Потешки про дымковскую игрушку

Обновлено: 06.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Стихи о дымковской игрушке

Ели спят у большака

Спит деревня, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день

-Ты играй, мой Ванечка,-

Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Загадки о дымковских игрушках

Веселая белая глина.

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и лошадки смешные,

Кормилицы и водоноски

И всадники и ребятня.

Собаки, гусары и рыбки

Ну, отгадали кто я?

Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)


Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь),

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.

В педагогической копилке есть стихотворения, загадки, частушки, потешки о дымковской игрушке этот материал может пригодиться на занятиях для воспитателей, педагогов доп. образования и учителей начальных классов.

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_kopilk1.docx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. .


Связь времён в народных русских игрушках. Роспись дымковской игрушки


Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка".


Бисероплетение как вид детского художественного творчества. Изготовление открытки с бисером в стиле «Дымковской игрушки»

Презентация результатов работы по методической разработке "Дымковская игрушка из бисера".


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»

Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации.


урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)

для учителей искусства.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Потийчук Марина Александровна

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами мы, воспитатели, имеем возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
Предлагаю свой опыт работы с детьми по знакомству с дымковской глиняной игрушкой, обучению их декоративной аппликации. На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились выполнять аппликацию на силуэтах игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; обыгрывали свои поделки.

Тексты для игр с дымковскими игрушками
Народные песенки, потешки , загадки

Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

***
Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная - индюк!

Индя-индя
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

***
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – дымковские игрушки!

***
Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
* * *
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Ты полай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
* * *
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел — золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!

***
отрывок из стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики бывало.
А, управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало.
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!

***
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».

1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

3.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь),
6. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.

Молодцы и девицы,
Кони и зверушки —
Грусть-тоска развеется
Дымковской игрушкой!

В дымковской игрушке русская душа

Валентина Кирюшкина

В дымковской игрушке — русская душа,
Барышня, пастушка- ярка, хороша.

Конь, баран, овечка, что такого в них?
Солнца отблеск, речка день горел, затих.

Белая основа, будто молоко.
Приглядитесь снова, может облако.

Сколько лет по свету скачут те коньки?
Грусти совсем нету, ярки огоньки.

И теплом согреюсь, к празднику прильну.
И дерзну, осмелюсь, глины наберу.

И слеплю я праздник, чтоб светилось всё!
Время сложно дразнит в силе ремесло.

К глине я касаюсь, мягка и влажна.
В доброте купаюсь, жизнь, так сложна,

Но леплю игрушку, всё проходит враз,
Барыню, пастушку, целый русский сказ,

Слишком она ярка, в мире, что вокруг
У свечи огарка замыкаю круг.

Выберу я краски, тёмных, ни одной.
Всё блужу по сказке с дымковской страной.

Не одной чтоб света вдосталь и сполна.
Звонкая монета, снова тишина.

Этот яркий праздник подарю для всех!
Сюжет новый дразнит, близится успех.

Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,
Празднику подружки, с ними так светло!

Дымковская Игрушка

Вера Кемская

Глиняная яркая игрушка,
Символ Вятско-Кировской земли,
К нам пришёл из маленькой слободки,
Дымковской игрушкой нарекли.

Старый промысел давно известный,
Существует он четыре сотни лет,
А возник из праздника Свистунья*,
Мастеров прославив на весь свет.

Мастера-художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень-хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.
Вера Кемская

* «Свистунья» праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

Дымковская игрушка

Галина Бобкова

Нарядные, чудесные игрушки
Прославились на Вятской стороне:
Вот молодец с румяною подружкой,
Наездник щеголяет на коне.

Кормилица детьми не налюбуется,
На ярмарке юлою карусель,
А барыня в кокошнике красуется,
Ждёт праздника украшенная ель!

На ярких расписных салазках
Восторженно, как в детстве прокачусь
В мир сочной, колоритной краски,
С названием заветным — Русь!

Дымковская игрушка…

Ирэн Пономаренко

(Детям от 6 — до 9 лет).

А в Дымково, а в Дымково
Туман с утра «не спит»,
Он тоненькою дымкою
Над Вяткою висит.

И видно, из-за этого
Назвали место так.
Живут там люди редкие,
С утра там суета.

Не ковкой и не стружкою
Известно то село,
А дымковской игрушкою
Прославлено оно.

Из глины получаются
Фигурки и зверьки,
Гончар всегда старается,
Движенья так легки.

Раскрасит глазки, ротики
Художница сама,
Её волосья с проседью,
И на дворе — зима…

На ярмарке игрушками
Торгует старичок
С художницей-старушкою,
А рядом — их внучок…

P.S.: * Дымково — слобода, микрорайон в г.Кирове (на берегу реки Вятки), где делают дымковскую игрушку.

Людмила Трифонова

Сказка о русской игрушке Дымке, да умелых мастеровых, что не перевелись ещё на Руси.

В некотором царстве,
В Русском государстве,
На Вятке реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.

В той далёкой стороне —
Так рассказывали мне,

Там живут мастеровые
Да умелые такие!
Мастерят они игрушки
Для Никиты и Танюшки,
Для Андрея, Коли, Даши,
И для всех ребяток наших.
А игрушки непростые
Глиняные, расписные,
Звонкие, да яркие
Для ребят подарки!

Лепят мастера из глины
Розовых, весёлых свинок,
Сказочных индюков,
Бородатых мужичков,
Козликов в штанишках,
Нянек да детишек,
Барышень в кокошниках,
Кавалеров, конников,
Олешеков рогатых,
Да купцов богатых.

До чего же хороша —
Русская игрушка наша!
Хоть полсвета обойдёшь —
Лучше Дымки не найдешь.

Сундучок мы открываем,
Сказку нашу продолжаем.
Сундучок наш не простой,
Весь нарядный расписной.
Что же в нём?
А в нём игрушки —
Куклы, птицы да зверюшки!

Индюк.
Распустил свой хвост индюк,
Синий круг и красный круг.
Перья золотом горят,
До чего ж красив наряд!

ДЕВИЦА.
А вот девица краса
Ниже пояса коса!
Словно яблочки горят
Щёчки у красавицы,
Губки будто маков цвет
Всем девица нравится.

ИВАШКА.
Брюки в жёлтую полоску,
Красная рубашка,
Кудри завиты волной
Зовут его Ивашка.
У Ивашки есть щенята,
Весёлые, забавные.
Они всюду рядом с ним,
Вот какие славные!

БАРЫШНИ.
Дымковские барышни
Видные да статные,
Яркие, нарядные —
Воображули знатные.
На головах кокошники,
А в ушах серёжки,
Кофточки с оборками,
На ногах сапожки.

КАРУСЕЛИ.
Расписные карусели,
Шум, задорное веселье.
Приглашаем прокатиться
Вместе с нами веселиться.

ПЕТУШОК.
А вот дети петушок —
Ярко красный гребешок,
Хвост с оборкой золотой,
Красной, жёлтой, голубой.

КОЗЛИК.
Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!

КОЗА С КОЗЛЯТКАМИ.
Вот коза с козлятками —
Малыми ребятками,
У неё ушат с водицей
Чтобы было чем умыться.

ГАРМОНИСТ.
Играет на гармошке
Гармонист Ерошка.
Он сидит у свинки
На широкой спинке.

ОЛЕШЕК.
Олешек, олешек
Золотые рожки,
Золотые рожки,
Резвые ножки.

ВОДОНОСКА.
У водоноски с утра
Коромысло, два ведра,
Голубые, расписные,
На них каемки золотые.

ПАСТУШОК.
Пастушок Степашка
Скачет на барашке.
Он играет: «Ту-ру-ру!»
Рано-рано поутру.

Сказка в гости прилетала
Нам о Дымке рассказала,
Но пришла пора прощаться —
Сказке в Сказку возвращаться.
Но еще, не раз в свой дом
Мы сказку в гости позовём.

Дымковская игрушка

Марина Александрова Вартинская

Я иду знакомой сказкой,
Чтоб стихам родиться:
Поделись игрушкой вятской,
Чудо-мастерица.

Радость брызжет звонко, ярко!
Наслажденье взору.
Удивлюсь подарку,
Каждому узору.

Плод старанья тихого.
Сказкино подворье.
Киров. Рядом Дымково.
Здесь ли Лукоморье?

Дымковские игрушки

Нина Агошкова

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой —
Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня — красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот —
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи —
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

Дымковская игрушка

Нина Климкина

Горделивы и достойны
Всем наряды показать.
Вот уж стать, так это стать.
Как тут Дымку не признать.
Павы, Дамы, Женихи
И красавцы Петухи
В ярко — красочных нарядах
Вышли, встали вместе рядом.
Чтоб народу показать.
Вот какая Дымки стать!

Ольга Киселева Сергиев Посад

Сколько глиняных игрушек:
ярких козликов, индюшек,
в красных яблоках лошадок —
Дымки мир красив и сладок,
как на праздник леденцы —
мастера-то — молодцы!

Белой краской покрывали,
на игрушках рисовали.
Получались церкви, ели,
расписные карусели —
шумный город, маков цвет —
даже в сказках его нет!

В разноцветных юбках дамы,
в головных уборах мамы,
много птиц, собачек, деток
и цветных кружков и клеток…
А индюк свой хвост несет,
словно солнышка восход!

И фон под роспись — белый цвет.
Как фон для жизни — белый свет.
Для озорства — немного сажи,
А для богатства — злато ляжет.

Сияют краски, будто радость
для самой главной в жизни встречи.
И надеваются наряды:
В кружках, решеточках, колечках.

И вот — святая простота.
И вот — такая красота!
Жар-птицы, петухи, павлины,
все как живые, хоть из глины.

Лошадки, карусели, сани,
в румянах красные девицы,
и добры молодцы в кафтанах.
Давайте будем веселиться!

Живая Масленица тут:
на праздничек собрался люд!
Смотрю на мир я через Дымку:
гулянье с озорной ужимкой!

Светлана Ледкова

Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!

Я игрушку мастерю

Светлана Ледкова

Я смешаю глину
С речным песочком белым.
И дымковскую барыню
Из глины этой сделаю.
Потом ее я высушу
И в печке прокалю.
Раскрашу яркой краскою

Воспитатель: Ребята, сегодня я в своём почтовом ящике нашла вот такое письмо. Давайте его откроем. Дедушка Серафим приглашает нас к себе в гости в село Дымково. Ну что ребята поедем в гости?

Дети, Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами сядем на ковер-самолет и полетим. Занимаем свои места пристёгиваем ремни безопасности. Во время полёта нужно не шуметь, не вставать со своих мест. Полетели!

Слайд1

И село большое Дымково назвали.

Далеко, далеко за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу реки Вятка стоит большое село. Зимой все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Слушайте внимательно загадки:

Слайд 2

У него рога ветвисты, А бока чуть-чуть пятнисты. Всех катать ему не лень, Возит саночки..

Стих

Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень.

Слайд 3

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля.

Стих

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Слайд 4

Ходит девица пешком.

Стих

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Слайд 5

Очень стройный и красивый.

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать.

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Стих

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Слайд 6 все игрушки

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А как вы думаете, какой краской сначала покрывали игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой. Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, вадраты, кольца, овалы.

Слайд 7

Да правильно для росписи игрушек использовались такие вот элементы. Это (кружочки, точки, волны, полоски, клеточки, кольца)

Воспитатель: Ребята, скоро в селе будет ярмарка дымковских игрушек и дедушка Серафим приготовил для нас игрушки. (достаю коней). Ребята кто это? (кони) А как вы думаете они должны быть такими белыми? (нет). А давайте мы с вами поработаем как дымковские мастера раскрасим этих коней и поможем дедушке Серафиму открыть ярмарку дымковских игрушек. Но, прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте отдохнем и поиграем.

«Дымковские игрушки» физминутка

Глину месили, Наклон, имитация месим глину,

Игрушки лепили. Выпрямились, имитация лепим игрушку.

На лавке игрушки долго сушили, рукой двигаем в сторону.

В русской печке закалили. Встать, руки на пояс, поворот

Игрушки побелили. Проводим рукой вверх и вниз

Узоры удивительно просты,

Круги и точки изображены. Имитация, рисуем кисточкой круг и ставим в середине точку.

Садимся за столы.

Воспитатель: Вам в помощь дымковские мастера предложили свои работы.

Посмотрите у вас на столе стоит 2 баночки с водой и две кисточки. Как вы думаете с чего мы начнем расписывать коня? (уши, копыта, грива, хвост). А для чего нам нужно две кисточки? А что мы будем разукрашивать тоненькой кистью?

В конце занятия всех коней кладут на стол.

Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получились замечательные дымковские кони. Как вы думаете дедушке Серафиму понравятся ваши кони? А какие они у вас получились?

Ваши рисунки яркие, красочные, праздничные. Когда ваши работы высохнут дедушка Серафим заберет их на ярмарку. А нам пора заканчивать наше путешествие. На чем мы прилетели в село Дымково? (на ковре-самолете). А обратно в детский сад мы отправимся на поезде. Вот мы и приехали в детский сад. Куда мы с вами ездили? А что мы делали в селе Дымково? А зачем мы раскрашивали коней? Все ребята молодцы!

Читайте также: