Принцип работы игровых автоматов с игрушками

Обновлено: 02.05.2024

Если вы играли когда-нибудь с таким автоматом с клешней, то наверняка замечали, что иногда даже четко нацеленный зацеп лишь слегка задевает игрушку и не пытается ее поднять. Или еще хуже, когда он цепляет ее, но чуть приподняв, сбрасывает.

Окей, это вам не кажется, машина действительно так настроена.

Чтобы разобраться, как ее можно обмануть, пришлось поискать инструкции в интернете.

Оказывается, даже в официальных документах от производителей таких машин открытым текстом написано, как управлять прибылью. Для этого нужно просто ввести стоимость игрушки и желаемый процент прибыли. Машина сама рассчитает, как часто ей стоит вытаскивать игрушку.

Например, если одна игра стоит 20 рублей, стоимость игрушки 200 рублей, а желаемую прибыль установить в 50%, то приз следует выдавать только каждую двадцатую игру. Остальные 19 раз клешня будет только делать вид, что пытается что-то подцепить. Конечно, там присутствует эффект случайности, так что игроки не могут вычислит в какой именно раз машина выдаст приз. Но суть именно в том, что результат игры не зависит от вашего мастерства.

Кроме того, машина запрограммирована так, что может изображать, будто игрушку почти удалось вытащить, но по середине пути она, вдруг, срывается. Это заставляет игроков поверить, что еще чуть-чуть и все получится.

Если заглянуть в историю, то мы узнаем, что 1970х гг такие автоматы приравнивались к азартным игровым и даже законы накладывали ограничения на их перевозку через границы.

Если заглянуть в историю, то мы узнаем, что 1970х гг такие автоматы приравнивались к азартным игровым и даже законы накладывали ограничения на их перевозку через границы.

Но потом появились первые автоматы с джойстиками, которые давали больше управляемости. Их продвигали под видом игр, в которых результат зависит не от случая, а от мастерства игрока.

Законы лишь ограничивали стоимость приза, но не вдавались в принципы игры. Поэтому очень редко встречаются автоматы, в которых можно выиграть айфон или айпад. В результате автоматы с игрушками широко распространились.

Так что решив поиграть в такой автомат, знайте, что от ваших навыков почти ничего не зависит. Кстати, после этой публикации, производители удалили инструкции со своих сайтов.

Давайте не теряться на просторах интернета: подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций. Например, о следах эволюции на вашем теле

Как выиграть в автомате с игрушками за 10 рублей

Теперь публикую для вас свой отчет как вытащить игрушку из автомата с щупальцами и клешнями, какие я сделал выводы и рекомендации для тех, кто хочет повторить мой опыт. В конце заметки вас ждет малоизвестный способ как получить игрушку из автомата за 0 рублей.

Для подготовки отчета я изучил технические характеристики автоматов хватаек, мифы и легенды на других сайтах, которые развею и поделюсь своим опытом как обыграть автомат с щупальцами. А также в конце заметки вас ждет видеоролик с читами для бесплатной попытки, увеличения шансов вытащить игрушку и показано, что происходит, когда введешь этот код.

Правила игры в автомате с Краном

Сперва расскажу, как я докатился до такой жизни, что начал играть в азартные игры. Автоматы «Хватай-ка» в нашем городе расположены во всех торговых центрах, маленьких универсамах, в переходах метро. Там, где тепло и много народу бывает.

Ещё в 90-е годы, я подозревал, что автоматы краны с игрушками очередной законный способ отъема денег у населения и всегда проходил мимо них, пока недавно на одном блоге увидел фото отчет, где почти на всех фото была плюшевая игрушка в роли главного героя.

Мне это показалось оригинальным и тоже захотелось в таком жанре заметку написать. В магазине, в отделе игрушек ничего подходящего не нашел, зато мой взгляд упал на игровой автомат с клешней, в котором было много всяких игрушек.

Первые сто рублей скормил в монетоприемник, остался и без денег и без игрушки. Но на этом не успокоился. Стал пробовать играть в автоматы, расположенные в других магазинах. С третей попытки я нашел свой счастливый автомат и понял, чем он отличается от предыдущих двух.

Автомат кран «Хватай-ка» представляет собой застекленный шкаф с мягкими игрушками внутри и подвесной клешней, да лотком для получения приза. Снаружи автомата органы управления клешней с таймером времени на игру, счетчиком числа попыток и купюроприемник с монетоприемником.

Стоимость одной игры 10 рублей, к оплате принимаются монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, купюры 50 и 100 рублей. При оплате банкнотой 100 рублей, вы получите 10 попыток выиграть игрушку.

После внесения денег включается таймер обратного отсчета. Стандартная продолжительность игры 45 секунд. Клешня с помощью джойстика передвигается вправо – влево и вперед – назад, при первом нажатии на кнопку клешня опускается вниз, при втором нажатии происходит захват клешней.

Если кнопку не нажимать, то клешня отпускается вниз по окончанию времени, достигнув уровня, где лежат игрушки, смыкается автоматически, после чего поднимается вверх и возвращается к отверстию над лотком для выдачи призов, где разжимается. После того как клешня разжалась, в лоток падает игрушка. Это идеальный вариант.

плюшевый панда

Очень частый вариант, когда вообще не получается схватить игрушку, или схваченная игрушка сразу из клешней вываливается под собственным весом, потому что не учли, что голова у игрушки перевешивает.

Самый гнусный вариант, когда вы четко подвели клешню над игрушкой, щупальца схватили игрушку, подняли и разжались по дороге к лотку, игрушка выпадает, не достигнув лотка. Из-за этого родился миф, что клешни могут сильно или слабо сжиматься, когда хватают игрушку.

Потратив 200 рублей, я стал обладателем первой игрушки – лисенком с белой мордочкой и черными глазами, потом поймал второго такого же. Для моих целей само – то, по грудке и носу на фото буду выставлять точки черного и белого при цветокоррекции.

плюшевая лисичка

Меня захватил сам процесс, адреналин как на рыбалке – подсечь и вытянуть рыбу. В следующий раз я со второй попытки вытащил из автомата игрушку, потратив сдачу с проезда на маршрутке.

Рядом с автоматом стоял маленький мальчик, в желтой курточке и большими глазами. Мальчик с открытым ртом смотрел, как я вытащил желтого зайку. Еле удержался, чтоб не подарить ему игрушку, оставил для своего сына, которой он очень обрадовался.

За месяц я потратил на автоматы хватайки 400 рублей и стал обладателем четырех игрушек: две сыну и два лисенка остались для участия в моих фотопроектах. Стоимость одной игрушки для меня получилась 100 рублей.

Сами игрушки плотные, сшиты качественно, хоть и сделаны в Китае. На ощупь мишки и лисички приятные, без всяких посторонних запахов. Стирать не пробовал, поэтому не знаю, переживут ли они эту процедуру?

Как вытащить игрушку из автомата

Теперь поделюсь своими выводами и рекомендациями для тех, кто хочет вытащить игрушку из автомата за 10 рублей. Успех игры зависит не только от ваших навыков, но и от правильно выбранного автомата.

Соблюдая простые правила вы увеличите свои шансы на победу и сможете визуально определять автоматы, в которых нет шансов что-либо выиграть.

    Выбирайте автоматы, у которых доступен обзор с трех сторон и можно сбоку посмотреть на положение клешни.

Через стекло пространство слегка искажается, поэтому глядя с трех сторон, получиться более точно нацелить клешню над игрушкой.

Если за неделю игрушек заметно не убыло и не прибавилось, значит, играть здесь не стоит.

Если клешни плотно не прилегают друг к другу, лучше поискать другой автомат, такие клешни не смогут зажать игрушку в полную мощность.

Игрушку, которая удобно лежит, выбирайте до начала игры, пока не скинули монету. Вокруг выбранной игрушки должно быть достаточно свободного места, чтоб клешни могли свободно захватить игрушку. Старайтесь, хватать игрушку за шею и под лапы.

игрушка в автомате

Вытащить больше шансов игрушку, лежащую возле лотка, даже если она сорвется с крючка при падении игрушка может перевалиться к вам через бортик лотка.

Первое нажатие на кнопку - клешня опускается, второе нажатие - клешня смыкается. Я предпочитаю дождаться когда клешня начнет опускаться по окончанию таймера и кнопку жать для подсечки игрушки.

Чего греха таить, я сам так зарядил сторублевую купюру когда закончились десятники и вытащил игрушку из автомата с 3-й попытки, первые два раза игрушка выпала по пути к лотку, а оставшиеся 7 попыток я уже сливал бюджет. Играл бы монетами, ушел бы на 70 рублей раньше.

Теперь для себя установил лимит играть не больше, чем на 50 рублей и не чаще одного раза в месяц и только тогда, когда вижу, что симпатичная мне игрушка удачно расположена среди других. Кроме вытащенной игрушки из автомата, я получаю еще порцию хорошего настроения.

Приметы, мифы и суеверия хватателей игрушек

В интернете ходит много мифов и рекомендаций на тему как выиграть на 200% можно: поводить джойстиком по кругу, опускать клешню на 21-й секунде, когда нажали кнопку для захвата не отпускать её, чтоб крепче щупальца держались, выигрывает каждый двадцатый.

Чтоб развеять этот миф я обратился за справочной информацией – технические характеристики, на сайте где продают игровые автоматы Хватай-Ка.

Из всех характеристик нас интересуют две последние строчки на скрине: контроль выручки, расход игрушек, статистика игр и генератор случайных чисел.

Характеристики автомата хватайка

Это означает, что владелец автомата Кран-машина сам программно задаёт вероятность выигрыша, после получения какой прибыли автомат будет готов дать возможность выиграть очередную игрушку.

Если задано, что автомат дает шанс выиграть игрушку один раз из двадцати, из этого не следует, что выигрышным будет каждый двадцатый раз.

Может выпасть подряд два удачных зажима, а потом 38 раз в полсилы клешня будет держать игрушку. И по закону подлости, именно в тот раз, когда автомат набрался силами, вы промахнулись мимо всех игрушек, ни кого не зацепив.

Поэтому совершенно бессмысленны советы наблюдать в стороне как играют другие с ручкой и блокнотом в руках, для сбора статистики с какой частотой автомат дает выиграть игрушку. Установили, что выигрывает каждый двадцатый раз и отчитывать, как 19 раз проиграют, потом бежать к автомату за выигрышем.

Кран всегда захватывает игрушки с одинаковой силой, а выпадают они, потому что в конце подъема щупальца на мгновение разжимаются, чтоб выронить игрушку. Отсюда родился миф, что кран когда хватает игрушки зажимает их с разной силой.

клешня автомата крана

Если в монетоприемник кидать монеты мелкого номинала, то можно получить одну игру за 9, 8 и даже 6 рублей. Подтверждения этому факту не нашел, могу сказать только что если скинуть 9 рублевых монет и одну монету 2 рубля вы получите игру за 11 рублей. Склонен считать, что авторы таких советов обсчитались либо не умеют посчитать до 10.

Следующий миф - считать, что автоматы краны установлены в магазинах незаконно. По закону, автоматы краны с игрушками не относятся к игровым автоматам с азартными играми и считаются развлекательными автоматами, где вы за 10 рублей получаете возможность поводить клешней и нажать пару раз кнопку.

Поэтому, такие автоматы разрешено ставить в детских развлекательных центрах, супермаркетах и в других местах, где гуляют дети.

Не забывайте, что игровые автоматы владелец ставит для получения прибыли, т.е. в убытке должны остаться, те, кто играет. Решающее значение имеет жадность собственника, а не ваша ловкость и координация движений с зорким глазом.

Видео обзор: комбинация для автомата вверх вверх влево

В интернете гуляют ролики, где показываются секретные комбинации как 100% выиграть игрушку. Прежде чем самому проверять выигрышные комбинации, посмотрите видео, что происходит на самом деле, когда вводишь джойстиком коды для выигрыша игрушки клешней.

Увы, приходится признать, что все комбинации джойстиком для того, чтоб выиграть игрушку просто фейк, независимо от последовательности действий, хоть два раза вверх на две секунды, хоть три раза вниз на три секунды. Остается еще попробовать мой способ, как получить приз на халяву.

Как получить мягкую игрушку из автомата за 0 рублей

Теперь расскажу вам про свой секретный способ как получить игрушку из автомата «Хватайка» за 0 рублей. Про этот способ не знают даже производители и владельцы игровых автоматов с игрушками.

Нет, нет, это не тот способ, про который вы могли подумать, глядя на фотографию ниже. Я чту уголовный кодекс и ничего противозаконного предлагать не стану, но предупрежу, что разбить битой стеклянный корпус и вытащить игрушку будет квалифицироваться как грабеж.

Так же предупреждаю, что попытки вытащить игрушки с помощью двух магнитов и привязанного рыболовного крючка будет простой кражей. Даже если человек ничего таким способом не вытащит, его привлекут к уголовной ответственности за покушение на кражу. А оно вам надо?! Таблички на будках с игрушками про видео наблюдение вовсе не фейк.

плюшевый панда с битой на снегу

Но всё-таки есть один законный способ. Чтоб получить такую мягкой игрушки из автомата крана с щупальцами бесплатно, надо сделать репост этой заметки в социальных сетях и написать комментарий.

Когда под этой заметкой будет 100 новых комментариев, я проведу новый конкурс и с помощью генератора случайных чисел определю победителя, среди тех, кто написал комментарий. О результатах конкурса и имя победителя вы узнаете из рассылки и информации на этой странице, приз отправляется почтой РФ.

19 мая 2020г. был определен первый призер, игрушка из автомата отправлена в г. Ангарск, поздравляю первого победителя - Клюкину Галину, которая оставила комментарий со словами "Хочу игрушку".

Ещё двое плюшевых зверят ждут своего нового хозяина среди тех, кто напишет комментарий, может быть это вы?

Данную заметку, Как выиграть игрушку в автомате с клешней, ежедневно читает 60-80 человек, поэтому набрать 100 дружеских комментариев для старта нового розыгрыша, вполне реально за неделю. Было бы ваше желание.

26 мая 2020г., уже на электронную почту я получил фото отчет от Галины, посылка дошла без приключений. Глядя на довольную мордочку лягушки, вспомнил, мне в почтовом отделении оператор сказала, что отправлять игрушку без шоколадки не солидно и предложила купить фирменную плитку «Почта России».

Мои возражения, что на улице жара и шоколад растает, были разбиты об честное почтальонское слово, что всё дойдет в лучшем виде и я согласился. Теперь глядя на хитрую улыбку царевны-лягушки подумалось, что это она по дороге съела весь шоколад, а Галине ни чего не досталось)))

Азарт очень велик - ведь за одну монету можно получить игрушку, которая стоит двадцать-тридцать таких монет! А как любят эти автоматы маленькие дети! Папа, такой большой, умный и сильный, легко вытаскивает пушистого зайца, а если еще даст в конце на кнопку нажать - все, герой на всю оставшуюся жизнь.

как выиграть у автомата с игрушками

Для школьников это порой единственный доступный в финансовом плане способ, позволяющий признаться ровесницам в своих симпатиях.

Предприниматели, которым принадлежат автоматы с призами, как выиграть в них, вам, конечно, не подскажут. У них другой интерес!

Но годы стараний и тренировок не прошли даром, а помогли выявить некоторые закономерности и правила, которые подскажут вам, как выиграть игрушку в автомате.

Принцип работы

как выиграть игрушку в автомате

Работают все автоматы примерно по одной схеме:

  • вставляете монету, купюру, жетон и т.д.;
  • направляете захватывающий кран к желаемой игрушке кнопками или джойстиком;
  • жмете на кнопку "Финиш", кран опускается к игрушке, при удачном варианте захватывает ее и поднимается вверх;
  • кран движется к выходному лотку, опускает в него игрушку, выигрыш ваш.

Но чаще всего проблемы возникают уже на третьем этапе: кран игрушку не захватывает или не может поднять - роняет, а еще может потерять ее по дороге к выходному лотку. Сейчас разберемся, как предотвратить все эти промахи и как выиграть у автомата с игрушками.

Выбор автомата

автоматы с призами как выиграть

Если есть возможность выбора, то приглядитесь внимательно к лопастям захвата у кранов и подходите к тому автомату, у которого они самые крепкие и наиболее плотно сжаты.

В некоторых конструкциях эти лопасти специально слабо затянуты или уже разболтались в процессе эксплуатации.

Как выиграть у автомата с игрушками, если он стоит один и имеет довольно потрепанный вид? Читаем дальше.

Выбор игрушки

Принцип выбора игрушки схож с походом в Second Hand, то есть берем не то, что хочется, а то, что есть.

Если вы хотите получить игрушку, то выбирайте визуально легкую, пушистую и объемную. Обратите внимание на "цепляющие" детали: шнурки, присоски, дополнительные элементы (ягода в лапах). Возможно, что кран зацепится именно за них, и захват будет более крепким.

Расположение игрушки тоже имеет большое значение. Всегда берите ту, которая лежит ближе к выходному лотку. Тогда вероятность, что она попадет туда, даже падая по дороге, будет намного выше.

Помните о системе

автоматы с призами как выиграть

Как выиграть у автомата с игрушками, используя ум, а не ловкость? Легко!

Потратьте немного времени и понаблюдайте за играющими. Многие автоматы настроены на то, что выигрывает, например, каждый десятый или двадцать первый.

То есть в выигрышный раунд захват лопастей крана будет очень прочным, значит, он сможет вытянуть для вас любую игрушку и донести ее до лотка.

Это, конечно, удобнее делать, если вы находитесь в популярном месте, где много игральных автоматов или клиентов.

Выявив настройки системы у автомата, просто дождитесь своей очереди - и игрушка у вас в кармане!

Такой способ даже предпочтительнее и экономичнее. Как говорится, сильный работает руками, а мудрый - головой.

Знание - сила

Зная, как выиграть у автомата с игрушками, вы больше не будете бояться этих стеклянных разорителей, которые стоят на входе в каждом магазине. Вы сможете заработать у ребенка определенный авторитет, из которого в будущем может сформироваться крепкая дружба. Вы покорите возлюбленную своим мастерством и приятным, милым сувениром на долгую память. Из таких поступков и моментов часто вырастает настоящая любовь!

А какая экономия на подарках! Идете на детский день рождения? Заверните к автомату, при отработанном мастерстве через полчаса у вас будет подарок не только для именинника, а для всей честной компании. А сами станете для детей добрым волшебником - и все это за несколько монет.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Играть на автомате «Хватайка» весело, а выиграть на нем приз еще веселее. Однако если у вас уже есть опыт игры, вы наверняка знаете, что заполучить желанную игрушку бывает нелегко! Изучив некоторые нюансы работы автоматов и придерживаясь правильной стратегии, вы существенно увеличите свои шансы.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 1

  • Ищите автомат, заполненный игрушками не более чем наполовину.
  • Избегйте автоматов, где все мягкие игрушки смотрят лицом наружу и кажутся очень плотно утрамбованными. Достать приз из такого автомата будет, скорее всего, очень трудно.
  • Кроме того, неполный автомат — это хороший признак, так как означает, что до ва люди успешно на нем выигрывали, а значит, и ваша задача выполнима.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 2

  • Клешня с четырьмя зубцами отлично подходит для захвата мягкой игрушки в области груди. Если вы играете на автомате с такой клешней, постарайтесь расположить ее так, чтобы зубцы оказались над и под лапами игрушки, а центральная часть — в районе ее шеи или верхней части груди.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 3

  • Например, когда игрок захватывает приз, посмотрите, насколько крепкий хват имеет клешня. Если хват очень слабый и игрушка держится плохо, вам, скорее всего, не стоит играть на этом автомате, так как выиграть будет очень трудно.
  • Также обратите внимание на то, насколько легко движется клешня. Вам будет полезно заранее узнать, перемещается ли она плавно или рывками.

Совет: некоторые клешни при движении вверх-вниз смещаются влево или вправо. Обратите внимание, как ведет себя клешня в этом автомате, когда игрок опустит ее за призом.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 4

  • Имейте в виду, что круглые призы (например, мячи) обычно труднее достать, чем призы сложной формы (например, мягкие игрушки).

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 5

  • Если помощника нет, оценивайте положение клешни с помощью зеркала внутри игрового автомата.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 6

  • Этот совет исходит из того, что до опускания клешни у вас всего 15 секунд. Если у вас есть 30 секунд, потратьте на установку клешни примерно первые 20.
  • Обязательно посмотрите на положение клешни сбоку, чтобы расположить ее с максимальной точностью.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 7

  • Поправляйте клешню в эти 5 секунд очень осторожно. Не сдвиньте ее слишком сильно, иначе она окажется вообще не над призом.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 8

  • Имейте в виду, что в некоторых автоматах клешня опускается автоматически по истечении времени, где бы она ни находилась.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 9

  • Например, если на той игрушке, которую вы хотите достать, лежит другая, клешней столкните ее в сторону, чтобы освободить нужную вам.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 10

  • Лучше всего, если ваш игровой бюджет не будет превышать реальной стоимости приза. Если такая же игрушка в магазине стоит 200 рублей, не тратьте более 200 рублей, пытаясь ее выиграть.

Имейте в виду: некоторые автоматы настроены так, что клешня сжимается в полную силу лишь через определенный интервал. Чаще всего он равен 10, то есть в каждый десятый запуск клешня сжимается сильнее, чем обычно.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 11

  • Например, не следует играть на автоматах, где призами служат современные гаджеты вроде смартфоном или к призам привязаны банкноты.

Изображение с названием Win at a Claw Machine Step 12

  • Призы возле лотка хороши тем, что если приз выпадет из клешни, то у вас больше шансов, что он упадет в лоток.
  • Если игрушка лежит очень глубоко, она с большей вероятностью выпадет из клешни, когда вы будете ее поднимать.

Дополнительные статьи

имитировать беременность

пошутить над кем то с помощью рикроллинга

играть в бирпонг

играть в игру

занять себя, когда скучно

играть в бильярд

играть в 7 минут в раю

играть в «Я никогда не»

играть в «правда или действие»

сделать превосходный злой взгляд

играть в Марко Поло

устроить ночевку с другом и не спать всю ночь

Об этой статье

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

30 ноября RUVDS совместно с Музеем советских игровых автоматов проведут первый в России турнир по олдскульным видеоиграм Game Overnight. Продолжается предварительный турнир на сайте игры, остается 4 дня до финала. А пока мы решили поговорить об особенностях советских игровых автоматов с точки зрения советской идеологии.



Кадр из фильма «Удивительные приключения Дениса Кораблева», 1979 год. В фойе кинотеатра стоят старые добрые игровые автоматы: от самого распространенного на просторах бывшего СССР «Морского боя» до редкого «На Луну».

Вопрос о влиянии игр на моральный облик подрастающего поколения волновал не только современных исследователей, но и советских. Развлечений у нас в стране до 70-х годов было до боли мало, и все они не являлись чем-то новым, но первая в этом направлении дверца — игровые автоматы — поменяла ситуацию.

После выставки «Аттракцион-71», на которой были представлены зарубежные модели от «Sega» и разных других компаний-производителей, Министерство культуры принимает решение производить собственную линейку игровых автоматов. И через какое-то время стало понятно: не всем по душе новое веяние с запада.


Календарик с изображением автомата «Телеспорт», 1980 г.

Нет, играть хотели — и играли — многие, выставка имела огромный успех, пионеры и взрослые были в восторге от игровых ситуаций и возможности на пару минут забыть о быте. Даже сам дизайн автоматов — цветной, яркий — являлся вызывающим, веселым — среди общей серости это был глоток свежего воздуха. Но не все так просто.

Поначалу автоматы не принимались частью населения. Во-первых, считалось, что с запада идет «зараза», игры «учат плохому». Во-вторых, игровые автоматы по незнанию путали с «однорукими бандитами» и считали азартными, развращающими. В-третьих, чтобы поиграть, надо было потратить деньги — и возникало отторжение от такого «капитализма». А ведь процесс уже запущен — и отказываться от прибыли, которую приносили государству автоматы, не хотелось.

В этом проявлялась эрозия советской системы: люди хотели развлекаться, но при этом рушился облик страны с коммунистической идеологией. Эта эрозия началась после оттепели, когда постепенно снимался пресс с бытовой жизни советских граждан. Власть терпимо относилась к западному происхождению некоторых явлений, таких как развлечения — игровые автоматы и аттракционы больших форм. А некоторые слои населения выступали против, например, школьные учителя, которые отмечали «идеологически неправильное» происхождение игровых автоматов и их зачастую агрессивный сюжет (поступали предложения о производстве «полезных» автоматов, например, для обучения пеленанию детей), а также весьма резонно поднимался вопрос о наличии денежных средств у подростков для игры в автоматы.

Появляется постановление Министерства культуры СССР, которое предписывало автоматам способствовать идеологическому, эстетическому и трудовому воспитанию молодежи.


Фотография с сайта «Magnum»

Чтобы распространить игровые автоматы, нужно было повлиять на отношение к новой индустрии, объяснить ее. При «Союзаттракционе» — объединении, которое отвечало за выпуск и распространение игровых автоматов по территории Союза, возникают печатные издания, плакаты и реклама, рассказывающие об игровых автоматах.


Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.


Рекламные календари «Союзаттракциона»

Но это — мелочи. В своей структуре у «Союзаттракциона» была настоящая, и чуть ли не единственная в своем роде Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционов по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ), которая занималась социологическими исследованиями, в том числе адаптацией западных игровых автоматов для советских реалий, научно- исследовательской и организационно-методической работой по вопросу воспитательного воздействия игровых автоматов на молодежь. Существовало и конструкторское бюро, которое занималось моделированием новых игровых ситуаций (а их не так много: преследование и избегание).


Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Сотрудники музея советских игровых автоматов встречались с работниками «Союзаттракциона» — Алексеем Георгиевичем Левинсоном и Юрием Зиновьевичем Бочевером, в 2015 году, и выяснили несколько интересных фактов об идеологии игровых автоматов в то время.


Алексей Георгиевич Левинсон (справа) и Юрий Зиновьевич Бочевер (слева) в Музее советских игровых автоматов, 2015 год

Алексей Георгиевич был в ЦНИЛАТ заведующим отдела социологических исследований с 1977 по 1982 год. В 1981 году он написал несколько статей, в частности: «Некоторые вопросы воспитательного воздействия игровых автоматов на детей и подростков» в журнале «Экспресс-информация», издававшимся специализированным информационным центром по проблемам культуры и искусства, материально-технической базы культуры «Гипротеатр».

Вот как он определял идеологию сферы развлечений и автоматов того времени в статье:

Общий социальный эффект аттракционов определяется как разновидность эффекта рекреации. Под рекреацией советскими учеными понимается действие по восстановлению способности к труду, более широко — по воспроизводству рабочей силы. В это понятие включается не только физиологический отдых, нервная разрядка, но также и передача определенных навыков, знаний, представлений, необходимых активному члену общества.

Что же это значило для игровой индустрии? Автоматы стали пропагандироваться как способ не только развлечься, но и развиться — то есть должны были обладать некой воспитательной, обучающей функцией, говоря проще — стать полезными обществу.


Оборот советского рекламного плаката, 1984 год.

Игры были призваны развивать спортивные качества, меткость, ловкость, быстроту реакции, глазомер. Некоторые автоматы тренировали память, некоторые учили правилам дорожного движения. К тому же, в СССР был ряд автоматов, не имеющих аналогов на западе — изобретенные нашими инженерами в конструкторском бюро при ЦНИЛАТ.


Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Силомер «Репка», в отличие от распространенных за рубежом «кувалд» и «боксерских груш», измерял силу в килограммах, путем вытягивания своеобразной «репки» из корпуса автомата. Многие отмечают, что он лишен примитивной агрессии — напротив, использует сюжет доброй детской сказки.

Такие автоматы, как «Городки», «Конек-Горбунок», «Скороход» апеллируют к русским народным играм и фольклору.

Оформление некоторых автоматов учит разбираться в датчиках на приборах (панели гоночных автоматов «Мотогонки», «Обгон», изображение датчиков глубины и давления на «Ледоколе», «Торпедной атаке». В оформлении «Торпедной атаки», помимо этого, использована флотская «азбука» флагов-символов, по которым передаются определенные команды между кораблями). Дети могли получить начальные навыки разбираться в условных обозначениях на военных картах с помощью автомата «Морской бой», а специальная версия этого автомата — ЭТ10-М («электронный тренажер») — поставлялась на подводные лодки для развлечения подводников — считалось, что этот автомат развивает глазомер, а его перископ по устройству — практически точная копия настоящего перископа.


Фотография внешнего оформления автомата «Морской бой», Музей советских игровых автоматов, 2018

В исследовании ЦНИЛАТ «Социально-эстетические проблемы аттракционов малых форм» (игровых автоматов), особое внимание уделяется тому, что человек и игровой автомат в одинаковой степени являются творцами игры. Создание новых ситуаций является результатом дополнения автоматом действий играющего — а значит, развивает его.

В аттракционах со спортивной активностью игра близка по своим эстетическим качествам к собственно спортивным играм — она строится как состязание, участники которого имеют равные права и равные возможности.

Журнал «Экспресс-информация
«Выпуск 5, 1981 г


Скан журнала «Экспресс-информация», 1981 год

Конечно, во многом это условности. Автомат, требующий от играющего ловкости, глазомера и быстроты реакции, не столько развивает эти качества, сколько измеряет их. Во всех автоматах играющему предлагается продемонстрировать некоторые свои качества и сравнить возможности с неким эталоном, либо с возможностями «соперника». В этом смысле аттракционы более походят на спортивные соревнования, нежели на спортивные тренировки. Развить какую-либо способность, навык, автомат действительно может, но лишь в случае постоянной, в течение достаточно длительного периода, игры на нем.

В своей работе Левинсон замечает:

Определенный воспитательный эффект автоматов заключается в том, что они предлагают детям знакомство с некоторыми чертами взрослых занятий и профессий. Для ребенка, познающего мир посредством игры, игра в шофера или летчика не является видом «профессиональной подготовки» к соответствующей работе, но способствует общей подготовленности к принятию профессиональной роли. Правда, в данном качестве игровые автоматы во многом совпадают с детскими игрушками, т.е. не являются единственным средством такой «сверхранней профориентации». Но это не умаляет их собственного значения.

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год

Еще одно важное идеологическое отличие наших автоматов от западных было связано с азартностью. На западе были «однорукие бандиты», где иногда люди проигрывали все свое состояние. «Однорукими бандитами» в США называли автоматы, снабженные большой рукояткой на боковой панели. Игра на этих автоматах имеет азартный характер. Выигрыш — деньги или жетоны, шарики, обмениваемые на деньги — никак не зависит от действий играющего и является в каждом цикле игры абсолютно случайным. Поскольку средствами массовой информации был сформирован отрицательный образ распространенных в некоторых капиталистических странах «одноруких бандитов», на появившиеся позднее отечественные автоматы многими недостаточно знающими людьми был необоснованно перенесен этот ярлык и соответствующее негативное отношение. Но все серийно выпускаемые в СССР автоматы отличаются от описанных тем, что ставят выигрыш в зависимость от действий играющего; за свои деньги играющий приобретает право на собственно игру, а не на выигрывание денег, проигранных другими. За выполнение определенной задачи играющему выдается некий приз-сувенир или предоставляется бесплатная («призовая») игра.

На самом деле с игровыми автоматами Советский Союз попал в уникальную ситуацию. На тот момент это была новая, передовая техника — и советские исследователи обращают внимание на важность ее появления в жизни подростков:

Стоит отметить, что в бытовой технике, в игрушках ребенку не приходится сталкиваться ни с такими сложными по характеру работы устройствами, ни с таким многообразием способов манипулирования. Это говорит об уникальности и важности роли автоматов в воспитании навыков обращения с современной аппаратурой. Эта функция легко соединяется с функцией игры, нисколько не страдая от этого: она не навязчива, поскольку не заметна играющему.

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год


Алексей Георгиевич Левинсон играет в автомат «Скачки», Музей советских игровых автоматов, 2015 год

И действительно — это был первый шаг к эре компьютеров и современных технологий — да, со своей, игровой стороны, однако в первую очередь игровые автоматы представляют уникальный пласт технической истории СССР. Их значимость заключалась в первую очередь в знакомстве поколения с научным прогрессом:

Игровые автоматы — образцы техники эпохи научно-технической революции. В большинстве своем они предлагают играющему действия, по общим принципам близкие к действиям оператора, т.е. действия, характерные для процессов управления сложной современной техникой. Они не обучают управлению какой-либо конкретной установкой, но знакомят с элементарными принципами управляющих действий оператора в системе «машина-человек».

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год

В Советском Союзе в принципе очень ответственно подходили к производству игровой техники — причем не только в идеологическом или эстетическом плане, но и в плане безопасности для потребителя.

На встрече с работниками «Союзаттракциона» в Музее советских игровых автоматов Юрий Зиновьевич Бочевер, который работал там конструктором с 1975-го по 1980-й год и заведовал отделом перспективных исследований, поделился воспоминаниями:

Я занимался еще проверкой надежности автоматов. Мы выезжали на заводы, чтобы оценить работоспособность автоматов и их безопасность (было очень много требований по этим пунктам). Автоматы собирались на военных заводах, а там секретность страшная.

Серии тестов на надежность, которые мы проводили — это серьезно. Автомат должен быть полностью безопасным, но при этом антивандальным.


Иногда бывали забавные случаи: как-то в Пензе принимали катальные горки. Нас провели мимо шикарно накрытого стола — чтобы задобрить, наверное. Про горки сказали, что «водопроводчик делал, талантливый парень». Очень страшно было залезать на эту конструкцию. Я у напарника спрашиваю: «Обязательно надо кататься?» А он мне: «Ты стол видел? Без стола нас оставить хочешь?».

И мы поехали — а что делать? Приехали еле живые — конструкция грохотала ужасно, развалиться готова была на глазах. Подписывать это не стали, конечно.
А вообще приняли около 92 автоматов, пока работали.


Юрий Зиновьевич Бочевер играет в автомат «Дуплет», Музей советских игровых автоматов, 2015 год.

С 1991 года с распадом СССР почти мгновенно остановился и выпуск игровых автоматов. В новых условиях, в отсутствии государственной монополии, оказалось выгоднее покупать автоматы за границей. Так отечественные металлоемкие игры оказались невостребованными, без должного квалифицированного ухода стали приходить в негодность и просто сдаваться на металлолом. Завершилась эпоха советских игровых автоматов, но она многое дала тем, кто их застал — это не только теплые детские воспоминания, но и переход к современности, к технологиям, к научному и техническому развитию.

Сейчас подобные образцы технической истории представлены в Музее советских игровых автоматов, где можно вспомнить и поиграть в них — например, 30-го ноября на турнире«Game Overnight».

Читайте также: