Придумать сказочную историю героями будут игрушки сделанные мастерами русских народных промыслов

Обновлено: 28.04.2024

Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание работы: Данный материал можно использовать педагогами как развивающую игру по изучению темы «Основы народного искусства» с детьми 6 - 7 лет, в качестве тестирования по данной теме.
Назначение: использование данного материала поможет закрепить знания о декоративно – прикладном творчестве в игровой форме.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами
Задачи:
- Развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам.
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
- Формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок
- Развивать умение строить полный ответ.
- Воспитывать любовь и чувство интереса к истокам народного творчества, уважение к работам народных мастеров.
Предварительная работа:
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Беседы с детьми о росписях, о значении русской народной игрушки.
- Рассматривание иллюстраций и поделок,
- Лепка и рисование по мотивам народных росписей;
- Составление детьми небольших рассказов о росписях.
Методы и приёмы:
- Актуализация знаний детей.
- Отгадывание загадок.
- Рассматривание предметов, расписанных народными мастерами.

Ход викторины:


Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).



Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)



Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)



Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
(Золотая Хохлома)



В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).


Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).

Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.
(Филимоновская игрушка)



Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это жостовский поднос.



Вы видали, вы видали,
Чтобы мишки танцевали?
Не видали ничего?
Покажу я вам его -
Он немножко неуклюжий
И застенчивый к тому же.
Он не может устоять,
Очень хочет танцевать.
(Богородская игрушка)



Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет.
(Полхово – майданские)



Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят

Одна девочка на свой день рождения получила в подарок сразу две игрушки. Одна прибыла к ней из Кировской области, бывшей слободы Дымково, а вторая была родом из Тульской области, деревни Филимоново. Обе игрушки были сделаны из глины: дымковская из красной, а филимоновская из белой. Но у второй была одна отличительная особенность – она имела удлиненную форму. Мастера объясняют это тем, что их глина особенная, поэтому и игрушки получаются необычными, не такими как все. Но и дымковские игрушки не так просты. Их обжигают в печи, покрывают сусальным золотом, расписывают красивыми узорами. И у дымковской игрушки нет двойников, она изготавливается в единственном экземпляре.

Игрушки, прибыв к девочке домой, сразу же заняли самое почетное место. Они быстро подружились между собой и со своей хозяйкой. Приходя со школы, девочка рассказывала им о том, как прошел день. А ее верные подружки, в ее отсутствие, следили за порядком, контролировали остальные игрушки, а потом обо всем рассказывали хозяйке.

Гжельская роспись и Городецкая игрушка

Жили на свете два мастера. Одни в селе Гжель, а другой в Городце. Первый создавал игрушки из фарфора, обжигал их в печи, расписывал, используя лишь самые лучшие кисти и черный кобальт. Второй создавал игрушки из глины и дерева, украшал их знаменитой на весь мир росписью, какой никто больше делать не умел.

И однажды понесли мастера свои игрушки на ярмарку, отдали торговцу да отправились домой. А игрушки их быстро познакомились, рассказали друг другу о том, каким мастером были созданы и как. Однако разговор их прервал покупатель, который забрал Гжельскую игрушку и унес. Загоревала тогда Городецкая, однако грусть ее быстро прошла, потому что вернулся покупатель и забрал ее тоже. Теперь Гжельская и Городецкая игрушки – неразлучные подруги. Стоят на одной полке, болтают да гостей встречают.

Каргопольская игрушка и Богордская игрушка

Однажды один мастер создал игрушку из небольшого куска глины. Все дорабатывал ее, добавлял какие-то делали, а раскрашивать не спешил. Дождалась таки игрушки, когда мастер ее распишет, и отправилась путешествовать. Долго ли коротко ли ходила, а попала в село Богородское, где увидела Богородскую игрушку. Стало интересно Каргопольской игрушке, как же создавалась ее новая знакомая. А Богородская и рассказала, что ее сделали из дерева, да не из простого, а из липы. Мастер обрабатывал ее топориком, пилой, стамесками да еще особым ножиком, какого ни у одного мастера нет. Этот ножик очень острый и имеет особый треугольный скос. Также Богородская игрушка продемонстрировала своей новой знакомой, как замечательно она может двигаться, совсем как живая. Впечатлил Каргопольскую игрушку такой рассказ. И она пригласила Богородскую к себе в гости, чтобы со своим мастером познакомить да себя показать.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из трубы вился голубой дымок. Домов много и дымков много, вот и прозвали сел о Дымково.
Жили в том селе весёлые, озорные и добрые люди.Любили они лепить весёлые, яркие и красочные игрушки, свистульки.Любили они свистеть, да петь.Лепили они из глины: людей, зверюшек разных, птичек и зверей. Лепили они барышень в красивых и праздничных нарядах,в одоносок с коромыслом и ведрами а руках, нянюшек с младенчиками на руках, барышень в пышных нарядах и юбках и различных животных: лошадок, свинушек с поросятками.Много их сделают за долгую зиму.
Сначала игрушки из глины лепили, потом в большой печи - сушили. Когда игрушки высыхали - тогда краски в руки брали. Сначала просто белили - белую краску на игрушки сверху наносили, а потом тоненькой кисточкой - узоры рисовали, чтобы игрушки - расписными стали. И все эти узоры волшебные со смыслом были: синяя волнистая полоса - это вода, круг со звездочкой внутри - это небо и звёзды посмотри!Перекрещенные полосы между собой - это сруб дома любой!
А когда подымется в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди - выносили свои сказочные игрушки, и ну - свистеть, весну славить, да зиму - прогонять!
Весёлые игрушки продавали потом в разных деревнях и на ярмарках в больших городах. А по имени этого села и игрушки стали называть - дымковскими.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: эта сказка написана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и может быть использована педагогами при ознакомлении дошкольников с некоторыми народными промыслами. Сказка разделена на главы, чтобы легче было познакомить дошкольников с одним народным промыслом. При этом сюжет познавательной сказки выстроен в виде путешествия одного персонажа – девочки Василисы.



Цель: ознакомление дошкольников 5-7 лет с народными промыслами через путешествие девочки Василисы
Задачи:
1)расширить представление дошкольников о некоторых народных промыслах;
2)рассказать, каким образом мастера изготавливают игрушки, посуду и различные предметы, используя различные технологии изготовления;
3)воспитывать любовь к народным промыслам и уважение к мастерам;
4)воспитывать любовь к познавательным сказкам

Глава 1. Путешествие Василисы в город мастеров Дымково.
Жила – была красавица девочка по имени Василиса. Это была любознательная, веселая и аккуратная девочка, которая очень любила путешествовать и узнавать новое. А главное, Василиса увлекалась тем, что интересовалась народными игрушками, изделиями с различными русскими народными росписями.



У Василисы в ее квартире хранились очень интересные игрушки из белой глины: яркая Барыня, ее Кавалер и Петушок.
Игрушки эти Василисе подарила давным – давно ее бабушка Прасковья Николаевна. Василиса берегла эти игрушки, всегда аккуратно с ними обращалась, но ей было интересно, как же можно сделать такую необычную игрушку.




Василиса внимательно слушала рассказ мастерицы Марии и смотрела за ее работой.
«Ваша Барыня сейчас коричневая, а моя игрушка белого цвета и ярко раскрашенная. Расскажите, как же получаются дальше такие игрушки», - попросила Василиса.
«Хорошо», - ответила мастерица Мария. «Дальше мы сушим наши игрушки на воздухе 3-5 дней. Давным – давно эти игрушки обжигали в русских печах, глина становилась как бы прозрачной в горячей печи, потом игрушки медленно остывали. Сейчас обжиг игрушек происходит в муфельных печах, высокая температура больше 1000 градусов придаст игрушкам прочность. Эти печи большие по размеру, поэтому игрушек там обжигают много.
Когда игрушки вынимают из печи, то они коричнево – красные. Для того, чтобы игрушка стала белой мастерицы в старину использовали раствор мела на молоке, они окунали туда игрушку полностью. Молоко на игрушке скисает, образуется пленка козеинового клея белого цвета.
Теперь мастерица приступает к росписи игрушки. Мастерицы в старину сухие краски растирали с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Расцветок было мало, только основные цвета, использовали сажу, фуксин, хром. Позже мастерицы стали использовать гуашь, разведенную на яйце. Сейчас делаются росписи яркими и стойкими акриловыми красками. Сверху краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Все это придает игрушкам яркость и блеск. Вот так получаются наши знаменитые на всю Россию Дымковские игрушки» - так завершила рассказ мастерица Мария.



Василисе очень понравился рассказ мастерицы Марии, она угостила ее пирожками, которые приготовила в дорогу ей бабушка. Мария и Василиса пили чай из чашек белого цвета с прекрасными голубыми розами в центре. Мария подарила Василисе игрушку «Карусель» на память о таком необычном путешествии.



Василиса поблагодарила мастерицу Марию за познавательный рассказ и отправилась на встречу с мастерицей подругой Марии, которая расписывает фарфор Гжельскими узорами.
Глава 2. Путешествие Василисы в село по производству Гжельского фарфора.
Василиса узнала от мастерицы Марии о том, что есть в Московской области село Гжель, где изготавливают знаменитый на весь мир фарфор с рисунками синего цвета. Также Мария подсказала Василисе, как найти ее подругу Анну, которая расписывает этот фарфор.

Василиса быстро нашла дом, где жила Анна и встретилась с ней. В доме Анны было очень много сувениров и посуды, выполненной в стиле Гжельской росписи. Василисе захотелось узнать об истории этого русского промысла.



Анна начала свой рассказ так: « Очень давно люди, которые жили в наших местах, хотели заниматься земледелием, но это было неудачное занятие, потому что в этих краях было много белой глины. Потом гончарные мастера поняли, что эту глину можно использовать, чтобы получать удивительные игрушки, посуду.
Отличаются работы гжельских мастеров своей неповторимой росписью – узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок с растительными орнаментами. Контраст кобальтовой краски и белого фона восхищают всех тех, кто хоть раз видел гжельскую роспись. Также работы наших мастеров изготавливаются вручную до сих пор.
Рисунок мастера наносят под глазурь, только потом изделия обжигают в печах. Кобальтовая краска выдерживает температуру 1300 градусов.
Мастера изготавливают из фарфора чайные пары, сервизы, различные вазы, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары и различные сувениры».
«Это очень интересно!» - сказала Василиса, рассматривая у Анны сувениры в виде талисманов Сочинской Олимпиады.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие яркие и красивые предметы», - попросила Василиса Анну.
Мастерица Анна продолжила свой рассказ: «Ты видишь, что все изделия разные. Наши мастера должны быть очень аккуратными, с творческим воображением, чтобы создавать такие сувениры или предметы посуды.
А сам процесс можно разделить на 5 этапов: создание заготовки, подготовка к росписи и первый обжиг, контроль и отбраковка изделий, роспись, второй обжиг.
При заготовке мастер создает форму из глины под фарфор по эскизам художника. При этом мастер использует гончарный круг. Когда форма из гипса готова, в нее заливают фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу. Мастер изготавливает все элементы посуды в разных формах, поэтому он должен быть очень аккуратным.
Потом проходит подготовка к росписи. Здесь мастер делает шлифовку изделия и обжиг. Когда художники наносят рисунок, он должен ровно ложиться на изделие. Для этого мастер зачищает изделие ножичком и шлифует. Все это делается вручную. Все неровности сглаживаются поролоновым валиком. Изделие поступает на обжиг в печь, где проводит 8 часов.



После обжига надо мастеру проконтролировать качество изделия и найти, есть ли в нем дефекты. Для этого мастер использует раствор фуксина, который в неровностях скапливается и окрашивается ярко-красным цветом. Если дефект нельзя устранить, изделие попадает в брак, а потом на переплавку.
Потом начинается самый интересный этап - роспись. У каждого мастера свой стиль росписи, в конце работы мастер ее подписывает. Потом мастер отправляет изделие вручную в ванну с горячим парафином, потом в глазурь и на второй обжиг. Этот обжиг проходит 18 часов.



Роспись называется подглазурная. Изделия с гжельской росписью можно мыть как вручную, так и в посудомоечной машине.
Узор на изделии вначале тщательно продумывается, потом наносится на фарфоровую поверхность. Мастера в древности наносили рисунок без эскизов. Вдохновляла их природа или картины народной жизни. Роспись делается раствором окиси кобальта, который приобретает после обжига насыщенно синий цвет. Мастера используют в работе беличьи кисточки.



После обжига изделия отправляют на фасовку и в магазины.
Все работы мастера выполняют вручную, работа сложная, кропотливая, поэтому и работают там женщины» - так завершила свой рассказ мастерица Анна.
«Это так увлекательно, работать на таком заводе и изготавливать такие интересные изделия и сувениры!» - сказала Василиса. «Мне было очень интересно узнать об истории и о том, как же такие изделия получаются!»
Мастерица Анна подарила на память любознательной девочке Василисе сувениры – символы Олимпиады в Сочи. Василиса поблагодарила мастерицу Анну за подарок.



И тут Василиса увидела, что у Анны есть необычная игрушка – Матрёшка.
Анна рассказала Василисе, что есть у нее подруга мастерица Варвара, которая расписывает этих ярких матрешек.
Глава 3. Путешествие в город Семёнов и знакомство с Матрешкой.
Василиса отправилась в город Семёнов, который находится в 70 км от нижнего Новгорода. Именно там живет мастерица Варвара. Василиса быстро нашла дом, где жила Варвара.
Когда Василиса зашла, то увидела на полках самых разных матрешек: там были и неваляшки, и матрешки - девочки и даже матрешки – мужички и матрешки – мальчики.



Василиса обратила внимание на то, что у всех них есть общие особенности: волосы черного цвета, у девочек на голове платок, лицо и руки не закрашены, по деревянному фону нарисованы глаза, брови дугой и яркие щеки, рот небольшой и алые губы. Все матрешки – девочки в передниках с яркими бордовыми или красными цветами. Руки у матрешек опущены по бокам, на платках сзади изображен богатый букет цветов.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие матрешки», - попросила Василиса мастерицу Варвару.
«Хорошо!» - ответила мастерица Варвара. «У нас на заводе есть мастера – токари. Они вытачивают вручную болванки – белье под роспись матрешек.



У мастеров есть разделение труда. Каждый мастер выполняет только свою часть работы. Одни мастера грунтуют изделия, другие делают наводку – черной краской рисуют все нужные контуры – глаза, волосы, одежду, руки, лицо. Также мастера один закрашивает красным, другой желтым цветом, расписывают цветы на матрешках. Также потом все изделия покрывают лаком. Работают мастерами в основном женщины. Все эти операции мастерицы делают вручную. Все матрешки получаются разными, никогда нет с одинаковым лицом и одеждой.



Каждая мастерица может заменить другую при необходимости, потому что обучаются всему процессу изображения матрешки», - вот так и получаются наши Семёновские матрешки, завершила свой рассказ мастерица Варвара.



«Мне очень нравятся эти расписные деревянные игрушки. С ними приятно играть, они такие красочные, везде во всем мире узнают матрешек!» - сказала Василиса. «Спасибо Вам, Варвара за такой интересный рассказ. Интересно узнавать о народных промыслах, которые есть у нас в России, которые известны во всем мире».
Василиса заметила на полке у Варвары набор деревянной посуды черного цвета с яркими красными, зелеными и золотыми росписными элементами.
«Какой интересный набор посуды. Это тоже делают у Вас на фабрике?» - спросила Василиса у Варвары.
«Нет, это подарок от моей подруги мастерицы Ольги. Она работает на фабрике «Хохломская роспись». Можешь сходить к ней в гости, она тебе расскажет про Хохлому», - ответила Варвара
«Спасибо, Вам Варвара. Мне очень приятно было с Вами познакомиться!»- сказала Василиса.
Варвара подарила Василисе на память прекрасных деревянных матрёшек, выполненных в стиле семёновских матрешек.



Глава 4. Путешествие к мастерам Хохломской росписи.
Василиса отправилась в гости к мастерице Ольге. Ольга жила недалеко от Варвары.
Ольга приветливо встретила любознательную девочку.
«Много слышала о тебе, Василиса, от моей подруги Варвары. Она рассказала мне, что ты увлекаешься историями о народных игрушках и промыслах. Хочешь, расскажу тебе о Хохломе?» - спросила Ольга.



«Мне очень интересно послушать Ваш рассказ, дорогая мастерица!» - ответила Василиса.
Ольга усадила Василису на диван, и начала свой рассказ.
«История промысла Хохлома началась очень давно. Рассказывают наши мудрые старики, что давным – давно жил один человек, который умел вырезать из дерева чашки, ложки, а когда он их раскрашивал, то все думали, что они сделаны из чистого золота. Об этом человеке узнал царь, очень рассердился, что у него нет такого мастера. Солдаты пошли выполнять приказ царя, только не нашли они этого мастера, он ушел, зато научил крестьян делать такую удивительную яркую золотую посуду», - начала свой рассказ с истории промысла мастерица Ольга.
«Очень интересная история! Как же потом стали изготавливать такую необычную деревянную посуду?» - спросила Василиса.
«Сейчас я тебе об этом расскажу!» - продолжила Ольга. «Сначала мастера делают грубые бруски – заготовки из дерева. Потом на токарном станке заготовкам придают нужную форму, это называется «белье». После сушки «белье» грунтуют жидкой глиной – вапой. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями льняного масла – олифы. Это очень важная операция, от нее зависит качество изделия. Так мастер покрывает изделие 3-4 раза за день. Последний раз сушат изделия до «небольшого отлипа» - олифа прилипает к пальцу и не пачкает его. Дальше операция «лужение» - мастер втирает тампоном из овечьей кожи в поверхность изделия алюминиевый порошок. Тогда изделия приобретают блеск и готовы к росписи.
В росписи художники применяют масляные краски. Главные цвета Хохломской росписи – красный (киноварь) и черный (сажа). Также используют коричневый, зелень светлого тона и желтый, чтобы оживить цвет изделий. Мастера используют различные орнаменты в росписи: «пряник», «травка», «кудрина». Все изделия мастер расписывает вручную.



Расписанные изделия покрывают лаком в 4- 5 слоев и закаливают 3-4 часа в печи при 150-160 градусах до получения маслянисто – лаковой пленки золотого цвета. Вот так и получаются изделия «Золотой Хохломы»- завершила свой рассказ мастерица Ольга.



«Спасибо, Ольга! Вы так интересно все рассказали. Я узнала много нового о народной росписи Хохлома. А еще я поняла, что каждый мастер, который занимается народным промыслом, изготавливает свои изделия вручную, ни одно изделие не похоже на другое!» - ответила Василиса.
Ольга подарила для Василисы набор расписных досок и пожелала успехов в ее путешествии.



Василиса попрощалась с Ольгой. Теперь ей пора было возвращаться домой и рассказать своим друзьям и бабушке Прасковье Николаевне обо всем том, что она узнала от мастериц и их народных промыслах.
Бабушка похвалила свою внучку Василису за то, что она заинтересовалась несколькими русскими народными промыслами. Василиса побывала в гостях у разных мастериц своего народного промысла. Теперь девочка сможет различить изделия разных промыслов друг от друга, а главное, она расскажет об этом своим друзьям и подругам в школе, чтобы они смогли приобщиться к народным промыслам и гордиться мастерами своей земли. "Всякая работа своего мастера хвалит" – так говорит народная мудрость.

Читайте также: