Психология игрушки классификация игр и игрушек

Обновлено: 13.05.2024

Главной особенность игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко – «материальная основа» игры, она необходима для развития игр.деят-ти.

К.Д.Ушинский одним из первых обрати внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка как спец. Предмет игры.

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деят-ти, это средство познания окр.мира; в игре дети обогащают свой чувственных и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Воспит. значение иргушки:

- это обязательный спутник детских игр

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка

- отвечают потребности ребенка в активной деят-ти, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деят-ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества

- помогают воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий

- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об удивленном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка

- наиболее доступное детям произведение искусства

Классификация игрушек в разной игровой деят-ти

1. сюжетно-образные: игрушки-животные, предметы домашнего обхода, ктр способствуют развитию сюжетно-ролевых игр

2. технические: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, с/х и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

3. строительно-конструктивные: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины), архитектурные и тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки), смешанный строительный материал

4. дидактические: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки, настольно-печатные (лото, парные картинки и пр.)

5. забавные: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами

6. моторные: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

7. музыкальные и театральные: бубны, рояль, металофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деят-ти

8. игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала, дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

• специальным особенностям ребенка.

Требования к безопасности игрушек:

- Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

- Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

- Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное

И эстетическое развитие.

- Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

II. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:

Психолого-педагогические требования к игрушкам:

- должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике и труду

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования

Иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей

- развивать познавательные интересы, активизировать общение

- приучать к коллективной деят-ти, воспитывать организаторские способности

- пробуждать творческое воображение, изобретательности

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития :

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка - игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек :

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки :

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Консультация «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста» Подготовила: Музыкальный руководитель 1 квалиф. Категории Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста» Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка дошкольного возраста» Современный стиль жизни трудно представить без компьютера, гаджетов. Они плотно вошли в жизнь, как старшего поколения людей, так и подрастающего.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Психическое развитие ребенка раннего возраста К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста.

Консультация «Влияние хореографии на физическое и психическое здоровье детей» Как танцы влияют на здоровье? Что полезнее: дополнительные занятия или свободное время? Увлечение танцами – это не только модная традиция.

Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка» Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор,.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка [3].

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [6].

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

- «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;

- характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

- куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

- этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [7].

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей [7].

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует развитию познавательных способностей, появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Читайте также: