Программа кружка вязание игрушек крючком

Обновлено: 02.05.2024

Программа «Вязание крючком» разработана для занятий по внеурочной деятельности (для 4-5 класса) составлена на основе следующих документов:

1.Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России. (2009г.) – М., Просвещение, 2010.

2. Концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010г. Пр -271 1.

3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. М., Просвещение,2010.

4. Модели алгоритма деятельности общеобразовательных учреждений в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) – РАО.

5. Примерной основной образовательной программы общего образования. – М., Просвещение, 2010.

6. Примерной программы внеурочной деятельности. Основное образование. - М., Просвещение, 2010.

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.

При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с любого возраста, начиная с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором - третьем году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком.

В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

Цель программы : приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.

Задачи программы :

Обучающие – приобретение умения вязать крючком, обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем.

2. Развивающие – развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Развитие творческих способностей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

Воспитывающая – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме.

Срок реализации программы : программа рассчитана на учащихся 5 классов на 1 учебный год. Общее количество часов в год – 34 часов по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты :

К концу 1 года обучения дети ЗНАЮТ : технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания крючком; условные обозначения; основы цветоведения.

УМЕЮТ : свободно пользоваться схемами по вязанию; гармонично сочетать цвета при выполнении поделок; различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных.

ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ выполнения основных приемов по вязанию; умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний; используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку.

Учебно-тематический план. .

Наименование разделов и тем

Вводное занятие. Техника безопасности.

Основные приёмы вязания.

Косичка из воздушных петель.

Столбик без накида.

Столбик с накидом в один приём.

Изделие «Резинка для волос»

Вывязывание полотен различной формы.

Изделие «Детская сумочка»

Квадратное полотно. (квадрат от центра)

Накидка на табурет

Условные обозначения при вязании крючком.

Вязание узоров в виде схем.

Содержание программы

Вводное занятие.

Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.

Украшение вязанных изделий.

Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязанному изделию.

Основные приёмы вязания.

Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.

Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.

Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.

Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.

Столбик с накидом в один приём – свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.

Столбики с 2, 3 накидами – вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.

Вывязывание полотен различной формы.

Круглое полотно . Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.

Квадратное полотно . Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.

Квадратное полотно . Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.

Отделочные элементы.

Крючком можно вязать пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.

Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.

Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях которой можно провязать 5-6 лепестков из длинных и коротких столбиков или из цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без накида.

Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером 3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в середине.

Особенности вязания крючком.

Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе. При втором способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Сохранение длины ряда . Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним.

Условные обозначения при вязании крючком.

Когда освоены основные приёмы вязания – происходит знакомство с условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно записывать различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании различных образцов.

Организация выставки.

Условия реализации программы и материально- техническое обеспечение

Крючки различных номеров.

Цветная бумага и картон (для оформления изделий),

Тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).

Журналы для вязания со схемами.

Список литературы

Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.

Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.

Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.

Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.

Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

для детей младшего и среднего возраста

"Вязание игрушек крючком"

Направление: деятельность декоративно-прикладной ориентации.
Срок обучения 1 год.


Составитель: Лушникова С.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Скрябинская ООШ»

Скрябино 2015

Пояснительная записка


I. Вязание крючком характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком становится любимым занятием.
II. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13 века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные вязаные игрушки.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие цели и задачи:

1. Образовательные:
• Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
• Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
• Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;
• Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:
• Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
• Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
• Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
• Развить образное мышление;
• Развить внимание;
• Развить моторные навыки;
• Развить творческие способности;
• Развить фантазию;
• Выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Вязание игрушек крючком», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретут углубленные знания и умения по данному виду творчества.
Средний возраст учащихся 9-11 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).
Программа рассчитана на 1 год. В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся 9-15 лет, количество детей в группе 10 человек.

В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1 уровень – репродуктивный, 2 уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, 4 уровень – творческий( самостоятельное моделирование и изготовление игрушек). Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней (школьных, районных). В течение учебного года обучающиеся вывязывают от 10 до 22 игрушек.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

В конце обучения учащиеся должны:

Правила поведения, ТБ

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом; ПДД; ППБ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

«Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец»

Принята на заседании педагогического совета

ГБОУ ДО ДТДиМ«Севастополец»

Протокол №_____от __________2017г.

ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец».

__________________А.И. Исхаков /

«____» _______2017г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

СтудиЯ «Вязаные игрушки»

Направленность программы: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Уровень программы: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Возраст обучающихся: 6-18 ЛЕТ

Срок реализации программы: 2 ГОДА

Педагог дополнительного образования

пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа

«Студия вязаные игрушки»

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терраконы, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.

Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.

Актуальность программы Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти детей находятся в прямой зависимости друг от друга. Учащиеся с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе.

Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления игрушки из ниток с помощью вязального крючка.

Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том. Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.

Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности. Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек.

Педагогическая целесообразность : Знания и умения, приобретенные обучающимися, позволяют чувствовать себя современными людьми, активно принимающих участие в культурной жизни страны. Все это поможет им не только развиваться гармонично, но найти свое призвание.

Все разделы, включённые в программу обучения, взаимосвязаны, они как нельзя лучше дополняют друг друга. Именно это позволяет достичь желаемых результатов.

Цель и задачи программы

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству, формирование интереса и любви к национальной культуре других стран, эстетического восприятия явлений окружающего мира через занятия вязанием крючком.

Задачи :

познакомить с историей и развитием художественного вязания;

формировать интерес к народным ремеслам;

научить обращаться с инструментами на занятиях, соблюдать технику безопасности при работе;

познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

научить выполнять приемы вязания игрушек и ажурного вязания крючком;

обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие :

развивать пространственное и образное мышление;

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся в области декоративно-прикладного искусства;

формировать способность к самостоятельному выражению своих идей в процессе работы;

способствовать развитию мелкой моторики рук в целях положительного влияния на интеллект и психику ребёнка.

Воспитательные :

воспитывать любовь к труду, ответственность за результат;

помочь ребёнку почувствовать себя умелым и талантливым;

формировать дружеские отношения между членами творческого объединения, основанные на сотрудничестве, сотворчестве.

Преподавание материала происходит по сжатому дифференцированному курсу с использованием репродуктивных и творческих моментов.

Новизна программы данной программы заключается в дифференцированным подходе в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений. Использование творческого подхода к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент.

Программа нацеливает обучающихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях, конкурсах и ярмарках.

Учащиеся, посещая Студию «Вязаные игрушки», приобретают не только навыки вязания, но и учатся проектировать модели, подчинять их одной творческой идеи, моделировать и конструировать свои игрушки.

Отличительная особенность программы этой программы - это обучение изготовлению не только традиционной русской игрушки, но и японской.

Категория обучающихся по программе:

Возраст учащихся – 6-18 лет (дошкольники и школьники).

Без деления на возраст. Возраст детей учитывается только при выборе игрушки.

Срок реализации программы:

Общая продолжительность образовательного процесса – 2 года

Количество учебных часов - 76 часов

Формы и режим занятий:

Форма обучения: – групповая, занятия проводятся разновозрастных группах, численный состав группы – от 10 человек).

Режим занятий:

на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 30мин. (45 мин.) учебного времени);

на 2-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 30 мин. (45мин.) учебного времени).

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы: Предметные результаты

Ожидаемые результаты: в рамках реализации цели дополнительной общеразвивающей программы реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

1 год обучения

Ожидаемые результаты для учащихся 6-11 лет:

будут знать:

- историю возникновения вязания и развитие декоративно-прикладного творчества;

- основные приемы вязания крючком;

будут уметь:

- вязать крючком прямо и по кругу;

- уметь вязать по схемам и чертежам;

- правильно снимать мерки и чертить выкройки;

- представить свою работу на выставках, конкурсах, фестивалях.

В конце 2 года обучения дети

будут знать:

- сложные приемы вязания крючком;

- правила соотношения пропорций

будут уметь:

- рисовать эскизы игрушек;

- вязать по кругу;

- уверенно вязать игрушки;

- одежду для кукол

Ожидаемые результаты для учащихся 12-18 лет:

будут знать:

- последовательность изготовления изделий;

- историю возникновения вязания и развитие декоративно-прикладного творчества;

В современных социально–экономических условиях очень важными становятся вопросы профессиональной ориентации школьников и адаптации к этим условиям, на что и нацелена данная программа. Образовательная программа «Вязаный сувенир» имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что впервые освоение приемов вязания спицами и крючком идет через вязание игрушек, изделий для домашнего интерьера, что позволяет создавать изделия, не используя трудоемкой техники, а применяемая технология доступна, в основном, для детей 7-12 лет. Основу программы курса «Вязаный сувенир» составляет вязание. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта, патриотического и нравственного воспитания девушки, умеющей жить в современных социально- экономических условиях, на основе культурных традиций декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы – отражает общую тенденцию к возрождению искусства вязания в России, опираясь на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Она определяется запросом со стороны детей и родителей.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как вязание оказывает огромное влияние на формирование трудовых навыков ребенка, его эстетических вкусов; кроме того, это прекрасный объект деятельности. Выбор разделов обусловлен перечисленными условиями.

Цель программы – создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка через обучение вязанию сувениров.

  • воспитанников объединения работать крючком и спицами по схемам, используя чертежи, уметь выполнить любой сувенир и одежду, связанную спицами и крючком;
  • учащихся основами проектирования;
  • элементам экономики.
  1. воспитательные:
  • воспитывать у детей интерес к творчеству;
  • формировать у учащихся чувство патриотизма;
  • воспитать у детей трудолюбие и усидчивость, чувство гордости за свой труд;
  • воспитать у детей бережное отношение к природе и себе.
  1. развивающие:
  • конструкторские способности;
  • развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
  • способствовать развитию у детей пространственного мышления и фантазии.

Направленность программы «Вязаный сувенир» - профессиональная ориентация школьников и развитие у них творческого мышления. Это программа предполагает обучение учащихся: технике вязания крючком и спицами; изготовление игрушек, декоративных изделий, одежды, аксессуаров к ней; знакомит с основами технического проектирования, экономики, используя метод проектов. В этом заключается ее особенность . Она неоднократно корректировалась и преобразовывалась с учетом психолого-педагогических требований. Эта программа - модифицированная.

За основу программы взята программа Министерства Просвещения СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду), «Художественное вязание на спицах» «Художественное вязание крючком» город Москва «Просвещение» 1982 год.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной

программы: 7-12 лет, девочки и мальчики; предполагаемый состав - разновозрастные.

Форма организации работы с детьми – групповое обучение. Особенность набора – из всех желающих, на основе собеседования. Психологическая готовность, уровень подготовки учащихся к освоению образовательной программы определяется по результатам тестирования при наборе.

Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов собеседования.

Срок реализации программы - 3 года. Содержание программы разделено по ступеням сложности:

1 ступень – 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.

2 ступень –2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.

3 ступень – 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.

В зависимости от уровня подготовки учащихся количество часов и тем может меняться.

Формы организации работы с детьми: практические занятия, викторины, деловые игры, экскурсии. Базовые знания при наборе детей в группу 1 ступени – умение работать с иглами, ножницами, клеить.

Один из путей воспитания положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников (7-12 лет)- формирование его на основе

первоначальных простейших интересов (ролевые игры, облегченные механические виды работ, наглядность), поэтому в программу 1 и 2 ступени включены работы по вывязыванию игрушек, конструированию их и предполагается использование ролевых игр. В программу 3 ступени обучения включены более сложные темы, требующие определенных навыков вязания, такие как «Конструирование одежды, вязанной спицами и крючком», «Аксессуары к вязаной одежде», «Декоративные изделия».

Программа 1 ступени ориентирована на освоение учащимися приемов вязания крючком. Дети, обучающиеся по программе I ступени, должны уметь:

- вязать одежду для куклы Барби, выполнить игрушки из помпонов,

связать крючком простейшие игрушки: плоские и объемные по схемам и шаблонам, а также изделия для домашнего интерьера.

Должны знать: азбуку вязания крючком, технологию изготовления одежды для куклы Барби, плоских и объемных игрушек по схемам, шаблонам, и сувениров для интерьера.

Программа II ступени предполагает освоение приемов вязания спицами, умение работать крючком и спицами по схемам; конструирование объемных игрушек и карманов для мелочей с одновременным изучением элементов экономики; вязание декоративных изделий. По окончании курса воспитанники должны уметь: вязать крючком по схемам, уметь вязать спицами платочной, чулочной вязкой, выполнить творческий проект, сконструировав объемную игрушку, карман для мелочей; связать декоративное изделие. Они должны знать: национальные традиции вязания мастеров Северного Кавказа,элементы азбуки вязания спицами, азбуку вязания крючком, основы проектирования, технологию изготовления объемных игрушек, карманов для мелочей и декоративных изделий.

В соответствии с программой III ступени , учащиеся должны продолжить освоение техники вязания крючком и спицами, занятия конструированием вязаных изделий, выполнить творческий проект, научиться изготавливать аксессуары к вязаным изделиям. Воспитанники должны уметь вязать крючком

по схемам, вязать спицами платочной и чулочной вязью, связать куклу и одежду на нее спицами и крючком, кисет для казака, выполнить аксессуары, а также творческий проект: конструирование топика.

Учащиеся, обучающиеся по программе 3 ступени должны знать : виды ремесел на Кубани, историю костюма казаков, технологию изготовления кружевных изделий, аксессуаров к одежде, основы проектирования.

На занятиях в объединении учащиеся должны получить дополнительные знания по экономике, истории и теории вязания, региональных традиций вязания, экологии и валеологии. Изучение темы «Человек и природа» носит контекстный характер и осуществляется при рассмотрении других разделов программы: «Материалы и инструменты», «Техника безопасности».

В основе образовательного процесса по реализации данной программы, являющейся комплексной, лежит технология разноуровневого обучения. При организации и осуществлении этого процесса приоритетными являются учебные образовательные задачи поискового характера.

Процесс достижения целей и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. Методы формирования сознания – словесные. Это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с литературой.

Методы стимулирования и мотивации поведения, а также формирования опыта эмоционально–целостных отношений у учащихся, интереса к деятельности и поведению: викторины, ролевые и деловые игры, выставки, защита творческих проектов.

Данная программа прошла апробацию в течение 5 лет. Результаты участия в итоговых выставках свидетельствуют об эффективности программы.

В процессе обучения целесообразно использовать новую технологию: метод проектов, который расширяет кругозор учащихся, развивает творческие способности, учит работать с литературой и т.д.

Методы контроля за обучением.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1.текущий контроль (в течение всего учебного года)

2.промежуточный контроль (декабрь-январь)

3.итоговый контроль (май).

Текущий контроль: устный (контрольный опрос или тесты), практические задания. Используется еще промежуточный и итоговый контроль (в середине и конце года): контрольный срез определения уровня знаний учащихся (тестирование). По результатам итогового контроля учащиеся переводятся на следующую ступень обучения.

На выбор конкретной формы и методов контроля над обучением влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние детей данной группы.

Кроме того, оценкой результатов работы в объединении учащихся является представление работ на различные выставки, а также выполнение творческих проектов.

В процессе обучения используется дифференцированный подход к детям:

способными детьми выполняются более сложные задания, остальным предоставляется больше работ по шаблону, с вовлечением их в общую трудовую деятельность.

Обязательным направлением в деятельности объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации.

После обучения в объединении учащиеся должны уметь изготавливать крючком и спицами всевозможные игрушки и сувениры; уметь конструировать одежду, вязать декоративные изделия, выполнить творческий проект, знать о кубанских ремеслах; одежду, традиции казаков.

Приобретая вышеназванные трудовые навыки, у детей должна быть

сформирована активная жизненная позиция и устойчивая потребность самостоятельно решать творческие задачи


Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний.

Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе учащимся дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания , превратить его в предметы быта.

3. Возрастными психологическими особенностями школьников. . Для успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь .

Цель программы: обучение основам и техникам вязания крючком и спицами.

Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:

- изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени сложности;

- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей;

- овладение методами и приемами самостоятельной работы;

- освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.

Развивающие:

- развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков;

- развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе;

- развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

- формирование интереса обучающихся к вязанию крючком и спицами;

- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи;

- воспитание упорства в достижении желаемых результатов;

- воспитание на лучших традициях женского рукоделия.

Программа кружка «Вязание крючком и спицами» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.

Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, авторской программы «Вязание крючком» (автор – Объедкова В.В.), программы образовательной области «Технология», с учетом многолетнего опыта работы с детьми по вязанию крючком.

Образовательная программа «Вязание крючком и спицами» предназначена для учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет). Программа рассчитана на 3 года обучения.

Объем программы – 204 часа. Режим занятий: 2 часа в неделю (двухчасовое занятие с 15-минутным перерывом 1 раз в неделю). Предусмотрена групповая форма проведения занятия.

Образовательная программа «Вязание крючком и спицами» предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. Разный уровень подготовки позволяет разбить коллектив на пары «ученик-учитель».

Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.

Структура программы.

При трехгодичной программе каждый учебный год можно выделить как определенный, относительно завершенный этап освоения знаний, умений и навыков.

1-й год обучения – знакомство с материалом, правилами работы; знакомство с простейшими технологическими картами. Практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами самостоятельной работы.

2-й год обучения – построение и углубление полученных ранее знаний; активизация самостоятельной деятельности при выполнении практических работ; работа с более сложными схемами, технологическими картами.

3-й год обучения – повышение требований к самостоятельной деятельности во время всего процесса создания изделия (планирование, организация теоретической и практической деятельности, анализ), т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, образцов, схем).

Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно.

В организации занятий выделяются следующие этапы работы:

- вступительная часть (повторно-мотивационная),

- основная часть (теоретический и практический этапы),

- заключительная часть (подведение итогов).

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:

1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог).

2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках).

3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий).

4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий).

6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).

Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:

1) образцы изделий;

2) изделия, изготовленные учащимися;

3) литература по вязанию;

4) схемы изготовления изделий.

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы методов диагностики:

1. Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты).

2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей).

3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.

4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, достижения кружковцев.

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения дети должны:

Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Название и назначение различных материалов (различные виды нитей, синтепон, вата).

Самостоятельно подобрать крючок, нитки для изделия.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).

Правильно пользоваться инструментами.

Термины, употребляемые при вязании крючком, спицами (воздушная петля, столбик без накида и с накидом, соединительный столбик, лицевая петля, изнаночная петля).

Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.

Простейшие условные обозначения, используемые в схемах.

Зарисовать условные обозначения и вязать их.

Правила вязания прямого и круглого полотна, правила прибавления и убавления петель.

Освоить технику вязания прямого и круглого полотна, уметь прибавлять и убавлять петли, вязать по простейшим схемам и описаниям.

К концу второго года обучения дети должны:

Правила безопасности труда, правила планирования и организации труда.

Строго соблюдать правила безопасности труда. Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

Название изученных инструментов и материалов, их назначение.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Условные обозначения, используемые в схемах.

Изготавливать простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой).

Правила работы по схемам и описаниям (в соответствии с программой).

Пользоваться схемами и описаниями.

К концу третьего года обучения дети должны:

Материалы и инструменты, их назначение.

Правильно подбирать материалы и инструменты.

Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.

Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

Разные техники вязания крючком, спицами.

Самостоятельно изготавливать различные виды изделий (аналогичные изделиям по программе).

Учебно-тематический план первого года обучения

Вводное занятие.

Раздел I. Основные приемы вязания крючком.

Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения.

Тема 3. Столбики с накидом.

Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.

Раздел II. Пинетки.

Тема 1. Виды пинеток.

Тема 2. Практическая работа. Вязание пинеток.

Раздел III. Круглая прихватка.

Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.

Тема 2. Как украсить прихватку.

Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки

Раздел IV. Основные приемы вязания спицами.

Тема 1: Материалы и инструменты

Раздел V Техника вязания на спицах

Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах

Тема 2:Технология выполнения изнаночных петель.

Тема 3:Технология выполнения лицевых петель.

Тема 7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель.

Тема 8:Соединение петель

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий.

Раздел I. Основные приемы вязания крючком.

Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Теория. Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения.

Теория. Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

Тема 3. Столбики с накидом.

Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком».

Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.

Теория. Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.

Практика. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).

Раздел II. Пинетки.

Тема 1. Виды пинеток.

Теория. Обувь для самых маленьких (демонстрация готовых изделий, иллюстраций различных моделей пинеток). Способы вязания пинеток. Необходимые мерки. Плотность вязания. Используемые материалы для вязания и украшения пинеток.

Практика. Выбор модели пинеток. Подбор пряжи, крючка. Снятие необходимых мерок. Разбор описания, схем.

Тема 2. Практическая работа. Вязание пинеток.

Теория. «Ребятам о зверятах» (знакомство с различными видами пинеток-зверят). Технология вязания пинеток.

Практика. Вязание пинеток. Элементы украшения (бусинки, пуговки, ленточки и др. декоративные элементы). Анализ готовых работ.

Раздел III. Круглая прихватка.

Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.

Теория. Ассортимент прихваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература). Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание). Технология вязания круглой прихватки.

Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия.

Тема 2. Как украсить прихватку.

Теория. Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др.

Практика. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика.

Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки.

Теория. Вязание наших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Как украсить прихватку (цветы, листики, ягодки и д.т.) Круг превращается в…..(прихватки - звери).

Практика. Совершенствование и закрепление полученных навыков. Вязание прихватки под руководством педагога. Выбор элементов украшения и их вязание. Оформление изделия.

Раздел IV Основные приемы вязания спицами.

Тема 1:.Материалы и инструменты. Теория. Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Раздел V. Техника вязания на спицах. Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Тема 2: Технология выполнения изнаночных петель. Теория.Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная". Тема 3:Технология выполнения лицевых петель. . Теория.Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Тема4:Кромочные петли. Теория.Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. Тема5: Закрепление петель последнего ряда. Теория. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Тема 6: Накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Тема 7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Тема 8:Соединение петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины. Примерный перечень практических работ. 1. Изготовление образцов вязания на спицах. 2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для блузок, платьев. 3. Изготовление шарфика в уменьшенном масштабе. 4. Изготовление образца ажурной салфетки, воротничка или манжеты. 5. Выполнение эскизов узоров.

Читайте также: