Ребенок не может выбрать игрушку

Обновлено: 16.05.2024

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.

Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.

С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.

С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).

С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).

2. Безопасность и качество

Обычно родители уделяют этому пункту особое внимание. Основное, на что стоит здесь обратить внимание:

  • форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить,
  • отсутствие резкого запаха любой этимологии,
  • естественные цвета без «кислотного» оттенка,
  • возрастная маркировка,
  • срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть, представляете? Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается\рассыпается,
  • наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине

3. Развитие

Да, в принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Даже простая кастрюля с крышкой может стать многофункциональной развивашкой. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.

Нужна мелкая моторика? Берем сортеры, матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.

Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.

И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.

4. Соответствие интересам

Сколько раз мы с вами уже наступили на эти грабли?

«Ну, может, если дома будет не 101-ая лошадка, а хотя бы один бегемот, он увлечется бегемотами?»

Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями), нужно брать игрушки этой тематики, НО… подсмотреть в пункт 3 и взять игрушки, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и

  • собирать с ними пазлы,
  • решать про них задачки,
  • читать про них книги и запоминать породы,
  • строить конюшни из конструкторов,
  • лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи,
  • учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок!

Подобно поступаем и с машинками-динозаврами-феями.

5. Простота

«Пакет подарков дарят Васе:

машинки, книжки, арбалет!

Ребенок радостно играет…

Знаете, почему так получается? Потому что пакет оставляет пространство для творчества, с ним можно фантазировать, придумывать разные способы его применения, изучать и экспериментировать с его свойствами.

У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем), вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата), по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.

Обратите внимание, есть ли такие игрушки у вашего ребенка сейчас?

6. Как вы ее подадите

Не в том смысле, на какой праздник и в какой упаковке.

А как вы научите ребенка с ней играть. Да, ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.

А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.

7. Вторая жизнь

Об этом тоже лучше подумать заранее, особенно если вы любите эффективность, универсальность и практичность – ваше все.

Головоломки, конструкторы, мозаики – всегда практичны. Дети могут играть ими 5-7 лет. А потом такие игрушки переходят младшим братикам и сестричкам. Особенно, если игрушки качественные и пользовались ими аккуратно.

Куда и кому можно будет пристроить игрушку после того, как ребенок вырастет из нее?

  • Младшенькому,
  • родственникам, соседям, знакомым,
  • выложу в группу «Отдам за…»,
  • в благотворительные организации или развивающие центры,
  • перекочуют на дачу,
  • книги отдам в библиотеку,
  • спрячу игрушки на балкон и дождусь внуков – я терпеливая!

8. Выбирайте игрушечки с удовольствием и в хорошем настроении!

И играйте в них вместе с детками смачно, от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.

Детям не нужно много игрушек, и чем старше становится ребенок, тем их количество все больше и больше уменьшается. Дело в том что в 2,5 года ребенок уже совершенно осознанно может играть самостоятельно, а так же выбирать игрушки, которые ему больше нравятся.

Почему у детей много игрушек до этого возраста и что делать с остальными?

Огромное количество игрушек до этого возраста объясняется несколькими причинами:

  • вместо желания самого ребенка, игрушки ему выбирают родители. После 2 лет ребенок сам может решить нужна ему вещь или нет, достаточно только посмотреть ее в магазине. Не смотря на "надо и дай", то что действительно надо ребенок из рук не выпустит. А то что не очень интересно быстро надоест еще в магазине;
  • ребенок играет вместе со взрослыми, а значит в игру включаются все игрушки. После 2,5 лет ребенок чаще играет самостоятельно и выбирает только любимые предметы;
  • подарки которые дарят родные и друзья на праздники пополняют коллекцию игрушек, поэтому их увеличения все равно не избежать.

Сколько игрушек нужно и какие самые любимые?

На деле в 2,5 лет "малышковские" игрушки отправляются на дачу или переезжают к новым владельцам, а на смену приходят более взрослые игрушки, которые и обеспечивают досуг ребенка. Наша ненужная часть игрушек сейчас ждет новых обладателей, ведь пересмотрев детскую, оказалось, что самых любимых игр не так много, а остальные просто лежат на полочках.

Конечно говорить о том, что всем детям понравится данный список нельзя, ведь предпочтения у всех разные, однако общая картинка все равно одинаковая. А основная составляющая игр у детей в этом возрасте может характеризоваться как "игры на подумать" и "ролевые игра".

Игрушки для досуга

Куклы забылись, на смену мой ребенок нашел для себя домашнего питомца, за которым нужно ухаживать. Это не кошка и не собачка, а настоящая сова! Полная цена совы - 4,5 тыс руб в среднем. Скажу по правде, я зареклась брать дорогие детские игрушки после неудачного попугая артиста фирмы FullReal, но сова в Детском мире становилась все дешевле и дешевле и в один прекрасный момент она стала стоить 1000 руб. Отзывы были совсем разные, а мне хотелось чего то необычного, так что решила все таки брать.

Такого успеха от игрушки я никак не ожидала. Она стала действительно любимой. Сова ведь не простая, а интерактивная. На вид очень милая, очень легкая и ребенку по размеру подходит идеально. Так вот сова умеет петь, танцевать, плакать, мерзнуть, просить кушать, расстраиваться. Все это определяется цветом глаз, что по мне не очень удобно, да и ребенку не понятно (именно поэтому я на многое и не рассчитывала). Но как оказалось, вместе с глазами сова издает звуки и по ним можно понять, что хочет сова - например она дрожит, говорит ням ням, плачет, начинает петь себе колыбельку, кричит, радуется).

При этом сова двигается как живая, поворачивает головой. Пластик тоненький, но крепкий, ничего за пару месяцев не сломалось. Ребенок в восторге от того что сову надо кормить специальной ягодкой, успокаивать, прижимать к себе, укачивать. А еще сова умеет летать. Ребенок сам в состоянии запустить ее, летает она очень шумно, и вызывает бурю положительных эмоций. Только заряда полного хватает на раза три-четыре.

В общем для ребенка сова стала постоянной любимой игрушкой, и хоть и 5 тысяч на мой взгляд игрушка все равно не стоит, но 2 за нее отдать действительно можно, а лучше по скидке взять за тысячу, как это сделала я.

Что понравилось мне, так это то, что богатый функционал заботы находится в милом совенке, а не в страшной "живой кукле" с эмоциями, о которой надо заботиться. Для меня такие младенцы кажутся жутковатыми. Сама сова не занимает много места (что тоже большой плюс и отсутствие вопроса где же ее хранить и куда класть) и не требует батареек - быстро заряжается проводом. В общем сова меня очень приятно удивила, поэтому о ней я решила написать столько всего.

На втором месте отмечу мелкие игрушки, которые не теряют своей актуальности уже долго и ребенку бесконечно нравятся. Всего у нас их два вида. Первые - разные мелкие игрушки из киндеров, камушки, а к ним пластиковый дешевый домик, который служит "ареной" для разыгрывания каких то своих сценок и рассаживания живности. При чем дом с мебелью более большой ребенку не понравился совсем, а вот обычный пластиковый пользуется успехом. В моем детстве были киндеры и мне тоже нравилось бесконечно их рассматривать и перебирать:

Второй наш фаворит это плоские мелкие фигурки. Вообще покупались они для создания бантиков, но в итоге это дело я забросила, а игрушки перекочевали к дочке. Их тоже можно бесконечно разглядывать, подбирать пары, сортировать. В придачу к этим фигуркам дочке очень полюбился паровозик для шестеренок. Шестеренки были сразу выкинуты, а паровозик стал основой для игры, куда дочка и рассаживает все эти фигурки. Учится сама считать, подбирать их по цвету и интерактивно играть. Кто бы мог подумать что такие вот игрушки станут любимыми? Для тех кому понравилась идея, поделюсь ссылкой, где пластиковые мелкие фигурки можно заказать дешево . Паровозик заказывали очень давно на сайте Сима лэнд.

Игрушки, которые не подходят малышам до трёх лет

Современным родителям предлагается огромнейший выбор игрушек, которые они могут приобрести для своего ребёнка. Простые и незамысловатые явно проигрывают ярким и кричащим. Первые кажутся скучными, вторые обещают фейерверк эмоций. Но не всегда яркое будет полезным, и не всегда сложность будет действительно развивающей.

Какие именно игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет

Для начала немного о том, как соотносятся методика Монтессори и игрушки. Иногда можно услышать мнение, что дети, занимающиеся по этой методике, лишаются настоящего детства, т. к. вместо традиционных игр им предлагаются занятиями с безликими, скучными «материалами» или выполнение разных домашних дел.

Но это лишь поверхностный взгляд на подход к развитию ребёнка по Монтессори. Следовать за потребностями малыша – это не значит запрещать ему что-то и лишать чего-то. Это значит выбирать для него и предлагать ему именно то, что наиболее необходимо в этом возрасте, поэтому игрушки никто не запрещает. Просто, как и во всём, что касается ребёнка, подходить к их выбору нужно, учитывая возраст и потребности.

Нет чёткого списка игрушек, о которых можно было бы сказать «по Монтессори» или «не по Монтессори». Есть общие рекомендации и соответствие целям методики. И есть определённый возраст и потребности ребёнка, которым игрушка может отвечать или нет.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Например, на этой фотографии игрушки, на которые стоит обратить внимание. Они будут действительно полезны и интересны.

полезные игрушки

Но какие игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет?

Обращайте внимание на материал, из которого сделана игрушка

Пластик и пластмасса делают игрушки более дешёвыми и доступными, но в то же время хрупкими и недолговечными. Погремушки и маракасы из пластмассы сломались задолго до того, как моей дочери исполнился год. К тому же этот материал довольно беден для сенсорных ощущений. Не стоит, чтобы подобные игрушки преобладали у вашего ребёнка. Старайтесь отдавать предпочтение натуральным материалам, имеющим разную фактуру, запах, вес, либо более качественной пластмассе. Такие игрушки будут дороже, но прочнее.

Например, подобные погремушки одни из самых недорогих, но очень быстро ломаются. У первых непрочный механизм крепления между собой двух половинок шарика. Он трескается, и гремящие внутри маленькие детальки выпадают и могут быть опасны. Вторая погремушка крепится на резинку, но со временем узелки развязываются, и погремушка разлетается на части. Колечко из очень мягкой пластмассы: оно быстро гнётся и теряет форму.

вредные игрушки

Откажитесь от слишком ярких игрушек

Распространено мнение, что игрушка должна привлекать внимание маленького ребёнка. Часто для игрушки выбирают очень яркие цвета или контрастные сочетания цветов. Без сомнения, яркие цвета стимулируют активность детей, но их избыток приводит к чрезмерной стимуляции. Подобной яркой игрушкой вы усложните для своего ребёнка задачу понимания мира. Монтессори-педагоги рекомендуют начать с натуральных цветов, потом добавить игрушки с основными цветами и только потом — с их оттенками.

Во многих магазинах можно приобрести развивающие коврики для младенцев. Сама идея такого коврика хорошая и имеющая место быть. Но часто они избыточно яркие и перегружены большим количеством рисунков. Возраст, когда ребёнок с интересом и пользой для себя сможет рассматривать такое количество картинок, наступит намного позже рекомендуемого для этой игрушки. А пока они будут лишь отвлекать и перевозбуждать. Поэтому их стоит избегать.

Если это подарок, постарайтесь уменьшить отвлекающие факторы (накройте однотонной тканью, уменьшите количество подвесных игрушек, предлагаемых в один момент).

бесполезные игрушки для детей

Другой пример, для более старшего возраста (1,5–2 года).

Яркие картинки на подобных стучалках призваны сделать их более интересными и привлекательными для ребёнка. Не просто стучалка, а стучалка-ягодка! Или бабочка с ярким узором на крыльях. Но на фоне этих картинок совершенно теряются и даже сливаются цветами сами шарики, по которым надо учиться попадать… То есть сам смысл такой игрушки пропадает. То, что придумано как способ развить координацию, усложняет это обучение, создавая препятствия.

вредные игрушки для детей

Ещё один встречающийся недостаток — раскрашивание предметов, животных или людей в ненатуральные цвета. Синие собаки или жёлтые медведи, конечно, не запрещены и так развивают фантазию. Но для совсем маленьких детей, которые только учатся различать, кто такой мишка, а кто собачка, лучше отдать предпочтение реальным окрасам игрушек.

Например, на этих пазлах весьма неудачное цветовое решение. Мало того, что выбраны не свойственные животным цвета, так ещё и части тела разного цвета.

бесполезные детские игрушки

Не стоит увлекаться интерактивными музыкальными игрушками и книгами

Если, играя с обычными игрушками, ребёнок получает обратную связь (трясу погремушку — слышу звук, кидаю мячик — он катится и т. п.), то в интерактивных игрушках эта связь неочевидна. Да, ребёнок быстро научится нажимать кнопку, и ему это понравится. Однако подобные игрушки делают ребёнка не активным участником процесса, а лишь своеобразным зрителем. Если у ребёнка будет 1–2 такие игрушки, это не навредит ему. Но не тогда, когда они будут преобладать.

Намного ценнее и полезнее игра с реальными музыкальными инструментами или чтение книг со взрослым.

вредные детские игрушки

Кстати, сейчас очень много книг с музыкальной кнопкой. У меня сложилось к ним отрицательное отношение. Именно в таком сочетании они совершенно непонятны. Например, моя дочь (тогда ей было 10 месяцев) подобную книгу с потешкой про гусей только слушала, пока не села батарейка. И только потом, без постоянно играющей песенки, она, наконец, пролистала её до конца и рассмотрела.

детские вредные игрушки

Выбирая интерактивную игрушку, обратите внимание на громкость звука. Слишком громкие звуки вредны для маленьких детей. Избегайте также слишком ярко и быстро мигающих огоньков в таких игрушках.

С осторожностью относитесь к так называемым развивающим игрушкам

Как правило, они отличаются принципом — «чем больше всего, тем лучше». То есть если игрушка называется развивающей, то она должна развивать как можно больше всего сразу! Это неверный подход для возраста до трёх лет. В этом возрасте, наоборот, рекомендуется занимать ребёнка только одним действием. Ведь он ещё не может отделять важные стимулы от неважных и просто усвоит всё предложенное. Это усложнит понимание и может стать причиной неразберихи. Когда стимулов слишком много, ребёнок упускает хорошие возможности для обучения и развития.

Например, эти две игрушки слишком перегружены деталями и цветом. Я даже не сразу поняла, для чего именно они предназначены – настолько всего много.

детские бесполезные игрушки

Или, к примеру, подобные пирамидки. Они задумывались как многофункциональные и многоразвивающие. Это интересно и кому-то понравится. Но если вдруг такую игрушку приобретут для ребёнка, который станет впервые на их примере учиться собирать пирамидки, то они будут отвлекать от основного своего предназначения.

детские игрушки бесполезные

Сказочные персонажи

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание и за что часто критикуют метод Монтессори, — присутствие сказочных и фантастических элементов в игрушках.

До 5 лет для ребёнка подобное не приветствуется. Конечно, это тема отдельного подробного разговора. Но если вкратце, то до 5-летнего возраста ребёнок не может адекватно отличать вымысел от реальности и воспринимает всё буквально. Поэтому стоит сначала изучить тот мир, который окружает его, а потом отправляться в путешествия по воображаемым мирам. Не стоит, конечно, впадать в крайности и ограждать от всего выдуманного (да это и невозможно!), но не делать на этом акцент вполне в наших силах.

Например, шнуровку можно выбрать на более прозаичном ботинке, без глаз и носа. Или вместо улыбающегося телефона на колёсиках выбрать каталку в виде машинки или собаки.

детские игрушки вредные

Также не стоит забывать об эстетическом чувстве ребёнка. Некоторые фантазии производителей игрушек выглядят очень странно и зачастую отталкивающе.

игрушки для детей бесполезные

Надеюсь, эти небольшие рекомендации и советы помогут вам сделать выбор в том необъятном море различных игрушек, которое окружает современных родителей и их детей.

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов


Язык ребенка и детства - игра! В игре ребенок познает мир, развивается и реализовывает себя. Психолог Алена Скорик рассказала о том, чем на самом деле является детская игра и в какие ловушки попадают родители при выборе игрушек.


Игра - это особая реальность, в которой можно экспериментировать и пробовать жизнь без реальных последствий, в которой можно быть кем угодно, выражать и создавать что угодно!

Игрушки - это предметы, предназначенные для игры! Заметьте - что первично, а что вторично, что чему подчиняется? Сначала игра, а потом игрушки! Игрушки нужны для игры, а не наоборот.

Когда ребенок расположен и настроен на игру - игрушкой может стать что угодно: палочка, ниточка, чашка, пальцы, камушек и т.д. Конечно, уже готовые игрушки с любимыми героями или любимой тематики могут помочь сделать игру увлекательнее, разнообразнее, интереснее! Но они идут в ход при особом состоянии ребенка - состоянии игривости!

Само по себе наличие игрушки - не рождает игру!

Можно накупить все самые современные, модные, увлекательные игрушки ребенку, но это не гарантирует рождение игры из них! Игра рождается всегда из ребенка! Из особого состояния удовлетворенности базовых потребностей: в еде, сне, комфорте, безопасности, внимании и любви плюс некоторой внешней тишины. Под тишиной я имею в виду отсутсвие внешних раздражителей и стимулов, как, например, планшет, мультфильмы, уроки, плановые занятия… Вот в этой тишине и рождается таинство Игры! И только в этом место могут понадобиться игрушки. А могут и не понадобиться - потому как спонтанная, творческая энергия в игре способна любой предмет превратить в игрушку!


Вы давно бывали детском игрушечном магазине? Обратили внимание как разнообразен, обилен, привлекателен и продуман современный рынок игрушек?

Нам предлагают игрушки из различных материалов, разнообразных свойств и на любой кошелек! От низкопробных китайских из вонючей пластмассы до элитных, изготовленных в ручную, стоимостью в несколько тысяч гривен! Производители не жалеют средств на продуманные и обширные рекламные компании, привлекательную упаковку! Голова идет кругом от обилия соблазнов не только у детей, но и у их родителей! Ведь современные родители в своем детстве зачастую были лишены такого разнообразия игрушек. Не было возможности покупать их в большом количестве, да и не было тогда такого разнообразия!

И теперь, имея своих детей, мы в порыве дать им все самое лучшее, стремимся обеспечить ребенка всем необходимым, в том числе и игрушками! Чтобы было их в достатке, чтобы ребенок мог с удовольствием играть!

Но есть две ловушки, в которые очень легко угодить:

  1. Ловушка подмены приоритетов. Это, когда первоочередным становится игрушка, а не игра. Все то, что я писала выше про игру - начинает ассоциироваться с игрушкой. Родители в обилии покупают ребенку игрушки, но при этом не заботятся об обеспечении условий для рождения игры! День ребенка расписан до минут: детский сад/школа, дополнительные занятия, гаджеты, питание, гигиенические процедуры, сон - и совершенно нет времени для тишины (в которой рождается игра, помните?). Или, наоборот, тишины в жизни ребенка достаточно, но он обделен вниманием и заботой взрослого (в силу его занятости) и находится в состоянии постоянного голода по контакту и вниманию - разве до игры тут будет? Игрушка - бессмысленная покупка, когда ребенок не настроен на игру! Поэтому - первое, что нужно обеспечить родителю - это условия для рождения игры, а потом уже можно и игрушки предлагать!
  2. Ловушка подмены адресата. В каждом родителе живет его внутренний ребенок, которому, возможно, не хватало каких-то определенных игрушек в детстве и ему очень бы хотелось играть с тем, что доступно сейчас его реальному малышу. Мы заходим в игрушечный магазин и наш внутренний ребенок ликует - он может сам выбирать чем играть, что покупать! И мы, выбирая подарок собственному сыну или дочери, покупаем то, во что на самом деле хотели бы поиграть сами!

Здорово, когда вкусы и приоритеты вашего реального ребенка совпадают со вкусами Внутреннего! Но бывает же и наоборот! Папа приносит дочери машинки и пистолеты, а она мечтает о кукле (есть даже песенка детская шуточная про это, слышали?), мама несет ребенку очередной Лего и он ставится на полку - потому что ребенок конструкторы не любит - он любит, к примеру, рисовать!

А как часто мы покупаем игрушки не по возрасту!? Папы годовалым сыновьям приносят вертолеты на радиоуправлении, мамы двухлетним дочерям дарят кукол Барби. И не то, чтобы мы не замечали, что вкусы или потребности у малыша совсем другие - нам просто сложно удержаться - потому что самим нравится, себе хотелось бы такого!

А вот признаться в том, что это я на самом деле для себя покупаю, а не для ребенка - это уже задача по сложнее! Потому что не принято как-то взрослым детскими игрушками увлекаться и тратить деньги на это. "Не серьезно как-то. Что другие подумают?"

В итоге мы имеем просто заваленные дома игрушками детские комнаты, где к половине игрушек ребенок даже не притрагивается. В целом, я не вижу ничего плохого в том, чтобы покупать игрушки для себя. Честно, без хитростей и уловок.

Просто, попадая в игрушечный магазин и протягивая руку за очередной игрушкой - задайте себе вопрос: «Для кого сейчас я покупаю это? Действительно ли моему ребенку для игры это необходимо? Или эта покупка - отголосок моей не реализованной потребности в детстве? (Ловушка 2). А может быть эта игрушка - это для меня символ заботы, любви и достатка, которые я стремлюсь обеспечить ребенку? (Ловушка 1).»


Проверено - честный ответ для себя на эти вопросы - помогает как минимум половину бесполезных покупок не совершать. Если вы понимаете, что игрушка - это Символ, то, поверьте, для вашего малыша будет на много ценнее, если вы выразите свою любовь и заботу не иносказательно, а прямо! Через уделенное и вместе проведенное время, внимание, заботу, объятия!

Если вы осознаете, что покупаете игрушку для своего внутреннего ребенка, то а почему бы и нет? Скажите себе ДА! И купите для себя - куклу, конструктор, машинку! Поиграйте с ними или поставьте на почетную полку, наслаждаясь обладанием заветного предмета! Это так же имеет терапевтический эффект. Когда вы честно признаетесь себе в желаемом, отводите какое-то место в своей жизни этому желанию, позволяете ему быть (а не прячете за благородным мотивом порадовать дочку или сына) - ваш внутренний ребенок чувствует себя удовлетворенным и перестает требовать еще и еще!

Если вы научитесь не попадать хотя бы в эти две ловушки с игрушками - Жизнь, Игра и Развитие вашего ребенка от этого только выиграют! Я желаю вам осознанности, понимания и принятия себя и своего ребенка - Внутреннего и реального!

Читайте также: