в деревне Хлуднево Думиничского района. Он известен в стране, к сожалению, больше даже, чем у нас в области, хотя по праву может называться ее брендом. В 2008 году прошел первый районный фестиваль, потом он стал областным. В 2015 году в Думиничи «на разведку» приехали мастера из других российских регионов. И мы решили вывести его на новый уровень.

- Каким, по-вашему, получился первый блин?

- Точно не комом. Фестиваль собрал почти четыре десятка мастеров из 12 регионов России. Они представили шесть видов традиционных ремесел: глиняная игрушка, гончарное дело, ткачество, текстильная кукла, резьба по дереву, работа с природными материалами. Мы даже не ожидали, что будет так много участников. Мастера приехали именитые. К примеру, керамисты Владимир Ворожейкин из Пензенской области, села Абашево, известного в России абашевской игрушкой, Светлана Жукова с тульской городской игрушкой, Елена Смолеевская из Липецкой области, семья Лузяниных – народные мастера из Орловской области, кукольница из Архангельской области Марина Наумова и другие. Мы хотели, чтобы люди, которые пришли на фестиваль, познакомились с ремеслами вживую. У нас был конкурс «Дорогами традиций», когда участники в течение четырех часов изготавливали изделия на тему «Древо». Такое в Калуге мы первый раз проводили. Мастера заняли всю центральную аллею Калужского парка культуры. Погода испытывала их на прочность, но они сделали хорошие работы. В жюри - Юлия Иванова, заведующая отделом Российского Дома народного творчества, Андрей Кулешов, главный специалист Государственного центра русского фольклора.

- Почему именно древо стало темой конкурса?

- Древо жизни – один из традиционных сюжетов в Хлудневском промысле. Только в нашей игрушке, которая сохранила элементы архаики, он максимально проработан.

- Было ли древо, которое поразило вас и других членов жюри?

- В конкурсе участвовала калужанка Татьяна Полубинская. Она изготовила хлудневское древо с библейским сюжетом - Адам, Ева, змей с яблоком. Это древо заняло первое место. Удачна идея и исполнение. Среди кукольников победила архангелогородка Марина Наумова. У нее древо семейное – вещь хороша концептуально и композиционно. Лауреатами первой степени также стали думиничский мастер Александр Заборских, Наталья Протопопова, Тамбовская область; Георгий Бажин, Смоленская область; Марина Кривченко, Белгородская область.

- Как сегодня развивается традиция в Хлудневском промысле?

- Первый этап завершился в конце 90-х годов прошлого века. Еще были живы старые хлудневские мастерицы. Их игрушки аутентичные, маленькие, более простые. Все мастера, которые сейчас работают, учились у них. Но в XXI веке промысел претерпевает изменения. Вещи стали больше по размерам, более заглаженные, используются современные краски, но каноны промысла мастера выполняют. Для крестьянских детей 100 лет назад глиняная игрушка была просто игрушкой, а сейчас она - предмет искусства, туристический сувенир.

- С одной стороны, внимание специалистов, ценителей и знатоков к традиционным ремеслам есть. Но в сувенирных магазинах преимущественно ширпотреб. А туристу хочется привезти что-нибудь этакое, местное.

- На мой взгляд, еще надо работать с индивидуальными предпринимателями. Предложить им, раз уж работают на Калужской земле, путь у них будут полки с калужскими промыслами. А пока мы видим в магазинах массу китча. Есть лишь несколько точек, где хорошо представлены наши промыслы.

- У нас развивается туристический кластер. Неплохо, наверное, в агротуристических центрах включать в программу знакомство с ремеслами. Ребятишкам и взрослым будет приятно и свистульку глиняную слепить, и за ткацким станом себя попробовать.

- Насколько я знаю, в крупных туристических центрах, санаториях области такая практика есть. Парк птиц, Сафари-парк проводят мастер-классы, но явление это не массовое. Нам хотелось бы, чтобы туроператоры, хозяева турбаз знакомили гостей с калужскими традициями, промыслами. Мы планируем провести семинар по развитию и продвижению туристических продуктов. Ресурсы у нас есть, и они богатые.

- Понятно, что все держится на энтузиазме мастеров, но каково им самим выживать?

- Чтобы выжил промысел, надо, чтобы он приносил доход. У нас Александр Заборских, народный мастер России, пожалуй, единственный, кто живет только своим промыслом. Он главный кормилец семьи. Наша задача помимо того, чтобы сохранять и продвигать традицию, помогать мастеру этим ремеслом зарабатывать. Как государственное учреждение мы можем приобретать какие-то вещи в фонды, рекомендовать их другим музеям, направлять мастера на мероприятия, российские, областные, ярмарки ремесел, где без налогов мастера могут свободно торговать.

Я говорю только о тех мастерах, которые занимаются традиционным искусством. Чтобы промысел выживал, они должны не только внимание чувствовать и благодарственные письма на конкурсах получать.

- Нет практики организовывать мастеров в артели, как в старые времена?

- В настоящее время для создания мастеровой артели нужно много финансовых затрат – аренда, оформление документов и т.д. Требуются меценаты, энтузиасты с деньгами, которые готовы вложиться в эту сферу деятельности. Пока мы таких не наблюдаем. Вот заняла первое место хлудневская игрушка во всероссийском конкурсе туристических сувениров. Для нас это бальзам на душу, но.

Была инициатива открыть в Думиничах центр хлудневской игрушки. В большинстве регионов центры по традиционным ремеслам есть. Мы озвучивали предложение на уровне министерства культуры и туризма области, просили районный отдел культуры занять в этом вопросе активную позицию. Пока они пассивны, что нас очень огорчает. Но мы надеемся сдвинуть дело с мертвой точки. Есть помещение, которое планируется в Думиничах выделить под центр, нашлась бы и государстенная поддержка, главное, чтобы на месте проявляли инициативу.

- Когда беседуешь с теми, кто работает в системе дополнительного образования детей, они отмечают, что на вкусы ребят сильно влияет массовая культура – герои мультиков, куклы-монстры и т.д. Про Хеллоуин знают, а вот свою народную культуру, увы, плохо.

- Здесь нужны практические меры в образовательных учреждениях. В других регионах есть программы по местному краеведению, где рассказывается и о народных промыслах. У нас такую работу с детьми ведет Дом мастеров, но это капля в море. Мы тоже стараемся проводить семинары, мастер-классы, но вопрос надо рассматривать шире - включить калужские народные традиции в программу краеведения, познакомить с ними каждого школьника. И мы готовы оказать методическую помощь в разработке такой программы. Об этом надо подумать тем, кто руководит нашим образованием, искать точки соприкосновения, создавать рабочую группу, которая занималась бы внедрением калужского материала в образовательную программу школ. У нас есть все - талантливые мастера, базы данных, наглядные материалы. Очень жаль, что наша информация не идет дальше.

Читайте также: