Проект игрушки из глины

Обновлено: 03.05.2024

a) Сравнение образцов народных глиняных игрушек.

b) Тайны глиняной игрушки

c) Практическая работа. Мастер-класс по лепке игрушки-оберега

3. Заключение 11

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И тайна давняя веков.

Каждый прошедший день, что был вчера, позавчера, становится историей нашей страны. Как ни печально, но народное творчество, старина стали почти забытыми. Знать же историю и традиции предков необходимо уже потому, что без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к Родине, я в этом убеждена.

Большая часть народных промыслов утрачена, особенно в городе, и это не дает возможности реального приобщения к народной культуре. Решению этой проблемы могут помочь занятия в творческих объединений на основе народного искусства.

Занятия творческого объединения «Криничка» я посещаю уже 4-ый год. На занятиях мы изготовляем различные изделия и игрушки из глины. Наша руководительница на занятиях знакомит нас с историей глиняного промысла, с технологией изготовления игрушек русскими народными мастерами.

Глиняная игрушка — одна из самых древнейших форм творчества. Мир ее удивительно разнообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиции и современность. Отражены общественный уклад русского народа, быт, нравы, окружающая природа.

Проблема: русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, к сожалению, совсем несправедливо забыты

Объектом исследования я выбрала народные игрушки из глины, изготовленные мастерами различных школ лепки.

Проблемные вопросы: Для чего лепили игрушки древние люди? Что означают образы и элементы росписи народной игрушки?

Исходя из этих размышлений, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой из глины.

• Расширить знания о русской глиняной игрушки, проанализировав информацию из ресурсов Интернет и литературы по данной теме;

• Исследовать значение образов народной глиняной игрушки и элементов росписи для создания и оформления глиняной игрушки – оберега;

• Составить анкету и провести опрос среди одноклассников и родителей и сделать выводы по результатам анкетирования;

• Донести до сверстников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

• Вызвать чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Я выдвинула гипотезу: если я поделюсь с одноклассниками тайнами глиняной игрушки, то возможно, кого-то заинтересует этот вид деятельности.

В конце моей исследовательской работы, я решила сделать с одноклассниками маленькую глиняную игрушку-оберег.

Для подтверждения своей гипотезы я выбрала следующие методы:

a) Обращение за информацией в интернет;

b) Анализ печатных источников: Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981; Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

c) Консультация со специалистами.

a) Работа в уголке «Русской старины» Велижского ДДТ, с целью сравнения образцов народных игрушек;

a) Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки-оберег» :

b) Анкетирование одноклассников и их родителей: что мы узнали о тайнах глиняной игрушке;

c) Изготовление буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Этапы исследовательской деятельности

Месяц, число март апрель

Этапы 51 15 119 222 229 5

Определение темы, цели, задачи, выдвижение гипотезы, составление плана работы

Работа с печатными источниками Обращение за информацией в интернет. Обработка материала

Исследовательская работа : сравнение образцов игрушек. Обработка материала

Консультация со специалистами. Поиск материала в Интернете: образы язычества в русской народной глиняной игрушке. Обработка материалов.

Мастер-класс с одноклассниками на тему «Тайны глиняной игрушки» Анкетирование одноклассников.

Практическая работа : мастер-класс «Лепка игрушки-оберега»

Подготовка рекомендаций, буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Формулировка и оценка результатов. Оформление работы

Презентация работы

1. У одноклассников появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров;

2. В результате знакомства с тайнами глиняной игрушки я найду единомышленников и смогу с ними делиться новыми секретами лепки на занятиях в творческом объединении «Криничка»;

3. Родителей заинтересует деятельность творческого объединения по лепке из глины «Криничка».

4. Мои работы смогут занять достойное место на выставках по декоративно-прикладному творчеству.

Глава 1. Анализ литературы.

Для того чтобы заинтересовать ребятам, необходимо самой знать гораздо больше и глубже изучаемый материал.

«В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла» (Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, стр 5).

В давние времена мастерицы не просто лепили и расписывали игрушки или предметы обихода, а использовали для этого знаки семантики, символы, несущие строго определенное значение. И эти тайны глиняной игрушки я захотела узнать.

Глава 2. Исследовательская работа.

a) Тайны глиняной игрушки.

Цель: Узнать тайны образов и росписи глиняной игрушки.

• Сравнить образцы народных глиняных игрушек разных регионов России (дымковская, филимоновская, каргопольская);

• Выделить основные образы, элементы узора, цветовую гамму росписи, узнать их значение;

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Для своего исследования я выбрала образцы известных народных игрушек : дымковские, филимоновские, каргопольские. Я сравнила игрушки по форме, элементам узора и цветовой гамме. Результаты сравнения игрушек, я представила в виде таблицы (см. Приложение 1)

Сравнивая игрушки, я обратила внимание на то, какие фигурки лепили русские мастера из глины.

Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Например, считалось что игрушка - свистулька отгоняет своим свистом злых духов. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков, знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли.

Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Образ мишки имеет несколько смыслов: тотем, предок, родич; божественная сила, символ могущества, плодородия. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы. Конь — главный символ солнца и оберег. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать. Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Изображение оленя и всех рогатых связано с тем, что наши предки думали, что рогами поддерживают солнышко, чтобы оно не упало. Рога были признаком плодородия и могущества Олень — символ изобилия, символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Баран, корова — символ плодородия, могущества и бодрой силы. Козел — добрая сила. Вот как богат на фантазию русский народ.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать. Мы склонны понимать символическое изображение, прежде всего как элемент украшения. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир.

И это вторая тайна глиняной игрушки, раскрыть, которую мне помогла книга Федотова Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

На дымковских, каргопольских и других игрушках часто встречается знак солнца, предмет особого поклонения наших предков (см. Приложение 2) Солярные знаки - всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце - древнейший знак коловорота, движения солнца

Квадраты, ромбы, пересекающиеся линии - крупный квадрат заполняют обычно квадратики, точки - древний символ засеянного поля, связано с магией плодородия. Символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны

Волнообразные линии, зигзаг - условные изображения воды в народной росписи

Из этой же книги я узнала третью тайну народной игрушки : В давние времена мастерицы не просто расписывали игрушки в определенной цветовой гамме, а использовали для этого цвета, несущие строго определенное значение. Каждый цвет также что-нибудь символизировал:

• Желтый, красный – солнце,

• Голубой, синий – воду.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

• Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

• В росписи игрушек присутствуют знаки, которые несут глубокий символический смысл.

• В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

• Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

b) Практическая работа. Мастер-класс по лепке оберега.

Изучив тайны глиняной игрушки, я поделилась своими знаниями с одноклассниками и провела мастер-класс по изготовлению игрушки-оберега из глины (см. Приложение 3)

c) Анализ анкет одноклассников по теме проекта.

Так как цель моего исследования: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой, я составила анкету из 5 вопросов (см. Приложение 4, направленную на получение данных по количеству детей проявивших интерес к лепке после мастер-класса.

- Большинство одноклассников в свободное от учёбы время предпочитают вид деятельности – компьютерные игры 50% и лишь 11% увлекаются лепкой.

- Я смогла убедить большинство, что народная игрушка может быть предметом изучения истории родного края – 83%.

- Моих одноклассников заинтересовала тайна образов в народной игрушке – 100%.

- Больше половины четвероклассников заинтересовались занятиями в творческом объединении «Криничка» - 56%.

Вывод: Анализ анкетирования показал, что у большинства одноклассников после проведения мастер-класса появился интерес к занятиям лепкой и к истории народной игрушки.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Проведя учебно–исследовательскую работу, я нашла ответы на эти вопросы.

Вывод: Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм.

И сейчас во многих российских городах и селах существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

В своей исследовательской работе я приоткрыла лишь некоторые тайны народной глиняной игрушке. Но если вы захотите узнать, что общего между греческим мифическим Кентавром и нашей каргопольской игрушкой Полкан, чем отличаются глиняные птицы Сирин, Гамаюн и Алконост, с какой целью русские мастера изготавливали игрушку Тяни-толкай? Приходите к нам в творческое объединение по лепке из глины «Криничка».

Материалы на печатной основе

1 Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981,-34 с.

2 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М., 1975,-120 с.

3 Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М. : Малыш, 1985.- 48с.

4 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

5 Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, -56 с.

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Конспект НОД по прикладному творчеству «Работа с тканью. Вышивание салфетки» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Учить детей вышивать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом». 2. Закрепить технику вышивания - «стебельчатый.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление глиняной игрушки «Зайка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка мастер-класса «Изготовление.

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Занятие студии народной глиняной игрушки: «Сорока-белобока» Подготовительная группа студии народной глиняной игрушки «Сказка». Занятие по лепке из глины: «Сорока-белобока». Цель: Познакомить детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МК ДОУ «Кировский детский сад»




« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

Исполнитель: Петров Ваня

Воспиатанник подгот. группы

Кировского детского сада

Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна

Кировского детского сада.

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4

· История создания глиняной игрушки

· Выбор изделия, материала и оборудования

· Этапы выполнения проекта

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9

· Результаты проделанной работы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.

Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую

филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.

Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

triffid_01

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (слайд 4)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/093d/00028dc4-a567e2fa/hello_html_4115b5a7.jpg

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (слайд 5)

e964326e5dd036707865aea0c50a599d

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (Слайд 6)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B112

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.

Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).

В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.

На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).

- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)

- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)

- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)

- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka.docx 846.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 38 г. о. Самара

Образовательный проект

«Народная игрушка из глины»

г. Самара Автор Лошкарева Наталия Николаевна

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки из глины.
  • Научить изготовить игрушку.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

По характеру предметной области: Социализация

По составу – групповой

По продолжительности средней продолжительности (2.04.15- 28.04.15.)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Узнать разнообразие игрушек из глины, содержание игр с ними
  • Уметь организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Научиться изготавливать глиняные игрушки.

Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у Дымковской игрушки»

Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

Интегра-ция образова-тельных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Работа с родителями

2.Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках.

3.Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства 4.Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом.

5.Сюжетно- ролевая игра» Мага-

зин игрушек», «Идем в музей».

1.Подбор русских народных сказок

2.Подбор дидактических игр

3.Альбомы «Народная дымковская игрушка».

4.Иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

1. Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) 2Наглядная агитация, папки-передвижки.

.3Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке»,

1.Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»

2. Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая)

3.НОД «В гости к сороке»

5.Рассматривание иллюстрации разновидности народной игрушки 6.Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек

4Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»

1.Театрализованная игра «Репка из матрёшки» 2.Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,

3.Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

4. Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»

5.Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку»

«Как сделать игрушку вместе с ребенком»

2.Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем»

ция»Народ-ные игры в

1. Рисование НОД«Дымковский конёк»

2. Аппликация «Украсим барышню»

3. Конструирование «Магазин игрушек»

4.Разучивание частушек 5.Хороводная игра «В небе жаворонок пел»

6.Пляска «Мы матрёшки»

7.Оркестр народных игрушек»

1Вечер развлечения «В гостях у Дымковской барышни»

Выставка творческих работ детей

Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

Опрос детей 02.04.15. Принимало участие 18 детей.

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.

Опрос детей 27.04.15. Принимало участие 18 детей

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

2. Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова А. В., музыкальный руководитель – Панова Л. Г.

3. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту :

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, кружок «Мастера и мастерицы».

4. Тип проекта : исследовательский, творческий

Проблема: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке. Опрос детей показал, что дети плохо различают изделия народных промыслов, отличие их друг от друга

Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Особый интерес у детей вызвала глиняная игрушка свистулька, возникло желание освоить технологию изготовления такой игрушки.

7. Цель проекта : Изучение народных промыслов, глиняных игрушек.

8. Задачи проекта :

1. Определить: Что такое глиняная игрушка?

2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.

3. Изучить глиняную игрушку в современности.

4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

5. Представить глиняную игрушку в исполнении детей и родителей.

9. Необходимое оборудование: глина, стеки, акриловая краска, кисти, баночка, лак.

10. Предполагаемый продукт проекта : глиняная игрушка – свистулька.

Участники проекта :

Срок реализации проекта : апрель - май 2018 года.

Принципы реализации проекта :

• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для проявления способностей каждого ребенка.

• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия педагога и ребенка

• Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста

• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

• Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

Формы реализации проекта : :

• Посещение библиотеки (поиск информации).

• Беседа «Глиняная игрушка».

Практические занятия: изготовление глиняной игрушки.

№П/П ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Выбор и обоснование проекта Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседа о глиняной игрушке. Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр презентации «Глиняная игрушка».

2. Выбор изделий, материалов и инструментов. Просмотр презентаций в интернете по изготовлению игрушки – свистульки из глины Приготовление материалов и инструментов.

3. Выбор оптимальной технологии. Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда. Запись плана работы.

4. Практическая работа и корректировка деятельности. Критерии оценки качества изделий. Изготовление глиняной игрушки, которая должна звучать.

5. Корректирование проекта. Предложения по усовершенствованию. Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.

6. Защита проекта. Праздничная защита коллективного проекта. Защита проекта.

1) Беседа с презентацией «Глиняная игрушка».

1 История возникновения глиняной игрушки.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко 2 тысячелетию до Рождества Христова.

Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веках, это были свистульки в виде коней, птиц, фигурок людей.

Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу".

Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью: лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами.

Уникальный центр народного творчества - деревня Хлуднево, Калужской области.

Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой – женский промысел - изготовление глиняной игрушки.

Широко известны такие народные промыслы как - Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

2 Глиняная игрушка в современности.

Если раньше в старину глина использовалась человеком в бытовых целях. Из нее изготавливали посуду (горшки, тарелки, детские игрушки и сувениры. То в наше время глина и изделия из нее стали как видом декоративно-прикладного творчества, изучаемое детьми в кружках. Глиняные изделия используются как сувениры, подарки и все реже в быту.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная

глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Практические занятия: изготовление и оформление глиняной игрушки.

Процесс изготовления глиняной игрушки.

Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия : смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера, есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой.

А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

1) Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту.

2) Выставка детских работ.

3) Презентация проекта.

№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные

1. Разработка и утверждение плана проекта 12-13 апреля Дети. Педагоги. Родители

2. Экскурсия в библиотеку 16 апреля Воспитатели, родители

3. Просмотр презентаций о народных промыслах 17 апреля Данилова А. М.

4. Игра «Народные промыслы» 18 апреля Пустовалова А. В.

5. Выставка «Глиняная свистулька» 19 апреля Панова Л. Г.

6. Дидактическая игра «Лото по народным промыслам» 20 апреля Пустовалова А. В.

7. Занятие лепка из глины «Птички» 23 апреля Данилова А. М.

8. Игра «Что, где, когда?» 24 апреля Пустовалова А. В.

9. Музыкальное занятие «Чарующий звук» 25 апреля Панова Л. Г.

10. Мастер-класс «Птичка – свистулька» 27 апреля Данилова А. М., родители. дети

11. Оформление глиняной игрушки 3 мая Данилова А. М.

12. Презентация проекта 11 мая Дети

Наименование Цена (р.) Количество (шт.) Стоимость (р.)

1 Глина для лепки 115 2 230

2 Краски акварельные 200 200

Себестоимость: 430 : 16 шт. = 26 р. 80 коп.

Методические материалы для проекта

Учебник: Конышева Н. М. Чудесная мастерская: М. : Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000. – 160 с. ; ил

Книги: Федотов Г. Я. дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел.

Кн. для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с., ил.

Ожидаемые результаты: Предполагается, что в результате реализации проекта дети

1. историю возникновения глиняной игрушки;

2. применение глиняной игрушки в современности;

3. процесс изготовления глиняной игрушки.

1. находить нужный материал в дополнительной литературе;

2. использовать для дополнительных сведений материалы библиотеки;

3. лепить и оформлять глиняную игрушку;

Основы художественного ремесла. В. А. Барадулина, М., «Просвещение», 2007.

Народное декоративно-прикладное искусство. Л. Д. Роднели, М., «Просвещение», 2014.

Сказку сделаем из глины, теста, снега и пластилина. В. С. Горичева, М. И. Нагибина, Ярославль - «Академия развития», 2008.

А. А. Грибовская «Детям о народном искусстве» Учебно-наглядное пособие. М., «Просвещение», 2012.

Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся». М., «Просвещение», 2014.

Свободная интернет – энциклопедия «Википедия».

Лепка «Разноцветные глиняные снежинки»

Лепка «Разноцветные глиняные снежинки» Оборудование:ткань (желательно натуральных волокон,скалка,глина,стеки,трафарет,зубочистки (или другие тонкие палочки,емкость с водой,влажные.

Краткосрочный проект «Неделя игры и игрушки» Проект «Неделя игры и игрушки» Цель проекта. Дать представление детям об игрушках. Создать праздничное настроение. Способствовать развитию.

Краткосрочный проект на тему «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Дюймовочка» Воспитатель : Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Презентация «Игрушки не простые — глиняные, расписные» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 128 Игрушки не.

Проект «Игрушки» для детей 2–3 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА(2-3года) Тема.

Проект «Игрушки» (первая младшая группа)

Проект «Игрушки» (первая младшая группа) Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: групповой. Участники проекта: дети группы.

Проект «Игры-игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Городок» г. Мытищи Московская область ПРОЕКТ «ИГРЫ И ИГРУШКИ».

Проект «Наши игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок» (3 корпус) Проект «Наши игрушки» для детей раннего.

Краткосрочный проект «Игрушки» ГБОУ 2120 Д-4 СЛОНИКИ ТЕМА: «ИГРУШКИ» Воспитатель: Меджидова Ф. К. 2018. Тип проекта: исследовательско – творческий.

2. Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова А. В., музыкальный руководитель – Панова Л. Г.

3. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту :

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, кружок «Мастера и мастерицы».

4. Тип проекта : исследовательский, творческий

Проблема: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке. Опрос детей показал, что дети плохо различают изделия народных промыслов, отличие их друг от друга

Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Особый интерес у детей вызвала глиняная игрушка свистулька, возникло желание освоить технологию изготовления такой игрушки.

7. Цель проекта : Изучение народных промыслов, глиняных игрушек.

8. Задачи проекта :

1. Определить: Что такое глиняная игрушка?

2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.

3. Изучить глиняную игрушку в современности.

4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

5. Представить глиняную игрушку в исполнении детей и родителей.

9. Необходимое оборудование: глина, стеки, акриловая краска, кисти, баночка, лак.

10. Предполагаемый продукт проекта : глиняная игрушка – свистулька.

Участники проекта :

Срок реализации проекта : апрель - май 2018 года.

Принципы реализации проекта :

• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для проявления способностей каждого ребенка.

• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия педагога и ребенка

• Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста

• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

• Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

Формы реализации проекта : :

• Посещение библиотеки (поиск информации).

• Беседа «Глиняная игрушка».

Практические занятия: изготовление глиняной игрушки.

№П/П ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Выбор и обоснование проекта Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседа о глиняной игрушке. Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр презентации «Глиняная игрушка».

2. Выбор изделий, материалов и инструментов. Просмотр презентаций в интернете по изготовлению игрушки – свистульки из глины Приготовление материалов и инструментов.

3. Выбор оптимальной технологии. Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда. Запись плана работы.

4. Практическая работа и корректировка деятельности. Критерии оценки качества изделий. Изготовление глиняной игрушки, которая должна звучать.

5. Корректирование проекта. Предложения по усовершенствованию. Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.

6. Защита проекта. Праздничная защита коллективного проекта. Защита проекта.

Прикреплённые файлы:

Фотоотчет «Проект «Новогодняя игрушка»

Фотоотчет «Проект «Новогодняя игрушка» Проект " Новогодняя игрушка". Новый год - самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками от.

Педагогический проект «Дымковская игрушка» Паспорт проекта Структура Содержание Тема «Дымковская игрушка» Участники про-екта Воспитатель группы: Логунова Е. В. воспитанники средней.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка» Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. Задачи:.

Проект «Дымковская игрушка» Проект на тему «Дымковская игрушка» Тип проекта: долгосрочный, информационно-творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Проект Игрушка для новогодней елочки Проект «Игрушка для новогодней елочки» Авторы проекта: Борзова С. А., Строгонова О. В. Продолжительность проекта: -Ноябрь-декабрь (средней.

Проект «Игрушка своими руками»

Проект «Игрушка своими руками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 «Аленка» г. Светлоград Проект: Мини.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Моя любимая игрушка» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2» общеразвивающего вида.

Творческий проект «Новогодняя игрушка» - Дети, посмотрите, кто это? Ответы. - А что есть у Деда Мороза? Ответы. - А как вы думаете, что он туда положил? Ответы. - А кому он дает.

Читайте также: