Проект дымковская игрушка в старшей группе паспорт проекта

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51 Родничок»

Малышевского городского округа

Познавательно- творческий проект

«Дымковская игрушка»

Выполнили и провели:

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов : это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения применять нетрадиционные техники: рисовать ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии) ;

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль - март

Тематика проекта : познавательно – творческий.

Области интеграции: речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

Этапы реализации проекта

· Изучение методической литературы по теме проекта.

· Постановка цели и задач.

· Подбор материалов по данной теме (материал об истории дымковского промысла). Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.

· Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

· Разработка перспективного планирования работы с детьми.

· Создание презентации « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

· Подбор художественной литературы по теме.

· Создание условий для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

НОД Рисование «Дымковский олень»

НОД Рисование «Дымковская барыня»

НОД Лепка «Украсим наряд дымковской барышни».

НОД Рисование «Весёлые лошадки».

НОД Рисование «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования для педагогов.

Показ презентаций « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

· В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.

· Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.

· Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

· Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

· В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

· Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).

· Наглядные методы ( рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).

· Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).

· Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка». Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

НОД Лепка «Дымковский петух».

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта:

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта:

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

ВложениеРазмер
proekt_volkova.docx 22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Автор проекта Волкова Н. А.

Проект : « Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Впроцессе реализации проекта «Дымковская игрушка» дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. У детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Сформировать интерес к русской игрушке.

-У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

-У детей совершенствуются способности создавать узоры .

-Появится интерес к искусству народных мастеров.

- Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

- Разроботка стратегии реализации проекта

Создание условий для развития творческих и познавательских способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта « Дымковская игрушка».

Данилова Татьяна Сергеевна

Воспитанники старшей группы «Улыбка», воспитатель, родители воспитанников

По характеру создаваемого продукта:

По количеству детей, вовлеченных в проект:

краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Выставка «Дымковская барышня»

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  • Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Аппликация» «Дымковские животные».

«Лепка» «Дымковский петушок».

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».
  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с родителями сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Тотемский детский сад № 5 «Кораблик»

Творческий проект в старшей группе № 3 «Улыбка»

2. Подготовительный этап

3. Основной этап

4. Заключительный этап

5. Список литературы

Токарева Мария Сергеевна

Ползикова Наталья Александровна

МБДОУ «Тотемский детский сад № 5 «Кораблик»

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

1. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

2. Формировать умение создавать узоры.

3. Развивать умение рисовать простейшие элементы.

4. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

5. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

1. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

2. Сформировать интерес к русской игрушке.

3. У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

4. У детей совершенствуются способности создавать узоры .

5. Появится интерес к искусству народных мастеров.

Тема проекта: «Дымковская игрушка».

Вид: краткосрочный, тип – творческий.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

- Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Сформировать интерес к русской игрушке.

-У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

-У детей совершенствуются способности создавать узоры .

-Появится интерес к искусству народных мастеров .

- Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

- Разработка стратегии реализации проекта

Цель: Создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой», «В мире дымковской игрушки».

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

Рисование лошадки и раскрасок по образцу.

Папка- передвижка для родителей «Дымковская игрушка».

Консультация «Роль художественно-эстетического развития детей в формировании творческой личности ребенка».

Выставка детских работ.

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

Итоговая работа: «Дымковская деревня»

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2019

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. А родители узнают о существовании изделий народно – прикладного искусства из предложенного материала воспитателем в родительском уголке, а также поучаствуют в проекте.

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников , воспитатели.

Изготовление поделок из глины по мотивам дымковской игрушки и их роспись.

Задачи для детей: познакомиться с историей дымковской игрушки; учиться рисовать простейшие элементы дымковской росписи; учиться изготавливать игрушку по мотивам дымковской из глины совместно с родителями; расписывать изготовленные игрушки, сочетая различные элементы дымковской росписи.

Задачи для родителей: познакомиться с информацией консультации «Дымковская игрушка в воспитании дошкольников». Помочь детям изготовить игрушку по мотивам дымковской.

Задачи для педагогов: формировать интерес к народному творчеству, познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки и их разнообразием; познакомить детей с элементами дымковской росписи и учить рисовать эти элементы при росписи плоскостных изображений и игрушки, сделанной совместно с родителями.

Поделки из глины по мотивам дымковской игрушки, сделанные детьми совместно с родителями.

Организация выставки поделок из глины по мотивам дымковской игрушки. Каждая сделанная игрушка ребёнком совместно с родителями индивидуальна и неповторима.

Дети познакомились с одним из старинных промыслов Росси - дымковской игрушкой.

Познакомились с разнообразием видов дымковских игрушек, с историей создания этих игрушек.

Дети совместно с родителями изготовили из глины игрушки по мотивам дымковской.

Познакомились с росписью дымковских игрушек, и сами украсили такими росписями сделанные ими игрушки.

Совместная творческая работа еще более сблизила детей и родителей.

Предварительный этап:

1.Выявление проблемы, выбор темы проекта ,определение цели и основных задач.

2. Подборка тематики бесед.

3. Подборка художественной литературы по теме (книги о дымковских игрушках, стихотворения, прибаутки, загадки).

4.Подборка дидактических и сюжетно - ролевых игр по теме .

5. Разработка конспектов НОД.

6. Подборка таблиц поэтапного рисования элементов росписей дымковских игрушек , картинок с изображением разнообразных дымковских игрушек.

Основной этап:

Участвуют в беседе, рассматривают игрушки по мотивам дымковской.

Рассматривают иллюстрации в книгах о дымковских игрушках.

Слушают и заучивают стихотворения; слушают прибаутки, отгадывают загадки.

Раскрашивают картинки, с изображением дымковских игрушек.

Играют в дидактические игры.

Изготавливают объёмную игрушку из бумаги (индюк) и расписывают поделку элементами дымковской росписи.

Украшают бумажные кокошники элементами дымковской росписи.

Играют в игру-ряженье «Барышни».

Украшают сделанные совместно с родителями игрушки элементами дымковской росписи.

Играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин сувениров».

Знакомятся с информацией консультации «Дымковская игрушка в воспитании дошкольников».

Принимают участие в беседе с воспитателем о помощи детям при изготовлении поделок из глины по мотивам дымковской игрушки.

Помогают детям изготовить игрушку по мотивам дымковской.

Проведение беседы : «Что такое дымковская игрушка ». Показ

картинок с изображением дымковских игрушек; показ игрушек из глины по мотивам дымковской.

Предоставление книг о дымковских игрушках.

Чтение стихотворений, прибауток, загадок о дымковских игрушках.

Показ презентации «История дымковской игрушки». (слайды с описанием возникновения игрушки, основные элементы орнамента)

Предоставление раскрасок с изображением дымковских игрушек.

Проведение дидактических игр «Найди лишний элемент», «Подбери узор», «Найди дымковские игрушки среди других».

Проведение НОД. Ручной труд с элементами росписи. Тема: «Красавец - индюк».

Проведение НОД. Рисование. Тема: «Такие разные кокошники».

Организация игры- ряженья «Барышни».

Проведение НОД. Рисование. Тема: «Чудо - игрушки».

Сюжетно - ролевая игра «Магазин сувениров».

Консультация для родителей «Загадка Дымковской игрушки».

Индивидуальные беседы с родителями о помощи детям при изготовлении игрушки по мотивам Дымковской.

Заключительный этап

1.Организация выставки готовых поделок по мотивам дымковской игрушки.

2.Презентация проведения проекта для родителей на родительском собрании.

3.Рефлексия. Итоговая беседа с детьми об их впечатлениях при изготовлении игрушек и их росписи.


Курс повышения квалификации

Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач в ДОУ


Курс повышения квалификации

Особенности развивающих методик раннего развития детей


«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2021 318
  • DOCX 20.2 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куксина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

76 минут

«Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников»

82 минуты

«Развитие интеллектуальных способностей школьников путем мнемотехник»

61 минута

«Современные тенденции образования, формирование новой психологической службы и реализация дорожной карты»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: