Продавец игрушек балет краткое содержание

Обновлено: 06.05.2024

Самый яркий спектакль в репертуарах театров мира, снискавший славу на протяжении столетий - балет «Дон Кихот». Его любят все: не только зрители, но и артисты балета. Примы театра в ведущих партиях проявляют неуемный темперамент, особую энергетику, заражая зрителей красочными, искрометными танцами. А зрителей буквально заводит потрясающая музыка, которая полностью подчинена танцу в этом балете.

Авторы хореографической и музыкальной партитур

Балет своим рождением обязан двум талантам. Один из них - хореограф Матиус Петипа, создавший хореографическую партитуру балета, вложил в нее удивительные качества испанских танцев, как темпераментность и зажигательность. Второй – Людвиг Минкус, знаток специфики балетной музыки, создатель музыкальной партитуры. У авторов не было цели, создать сценический образ идальго с его философским подходом к жизни в балете «Дон Кихот», продолжительность которого три часа. В спектакле фигурируют главы романа Сервантеса, посвященные развитию отношений между Камачо и Катери. В балетной интерпретации у героев имена Базиль и Китри.

Балет - часть романа Сервантеса

Фактически балет «Дон Кихот» - краткое содержание части романа. Таким образом, зрителю предлагается побывать на праздничном спектакле, вошедшем в классику жанра. Увидеть «…как носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские пляски.

балет дон кихот краткое содержание

А вот главным героям романа рыцарю печального образа и его добродушному оруженосцу отведена в балете второстепенная роль. Остается до сих пор непонятно, почему балет, созданный на части материала книги, не имеющий стройного сюжета, пользуется признанием и любовью взыскательного зрителя. А может быть, и не стоит над этим задумываться. Ведь занавес поднят, и зрители уже присутствуют на площади Барселоны, где кипит жизнь, веселится молодежь и своенравная Китри кокетничает с цирюльником Базилем. С этой сцены начинается действие балета «Дон Кихот».

Либретто (краткое содержание)

Перед зрителем на сцене танцующая площадь. В параде танцев один меняет другой. Тореадоры размахивают красными плащами, Эспада танцует с испанкой, ноги отбивают ритм на каменных плитах. Танцы являются рождением эмоциональной, темпераментной толпы. И главное смысловое содержание балета «Дон Кихот» - это жизнь в танце, это выражение мыслей и чувств героев в танце.

И среди этого шумного веселья появляются на сцене рыцарь и его оруженосец. Взгляд Дон Кихота устремлен на Китри, не ее ли в грезах он видел в образе Дульсинеи. А между тем, отец Китри имеет навязчивую идею выдать дочь за Гамаша, которого она не любит, и всячески пытается убедить отца помолвить ее с Базилем. Отец не соглашается. Китри и Базиль убегают из дома.

балет дон кихот либретто краткое содержание

В цыганском таборе

На их пути цыганский табор, где они объясняют причину своего побега. Цыгане их радушно встречают. И вновь зажигательные цыганские танцы, рассказывающие о жизни вольной, о любви цыганской. В партитуре музыки слышны проблески цыганских мелодий. Неожиданно в таборе появляется рыцарь на коне в сопровождении оруженосца. Это, конечно же, идальго и его оруженосец. Их также цыгане приветливо встречают и приглашают на импровизированный спектакль, в котором Дон Кихот видит людей с мечами, и ввязывается в драку. Больное воображение рисует рыцарю и ветряную мельницу в виде врага, на которую он бросается с копьем.

содержание балета дон кихот

Листая брошюру с кратким содержанием балета «Дон Кихот», зритель перемещается в сны идальго. Его и здесь преследует образ Дульсинеи. Он видит ее в царстве танцующих дриад, увлекающих его в танец, но он продолжает уныло расхаживать среди танцующего «фона». Но сон заканчивается, и Дон Кихот наяву видит Лоренцо, отца Китри и Гамаша с ним. Они ищут беглецов. Как истинный идальго, он направляет преследователей по ложному следу, а вот Санто Панчо, решил, что его хозяин ошибся, и указывает отцу Китри правильный путь. Поиски беглецов продолжаются.

События на площади

А в это время на площади у гостиницы фиеста - время веселья, время выплеска эмоций. Спектакль продолжает разворачиваться дальше, и танцы естественно вытекают из сценических событий. Увернувшись от преследований Лоренцо и Гармаша, наши герои в кругу друзей, вместе с ними принимают участие в фиесте. На сцене зажигательно выплясывают тореадор с Мерседес. Лоренцо возвращается в город и на площади видит дочь. Развязка близится к концу. Свадьбы с нелюбимым Гамашем не миновать. Лоренцо неумолим.

продолжительность балета дон кихот

Но Базиль решил перехитрить Лоренцо и имитирует свою смерть, показывая, как убивает себя кинжалом. Китри поняла уловку любимого и просит Дон Кихота, появившегося как из-под земли, упросить отца выполнить последнюю волю Базиля – благословить их перед его смертью. Кто же может отказать идальго. Отец благословляет хитрецов. И Базиль оживает и заключает в объятия будущего тестя. В финале балета «Дон Кихот» с кратким содержанием романа Сервантеса, конечно, свадьба двух любящих сердец.

Дон Кихота, как почетного гостя, усаживают за стол. Начинается танцевальный перепляс. Пары сменяют группы, тореадоры пляшут с танцовщицами, как и в начале спектакля музыка заводит зрителя. Хлопают с такт испанским танцам не только на сцене, но и зал рукоплещет к такт музыки.

Пожелав молодым счастья, рыцарь уходит искать новые приключения и совершать подвиги во имя Дульсинеи Тобосской.

Заключение

Спектакль закончен. Занавес опущен. На последние поклоны, как всегда выходят артисты ведущих партий. Потихоньку из зала выходят зрители и делятся своими впечатлениями.

балет дон кихот отзывы

Какие можно ожидать отзывы о балете «Дон Кихот», если люди с момента первой постановки постоянно ходят на этот спектакль. Это как книгу, которая тебе дорога, перечитываешь и находишь для себя всегда что-то новое. Так и спектакль. В балете «Дон Кихот» слабых выступлений не бывает. И если зрители что-то говорят, так это сравнения, как играла та или иная прима, как именно в этом спектакле танцевал тот или иной солист балета. И только оды звучат в адрес этого прекрасного балета.

Если говорить о музыке, классической музыке, которая создает балетный танец, так это как поговорить с Богом. И эту органичную соединенность музыки и хореографии на сцене любого мирового театра зрители видят в божественных выступлениях солистов балета, завлекающих зрителей в сказку с кратким содержанием - балет «Дон Кихот».

Постановка 2020 г. Премьера в Воронежском театре состоялась 27 ноября.
Выпуск спектакля осуществлён при поддержке губернатора Воронежской области Александра Викторовича Гусева.

Пересказать языком хореографии роман Виктора Добросоцкого «Продавец игрушек» – задача не простая, но крайне интересная. Приступая к постановке балета по этому произведению и учитывая философские смыслы, заложенные в него автором, я был сосредоточен на основных сюжетных линиях. Главной стала история любви героев в настоящем. А через образ предка рода князей Берских протянулась связь между прошлым и будущим персонажей.
«Продавец игрушек» принадлежит к редкому числу балетов о нашей современной жизни. Его герои живут в Париже и Петербурге, работают продавцами, экскурсоводами, летают самолётами «Аэрофлота» и т.д. Но в Рождественские дни календаря, с 25 декабря по 7 января, они попадают в волшебный мир Рождественской сказки.
Андрей Петров,
народный артист России,
художественный руководитель - главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»

Краткое содержание

Первое действие

1 картина. В Париже вечереет.
Скоро праздник Рождества, а там и Новый год! Парижане, взрослые и дети, спешат домой. У многих в руках подарки для близких и родных…
Продавец игрушек Николя продолжает работу над своим последним шедевром, ведь он ещё известен в Париже как мастер по изготовлению кукол. Николя расписывает куклу, которая ему очень полюбилась. Он зовёт её Натали. От ночной работы молодой человек устал, но он не может всё бросить, ведь днём в его магазин прибегут дети, чтобы поиграть с его куклами. Закончив работу, он засыпает прямо у своего рабочего стола… Тьма окутывает все уголки комнаты… Луч лунного света падает на большой портрет деда Николя – очень богатого в прошлом петербуржца и основателя этого магазина. Старик дорожил внуком и всегда желал ему обрести своё призвание и любовь…
Вдруг неожиданно дедушка на портрете начинает оживать. Более того, он спускается в комнату и оживляет самых красивых кукол. Игрушки весело пускаются в пляс вместе с Николя. Дедушка напоминает внуку о своём подарке – золотом ключе в виде лебедя – и просит не забывать, что теперь он является главой древнего рода князей Берских…
Стук в дверь, дедушка исчезает в портрете, а Николя просыпается.
Мадам Берски пришла поторопить Николя, ведь пора открывать магазин. Мать и сын зажигают огни на нарядной ёлке и встречают пришедших детей и родителей. Праздник начался.
Неожиданно появляется почтальон. Он приносит приглашение для Николя приехать в Россию, в Санкт-Петербург, на Новый год! Все расходы уже оплачены! Мать согласна с отъездом. Он счастлив!

2 картина. В Санкт-Петербурге предпраздничная суета.
Николя ищет дворец, в котором находится музей князей Берских. Миловидная девушка бежит ему навстречу и сбивает его с ног. Николя падает. Девушка обращается к нему с извинениями – она опаздывает и поэтому так спешит. Девушка сразу понравилась Николя. Они познакомились, и оказалось, что её зовут Наташей. Николя просит девушку помочь в поисках нужного адреса. Наташа смеётся: этот адрес ей знаком…
Наташа приводит Николя в красивый старинный особняк. В музее никого, они одни. В большом зале висит портрет дедушки – такой же, как и в Париже. Николя признаётся Наташе, что он внук Берского, и показывает ей драгоценный ключ. Наташа поражена…
Появляется профессор со свитой помощников. Он мрачен, хотя внешне пытается улыбаться. Профессор грубо отчитывает Наташу за опоздание. А поняв, что Николя прекрасно говорит по-русски и переводчица не потребуется, выгоняет её. Профессор договаривается с Николя о встрече на следующий день.
Наташа ужасно расстроена, она плачет. Николя старается её успокоить… Юноша и девушка забывают о злом профессоре, сосредоточившись на своих чувствах… Уже уходя, они обращают внимание на старинные часы, и Наташа вставляет в них ключ Николя. Часы начинают бить, из них выпадает письмо. Это план загородной усадьбы с указанием, чтобы туда оправился Николя. Влюблённые покидают дворец, сообщники профессора устраивают за ними слежку.
Наташа и Николя любуются ночным Петербургом. На набережной Невы их застаёт снегопад, и снежинки вовлекают их в свой волшебный танец…

Второе действие

3 картина. Преодолевая трудности бездорожья, Наташа и Николя находят красивую усадьбу – родовое гнездо князей Берских. Теперь и в этом доме музей. Они входят в здание. Посетителей нет. В кресле дремлет экскурсовод и, по-видимому, хранительница музея. Николя и Наташа осматривают небольшую экспозицию. Наконец экскурсовод просыпается и, проявляя бурные эмоции, начинает рассказывать посетителям о традициях этого дома. В порыве она даже бьёт их указкой по рукам, когда те вдруг тянутся к экспонатам. Но время работы музея закончилось, и экскурсовод выпроваживает посетителей. Ведь сейчас прибудет главный гость! Им оказался профессор, который сразу же уединился с экскурсоводом.
Тем временем Николя и Наташа ищут новую подсказку и находят её в камине. В новом свитке указан фонтан – это место, где находится клад.
Профессор и его сообщница следят за героями, но молодым людям удаётся незаметно ускользнуть. Вот они уже в парке у фонтана.

4 картина. Очень холодно. Присев на скамейку Николя и Наташа пытаются согреться, обняв друг друга. Сон охватывает их. Им снится лето, прекрасная солнечная погода. В усадьбу приходят гости. Дедушка Николя встречает их и радостно представляет прибывшим Николя и Наташу. Он благословляет их, и все начинают приветствовать жениха и невесту… Сон заканчивается, влюблённые просыпаются. Они сильно замёрзли. Наташа и Николя бегут в деревушку, чтобы найти место, где они могли бы согреться.

5 картина. Влюблённые вбегают в чайную и просят горячего чая. За соседним столом идёт бурное застолье. Неожиданно один из подвыпивших молодых людей приглашает Наташу потанцевать, а когда она ему отказывает, бесцеремонно хватает её, выволакивая в центр зала. Николя даёт дебоширу отпор, но в ответ получает удар по голове. В суматохе сообщница профессора забирает оставленный героями на столе свиток.

6 картина. После полученного удара Николя видит всё как во сне. Видит слёзы в глазах Наташи, затем врача и медсестру с лекарствами, затем майора Берёзова – полицейского, допрашивающего очевидцев… Когда они с Наташей остаются одни, Николя наконец приходит в себя. Он обнимает Наташу и торопится с ней к фонтану. Им нужно опередить профессора. Но они не знают, что профессор со своими сообщниками идёт по их следам.

7 картина. Наконец Николя и Наташа добрались до заснеженного фонтана. Николя вставляет ключ в потайное отверстие, и фонтан начинает светиться, из него выезжает сундук с сокровищами! Неожиданно луч света падает на сундук. Это подоспели профессор с сообщниками. Злоумышленники связывают Николя и Наташу и торжествуют победу! Но группа захвата майора Березина не дремлет, преступники схвачены, заложники освобождены! Сокровища переходят в государственную собственность. Берёзов благодарит Николя и Наташу за помощь в поимке опасного преступника…
Влюблённые вновь остаются одни. Они немного расстроены приключением, но главными для них являются не сокровища, а взаимные чувства. Однако, похоже, что дедушка приберёг следующий сюрприз. Николя нашёл ещё одно отверстие для ключа. Он вставляет ключ, и небо озаряет фейерверк! В руки Николя падает маленькая коробочка и с ней записка. Николя достаёт из коробочки кольцо с бриллиантом. В послании написано о том, что это кольцо является фамильной реликвией, и оно предназначено для невесты Николя. Николя надевает кольцо на палец Наташи…

8 картина. В канун Рождества Николя и Наташа устроили детям большой праздник. Они открыли новый магазин игрушек в Москве. Мама Николя помогает раздавать детям подарки. Дети и куклы кружат в одном хороводе вокруг ёлки! Влюблённые счастливы! А дедушка рад, что выполнил свою миссию.


27 ноября в Воронежском театре оперы и балета состоялось еще одно важное событие. При поддержке губернатора области здесь была поставлена мировая премьера балета, созданного по роману известного экономиста, государственного и общественного деятеля В. Добросоцкого. Либретто для постановки было создано самим автором. Новогодняя сказка "Продавец игрушек" предлагается для праздничного семейного просмотра. Она порадует малышей и их родителей занимательным детективным сюжетом, а также приятной музыкой.


Сюжет

События спектакля разворачиваются в наши дни. Зрителя может удивить использование на сцене необычного сочетания костюмов: классические пуанты и пачки здесь соседствуют с формой полицейского, шубами гостей, белыми врачебными халатами врачей и ботинками городского головы. А героине в этом спектакле приходится не только крутить фуэте, но и кататься на лыжах.


В основе сюжета лежит сказочная история об интересных и удивительных приключениях потомка русских князей, молодого француза Николя Берски, который прибыл на историческую родину в поисках дедушкиных сокровищ. Образованный молодой человек служит в магазине продавцом игрушек. В свое свободное время он занимается изготовлением кукол. Ему удалось выиграть в интеллектуальном телешоу, в котором в качестве главного приза предлагается турпоездка в Россию. Однако главный герой отправляется в Россию не только за тем, чтобы ознакомиться с местными достопримечательностями. Его целью является знакомство с историей его рода.


Зрителю предлагается немало сцен, в которых поднимаются злободневные современные проблемы. Спектакль, поставленный в Воронеже, познакомит маленьких зрителей, а также их пап и мам с российскими и французскими новогодними традициями.


О композиции и декорациях

Композиция спектакля состоит из двух актов. Литературное произведение оживляет использование в спектакле грандиозных декораций и эффектов. Воображение зрителя поразит эффектное применение таинственного сценического дыма, картины, которая неожиданно «оживает», створок декораций, которые открываются при помощи механизмов. По задумке авторов, зрителю должны понравиться великолепные и разнообразные костюмы персонажей, среди которых встречаются как современные, женственно-элегантные одеяния, так и рабочая одежда, а также военная форма различных времен – от костюма солдат британского караула до форменной одежды сотрудников милиции. Зимние и новогодние декорации, украшающие сцену, напомнят зрителям о том, что приближается самая волшебная пора – Новый год!


Исполнители

Хореография спектакля создана художественным руководителем театра "Кремлевский балет", народным артистом России А. Петровым. В массовых танцах с участием "игрушек" участвовали молодые артисты Воронежского театра, исполнителями партий князя Берского и профессора являются премьеры М. Ветров и М. Данилов. Ценителям балетного искусства предлагается ознакомиться с игрой двух составов артистов. Это позволит им насладиться как искусством обоих исполнителей роли Николя – И. Негробова и Л. Да Силва Шавьера, так и версиями роли Наташи, предложенными воронежскими примами М. Луцко и Е. Корнеевой.


Спектакль был подготовлен при участии:

  • дирижера-постановщика Д. Серганина, лауреата Премии республики Мордовии;
  • художника-сценографа Г. Белова, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Премии Москвы художника по костюмам О. Полянской;
  • ассистентов хореографа: Ж. Богородицкой, заслуженной артистки России, А. Литягина, заслуженного артиста ВО;
  • ассистента дирижера – В. Мунаева;
  • автора оркестровой редакции В. Качесова;
  • педагогов-репетиторов: Е. Батишевой, Л. Масленниковой, заслуженной артистки России, Г. Никифоровой, заслуженной артистки Чувашии.


О рождении идеи

По словам автора романа В. Добросоцкого, его произведение было написано под впечатлением от встречи с потомком древнего рода князей Барятинских, посетившим фамильную усадьбу близ Курска (сегодня здесь функционирует санаторий "Марьина роща"). В облике этого человека обращали на себя внимание его подчеркнуто аристократические манеры. Будущего автора романа поразил тот факт, что потомок князя служил продавцом в супермаркете. Этой случайной встречей была подсказана завязка приключенческого повествования.


История инсценировок

В последнее время «Продавец игрушек» пользуется у режиссеров большой популярностью. По мотивам произведения в театре им. Вахтангова был поставлен драматический спектакль, в фильме, снятом по мотивам романа, главную роль сыграл знаменитый Пьер Ришар. Композитором А. Журбиным на либретто книги создан мюзикл, не так давно поставленный силами Ивановского музыкального театра, А. Шелыгин написал по нему оперу, премьера которой состоялась осенью 2019-го в "Новой опере".


Балет

В Воронеже история впервые была пересказана языком хореографии. Музыку к балету сочинил А. Шелыгин, один из наиболее востребованных современных российских композиторов (автор музыки ко многим фильмам и телесериалам ("Бригада","Штрафбат", "Бой с тенью" и др.). Как сознался в беседе с журналистами режиссер, оперная музыка является материалом, который непросто использовать в танцевальном спектакле. Поэтому партитура для балета собиралась по фрагментам. Между оперным и хореографическим вариантами музыки совпадения почти отсутствуют.

Пересказать приключенческий роман языком хореографии - очень непростая, но интересная задача. «Продавец игрушек» - относится к числу редких балетов о нашей современности. Его герои, живущие в столицах разных стран, являются представителями обычных современных профессий. Они ведут обычный для наших дней образ жизни. Но в преддверии Рождества они попадают в волшебную сказку.

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

балет жизель краткое содержание

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье. Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова. В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах – девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье – основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня – девушка-крестьянка Жизель, Альберт – её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта – мать Жизели. Невеста Альберта – Батильда. Вильфрид – оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

либретто балета жизель

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

жизель балет содержание

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

либретто балета жизель краткое содержание

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.


Чего ожидает человек от театра в первую очередь? Конечно же, чуда! Понятие чуда выводит нас на тему детства, игры – и игрушек, вещей необычных и даже волшебных. Именно они создают тот особый «мир», в котором разворачивается действие оперы российского композитора Алексея Анатольевича Шелыгина «Продавец игрушек».

Литературной основой оперы послужил одноименный роман, написанный Виктором Ивановичем Добросоцким. Виктор Иванович – личность весьма разносторонняя: это и ученый-экономист, и меценат, осуществивший немало благотворительных проектов, и государственный деятель – бывший член Совета Федерации, и писатель – автор романов «Унесенные мечтой», «Ностальгия по будущему» и других книг. История рождения романа «Продавец игрушек» примечательна сама по себе. Однажды писатель отдыхал в санатории «Марьина Роща», который расположен в Курской области. Территория и комплекс зданий, где размещается санаторий – это бывшая усадьба, которая до Октябрьской революции принадлежала князьям Барятинским. И вот в один из дней своего отдыха писатель, прогуливаясь по аллее в вечерний час, случайно встретился с загадочным человеком – он был одет в строгий костюм, держался очень чопорно и всем своим видом излучал подчеркнутую аристократичность, его манеры даже казались несколько напыщенными. Виктор Иванович разговорился с ним, и оказалось, что этот человек возводит свой род к князьям Барятинским. Его предки эмигрировали после революции, и он живет во Франции – в Страсбурге. Писателю захотелось узнать, чем же занимается на Западе потомок русских князей – и тут собеседник его внезапно сник и весьма смущенно сообщил, что работает… продавцом в супермаркете.

Вот так и родился замысел романа, в котором потомок князей Барятинских живет во Франции и работает продавцом… Но здесь уже заканчивается жестокая реальность и начинается добрая сказка: герой романа по имени Николя Берсен – продавец игрушек! Казалось бы, все у него в жизни хорошо: он живет во французской столице с матерью, получив блестящее образование в Сорбонне, что дает надежду сделать хорошую карьеру в бизнесе. У него есть невеста – дочь парижского стекольного магната… Но всю эту налаженную и размеренную жизнь герой готов бросить в одночасье ради призрачной надежды и мечты. Однажды под Рождество он получает загадочное письмо, из которого узнает о необычном наследстве, оставленном ему предками – князьями Барятинскими. И наследство это – не золото и бриллианты, а секрет создания светящегося стекла (по признанию писателя, лишь после завершения работы над романом он обнаружил исторические документы, из которых узнал, что в России действительно были аристократы, которые работали над созданием подобного стекла и даже достигли успеха – но, увы, ныне этот секрет утрачен безвозвратно). На родине предков героя ожидает множество захватывающих приключений – но, конечно же, он с честью выйдет из всех испытаний и преодолеет все препятствия, чтобы в финале обрести… нет, не богатство, а счастье и истинную любовь.

Роман Виктора Добросоцкого не раз привлекал внимание драматургов. В Театре им. Е.Вахтангова по нему был поставлен спектакль, а во Франции в 2012 году книга была взята за основу одноименного кинофильма (одну из ролей в нем исполнил знаменитый комедийный актер Пьер Ришар), российский композитор Александр Борисович Журбин написал на сюжет романа мюзикл. Но Алексей Шелыгин пошел другим путем – он создал оперу в классических традициях.

По словам композитора, ему хотелось создать оперу не на какой-нибудь классический, давно всем известный сюжет, а на новый, и в романе Добросоцкого его привлекло ощущение чуда, отображение мира игрушек: «Игрушка – странное явление, в котором соединяются действительность и вымысел», – утверждает композитор. Это сочетание реальности и фантазии передано в опере музыкальными средствами, уходящего корнями в традиции жанра. Это именно опера – не мюзикл, не музыкальный спектакль, в нем нет разговорных диалогов – только мелодизированные речитативы, в одном их актов присутствует такая сложная форма, как хоровая фуга. Произведение насыщено выразительными мелодиями, которые интонационно перекликаются с двумя источниками. С одной стороны, это французская музыка – Морис Равель, Франсис Пуленк, с другой – киномузыка середины ХХ столетия.

Мировая премьера оперы «Продавец игрушек» состоялась в 2019 году. Осуществил ее московский театра «Новая опера».

Читайте также: