Ребенок стал воровать игрушки

Обновлено: 09.05.2024

Детский психолог Ольга Сергеева и инспектор по делам несовершеннолетних Оксана Макарова рассказали о том, почему дети решаются на плохие поступки.

Сотрудники супермаркетов нередко ловят «маленьких воришек», прихватившими с полки шоколадку или что-то подороже. Воровство – это не просто невинная шалость, это правонарушение, ведущее к определенным последствиям. В то же время за проступком ребенка всегда стоят его психологические проблемы и возможные пробелы в семейном воспитании.

«Летидор» поговорил о воровстве с детским психологом Ольгой Сергеевой и инспектором по делам несовершеннолетних, сотрудником полиции Оксаной Макаровой.

Кто и почему ворует

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Не могу сказать, что это всегда дети из неблагополучных семей, как иногда считают. Часто и «благополучным» чего-то не хватает, на самом деле. Совсем недавно у нас был, например, вполне благополучный мальчик, учится в лицее. Украл из спортивного магазина специальные бинты для бокса, вынес в кармане, охранник его поймал на выходе. Тут кому чего не хватает, мне кажется. Кому-то эмоций, адреналина, кому-то и правда вещь очень нужна, а мама сказала, что не купит.

В основном, это единичные эпизоды. Но, конечно, есть и те, кто уже регулярно промышляет воровством, это другой случай. У нас есть такой подросток на учете, уже не первый раз попадается – магнитолы из машин вытаскивает, колеса снимает. Не могу сказать, что семья там неблагополучная, но воспитывает его мама и отчим, которые оба для него не авторитеты, влияния никакого оказать не могут».

почему ребенок ворует.jpg


Ольга Сергеева, психолог: « Я тоже точно не могу согласиться, что воруют только дети из каких-то неблагополучных семей. Это скорее говорит о каком-то психологическом неблагополучии ребенка, а оно возможно и в самых благополучных с виду семьях, в семьях с высоким достатком тоже.
Вот, к примеру, один случай – девочка 11 лет, удачливая спортсменка, отличница. Воровала в раздевалке школы, пока не застукали, а потом всплыла еще и кража в автобусе на приличную сумму. Выяснилось, что мечтала о красивом платье и телефоне, а маме даже сказать об этом боялась, так были отношения между ними устроены. Или вот вспоминаю мальчика, который стал воровать в магазине продукты, которые мама ему запрещала есть из соображений здорового образа жизни, а ему очень хотелось, невыносимо просто.

Ребенок идет на воровство, когда не удовлетворена какая-то из его потребностей. Бывает, что ребенку, действительно, очень хочется эту конкретную вещь. Но еще чаще это потребность, например, в признании или во внимании. Например, подростку нужно завоевать популярность среди сверстников – и он идет воровать с компанией. Был у меня и случай, когда ребенок стащил в магазине сладости, чтобы угостить друзей. Будь то вещь или внимание, ребенок в этой ситуации просто не знает, как получить желаемое легальным, адекватным способом».

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Вся работа с подростком, совершившим кражу, строится в рамках предписанного законом. Допустим, он что-то украл в магазине, шоколадку какую-то пронес в кармане. Охрана заметила, задержала его, позвонила 02, приехал наряд. На месте составляется заявление, а нарушителя привозят к инспектору по делам несовершеннолетних района, если выясняется, что он несовершеннолетний. Здесь уже регистрируется заявление, мы незамедлительно вызываем родителей, они обязаны приехать в течение трех часов. И только в присутствии родителя начинается разбирательство, выяснение обстоятельств правонарушения.

Отвечать ребенок будет по данной статье, если ему уже исполнилось 16 лет. Если кража совершена на сумму до 1000 рублей, ответственность наступает административная, если сумма больше – то уже уголовная, тогда дело мы передаем вести уже в органы дознания. При административной ответственности выписывается штраф родителям. Если правонарушителю еще нет 16 лет, выносится постановление об отказе в возбуждении дела. Но в любом случае подросток ставится на учет к нам в подразделение по делам несовершеннолетних полиции, а также направляется письмо в комиссию по делам несовершеннолетних. Об этом факте информируется учебное заведение, где учится подросток. На учете он состоит минимум полгода, если по прошествии этого срока характеристики показывают, что все в порядке, эпизодов больше нет, то с учета подросток снимается.

Без заявления потерпевшего мы на учет не поставим, нам нужен доказанный факт. Но, конечно, если нам станет известно о каком-то случае, беседу мы проведем. Также мы ходим по школам, разговариваем с детьми – и индивидуально, и перед классами выступаем. Рассказываем о том, когда наступает ответственность, какая. Для многих детей это становится открытием.

Чаще всего в моей практике это, действительно, единичные случаи. Попадание в полицию, постановка на учет становится для подростка сильнейшей встряской, повторения которой ему не хочется».

Ольга Сергеева, психолог: «Как психолог я, в первую очередь, ищу мотив воровства, а потом помогаю ребенку и родителям найти способ удовлетворять потребности приемлемым способом.

Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.


Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?

Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.

Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.

Причин у детского воровства может быть несколько:

1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.

2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.

3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.

4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.


5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.

Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.

Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»

Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.

Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.

После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.

Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.

Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.

Проблема детского воровства считается очень стыдной. Заметив такое за своим ребёнком, взрослые обычно паникуют и пытаются решить проблему ультиматумами и наказаниями: «Забрал мелочь из куртки одноклассника в раздевалке?! Телефон получишь назад через неделю». Только крик и запреты тут не работают. Для начала надо спокойно разобраться в причинах подобного поведения. И да, ваш ребёнок не один такой.

Почти все дети хотя бы раз в жизни пробуют что-нибудь украсть. Чаще всего это происходит в дошкольном возрасте, когда желание получить что-то (красивую игрушку, которой нет дома, вкусную шоколадку, которую хочется прямо сейчас, и так далее) оказывается сильнее принципа «чужое брать нельзя». Это даже ещё не воровство, потому что ребёнок не может адекватно оценить последствия своих действий. Моральную норму он, скорее всего, знает, но знать и усвоить (то есть регулировать по ней своё поведение) — разные вещи.


Родители дошкольников, конечно, всё равно ужасно переживают и стыдятся, когда вдруг обнаруживают у ребёнка чужие вещи в карманах или когда им звонят с претензиями воспитательница или другие родители. Но если речь идёт о ребёнке постарше, тем более если воровство происходит не единожды, родителям особенно тяжело. К необходимости как-то справляться с трудным поведением ребёнка, добавляются отчаяние, злость, растерянность, жгучий стыд и страх реакции окружающих.

Почему дети воруют

1. Моральная незрелость и несформированность понятий «своё-чужое»

Такая причина чаще характерна для дошкольников, но может быть и у детей младшего школьного возраста. В этом случае важно донести до ребёнка смысл моральных ценностей, а не просто озвучить их. Сами родители должны показывать уважительное отношение к чужой собственности и, что очень важно, к вещам самого ребёнка.

2. Импульсивность

Импульсивность может быть воспитанной чертой характера, а может — следствием неврологических или психиатрических проблем. Импульсивному ребёнку просто не удаётся совладать со своими желаниями. Он, действительно, «видит цель — не видит препятствий». Потом он может сильно раскаиваться, горько и непритворно плакать — и сделать то же самое в следующий раз. Импульсивность как черту характера можно преодолеть с помощью психолога или попытаться изменить методы воспитания. А вот неврологию и психиатрию надо лечить.

3. Клептомания

Гипотеза о том, что ребёнок — «клептоман», приходит в голову родителям, которые понимают, что у ребёнка всё есть, а он всё равно почему-то ворует. К счастью, клептомания — это очень редко встречающееся психиатрическое расстройство. В большинстве случаев речь идёт о невротическом воровстве, которое «лечится» психологической работой.

4. Невротическое воровство

При невротическом воровстве ребёнок пытается с помощью украденной вещи заполнить внутреннюю пустоту или переработать ранее полученную психологическую травму. Например, подросток может красть деньги или вещи в магазине ради того, чтобы почувствовать себя «крутым, рисковым», или чтобы иметь что-то, что есть у всех его сверстников и даёт определённый статус. На украденные из родительского кошелька деньги ребёнок может накупить подарки одноклассникам, чтобы завоевать их дружбу или восхищение. Да и ручка популярной одноклассницы греет сердце не потому, что ручка какая-то особенная, а потому что она принадлежала ей, а теперь ему.

5. Демонстративное воровство

Родители уверены, что ребёнок ворует назло. Ворует так, чтобы поймали. А когда его застукали, он хамит, ведёт себя вызывающе, раскаянием будто бы и не пахнет. Демонстративное воровство — это подвид невротического воровства, способного решить какую-то психологическую проблему, которая связана с проблемами в семье. Вероятно, ребёнок просто пытается привлечь внимание родителей (по принципу «лучше хоть негативное внимание, чем никакого») или нуждается в психологической безопасности.


Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

С потребностью во внимании всё более или менее понятно: не замечают родители ребёнка по какой-то причине, а тут он взял и натворил такое, что папа с мамой проигнорировать просто не в силах. С психологической безопасностью всё менее очевидно. Ребёнок может проверять границы дозволенного («а ты вообще будешь меня останавливать, если я делаю что-то не то?»), любовь родителей, в которой он почему-то не уверен, и даже свою способность выдержать гнев родителей. Ещё бывает, что ребёнок, воруя, выражает своё несогласие с чем-то или злость на родителей, пытается вызвать у них чувства вины, стыда и беспомощности, которые сам регулярно испытывает. В таких случаях работать надо не с воровством, а с проблемами в отношениях с ребенком: его самооценкой, отношениями со сверстниками и так далее. Обнаружение и удовлетворение потребностей, которые лежат в основе воровства, помогут его прекратить.


Что делать?

Для начала успокоиться. Понятно, что большинство родителей охватывает много разных, но точно не самых приятных эмоций, когда они узнают, что их ребёнок что-то украл. Разговор с тем, кому вы доверяете, пробежка в парке, чашка кофе — всё что угодно, что позволит вам прийти в относительную норму. Не надо бояться, что если вы в ту же минуту не сделаете нечто, что он «на всю жизнь запомнит», потом будет поздно.

Ребёнок должен понять: воровать — плохо. Не потому, что вы злитесь, а потому что воровство разрушает отношения с людьми

Соберите как можно больше информации о том, что произошло. Одно дело поймать ребёнка за руку, когда он вытаскивает деньги из кошелька вашей знакомой, другое — узнать от кого-то, что ребёнок, по мнению этого человека, что-то там украл. Ребёнка могут обвинить несправедливо.

Постарайтесь спокойно выслушать ребёнка и понять, что стоит за его поступком: почему и зачем он это сделал, как он понимает, что произошло.

Объясните ребёнку, почему то, что он сделал, плохо. Конечно, если вы не уверены, что ребёнок из-за возраста или каких-то своих особенностей это понимает.

Предложите выход из ситуации: извиниться, возместить ущерб. Например, вернуть украденное, отдать что-то своё, компенсировать из карманных денег, сэкономить на чем-то и так далее.

Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька, не стоит ограничиваться извинениями. Даже если деньги уже потрачены, а практики выдачи карманных, из которых ребёнок мог бы вам всё компенсировать, в семье нет, нужно поискать вариант возмещения. Допустим, обговорить, на чём вы теперь будете вместе экономить.

Иногда родители решают делать вид, что ничего не было или просто поговорить с ребёнком, но не возмещать ущерб (если, к примеру, он принёс чужую вещь, но никто из посторонних про это не знает). Родители принимают такое решение не из-за малодушия, а потому что тема детского воровства считается очень стыдной: «Кого мы воспитали?», «Как к ребёнку будут относиться, если узнают, что он украл?».

А иногда приходится идти к другим родителям, чтобы принести извинения или возместить ущерб. Если вы не уверены, что родители адекватно отреагируют или их ребёнок не распустит слухи («Это воровка, она у Маши 100 рублей украла, её родители извиняться приходили»), всегда можно попросить о помощи учителя. В большинстве случаев педагоги всё понимают, просто потому что сами сталкиваются с детским воровством и знают, что это не делает из ребёнка вора. Просто это проблема, которую надо решать.

Практически всё описанное в этом тексте — это меры быстрого реагирования. И в каждом случае нужно отдельно разбираться в причинах. Если вы не понимаете, что происходит с ребёнком, не стыдно обратиться к детскому психологу. Родитель не может и не должен быть специалистом по всем детским и семейным проблемам. И да, это нормально — искать помощи, когда с ребёнком трудно.

1. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).

Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она "рассосётся" сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.

2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.

2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание - тюремное заключение». Для сравнения - другая фраза: « Ты - вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»

Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.

2.2. Наказание - не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.

4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.

3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка . Сделать это можно разными способами:

Во-первых , ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или ( во-вторых ) из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку. В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.

В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб. Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).

В-четвёртых , продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то уж позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу.

*Приходилось встречаться с ситуациями, когда родителям самим жалко расставаться с вещами, которые были недавно подарены ребёнку. Понятно, что так дорого, как хочется, их уже не продашь. Решите, что для вас важнее? Какую сумму вы готовы заплатить за то, чтобы уберечь ребёнка от воровства?

В-пятых , отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение. Этот способ мне нравится меньше других, так как девочка или мальчик лишается возможности пережить чувство потери собственной ценности. Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках. С другой стороны, если возможность заработать или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.

3.2. Никогда не оставляйте полученные нечестным путем вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно . «Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» - рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.

Как поступить с незаконно полученными вещами?

Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, что бы была названа истинная причина и принесены извинения.

*Однажды мамочка приятеля моего сына возвращала мне фотоаппарат со словами «Алексей нечаянно положил его со своими вещами и принёс домой» - было сказано при мальчике. Проблема с воровством у этой семьи не решалась очень долго

Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать.

Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно. Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому, не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.

5. Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев ) ситуацию невозможности взять чужое. Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п. Делайте это деликатно.

Не проверяйте на честность ! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка. Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией. Важно создать ситуацию, когда у мальчика или девочки просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.

6. Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и нечему не учат.

Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку, как естественные последствия поступка и таковыми являются.

Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Психолог и педагог Людмила Петрановская в книге «Если с ребенком трудно» рассматривает 9 причин не случайного, а именно настойчивого детского воровства, на которое не повлияли объяснения и наказания родителей:

1. « У ребенка может быть просто пока не сформировано представление о собственности. Это довольно сложное абстрактное понятие, которое ребенок осваивает постепенно.

Я сама пережила когда-то неприятный момент, когда мама мальчика, с которым вместе мой сын жил в лагере в одной комнате, позвонила мне с жалобой, что он берет без спроса "чужое печенье".

Понадобилось успокоиться, чтобы сообразить, что ребенок просто в первый раз в жизни живет не дома, где он привык, что если печенье лежит на столе, а ты хочешь — ты просто подходишь и берешь. То, что там это печенье не общее, а чье-то конкретно, и у хозяина могут быть на него свои виды, ему не пришло в голову, а мы не сообразили предупредить.

В этом случае потребность ребенка — разобраться в вопросах собственности.

2. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, "что ему в действительности нужно", и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, слишком ограничивают карманные деньги. Это заставляет ребенка чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что для подростка очень тяжело.

И создает у него впечатление, что с ним не считаются, не доверяют ему принимать решения (например, о том, как именно ему одеваться), "держат за маленького".

В этом случае потребность ребенка — "быть в порядке", не испытывать отвержения сверстников, и еще принимать решения относительно самого себя.

3. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. Легко может попасть в положение изгоя новенький в классе, особенно если ребенок ведет себя нервно и неуверенно.

В этом случае потребность ребенка — быть принятым сверстниками, иметь друзей.

4. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за собственной усталости или в результате длительных конфликтов с ребенком утрачивают связь с ним, редко показывают свою любовь и заботу, предъявляя только требования и претензии.

В этом случае потребность ребенка — быть любимым и принятым, получать внимание и заботу.

5. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Например, между родителями есть долгий тлеющий конфликт. Они почти не общаются между собой, в доме висит напряжение. Но вот ребенок украл — и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся, снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может такими образом "объединять" родителей.

В этом случае потребность ребенка — близость и контакт между взрослыми, чувство защищенности в прочной семье.

6. Ребенок может быть неуверен, что привязанность родителя к нему надежна, чувствует тревогу и страх, что его отвергнут, оставят. Поскольку это жизненно важно для него, дети в такой ситуации всегда очень точно определяют самые "уязвимые места" взрослых, и если детское воровство очень чувствительно для родителей, если именно это их "главный кошмар" и свидетельство полного фиаско как воспитателей, то скорее всего именно этот тип поведения ребенок и будет использовать для того, чтобы задать вопрос: "Будете ли вы любить меня даже таким?"

В этом случае потребность ребенка — быть уверенным, что привязанность надежна, не мучиться от тревоги.

7. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией.

Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

В этом случае потребность ребенка — хотя бы на время избавиться от гложущей тревоги, получить передышку в виде расслабления и эйфории.

8. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он зависим от чего-то. Возможно, его отношения с родителями слишком отравлены недоверием и борьбой, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

В этом случае потребность ребенка — быть в безопасности, защитить себя от угроз и страданий.

9. Наконец, бывает, что детское воровство вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и потому непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом "Собери их все"). Это очень важный жизненный опыт.

Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть — не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что "ты знаешь, как потом будет плохо на душе".

Когда обнаружилось, что девятилетний Тима стащил у мамы из кармана деньги, чтобы купить очередного бакугана, вся семья была в шоке. Дедушка кричал, что не потерпит "крысятничества" в доме, бабушка пила сердечные капли, папа сказал, что за такое следовало бы выпороть хорошенько, мама сидела с таким выражением лица, что Тима заплакал и убежал в свою комнату.

Через какое-то время мама пришла к нему, легла рядом, взяла за руку. И тихо сказала, что почти каждый ребенок хоть раз в своей жизни пробует что-то украсть. Но это еще не делает его вором. Он просто пробует, узнает, каково это, и потом решает: будет он продолжать или с него хватит. "Тебе решать, — сказала мама, — как ты решишь, какой путь для себя выберешь, так и будет". Поцеловала сына и ушла из комнаты, чтобы он мог побыть один и подумать.

В этом случае потребность ребенка — получить опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния и сделать свои выводы из этого опыта.

Как мы видим, все названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству в собственном смысле этого слова. Ни в одной из них ребенок не хочет "сознательно присвоить чужое" (именно таково словарное определение понятия "воровство"). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т. д. Можно надеяться, что, показав ему, как можно добиться того же самого, не прибегая к утаскиванию чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения».

В книге «Если с ребенком трудно» психолог Людмила Петрановская продолжит рассуждать вместе с родителями о видах трудного поведения, двигаясь от простого к сложному, определяя «движущей силе», мотивы ребенка.

Читайте также: