Ребенок приносит из сада чужие игрушки что делать

Обновлено: 04.05.2024

Часто случается, что дети раннего дошкольного возраста могут без спроса брать чужие вещи. В таком возрасте малыши просто не осознают, что делают что-то неподобающее. Дошколята эгоцентричны, и большинство из них не понимает, такого понятия как частная собственность. Ребенок до четырех лет не осознает, что есть «свое», а есть «чужое». Он не понимает, почему не может взять домой игрушку из детского садика и продолжить ей играть дома, если он весь день спокойно играл ей в саду. Однако это не значит, что нужно отпускать ситуацию на самотек. Но что же делать?

1. В первую очередь нужно поговорить с ребенком, и объяснить ему, что не все вокруг принадлежит ему, что есть личная и общественная собственность.

2. Если ребенок все-таки принес игрушку из сада или с улицы не нужно кричать на него. Он может испугаться и в следующий раз утаит от вас факт воровства. Поговорите с ним спокойно, и донести негативный характер его поступка. Например, если он взял игрушку у другого ребенка, предложите ему почувствовать эмоции пострадавшего, когда он обнаружит пропажу.

3. Объясните, что воровство - деяние глубоко порицаемое в обществе. И, что тем, кто ворует, не стоит ждать к себе хорошего и доверительного отношения от окружающих.

4. Разъясните ребенку, что прежде чем что-то взять нужно спросить разрешения. Объясните, что нельзя хватать шоколадку с витрины магазина без вашего разрешения. И что даже если он получил его, то нельзя съедать ее прежде, чем вы за нее заплатите.

5. Учите ребенка ответственности за собственное поведение. Нельзя попустительски относиться к тому, что малыш берет чужое без спросу.

Если ребенок взял чужое не устраивайте громких сцен, не наказывайте его, и не стыдите прилюдно, не сообщайте о проступке ребенка всем и сразу. Искренность и доверие станут лучшими вашими помощниками в профилактике детского воровства.

Отметим, что вышеозвученные советы применимы для решения проблем у детей дошкольного возраста. Со школьниками, которые уже понимают границы «свое-чужое», придется предпринимать более серьезные и конкретные меры.

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл.». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие родители!». Подумаем вместе, как предотвратить беду, что нужно делать родителям для решения этой проблемы, а от каких шагов необходимо воздержаться.

Чего не следует делать?

Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью».

Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.

Не угрожайте расправой, а тем более физической. Согласитесь, это просто недопустимо в XXI веке.

Что делать?

Сначала следует успокоиться. Хотя бы потому, что с этой проблемой сталкивается немало других семей. Это только один из жизненных уроков, которые надо пройти вместе с ребенком, чтобы приобрести опыт преодоления сложных ситуаций, подняться на новую ступень в своем личностном и родительском развитии. Поймите, что от вашей реакции на такое событие в значительной степени зависит, как будут развиваться отношения с ребенком - на основе доверия или на основе подозрения и тотального контроля.

Воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить ребенка работать над собственными жизненными ошибками.

Дайте понять ребенку, что поможете, ему выйти из ситуации достойно и не будете упрекать его в будущем.

Попробуйте выяснить, что именно заставило ребенка совершить некрасивый поступок. Для этого проанализируйте, какими вообще могут быть внутренние мотивы, способные побудить ребенка взять чужую вещь. Именно от этих «внутренних» предпосылок зависит, каким образом лучше спланировать разговор с ребенком, на чем следует сосредоточить внимание, как помочь ребенку озвучить свои чувства и донести до нее свои собственные.

Вариант первый: «Не знал»

Присвоение чужого может быть следствием недостаточного осознания того, что в детском саду есть игрушки - общие для всех детей, которыми каждый может играть свободно, и игрушки, которые дети приносят из дома, и которые нельзя брать без разрешения хозяина. Помогите ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое», «наше». Соответствующий разговор можно строить на примерах из собственной жизни. Дети высоко ценят откровенность взрослых, поэтому не следует бояться потерять авторитет через свои признания в детских ошибках, муках совести, раскаянии и радости от победы над собственной слабостью. Полезным будет и чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных и художественных детских фильмов, где отражена похожая моральная коллизия.

Вариант второй: «Очень хочется»

Другой побудительный мотив взять чужое - страстное желание иметь именно такую вещь. Попав в поле зрения ребенка, желанная игрушка, книжка или иная вещь завладевает всеми его мыслями и эмоциями. Как устоять перед соблазном, когда то, о чем мечталось и что снилось, вот здесь, рядом, достаточно лишь протянуть руку и можно прикоснуться, взять. Ведь так хочется! Ребенок не может взять себя в руки, идет по стопам своих желаний и поддается искушению - берет то, что ему не принадлежит. «Я так хотела такую куколку. Она такая красивая. Я не могла выпустить ее из ручек, хотела дома еще раз переодеть ее и расчесать, уложить спать на свою подушечку.»- так может объяснить подобный поступок маленькая девочка.

В такой ситуации следует эмоционально быть вместе с ребенком, ведь делясь своими чувствами, она рассчитывает на отзыв, понимание, поддержку и помощь. Ход беседы с ребенком зависит от особенностей высказанных ею чувств, понимания его эмоционального состояния. С этой доверчивой беседы может начаться взросление ребенка в сфере саморегуляции, что является важным свидетельством личностного развития. Саморегуляция, как и воспитание воли, начинается с умения сдерживать первый порыв, контролировать свои желания, согласовывать «хочу» и «разрешено - не позволено», «можно - нельзя», «уместно - неуместно», «вовремя - невовремя». Кстати, игры с правилами (лото, домино и т. д.) являются незаменимыми помощниками родителей в нелегком деле воспитания произвольного поведения, умения соблюдать правила, руководствоваться ими, овладение навыками саморегуляции, самоконтроля. К тому же освоение игр с правилами поможет ребенку достичь дошкольной зрелости и психологически подготовиться к систематическому школьному обучению.

Вариант третий: «Робин Гуд»

Некрасивый поступок может быть реакцией на оскорбительное поведение собственника вещи, который щеголял ею, выражая свое превосходство, унижал других детей, требуя «плату» за возможность поиграть интересной игрушкой. Ребенок воспринимает такую ситуацию, как несправедливую, а себя видит жертвой несправедливости: «Почему у него есть, а в меня нет! Я что - хуже? Нет! Я доедаю кашу до конца и одеваюсь на прогулку первым, а он (владелец привлекательной вещи) все время дразнится. Так нечестно!» Вот примерный ход мыслей маленького «виновника» инцидента.

В таком случае необходимо выяснить вместе с ребенком, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как следует поступать, а от чего нужно воздержаться, а затем научить его защищать себя и отстаивать свое достоинство, противостоять манипуляциям и провокациям (обидно, но часто провокационной модели поведения дети учатся подсознательно, следуя модели поведения родителей).

Вариант четвертый: «Эй, я здесь!»

Возможно, на фоне материального достатка ребенок не получает от родителей достаточной эмоционального внимания, тепла и любви. Тогда он находит еще не опробованный, но, как оказывается, довольно эффективный способ привлечь к себе их внимание, заставить сосредоточиться на своей личности: нарушает общепринятые правила поведения, сознательно игнорирует принятые требования. И добивается своего - оказывается в центре внимания и ярких эмоциональных реакций (неважно, что негативных, становится объектом пусть неприятных, но оживленных разговоров. В такой ситуации ребенок понимает, что от нее хоть как-то зависит, что происходит в семье. Такой поступок ребенка - сигнал тревоги родителям, который мог бы звучать так: «Может, хоть теперь папа, наконец заметит меня и оторвется от компьютера, а мама перестанет часами разговаривать по телефону и пообщается со мной. Они все же неравнодушны ко мне». Своими действиями ребенок проявляет серьезную не столько личную, сколько семейную проблему, постепенно «разрушает» отношения в семье, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей. Опасно пропускать такие важные сигналы от ребенка, закрывать на них глаза, относиться к ним поверхностно, ограничиваясь наказанием ребенка. Получив такой сигнал, родителям необходимо начать работу над собой и искать пути налаживания открытых, доверительных отношений в семье, равноправным членом которой является ребенок.

Вариант пятый: Личный пример

Подумайте, не провоцируете вы ребенка на кражу собственным поведением: легкомысленным отношением к деньгам (вместо того, чтобы положить их в кошелек, распихиваете их по карманам или везде разбрасываете, завышением значения материальных ценностей, навязчивыми разговорами о престижных вещах, «шопоголизмом» и увлеченными просмотрами фильмов о богатой жизни и т. п. Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета и планированию расходов. Он должен знать, что деньги зарабатывают трудом, или физическим, или умственным, и одновременно учиться правильно, определять их место в системе ценностей, где приоритетным остается нематериальное-дружба, любовь, сострадание, взаимоподдержка.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей "Что делать, если ребенок врет" Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?»

Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.

Консультация для родителей «Взял я в руки карандаш» (изобразительная деятельность ребенка) Консультация для родителей. Взял я в руки карандаш. (Изобразительная деятельность ребенка) Образовательная область «Художественно-эстетическое.

Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.


Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?

Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.

Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.

Причин у детского воровства может быть несколько:

1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.

2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.

3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.

4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.


5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.

Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.

Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»

Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.

Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.

После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.

Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.

Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.

Алена нередко приносит из сада чужие игрушки, то из игрального уголка что-нибудь прихватит, а то и у детей возьмет без спроса. Мне потом большого труда стоит уговорить ее вернуть их. Муж говорит, чтобы я обращала внимания на такую ерунду, что дети сами разберутся, а меня это очень волнует.

Недавно я нашла в кармане у дочери часики. Детские такие, с котятками на крышке, но работают, время показывают. Спросили, откуда, молчит. Стала узнавать в саду. Воспитательница объяснила, что видела такие у Марины — другой девочки из их группы. Мы, конечно, вернули, но стыд какой! И как дочь могла на такое решиться?! Свекровь советует отлупить ее раз как следует. Но девочке всего пять лет. У меня просто рука не поднимается.

Дети в возрасте 4 — 6 лет иногда не могут устоять перед искушением иметь ту или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путем. Но если полутора — двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значение слов «свое» и «чужое». Они знают, что брать чужое – нехорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно. Открытое присвоение, связанное со скандалом и общим ревом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это еще не тайное присвоение чужого имущества, в просторечии именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по-тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению. Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребенка на этот путь.

Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний? Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны.

Попустительство, закрывание глаз на неблаговидные действия детей, равно как и применение физических наказаний, развивает желание присвоить чужое. Если в дошкольном возрасте это игрушки, то позже это могут быть и более ценные вещи или деньги. В подростковом возрасте эта тяга в сочетании со стремлением к самоутверждению и лидерству начинает приобретать серьезные формы асоциального поведения (кражи, вымогательство, разбой и шантаж).

Итак, подведем итоги вышесказанного.

Еели ребенок принес в дом чужую игрушку и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, постарайтесь убедить его вернуть ее и принести пострадавшему извинения. Убеждающие доводы подбирайте с учетом индивидуальных особенностей малышей и своего характера, однако стоит обойтись без моральных истязаний и физических наказаний.

Демонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми. Однако избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упреками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения.

Время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрениями в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом лишь копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.


Что делать, если ваш первоклассник взял чужую вещь, не спросив хозяина? Ругать, не обратить внимания, ещё десяток вариантов. А если он сделал это ещё раз и ещё раз? Считать вором? Психолог Ирина Кузьмина разбирает случаи «детского воровства».

Зачастую, когда родители узнают, что их ребёнок берёт чужие вещи, приходят в недоумение и ярость, но в данном случае, прежде всего, необходимо выявить причины. У подобного поведения может быть масса различных причин.

Вот самые распространённые:

  • психологическая травма у ребёнка — конфликты в семье, трагедии, тяжёлые заболевания. Даже переезд в определённой ситуации может отложить негативный отпечаток на развитие личност;
  • неудовлетворённость собственной жизнью.
  • желание иметь чужую вещь, несмотря на принципы;
  • слаборазвитое чувство воли, а также отсутствие сформированных нравственных представлений;
  • желание навредить (отомстить) другому человеку;
  • зависимость от авторитетной личности.

«Воровство» ребёнка может быть ситуативным — «было просто интересно», «не было сил удержаться». В этой ситуации главное поговорить с ним, оценив сам поступок, но не задев его самого: «Это плохой поступок, но мы по-прежнему любим тебя».

Для выявления причины понаблюдайте за ребёнком, его поведением, общением со сверстниками, родными, поговорите с ним. Выявив причину, вам легче будет выбрать стратегию своего поведения.

Помните, если вы не поймали «за руку» ребёнка, не стоит его обвинять. Надо вместе разобраться в случившемся, дать ребёнку возможность самому всё объяснить. Помните, что если родитель давит, то ребёнок в ответ закрывается, ему сложно что-либо ответить. Если он действительно взял чужую вещь, вместе с ним определите стратегию возврата чужих вещей. В этот момент вы ему нужны — будьте вместе с ребёнком, пусть он чувствует вашу поддержку.


«Мой ребёнок матерится как сапожник»

Детям необходимо объяснять базовые моральные принципы и нормы социума. Например, пришли вы к бабушке, ребёнок тут же берёт любые вещи без спроса. Родители должны помочь ему примером — спросить вместе с ним разрешение, а потом вернуть вещь на место. Вообще, всё, что взял ребёнок в гостях, мы возвращаем вместе с ним. Если ему разрешили что-то забрать, мы предлагаем взамен оставить что-то своё. То же касается и садика, все вещи оставляем в саду, а если берём — возвращаем назад.

Ребёнок смотрит на поведение родителей, поэтому будьте внимательны, относитесь сами с уважением к чужим вещам. Да, вещи ваших родителей — тоже чужие, не стоит и вам всё брать без разрешения.

Разговаривайте с ребёнком, слушайте, что ему нравится, на что он обращает внимание, чтобы понимать его желания и потребности. Узнайте, для чего ему та или иная вещь, пусть подробно расскажет вам о её необходимости.

Вот несколько простых правил, как уберечь вашего ребёнка от желания брать чужое:

1. Разговаривайте с ребёнком всегда везде обо всём.

2. Слушайте его, узнавайте о его желаниях и мечтах.

3. Уделяйте достаточно внимания детям, знайте их интересы и потребности.

4. Следите за своим поведением, принципами и высказываниями.

5. Будьте авторитетом для детей (в основе этого должно быть уважение, а не страх!).

6. В семье должны быть сформированы «запреты», что можно, а чего нет.

7. Ребёнок должен задавать любые вопросы, стимулируйте его на это.

8. Ребёнок должен общаться с другими детьми, но было б здорово, если при этом родители знали, кто эти дети. Не забывайте звать к себе в гости его друзей.

Читайте также: