Презентация глиняная игрушка для дошкольников

Обновлено: 14.05.2024

Глиняная игрушка -особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, но и служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты,оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Чаще всего лепили женщины , чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку,создавая неповторимые образы. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Дымковская игрушка Самая известная из глиняных промыслов России — дымковская игрушка. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Кирова.

Барыни в пёстрых юбках

Бравые кавалеры и всадники

Важные петухи и индюки

Филимоновская игрушка Русский художественный промысел в Тульской области. По местным преданиям игрушка была названа в честь горшечника Филимона, который открыл залежи высокосортной глины. Для игрушки характерны удлинённые формы и необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого,малинового,желтого и зелёного цветов.

Чаще всего это игрушки свистульки:люди (кавалеры и солдаты,дамы и барыни), животные (медведи,олени,коровы,лошади).

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка появилась в г.Каргополе Архангельской области. В промысле сохраняются традиционные типы русской игрушки — женские фигуры и изображения животных, а также жанровые сцены . Для игрушки характерна красочная роспись по выбеленной фигуре.

Городецкая игрушка Городецкий район Нижегородской области известен как центр «городецкой резьбы». А в деревне Жбаннико изготавливались глиняные свистульки (петушков,баранчиков,коров и других животных) под названием «дудок». Расписывают каждую фигурку эмалевыми красками — в красный, оранжевый, жёлтый ,зелёный, синий цвета. Всё туловище игрушки покрывается одним цветом. Рога,уши,копытца, конец хвостика — свистка,у птиц — гребешки серебрятся алюминиевой краской.

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки,должно остаться в нашей памяти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать.

Презентация на тему "Мои любимые игрушки"

Цели: -пополнить представление детей об игрушках -проявлять интерес и желание играть с игрушками -развиваем речь у детей.


Знакомство с народной глиняной игрушкой. Семинар для педагогов.

Подробное описание истории возникновения. игрушек народного творчества,теоретические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой. Виды народной глиняной игрушки: традиции .


Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности .

Презентация по теме "Народные праздники и игрушки"

Презентация по теме "Народные праздники и ирушки" для детей дошкольного возраста.


Беседа "народные глиняные игрушки"

Знакомить детей с понятием русские народные игрушки, дать элементарные представления о видах игрушек.


Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность темы исходит из зн.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Народная глиняная игрушка

Курс повышения квалификации

Планирование и организация работы педагога-психолога ДОУ в сенсорной комнате


Курс повышения квалификации

Организация и содержание работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Конструируем сегодня – отличники завтра: пропедевтика инженерного образования в детском саду


«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная глиняная игрушка

Народная глиняная игрушка

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние вр.

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

 Фигурки из глины обязатель.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий г.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малинов.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельск.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическо.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они не.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из глав.

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга С.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –с.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и.

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская глиняная игрушка Выполнила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Курс повышения квалификации

Планирование и организация работы педагога-психолога ДОУ в сенсорной комнате


Курс повышения квалификации

Организация и содержание работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Конструируем сегодня – отличники завтра: пропедевтика инженерного образования в детском саду


«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская глиняная игрушка Выполнила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Дымковская глиняная игрушка Выполнила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 152» Ленинского района города Нижнего Новгорода Андронова Елена Геннадьевна

Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в.

Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимой так длинны, И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Казалось бы — простой узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о Дымке слава. Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. Дымковская игрушка

Мезрина Анна Афанасьевна Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мас.

Мезрина Анна Афанасьевна Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки.

Технология изготовления игрушки Для производства Дымковской игрушки используе.

Технология изготовления игрушки Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

Лепка игрушки Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тр.

Лепка игрушки Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности.

Сушка изделий После лепки игрушку несколько дней сушили.

Сушка изделий После лепки игрушку несколько дней сушили.

Обжиг в печи После просушки изделие 3-4 часа обжигали в русской печи и остужа.

Обжиг в печи После просушки изделие 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Обеливание Игрушки погружали в раствор мелкого молотого мела, разведенного на.

Обеливание Игрушки погружали в раствор мелкого молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

 Раскрашивание игрушки Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с ква.

Раскрашивание игрушки Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток.

Орнамент дымковской игрушки Дымковские фигурки высотой в среднем 15-25 см, ра.

Орнамент дымковской игрушки Дымковские фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота.

Свистульки Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска).

Свистульки Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска). Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц. Идет весна, весна-красна! Свистят свистульки-утки, Свистит петух-проказник, Не зря весенний праздник.

Утка Утка - Марфутка Бережком идет, Уточек - Марфуточек Купаться ведет.

Утка Утка - Марфутка Бережком идет, Уточек - Марфуточек Купаться ведет.

Козонька - рогатая Козонька – рогатая, Козонька – бодатая, Бежит по дорожке.

Козонька - рогатая Козонька – рогатая, Козонька – бодатая, Бежит по дорожке, Разминает ножки.

Водоноска За студеною водицей Водоноска - молодица, Как лебедушка плывет, Вед.

Водоноска За студеною водицей Водоноска - молодица, Как лебедушка плывет, Ведра синие несет На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша Эта девица - краса, Тугая черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.

Няня В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню.

Няня В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню, Когда подрастешь.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Е.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Всадник на коне

С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем п.

С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами. Кавалер с дамами

Глиняная игрушка – одно из самых интересных и самобытных явлений в народной культуре. История ее начинается в далеком прошлом. На территории нашей страны древнейшие глиняные фигурки, найденные археологами, относятся ко II тысячелетию до н. э. Но они не были игрушками в нашем понимании. Эти скульптурные изображения использовались в языческих обрядах. Для детских забав они служить не могли. Но постепенно такие изображения утратили мифологический смысл и стали игрушками в собственном смысле слова, т. е. предметами, предназначенными для детских игр. При раскопках древнерусских городов находят детские игрушки, относящиеся не только к XVII, но и к X в.

Глиняные игрушки делали почти везде, где были залежи глины и где занимались гончарством. Но их изготовление было попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Чаще всего игрушки лепили не мастера, а женщины и дети. Лепили и для себя, забавы ради, и на продажу. Без них ярмарки были бы не столь праздничными и нарядными. И лишь в некоторых местах производство игрушек стало самостоятельным промыслом. Наиболее известными центрами этого промысла стали слобода Дымково (г. Вятка), деревни Каргопольского уезда (Олонецкая губерния), деревня Филимоново (Тульская губерния), деревня Абашево (Пензенская губерния).

Технология изготовления глиняных игрушек везде примерно одна и та же. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из этого теста и лепили фигурки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. Традиционными персонажами были женщина, конь, птица, всадник, олень и медведь.

Самой большой известностью в нашей стране пользуются дымковские, или вятские, глиняные игрушки. Но мало кто знает, что история дымковской игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XV в. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. первые дымковские игрушки.

ВложениеРазмер
glinyanye_igrushki_szhataya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Глиняные игрушки Выполнила воспитатель ГБДОУ дс № 64 Иванова А.Е.

Абашевская игрушка Родина-село Абашево Пензенской области. Повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь.

Особенности: фигурки имеют удлиненное туловище с короткими ногами , длинной изящной шеей, глубоко процарапанными глазами

Основные цвета- синий, зеленый, красный в самых неожиданных сочетаниях Отдельные детали расписываются серебром или золотом

Каргопольская игрушка Родина – район города Каргополя Архангельской области Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин

Особенности: в росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна

В росписи игрушек избегают лишней пестроты Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан - полуконь-получеловек.

Скопинская игрушка Родина- город Скопин в Рязанской области Представлена фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат».

Особенности: игрушки не расписываются

Использование цветной (зеленой, желтой) глазури или обварки из разных составов (мука, молоко, квас, пиво), чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого.

Родина: деревня Филимо -ново Тульской области

Особенности: все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Малиновый , зелёный, жёлтый- основные цвета. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Родина: слобода Дымково Кировского района

Особенности: строго геометрический орнамент: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях . Основные цвета- красный, желтый, синий, зеленый, алый.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Романовская игрушка Родина: село Романово Липецкой области

Особенности: романовская игрушка имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня , хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Хлудневская игрушка Родина: деревня Хлуднево Калужской области

Особенности: расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс профессиональной переподготовки

Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 254 человека из 57 регионов

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внеурочная деятельность в 1 классе «Хочу всё знать»
Тема: «История происхождения глиняной игрушки»
Автор презентации:
Т. И. Туран,
учитель начальных классов
г. Новокузнецк, 2016
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Отгадай
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее…

На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры.

Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда.

При раскопках (Москва, Рязань) были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней.

Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках.

Из глины лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое.

При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно.

Глиняная игрушка каргопольская
Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него.

Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала – глины.

Сюжеты делятся условно на 2 категории:
Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной – «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.

Старинные типы – всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

Абашевская игрушка
Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина.

Дымковская игрушка
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Дымковская игрушка
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!

Дымковская игрушка
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Дымковская игрушка
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Дымковская игрушка
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

Дымковская игрушка
Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка.

баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок.

Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские,

и целые скульптурные группы.

Технология изготовления передавалась по наследству.

Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины.

Свистульки
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:

Свистульки
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки,

По-народному – свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

Филимоновская игрушка
История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад.

Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного.

Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек.

Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью.

В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка.

Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Закрепление
Придумать и нарисовать свою игрушку из глины.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 427 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 08.12.2016 2430
  • PPTX 4.7 мбайт
  • 125 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Туран Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

43 минуты

«Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ»

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Ежик в тумане»

63 минуты

«Идеальная модель по внедрению современных информационных педагогических технологий, объединение целей всех участников педагогического процесса: родители, дети, педагоги»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: