Проект по технологии глиняная игрушка

Обновлено: 06.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска

III межрегиональный конкурс научно –исследовательских, проектных, творческих работ

«Поиск и творчество»

Творческий проект

«Глиняная игрушка своими руками»

Автор: Рябова Ксения Александровна ,

ученица 7 «К» класса

МАОУ школы – интерната №6

Руководитель: Севастьянова Людмила Миониновна

учитель начальных классов

г.Ялуторовск, ул. Пионерская -75,

тел:8 (34535) 2- 44- 45

2. Научно- исследовательская часть……………………………………. 4

2.1.1. История создания глиняной игрушки……………………………………….… 4

3.1. Выбор изделия, материала и оборудования………………………………………. 7

· Результаты проделанной работы

5. Список используемых источников информации. 9

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800 градусов).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Актуальность темы: Когда я была маленькая, у меня много было разнообразных красивых игрушек из современных материалов, которые я сохранила. Мне нравилось ими играть. Но меня заинтересовали народные игрушки из глины. Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Народная игрушка – это теплая игрушка, потому что хранит тепло рук мастера и частичку его души. Я подумала, а что, если самой попробовать слепить игрушку из глины? Так я решила поработать над творческим проектом «Глиняная игрушка своими руками».

Цель проекта - изготовить дымковскую глиняную игрушку.

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить и сравнить основные центры производства народной игрушки

3. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

4.Приобщиться к искусству народного промысла.

5. Применить полученные знания на практике: самостоятельно изготовить и расписать изделие народного промысла дымковскую глиняную игрушку.

Планируемый результат: Готовая дымковская игрушка.

2.Научно- исследовательская часть.

2.1. I Этап. Теоретический.

Для создания проекта я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, энциклопедические словари, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций, черпала материал из Интернет-ресурсов, посетила Ялуторовский острог, где мастера глиняной игрушки рассказали и показали мне изделия различных народных промыслов (Приложение 1). Кроме этого, я побывала в гончарной мастерской, которая находится в нашей школе. Там я познакомилась с образцами изделий из глины и узнала о этапах изготовления глиняных изделий (Приложение 2). Особенно мне понравились дымковские барышни, которые мне принесла учительница.

2.1.1. История происхождения глиняной игрушки.

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X-XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI- XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, я познакомилась с основными художественными промыслами, которые развиты в нашей стране.

2.1.2. Дымковская игрушка (см. Приложение 3)

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, орнаментальной росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

2.1.3. Филимоновская игрушка ( см. Приложение4)

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

2.1.4. Каргопольская игрушка (см. Приложение5)

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же, как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы, и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Из своих исследований я поняла, что, в разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

3. II Этап. Практический.

3.3. Выбор изделия, материала, оборудования.

Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Модель, которую я буду лепить – это дымковская игрушка Конь. Почему? Мне кажется, в отличие от других направлений художественных промыслов он лепится по частям, что для меня важно, т.к. это не так сложно.

Теперь мне нужно определиться с материалом и оборудованием.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовала красную глину, которая используется в нашей гончарной мастерской, уже готовую для лепки.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее надо подготовить к работе, хорошо промять, если надо – увлажнить.

Глина готова к работе.

3.4. Изготовление изделия.

Теперь можно приступить к лепке игрушки. (Приложение 6)

1. За основу игрушки я слепила туловище в форме длинного овала.

2. Затем слепила голову и присоединила к туловищу.

3. Из четырех одинаковых кусочков глины сделала ноги в виде колбасок и тщательно примазала их к туловищу.

4. Приемом вытягивания сделала уши и хвост.

5. Раскатала жгутик и приплюснула его –получилась грива, которую я примазала к голове и туловищу коня.

6. Затем все тщательно разгладила намоченной воде губкой и руками.

7. После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи коня.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором;

- на территории России есть несколько мест где хранят традиции изготовления глиняной игрушки;

- название промысла – это название местности, в которой он зародился – Дымковская, , Филимоновская, Каргопольская и другие;

- у каждого промысла есть свои особенности.

- отличать друг от друга игрушки, относящиеся к разным промыслам;

- работать с глиной с помощью специальных инструментов.

- я самостоятельно изготовила игрушку.

Главное: если потрудиться, то можно всему научиться!

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

4. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

5. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

6. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

7. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

8. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МК ДОУ «Кировский детский сад»




« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

Исполнитель: Петров Ваня

Воспиатанник подгот. группы

Кировского детского сада

Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна

Кировского детского сада.

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4

· История создания глиняной игрушки

· Выбор изделия, материала и оборудования

· Этапы выполнения проекта

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9

· Результаты проделанной работы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.

Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую

филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.

Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

triffid_01

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (слайд 4)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/093d/00028dc4-a567e2fa/hello_html_4115b5a7.jpg

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (слайд 5)

e964326e5dd036707865aea0c50a599d

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (Слайд 6)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B112

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.

Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).

В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.

На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).

- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)

- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)

- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)

- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я выбрала эту тему потому что, глина – это уникальный природный материал, который обладает особенными свойствами, позволяет воплотить фантазии детей. Изготовлением глиняных изделий многие народы занимаются с древности. Сейчас важно сохранить этот вид народных промыслов.

При работе с глиной сочетаются два вида деятельности умственная и физическая – необходимо прилагать определённые усилия и при этом продумывать внешний вид изделия.

Цель работы:

Изготовить глиняную игрушку с сохранением традиций мастеров Оятского края.

Задачи проекта:

Изучить и проанализировать литературу о глине.

Провести ряд экспериментов, позволяющих узнать о свойствах глины.

Научиться правильна заготавливать глину.

Изучить канонов мастеров-гончаров Оятского края.

В сайте говорится:

Об историях глины в легендах.

Глиняная книга- самая древняя форма книги.

Как правильно заготовить глину.

А в книги по названию «игры с глиной» говорится:

Точные и важные мысли о воспитании детей, о свободе в творчестве.

Четкие ответы на вопросы

- Лепить по шаблону или что захочет?

- Учить ли конкретным приёмам лепки?

- Что и как лепить в разном возрасте?

Это практическая и методическая часть.

Выбор инструмента, материала, пошаговые инструкции лепки с фотографиями.

Теоретическая часть:

Свойства глин: пластичность, огнеупорность, вязкость, цвет керамического черепка, усушка, пористость. Глина является самым устойчивым гидроизолятором – водо-непропускаемость является одним из её качеств.

Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и тому подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания.

Важным свойством глины является её отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко стирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходит химические процессы и состав вещества меняется.

Важнейшими свойствами глины являются:

Способность в смеси с водой образовывать тонкиеи вязкое тесто.

Способность набухать в воде.

Пластичность глинного теста, т.е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде.

Способность сохранять эту форму и после '' высыхания с уменьшением объёма''.

Не все глины и не в одинаковой степени обладают перечисленными свойствами.

Практическая часть:

Определение внешних качеств глины

Определить состав глины.

Определить плотность глины.

Последовательность изготовления игрушки.

Мои исследования:

1)Определение внешних качеств глины, состав глины.Наша земля глиной богата . Окраска глин разнообразна: светло-серая, голубоватая, жёлтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками. Качество изготавливаемого кирпича не зависит от цвета глины. Цвет глины определяется большим количеством присутствующих в ней солей.

2)В нашей местности имеется темно-коричневая глина , приобретает свой цвет благодаря присутствию углеродистых веществ и желез. Состав основной коричневой глине гидратированный оксид алюминия и гидратированные оксиды железа.

3)Плотность мокрой глины колеблется в пределах от 1600 до 1820 кг/м 2 , а плотность сухой находится в пределах до 1000 кг/м 3 .

Назначение и применение глины. Например:

Глина в строительстве : использовали для штукатурки стен, крепления элементов дома, создание гидроизоляционного глиняного замка, утепление стен и потолка, обустройство печей и каминов, добавление в строительные растворы.

Глина в благоустройстве территории: засыпка ям, оборудование свалок.

Глина в производстве: кирпичные (блоки, плитки, черепицы) , цемент, керамзит , саманные блоки.

Глава 2. Изготовление игрушки.

Сначала надо сделать туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.

Затем леплю шею. Из шарика 2см катаю небольшую колбаску – 2,5-3 см.

Далее голова петушка – это шарик около 2 см.

Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем точно также). И приглаживаем.

Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка, т.е. приставим шею не по середине, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем

Далее сделаем ноги, на которых будет стоять петушок. Катаем 2 шарика около 0,5-1 см.

Соединяем туловище и ноги, тщательно приглаживаем и примазываем.

Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 2-2,5 см, а из него колбаску около 4-4,5 см.

Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик.

Далее лепим маленькие части петушка.

Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус. Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.

Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером 1см, и формируем капельки. Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.

Сделаем гребешок. Скатаем 1 шарик около 2 см и делаем его удлинённым.

Далее хорошо примазываем к голове , приглаживаем. Когда пригладили нужно взять кисточку и сделать на верху гребешка ямки небольшие.

Дальше нужно сделать крылья. Для этого берём 2 шарика и формируем крылья. Потом соединяем с туловищем от грудки до хвоста. Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем. И с другой стороны делаем точно также крыло.

Ещё раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем всё изделие. Вот и готов петушок.

Работа с глиной благотворно влияет на нервную систему ребенка: расслабляет, снимает нервное напряжение.

Работа над изготовлением игрушки развивает эстетические чувства:

Работа над изготовлением игрушки развивает кругозор: укрепляет мышечный тонус рук, мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. Зачастую это разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.

Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки

Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.

АБАШЕВСКАЯ

КАРГАПОЛЬСКАЯ

ФИЛИМОНОВСКАЯ

Создание и оформления глиняной игрушки Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить. Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .

Создание и оформления глиняной игрушки

Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .

По инструкции замесил глиняную массу

По инструкции замесил глиняную массу

Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей

Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей

Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке

Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке

После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно

После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно

После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.

После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.

Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.

Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.

Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.

Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.

И вот результат моей работы.

И вот результат моей работы.

Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .

Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект расширяет знания детей о народной глиняной игрушке. Знакомит детей с такими забытыми промыслами Тульской области,как Белевская иБогородицкая глиняные игрушки.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Знакомство с народной глиняной игрушкой".»


Глазкова Илона Вячеславовна

Воспитатель высшей категории

МБОУ ЦО № 18 г. Тула

Творческо-познавательный проект

"Знакомство с народной глиняной игрушкой"

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный (2 недели), групповой.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель проекта:

1.Учить видеть детей красоту в народных игрушках.

2. Познакомить детей с забытым народным промыслом – Богородицкой и Белевской глиняной игрушкой.

3. Развивать эстетическое восприятие через приобщение к народной культуре, декоративно – прикладному искусству через изобразительную деятельность.

4.Развивать интерес у детей к занятиям изобразительной деятельностью.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с истоками народных игрушек.

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского ,филимоновского, богородицкого, белевского , тульского городского узора.

- Вызвать у детей желание самим создавать узоры по мотивам народных мастеров.

- Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту народной игрушки, радость от созданныхсвоими руками.

Ожидаемые результаты:

- Расширение представлений детей о народной глиняной игрушке, забытых промыслах.

-Обогащение детей знаниями и умениями по теме проекта.

-Формирование умения выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов.

-Закрепление умения детей использовать при росписи игрушки знания об узорах, последовательно вести работу.

- Воспитание художественного вкуса, трудолюбия.

Этапы проекта

I этап Подготовительный

- Создание условий для реализации проекта: подбор материала, игр, игрушек, пособий, иллюстративного материала, художественной литературы, презентаций.

- Подготовка материала для продуктивной деятельности.

- Составить тематический план.

- Вхождение в тему через внесение дымковских, филимоновских, тульской городской, белевской и богородицкой игрушек.

II этап основной Реализация

Познавательное развитие :

Беседа «Глиняные народные игрушки», « Забытые промыслы Тульского края».

НОД «Разноцветная дымка», « В гостях у деда Филимона», « Тульская городская игрушка». Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением народной глиняной игрушки.







Презентация « Музей Филимоновской игрушки».

Презентация «Веселая Дымка»

«Взаимодействие с семьей»

Папка – передвижка для родителей «История народной глиняной игрушки»

Альбом «Веселая игрушка»

Консультация «Филимоновская игрушка – жемчужина Тульского края»

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование «Дымковские птицы» , «Филимоновские мотивы», «Дымковская барыня»,«Роспись дымковской лошадки»,«Филимоновская свистулька».

«Художественная литература и фольклор»

А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»,

Дидактические игры «Дымковская игрушка», « Филимоновские игрушки», «Составь узор», «Наряди барыню», «Третий лишний», «Народные промыслы», Раскраски «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки.»


«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Экскурсия в мини - музей « Народные промыслы».

Аппликация«Дымковский петушок», « Филимоновский баран», «Дымковская барыня», «Филимоновские петушки».

Лепка «Дымковская лошадка», «Тульская барыня», «Филимоновская свистулька», «Белевская барыня», богородицкая игрушка «Утица».

III этап заключительный

Выставка детских работ «Разноцветная игрушка»







Список литературы

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика - Синтез,2005(ГУП Чехов. полиг. комб.) – 168 с

Сидоркина О. Знакомство с чудесной дымкой/ Сидоркина О. Дошкольное воспитание № 4 – с. 34 – 37

Читайте также: