Развитие связной речи на занятиях с игрушками

Обновлено: 14.05.2024

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — В. И. Яшина

Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Текст научной работы на тему «Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам»

Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, речевой подготовки их к школе, где речь, язык становятся не только средством, но и предметом изучения. С.Л. Рубинштейн, подразумевая под связной речью адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя, считал, что дошкольники проделывают лишь первые шаги в развитии связной речи, основной же процесс ее развития осуществляется в школьные годы, когда дети начинают овладевать письменной речью. Анализируя концепцию развития речи дошкольников, сформулированную С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Эльконин правомерно отмечает, что в этой точке зрения подчеркнута лишь одна сторона, а именно то, что в дошкольном возрасте происходит овладение не всеми формами речи, а преимущественнее устной формой; но в концепции С.Л. Рубинштейна не учтено то обстоятельство, что для формирования связной речи важнейшим условием является овладение языком как средством общения. А это означает, что развитие устной связной речи происходит в основном в дошкольные годы.

Еще А.М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной, связной в зависимости от задач и условий общения. Ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и даже у самых маленьких

дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. На протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты кснтекстности в речи детей даже при условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. Работы Л.А. Пеньевской, A.M. Леушиной и других показали, что в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста ведущую роль играет обучение рассказыванию.

В данной статье остановимся на двух основных вопросах, связанных с обсуждаемой проблемой: критериях оценки связности речи и ориентации на них в ходе изучения особенностей связной речи и обучения рассказыванию детей пяти-шести лет.

Очевидно, что для адекватной оценки связности детской речи должны существовать точные и конкретные критерии. В настоящее время в широко распространенной методической литературе отсутствует единый подход к самому понятию связности детской речи.

В известном методическом пособии по развитию речи детей дошкольного возраста под редакцией Ф.А. Сохина под связной речью понимается «развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.» Э.П. Короткова считает задачей воспитателя «научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.» A.M. Бородич выделяет такие требования к детскому рассказу, как связность, понятность, самостоятельность и монологичность, целенаправленность, последовательность, проявление творческой инициативы, то есть рассматривает связность только как степень сцепления между отдельными компонентами высказывания. Таким образом, связная речь в основном характеризуется в психологическом аспекте, больше обращается внимания на содержание высказывания, чем на его структуру.

Только в последних исследованиях в области формирования монологической речи, проведенных в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания, намечается подход к проблеме связности с лингвистических позиций (О.С. Ушакова, A.A. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова). Так, исследование Н.Г. Смольниковой посвящено вопросам формирования структуры связного высказывания, в нем анализируется степень соответ-

ствия детских высказываний теме, соблюдение структуры текста, использование синтаксических конструкций и связей.

Лингвистический подход к связной речи основывается на понятии текста и его характеристиках.

Т.А. Ладыженская, опираясь на данные современной лингвистики, разработала критерии для оценки навыков связной речи: соответствие высказывания теме; информативность, объем высказывания (наиболее простой и удобный способ определения — подсчет слов); количество и степень развернутости микротем в высказывании; соответствие высказывания замыслу автора, умение встать на точку зрения слушателя; соответствие тона основной мысли высказывания; разнообразие употребляемых синтаксических конструкций; количество смысловых, логических, лексических, орфоэпических, стилистических и других ошибок; плавность (прерывистость) речи — определяется при помощи подсчета количества и длительности пауз; интонационно-звуковые средства смысловой выразительности речи (логическое ударение, паузы, степень громкости, интонация отдельно взятого предложения); темп речи. Использование этих критериев при анализе детских рассказов позволяет судить о степени сформированное™ у детей умения строить текст.

Мы предприняли попытку проанализировать детские рассказы с точки зрения категориальных признаков текста. Источником рассказов была выбрана игрушка. Почему именно этот вид рассказывания привлек наше внимание?

Современная методика развития речи располагает большим количеством исследований, посвященных обучению детей монологической речи. Изучалось умение дошкольников строить тексты повествовательного типа по таким источникам, как предметная и сюжетная картинки, серия сюжетных картин, сюжетные рисунки, пейзажная картина (исследования З.М. Истоминой, Н.Ф. Виноградовой, Б.А. Па-шаевой, Е.А. Смирновой, Л.В. Ворошниной). Исследовалось формирование у детей 4, 5-7 лет объяснительной устной речи (H.H. Кузина), монолога-доказательства, монолога-характе-ристики (H.A. Головань), описательной речи (A.A. Зрожевская). Однако в литературе недостаточно сведений об использовании игрушек при обучении рассказыванию, хотя игрушка является общепризнанным средством развития всех сторон речи, в том числе и связной.

Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни, выступает для него в качестве своеобразного эталона окружающей материальной действительности, удовлетворяет потребность в активной деятельности. Ярко выраженные в игрушке цвет, форма, величина, материал способствуют решению разнообразных дидактических задач.

Анализируя литературу, мы обратили внимание, что в ней нет единого подхода к содержанию и методике занятий по обучению рассказыванию на материале игрушек. Так, например, A.M. Бородич считает описание композиции из нескольких игрушек заданием более сложным, чем описание одной игрушки, а Э.П. Короткова предлагает использовать комплекты игрушек с самого начала обучения рассказыванию. О.С. Ушакова и A.M. Бородич говорят об инсценировке с игрушками только в старшем дошкольном возрасте, Э.П. Короткова — начиная со второй младшей группы. A.M. Бородич не рекомендует использовать на занятиях игрушки, изображающие одетых животных, в других источниках кет подобных ограничений, и т.п.

Спорным представляется вопрос о послё-довательности постановки задач при обучении рассказыванию на материале игрушек. В существующих методических пособиях однозначно рекомендуется начинать обучение с описательния, что вряд ли правомерно. Исследования и опыт показывают, что детям проще составить повествовательный рассказ, чем описание. Исследования Т.А. Ладыженской показали, что даже в четвертом классе школы повествовательный рассказ по наглядному материалу должен предшествовать его описанию. Та-ким образом, использование игрушек, с которыми можно действовать, подразумевает в первую очередь составление сюжетного, повествовательного рассказа.

Большой интерес при рассмотрении этой проблемы представляет исследование Э.П. Ко-ротковой, связавшей занятия по рассказыванию с игровым творчеством детей. Она разработала методику обучения старших дошкольников рассказам о будущих играх. Для рассказывания этого вида широко применяются игрушки, их описание входит в рассказ как элемент. Такие задания помимо развития связности обогащают мотивационный механизм речи.

В нашем исследовании, проводившемся в старшей группе я/с № 893 г. Москвы, было проанализировано тридцать детских рассказов на материале игрушек: рассказ о любимой иг-

рушке, находящейся дома у ребенка (вне занятия), рассказ об игрушке, подаренной на Новый год (в ситуации занятия), описание игрушки «кот Леопольд» для больной девочки, которая эту игрушку пока не может увидеть; придумывание сказки о двух игрушках (заяц и щенок).

Прежде всего обращает на себя внимание разная степень активности при восприятии задания. С наибольшей охотой дети рассказывали о любимой игрушке вне занятия, не было отказов рассказать для больной девочки. Придумать сказку согласились девочки и только один мальчик, остальные мотивировали свой отказ тем, что о таких игрушках придумывать неинтересно. На занятии о подарке на Новый год дети рассказывали неохотно, при помощи вопросов воспитателя, хотя, казалось бы, тема занятия должна была их заинтересовать. Полученные данные наглядно убеждают в зависимости качества рассказов от ситуации общения. Для примера можно привести рассказ одной и той же девочки вне занятия и на занятии при выполнении одного и того же по смыслу задания — рассказе об игрушке, значимой для ребенка. Рассказ в ситуации естественного речевого общения: «У меня дома куколка любимая. Она красивая, с длинными волосами, как у Тани. Платье ей бабушка сшила, когда мне шила. Я с ней играю всегда дома, мама в сад не дает, Я ей готовлю, гуляю, спать укладываю.» Рассказ на занятии: «Чебурашку. Желтого. Оранжевые ушки. (Следует вопрос воспитателя — из чего сделан?) Из меха. (А мех какой?) Мягкий.» Во всяких случаях связность детской речи оказалась выше вне занятия.

Все детские высказывания соответствовали предложенной теме.

Информативность рассказов: наибольший объем в сказках — в среднем 72 слова (от 36 до 154), но он связан не с информативностью сказок как таковой, а с тем, что они представляли собой нагромождение фактов без определенного плана, ребенок придумывал действие на ходу и заканчивал, когда ему надоело. Рассказы о любимой игрушке вне занятия и описание игрушки примерно одинаковы по объему — в среднем 34 и 30 слов соответственно. Но объем рассказов о любимой игрушке меньше отличается у разных детей (от 29 до 37 слов), в то время как количество слов в описании колеблется от 6 до 55 слов. Наименьший объем рассказов о подарке на занятии — в среднем 14 слов. Полученные данные в целом подтверждают имеющиеся в исследованиях сведения об объеме монолога старшего дошкольника (50

слов по данным Е.С. Жариновой, 12-55 слов по данным Н.А. Головань). Объем текста зависит от осведомленности автора, тематики высказывания, способа предъявления темы, интереса к ней, индивидуальных особенностей детей.

Умение детей встать на точку зрения слушателя хорошо проявилось при составлении описания для больной девочки. Дети старались назвать побольше признаков игрушки, спрашивали, успела ли экспериментатор записать.

В описании игрушки для девочки и на занятии в основном содержится одна микротема: описание внешнего вида игрушки. При описании кота Леопольда только двое детей дали ему характеристику «гордый кот». Интересно, что больше никто не включил в свой рассказ известные качества характера кота Леопольда, хотя все его узнали. Возможно, что это связано с характером постановки задания — требовалось описать игрушку, а не рассказать, что о ней знает ребенок. В сказках детей в среднем две-три микротемы, раскрывающие приключения зайца и щенка. В рассказе об игрушке вне занятия две микротемы — описание игрушки и игры с ней. Ни один ребенок, описывая игрушку на занятии, не рассказал о том, как он с ней играет.

С точки зрения синтаксической оформ-ленности наиболее правильны рассказы о любимой игрушке вне занятия. В них присутствуют правильно построенные простые и сложные предложения. В описании кота Леопольда преобладают назывные и неполные предложения, начинающиеся с «у него. ». Много однородных членов предложения, определений. В сказках связь между предложениями носит чаще противительный характер («а зайчик сказал», «а щенок взял» и т.п.).

В сказках есть определенная композиция, но видно, что она не продумана заранее. Особенно трудно детям завершить сочинение, поэтому, когда фантазия иссякает, следует окончание типа «все хорошо кончилось», «вот и

Количество ошибок в рассказах невелико, в основном, это морфологические ошибки типа «туфлей», «цыпленков».

Наиболее плавный характер носят рассказы об игрушке вне занятий и сказки. При описании кота Леопольда пауз было больше — дети рассматривали игрушку и вспоминали, что еще не назвали. На занятии речь их была отрывиста, описание игрушки проходило по вопросам воспитателя.

Темп речи рассказывания нормальный, характерный для разговорной речи, при описании игр с любимой игрушкой и наиболее «драматических» моментах сказки отмечалось его убыстрение.

Проведенный анализ детских рассказов позволяет сделать следующие выводы:

1. Дети старшего дошкольного возраста способны строить связные высказывания повествовательного и описательного характера. Степень связности речи при этом прямо зависит от задач и условий общения.

2. При обучении связной речи необходимо обогащать могивационный механизм речи, изменить сложившийся в практике и отчасти в теории подход к организации дошкольного обучения. В частности, надо устранить формализацию в организации занятий, постановку задач в прямой форме, больше использовать не на словах, а на деле игровые приемы обучения.

3. Необходимо углублять лингводидак-тические основы методики обучения связной речи, в частности, в основу выработки критериев оценки связности речи должны быть положены категориальные признаки текста как высшей единицы языка.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 1998.

2. Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. М., 1983.

3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.. 1975.

4. Леушина A.M. Развитие связной речи у до-

школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1941. Т. 35.

5. Яшина В.И; Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. Шуя, 1993

Обучение монологической речи, виды игрушек: · дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); · сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; · наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды занятий по игрушкам 1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа (является отгадывание и составление загадок детьми). Вид описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми.

Виды занятий по игрушкам 2. Сюжетные рассказы(повествования). Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки.

Методика обучения монологической речи В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

Игрушки для занятий Игрушки должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение.

Методика обучения монологической речи В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану . Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения.

У детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Структура высказывания (начало, середина, конец ). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда . Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику . Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи . Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

Методика обучения монологической речи В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи.

Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

Методика обучения монологической речи В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков: Соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке ») Р ассказ по одной игрушке, р ебенок должен активизировать свой опыт, память, воображение . образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).

Методическое пособие игры-занятия с игрушками , разработанные Э. П. Коротковой (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР

Тема : Описание игрушки.

Цель: формировать навык описательного рассказа у детей ОНР 2-3 уровня

Коррекционно-образовательные задачи:

-Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят. -Закрепление обобщающего понятия «игрушки». -Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), -образование слоговой структуры слова, -обучение фонематическому анализу слова, -развитие пространственных представлений.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: -Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам

I. Организационный момент.

- Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).

- Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.

1.Его пинают,

А он не плачет,

Его бросают-

- Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?

- Резиновый, круглый, большой, разноцветный.

2.Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка

- Правильно. Матрёшка какая? - Деревянная, новая, красивая, яркая.

3.Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

- Верно. Машина какая? - Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.

4.Что всё это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать

День, и два, и даже пять.

- Верно. Кукла какая? - Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.

5.Что за игрушка-непоседа

Танцует, бегает по следу? -

Я нажала, завела,

Закружилась вдруг…

- Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла? - Металлическая.

6. Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

- Верно. Мишка какой? - Молодцы. Отгадали все загадки правильно.

II. Тема занятия.

- Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом. - Игрушки.

- Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?

Дети рассказывают, как играют с игрушками.

- Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).

IV. Игра «Ласковое словечко».

(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

- Давайте назовём игрушки ласково..

-мяч - мячик и т. д.

V. Игра «Живая игрушка"

Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.

- У меня юла. Она может кружиться. ( Ребёнок кружится)

- А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. ( Ребёнок прыгает)

- У меня неваляшка. Она умеет качаться. ( Ребёнок качается)

- У меня кукла. Она умеет танцевать. ( Ребёнок танцует)

- У меня мишка. Он умеет рычать. ( Ребёнок изображает мишку)

VI. Игра «Собери пирамидку».

(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

- В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)

- Что это? - Пирамидка.

- Пирамидка без чего? -Без колец.

- Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).

Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.

VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

- О чём мы говорили на занятии? - Об игрушках.

- машина, мяч, кукла, лук Что лишнее и почему? и т. д.

IX. Итог занятия. - --Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке и рассказывают коротко об этой игрушке.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Милованова Елена Павловна

Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и социальный характер. Большой вклад в изучение развития речи внесли известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже. Процесс становления речи отражает психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время ей должно уделяться огромное внимание.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Она является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством общения между людьми. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Одна из главных игровых задач по развитию речи дошкольника состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. В играх развивается речевая активность, воспитывается интерес и внимание к родному языку.

Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью

Для начала уточним возрастные границы ребенка-дошкольника

Например, Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный - до одного года; преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет; дошкольный - до 7 лет; школьный – после 7 лет. В нашей статье за основу определения возрастной границы дошкольного периода ребенка, возьмем классификацию А.Н.Леонтьева, то есть возраст от 4 до 7 лет.

К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми: вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.

Пятый год жизни ребенка - период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, начинают внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.Пятилетние дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.

Речь ребенка к 6-7 годам становится чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

Таким образом, мы видим, что речь ребенка-дошкольникаимеет свои особенности.

Предлагаю в следующем параграфе рассмотреть виды занятий с игрушками, которые способствуют развитию монологической речи дошкольника, обогащению его словарного запаса.

Виды занятий с игрушками

Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.

Виды занятий по игрушкам:

1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Сначала дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования):

а) рассказ по набору игрушек и по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша черную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»).

В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.

Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).

3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

4. Биткова О. Игра как фактор развития диалога. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.

ВЛИЯНИЕ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Фото

Фото

Фото

Фото

Всякий знает, какое место занимает игрушка в жизни ребенка. Все мы родом из детства и знаем, какие возможности раскрываются перед ребенком, когда впервые он вступает в страну игрушек.

Значение детских игрушек трудно переоценить. Без них у ребенка исчезает стремление узнать новое, не возникает желания играть. А ведь в игре ребенок развивается физически, умственно и духовно. Ребенок не только развиваетсяи знакомится с предметами окружающего мира, но и развивает свой активный словарь, узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, числу, познает явления окружающей действительности и в итоге всего он выражает свои эмоции через речь. Игрушка для ребенка любого возраста полна смысла. Но любая игрушка для ребенка без участия взрослого теряет значительную долю привлекательности. Очень важно, чтобы мы показали ее ребенку и научили играть с ней. В основном помогают дидактические игры с игрушками. Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны:рассматривание игрушек и предметов; описание игрушек; отгадывание и составление загадок самими детьми по теме игрушка; составление сюжетных рассказов по одной игрушке или их набору; коррекция речи посредством игрушек.

1. Игрушка должна содействовать развитию ребёнка, на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста (то есть игрушка должна соответствовать возрасту).

2. Игрушка должна соответствовать тематике и содержанию характера игры.

3. Игрушка должна быть динамичной (то есть побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре).

4. Игрушка нуждается в привлекательном красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

5. Игрушка должна соответствовать гигиеническим требованиям (то есть игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка).

А теперь, давайте заглянем в логопедический «сундук» с игрушками!

Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось мною собрано много самых обычных на первый взгляд игрушек, которые помогают мне при работе по коррекции речи детей. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат.


Мячик.

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

1.Автоматизация звуков изолированно или в словах: предложите малышу, подкинуть мяч вверх повторить звук или слово.

2. Обучение элементам грамоты: бросайте ребенку мячики разного цвета, ребенок ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета.

3. Формирование слоговой структуры слова: произнесите ребенку первую часть слова, а ребенок, когда поймает мяч произнесет вторую: са — хар, са — ни.

4. Пополнение словаря: бросьте мячик ребенку, называя звук, на который он должен назвать слово.

5. Развитие лексико – грамматических категорий: бросьте мяч ребенку и назовите слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.


Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом.

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:

Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

Трубочка.

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную или пластмассовую.Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры:

Предложите ребенку подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а ребенок будет чувствовать себя чемпионом.


Прищепки.

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и

добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч.

Примеры игр:

1.Покажите ребенку ежика и скажите: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»

2. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.

3. Прищепки (красные – гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные) послужат вам для составления звуковой схемы слова.

4. Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Покажите ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.

Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.


Детский конструктор. Балансирующие блоки.

Отличается своей простотой исполнения и многофункциональностью. И, конечно же, самой лучший развивающий тренажёр. Развивает фантазию, творчество, речемыслительные процессы умение сортировать – дифференцировать детали, развивает глазомер помогает заинтересовать ребёнка, отвлечь, успокоить, развивает умение сосредотачиваться, а также самое главное развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи.

Мозаика.

Развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, пространственные отношения, зрительный анализ и синтез. Ребёнок, который легко справляется с воспроизведением мозаичного рисунка с образца, в дальнейшем так же успешно будет переписывать с образца любые графические элементы, ориентироваться на листе бумаги, и навык письма сформируется без особых проблем.


Пирамидка.

Обычная пирамидка поможет в развитии не только мелкой моторики, но и речи. Предложите ребенку надевать колечко при этом проговаривать правильно слоги ил слова.

Детские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты – дудочки, губные гармошки, свистки способствуют формированию длительного выдоха, что очень важно для постановки речевого дыхания. Ударные инструменты развивают чувство ритма и координируют работу обеих рук (т.е. развивают межполушарное взаимодействие). Все музыкальные инструменты развивают слуховое восприятие и внимание. Пение под музыку развивает все стороны речи.

Кубик с точками.

На первый взгляд не понятная игрушка и что она развивает? Предложите ребенку бросить ее и сосчитать, сколько точек ему выпало. Пусть он назовет столько предметов или слогов (на автоматизацию) сколько точек ему выпало.

Мягкая игрушка.

Им можно доверить секрет, поведать обиды и найти у них утешение. Как правило, ребёнок легко общается с игрушкой, строит с ней диалог, проговаривая сам воображаемые ответы. То есть развивается внутренняя речь. А если животик игрушечного зверя набит гранулами, польза двойная: перебирая их, ребенок будит вести себя спокойнее и будет активно развиваться мелкая моторика рук.

Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, развивают психические процессы, мелкую моторику, дыхание, активизируют разнообразный словарь, развивают речь. На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается.

Читайте также: