Ребенок не интересуется игрушками в 4 года

Обновлено: 17.05.2024

Часто родителей расстраивает тот факт, что их ребенок ничем не интересуется, не проявляет инициативы в обучении и не отличается высокой активностью. Многие дети не могут сами понять, чем хотят заниматься, а в различные секции ходят только в угоду родителям. При этом, ребята не получают никакого удовольствия от занятий и их продуктивность крайне низкая. Такая мотивация является отрицательной. Но что делать, если ребенок ничего не хочет? Каковы причины пассивности ребенка и как помочь ему проявить себя?

Строгие табу

Постоянные запреты и неодобрения могут стать весомой причиной отсутствия интереса у ребенка к деятельности в любом направлении. «Нельзя трогать», «не подходи», «немедленно положи на место», «прекрати» – такие фразы точно не станут стимулом для развития талантов человека. Ребенок не видит смысла проявлять интерес, если родители в любом случае скажут, что все плохо, бессмысленно, глупо. Дети испытывают только обиду и сомнения, замыкаются в себе, у них снижается самооценка. Из-за этого во взрослой жизни они могут испытывать трудности в процессе самореализации и в выражении собственного мнения. Намного плодотворнее будет остановить ребенка и спокойно объяснить, где именно он допустил ошибку. Помните о правилах конструктивного общения с детьми, чаще хвалите их за успехи. То, что у человека хорошо получается, ему всегда нравится больше, чем то, в чем впечатляющих результатов добиться не удается.

Отсутствие интересов у родителей

Дети копируют не только слова и привычки своих родителей, но и их поведение, манеры и образ жизни. Родители – образец для подражания, поэтому вместе с ребенком им нужно учиться чему-то новому, быть открытым всему самому необычному. Если жизнь родителей не наполнена ничем, кроме работы, приема пищи, гигиенических процедур и сна, а их основным увлечением является просмотр телевизора и изучение ленты новостей в социальных сетях, то дети себя будут вести точно также. Экспериментируйте, принимайте активное участие в начинаниях ребенка, заражайте его своим примером. Если родители будут говорить ребенку о необходимости расширять кругозор, а у них самих он будет ограничен первичными потребностями, то любые методы убеждения не будут эффективными. Дети также будут сидеть в комнате, посвящать все свободное время компьютерным играм, заменяя реальное общение виртуальным.

Вопросы без ответа

Дети с большим интересом задают вопросы об окружающем мире своим родителям, но не всегда получают удовлетворительные ответы на них. Родители переадресовывают вопросы друг другу, знакомым, школе или призывают ребенка самостоятельно разобраться в непонятной теме. Психологи утверждают, что такое поведение подавляет интересы ребенка, его творческие задатки и амбиции. Он не загорается новыми идеями и не проявляет особой инициативы. Чем больше участие родителей в процессе познания мира ребенком, тем больше он будет тянуться к новым знаниям и развитию навыков. Это во многом формирует личность человека, его яркую индивидуальность.

Нарушение доверительных отношений в семье

Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми заключается в том, что ребенок выражает свои требования в форме протеста, делает все наперекор желаниям мамы и папы. Даже если ему интересно мнение родителей, то он все равно не будет их слушать. Он будет стремиться доказать свою правоту, значимость своей точки зрения, отличной от мнения взрослых. Сначала это будет выражаться в кратковременных капризах, а со временем конфликт может обостриться и приобрести критический характер. Ребенок будет жить с мыслью, что его не любят и не понимают, а то, что он делает, будет казаться абсолютно ненужным и пустым. Часто у ребенка интересы не отсутствуют, а попросту не соответствуют ожиданиям родителей. Если из предложенных кружков ребенку ничего не понравилось, то не нужно его торопить. Подождите и потом снова предложите различные варианты. Дайте детям шанс попробовать себя в разных видах деятельности – спортивных занятиях, рисовании, лепке из пластилина, хореографии, оригами.

Нежелание заниматься какой-либо деятельностью имеет множество как внешних, так и внутренних причин. Прежде чем делать выводы, следует понять, что сами родители считают отсутствием мотивации. Зная, почему у ребенка так мало увлечений, вам будет проще помочь найти занятие, которое придется ему по душе. Важно понаблюдать за детьми: действительно ли у них нет интересов и способностей или же они не серьезные и заслуживают большого количества времени и сил? Не настаивайте на посещении ребенком тех занятий, в которых он не видит смысла, дайте ему возможность выбора. Если вам удается найти то дело, которое зажигает в глазах ребенка огонь и желание развиваться, то его следует поддержать в этом начинании. Не бойтесь предложить ребенку то, от чего он отказался полгода назад: вполне возможно, что он отнесется к такому хобби с большей заинтересованностью. Со временем вы сможете гордиться достигнутыми успехами ребенка и восхищаться новыми амбициозными целями.

Мы с вами уже знаем, что дети отличаются друг от друга по темпераменту, темпу нервной деятельности. Возможно, у вашего малыша действительно не очень устойчивое (для своего возраста) внимание, и ему трудно сосредоточиться на каком-то одном занятии. В этом случае ему нужно помогать развивать внимание и усидчивость, так необходимые для дальнейшего обучения. И первое, что вы должны сделать, — это приучиться очень внимательно следить за собственным поведением.

Как часто вы тормошите ребенка, отрываете его от дела, которым он занят? Наверняка вы поступаете так из лучших побуждений. Может быть, вы стараетесь придерживаться как можно более четкого режима, и тщательно следите за тем, чтобы ребенок ел, спал, гулял и купался в строго определенное время. Для того, чтобы не выбиваться из графика, приходится то и дело прерывать деятельность ребенка, чтобы немедленно посадить его за стол или уложить в кроватку.

Сам по себе режим — то есть постоянный, предсказуемый ритм повседневных событий, — действительно очень нужен маленькому ребенку, а особенно такому «разбросанному». Но совершенно необходима и гибкость! Попросту говоря, режим для ребенка, а не ребенок — для режима! Важно понять: если малыш по-настоящему чем-то увлекся, для него во всех отношениях гораздо важнее довести до конца начатое дело (или просто исчерпать до конца удовольствие, которое он в данный момент получает от игры), чем получить свою тарелку супа точно по расписанию. Спокойно дождитесь того момента, когда ребенок начнет терять интерес к своему занятию, и лишь тогда мягко переключайте его на новое дело.

Другая распространенная ошибка, вызванная исключительно благими намерениями, заключается в желании помочь ребенку, поскорее научить его правильным действиям. Стоит ему взяться за пирамидку, а вы уже тут как тут: давай, милый, я покажу тебе, как ее нужно собирать.

В результате у ребенка начисто пропадает желание даже начинать делать что-либо. Зачем, если играть все равно будет мама? Каким бы маленьким и неумелым ни казался вам ребенок, он уже сейчас остро нуждается в успехе и достижениях. Ему необходимо самостоятельно добиваться каких-то результатов — пусть даже самых крошечных. Каждый добытый им лично успех подстегивает его к тому, чтобы продолжать действовать. Ваши главные задачи таковы:

  1. Ни в коем случае не делать за ребенка ничего, что он уже может сделать сам.
  2. Всей душой одобрять его, радоваться и поощрять за каждый реально достигнутый результат.

Другая возможная причина равнодушия к игрушкам — то, что они действительно не интересные, или — их просто-напросто слишком много.

Возможно, вы обращали внимание на очень любопытный факт: сколько бы ярких, нарядных игрушек, специально рекомендованных для годовалого ребенка, вы ни предлагали своему малышу, он почему-то с завидным упорством стремится к настоящим, «взрослым» вещам и занятиям. Пожалуй, любого ребенка в возрасте одного-двух лет посуда, инструменты, содержимое всех шкафов и ящиков привлекают намного больше, чем игрушки. И это не должно вас удивлять.

Самыми важными людьми для малыша являются, конечно, его родители. Следовательно, его привлекают те предметы, которыми манипулируете вы. Возраст игры-имитации, подражания занятиям взрослых наступит чуть позже, но первые шаги в этом направлении ребенок делает уже сейчас. Кроме того, сколько бы игрушек вы ни купили, реальный мир — хотя бы ограниченный пространством одной квартиры или даже комнаты — все равно несравненно богаче и предоставляет намного больше возможностей для исследования и эксперимента.

Вам может показаться, что действия, которые малыш производит со всеми предметами, попадающими ему в руки, хаотичны и бессмысленны: он бросает, возит по полу туда-сюда, стучит и колотит, пытается вкладывать одни предметы в другие, ставит их друг на друга и вновь разбрасывает. На самом деле все это исполнено глубочайшего смысла. Ребенок познает мир — свойства предметов и материалов, осваивает понятия формы, размера, знакомится с понятиями «больше–меньше», «легкий–тяжелый» и т.д. Понятно, что на одних игрушках, сколь бы «развивающими» они ни были, реальный мир не изучишь. Так что выпускайте маленького испытателя на просторы!

Опытные мамы советуют

Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».

Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?

Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.

О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».

Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.

Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».

Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.

Наверное я плохая мама и где то что то упустила,но мой сын в 2 года не интересуется почти ничем. Его не удается завлечь чтением,рисованием,лепкой,какой нибудь ролевой игрой. Я уже молчу про изучение букв,цифр. Все усложняется еще и тем что пока не говорит,только на своем каком то языке. Что то осознанное он пытается объяснить с трудом,чаще всего слышу нытье. Характер у меня скажем так тоже не сахар,не хватает терпения его завлекать,мне всегда казалось что дети на то и дети,что им должно быть все интересно,должны любить играть. Мой же это вообще нечто.. Конструктор лего самый простой он не собирает,не интересно,паззлы и кубики- тоже мимо,он даже не понимает что с нии надо делать. Когда объясняю-взгляд какой то отстраненныйчаще всего просто убегает. С книгами тоже не все так просто. Может послушать несколько коротеньких стишков,стараюсь читать быстро и с выражением чтобы его привлечь,но и тут его надолго не хватает. Хорошо идут стишки Барто(Бычок,Лошадка,Уронили мишку на пол),а всякий там Мойдодыр -это уже пытка для него. Рисование начали осватвать сравнительно недавно,но и тут неудача. Перекладывает карандаши или просто на них смотрит. Показываю как рисовать,беру его руку и начинаем калякать,но он с недоумением смотрит на меня. О том чтобы самому что то сделать-не может быть и речи. Единственное что ему более менее нравится-это бросать или пинать мяч,катать машинку,гулять когда идем тоже не все интересно. Песочницу он игнорирует,с горки кататься боится. Может покататься на качелях или залезть на лесенку или просто гуляет. У меня честно говоря опускаются руки. И без того проблем полно,а тут еще и это..Не знаю что делать,вижу его поведение и не хочется ничегоделать. Срываюсь на него,злюсь на себя и так каждый день. Его бестолковая беготня,нытье и ничегонеделание с бесполезными действиями уже раздражает. Надеюсь что может когда пойдет в садик у него начнуться проблески,так как из меня наверное плохой педагог. У кого нибудь есть что то похожее? Что делать? Или я действительно безнадежно все упустила?


если домино любит, попробуйте другие настольные игры — их оч много.

моя часто спрашивает, когда можно дома одной оставаться и когда у нее малыш свой будет:) взрослыми хотят стать скорее.

посмотрите, если интересно, у меня немного о настольных играх в журнале:

Все у вас замечательно, чудесный ребенок. Заведите ей дрмашнее животное, пусть цхаживет, ей понравится.

ВЫ зря придираетесь к дочери. Просто у нее не классические интересы в играх.Думаю самое оптимальное- завести вам домашнего питомца, кошку например, лучшей игрушки ваша дочь и желать не сможет!

в психологе нет ни чего страшного

вот психотерапевты -это врачи и они ставят диагнозы и лечат.

а психолог как раз таки просто поможет вам понять вашу дочь лучше.

Моя тоже не играет сама. Собирать конструктор, пазлы, рисовать — все с кем-то. Игрушки мягкие, куклы вообще не интересуют. Может сама мультики посмотреть. Я даже не обращала внимание. Думала это нормально. Зато она очень подвижная — любит прыгать, кувыркаться, бегать.

Умная девочка растет, а вы хотите из нее заурядную сделать.Мамочка, тут если и нужен психолог, то вам, без обид)Чтоб объяснил, что не все обязаны куклами играть)

Моя играть любит, а вот в магазин пойти сама тоже просится. Раньше кстати еще и посторонних совсем не боялась, подходила к любому прохожему и заводила разговор. Сейчас слава Богу прошло, а вот в магазин ходит сама, а я стою на кассе.

На счёт корма, я бы только рада была еслиб мой сын думал не только о себе) У вас растет умная и добрая девочка!

Спасибо! Я начиталась книг по психологии-вот и мысли теперь: вдруг это навязчивое состояние-корм покупать постоянно и кормить)

Я думаю что ваша девочка просто очень любит животних, я в детстве с дворняжками играла, и еще и домой их постоянно тащила, так что с кормом вам еще повезло)))

В плане игрушек все детки индивидуальны. Неинтересны вашей дочке куклы. Моя любит машинки, ж/д Лего, инструменты (чтобы не таскала папины, купили ей набор игрушечных) и книги, а куклы валяются. Меня моя каждый раз при переходе через дорогу спрашивает, когда можно будет переходить самой, одной, не держась за мамину руку. Говорю ей, что когда станет большой, как мама, тогда и можно будет. Такой ответ её вполне устраивает.

Ну такой человек )). Игрушки вообще на любителя. Моя дочь никогда не играла мелкими игрушками типа сильвании. И в барби не играла. И лего не любила, и пазлы не собирала. И книги не очень то. В дочки -матери, да в магазин всё детство проиграла.

Ну и пусть читает… на танцы еще поводите… в развивайки. Моя тож не играет ни с чем.

Сразу скажу: я не знаю, что думают о проблеме разбросанных игрушек психологи. Когда мой старший сын был маленьким, интернета не было. Книги по психологии тоже были большой редкостью, и в библиотеках на них была очередь. Поэтому ответы на все вопросы по части воспитания ребёнка я искала сама.

Исконно русским методом - Методом тупого тыка.

Сын у меня был на тот момент один. Ненаглядный первенец.

Естественно, я его очень баловала. Покупала, всё что только его душа пожелает. Всеми правдами и неправдами доставала ему Кэнов, дома для Кэнов, машины для Кэнов. Лошадь для Кэна мне вообще привезли знакомые из командировки в Америку.

А ещё были кубики Рубика, простые кубики, конструкторы деревянные, конструкторы металлические, мягкие игрушки, твёрдые игрушки, какие-то совсем непонятные игрушки.

Всё это добро скоро так заполонило нашу маленькую однокомнатную квартирку, что по ней невозможно было пройти, не споткнувшись о какого-нибудь плюшевого мишку или пожарную машину.

Но даже это было бы не страшно, если бы не одно Но.

Сын этими игрушками не играл.

Вернее, он их брал, крутил в руках минут 5, потом терял к ним интерес и бросал.

Конечно же, я злилась. Ругала: зачем просил, если не играешь, устала от твоего игрушечного бардака!

Ребёнок плакал, просил прощения, с несчастной мордашкой пытался навести в игрушках хоть какое подобие порядка.

На буквально через полдня всё повторялось. Игрушки валялись, сын скучал, а меня трясло от вида захламлённой квартиры.

И вот что поняла

1. Мой ребёнок не дорожит игрушками, потому что просто не знает им цену.

Точнее, у него нет ощущения ценности каждой отдельно взятой игрушки. Каждая из них появлялась у него слишком быстро, по одной и той схеме "увидел-захотел-мама без разговоров купила-принёс домой-наигрался-бросил".

2. Ребёнок просто не знает, что с игрушками делать. Как в них играть правильно.

Ну а откуда, скажите на милость, он может знать, как в них играть, если у него нет предыдущего жизненного опыта, а инструкции и схемы он пока сам прочитать и понять не может.

3. Ребёнок быстро теряет интерес к новой игрушке, потому что ему не с кем разделить радость от её существования.

Не с кем воплощать новые сценарии игры в эту игрушку. Братишек и сестрёнок нет, маме вечно некогда, в садик брать нельзя - отберут или испортят. А начальный сценарий типа "Мишка, ты теперь мой друг" быстро себя исчерпывает.

4. Ребёнок быстро перерастает свои игрушки.

Если в три года ему очень нравилось играть юлой или механической курочкой, то в пять лет они ему уже не интересны.

С причинами вроде бы разобрались.

Теперь что с этим делать

1. Повышать ценность каждой игрушки.

Причём начинать надо прямо на этапе "Мама, купи". Никогда не покупайте игрушку по принципу "на, только отвяжись". Попросил - подойдите к игрушке, возьмите её в руки, восхититесь ею вслух. Спросите у ребёнка, а как он собирается в неё играть, что будет с ней делать. Обязательно похвалите его за то, как он всё здорово придумал. Подчеркните, что игрушка дорогая, но вы её купите, потому что очень любите своего ребёнка. И надеетесь, что он будет её беречь. Игрушка моментально становится для вашего ребёнка в десятки раз ценнее.

2. Как только принесли домой новую игрушку, бросать всё и садиться вместе с ребёнком в неё играть.

Да-да, именно бросать всё и бежать вместе играть! Котлеты подождут. Интерес ребёнка к новой игрушке - вещь очень кратковременная. И быстро пропадёт, если он не будет знать, что с ней можно делать. Поэтому сразу по возвращении из магазина надо сесть, вместе прочитать инструкцию, разобраться в схемах. Для Мишек-Заек-кукол вместе поискать прикольные имена, придумать, где у них будет своё место в доме. Вместе с ребёнком провести для новой куклы экскурсию по дому: "Смотри, Тихон, вот это Коленькина комнатка, здесь у него . " Так вы вдохнёте в куклу душу, а куклу с душой ребёнок уже никогда не бросил на пол. И не оторвёт ей лапу.

3. Взять за правило каждый вечер самой предлагать ребёнку поиграть в одну из его игрушек.

Чем больше у него игрушек, тем важнее это делать регулярно. Прямо приходить к нему и говорить: слушай, а помнишь, где-то там у тебя был самолётик. Что-то я по нему соскучилась. Давай поиграем". Зачем? Да как раз для того, что снова и снова восстанавливать в душе ребёнка ощущение ценности каждой игрушки. Ну и самой хотя бы раз в день, хоть на полчасика возвращаться в детство. Так жить веселее!

4. Как только вы заметили, что ребёнок стал для своей игрушки слишком взрослым, предложить ему подарить свою игрушку другим детям.

Здесь очень важно понимать - когда игрушка в глазах ребёнка теряет ценность, она ОБЯЗАТЕЛЬНО превратится в мусор. И будет валяться по всему дому. Чем больше у ребёнка будет становиться игрушек "не по возрасту", тем быстрее будут терять для него ценность и все остальные вещи.

Когда же вы предлагаете ребёнку подарить игрушку другим детям, вы

1. напоминаете ему, какую большую роль играла эта игрушка в его жизни.

2. учите его быть добрым к другим людям.

Ну вот, пожалуй всё, чем я хотела с вами поделиться. Пусть не слишком научно, зато помогает.

Читайте также: