Проектная работа по изо 5 класс народная игрушка

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ « Дросковская средняя общеобразовательная школа»

Проект по изобразительному искусству

на тему : «Дымковская игрушка»

Выполнила: учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «Дросковская СОШ «

с. Дросково- 2020 г.

1.1 Выбор и обоснование проекта………………………………………………..3

1.3 Цели и задачи проекта………………………………………………………..4
II . Основная часть.
2.1 История возникновения дымковской игрушки……………………………4

2.2. Технология изготовления дымковской игрушки………………………….6
III . Заключительная часть . 11

3.1 Экономическое обоснование………………………………………………12

3.2 Экологическое обоснование………………………………………………13

I . Введение

1.1 Выбор и обоснование проекта

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

1.2 Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

1.3 Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много книг, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

II . Основная часть

2.1. История возникновения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова). Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России.

Она отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. Мерзина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки, родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа.
Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки
2.4. Технология изготовления дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Древние образы в современных народных игрушках


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

«5 базовых принципов анализа проективных методик, основанных на рисунке»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках

Древние образы в современных народных игрушках

Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культовог.

Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения. Погремушки и свистульки отгоняли от ребенка злых духов, куклы олицетворяли собой плодородие, были залогом семейного счастья. Красный конек, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица «отпирала» весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю.
Художественная традиция проявлялась во всем: в постоянстве типов игрушек, их тем и сюжетов, в устойчивости пластических образов и технических приемов, в повторяемости орнаментов и узоров, а также в бережном отношении мастера к материалу, будь то дерево, солома, глина или ткань.

 Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспо.

Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия.

Народные промыслы Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличают.

Народные промыслы
Расписаны:
в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.


На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца,
а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Каргопольская
игрушка
Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.
Отличительные черты:

Приземистые фигурки людей и животных

Жанровые сценки

Каргополь

РосписьОсновные цвета: чёрный, жёлтый, красный, бледно-зелёный, синий

Роспись
Основные цвета: чёрный, жёлтый, красный, бледно-зелёный, синий

Народные промыслы Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась н.

Народные промыслы
Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров)

Отличительные черты:
силуэт отличается плавностью и округлостью
множество лепных деталей: косы, жгуты, воланы
Игрушки-свистульки.

Украшение:
мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке
элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки
Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым


Дымковская роспись

Элементы росписи

Дымковская роспись

Барышня (дымка)

Народные промыслы Деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные.

Народные промыслы
Деревня Филимоново в
Тульской области.

Отличительные черты:
вытянутые пропорции
мягкие очертания форм
выглядят стройными ,
изящными
игрушки почти всегда со свистком
Любимые цвета:
Малиново-красный,
желтый и
изумрудно-зеленый

Филимоновская игрушка

Филимоновская роспись

Филимоновская роспись

Приведи в соответствие:Филимоновская игрушкаКаргопольская игрушкаДымковская и.

Приведи в соответствие:
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка
Дымковская игрушка

Практическая работа

Народные промыслыАбашевская игрушка

Современные глиняные игрушки

Современные глиняные игрушки

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 512 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2017 3795
  • PPTX 4.8 мбайт
  • 105 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Надежда Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

56 минут

«Использование игровых технологий с финансовым содержанием для современного дошкольника»

65 минут

«Нейропедагогика в школе, внутренняя мотивация детей к обучению c учетом индивидуальных особенностей ребенка»

41 минута

«Религия на Кубани»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. Зачастую это разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.

Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки

Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.

АБАШЕВСКАЯ

КАРГАПОЛЬСКАЯ

ФИЛИМОНОВСКАЯ

Создание и оформления глиняной игрушки Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить. Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .

Создание и оформления глиняной игрушки

Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .

По инструкции замесил глиняную массу

По инструкции замесил глиняную массу

Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей

Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей

Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке

Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке

После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно

После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно

После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.

После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.

Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.

Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.

Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.

Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.

И вот результат моей работы.

И вот результат моей работы.

Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .

Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

«5 базовых принципов анализа проективных методик, основанных на рисунке»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект
по изобразительному искусству
«Дымковская игрушка»
Выполнили
учащиеся 5 класса
Учитель: Аниськина М.М.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Цель работы: изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.

Для достижения цели, мы должны решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2.Найти и изучить основные особенности и отличительные черты дымковской игрушки;
3. Изготовить из глины дымковскую игрушку.
Гипотеза: изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.
Объектом исследования является – дымковская игрушка, а предметом исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки.

Нам было интересно узнать:
Где родилась дымковская игрушка?
Как возник этот вид промысла?
А для чего нужны дымковские игрушки?
Особенности производства дымковской игрушки.
Возрождение дымковской игрушки.
Порядок лепки игрушки.
Ознакомление с характером росписи игрушек.

Недалеко от реки Вятки
село Дымково

Здесь в далекую старину и зародилась игрушка,
которую так и назвали – «дымковская».

Вначале были свистульки
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями
свистулька превращалась то в уточку


Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

А потом в печку

Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие
звонкие. Их покрывают белилами, затем начинают разрисовывать …

И выходят из-под кисточки узоры: кружочки,
прямые и волнистые полоски, клеточки,
пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит
ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые,
желтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как
в хороводе!

Элементы дымковских узоров.


Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Практическая часть
Первый этап.
Прежде чем начать изготовление игрушки из глины, делаем эскиз на альбомном листе. Для изготовления игрушки из глины понадобится 2-3 эскиза.
Второй этап.
Разукрашивание рисунка гуашью. Мы не случайно выбрали для росписи краску – гуашь, так как она хорошо ложится на глиняную гладкую поверхность. Выбрали также яркие цвета для игрушек: красный, синий, оранжевый и коричневый.
Третий этап.
В тазике руками размешиваем глину до пластичного состояния, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто.
Четвертый этап.
Лепим по эскизу фигурку из глины.
Пятый этап.
Слепленные фигурки должны высохнуть за 2 – 3 дня. Грунтовку выполнили гуашевыми белилами. Грунтовку наносила кистью. Когда игрушка высохнет, она станет совсем белой.
Шестой этап.
Накладываем роспись на глиняную игрушку. Для этой росписи используем контрастные сочетания ярких цветов гуаши.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа обучающегося 5 класса. Цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, выяснить, в чем же секрет успеха матрешки. Задачи исследования: изучить литературу по теме исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество.

Просмотр содержимого документа
«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Кружок декоративного искусства

Руководитель: Шаталова Наталья Юрьевна

1. Введение.
2. Основная часть:
- появление матрешки на Руси
- виды русской матрешки и технология ее создания
- создание авторской матрешки
3. Выводы по теме. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. На занятиях в кружке декоративного искусства мы изучали русские народные промыслы. Где познакомились с традиционными русскими игрушками. Мы знакомились и с матрешкой. Дома у меня есть эта расписная красавица. Всегда удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять… Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила больше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, выяснить, в чем же секрет успеха матрешки.

Для достижения цели наметила, какие задачи мне необходимо выполнить: изучить литературу по теме исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования я выдвинула гипотезу исследования: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов.

Основная часть.
Появление матрешки на Руси.

Сначала стала искать в словаре, что означает слово матрешка. Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера». Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный). МАТРЁШКА - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.

Деревенская расписная красавица молода, ей чуть более ста лет! Для народной игрушки – это не возраст. Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Оказывается, что предшественницей русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруджи, в которой находилось еще несколько фигурок. Эти игрушки были завезены из Японии, с острова Хонсю.

Почему же оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»?

Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина».
Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства.

Работа над созданием матрешки и ее виды

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Матрёшка семёновская

Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

У загорских матрешек расписывают сарафан, платочки. Узоры очень простые.

Матрёшки из Сергиева Посада
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Вятская матрешка
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши.

Матрёшки из Полховского Майдана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными

Вывод: выдвинутая мной гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Создание авторской матрешки.

Мальчики на уроках технологии сделали заготовку матрешки. Я постаралась на занятиях в кружке декоративного искусства расписать эту матрешку. Выполнила эскиз, а затем роспись. Роспись выполняла акварелью, акриловыми красками, также подчеркнула орнамент черным фломастером. Платье этой матрешки напоминает цветочную поляну, узор – «ягодки», «травка».


Вывод:
Каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

3. Выводы по теме:

В ходе исследования я открыла для себя много нового и интересного:

- первая матрешка появилась в России в конце XIX века. выточил ее токарь В Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;

- матрешка является символом плодородия, богатства, материнства; матрешку изготавливают по специальной технологии;

- попробовала выполнить роспись матрешки.

Заключение.
В завершении работы я решила подвести итоги своего труда. Я начала учиться исследовательской деятельности. Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. С удовольствием приму участие и в других исследованиях.

4. Список литературы

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Читайте также: