Развитие речи русская народная игрушка подготовительная группа

Обновлено: 30.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Детский сад №81 « Островок»

Конспект занятия

"Народная игрушка"

Конспект разработала:

Старший воспитатель:

Конспект занятия в старшей группе : Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»

Цель : Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

Образовательные :

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Воспитательные :

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)

Предварительная работа : беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,

-кто знает, что такое музей? (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.

-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Дети останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.

hello_html_1e75a0fc.jpg

Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

птицы - петух, наседка, павлин, утка.

многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .

hello_html_7ef9b1a6.jpg

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

hello_html_44d555e0.jpg

ь:

Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком

здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… .(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.

hello_html_m393587d7.jpg

Физминутка:

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.docx 398.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

по развитию речи

для детей группы общеразвивающей

Тема: «Народная игрушка – деревянная игрушка»

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

-о богащать словарный запас детей;побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --в ладеть речью как средством общения и культуры.

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.

- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Способы организации детей – подгрупповая 12 человек.

Оборудование_ мультимедийное оборудование, диапроектор, аудио гуашь,кисточки, баночки для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования,игрушка матрешка ,ёлочка искусственная, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа – Матрена чурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы - словесны й (худ, слово, беседа), наглядный, информативн о - рецептивны й (осмысление) практический.

Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь.

Значит, я попала по адресу. Вы узнали меня? Загадаю вам загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Это? Русская ---матрешка.

Молодцы, ребята. Я неспроста пришла в гости к вам.Я предлагаю, вам поближе познакомится, и поиграть в игру.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

В :И сегодня мы с вами поговорим о народных игрушкахи узнаем, какая из игрушек является символом России.

Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

Тогда присаживайтесь на скамеечки, и мы посмотрим на экран.

Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин. А семеновскую игрушкуизготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В : Япредлагаю вам рассмотретьмнемотаблицу. Посмотрите на первый слайд.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы.Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась.Когда чурбачок, готов к работе мастер бралчурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушкушлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан , затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

-обогащать словарный запас детей; побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --владеть речью как средством общения и культуры.

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.

- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Оборудование: книжка – «Матрешка раскраска», цветные карандаши, иллюстрации «Матрёшек».

Словарная работа: Матрена чурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы: словесный (худ, слово, беседа, наглядный, информативно - рецептивный (осмысление) практический.

Ход образовательной деятельности

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

В: Ребята, нам пришла посылка. На ней что то написано…загадка, отгадав которую, мы узнаем, что в посылке…

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Это? Русская --- матрешка.

Игра: «Признаки предмета».

Дать детям потрогать матрешку и, передавая его друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана

В: Ребята, скажите пожалуйста, а матрёшка какая?

Д: Красивая, добрая, расписная, нарядная, деревянная, улыбчивая, румяная, разъёмная, загадочная….

В: Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая. (большая). По форме она… (овальная). По цвету она. много цветов (разноцветная).

(гладкая, жесткая, блестящая, деревянная, твердая, красивая и т. д.).

В: Если у матрёшки круглая голова?

В: Большая голова?

В: Если у Матрёшки тёмные волосы?

В: Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил?

В: Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира сказок, легенд…

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Семёновская матрёшка из города Семёнова (Новгородской области).

Я из тихого, зеленого городка Семёнова!

Я в гости к вам пришли

И букет цветов садовых

Вам в подарок принесла.

А семеновскую игрушку изготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка.

В: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

В: Только у семеновской матрешки на платке есть кайма с цветочными бутонами. А платок завязан как?

В: Дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Д: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Сергиево-Посадская матрёшка (Московской области).

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

В: Сергиево-Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзинку, то узелок, то самовар, то чайник.

В: Дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Д: желтый, красный, синий.

Полхов - Майданская матрёшка из села Полхов-Майдан (Нижегородской области).

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

В: Мастера из Полхов- Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такие матрёшки – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места.

Полхов - Майданская матрёшка из села Полхов-Майдан (Нижегородской области).

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

В: Мастера из Полхов- Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такие матрёшки – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места.

В: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Д: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

В: Хоть они и разные, но все матрёшки красивы и неповторимы.

У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок.

В: Ребята, давайте немного поиграем…

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

В: Игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы. Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась. Когда чурбачок, готов к работе мастер брал чурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушку шлифовали (затирали наждачной бумагой, грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая

образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

В: Из какого дерева изготавливают матрешку? Когда дерево просохнет, кто вытачивает фигурку матрешки? Зачем шлифуют фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки? Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку?

Составление рассказа по МНЕМОТАБЛИЦЕ

Пальчиковая игра «Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,

Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.

Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы

Мила – три, четыре – Маша, на правой руке,

Маргарита – это пять начиная с большого

Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза

В: Кто у вас был в гостях?

Что вы узнали нового о матрешке?

Что составляли по мнемотаблице?

Какое задание было самым трудным для вас?

О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

В: Ребята, а вы бы хотели, на минутку превратится в народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что нужно сделать?

В: Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки» Цель: развивать общение и контакт взрослого и детей. Задачи:учить детей внимательно слушать воспитателя;формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки» Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить сравнивать предметы (маленький-большой); формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наши любимые игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наши любимые игрушки» Программные задачи: Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Фронтально-логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе.

• Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

• Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

• Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

• Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве.

• Формировать у детей представление об истории и развитии игрушки, интерес к истокам нашего народа.

Оборудование: Игрушки : матрешки, глиняные игрушки, из соломы. Демонстрационный материал: Картинка русской избы. Картинки русских народных игрушек : дымковские, филимоновские, карпогольские.

Ход занятия:

Логопед: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе.

Логопед: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу.

Что вы видите? (Ответы детей). Раньше, длинными, зимними вечерами садились дети на лавку и играли. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Особенно дети любили глиняные игрушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки желтая, зеленая, малиновая и голубая.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек, птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур : тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Ребята, а давайте с вами вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Дети: из дерева, из соломы, из глины.

Логопед: Игрушки из дерева как называются? (деревянные, а из соломы (соломенные, а из глины (глиняные). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?

Дети: из пластмассы (пластмассовые, из резины (резиновые, из металла (металлические).

Логопед: Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?

А теперь давайте дадим на эти вопросы полные ответы (проговаривают вместе с логопедом).

Логопед: Игра «Один -много».

• Не одна лошадка, а много. (лошадок).

• Не один павлин, а много. (павлинов).

• Не один барыня, а много. (барынь).

• Не одна уточка, а много. (уточек).

• Не одна свистулька, а много. (свистулек).

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

(Логопед на стол ставит матрёшек)

Логопед: Я к вам в гости пришла и подружку позвала. Только вот беда, не знает она из чего сделаны игрушки. Ребята поможем?

• Из резины - резиновые,

• из пластмассы – пластмассовые,

• из железа – железные,

• из дерева – деревянные,

• из тряпок – тряпичные,

• из глины – глиняные,

• из соломы – соломенные,

• из бересты – берестяные.

Логопед: Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

А сейчас из-под ладошки снова достаю.

Логопед: Ребята, а давайте игрушки назовём ласково. Игра «Скажи ласково».

• игрушка – игрушечка.

Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба).

О чем говорили? (об игрушках).

Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево).

Какие глиняные игрушки вы знаете?

Фрагмент итогового из заданий в занятии по лексической теме «День космонавтики» в подготовительной к школе группе Кроссворд «Интересно: Космос", посвященный Дню Космонавтики (для подготовительной группы к школе). Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Занятие «Путешествие на ярмарку. Русская народная игрушка» (средняя группа)

Занятие «Путешествие на ярмарку. Русская народная игрушка» (средняя группа) Цель:Формировать интерес к народной игрушке. Воспит. -Солнце яркое встает,спешит на ярмарку народ. Но попасть туда не просто, ворота закрыты.

Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: Закрепить знания детей с матрёшке как народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация для родителей в старшей группе (совместно с детьми) «Русская народная игрушка» Консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ в старшей группе (совместно с детьми). ТЕМА: «Русская народная игрушка». Цель: Продолжать знакомить с историей.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Логопедическое занятие по лексической теме «Злаки» в подготовительной группе для детей с ОНР Тема. Злаки. Цели: 1. Закрепить в речи детей названия злаков и их частей. 2. Словообразование родственных слов от слова «хлеб». 3. Словообразование.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Детский сад №303»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

по теме: «Народная игрушка»

Подготовила и правила:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Народная игрушка»

Цель: активизировать и обобщать словарь по теме «Народная игрушка».

-Активизировать внимание детей, поддержать эмоциональный настрой детей;

-Закрепить представление детей о народных игрушках;

-Совершенствовать монологическую речь детей;

- Развивать речь в беседе;

- Пополнять словарный запас;

- Развивать воображение, память.

- Воспитывать любовь к народной игрушке, желание сотрудничать друг с другом .

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Форма организации: в условиях группового режима.

Оборудование:

- магнитная доска, набор картинок;

- выставка народной игрушки, изготовленной из разных материалов;

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Давайте с ними поздороваемся. (здраствуйте, добро пожаловать, доброе утро.)

Воспитатель: Какие добрые слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. А сейчас мы проходим на свои мета.

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о народных игрушках.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.
Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.
С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. Давайте представим, что мы оказались на ярмарке, где очень много народных игрушек.

Воспитатель: посмотрите на нашу ярмарку. Какие замечательные игрушки на ней стоят.

(Матрешка, Тряпичная кукла, глиняные игрушки, соломенная кукла.)

Воспитатель:
А сейчас я вам хочу прочитать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответы детей.

Воспитатель:
Ребята, а кто не будь сможет описать матрёшку?

Дети: (Ответ детей.)

Воспитатель:
Давайте расскажем из чего сделаны.

Дидактическая игра: «Что из чего сделано?»

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

- из глины, она какая? (глиняная)

- из тряпки, она какая? (тряпичная)

- из соломы, она какая? (соломенная)

Воспитатель:

Молодцы. Давайте немножко отдохнем.

и поиграем пальчиками.

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение) .

Воспитатель:
А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний» Предлагаю вам убрать из предложенных картинок ту, в названии которой нет заданного звука. У каждого стола будет свой звук. У первого стола, будет звук «с», у второго стола – звук «м», у третьего стола - звук «н». Дети подбирают картинки по заданию.

Укажите, где стоит звук, в начале, середине, вконец.

Воспитатель:
Посмотрите какой на ярмарке красивый теремок, а давайте узнаем кто в этом теремке живет.

Речевая игр «Теремок профессий»

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

А живут в нём мастера и мастерицы

Все румяны и круглолицы:

-Вышивает узоры на ткани кто? - … (вышивальщица)

-Вырезает узоры на деревянных предметах? (резчик по дереву)

-Восстанавливает старинные вещи… (реставратор)

-Делает из глины посуду… (гончар)

-Пишет картины? (художник)

Умнички, как много профессий вы знаете.

Воспитатель:
Физкультминутка:

И так: хотите поиграть немножко?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Выбирают 3-х матрешек (дети).

Детям на голову одевают платочки. Дети встают в круг, а матрешки садятся на корточки в середину круга. Дети идут по кругу и поют песню:

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Молодцы весело отдохнули, понравилось, а теперь проходим на свои места.

Воспитатель:
Проводится игра «Назови ласково».

- Кукла -куколка, матрешка – матрешечка , свисток -свистулька , т.д. т. д.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

2 радует очаровывает, завораживает

Свистулька

2.маленькая, яркая ,красивая

3.она радует своим звукам

2. Кукарекает, будет, бродит

3.утром вовремя всех будет

Воспитатель:

Заключительный этап

А скажите ребята, о каких игрушках мы сегодня говорили?

Как их можно назвать, одним словом?

А что вам больше всего понравилось делать?

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня молодцы! Все дружно трудились и помогали друг другу.

- Предлагаю взять из предложенных смайликов тот, что соответствует вашему настроению.

Читайте также: