Ребенок привязан к игрушке в 7 лет

Обновлено: 04.05.2024

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.


Б ывает, что некоторые вещи, предметы, игрушки становятся для ребёнка патологически необходимыми. Иногда это выглядит странно, когда без одеяльца не кушается, без мишки не спится. Комментирует детский психолог.

Ну, плюшевая игрушка – ещё куда ни шло, но потёртое одеяльце и в пир и мир – это напрягает маму и вызывает удивление окружающих. Тем не менее, это одеяльце буквально творит чудеса. Бывает, что лучше одеяльца ребёнка не успокаивает никто и ничто. Только с одеяльцем он может благополучно заснуть, только оно его «спасает» от горестей, «ударов судьбы», падений и нехватки сладостей до обеда. И, кажется, мама не столь важна, как это самое одеяльце или игрушка.

Откуда берется привязанность?

Самые маленькие дети осознают мир как то, что их окружает, их дом. Позже они понимают, что мир есть и за пределами дома. Любимая вещь становится переходным объектом, связывающим «миры», и гарантом стабильности в любом мире. Когда понятия пространства, времени и места появятся в жизни ребенка, а психика станет более гибкой, необходимость в любимой вещи сама собой отпадёт. Хотя бывают случаи, когда люди взрослого возраста оставляют на память самую трогательную вещь детства как «счастливую» или «плакательную».


С одной стороны, хорошо, что есть такой помощник под рукой, с другой – что будет, если эта вещь окажется забытой или потерянной? Может, лучше сразу избавиться от неё – с глаз долой, из сердца вон?

Муж отельер. Иногда гости забывают вещи и возвращаются или не возвращаются за ними. Бывает, что остаются детские игрушки. Был случай, когда пришлось посылкой отправлять плюшевую обезьяну в Новый Уренгой, потому что постояльцы очень просили.

В самом юном возрасте, уже около 6 -12 месяцев, младенцы могут привязаться к какому-нибудь предмету. Чаще всего, это одеяло или мягкая игрушка - то, что находится в кровати во время сна. Не у всех детей происходит это закрепление стабильной любви на одном объекте. Но если такое случается, то вещь становится успокоителем, объектом игры и даже другом на годы. Игрушку или одеяло он берёт в машину, к врачу, в садик, держится за неё, когда родители вышли или поругали.

Ребёнок может полюбить этот предмет всем своим крохотным сердцем и оставить этот трепет вплоть до школьных времен, а то и больше. Игрушка или одеяло дают ему ощущение покоя и защиты, и даже став чуть старше, ребёнок в критической ситуации может возвращаться к любимой игрушке, брать её в руки, обнимать. Значит ли это, что дети с вещественной привязанностью недополучили любви?

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Привязанность к вещам – это не плохая привычка, от которой надо отучать. Это особенность формирования и развития мозга. Возрастная особенность. Родителям следует дружить с любимыми игрушками своих детей. Теперь о любви. Есть такое мнение, что дети с привязанностью тревожные и ранимые, ищут любви и не находят. Но по факту не всегда так. Дети могут получать много, но ожидать ещё больше. Или, напротив, могут быть настолько «мамиными и папиными», что почти перебор. И оттого им тяжело переходить в более-менее самостоятельный мир без «мамозаменителя».

В младенческом и раннем возрасте привязанность особенно острая, со временем она ослабевает и сходит на нет. Забирать силой такую любимую вещь ни в коем случае нельзя. Более того, для умной мамы она может стать союзником, а не обузой. Многие взрослые и сами проникаются трепетом к такой нужной вещице, способной быстро успокоить печаль сыночка или дочки и «залечить» душевные ранки.


Это просто что-то родное и знакомое, с чем связано состояние покоя. У взрослых людей тоже есть вещи, которые имеют для них несколько большее значение, чем другие. Например, особенное кольцо или предмет мебели, переходящий от поколения к поколению и т.п.

Люди взрослеют и далеко не всегда у них сохраняются вещи, которые были им дороги в детском возрасте. Ребёнок вырастет и больше не будет таскать везде за собой любимое одеяльце. Возможно, оно так и будет где-нибудь лежать дома, и его нельзя будет выбросить. Но в гости и на улицу в 5-6 лет дети не берут такие вещи. На смену младенческим привязанностям приходят другие. Чаще всего это игрушки, книжки, велосипед и прочее детское хозяйство. «Проблема старенького одеяльца» уходит сама собой без лишних слёз и траты маминых нервов.

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Я рекомендую даже при адаптации к саду брать любимую игрушку с собой как часть «того безопасного мира», который реально существует, всегда рядом, даря спокойствие. Такая игрушка больше, чем просто вещь. Это друг, который всегда рядом. В известном смысле родителям, у которых дети привязаны к чему-то так сильно, даже повезло».

Конечно, при такой великой ценности любимой вещи можно подумать о покупке «дубликата» на случай потери или необходимости стирки.

Для некоторых родителей наличие такой привязанности у их детей всё же повод задуматься, возможно, есть недостаток внимания. Так, например, старший ребенок при появлении младшего может компенсировать мамину любовь. Другой случай, когда горячо любимая игрушка резко попадает в опалу, он может её даже ударить. Это тоже повод задуматься о причине такой агрессии.


Родители часто опасаются «зацикленности» малыша на одной игрушке, потому что боятся, что ребёнок замкнут. Игрушка или одеяло, как было сказано ранее, - элемент стабильности при взрослении и познании мира, но также первый друг, с которым можно поделиться тайными страхами и переживаниями. Общение с любимой вещью имеет хороший терапевтический эффект. Так что опасаться не строит.

Вспомним известный рассказ В. Драгунского «Друг детства» о плюшевом медведе, которого уже подросший мальчик хотел использовать как боксерскую грушу. Хотел, но не смог. Слишком важными и теплыми оказались детские воспоминания о лучшем друге-медведе, которому рассказывал тайны, делился обидами. Они сильны даже у взрослых и оставляют след на всю жизнь.

Если ребенок не расстается с мишкой или куклой, а потеряв игрушку, долго и горько плачет, значит, она имеет для него особую ценность. Как родителям относиться к такой привязанности малыша? Почему она возникает и когда проходит? На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы помочь ребенку в нужный момент безболезненно расстаться с предметом обожания?

Многие дети настолько сильно привязываются к какой-нибудь вещи или игрушке, что не могут оставить ее ни на минуту. При этом любимым и ценным может стать любой предмет: плюшевый мишка, детское одеяло или просто кусочек ткани. Малыш очень любит обнимать свое «сокровище», прижимать к себе и даже посасывать.

О чем говорит наличие любимой игрушки

В 1940-х годах исследователи считали такие объекты признаком расстройства привязанности между ребенком и матерью, но позднее педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт доказал обратное. Любимая игрушка у ребенка появляется не из-за отсутствия заботы и любви, а как раз, наоборот, является его воспоминанием о любви и безопасности.

Более поздние исследования подтвердили точку зрения Винникотта: дети, которые очень сильно привязаны к какому-либо предмету, счастливее остальных и имеют более крепкие связи со своими родителями.

Но такой эффект от наличия объекта привязанности меняется по мере взросления детей. То же исследование показывает, что если, уже будучи подростком, ребенок так и не смог расстаться со своим любимым предметом из детства, это говорит о хрупкости и уязвимости его психического здоровья.

Когда и как появляется любимая игрушка

Привязанность к какому-то определенному предмету часто возникает в возрасте около 8 месяцев. В это время у ребенка появляются первые попытки осознания, что он — отдельная от родителей личность. Так начинается следующий этап психического развития, и малыш впервые ощущает тревогу, связанную с отделением от близких взрослых.

Однако такая особо любимая игрушка появляются не у всех детей. По статистике, только один ребенок из двух проявляет явную привязанность к какому-нибудь предмету.


Важно понимать, что на возникновение подобной любви повлиять невозможно. Она развивается естественным образом. Родители могут просто предложить ребенку какую-нибудь вещь, например, игрушку, и если он почувствует в ней необходимость, то этот предмет станет любимым.

Для чего она нужна

  1. думает о близких в моменты их отсутствия и ждет возвращения взрослого, чувствуя себя в безопасности;
  2. привыкает находиться в одиночестве, например, в своей кроватке;
  3. учится самостоятельности и воспитывает уверенность в себе, находясь в новых обстоятельствах (детский сад, прогулка с няней, визит к врачу).

Поскольку любимая игрушка для ребенка — источник комфорта и безопасности, никогда не лишайте ее малыша в качестве наказания за плохое поведение.

Психологи называют любимую игрушку «переходным объектом». Она помогает ребенку перейти от тесной связи с родителями к этапу осознания собственной индивидуальности, который происходит обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок приобретает уверенность в себе, достаточную для исследования окружающего мира под чутким присмотром близких и любимых им взрослых.

Каждая любимая игрушка уникальна

Такая игрушка, как правило, одна, и если с ней что-то происходит, ребенок очень тяжело переживает эти изменения и не принимает их. Успокаивает и утешает малыша именно тот запах, вид и состояние игрушки, которые она приобрела с течением времени. Ведь маленькие дети очень чувствительны к запахам: для успокоения малышу бывает достаточно вдохнуть аромат грудного молока или маминой кожи. Поэтому даже если предложить ребенку точно такого же плюшевого мишку, как тот, что у него был, только нового, то замена малыша не удовлетворит.


Каждый ребенок выстраивает свои собственные отношения с любимой игрушкой. Некоторые не расстаются со своим сокровищем целый день, другие требуют мишку или зайку только на время сна, третьим игрушка нужна в моменты грусти или знакомства с новым окружением.

Как избежать «драм» при потере игрушки

Потеря любимой игрушки может стать настоящей трагедией для малыша. Родители будут в состоянии предотвратить или смягчить последствия утраты, если подготовятся к ним заранее.

  1. С самого начала регулярно стирайте любимую вещь малыша. Так он привыкнет к тому, что она не всегда пахнет одинаково.
  2. Запаситесь «двойником» игрушки: приобретите второй такой же предмет. Давайте их ребенку попеременно, чтобы оба экземпляра пахли и выглядели одинаково.

Отказ от игрушки

Однажды ребенок перестанет думать о предмете обожания и сможет отказаться от него. Но такое решение он должен принять самостоятельно. Это произойдет, когда малыш перестанет испытывать в нем необходимость.

  1. Когда ребенок освоит речь, он сможет выражать свои чувства иным способом — при помощи слов.
  2. С возрастом малыш начнет чувствовать большую уверенность в себе.
  3. По мере развития социальных связей с внешним миром (друзья и взрослые в детском саду, ровесники на детской площадке и т. д.) ребенку будет требоваться все меньше утешения при помощи любимой игрушки.

Как правило, малыш отказывается от «переходного объекта» в возрасте от 3 до 5 лет. Он может потребоваться ребенку в стрессовой ситуации: во время адаптации к детскому саду, при смене воспитательницы или группы детского сада, при посещении врача или в случае долгого отсутствия родителей. Обычно к 6 годам для успокоения и ощущения чувства безопасности любимая игрушка ребенку уже не требуется.

Тем не менее бывают случаи, когда ребенку может временно вновь понадобиться его любимец. Если серьезно заболел кто-то из близких, пришлось поменять место жительства или в семье появился еще один ребенок, малыш может вспомнить о своем прежнем «утешителе». В этот момент важно уважать его потребность. Когда ребенок справится с новой ситуацией, игрушка ему больше не понадобится.

Как помочь ребенку расстаться с любимой игрушкой

Не следует настаивать на отказе ребенка от игрушки, но можно помочь ему обходиться без нее.

1. Не лишайте малыша любимой игрушки внезапно и резко, думая, что так он быстрее о ней забудет. Поддержите ребенка, успокойте, скажите, что он сам принимает решение. Чем больше понимания и сочувствия ребенок будет получать с вашей стороны, тем быстрее он откажется от привычки повсюду носить с собой свою игрушку.

2. Позвольте ребенку прибегать к помощи игрушки-утешителя во время важных изменений в жизни: поступления в детский сад или перехода из одной группы в другую. Вы можете попросить воспитательницу понаблюдать, в какие моменты малыш требует игрушку, чтобы узнать, что его беспокоит больше всего. С 3–4-летним малышом можно договориться о некоторых правилах, например, о том, что он может взять игрушку в кроватку или в машину, но не в продуктовый магазин.

3. Обустройте дома специальное место для любимой игрушки. Ребенок сможет оставлять ее там, пока ест или играет. Постепенно он все реже будет обращаться к ней за утешением.

4. Если ваш ребенок оставил игрушку дома, лучше не возвращаться за ней. Объясните малышу, что раз он забыл о ней, значит, она ему уже не так сильно нужна. Успокойте его, сказав, что игрушка будет ждать его дома и он обязательно найдет ее там, где оставил. Если ребенок младше 2 лет и он испытывает сильное беспокойство без своей любимой игрушки, тогда лучше все-таки за ней вернуться.

5. Для воспитания самостоятельности вы можете попросить малыша, чтобы о своей игрушке он заботился сам. Вы заботитесь обо всем, что касается прогулок и занятий, а его обязанность — помнить о своем любимце. Записка-напоминание у двери — например, с изображением любимой игрушки — может ему в этом помочь.

Идея о приемной семье

Решение Екатерины об усыновлении уходит корнями в детство: когда она была маленькая, ее родители хотели взять приемных детей. Но тогда, будучи ребенком и имея младшего брата, она была категорически против появления в семье еще кого-то. По словам самой Екатерины, возможно, сейчас она компенсирует принятое тогда решение. Так или иначе, вместе с мужем, у которого есть приемная сестра и желание иметь большую семью, они решились на этот шаг.

Поначалу будущая приемная мама, просматривая базы, искала малыша без братьев и сестер. Однако, позже почувствовала неосознанное желание взять в семью двойняшек. При этом у нее было два серьезных ограничения при поиске ребенка: состояние здоровья (Екатерина понимала, что очень большие проблемы со здоровьем не потянет) и возраст (малыш должен быть младше сына). В остальном особенных пожеланий (по цвету глаз или волос и т. п.) не было.

«В феврале 2020 года я увидела анкету девочки, которая мне понравилась. Выяснилось, что у нее есть брат и что они двойняшки. Я тут же позвонила региональному оператору Пермского края, где они находились».

Екатерина нашла контакты опеки того города, где находились двойняшки. Оказалось, что там очень хорошие и опека, и детский дом, они легко шли на контакт и поддержали родителей на пути к приемной семье.

Что дальше?

События развивались быстро: в течение нескольких дней Екатерина с мужем связались с детским домом, подписали договор аренды дома с большой жилплощадью и полетели знакомиться с малышами.

Прежде чем познакомить будущих приемных родителей с детьми, сотрудники дома ребенка долго беседовали с ними. Екатерина с мужем узнали все подробности о семье будущих детей, об их диагнозах, болезнях их кровной матери и т. д. Пока сотрудники детского дома не убедились в серьезности намерений, детей будущим усыновителям не показывали. Однако Екатерина сразу сказала, что они готовы взять малышей в семью, даже не видя их.

«Для себя я считаю не очень этичным выбирать детей, поэтому я бы не стала знакомиться с малышами, если бы не была уверена в своей готовности их забрать».

Первая встреча

Сначала состоялось знакомство с Лукасом, потому что Ники была больна. Первое впечатление от встречи с малышом было шокирующим. По словам Екатерины, она держала в руках словно пластиковую куклу с бегающими глазами, сжавшийся комочек энергии. Хотелось взять его и в ту же секунду убежать, вместо того чтобы ждать несколько недель, положенных по процессу. Через пару недель состоялась встреча с Ники. Девочка казалась менее травмированной, чем мальчик. Она шла на контакт, улыбалась.


Через три дня после того, как дети оказались в семье, Екатерина узнала, что беременна. Это была радостная весть. Но, несмотря на позитивный настрой, одновременно переживать и беременность, и адаптацию приемных малышей было очень тяжело. Кроме того, у Екатерины был еще и старший сын.

«Сейчас я уже не могу сказать, что было сложнее всего, только помню, что эмоционально было непросто. И, что часто бывает в семьях с приемными детьми, в заботе о младших я эмоционально потеряла связь со старшим сыном. У него возникло нарушение привязанности, появилась тревожность».

Это усугублялось тем, что он недоношенный ребенок. Екатерина не была уверена, что ей удалось компенсировать расстройство привязанности из-за недоношенности после его рождения, а теперь на это наложилось появление приемных детей. Так что Майк в этот период стал более непослушным, эмоционально закрытым.

Проблемы Лукаса и Ники

В дополнение ко всему и у Лукаса, и у Ники была проблема депривации. Они провели в детском доме восемь месяцев, а этого достаточно для того, чтобы получить травму брошенности. У них не было сильных проявлений госпитализма, они не раскачивались, например, в кроватке, но они не знали, что делать с игрушками, не умели справляться даже с малейшими трудностями. К примеру, ребенок ползет, ему попадается что-то небольшое на пути, а он, вместо того чтобы это переползти, останавливается перед препятствием и хнычет.

При укладывании малышей спать, Екатерина обнаружила, что они не привыкли к укачиванию. Она брала их на руки, а они, вместо того чтобы засыпать, смотрели на нее, не понимая, что с ними делают. Постепенно это прошло, и они привыкли к рукам и к телесному контакту.

Появление еще одного ребенка

С рождением Мэтта все дети откинулись в развитии назад, поэтому в определенный момент нужно было начинать все с нуля. Малышу, естественно, требовалось больше всех заботы, поэтому остальные забеспокоились. В первое время не было ресурса, чтобы равномерно распределять внимание между всеми четырьмя детьми. Но постепенно Екатерина освоилась и начала работать над тем, чтобы выровнять отношения со старшим сыном. Как только ей это удалось, он пошел в сад. С садиком совсем не было проблем, Майк туда очень хорошо влился. Благодаря этому освободилось больше времени и сил, чтобы начать работать над привязанностью у двойняшек.

Когда родился Мэтт, приемные Лукас и Ники перестали расти и набирать вес. Это достаточно распространенное явление. Дети, когда видят, что появляется младенец, считывают эту картинку в таком смысле, что нужно оставаться маленькими, чтобы тебя сильно любили и чтобы к тебе было больше внимания.


Полезные советы

Есть несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание.

Индивидуальный подход

Для того чтобы восстановить равновесие в отношениях с детьми, Екатерина старается хотя бы несколько раз в неделю индивидуально уделять время каждому ребенку и пару раз в месяц устраивать для каждого индивидуальный день, когда она вместе с малышом делает то, что нравится ребенку.

«Например, первое время я сама возила старшего в сад, по дороге мы болтали. Я уделяла ему время перед сном. Когда делаешь это систематически, для ребенка достаточно, чтобы убедиться, что его любят и он так же важен, как остальные».

С приемными детьми Екатерина стала применять технику, которую многие родители не принимают, так как думают, что маленькие дети ничего не понимают. Екатерина начала проговаривать с ними их проблемы и страхи вслух и говорить каждому: «Мы тебя любим таким, какой ты есть. Тебе не нужно оставаться маленьким, чтобы тебя любили. Не бойся расти. Тебя будут любить всегда».

Важно проговаривать это, когда ребенок спокоен, например, перед сном. Нужно стараться ловить такие моменты. Спеть каждому из них песенку и после этого что-то проговаривать.

Формирование привязанности

Еще в детском доме было заметно, что степень травмированности и расстройства привязанности у малышей разная. Она сильнее у Лукаса, а Ники в этом отношении более благополучна. Сначала расстройство привязанности у Лукаса проявлялось в том, что он, когда немного подрос, бросался любить и обнимать всех вокруг. На улице он мог уйти с кем угодно.

«Привязанность важно сформировать, потому что это еще и про послушание. Ребенок слушается только того, кто является для него значимым взрослым».

У Лукаса до сих пор проявляются проблемы. Сохраняется агрессия по отношению к другим детям. Он тот ребенок, который завоевывает внимание, обижая тех, кто сейчас это внимание получает.

Однако спустя полтора года работы ситуация выровнялась, дети привыкли к телесному контакту, стали более послушными. Для адаптации в семье ребенку нужно в два раза больше времени, чем то, что он провел в детском доме.

Выбор няни

В этой многодетной семье есть няня. Екатерина советует: в качестве няни следует выбирать женщину, которая была бы готова следовать принятым в семье правилам воспитания детей. С няней нужно сразу договориться, что весь телесный контакт, нежности и объятия — на родителях. На няне — прогулки и помощь по бытовым вопросам. Нужно делегировать няне те вещи, которые тяжело даются маме. Необходимо прописать единые правила поведения и воспитания, потому что когда мама говорит одно, а няня другое, то наступает конфликт.

Правила дома

В семье Екатерины в приоритете самостоятельность. Дети сами едят, сами несут свои игрушки и их убирают. Сами одеваются.

Если кто-то не хочет чего-то делать, значит, он этого не получает. Не хочет есть, значит, идет спать голодным. Есть игрушки общие, а есть персональные. Всегда надо спрашивать разрешение, чтобы взять личную игрушку.

В доме не используют игрушки, картинки и мультики за едой, и важно, чтобы никто этого не делал. Родители воспитывают уважение каждого друг к другу и стараются уважать чужие границы и прививать это детям.

"Твой Малыш" – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

игрушки1 shut

Случается, кроха выбирает из множества своих игрушек зайца или мишутку и не желает с ним расставаться ни на прогулку, ни на сон. Посмотрим, что по этому поводу говорят психологи.

Хорошо еще, если малыш привязался к мягкой игрушке. Бывает, карапуз не выпускает из рук платочек, подушечку, одеяло или лопатку. Существует такое понятие, как переходной объект. Это вещь, которая послужит крохе «утешителем» и поможет продвинуться от полной зависимости от мамы к самостоятельным действиям. Такая вещица может появиться, начиная с 9 месяцев, но иногда ребенку становится необходим плюшевый друг с началом посещения детского сада.

Как поможет?

Детям очень важно ощущать стабильность и постоянство. Любимая игрушка помогает в этом! Она не меняется изо дня в день и всегда доступна. Для малыша существует только то, что он видит. Со временем он познает мир и понимает, что есть люди и вещи за пределами дома. И именно любимая игрушка поможет осознать это. Для малыша она является точкой опоры, гарантией безопасности. Привязанность к переходному объекту не стоит путать с дурной привычкой, боязливостью или неуверенностью в себе. Ни в коем случае не препятствуй желанию ребенка брать с собой игрушку в постель или в гости, на прогулку и в поликлинику…

В детском саду и не только…

Привыкая к детскому саду, малыш непременно испытывает стресс, даже если не показывает этого. Психологи рекомендуют брать из дома любимую игрушку, которая будет придавать уверенности крохе в незнакомой обстановке. Чтобы карапузу немного облегчить процесс привыкания к садику, можно «поселить» в группе одну из домашних игрушек, и рассказать, что она будет ждать встречи с ним каждый день.

Иногда мам волнует, что дети в возрасте 6-7 лет все еще берут в постель любимых плюшевых зайчиков и медвежат. Здесь нет ничего необычного, это лишь говорит о том, что ребенок пока не готов расстаться с привычкой. Не торопи малыша, он примет решение самостоятельно. Поверь, даже взрослые иногда не способны избавится от своих потрепанных детских игрушек-любимцев. Зато они дарят теплые и трогательные воспоминания о счастливых моментах.

Маленькие хитрости

Опытные родители советуют всегда держать наготове дубликат любимой игрушки. Поскольку оригинал иногда придется стирать, возможно так же, что он будет утерян. Чтобы избежать серьезного расстройства, купи точно такую же игрушку.

Обрати внимание

Вполне нормально, если ребенок спит с игрушкой, берет с собой в садик, иногда – на прогулку. Но ситуация, когда малыш буквально не выпускает игрушку из рук – это повод задуматься: возможно, ему не хватает внимания родителей?

Иногда у детей проявляется такое поведение с появлением в доме новорожденного. Так ребенок стремится показать, что он тоже маленький и нуждается в маминой любви не меньше чем братик или сестричка.

Присмотрись, как ведет себя расстроенный ребенок. Он бросает или колотит любимую раньше игрушку? Не ругай, таким образом малыш избавляется от негативной энергии. Но постарайся быть терпимее к крохе, по крайней мере, не кричи на него. Когда ребенок будет получать необходимую ему любовь и заботу, привычка повсюду носить с собой игрушку отпадет сама собой.

Читайте также: