Проект история игрушки в россии

Обновлено: 16.05.2024

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти

ВложениеРазмер
master_klass_vozhdaeva_t.v.rar 2.74 МБ
Русская - народная игрушка 61 КБ

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

«Русская - народная игрушка»

Старшая группа (дети 5-7лет)

Автор: воспитатель Вождаева Т.В.,

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и городецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Основные преимущества этого проекта:

  • формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
  • формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
  • развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Тема: Ознакомление детей с русской народной игрушкой и народными промыслами.

Название проекта. «Русская - народная игрушка».

Тип проекта. Творческо-исследовательский

Сроки реализации. Краткосрочный

Состав участников: дети старшей группы, их родители и педагоги

Цель. Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки.

  • Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
  • Расширять представление о русской - народной игрушке.
  • Познакомить с русской народной игрушкой : кукла – пеленашка, крупеничка, кукла - столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик .
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

  • У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
  • Укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг

2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

4. Непосредственная образовательная деятельность:

Волшебный мир красок (русские народные промыслы);

Золотые руки мастеров;

В гости к матрешке.

5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

6. Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

7. Художественное творчество: Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка

8. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества»

9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде… », танец Неваляшек.

Формы работы с родителями.

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о русской народной игрушке, с последующей записью.
  • Выставка «Русская народная игрушка»
  • Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.
  • У детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани;
  • Оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»;
  • Куклы используются в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

Социально - коммуникативное развитие, труд.

  • Беседы о народной игрушке, истории возникновения
  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг.
  • Составление и отгадывание загадок о народных промыслах.
  • Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
  • Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
  • Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
  • Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».
  • Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
  • Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

  • Художественное творчество
  • Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
  • Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
  • Организация выставки мини-музея «Русские народные игрушки»

Взаимодействие с родителями

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
  • Мини-музей «Русская - народная игрушка»

В планах на следующий год:
1. Использование русской – народной игрушки, утвари в праздниках, развлечениях.
2. Привлечение родителей в создании русской игрушки: круглые столы, совместные мероприятия .
3. Организация выставок, ярмарок, распродаж.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

 История возникновения игрушки на Руси


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Ценностные ресурсы личностной компетентности


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся


«Актуальные и современные проблемы системы образования»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 История возникновения игрушки на Руси

История возникновения
игрушки на Руси

Цель: Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к.

Цель: Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления вязаных игрушек.
Задачи урока:
Образовательная – расширять кругозор обучающихся, познакомить учащихся с историей создания игрушки на Руси и технологией изготовления вязаной игрушки.
Развивающая – развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.
Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относят.

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят иг.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде».

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой умень.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Раньше кукло.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.
Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.
Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отр.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самосто.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из раз.

Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек: Троице-Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Сейчас это всего лишь игрушки-сувениры.

А вот вязаная игрушка снова входит в моду. И вы сами, своими руками при помо.

А вот вязаная игрушка снова
входит в моду.
И вы сами, своими руками при помощи спиц или крючка и небольшого количества пряжи, можете выполнить красивые игрушки. Узоры для них выбираются несложные (столбики без накида или лицевая гладь). Главное – умение придать игрушке нужную форму. Готовые изделия наполняют кусочками ваты или синтепона, а отделку выполняют в соответствии со своей фантазией, - бисером, стразами, лентами.

Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки про.

Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки проста, а процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Вместо фабричных кукол и машинок вы можете подарить своим друзьям и близким красивые вязаные игрушки выполненные своими руками.

Ресурсы http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/davnymdavno_na_ruci.htm.

Ресурсыhttp://kharkov-online.com/files/images/objava/36597/155196.jpg http:/.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Луговская СОШ Зональ.


Курс повышения квалификации

Методика и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств


«Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Луговская СОШ Зональ.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Луговская СОШ Зонального района. Алтайского края

Проект на тему:
«ИСТОРИЯ ИГРУШЕК»

Авторы проекта: ученики 3 класса.
Руководитель проекта: Криволуцкая Н.А.
учитель начальных классов
с.Луговское
2019г

Актуальность знать историю игрушек необходимо потому что, игрушка – это важна.

Актуальность
знать историю игрушек необходимо потому что, игрушка – это важная часть детского мира. Играя, ребенок развивает фантазию, изучает окружающий мир. Играющий ребенок продвигается к новым ступеням мастерства. И учится чему- то новому.

Цель Изучение истории создания игрушек и процесса создания игрушки с.

Цель
Изучение истории создания игрушек и процесса создания игрушки своими руками

Задачи 1.Посетить музей. Познакомиться с историей создания игрушек. 2. Изу.

1.Посетить музей. Познакомиться с историей создания игрушек.
2. Изучить литературу по теме проекта
3. Узнать у родственников- какими игрушками они играли в детстве.
4. Сделать игрушку своими руками.

Объект исследования: игрушкиТип проекта: -творческий -краткосрочный -коллекти.

Объект исследования: игрушки
Тип проекта:
-творческий
-краткосрочный
-коллективный

Экскурсия в музей

Экскурсия в музей

В Луговском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работни.

В Луговском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея Любовь Дмитриевна Шебалина провела экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из дерева, глины и железа.

История игрушекИстория игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история.

История игрушек
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека.
.




Какие игрушки были на Руси?Люди верили в волшебную силу игрушек. Когда дети м.

Какие игрушки были на Руси?
Люди верили в волшебную силу игрушек. Когда дети много играют, в семье будут деньги, если плохо обращаются с игрушками-быть беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон
Чаще куклы были без лица, дети сами придумывали характер и настроение куклы

КуклаКукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обы.

Кукла
Кукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обычаями и обрядами. Ее история начинается с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, оберегом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Самая древнейшая из всех игрушек –это кукла

Самая древнейшая из всех игрушек –это кукла

Куклы без лицаНа Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без.

Куклы без лица
На Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без лица она была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил.
Крестьянские куклы делались для разных целей: для игры, как куклы –обереги и для обрядов.

СтригушкиС 5 лет дети сами делали игрушки из шишек, веточек, листьев. Интерес.

Стригушки
С 5 лет дети сами делали игрушки из шишек, веточек, листьев. Интересные игрушки получались из соломы- «стригушки»

Кувадка. Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадо.

Кувадка.
Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадок должно было быть нечетное количество. Считалось, что эти куклы отгоняют от ребенка злых духов.

Веппская куклаДо рождения малыша куклу помещали в колыбельку, чтобы «согреть.

Веппская кукла
До рождения малыша куклу помещали в колыбельку, чтобы «согреть» её.
После рождения кукла висела над колыбелькой

Кукла «Кубышка- травница»Мешочек-юбку такой куклы набивали душистыми.

Кукла «Кубышка- травница»
Мешочек-юбку такой куклы набивали душистыми полезными травами (мятой, душицей) и подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы он лучше спал, или у кровати больного, чтобы запах травы отгонял духов болезни.

МатрешкаА в конце 18 века появилась первая русская матрешка, её сразу признал.

Матрешка
А в конце 18 века появилась первая русская матрешка, её сразу признали символом русского народного искусства

НеваляшкаДарума-японская кукла-неваляшка, не имеет рук и ног.

Неваляшка
Дарума-японская кукла-неваляшка, не имеет рук и ног.

Есть ли польза от игрушек?-Игрушки помогают развивать у детей ловкость, памят.

Есть ли польза от игрушек?
-Игрушки помогают развивать у детей ловкость, память, мышление, способность к творчеству, внимание, речь, фантазию
-Старших мальчиков конструкторы учат разбираться в технике и работать с инструментом, а девочки учатся вести хозяйство на наборах игрушечной посуды и бытовой техники

Но некоторые игрушки вредны для детей Игрушки, которые навязывают агресс.

Но некоторые игрушки вредны для детей

Игрушки, которые навязывают агрессию и жестокость, плохо влияют на детей
Игрушки из токсичных материалов приносят вред здоровью ребенка. Поэтому взрослые должны быть внимательны при покупке игрушек!

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

Какими игрушками играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы?

 Игрушка своими руками

Игрушка своими руками

Игрушки своими руками

Игрушки своими руками

Игрушка своими руками

Игрушка своими руками

Заключение В ходе исследования мы узнали, в какие игрушки играли наши родител.

В ходе исследования мы узнали, в какие игрушки играли наши родители, бабушки и дедушки, как выглядели и какие функции выполняли старинные игрушки.
Мы выяснили, что все дети и во все времена очень любят играть. Игрушки наших родителей не были такими яркими и разнообразными, как у нас, но они очень ими дорожили и ценили их.
В итоге выполнения проекта мы научились:
- находить и обрабатывать информацию по заданной теме;
- узнали историю кукол, глиняных игрушек и их разнообразие;
- научились самостоятельно изготавливать куклу.
Нам работа понравилась, и мы бы хотели узнать об игрушках еще больше.

Спасибо завнимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

  • 30.12.2019 892
  • PPTX 16.7 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Криволуцкая Наталия Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

101 минута

«Основы религиозных культур и светской этики»

62 минуты

««Помогающий учитель» - дыхательные упражнения для детей, снимающие напряжение, повышающие работоспособность, создающие баланс»

62 минуты

«Роль взрослого в жизни ребенка: как поспособствовать успешному раннему развитию»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Есипова Надежда Николаевна

Тема моего проекта « История русской игрушки». Эту тему я выбрала не случайно так как хожу в кружок по изготовлению старинных народных игрушек О возникновении игрушек мы и поговорим.

ВложениеРазмер
iz_istorii_igrushek.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

В словаре С. И. Ожегова мы читаем:» Играть- развлекаться, забавляться чем- то, значит, Игрушка –это вещь, с которой можно поиграть.

Тема моего проекта « История русской игрушки». Эту тему я выбрала не случайно так как хожу в кружок по изготовлению старинных народных игрушек О возникновении игрушек мы и поговорим. Ведь , что интересно: в куклах отразилась история России. История игрушки имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека.

Первые экспонаты музеев игрушек датированы 12-13 веками. Первобытные дети играли с камешками, косточками животных. Это время можно назвать началом Истории игрушек.

Постепенно игрушки стали усложняться, их вырезали из камня, дерева, создавались первые погремушки, фигурки.

Мы мысленно перенесемся в то время, где изготовляли игрушки из глины и дерева. Первое упоминание о деревянной игрушке встречается лишь в17 веке. Родиной деревянной игрушки считается лесная полоса, центром ее производства можно считать Московскую губернию Сергеев посад. По преданию считается, что первые игрушки для детей вырезал основатель монастыря Сергий Радонежский. Самые первые простейшие игрушки представляли собой слегка подправленные ножом сучки с интересными изгибами.Чаще всего это были птицы, настороженно вытянувшие шеи.

Оперся рукой на шашку, излучающую жар,-

Из обычной деревяшки Сделан мастером гусар.

Мастер в Троицком посаде жил сто лет тому назад,

И игрушки хлеба ради Вырезал он для ребят.

Игрушки делали не только из дерева, но и из глины.Такие игрушки делали в Тульской области, в деревне Филимоново. Сторожилы говорят:

« Места наши – одна глина. Вот и делали из нее все, что можно»

Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой.

Глиняные игрушки делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивали в разные цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками.

Но по праву самой древней игрушкой человечества является кукла

Да первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы. Причем куклами играли не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет. К концу 19 века у людей куклы играли роль оберега . Они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.
Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.
Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок.

Постепенно игрушки становились все более разнообразными. Теперь дети играли уже не только традиционными куклами, начинали появляться матрешки, различные перчаточные куклы.

Матрешка- уникальная игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром. Матрешка имеет удивительную историю.

Вот она перед вами- русская матрешка. Вот они « подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы. Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок. Игрушка всем понравилась и русские мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и в сарафане с черным петухом в руках. Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именемДуняша, Манаша. Матрена, Матреша. Так и сталиновые игрушки матрешками. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе наша матрешка получила золотую медаль. Самая крупная матрешка ростом с первоклассницу, самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Говоря о куклах, хочется упомянуть» Самую русскую игрушку – носатого Петрушку»

Не одно кукольное представление не обходилось без этого героя.

Долгий путь проделалаигрушка к вам, пока не стала вот такой красивой, яркойСделана она не из глины и дерева, а из современногоматериала, но от этого не стала менее любимой,Ведь мастер вкладывает в нее свою душу, умение. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам.
Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка

Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.

И все таки все эти игрушки несомненно были сделаны для того, чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. А у нас детей должны быть очень хорошие отношения к игрушкам, чтобы каждая из них не была забыта нами и не валялась в пыли .Ведь с давних времен в народе считалось, что дети которые плохо обращаются с игрушками, небрежно, быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них.

Баланян Оганес

"Русские игрушки" - это информационный проект. В ходе исследования я узнал, что русские игрушки тесно связаны с религией древних славян-язычеством. Самой древней русской игрушкой считается мяч. Символ России - матрёшка имеет японских родственников. Игрушки на Руси делали из различных материалов.

ВложениеРазмер
проект русские игрушки 1.93 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Русские игрушки» Автор: Баланян Оганес, ученик 3 б класса ГБОУ школы № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга Руководитель: Сергеева Елена Викторовна, учитель начальных классов г. Пушкин, 2013

Гипотеза: предполагаю, что русские игрушки связаны с народными промыслами. Цель: узнать историю русских игрушек. Задачи: 1. Изучить литературу и ресурсы Интернет о русских игрушках. 2. Выяснить, какая русская игрушка была самой древней. 3. Подготовить презентацию в сотрудничестве с учителем.

Славное прошлое русской игрушки Давным-давно, много столетий назад наши предки - славяне были язычниками. Люди поклонялись великим богам: Сварогу, Ярило, Мокошь и другим. В домах появлялись маленькие самодельные боги из глины, камня, дерева. Минули века. На русскую землю пришла новая религия – христианство. А старые боги достались детям.

Погремушка Первые погремушки гремели над колыбельками русских малышей не для забавы. Они сражались со злыми духами. Древние русские погремушки делали без рукоятки, просто шарик из глины с горошинами или камешками внутри. Материалом также служили мочевые пузыри животных, береста, дерево.

Свистульки Свистульки – родные сестрички погремушек, ими тоже отгоняли нечистую силу. Глиняные свистульки приходятся дочками простым глиняным горшкам, так как гончары мастерили фигурки со свистком из остатков глины.

Кони Кони у наших предков считались главными животными. На них воевали, ездили в дальние края, возили грузы, а главное – на них пахали. Без коня не было хлеба. Люди верили, что боги ездят по небу в волшебных колесницах. А.В. Моравов. Будущий наездник.

Русские мальчики играли разными конями. Это были деревянные лошадки на колёсиках, на палочке, на качалке. Отцы привозили с ярмарок глиняных свистулек, кентавров, тройки. По всей Руси вязали лошадок из соломы. В виде коней из дерева делали санки, каталки, колоды, скамейки. Позже игрушки-лошадки делали из папье-маше.

Чудесные птицы Руси Наши предки-славяне верили, что мир появился благодаря птице из яйца. Птицы с распростёртыми крыльями – это круглое солнце с лучами. Уточка символизирует воду, очищающую от злых духов. Петух умеет отгонять своим криком нечистую силу. Вот и делали пичужек для детей из глины, дерева, соломы и травы.

Самая древняя игрушка Не удивляйтесь, это обычный мяч. Слово «мяч» родственно словам «мягкий», «мякиш». Традиционные русские мячи шили из тряпок. Готовый мяч набивали шерстью, поэтому он был прыгучим. При раскопках в Новгороде, Пскове, Москве нашли мячи из кожи. Крестьянские дети на Руси развлекались мячами из бересты или бычьих пузырей.

Волчок Древний славянский волчок-кубарь не похож на современную юлу. Это полый цилиндр или шар с дырочкой в боку, который крутится на острие.

Куклы-обереги На Руси кукол делали для игры и совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы нельзя было использовать при обряде. Куклы-обереги делались без помощи ножниц, иголки. У тряпичных кукол забавные названия: кувадка, пеленашка, столбушка, зернушка, крестушка. Традиционные народные куклы без лица, ног, волос. Пеленашка Зернушка Кувадки

Неваляшки Неваляшки родились в России в начале XIX века. Их точили из дерева на станке, расписывали яркими красками и покрывали лаком. Чтобы они «не валились», в основание деревянной фигурки вкладывали кусочек свинца. Ещё неваляшек называли кувырканами и ваньками-встаньками.

Матрёшка Первую матрёшку изготовили художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин. Это восьмиместная куколка - круглолицая крестьянская девушка в сарафане, в цветастом платке на голове и с петухом в руках. Назвали её простым крестьянским именем Матрёна. С 1890 года началось массовое производство этих красавиц. Существует предположение, что прообразом куклы послужила фигурка бога счастья и долголетия Фукурума, привезённая из Японии.

Петрушка Петрушка был популярной русской куклой. Весёлый, остроумный, бесстрашный. Одет в красный кафтан и бархатные шаровары, на голове красный колпак. Бродячие актёры ходили с куклой по городам и сёлам и разыгрывали смешные представления. Петрушка шутя побеждал своих врагов, наказывал зло и восстанавливал справедливость.

Игрушки для мальчиков В России игрушечное войско появилось поздно, в XVIII веке. Это была господская, иноземная, дорогая игрушка. Знаменитые оловянные солдатики. Русские мастера начали изготавливать деревянных солдатиков после Отечественной войны 1812 года. Мундиры соответствовали настоящим.

Вкусные игрушки Какие вкусные игрушки делались на Руси? Козули. Это общее название для фигурок из ржаного теста. Козёл у древних славян был символом плодородия. «Коровки» и «козульки» пекли к Новому году. «Баранов» пекли в Вербное воскресенье. Весной делали птичек из теста. Самыми вкусными съедобными игрушками стали пряники. Козули Пряничная доска Тульский пряник

Выводы Русские игрушки тесно связаны с религией древних славян – язычеством. Самой древней игрушкой был мяч. 3. Символ России – матрёшка имеет японские корни. 4. Русские игрушки делали из разных материалов: травы, соломы, бересты, дерева, мочевых пузырей животных, глины, ткани, шерсти, бумаги, теста.

Читайте также: