Проект в средней группе на тему дымковская игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

рассказывает об истории народа и его традициях.

Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей

с различными видами искусства.

В первую очередь с произведениями народного творчества.

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить

без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного

народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,

раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

рассказывает об истории народа и его традициях.

Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей

с различными видами искусства.

В первую очередь с произведениями народного творчества.

Цель проекта

Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров.

Задачи проекта

Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному

искусству народных мастеров Дымково;

Развивать творческую личность в художественно продуктивной

Расширять представления о дымковской игрушке, процессе ее

изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;

Обучить умению выделять элементы дымковской росписи

(кружочки, клеточки, полоски);

Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и

красиво выполненной работы и одобрения сверстников и

Привлечь родителей к созданию

Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом

возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

Изучение литературы по данной проблеме;

создание развивающей среды, оснащение уголка группы

материалами по теме проекта;

привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение

Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов

по теме проекта;

Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;

Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек», «Ярмарка

игрушек»;

Оформить выставку детских работ;

Создать мини-музей «Народная игрушка»

Оформление альбома «Дымковская игрушка»;

Оформление консультаций для родителей («Роль народной

игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка

и ее роль в развитии дошкольника»);

Оформление выставки детских работ;

Создание мини-музея «Народная игрушка»

Взаимодействие с детьми

Беседа «Народные игрушки»;

Беседа с рассматриванием дымковских игрушек;

Рисование наряд для барышни, лошадки;

Д/и «Составь узор», «Наряди Олешка»;

Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;

Взаимодействие с родителями

Анкетирование по теме;

Консультации для родителей;

Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей

расширили представления о дымковской игрушке;

научились выделять элементы дымковской росписи;

научились видеть и откликаться на проявление красоты

приобрели изобразительно-выразительные умения (передача

формы, пропорций, композиции).

приняли участие в подборе предметов народного промысла;

приобрели знания о народной дымковской игрушки;

укрепили внутрисемейные связи.

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: • познакомить детей с народным.

Дымковская игрушка (фотоотчет)

Дымковская игрушка (фотоотчет) В рамках проекта недеи - народная культура и традиции в подготовительной группе было продолженно знакомство с росписью дымковской игрушки.

Сценарий развлечения «Дымковская игрушка» Видео Дымковское представление. Взрослый (мама): День добрый людям добрым. Хочу порадовать вас - О дымковской игрушке Скорей начать рассказ.

Дымковская игрушка из соленого теста

Дымковская игрушка из соленого теста И так, Масленица на носу. в нашем сообществе конкурс на Дымковскую игрушку. Возраст от мала до велика. Предложено создать игрушки из пластилина.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Готовый лэпбук "Дымовские игрушки" можно скачать на МААМ. Я давно хотела изготовить Лэпбук. Впервые я познакомилась с данной формой наглядного.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект «Дымковская игрушка «Барыня» Проект «Дымковская игрушка» 1. Паспорт проекта. Название проекта: «Дымковская игрушка». Автор проекта: Дикальчук Ирина Олеговна, воспитатель.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» (средняя группа) Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа) Цель: Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, про-водя работу по «вживанию» в образ.

Проект по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с Дымковской игрушой.

ВложениеРазмер
Проект в средней группе по ознакомлению детейс дымковским народным промыслом 257.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад №11 «Берёзка»

«Народная игрушка из Дымково»

в средней группе

Реализовали воспитатели: Январцева Е.В.

Сроки реализации: с 27.03. по 31.03.

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

- Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

- Формировать навык использования материалов для рисования.

- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,

- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки

- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному

- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (с 27.03. по 31.03.).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

I этап –подготовительный

- Изучение материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок»,

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ОО «Речевое развитие»

«Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

« Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?»

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры: «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»

Продукт проектной деятельности:

- Выставка детских работ «Дымковская игрушка»

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»

Совместный досуг с тифлопедагогом.


Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -.

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.


Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр.


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.


Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн.


Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно.

https://xn-----6kcczvgdqeowecha6a6t.xn--p1ai/image/cache/catalog/dymka/1800.8barynyakaravay1-900x1200.jpg
https://www.present.ru/upload/iblock/ef9/ef96ccc3b8b0534bd0c75678122dc9f0.jpg

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения применять нетрадиционные техники: рисовать ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии) ;

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль - март

Тематика проекта : познавательно – творческий.

Области интеграции : речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

Этапы реализации проекта

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

НОД Рисование «Дымковский олень»

НОД Рисование «Дымковская барыня»

НОД Лепка «Украсим наряд дымковской барышни».

НОД Рисование «Весёлые лошадки».

НОД Рисование «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования для педагогов.

Показ презентаций «Дымковская игрушка», «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

  • В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.
  • Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.
  • Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
  • Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
  • Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).
  • Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).
  • Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).
  • Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка». Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

НОД Лепка «Дымковский петух».

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

hello_html_6f278b48.jpg

для детей среднего дошкольного возраста

Тип проекта : познавательно – творческий

Вид проекта : групповой.

Срок реализации: 1 неделя

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

У детей недостаточные знания о народных игрушках , их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.

Цель : Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой , и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки .

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Формировать умение создавать узоры.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Дети познакомятся с историей дымковской игрушки .

Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи .

У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Однажды, мы с детьми пришли в музей детского сада, где была расположена выставка дымковских игрушек. Я обратила внимание детей на яркость и красоту игрушек и спросила у детей, как они называются. Дети этого не знали. Так и возникла идея проведения этого проекта.

Цель проекта :

Приобщать детей к миру прекрасного через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров.

Задачи проекта :

Расширять представления о дымковской игрушке, процессе ее изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;

Развивать творческие способности, инициативу, художественный вкус, познавательную активность, внимание, любознательность, эстетическое восприятие.

Развивать мелкую моторику рук и тонких движений пальцев.

Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе мастеров.

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть некоторые ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут использовать полученные знания в домашних условиях.

Продукт проектной деятельности :

Выставка совместных поделок детей и родителей «Красота Дымки».

Этапы проекта

Подготовительный этап (1день)

Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

Изучение литературы по данной проблеме;

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».

Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.

ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез

Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г

Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.

Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству).

Реализация проекта

Формы работы Содержание

ООД Тема: «Многоцветье Дымки» (Познавательное развитие)

Тема: «Украшаем дымковскую лошадку» (Художественно-эстетическое развитие)

Тема: «Украшаем дымковского гуся» (Художественно-эстетическое развитие)

Тема: «Лепка лошадки» (Художественно-эстетическое развитие)

Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Беседы «Характерные особенности росписи дымковских игрушек», «Как трудятся дымковские мастера», «Из чего мы сделаны?»,

Чтение стихотворения «Ах, лошадка, какая, грива черная».

А. Дьякова «Веселая дымка»,

М. Г. Смирнова «Дымка»,

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»,

Л. Гулыга «Пестрый хоровод»,

И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.»

Рассматривание книги В. Крупина «Дымка», «В Дымковской слободе»

Отгадывание загадок про дымковские игрушки.

Разучивание стихов о дымке.

Развивающие игры: «Дымковское лото», «Найди такой же узор», «Собери узор», «Собери целое», “Наряди Олешка»

Пальчиковая игра: «Лошадка»

Подвижные народные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «Шел козел по лесу.»

Конструирование из строительного материала: «Домики для дымковских барашков»

Изучение свойств глины. Экспериментирование.

Самостоятельная деятельность детей Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, игрушек

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек»

Взаимодействие с семьей Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"

Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

Участие в изготовлении совместных с детьми поделок по мотивам дымковских игрушек

Завершающий этап (4 дня)

1. Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Красота Дымки».

2. Оформление выставки детских поделок.

3. Рефлексия (подведение итогов проекта)

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа)

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа) Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

Беседа «Знакомство с росписью дымковской игрушки» Знакомство с росписью дымковской игрушкиЦель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях;.

Лепка дымковской игрушки из старого пластилина

Лепка дымковской игрушки из старого пластилина Дымковская игрушка—один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне.

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных.

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки В ходе тематической недели " Дымковская игрушка"мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей. Есть в России.

Мини-музей «Дымковской игрушки»

Мини-музей «Дымковской игрушки» Так же в мини - музее, находяться дидактические игры "Народные промыслы", "Собери игрушку из осколков", "Найди такую же игружку". Разные.

ООД (рисование дымковской игрушки «Олененок») (средняя группа)

ООД (рисование дымковской игрушки «Олененок») (средняя группа) Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор.

Проект «В мире дымковской игрушки» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают.

Рисование любимой игрушки. Средняя группа Дети называют игрушки, которые они принесли и положили в обруч Воспитатель: Митина Е. Н. Играем вместе. музыкальная композиция «Болезнь куклы».

Читайте также: