Рисование в старшей группе роспись петуха по мотивам дымковской игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Автор: Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор



Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)



Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш






4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)









Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности : Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в старшей группе.

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Материал и оборудование к занятию: Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на доске; палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки; акриловые: синяя, красная, зеленая и желтая цветов; стаканы с водой.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки.

- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

- Рассказ воспитателя о появлении дымковских игрушек

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а потом и ногами месят. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки: лошадки, петушки, фигурки людей, свистульки, колокольчики.

После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её «проветриваться». Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

Воспитатель показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

- Рассматривание дымковских игрушек. На столе дети рассматривают, берут в руки дымковские игрушки.

- Беседа о дымковских игрушках : Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые) А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка). Какие цвета в узорах использованы? (Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета, черный и золотистый.) Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Правильно ребята, узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

- Роспись дымковских петушков детьми : Сейчас мы с вами сами попробуем расписать петушков, так, как это делали народные умельцы. Давайте еще раз рассмотрим с вами на петушка. Какие части тела есть у петушка? Правильно - голова, туловище, хвост, лапы; на голове - гребешок и бородка, клюв, глаза.

Посмотрите, ребята, узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

- Рассматривание схемы на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем. Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.

Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в старшей группе








Декоративное рисование. Конспект НОД «Роспись доски городецким узором в старшей группе»

Декоративное рисование. Конспект НОД «Роспись доски городецким узором в старшей группе» Программное содержание. Учить детей расписывать заготовку по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи,.

Декоративное рисование в средней группе. Конспект занятия по мотивам филимоновской росписи «Укрась коня» Декоративное рисование в средней группе. «Укрась коня» (филимоновская роспись). Программное содержание: Продолжать знакомить детей с игрушками,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись дымковского индюка» Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского коня»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского коня» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.

Конспект НОД Декоративное рисования «Роспись козлика, вылепленного по дымковской игрушке», старшая группа • Тема: «Роспись козлика, вылепленного по дымковской игрушке • Цель: Учить детей расписывать узором вылепленную фигуру по народным (дымковским).

Конспект ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в старшей группе. Тема: «Волшебные узоры» Цель: развитие творческих способностей детей через рисование нетрадиционными методами. Задачи: Художественно-эстетическое развитие: -формирование.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (рисование) «Дымковская змея» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством. Закреплять у детей знания о дымковских игрушках, дымковской.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Роспись дымковского петуха» Конспект Тема: «Роспись дымковского петуха». Программные задачи: 1. Учить рисовать ватными палочками, расписывать игрушку по мотивам дымковского.

Мастер-класс «Декоративное рисование «Городецкая роспись»

Мастер-класс «Декоративное рисование «Городецкая роспись» Городецкая роспись-это настоящее произведение искусства. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец!Там и зародилась.

План-конспект по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Хохломская роспись» Цель: расширить представления о народном творчестве, закрепить элементы хохломской росписи, работать творчески и самостоятельно, воспитывать.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Схема-конспекта организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы

Тема: «Роспись дымковского петуха»


Цель: закрепить у детей представление о дымковской росписи.

Образовательные:

· расширить и систематизировать знания детей о дымковской росписи;

· учить детей росписи по мотивам дымковского орнамента;

· учить детей рисовать ватными палочками;

· активизация самостоятельной деятельности детей.

Развивающие:

· развивать художественно - эстетическое восприятие, творческую активность, эстетические чувства (ритма, цвета, композиции);

· развитие личностных качеств: активность, любознательность, желание помочь;

· развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные:

· воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности и самостоятельности в принятии решений;

· воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Оборудование :

· шаблон петушка, акварель, ватные палочки, непроливайка с водой, клеёнка, тряпочки;

· иллюстрации дымковской росписи.

Ход занятия::

Организационный момент (введение в тему занятия)

Воспитатель :

Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства. Хотите, отправится со мной в путешествие?

Воспитатель :

Мы отправимся в галерею рисунков дымковской игрушки.

Беседа «Дымковская роспись»

Воспитатель:

Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек: барышни, петушки! Давайте их рассмотрим. Дети самостоятельно рассматривают игрушки. Какие они все яркие, красивые и очень разные! Но, все-таки у них есть что - то общее! Что, как вы думаете, ребята?

Они раскрашены в одинаковом узоре.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называют дымковскими?

Потому что их делают в селе Дымково.

Воспитатель:

Да, правильно. Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить. А потом по имени этого села стали и игрушки называть дымковскими.

Ребята, посмотрите, на белом фоне сверкают синий, желтый, зеленый, оранжевый и малиновый цвета. Для росписи мастера - умельцы используют различные узоры. Посмотрите внимательно и скажите, из каких элементов состоят узоры дымковской росписи?

Круги, полоски, точки, кольца, прямые и волнистые линии.

Воспитатель:

Молодцы! Все элементы росписи правильно назвали.

Прослушивание стихотворения «Петушок»

Воспитатель: Ребята, предлагаю раскрасить дымковскую игрушку. Хотите?

А что бы узнать, кого именно мы будем раскрашивать дымковской росписью, петушка, барышню, доброго молодца или может быть ещё кого-то, вам нужно отгадать загадку:

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его . ! (Петух)

Мы будем раскрашивать, дымковского петушка!

Воспитатель:

Правильно, ребята! У меня есть петушки, но они черно - белые нужно их раскрасить.

5 Физкультминутка «Петушок»

рисование детей под русскую народную музыку

Воспитатель:

Звучат русские народные мелодии.

Ребята, каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая красива по - своему. Сегодня вы распишите своего петушка по своему желанию. Сейчас я вам покажу, как мы будем рисовать, а вы внимательно слушайте и смотрите, а потом как настоящие мастера - умельцы будете самостоятельно расписывать своего петушка. Давайте еще раз рассмотрим с вами петушка. Какие части тела есть у петушка?

Голова, туловище, клюв и т.д.

Воспитатель:

Правильно, голова, туловище, хвост, лапы; на голове гребешок и бородка, клюв, глаза. Ребята, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою игрушку, что у вас должно получиться. Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

7. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель:

Ребята перед работай нам нужно размять пальчики.

Повторяйте за мной движения и слова.

Разотру ладошки сильно ( растирание ладоней)

Каждый пальчик я помну (ухватить каждый пальчик у основания),

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну ( вращательными движениями дойти до ногтя).

9. Подведение итогов занятия

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. А я вам предлагаю сделать красивую выставку наших рисунков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и их росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции.

Совершенствовать умение детей украшать игрушку элементами дымковских узоров: волнистой линией, точкой, кругом.

Формировать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Расширять словарь детей и умение отвечать вопросы полными ответами.

Развивающие.

Развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора.

Продолжать развивать интерес к народно – декоративному искусству.

Воспитательная.

1. Воспитывать аккуратность , доброжелательность и отзывчивость.

Словарная работа: дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линии, нарядная, праздничная, глиняные.

Предварительная работа:

1. Беседа: «Дымковская игрушка»

2. Рассматривание иллюстраций «Дымковские игрушки»

3. Дидактическое упражнение: «Дорисуй узор».

Средства реализации: образцы декоративно-прикладного искусства, образцы рисунков орнамента дымковской игрушки, шаблоны игрушки петушка, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики, мольберт, проектор, ноутбук.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Воспитатель. Дети, давайте улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями.

(дети становятся в круг)

Утром солнышко проснулось,

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем, здоровья пожелайте.

Воспитатель. А сейчас я хочу вас пригласить в путешествие в сказочную страну.

Давайте закроем глаза. Я скажу волшебные слова: «Раз, два, три – покружитесь, в сказочной стране вы окажитесь»

Воспитатель. Ой, а куда это мы с вами попали?

Воспитатель. А попали мы с вами в страну мастеров.

Воспитатель. Что вы видите на этой выставке?

Дети. На этой выставке мы видим игрушки.

Воспитатель. Какие игрушки?

Дети. Народные игрушки.

Воспитатель. А как вы думаете, как называются эти игрушки?

Дети. Эти игрушки называются дымковские игрушки.

Воспитатель. Давайте посмотрим, какие игрушки слепили мастера?

Дети. Козлик, лошадка, барыня, индюк. Дети, посмотрите, какие они нарядные и красивые.

Воспитатель. Мастера эти живут в селе Дымково. Лепят они игрушки из глины, а потом их сушат в печи. Затем игрушку покрывают белой краской и расписывают, превращая их в сказочные. Готовые игрушки мастера везли на ярмарку.

Воспитатель. Нравятся вам эти игрушки? Какие они?

Дети. Дымковские игрушки, яркие, красивые, нарядные, красочные.

Воспитатель. Дети, какие узоры использовали мастера для расписывания игрушек?

Дети. Мастера украшали игрушки кругами, линиями, точками, кольцами…

Воспитатель. Какие цвета использовали умельцы для украшения игрушек?

Дети. Для украшения игрушек они использовали красные, желтые, синие цвета …

Воспитатель. Посмотрите, дети, что это такое?

Дети. Письмо

Воспитатель. Это наверно, мастера-умельцы оставили нам. А давайте мы с вами ее откроем и прочитаем что там написано. Прочитаем?

Воспитатель. Дорогие дети, скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, но мы не успеваем к нему подготовиться, помогите нам, пожалуйста, подготовиться к ярмарке и украсить петушков дымковской росписью.

Воспитатель. А вы хотите стать мастерами?

Воспитатель. Прежде чем стать мастерами, рассмотрим дымковского петушка

(рассматривание петушка на проекторе).

Воспитатель. Из каких частей состоит петушок?

Дети. Голова, гребешок, клюв, глаза, туловище, хвост, лапы.

Воспитатель. Какими узорами украшено туловище петушка?

Дети. Туловище петушка разукрашено кругами и точками.

Воспитатель. Какими узорами разукрашен хвост петушка?

Дети. Хвост петушка разукрашен волнистыми линиями и точками.

Воспитатель. Какие цвета использованы при разукрашивании петушка?

Дети. При разукрашивании петушка использованы красный, желтый, синий цвета (на контурном рисунке формата А3 несколько детей демонстрируют приемы разукрашивания петушка).

Воспитатель. Амира , покажи, как ты нарисуешь круг .

Воспитатель. Егор, покажи, как ты нарисуешь волнистую линию.

Воспитатель. Эвелина , покажи, как ты нарисуешь точки.

Воспитатель: А у меня получился вот такой петушок (демонстрирует рисунок игрушки формата А3). Дети, я вам предлагаю расписать дымковского петушка так, как вы представляете.

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю порисовать в воздухе. Кисть держим тремя пальцами чуть выше железного наконечника. Волнистую линию проводим концом кисти. Круг рисуем концом кисти, а закрашиваем круг по форме. Точки можно рисовать концом кисти (рисование в воздухе линии и круги).

Воспитатель. А сейчас мы с вами сядем на стульчики и разомнем пальчики.

1. Тук-тук-тук (возле уха каждый палец стучит 3 раза о большой)

Наши уши слышат звук

2. Вот ладошечки шуршат (потирание ладоней)

3. Наши пальчики трещат (потирание кулачков друг о друга)

4. А теперь в ладоши громко бей (хлопки)

5. А теперь ты их согрей (ладошки на щеке)

6. Мастерами стать готовы (кулаки на коленях)

7. Да - руки вверх, ладони раскрыты

Вот и пальчики размяли.

Самостоятельная работа. Дети расписывают силуэты дымковских петушков под народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Воспитатель. Дети, заканчиваем работу по расписыванию дымковских петушков. Разместите своих петушков на нашей ярмарке.

Воспитатель. Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Воспитатель. Давайте еще раз вспомним, как называлось село, где изготавливали игрушки?

Дети. Село, где делали игрушки, называлось Дымково

Воспитатель. А как называются эти игрушки?

Дети. Игрушки, которые делали в селе Дымково, называются дымковские игрушки.

Воспитатель. Дети, какой петушок больше всего вам понравилась? Почему?

Вы все помогли мастерам подготовиться к ярмарке.

Воспитатель. Дети, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.

Задачи: -учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона;

-закреплять лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа;

-отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки. Делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую;

- воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка дымковской утки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела сороку.

Сорока-белобока по городу летала,

По деревьям скакала.

Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт)

От кого оно? (Открывает конверт)

Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть, лепить и рисовать,

Приезжайте в гости! Милости просим! »

Игрушки из села Дымково.

Ответы детей: Хотим.

Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?

Ответы детей: В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте.

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места.

(Приглашает детей стать на ковёр)

- Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами, над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь – и мигом приземлимся.

- Смотрите-ка! С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки. Кто из вас помнит, где был основан этот промысел?

Ответы детей: Этот промысел был основан в селе Дымково.

Воспитатель: А почему это село так называли, Дымково?

Ответы детей: Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали из глины.

Воспитатель: Кто делал эти игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке.

Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости.

(звучит русская народная мелодия)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят дымковские игрушки .

- Какие игрушки, дети, вы здесь видите?

Ответы детей: уток, петушков, индюков.

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду на празднике Масленица тоже была ярмарка. Раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера!

Сегодня мы попробуем слепить на ярмарку дымковскую игрушку.

(Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит дымковский петух.)

Поглядите, что за птица!

Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица?

Ответы детей: Это петух.

Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его.

Какой у него хвост?

Ответы детей: Хвост у петуха изогнутый, пышный.

Воспитатель: Какие у петуха крылья?

Ответы детей: Крылья у петуха волнистые.

Воспитатель: Какой гребешок у петуха?

Ответы детей: Гребешок у петуха, как шапочка, как корона.

Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона. Мы уже умеем с вами лепить из целого куска. А сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю (Сопровождает показом), получаю вот такую пластину. Пластину делю пополам, чтобы получилось два боковых крыла. Затем прикрепляю крылья к туловищу птицы, плотно приглаживаю, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. С чего начнёте работу?

Ответы детей: С деления пластилина на большой кусок для туловища. И поменьше, для крыльев и гребешка.

Воспитатель: Как будем лепить петуха?

Ответы детей: Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается шея с головой и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

Ответы детей: Молодцы, ребята. Я вижу - вы готовы лепить дымковского петуха. Проходите в мастерскую и садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок.

Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл,

Молодичка – добра, сапожки дала.

Воспитатель: Привезли нам пластилин с дальнего бугра,

Ну-ка за работу, чудо мастера!

Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

(Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха. По окончании работы дети вытирают руки. Выносят своих петушков и ставят их на подставку) .

Воспитатель: Вот и готовы наши глиняные петушки.

Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему?

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по лепке «Украсим петушка по мотивам дымковской росписи». »

Конспект НОД (Художественное творчество – Лепка)

Тема: «Украсим петушка по мотивам дымковской росписи».

Адресат: дети старшей группы

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.

Задачи: -учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона;

-закреплять лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа;

-отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки. Делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую;

- воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка дымковской утки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела сороку.

Сорока-белобока по городу летала,

По деревьям скакала.

Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт)

От кого оно? (Открывает конверт)

Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть, лепить и рисовать,

Приезжайте в гости! Милости просим! »

Игрушки из села Дымково.

Ответы детей: Хотим.

Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?

Ответы детей: В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте.

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места.

(Приглашает детей стать на ковёр)

- Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами, над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь – и мигом приземлимся.

- Смотрите-ка! С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки. Кто из вас помнит, где был основан этот промысел?

Ответы детей: Этот промысел был основан в селе Дымково.

Воспитатель: А почему это село так называли, Дымково?

Ответы детей: Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали из глины.

Воспитатель: Кто делал эти игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке.

Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости.

(звучит русская народная мелодия)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят дымковские игрушки .

- Какие игрушки, дети, вы здесь видите?



Ответы детей: уток, петушков, индюков.

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду на празднике Масленица тоже была ярмарка. Раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера!

Сегодня мы попробуем слепить на ярмарку дымковскую игрушку.

(Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит дымковский петух.)

Поглядите, что за птица!

Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица?

Ответы детей: Это петух.

Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его.

Какой у него хвост?

Ответы детей: Хвост у петуха изогнутый, пышный.

Воспитатель: Какие у петуха крылья?

Ответы детей: Крылья у петуха волнистые.

Воспитатель: Какой гребешок у петуха?

Ответы детей: Гребешок у петуха, как шапочка, как корона.

Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона. Мы уже умеем с вами лепить из целого куска. А сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю (Сопровождает показом), получаю вот такую пластину. Пластину делю пополам, чтобы получилось два боковых крыла. Затем прикрепляю крылья к туловищу птицы, плотно приглаживаю, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. С чего начнёте работу?

Ответы детей: С деления пластилина на большой кусок для туловища. И поменьше, для крыльев и гребешка.

Воспитатель: Как будем лепить петуха?

Ответы детей: Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается шея с головой и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

Ответы детей: Молодцы, ребята. Я вижу - вы готовы лепить дымковского петуха. Проходите в мастерскую и садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок.

Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл,

Молодичка – добра, сапожки дала.

Воспитатель: Привезли нам пластилин с дальнего бугра,

Ну-ка за работу, чудо мастера!

Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

(Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха. По окончании работы дети вытирают руки. Выносят своих петушков и ставят их на подставку) .

Читайте также: