Ребенок трех лет рассматривает новую радиоуправляемую игрушку и задает педагогу вопросы

Обновлено: 27.04.2024

Предлагается решение сложных педагогических ситуаций на психолого-педагогическом практикуме.

Содержимое разработки

Решение сложных педагогических ситуаций

Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения. Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение по­сещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Кам­чатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная консти­туция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение - ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сере­жи. Сережа на минуту замолкает. Потом - снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, - наконец обращается к нему учитель, - по­молчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка по­говорить, прокомментировать.

Как поступите Вы на месте учителя? Прокомментируйте.

Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, крупная женщина с высоким начесом, завернутым в мохеровый шарф, дорого, но безвкусно одетая, атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он гово­рит, что учил - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любим­чики есть в классе».
Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарно­го. ».
Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в РОНО, горОНО. Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и де­тям объяснить не можете».
Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля. ».
Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду. ».
Как бы вы ве­ли диалог на месте учительницы?

ОТВЕТ: Обезоружить маму самокритикой в самом начале разговора, поста­вить ее в положение своего защитника. И ведь, действительно, учителю есть за что себя ругать: ставя двойки, он, учитель, просто фиксировал от­сутствие знаний: почему знаний нет - не думал - потому ли, что мальчик не учил, или потому, что не понимает, или домашние условия не позво­ляют полноценно готовиться? «А справедлива ли я к Коле? - учительнице стоит задать себе такой вопрос. - Поставила бы другому подряд две двой­ки? Может быть, в самом деле его критика в мой адрес меня раздражила»?
Поэтому, возможно, следует быстро и решительно согласиться с разъяренной мамой, а кое в чем ее опередить. Слегка поактерствовать: «Наверно, такому педагогу, как я, действительно не место в школе: види­те - ничего не получается, все не так, надо уходить» и т.п. Очень вероятно, что тогда уже мама станет успокаивать вас, убеждать, что не все так плохо, вспомнит, как Коле понравился турпоход, который вы организова­ли и т.п. .
Но самое важное - сказать маме что-то хорошее о Коле, в каждом че­ловеке ведь есть хорошее. Может быть, так сказать: «Я сама мучаюсь по­сле этих двоек. Ведь Коля способный мальчик. Я помню, как на первом уроке он один ответил на сложный вопрос». Или так: «Коля честный и прямой мальчик. Он никогда не лжет вам. Он не боится вслух возражать мне. И вот я думаю, почему же он мне прямо не сказал, что не понял» и т.д. Когда мама стала союзником учителя, следующие шаги (как вместе действовать, чтоб улучшить учебу) будет гораздо легче планировать и выполнять.

Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый - назовем его А.Ф. - требовал учиться и в своих требова­ниях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» - мы ему «сделаем пло­хо».
Инициатором бойкота стал Витя Лобов, - крепкий, сильный, но, ска­жем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, - предложил он, - А.Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговари­ваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборётся – не реагируем. Проверка на вшивость».
А.Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.
Что делать? Что бы сделали вы?

ОТВЕТ: Но что делать сейчас, когда ты стоишь одинокий перед этой жесто­кой беснующейся толпой?
Пришлось рассказать студентам реальный конец этой истории. Рас­кроем псевдоним А.Ф.: Александр Филиппович Гройсман, во время опи­сываемой истории - учитель школы № 14 г. Воронежа.
Александр Филиппович написал на доске: «Прошу только одну ми­нуту внимания, я хочу вас поблагодарить». Затихли, удивились: они ему срывают урок, а он хочет их поблагодарить. Учитель говорит: «Вы насо­лить мне хотите, валяете дурака. Но дело в том, что мне от этого, наобо­рот, польза. Конечно, мне немного неприятно от такого вашего отноше­ния, но в любом случае мне будут платить зарплату (хотя я ничего вам не объясняю и экономлю силы и голос). И зарплата мне идет и стаж для пен­сии - все так, как если бы я вам объяснял.
Александр Филиппович рассказывал: «У всех на лицах была легкая ненависть: вот гад, как здорово устроился - объясняет, не объясняет, все равно ему идут и зарплата и стаж. ».
Вопрос с места: «А если директор зайдет?».
Александр Филиппович: «А мне-то что? Урока нет не потому, что я не хочу, а потому, что вы не хотите, я не виноват- вы виноваты».
- Так значит вам хуже, если мы сидим тихо, а вы объясняете?
- Выходит, так.
- Все, братва, молчим, пусть объясняет.
Александр Филиппович тяжело вздыхает и начинает урок.
Возможно такой ход не «сработал» бы в старших классах, но в «пио­нерском» - сработал. После урока Александр Филиппович искал свои ошибки. Что привело к бойкоту? Решил, что, желая дисциплинировать класс, был излишне сух и строг. Со старшеклассниками общался «по-человечески», а здесь изменил себя. На будущее наметил, учитывая спе­цифику класса, сделать уроки интереснее, занимательнее - отводить вре­мя на свои любимые смешные логические задачки, решил и с семикласс­никами (как со старшими) иногда разговаривать «о жизни». Надо было менять их мышление, - говорил Александр Филиппович - вот этим и за­нялся. А на том уроке мне было очень важно не уронить себя в их ив соб­ственных глазах. Может, я действовал неправильно - я не знаю, как пра­вильно - но все-таки, я считаю, - не уронил».

На уроке русского языка в 5 классе ученики самостоятельно выпол­няют упражнения. Учительница замечает, что сегодня усердно работает Саша. Вообще-то он заядлый двоечник, отношение к нему в классе на­смешливо-снисходительное. Маленький, щуплый, всегда как будто не­много испуганный. Если дается самостоятельная работа, Саша обычно сидит - бездельничает, виноватыми «собачьими» глазами глядит на учи­теля, в лучшем случае «сдирает» у великодушных соседей. Сегодня же пишет, поглядывая в учебник. Материал не сложный, вполне Саше по си­лам.
- Молодец, Саша, - решила похвалить его учительница, - как прият­но смотреть на тебя, когда ты думаешь, работаешь.
По классу пробежал легкий шелест: то ли возглас удивления, то ли смешок.
А вы ему пятерку поставьте, - острит кто-то из ребят, и все смеют­ся: Саша и «пятерка» - вещи несовместимые.
Поставлю, если заслужит, - слегка повышает голос учительница, - когда закончите упражнение, я проверю у некоторых из вас тетради. - Работа закончилась, учительница проверяет тетради. Вот, наконец, к ней с тетрадью подходит Саша. Класс, вроде бы выполняет новое задание, но с любопытством поглядывают на Сашу и учительницу.
Учительница берет в руки тетрадь и вдруг видит, что она пуста. Точ­нее: написан номер упражнения, а дальше - чистый лист.
Итак, представьте себя на месте учительницы. Ваши действия?

ОТВЕТ: Увидев чистый лист, увидев, что упражнение не сделано, я к всеобщему удивлению и к удивлению самого Саши объявлю: «Садись, Саша, пять». Такая отметка, по общему мнению, и, по мнению самого Саши, для него невозможна. Это первая пятёрка Саши! Прежде всего, мне хочется как-то поколебать снобистскую пренебрежительность класса. Но, кроме того, я считаю, что необходимо какое-то необычное, нестандартное действие, чтоб дать Саше некую встряску, выбить из привычной колеи безделья, запуганности, рав­нодушия по отношению к самому себе. Для него пятерка может быть та­ким толчком. Я ничего не теряю, а приобрести могу. Двойки и сочувственные нотации уже были. А этому ребёнку хочется, чтобы кто-нибудь поверил, что он не безнадёжен. Но один на один попрошу Сашу после уроков принести выполненное упражнение.

На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева. Мальчик встает и молчит.
Ты сделал задание? - спрашивает учитель. Молчание.
Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит.
Ты не умеешь разговаривать? Смех в классе.
Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано.
- Странно, - говорит учитель, - ну, садись.
Перед концом урока все повторилось. Астафьев встает и молчит.. Ни слова.
-Что это с ним? - вполголоса интересуется учитель у девочки с пер­вой парты.
Девочка кокетливо хихикает (к учителю в классе отношение сразу же установилось очень хорошее: похоже, зачислили в «любимые»), довольно громко отвечает, кивая на Витю: «Да он у нас такой, хи-хи, в общем, с приветом. ». В классе опять смех. Витя «вжимается» в стул.
После урока учитель рассказывает об инциденте классному руково­дителю, интересуется ее мнением.

- Вообще-то он мальчик замкнутый, - объясняет классный руководитель, - себе на уме. Всегда тихий, в сторонке, ни в чем не участвует, ни в каких мероприятиях. Мальчик умный, не знаю, почему это вам девочки сказали, что он «с приветом»: из хорошей семьи. Отец - инженер, мать в библиотеке работает. Очень дружная семья. На уроках отвечает неохотно, конечно, но чтобы вот так - стоять и молчать - такого еще не было.
На следующем уроке история повторяется. Астафьев молчит. Учи­тель оставляет его после урока. Они вдвоем в классе,
Почему ты молчишь, Витя, когда я тебя вызываю? Молчание.
Ты скажи, мне, пожалуйста. Я вспоминал-вспоминал, чем тебя оби­дел, так и не вспомнил. Я тебя чем-то обидел?
-Нет. Наконец, первое слово.
Почему же ты молчишь?
Не знаю.
Как это - не знаешь? Давай-ка договоримся, больше ты молчать не будешь. Ладно? Ну, иди.
На следующем уроке, учитель вызывает Астафьева. Астафьев встает и молчит.
Что делать? Как поступить учителю?

ОТВЕТ: Очевидно, мы имеем дело с ярко выраженным типом интроверта. Специалисты по общению делят людей на несколько типов: доминанты (подавляющие), недоминанты (робкие), мобильные (легко переключае­мые), ригидные (основательные), экстраверты (направленные на других), интроверты (направленные на себя). Интроверты - замкнутые, нелюди­мые, для них выступление на публике, тем более публичное обсуждение их персоны - всегда испытание, мука. Витя, каким он предстает в ситуации, вполне соответствует этому описанию. Видимо, его молчание - доведенная до крайности реакция ин­троверта на нового учителя, чей престиж в классе сразу определился, как очень высокий. К остальным учителям он привыкал (и они к нему) с дет­ства. Здесь же боязнь, что новый человек его не поймет, не оценит (а страх обязателен для интроверта), что, возможно, прозвучит шутка, неле­стный комментарий, буквально сковала ученика, что называется «закли­нила». В принципе безобидные (для «обычного» ребенка) реплики учите­ля и реакция класса закрепили этот страх, эту скованность.
Как вести себя учителю? Представляется, что лучшая рекомендация: не вызывать, не поднимать Витю при всех, при классе. Знания проверять по письменным работам, общаться с ним наедине. Ведь оставшись один на один с учителем, он, наконец, заговорил. Но, стараясь приучить, «при­ворожить» его к себе в приватных беседах, не следует «нажимать» на личную тематику, да и ласковостью не стоит увлекаться; интроверт ни того, ни другого не любит. Лучше все­го „тут работает суховато-вежливый, ровный тон, доброжелательно-учтивое обхождение. Как долго продлится такое общение - привыкание «наедине» - сказать трудно, но, думается, оно здесь - лучший выход.

На уроке русского языка в шестом классе учительница задает упраж­нение по развитию речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толика Аристова. Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Аристова по ряду.
Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» - себя. С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Аристов подчерк­нул достаточно точно и зло.
Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Да и Аристов, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормаль­ный» мальчишка.
Толик закончил сочинение-портрет. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на нее. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то - насмешка. Мальчики «блудливо» переглядываются. Ваше слово, учитель. Прокомментируйте.

ОТВЕТ: Пожалуй, здесь трудно рекомендовать какой-то единственный вари­ант. Почему Аристов написал такое сочинение, да еще прочитал его вслух?
В условии нет сведений о том, что это некая месть, выражение недоброжелательности учителю. Наоборот, сказано, что отношения с клас­сом нормальные, хорошие. И все-таки целый ряд учеников заранее знал о готовящемся «теракте», жаждал «посмешища», где главным действую­щим лицом предстояло выступить учительнице. По-видимому, ученики вступили в ту полосу развития, хорошо знакомую опытным практикам, когда взрослых надо сбросить с пьедестала, а себя, наоборот, почувство­вать взрослыми. В этот период дети интенсивно начинают замечать не­достатки учителей, давать клички и т.п. Но поскольку дети все-таки оста­ются детьми, проявляется этот негативизм тоже обычно по-детски. На мальчиков нападает некая «жеребячливость»: они много смеются, острят, стараются показать свое остроумие, шутовскую смелость. Похоже, такова основная причина поступка Толика Аристова.
Как вести себя учителю? Здесь нет единственного ре­цепта. Здесь надо знать, очень чутко уловить неповторимую атмосферу класса, отношений учителя и ученика и - что очень важно - учитывать особенности учителя. Может быть, придется ко двору даже непедагогичное «ответное» со­чинение-портрет. Надо знать Аристова: затаит злобу или нет? А ведь от­ветная «жеребячливость» может дать почувствовать, каково человеку, ко­торого выставляют на всеобщее посмешище голым. Если учитель остро­умен и в то же время чувствует некую черту, за которую нельзя перейти, он может попробовать и такой вариант.
А, может быть, в данной ситуации «сработают» слезы любимой учи­тельницы? И тогда уже друзья-потешники, следом за девочками, сами вы­дадут Аристову порцию возмущения или, на худой конец, осуждения: «Зря ты, Толик. Она ведь вообще-то ничего».
В этой ситуации можно продемонстрировать свою зрелость, не воспринимать эту язвительную карикатуру как свою личную обиду, не обижаться на детскую выходку виновника и не пытаться пристыдить его. Просто избежать бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого одобрить творческую инициативу и показать уважение к искусству слова. Такая реакция учителя позволит детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность и самокритику. Они увидят, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.
Задание 7

В дождливый осенний день учитель спешит в школу, на встречу с любимым десятым классом. Любимым он, собственно, стал недавно, по­тому что учитель первый год работает в школе.
Учитель открывает дверь в класс и в недоумении останавливается. Дорога от двери до учительского стола «выложена», выстелена ребячьими куртками и плащами. Учитель невольно смотрит на свои заляпанные гря­зью туфли, поднимает глаза и встречает выжидающие взгляды ребят.
Что делать? Что предпринять учителю?

ОТВЕТ: Отодвинуть одежду, пройти в класс, в обычной дружеской манере начать разговор. Но обязательно дать понять ребятам, что вам такая «про­верка» не нравится, что ваши хорошие отношения не нуждаются в таких «подкреплениях». Очевидно, сказать это надо прямо, откровенно, но не строго, не зло.

Другой вариант: если расстеленная одежда - шутливая «триумфальная» дорожка, разуться и гордо проследовать на свое место, держа на весу ботинки. Они пошутили, вы - пошутили. Все в порядке. Но все же сказать им, лучше на перемене в неофициальной обстановке, чтобы ваши слова прозвучали проще, прочувствованнее, доходчивее, что не стоит таким образом вы­ражать свои чувства. Естественно, сказать, это не так официально. Может быть, так: «Братцы, не надо больше так делать, мне это неприятно, лад­но?».

Восьмой класс. Урок географии. Минут через десять после начала в класс заходит Сережа Леньков. Взмыленный, на шее след свежезамытой царапины, пуговицы на пиджаке оторваны. Ясно, что на урок Сережа явился после недавней драки, наскоро приведя себя в порядок. Взгляд злой, сосредоточенный. Под ноги ему попадается чья-то сумка, стоящая в, проходе. Отшвыривает ее ногой. Шумно, с грохотом, достает учебник, ручку. Ведет себя явно вызывающе. Сережа - один из лидеров в классе. Учительнице он нравится своей честностью, прямотой, обостренным чув­ством справедливости; учится неплохо, хотя география к его любимым предметам не относится - сам об этом как-то сказал. Мальчики, оживив­шись, оглядываются, шепчутся - пытаются выяснить у Сережи, что про­изошло. Он хмуро и гордо что-то басит своим соседям. В это время уче­ница отвечает у карты, но внимание класса приковано к Сереже.
Как вести себя учителю?

ОТВЕТ: . Серёжа впервые повёл себя по-хамски на уроке географии. Учитель не может промолчать и оставить это хамство без внимания. Педагог хорошо знает Серёжу, он ему нравится. Здесь уместен такой вариант учительской речи: «Я знаю, что Сережа не может пройти мимо несправедливо­сти. Я уверена, что и сейчас он защищал справедливость, вел себя честно и прямо. Но мне очень неприятно, что на уроке он повел себя по-другому, несправедливо по отношению ко мне, ко всем нам». А так как Серёжа отличается своей честностью, прямотой, обостренным чув­ством справедливости, учится неплохо, то он непременно попросит прощения. А после извинения лидера будет работать весь класс. Здесь важно «чувствовать» ученика.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Задания к конкурсу «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №1: Ребенок пытается вернуть свою игрушку.

Дети в младшей группе детского сада спокойно играют со своими игрушками на ковре. К ним подходит малыш и забирает игрушку одного из детей. Ребенок разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.

Решение:
Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

Ваши действия (или) Подсказка :

· Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.

· Покажите ребенку, у которого забрали игрушку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»

· Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику(девочке) понравилась твоя игрушка, и он (она) хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему(ей) её ненадолго. Знаешь, как он(она) обрадуется!». Обращаемся к мальчику (девочке): «Ты хочешь поменяться игрушками?»

· Если согласие от ребенка получено, пытаемся побудить «пострадавшего» ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у (имя) есть интересный трактор (кукла). Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою игрушку, а он тебе свою – тоже на чуть-чуть». Можно предложить первому ребенку поменять свою игрушку на одну из двух-трех игрушек второго ребенка (т.е. предоставить «пострадавшему» ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у него, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.

· Если «пострадавший» ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя ребенка), (имя первого ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку (куклу)».

· Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».

Итог:
Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

Ситуация №2:Дети, сами выясняющие отношения

Вас отвлекли на какое-то время, и вы пустили из виду двухдетей. Когда они вновь появились в поле Вашего зрения, оказалось, что они уже спорят (или толкаются).

Решение:
Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.
Ваши действия (или) Подсказка:

· Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.

· Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.

· Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».

· Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.

· Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».

· Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»

· Предложить общую игру.

Ситуация 3: Возмущение родителей по поводу грязной одежды ребенка.

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

· Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хо­роший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напря­жения.

· Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одеж­да попроще.

· Задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 4: Ребенок жалуется, что с ним в группе никто не играет.

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замеча­ний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав.

Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них не­достаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой случае должен проанализировать сложившуюся ситуацию (претензии ребенка по отношению к другим детям, реакцию детей на демонстративное поведение ребенка).

· Для решения данной проблемы воспитателю следует включиться в игровую деятельность воспитанников, строго следя за выпол­нением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

· В случае затягивания сложившейся ситуации рекомендуется обратиться за дополнительной помощью в решении проблемы к педагогу-психологу детского сада, орга­низовав специальные коммуникативные игры.

Ситуация 5. Ребенок кусает детей в группе.

Мальчик очень часто кусает других детей в группе. Как себя вести воспитателю?

· Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому, втакого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко сказать «кусаке» : «Это же больно!» . Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину такого поведения. Если удастся , попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерился укусить. Остановите его и скажите : «Нельзя! Будет больно» .

· Если ребенок готов кусаться от отчаянья , остановите его и помогите «озвучить» то желание, которое он не может высказать : «Скажи ему : «Дай» , «Катя не хочет кушать» , «Хочу поиграть с тобой» » и т. д.

· Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами . Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

· Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, - подумайте, что можно изменить в режиме.

· Если ребенок начал кусаться , не наказывайте его, а помогайте малышу справляться с трудностями.

Ситуация 6: Ребенок не хочет спать в детском саду.

Ребенок наотрез отказывается спать во время дневного сна. Как воспитателю уложить ребенка?

· Главной задачей воспитателя является не просто убедить ребенка, что нужно спать , а настроить его на сон.

· Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Окна спальни затеняют.

· При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе подходить к каждому ребенку. Разговаривать спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживать по голове, спине, плечам и бережно укрывать одеялом. Говорить, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет воспитателям и своей маме. А ещё он не один будет спать , а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.

· Перед сном, в младшей группе, я предлагать ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорить, что она целый день ждала встречи с ним.

· Детям старших групп я говорить о том, что нашему организму нужен отдых.Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Приводить примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы). При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать .

· Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраивать детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задавать спокойный тон, говоря о том, что младшие дети уже спят .

· Раздевая детей, говорить им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желать им приятных сновидений. Читать или рассказывать детям сказки.

· Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей петь им колыбельные песни. Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни : они оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

· Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями . Ведь многие родители не укладывают детей спать , тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать , необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке.

· Очень важно и то, как пробуждаются дети . В группе должно существовать правило «тишины» . Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям.

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №1: Р ебенок пытается вернуть свою игрушку .

Дети в младшей группе детского сада спокойно играют со своими игрушками на ковре. К ним подходит малыш и забирает игрушку одного из детей. Ребенок разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №2:Дети, сами выясняющие отношения.

Вас отвлекли на какое-то время, и Вы упустили из виду двух детей. Когда они вновь появились в поле Вашего зрения, оказалось, что они уже спорят (или толкаются).

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №3: Возмущение родителей по поводу грязной одежды ребенка.

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №4: Ребенок жалуется, что с ним в группе никто не играет.

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замеча­ний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав.

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №5. Ребенок кусает детей в группе.

Мальчик очень часто кусает других детей в группе. Как себя вести воспитателю?

Конкурс «Воспитатель года»

Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация №6: Ребенок не хочет спать в детском саду.

Ребенок наотрез отказывается спать во время дневного сна. Как воспитателю уложить ребенка?

на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Главинская Елена Анатольевна

Ключевые слова: педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.

От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.

Цель: обосновать и предложить педагогам технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное.

Технология решения педагогических ситуаций следующая :

1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;

2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;

3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;

4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;

5 шаг – педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.

Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема – проблемная педагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения.

Субъектами педагогической ситуации – являются дети и взрослые (родители, педагоги).

Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.

Ситуация 1.

Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице : «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».

Ситуация 2.

Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.

Ситуация 3.

На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.

Ситуация 4.

В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плач!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом : «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».

Ситуация 5.

Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.

Ситуация 6.

Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада – очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.

Ситуация 7.

В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.

Ситуация 8.

Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.

Ситуация 9.

Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.

Ситуация 10.

В средней группе детского сада работает воспитатель – мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться – папа. 3

Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:

1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (девайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»; отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;

2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога – оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;

3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.

Заключение и выводы:

Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная пошаговая технология их решения позволила выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.

Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании» В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений.

Педагогические ситуации по ОБЖ * Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека.

Педагогические ситуации и их решение 1. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 7 лет, и.

Педагогические ситуации в работе воспитателя Хочу в своем блоге представить свою практическую работу по теме: "Познавательно-речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО". Надеюсь.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Семинар – практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.

Технология личностно-ориентированного обучения О личностно – ориентированных технологиях обучения. В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической.

Предлагаю начать нашу консультацию с комплиментов друг другу.

Приветствие “Комплимент” (коллеги говорят соседу справа/слева какой-либо комплимент)

Ранее на наших встречах мы говорили о развитии связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе посещения занятий в группах я определила, что многие воспитатели затрудняются в постановке вопросов при обучении детей связному высказыванию.

Приведу некоторые примеры: “Морковь какая?”, “Что тут нарисовано?”, “Что девочка делает?” Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

СЛАЙД 2. Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

  • Простые
  • Уточняющие
  • Практические
  • Оценочные
  • Творческие
  • Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

СЛАЙД 4. Вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. Педагоги должны создавать атмосферу, которая побуждает детей задавать вопросы и давать на них ответы. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы.

Какова же иерархия уровней постановки вопросов? Рассмотрим методику обучения умению отвечать детей на вопросы.

Что такое иерархия?

СЛАЙД 5. Иера?рхия (от древне-греческого “священный” и “правление”) — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативная подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления.

  • Репродуктивные,
  • Поисковые,
  • Проблемные.

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это?

Это мальчик.

Это мячик.

Что делает кот? Кот спит.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? - будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос - ответ”

(педагоги в парах по предметным картинкам задают друг другу вопросы)

СЛАЙД 8. Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный: Где спит кот? Где кот спит? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Кот спит на диване.)

(По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

СЛАЙД 9. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сложенной сюжетной картине.

(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую картинку и в подгруппах выполняют задание)

Итак, подведём итоги.

Что же такое вопросы? Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М.Б. Шумакова), с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.

СЛАЙД 10. А сейчас предлагаю поделиться своими впечатлениями о нашей практической консультации. (Рефлексия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался». Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать. Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке. Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.

Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться. Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы. Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю. В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой. Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать … Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками. Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.

Ученица отказалась участвовать в уборке класса. Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук. Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками. Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.

Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок.… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают. Причина ясна – усталость детей.Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал. Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится». Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо. Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников. Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи». Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей. Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке. Если проигнорировать его замечание, то, во-первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во-вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.

Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что-то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными примерами из жизни.

В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют. Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства. Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.

Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность».

Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить. Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

Читайте также: