Развивающие игрушки для детей с синдромом дауна

Обновлено: 28.04.2024

Дети с синдромом Дауна. Каждый из них индивидуален в своем развитии, как и индивидуально развитие каждого ребенка вообще. Но есть и общие особенности развития детей с синдромом Дауна. Немного о развитии интеллектуальной сферы: Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание у детей нестойкое и рассеянное. Для этих детей необходимо неоднократное повторение пройденного материала. Ребенок очень быстро утомляется от освоения нового материала. Очень важна помощь и непосредственное участие взрослого для перенесения приобретенного навыка из учебных действий к реальным.

Процесс обучения у детей у деток-даунят на много медленнее, чем у обычных детей. Следует так же помнить, что «солнечные дети» отстают в физическом и умственном развитии на несколько лет от нормально развивающихся детей. Поэтому, занимаясь с ребенком с синдромом Дауна, нужно учитывать возраст развития малыша, а ни сколько ему лет от даты рождения. Еще необходимо брать во внимание, что ребенок с синдромом Дауна проходит те же стадии развития, что и нормально развивающийся ребенок, только с большим опозданием. Ниже приведены примеры некоторых дидактических игр, которые хорошо использовать с неговорящими детьми.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка.

Так же нужно иметь в виду, что из-за проблем со зрением у большинства детей Даунов, наглядный материал должен быть не большим по объему, иначе они просто могут не рассмотреть его. Задание скорее всего нужно будет повторить не один раз…

Игра «Найди и принеси».

Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках. Оборудование: игрушки, предметные картинки.

Ход игры. Отберите несколько игрушек животных (3-4), расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных. Попросите: «покажи, где зайчик; где мишка; где белочка». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано (не произнося название игрушки: «Дай то, что здесь нарисовано!»). Внимание: первые картинки-изображения игрушек должны соответствовать размерам самих игрушек. Игрушки можно нарисовать или сфотографировать.

Игра «Как они говорят и ходят».

Цель: расширение кругозора детей; увеличение двигательной активности. Задачи: Учить узнавать животных по картинкам; — показать детям как каждое из них «говорит» и ходит; — формировать умение произносить звукоподражания.

Оборудование: изображения животных на картинках.

Ход игры. Показать ребенку картинку. Рассказать ему об этом животном: «Это мышка. Она серого цвета. У нее есть голова, тельце, лапки и длинный хвостик. Она маленькая. Живет в норке. Мышка говорит «Пи-пи-пи»». Продемонстрируйте, как ходит это животное. И пусть ребенок попытается пройтись так же. И так по очереди знакомить с разными животными. Нарочито подчеркивайте особенности передвижения каждого животного, тогда ребенок лучше поймет и запомнит, какое оно и как передвигается. Так, например, медведь должен идти очень медленным тяжелым шагом, мышка — бежать быстрыми легкими шажками, а лягушка — прыгать. Предложите ребенку еще раз посмотреть на картинки. Назовите животное и попросите показать, как оно говорит и ходит.

Игра «Разложи овощи по банкам».

Цель: закрепить умение различать цвета, названия овощей.

Оборудование: рисунки овощей: красные и желтые помидоры, зеленый огурец, красный, желтый и зеленый перцы (рисунки овощей разного размера), игрушка «курочка – хохлатка» и игрушки 2-3 цыпленка разного размера, силуэты банок с красной, желтой и зеленой крышками.

Ход игры. Покажите ребенку игрушку курочку-хохлатку. Прочтите рифмовку. Курочка – хохлатка у бабушки жила. Курочка – хохлатка хозяйственной была. Собирала овощи, в банки их сложили, а потом консервами деток угостила. Рассмотрите вместе с ребенком овощи на картинках. Попросите его помочь курочке разложить овощи в банки: красные овощи — в банку с красной крышкой; зелёные овощи- в банку с зелёной крышкой; желтые овощи – в банку с желтой крышкой. После того, как все овощи будут разложены по банкам, предложить ребенку угостить цыплят консервированными овощами: большого цыпленка — большим красным помидором, маленького цыпленка — маленьким желтым перчиком, среднего цыпленка — зеленым огурчиком и т.д. Если ребенок умеет рисовать линии, можно предложить другой вариант игры. На листе нарисованы банки с разноцветными крышками с одной стороны, а разные овощи, с другой стороны. Предложить ребенку провести фломастером линию от овоща красного цвета до банки с красной крышкой и т.д. Воспитатель при этом все время комментирует: «В банку с желтой крышкой Саша положил желтый перец, а в банку с красной крышкой — красный помидор.» и т.д.

Игра «Подарки осени».

Цель: расширение кругозора и развитие речи ребенка.

Задачи: — учить различать листья, шишки, орехи, желуди и листья (по 3-4 шт.)— использовать в речи слова «еще» и «один». Оборудование: поднос, 4 блюдца, шишки, орехи, желуди и листья.

Ход игры. На поднос положить все орехи, шишки, желуди и листья. Предложите ребенку разложить «дары осени» по отдельным блюдцам. При этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех.». Попросите показать где лежат орехи? Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь…» Помогите ребенку разложить шишки, листья. Все время комментируйте действия ребенка и просите показать: где шишки? Где лежат листья?

Игра «Положи туда, куда скажу»

Цель: формировать умения ребенка различать предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в). Оборудование: книга, коробка, предметы мебели (стоп, стул, диван); любой предмет (желудь, орех, камешек или мелкую игрушку…).

Ход игры. Положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда, куда вы скажете: на книгу, на стол, на стул, в коробку, в книгу и т.д. Не забывайте комментировать каждое действие ребенка «Молодец, ты положил орешек в коробку».

Используемая литература.

1. Кэрол Тингей-Михаэлис. «Дети с недостатками развития», книга в помощь родителям
2. Маленькие ступеньки», программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии – университет Маккуэри, Сидней. 3. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Грамматика в играх и картинках. Осень. – Спб.: Паритет. 2004. 4. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Грамматика в играх и картинках. Овощи. –Спб.: Паритет. 2004.

Материалами, вошедшими в эту коллекцию, поделились педагоги Даунсайд Ап, которые многие годы занимаются практической работой с детьми и консультированием родителей детей с синдромом Дауна раннего возраста. Нас часто спрашивают, какое специальное оборудование и игрушки нужны для развития малышей. Вы можете убедиться, что ничего особо специального не надо, но к выбору игрушек все же стоит подойти разумно и рационально, тогда они смогут наилучшим образом дополнить самое главное, что совершенно необходимо каждому малышу: близкий, поддерживающий, доверительный контакт с родителями и близкими! Зная особенности развития, присущие нашим малышам, и опираясь на наши краткие рекомендации и пояснения, вы сможете по-новому взглянуть на привычные и знакомые всем игрушки, лучше понять, почему мы рекомендуем их использовать в игровом общении с малышом, какие именно умения и навыки можно успешно развивать, играя с ним в эти игрушки.

Как не потеряться в мире игрушек

Что нужно учитывать при подборе игр и игрушек

Что нужно учитывать при подборе игр и игрушек

Прозрачные косынки и платки

Прозрачные косынки и платки

Составная картинка из трех частей

Составная картинка из трех частей

Деревянный сортер

Деревянный сортер

Детский ксилофон

Детский ксилофон

Детское небьющееся зеркало

Детское небьющееся зеркало


"Неваляшки"

"Поплавки"

Игрушка

Игрушка "Развивающий центр"

Неваляшка

Неваляшка "Девочка на шаре"

Кубики

Кубики

Задайте нам вопрос

Поля, помеченные *, обязательны для заполнения

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Часть1 фото

Дорогие мамочки, чьи детки – особенные! Вы – необыкновенные женщины! Хочется сказать вам всем большое спасибо за ваши нечеловеческие усилия и ваши огромные любящие сердца! То, что делаете вы – это настоящий подвиг любви, терпения и упорства. Мы искренне желаем вам сил, здоровья, еще больше терпения, веры в ваших деток, еще больше любви в ваших семьях!

Нам очень захотелось вам как-то помочь, и мы составили подборки развивающих игр для деток с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Если это принесет вам какую-то пользу, мы будем очень счастливы!

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

  1. подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  2. во время занятий учитываются состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
  3. во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно малышу;
  4. задания дают простые, используя короткие высказывания.

Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАМЫ ОСОБЕННЫХ МАЛЫШЕЙ И ПЕДАГОГИ ДЛЯ ИГР

Артикуляционная гимнастика

В совокупности с массажем мышц лица она очень помогает в развитии речи ребенка.

Выполнен их приятного на ощупь ПВХ. На пяти гранях находятся подвижные элементы: джойстик, тумблер, колесики, кнопки, вращающийся диск.

Барабаны, металлофон, бубен. Такие игрушки помогают в развитии координации движений и восприятии слуха.

Это могут быть мячики, шарики и другие игры наподобие Сенсорного Куба. Главное, чтобы малыш чувствовал пальчиками разнообразные текстуры.

Они могут быть разной тематики: животные, сказки, геометрические. Например, Рамки-вкладыши Монтессори геометрические. Лучше приобретать вкладыши с «гвоздиками», их удобнее брать пальчиками.

Их много не бывает. Пирамидки можно использовать самые разные – с круглыми и и квадратными деталями, с деталями одинакового размера и собирающиеся по принципу от большего - к меньшему. И даже с такими композициями, как в игре «День и ночь».

Такую игру можно сделать самим, используя изображения разных предметов и сами предметы: мяч, расческа, зеркало, карандаш и т.д.

Есть и «звуковой» вариант этой игры. В баночки из-под лекарств или футляры от «киндеров» насыпать разной крупы так, чтобы каждая из них встречалась два раза.

Они могут состоять из 2-3 частей (можно постепенно увеличивать количество деталей).

Лучше использовать простые, с крупными деталями и шнурком, заканчивающимся палочкой.

Помогают в изучении геометрических фигур, понятий «большой-маленький», «толстый-тонкий». Развивают координацию и пространственное мышление. Блоки Дьенеша купить.

Можно использовать и как «раскраски», и для создания собственных узоров.

Малыш учиться строить из них башенки, выкладывать дорожки узкие и широкие, короткие и длинные.

Они содержат множество элементов для вращения, захвата, перемещения, развивающих моторику и ловкость пальчиков.

Прекрасно развивают мелкую моторику.

Хороший вариант такой игры сейчас есть в кубиках.

Это прекрасные игры, стимулирующие тактильные ощущения и развивающие мелкую моторику. Фетровые игры бывают на самые разные темы, благодаря этому малыша можно познакомить с цветами, временами года и счетом.

Например «Одевашки», с которыми малыш узнает названия предметов одежды и научится подбирать их по сезону.

Цветные гномики в бочонках или Ребята в шляпах. Вариант игры для изучения и запоминания не только основных цветов, но и оттенков. Сортируя гномиков, малыш разрабатывает пальчики и развивает захват.

Прекрасная игра на формирование логического мышления и мелкой моторики. Малышу нужно рассмотреть предложенные предметы и назвать, какой из них оказался лишним в логическом ряду.




Знакомят малыша с геометрическими формами, цветами, развивают мелкую моторику и помогают научиться логически мыслить.

Можно прицеплять на край коробки, палочку или картинки, дополняя их.

Игра на внимание и развитие цветового восприятия. Малышу нужно разложить «заплаточки» на цветные коврики так, чтобы они подходили по цвету и форме.

Хорошие помощники в речевом развитии. Вначале они обогащают пассивный словарь малыша, а затем помогают в развитии зрительной памяти.

Пособие, которое несложно сделать самим. Показывайте малышу фотографии людей, которых он часто видит: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, его самого и даже домашних питомцев. Детки любят разглядывать фотографии, попросите малыша называть всех, кого он видит.

Шуточная игра. Приготовьте несколько головных уборов: мамину шапку, папину кепку, бабушкин платок. Помогите малышу надевать их на себя и смотреть в зеркало. «Не узнавайте» ребенка, пусть он представиться. Детки обычно с радостью играют в такие «переодевашки».

Приготовьте несколько прозрачных баночек с водой (можно из-под детского питания или из набора для специй) и краски. Попросите ребенка набирать кисточкой краску и потом полоскать ее в баночке с водой. Пусть ребенок увидит, как вода меняет цвет. Потом можно смешивать воду в баночках: красный+желтый= оранжевый и т.д. В увлекательной форме «фокусов» ребенок познакомиться с цветами.


Оказывают очень положительное влияние на развитие малыша: с одной стороны они успокаивают, а с другой – тонизируют мышцы. Здесь могут быть и игры с губками (набирать и отжимать воду), экспериментировать с предметами («тонет - не тонет»), дуть на легкий шарик, который скользит по воде. Это могут быть и целые игровые столы с насосами, мельницами, плотинами или с рыболовными снастями.

Или использовать специальные игровые наборы вроде «Болты и гайки».

Это не только для развития координации, но и для первых ролевых игр, когда ребенок учится заботиться о пупсике.


На актуальные для возраста малыша темы.

В игре малышу обеспечивают устойчивое положение тела; мамы помогают закрепить позу, положение рук, «раскрытие» кистей. Малыша учат концентрировать внимание: предоставляют выбор – «одно из двух»; убирают из поля зрения все способные отвлечь предметы (яркий ковер на полу или разноцветная скатерть на столе); организуют тишину; учитывают предпочтения ребенка при выборе игры.

Создайте комплект игр, подходящих именно вашему малышу. А регулярные занятия позволят развить двигательные функции, выработать ловкость, гибкость, подвижность рук, умение управлять своими движениями, научит концентрировать внимание, зрение и слух.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Обычно «солнечные детки» испытывают сложности с речью, хотя понимают они больше, чем могут выразить словами.

Выберите для своего малыша игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития. После игры обязательно вознаградите его усилия похвалой и объятиями.

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

4. «Накидывание на кольцеброс»

Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

РАБОТА С ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

  1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.
  2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).
  3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    , которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
  1. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.
  2. Наматывать и разматывать веревочки и ленты. Как в игре «Достань конфетку».
  3. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.
  4. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
  5. На влажном песке палочкой или пальчиками рисуйте узоры.
  6. Выкладывать дорожку из камушков. , из которых можно собирать разные фигуры. .
  7. Мозаики.
  8. Кубики.
  9. Матрешки.
  10. Нанизывание крупных бус.

Опытные педагоги знают, что простые упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных и пластмассовых массажеров, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами помогают нормализовать напряжение рук, снимают умственную усталость.



АЛФАВИТ И СЧЕТ

Любую информацию «солнечные» детки лучше запоминают в музыкальной форме. Поэтому для того, чтобы выучить буквы, можно запомнить песенку про алфавит.

Таким деткам рекомендуется учиться читать не по буквам и слогам, а запоминая образ сразу всего слова. В этом может помочь игра «Читаем бегло».


Для усвоения порядкового счёта нужно производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек.

Для подготовки руки ребенка к письму очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Для начала можно предложить ребенку выполнить несложный рисунок с использованием трафарета.

Когда малыш сделал несколько удачных попыток обвести фигурку внутри контура, можно предложить ему заштриховать или раскрасить ее. После работы с трафаретом ребенок будет более уверенно штриховать фигуры без трафарета, так как он научится контролировать размах руки, направление и длину штриха.

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

ВложениеРазмер
rabota_s_detmi_ovz.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры и упражнения для детей с синдромом Дауна

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Многие дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать.

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна. У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства. Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы.

Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.

2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.

3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.

5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.

6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.

7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.

8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.

9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот.

Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.

Упражнения на координацию.

2. Сбор мелких предметов

3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

4. «Накидывание на кольцеброс». Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

Работа с гиперчувствительностью.

1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.

2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).

3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

Развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика, которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

2. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

3. Наматывать и разматывать веревочки и ленты. Как в игре «Достань конфетку».

4. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.

5. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

6. На влажном песке палочкой или пальчиками рисуйте узоры.

7. Выкладывать дорожку из камушков.

8. Простые конструкторы, из которых можно собирать разные фигуры.

10.Рамки-вкладыши с «гвоздиками».

14.Нанизывание крупных бус.

Варианты игр и упражнений.

«Волшебный мешочек» - развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори». «Угадай, кто кричит» - развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.

Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.

«Перышко» - для развития дыхания. Дуем на перышко.

«Травка для коровки» - стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.

«Рыбак» - развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.

«Попади в цель» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

« Прокати шарик в воротца»

«Накидывание на кольцеброс» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

«Скатай ленту» - развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.

«Поймай рыбку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.

«Перелей водичку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.

«Прокати шарик» - развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.

«Слепи колобка» - из теста делать колобочки разного диаметра.

«Вылечи куклу» - в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).

«Сыщик» - закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась». «Художник» - на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.

«Юный конструктор» - прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ѐжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.

Рекомендации подготовила: воспитатель Алексеенко К.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогический проект "Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!" - динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна

Материал предназначен для работы с детьми 2-4 лет, имеющих синдром Дауна. Он поможет систематизировать и успешно осуществлять работу по развитию ручной моторики у малышей на основе специально подобран.


Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.


Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево.


Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.


Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения Игры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРа.


Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста

Дыхательные упражненияИгры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРазвитие.

Развивающие игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование развивающих игр. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, у.

Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей.

Учитель-логопед: Марьина О. В.

ГБОУ Школа № 935 г. Москва

Ребенок синдромом Дауна, индивидуален в своем развитии, как и индивидуально развитие каждого ребенка. Но есть и общие особенности развития детей с синдромом Дауна.

Внимание у детей нестойкое и рассеянное.

Для этих детей необходимо неоднократное повторение пройденного материала.

Ребенок очень быстро утомляется от освоения нового материала.

Процесс обучения у детей у детей с синдромом Дауна на много медленнее, чем у обычных детей.

Так же надо не забывать, дети с синдромом Дауна отстают в физическом и умственном развитии на несколько лет от нормально развивающихся детей. Поэтому, занимаясь с такими детьми, нужно учитывать возраст развития ребенка. Еще необходимо брать во внимание, что ребенок с синдромом Дауна проходит те же стадии развития, что и нормально развивающийся ребенок, только с большим отставанием.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов : наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка.

А также нужно иметь в виду, что из-за проблем со зрением у большинства детей Даунов, наглядный материал должен быть не большим по объему, потому что они просто могут не рассмотреть его. Задание нужно будет повторить несколько раз.

Игра «Найди пару носку»

Цель: закрепить умение различать цвета.

Оборудование: набор деревянных носочков, с разными цветами и рисунками.

Ход игры.

Сначала ребенку надо наглядно показать настоящие детские носочки, Рассказать, что у каждого носка есть точно такой же носочек. Что они похоже друг на друга и цветом и рисунком (рисунок полоски). А когда найдет, потом повесить на веревочку сушить и прикрепить

Игра «Фрукты»

Цель: Расширить кругозор по теме «Фрукты». Учить узнавать фрукты по цвету и форме. Если у ребенка нет аллергии, можно использовать пищевые амортизаторы, в маленьких баночках для чувства обоняния. Чтобы ребенок узнавал фрукт по запаху.

Ход игры.

Показать ребенку фрукт, и спросить на каком фруктовом дереве растет?

Ребенок должен, правильно расставить фрукты по ячейкам.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать восприятие на ощупь. Учить узнавать силуэты животных и соотносить их с фигурками домашних животных.

Ход игры:

Достань из мешочка фигурку. Подумай, где ее место, Если ребенок затрудняется, можно предложить, положить силуэт животного, рядом с деревянной игрушкой.

Игра «Найди животных жарких стран».

Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.

Оборудование: игрушки, предметные картинки.

Ход игры.

Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных. Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.

Игра «Как они говорят и ходят».

Цель: расширение кругозора детей; увеличение двигательной активности.

Задачи: Учить узнавать животных по картинкам;

показать детям как каждое из них «говорит» и ходит;

формировать умение произносить звукоподражания.

Оборудование: изображения животных на картинках.

Ход игры.

Показать ребенку картинку. Рассказать ему об этом животном: «Это мышка. Она серого цвета. У нее есть голова, тельце, лапки и длинный хвостик. Она маленькая. Живет в норке. Мышка говорит «Пи-пи-пи»».

Продемонстрируйте, как ходит это животное. И пусть ребенок попытается пройтись так же.

И так по очереди знакомить с разными животными.

Подчеркивайте особенности передвижения каждого животного, тогда ребенок лучше поймет и запомнит, какое оно и как передвигается. Так, например, медведь должен идти очень медленным тяжелым шагом. Мышка бежать быстрыми легкими шажками, а лягушка прыгать.

Предложите ребенку еще раз посмотреть на картинки. Назовите животное и попросите показать, как оно говорит и ходит.

Игра «Разложи овощи по банкам».

Цель: закрепить умение различать цвета, названия овощей.

Оборудование: рисунки овощей: красные и желтые помидоры, зеленый огурец, красный, желтый и зеленый перцы. Рисунки овощей разного размера. игрушка «уточка – хозяюшка» и игрушки утята. Силуэты банок с красной, желтой и зеленой крышками.

Ход игры.

Покажите ребенку игрушку уточка - хозяюшка. Прочтите рифмовку.

Уточка-хозяюшка у бабушки жила.

Уточка-хозяюшка, хозяйственной была.

Собирала овощи, в банки их сложили,

А потом консервами деток угостила.

Рассмотрите вместе с ребенком овощи на картинках. Попросите его помочь уточке разложить овощи в банки: красные овощи в банку с красной крышкой; зелёные овощи в банку с зелёной крышкой; желтые овощи в банку с желтой крышкой. После того, как все овощи будут разложены по банкам, предложить ребенку угостить уточек консервированными овощами: Большого утенка, большим красным помидором, среднего утенка зеленым огурчиком, а маленького утенка маленьким желтым перчиком.

Игра «Дары осени».

Цель: расширение кругозора и развитие речи ребенка.

Задачи: учить различать шишки, орехи, желуди и листья. Использовать в речи слова «еще» и «один».

Оборудование: поднос, блюдца, шишки, орехи, желуди и листья.

Ход игры.

На поднос положить орехи, шишки, желуди и листья. Предложите ребенку разложить все по отдельным блюдцам. При этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». Попросите ребенка показать, где лежат орехи? Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь» Помогите ребенку разложить шишки, листья. Все время комментируйте действия ребенка и просите показать: Где шишки? Где лежат листья? Где желуди?

Игра «Положи туда, куда скажу»

Цель: формировать умения ребенка различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).

Оборудование: Книга, коробка, предметы мебели. Любой предмет желудь, орех, камешек.

Ход игры.

Положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда, куда вы скажете: на книгу, на стол, на стул, в коробку,

Игра «Найди животных жарких стран».

Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.

Оборудование: игрушки, предметные картинки.

Ход игры.

Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных. Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.

Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей



Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в пособии «Детский календарь»

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в пособии «Детский календарь» Одними из важнейших требований ФГОС ДО являются: - становление у детей нормативной регуляции поведения; -развитие мотивации достижений;.

Консультация для воспитателей «Снежные игры с детьми на прогулке» Здоровый и активный ребенок – радость для каждых родителей, но в настоящее время все чаще приходится сталкиваться с проблемами, связанными.

Мои дидактические игры

Мои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Читайте также: