Проект по изо 5 класс народная игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Презентация "Дымковская игрушка" демонстрируется на уроке изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках".

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.pptx 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка Учитель ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Дьячкова Н.А.

Дымковскую игрушку делают в городе Кирове.

Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина .

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелкимречным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают , используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Следующий этап работы, характерный только для Дымкова , - « обеливание ». Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя, а для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Старейшая игрушечница Валентина Петровна Племянникова за работой.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

В мастерской художника

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Памятник Дымковской игрушке в Кирове пришелся по вкусу горожанам.

Москва. Дымковская игрушка. Скульптура

Наши работы БАРЫНИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Связь времён в народных русских игрушках. Роспись дымковской игрушки


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу.


Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг.


Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка".

Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр.


Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества".

У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира РУССКАЯ МАТРЁШКА Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные

Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком. Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму . Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках

З аморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову русский платочек , свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша ? Матрёша?

полховско - майдановская матрёшка

вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ). Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В большой деревне Федосеево , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.

ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Древние образы в современных народных игрушках


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Снятие эмоционального напряжения у детей и подростков с помощью арт-практик и психологических упражнений»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках

Древние образы в современных народных игрушках

Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культовог.

Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения. Погремушки и свистульки отгоняли от ребенка злых духов, куклы олицетворяли собой плодородие, были залогом семейного счастья. Красный конек, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица «отпирала» весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю.
Художественная традиция проявлялась во всем: в постоянстве типов игрушек, их тем и сюжетов, в устойчивости пластических образов и технических приемов, в повторяемости орнаментов и узоров, а также в бережном отношении мастера к материалу, будь то дерево, солома, глина или ткань.

 Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспо.

Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия.

Народные промыслы Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличают.

Народные промыслы
Расписаны:
в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.


На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца,
а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Каргопольская
игрушка
Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.
Отличительные черты:

Приземистые фигурки людей и животных

Жанровые сценки

Каргополь

РосписьОсновные цвета: чёрный, жёлтый, красный, бледно-зелёный, синий

Роспись
Основные цвета: чёрный, жёлтый, красный, бледно-зелёный, синий

Народные промыслы Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась н.

Народные промыслы
Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров)

Отличительные черты:
силуэт отличается плавностью и округлостью
множество лепных деталей: косы, жгуты, воланы
Игрушки-свистульки.

Украшение:
мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке
элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки
Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым


Дымковская роспись

Элементы росписи

Дымковская роспись

Барышня (дымка)

Народные промыслы Деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные.

Народные промыслы
Деревня Филимоново в
Тульской области.

Отличительные черты:
вытянутые пропорции
мягкие очертания форм
выглядят стройными ,
изящными
игрушки почти всегда со свистком
Любимые цвета:
Малиново-красный,
желтый и
изумрудно-зеленый

Филимоновская игрушка

Филимоновская роспись

Филимоновская роспись

Приведи в соответствие:Филимоновская игрушкаКаргопольская игрушкаДымковская и.

Приведи в соответствие:
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка
Дымковская игрушка

Практическая работа

Народные промыслыАбашевская игрушка

Современные глиняные игрушки

Современные глиняные игрушки

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 512 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2017 3794
  • PPTX 4.8 мбайт
  • 105 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Надежда Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

66 минут

«Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z»

30 минут

«Агрессия и злость: эффективное управление»

67 минут

«Ребенок с ОВЗ в семье: помощь в учебе»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ « Дросковская средняя общеобразовательная школа»

Проект по изобразительному искусству

на тему : «Дымковская игрушка»

Выполнила: учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «Дросковская СОШ «

с. Дросково- 2020 г.

1.1 Выбор и обоснование проекта………………………………………………..3

1.3 Цели и задачи проекта………………………………………………………..4
II . Основная часть.
2.1 История возникновения дымковской игрушки……………………………4

2.2. Технология изготовления дымковской игрушки………………………….6
III . Заключительная часть . 11

3.1 Экономическое обоснование………………………………………………12

3.2 Экологическое обоснование………………………………………………13

I . Введение

1.1 Выбор и обоснование проекта

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

1.2 Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

1.3 Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много книг, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

II . Основная часть

2.1. История возникновения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова). Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России.

Она отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. Мерзина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки, родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа.
Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки
2.4. Технология изготовления дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали .

Презентация "Народная глиняная игрушка" для урока ИЗО по программе Б.М.Неменского в 5 классе

ВложениеРазмер
prezentatsiya_narodnaya_glinyanaya_igrushka.ppt 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народная глиняная игрушка Презентацию подготовила учитель ИЗО МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска Клименко Наталия Николаевна

Происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками людей и животных

Родина игрушки – город Каргополь Архангельской области ( на севере России)

Неизменно среди игрушек встречается медведь – хозяин леса. Особый образ – Полкан – сказочное чудище из славянских мифов

Особенности Каргопольских игрушек приземисты; неуклюжи; тяжеловаты; орнамент из полос и геометрических форм.

Родина игрушки – с. Филимоново Тульской области

Сюжеты игрушек-свистулек взяты из народной жизни

вытянутые пропорции; свистульки; мягкие очертания формы; изящны и стройны; основные цвета росписи – желтый, изумрудно-зеленый, малиновый. Особенности Филимоновских игрушек

Родина игрушки – с. Дымково Кировской области

Вылепленные и обожженные фигурки сначала забеливали, а потом расписывали ярким цветастым орнаментом

Особенности Дымковских игрушек монолитны; силуэт отличается плавностью и округлостью; много элементов декора; многоцветная роспись геометрическим узором.

Изготовление глиняной игрушки – кропотливый, долгий труд. В наши дни игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие.

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК в 1 классе «Лепка и роспись глиняных бус Дымковскими узорами»

Интегрированный урок в 1 классе«Лепка и роспись глиняных бус Дымковскими узорами».

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера».


Урок "Каргопольская глиняная игрушка" 5 класс

Урок ИЗО для 5 класса, разработан в соответствии с ФГОС. В данном уроке рассматриваются основы работы с пластическим материалом.


Открытый урок на районный конкурс "Учитель года"в 5 классе по теме: «Декоративно прикладное искусство» «Роспись глиняной посуды - украшение глиняных изделий меленковских мастеров»

Окрытый урок с использованием краеведческого материала.


Мастер-класс «Лепка декоративного панно из глиняного пласта Ангел»

Поделки из глины для начинающих: мастер-класс. Глина – очень податливый материал, который можно использовать в совместной творческой деятельности.

Читайте также: