Порядок проведения экспертизы детских игрушек

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей.

Порядок
проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 августа 2012 г. N 217)

1. Экспертиза информационной продукции проводится на договорной основе экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - экспертиза, эксперты, соответственно), по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан в целях обеспечения информационной безопасности детей.

2. Срок проведения экспертизы не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

3. Оплата услуг экспертов и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы.

4. В отношении экспертизы, проводимой по инициативе федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, настоящее положение применяется с учетом требований к порядку привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160; ст. 4193; ст. 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; ст. 4322) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5. В целях соблюдения требований Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328) (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) к осуществлению оборота информационной продукции на территории Российской Федерации производитель и (или) распространитель информационной продукции при осуществлении ее классификации может привлечь экспертов.

Наименование информационной продукции, в отношении которой проводится экспертиза, а также дата заключения соответствующего договора размещаются на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня получения такого уведомления.

7. Условия осуществления экспертизы определяются договором, заключаемым заказчиком экспертизы с экспертами.

8. Для проведения экспертизы заказчик экспертизы направляет экспертам обращение, в котором в обязательном порядке указываются:

а) сведения о заказчике - лице, обратившемся за проведением экспертизы:

наименование, адрес места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для физического лица;

б) объекты исследований и материалы, представляемые для проведения экспертизы.

В обращении могут излагаться факты, свидетельствующие, по мнению заказчика, о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.

К обращению прилагается экземпляр информационной продукции, являющейся объектом экспертного исследования.

К обращению могут прилагаться дополнительные материалы по желанию заказчика.

9. По истечении трех рабочих дней с момента получения такого обращения эксперты подтверждают готовность заключения договора о проведении экспертизы либо отказываются от его заключения по основаниям, предусмотренным в пункте 11 настоящего порядка.

10. При проведении экспертизы перед экспертами ставятся следующие вопросы:

о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции;

в случае, если объектом исследования является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции, - о соответствии или о несоответствии знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция.

11. Не могут проводить экспертизу конкретной информационной продукции эксперты, являющиеся одновременно ее производителями и (или) распространителями или их представителями.

12. Экспертиза может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

13. Характер экспертизы, количество экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы, определяется заказчиком самостоятельно с учетом вида информационной продукции, уровня сложности и объема необходимых исследований.

14. При проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение.

15. При производстве комплексной экспертизы каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в комплексной экспертизе, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

16. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

17. При проведении экспертизы комиссией экспертов (комиссионная или комплексная экспертиза) эксперты в составе комиссии согласуют последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

При этом каждый эксперт в составе комиссии независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять функции председателя комиссии экспертов в целях решения организационных вопросов, связанных с деятельностью комиссии.

18. При проведении экспертизы эксперт обязан:

а) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

б) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

в) соблюдать установленные сроки и иные требования, предусмотренные настоящим порядком;

г) информировать Роскомнадзор о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

19. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы и материалы, проводят необходимые исследования, результаты которых излагают в экспертном заключении.

При проведении экспертизы эксперты вправе взаимодействовать с заказчиком, Роскомнадзором и иными лицами, в том числе по вопросам получения дополнительных документов, материалов и информации. При проведении экспертизы комиссией экспертов такое взаимодействие от имени комиссии осуществляется председателем комиссии экспертов.

20. По окончании экспертизы дается экспертное заключение.

21. Каждая страница экспертного заключения нумеруется и подписывается в порядке, определенном настоящим порядком.

Любые исправления в заключении экспертизы не допускаются.

В случае, если в качестве эксперта привлечена экспертная организация, заключение экспертизы подписывается всеми работниками (экспертами), проводившими исследования, утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью этой организации.

22. Экспертное заключение оформляется в трех экземплярах, имеющих равную силу. К каждому экземпляру экспертного заключения прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении экспертизы;

б) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы.

23. В течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения один экземпляр направляется в Роскомнадзор, другой экземпляр передается заказчику экспертизы информационной продукции, третий хранится у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.

24. Информация о проведенной экспертизе и ее результатах размещается Роскомнадзором на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.

Утвержден порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей.

Экспертиза проводится на договорной основе одним или несколькими экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными Роскомнадзором.

Для проведения экспертизы заказчик направляет экспертам обращение с указанием установленных сведений (перечень приводится) и экземпляр продукции.

По истечении 3 рабочих дней с момента получения обращения эксперты подтверждают готовность заключить соответствующий договор либо отказываются от этого.

Отказ дается, если эксперты являются одновременно производителями и (или) распространителями продукции или их представителями.

Эксперты уведомляют Службу о проведении экспертизы в течение 1 рабочего дня со дня заключения соответствующего договора.

При проведении экспертизы перед экспертами ставятся вопросы о наличии информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей; о соответствии продукции определенной категории; о соответствии знака промаркированной продукции ее категории.

Срок экспертизы - не более 30 дней. По окончании дается экспертное заключение.

Заключение оформляется в 3 экземплярах. В течение 2 рабочих дней один направляется в Службу, другой - заказчику. Третий экземпляр хранится у экспертов в течение 5 лет.

Информация об экспертизе и ее результатах размещается Службой в Интернете в течение 2 рабочих дней.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 августа 2012 г. N 217 "Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей"

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 24 октября 2012 г. N 245

ГОСТ Р 56039-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК"

Conformity assessment. Procedure for confirmation of product compliance to requirements of technical regulation of the Customs Union "On the safety of toys"

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".

Система стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000*.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Национальные стандарты, входящие в Систему стандартов по оценке соответствия, гармонизированы с соответствующими международными стандартами ИСО/МЭК серии 17000 по возможности их эффективного применения на территории Российской Федерации.

Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009) понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

Согласно ГОСТ 31893-2012 настоящий стандарт относится к четвертой классификационной группе стандартов системы, которые разрабатываются целевым назначением для содействия выполнению требований конкретных технических регламентов в части оценки соответствия.

Настоящий стандарт разработан в целях реализации Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" и других нормативных документов Таможенного союза в области оценки (подтверждения) соответствия.

Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, импортеров), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (далее - технический регламент).

Настоящий стандарт распространяется на работы, проводимые участниками подтверждения соответствия при сертификации игрушек, предусмотренные техническим регламентом.

Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) и заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, импортерами).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия

ГОСТ 31815 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации

ГОСТ 31893 Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия

ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 схема подтверждения соответствия: Перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции требованиям, установленным ТР ТС 008/2011.

3.3 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий просьбу органу по сертификации провести сертификацию заявленной продукции на соответствие требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза.

3.4 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

3.5 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности сертификата соответствия.

3.6 система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей.

3.7 единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: Обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г).

3.8 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии продукции требованиям, установленным ТР ТС 008/2011, и применяемые как основание для подтверждения соответствия продукции этим требованиям.

3.9 обобщенное требование: Требование ТР ТС 008/2011 к конкретным видам продукции, содержащееся в его определенном разделе технического регламента и представленное в виде цели обеспечения необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

3.10 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных (с ТР ТС 008/2011) стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований ТР ТС 008/2011.

3.11 идентификация продукции: Процедура отнесения изделия к области применения ТР ТС 008/2011 и установления соответствия продукции технической документации к ней.

3.12 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям ТР ТС 008/2011 и включенный в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011.

4 Общие положения

4.1 В соответствии с ТР ТС 008/2011 обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации подлежат игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации, на которые не распространяются требования ТР ТС 008/2011, и не рассматриваемые как игрушки, указанные в приложении 1 к ТР ТС 008/2011.

1 В настоящем стандарте для увязки его положений с требованиями ТР ТС 008/2011 приводятся ссылки на его соответствующие структурные элементы (пункты, подпункты, приложения и т.п.).

2 В тексте стандарта наряду с термином "игрушка" используется термин "продукция" или "изделие" в том же значении.

4.2 Участниками работ по подтверждению соответствия являются:

б) заявитель-импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу игрушек, осуществляет реализацию этих игрушек и несет ответственность за их соответствие требованиям ТР ТС 008/2011;

в) орган по сертификации, аккредитованный на проведение работ по подтверждению соответствия игрушек в утвержденной области аккредитации и включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

г) испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на проведение испытаний игрушек в утвержденной области аккредитации, включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

4.3 Подтверждение соответствия игрушек требованиям ТР ТС 008/2011 осуществляется в форме сертификации.

4.4 Процедуры сертификации реализуют в соответствии со схемами сертификации 1с, 2с и 3с, выбранными из числа утвержденных типовых схем по [1].

4.5 Игрушки должны соответствовать требованиям ТР ТС 008/2011, санитарно-гигиеническим требованиям (содержащимся в приложении 2 к ТР ТС 008/2011), требованиям к игрушкам, представляющим опасность (см. приложение 3 к ТР ТС 008/2011), либо требованиям стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011 путем их соответствия взаимосвязанным стандартам.

Примечание - Если на игрушку распространяются требования нескольких технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования на игрушку, то игрушка должна соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Основываясь на обобщенных требованиях, требования к конкретной продукции следует выбирать из утвержденного совместно с принятым ТР ТС 008/2011 Перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение установленных требований. Выполнение данных требований свидетельствует о соответствии игрушек требованиям безопасности ТР ТС 008/2011.

В тех случаях, когда заявитель не применяет стандарты, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011, используя иные технические решения, или при их отсутствии, заявитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности ТР ТС 008/2011.

4.6 Для проведения подтверждения соответствия продукции используются стандарты, из числа включенных в утвержденный совместно с принятым ТР ТС 008/2011 Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и использования требований ТР ТС 008/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

При отсутствии или недостаточной информации о правилах отбора образцов продукции в стандартах указанного перечня следует использовать положения ГОСТ 31814.

4.7 Игрушки, соответствующие требованиям ТР ТС 008/2011 и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, маркируют единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - знак обращения ТС) [2].

Маркировка знаком обращения ТС осуществляется перед выпуском игрушек в обращение на рынок, при соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

При нанесении знака обращения ТС следует исходить из принципов, изложенных в пункте 3 статьи 7 ТР ТС 008/2011.

5 Сертификация

5.1 Сертификацию продукции проводит аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - орган по сертификации), по схемам сертификации, состав которых приведен в приложении А. Процедуры проведения сертификации и формы применяемых документов устанавливаются органом по сертификации на основании ТР ТС 008/2011 и в Руководстве по качеству.

5.2 Заявитель выбирает любой орган по сертификации, аккредитованный на проведение работ по подтверждению соответствия, в утвержденную область аккредитации которых входит продукция, попадающая под действие ТР ТС 008/2011 и иных технических регламентов, устанавливающих требования к игрушкам.

5.3 Заявитель выбирает схему сертификации исходя из объекта подтверждения соответствия: серийно выпускаемая продукция (см. схема 1с, 2с приложения А), партия продукции (см. схему 3с приложения А).

Заявителем при сертификации серийно выпускаемой продукции, изготовленной на единой таможенной территории Таможенного союза, является изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо, обеспечивающее соответствие изготавливаемой продукции требованиям ТР ТС 008/2011 и несущее ответственность за несоответствие изготавливаемой продукции требованиям ТР ТС 008/2011.

от 17 мая 1995 года N 61/19-12

О психолого-педагогических требованиях к играм
и игрушкам в современных условиях

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

Положение усугублено ослаблением деятельности региональных комиссий по игрушке при территориальных органах управления образованием. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, включающий:

- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (проект) - приложение 1.

- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (проект) - приложение 2.

Проекты документов обсуждены на семинаре-совещании 25 марта 1995 года с работниками дошкольного образования, представителями науки, сфер производства и реализации игр и игрушек.

Исходя из вышеизложенного Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

1. Региональным органам образования:

- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;

- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек;

- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;

- ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:

- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (приложение 3);

- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;

- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;

Заместитель
федерального министра образования,
член-корреспондент РАО
А.Г.Асмолов

Приложение 1
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

Порядок проведения
психолого-педагогической экспертизы детских
игр и игрушек

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются - игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.

2. Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется - ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.

3. Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

4. Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации, или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого-педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогическую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки продукции на производство представляются: образец-эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора-разработчика игрушки.

Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются образец-эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя-организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия-изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.

6. Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.

7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия-изготовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фамилию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:

образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);

образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);

образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-сувенир;

образец-эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс-шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.

8. К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие - изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.

9. Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например в электрифицированных игрушках);

возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например коллективные постройки);

высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

Приложение 2
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к психолого-педагогической экспертизе
игр и игрушек

1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем - игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

3. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

4. К Методическим указаниям прилагается общесоюзный классификатор "Промышленная и сельскохозяйственная продукция". Раздел: Игрушки и украшения елочные. (Москва: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям 2 уровней.

Требования I уровня являются обязательными* для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям I уровня.

* Исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе "не навреди".

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При психолого-педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территориальные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.

от 26 июня 2000 года N 1917


Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 5 октября 2007 года N 272
____________________________________________________________________

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий и выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 07.09.99 N ИК-П8 -29473

1.1. Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1).

1.2. Инструкцию о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 26.06.2000 N 1917

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

1. Настоящий Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - Временный порядок) устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее - экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.

2. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.

3. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения (далее - заключение) не допускаются.

4. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение "Федеральный экспертный совет" Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения (далее - учреждения), создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (далее - организации, проводящие экспертизу).

5. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.

- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложнотехнологических игр;

- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;

- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее - заявители) отрицательного заключения;

- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;

- оказывает методическую помощь учреждениям.

7. Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.

Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

8. Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Временному порядку).

9. Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.

10. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:

- техническое описание игрушки;

- образец (макет, модель) игрушки в 2 экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- фотографию образца (макета, модели) игрушки;

- рекомендации по использованию игрушки;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

11. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех документов, перечисленных в пункте 10 настоящего Временного порядка, регистрируется организацией, проводящей экспертизу, в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 3 к Временному порядку.

12. Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов-экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров (далее - экспертов). В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности.

Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.

13. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).

14. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям по форме согласно приложению 4 к Временному порядку.

15. В заключении указываются:

- наименование организации, проводящей экспертизу;

- для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;

- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение.

- разработчик и изготовитель игрушки;

- возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- соответствует или не соответствует игрушка социально-психолого-педагогическим критериям;

- дата выдачи и регистрационный номер заключения.

16. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

17. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.

18. Заключение действительно в течение трех лет.

Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.

19. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально- психолого-педагогическим критериям.

20. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом.

21. Учреждения ежеквартально представляют в Минобразование России сведения о выданных заключениях по форме согласно приложению 5 к Временному порядку.

22. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России.

Приложение 1
к Временному порядку проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и
игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей

1. Настоящие критерии оценки (далее - Критерии) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушка) предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.

2. Критерии рекомендуются предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.

3. Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.

4. Устанавливаются две группы Критериев.

4.1. Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.

В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:

4.1.1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.

4.1.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4.1.3. Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

4.1.4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

4.1.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4.2. В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:

4.2.1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

4.2.2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.

4.2.3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.

4.2.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов.

4.3. Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.

Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности.

5. Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе.

5.1. Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и группы 2 в соответствии с пунктом 3 настоящего документа.

5.2. Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.

5.3. Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе индивидуальных оценок экспертов.

Для получения интегральных оценок (далее - ИО) используются система балльных оценок и следующая формула расчета:

ИО = Сумма по N [A1 A2 . A5(K1 +. K4)] / N,

где А -индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1;

К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 2;

N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки;

1. Настоящий Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - Временный порядок) устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее - экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.

2. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.

3. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения (далее - заключение) не допускаются.

4. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение "Федеральный экспертный совет" Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения (далее - учреждения), создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (далее - организации, проводящие экспертизу).

5. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.

- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;

- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;

- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее - заявители) отрицательного заключения;

- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;

- оказывает методическую помощь учреждениям.

7. Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.

Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

8. Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Временному порядку).

9. Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.

10. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:

- заявление по форме согласно приложению 2 к Временному порядку;

- техническое описание игрушки;

- образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- фотографию образца (макета, модели) игрушки;

- рекомендации по использованию игрушки;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

11. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех документов, перечисленных в пункте 10 настоящего Временного порядка регистрируется организацией, проводящей экспертизу, в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 3 к Временному порядку.

12. Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов - экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров (далее - экспертов). В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности.

Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.

13. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции)

14. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям по форме согласно приложению 4 к Временному порядку.

15. В заключении указываются:

- наименование организации, проводящей экспертизу;

- для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;

- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение.

- разработчик и изготовитель игрушки;

- возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- соответствует или не соответствует игрушка социально-психолого-педагогическим критериям;

- дата выдачи и регистрационный номер заключения.

16. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

17. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.

18. Заключение действительно в течение трех лет.

Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.

19. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально-психологопедагогическим критериям.

20. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом.

21. Учреждения ежеквартально представляют в Минобразование России сведения о выданных заключениях по форме согласно приложению 5 к Временному порядку.

22. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: