Родина филимоновской игрушки город

Обновлено: 17.05.2024

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты традиционной русской игрушки разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с русскими народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов.

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

Автор проекта:
Кузнецов Сергей Васильевич

Год открытия музея:
Октябрь 2009 года

Основу экспозиции составляет:
Филимоновская игрушка

Дом для филимоновской игрушки

Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо-развлечения". Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка до сих пор не имела.

Современная лепная свистулька, продолжая традиции старых мастеров стала еще ярче, наряднее, больше размером (до 20 сантиметров в высоту). Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни. Особенно выделяются своим неповторимым колоритом и затейливостью «Рождество» и «Ярмарка».

Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Много игрушек в музее, но нет ни одной одинаковой, у каждой свое настроение, «внутренний голос» и характер. Статные барыни с детьми и птицами под мышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки, длинноногие солдаты, танцующие пары, разнообразные птички и зверушки с изящной вытянутой шеей (даже поросята), и все в малиново-желто-зеленую полоску. Такие нарядные, яркие и разнообразные. И все свистят.

Для общего представления об искусстве русской игрушки показана в музее и другая, тоже народная: романовская, суджанская, хлудневская воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400 – 1100 гг. до н. э.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.

Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Приглашаем всех, кто интересуется родной историей и культурой окунуться в удивительный мир народного творчества!

Открытие музея филимоновской игрушки в старинном городе Одоеве Тульской области стало для его жителей и гостей настоящим ярким и незабываемым праздником. А если говорить о музее в масштабах всего региона, и всей России-матушки, то событие это тем более уникальное. Дело тут и в том, что тема возрождения народных промыслов сегодня как никогда остра и актуальна, и в том, что подобного музея нигде во всем мире больше не существует.

Благодарим за помощь в организации проекта

Одоевцев: Хорошиловых Нину Сергеевну и Виктора Николаевича, Минаковых Надежду Георгиевну, Владимира Алексеевича и Надежду Владимировну, главу муниципального образования Одоева Вячеслава Алексеевича Косарева, потомственных мастеров филимоновской игрушки Орлову Елену Алексеевну и Романа Вячеславовича.

Туляков: Кузнецовых Василия Кирилловича, Ольгу Николаевну и Сергея Сергеевича.

Президента Тульской торгово-промышленной палаты - Агафонова Юрия Михайловича.

Смотрела на днях материалы по народным промыслам России. И вдруг увидела фотографию яркой свистульки. У меня такая же дома на полочке стоит, сыну в детстве купила на выставке. Ну как удержаться и не узнать про нее?!

Филимоновская игрушка, фото № 1

Знакомьтесь, филимоновская игрушка!

Филимо́новские игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали только в 19 веке, когда изделия народного ремесла поставили на поток. Промысел, сформировался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Гончарили здесь всегда мужчины, женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и прочие. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Филимоновская игрушка, фото № 2

Филимоновская игрушка, фото № 3

Филимоновская игрушка, фото № 4

Филимоновская игрушка, фото № 5

Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок.

Филимоновская игрушка, фото № 6

Филимоновская игрушка, фото № 7

Филимоновская игрушка, фото № 8

Филимоновская игрушка, фото № 9

Филимоновская игрушка, фото № 10

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — "синики". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Роспись выполнялась анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает языческие мотивы.

Филимоновская игрушка, фото № 11

Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Кстати, по поводу "детскости" работ. Так как мастера работали семейно, то изготовлению игрушек массово привлекались дети, девочки. Думаю, что наверняка это наложило отпечаток на манеру росписи игрушки.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Присмотритесь к игрушке. Знакомые узоры, не правда ли?

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

Кстати, история глиняных игрушек-свистулек насчитывает уже тысячелетия. В самой глубокой древности звучащие глиняные изделия служили средством общения и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Позже свистульки утеряли сакральный смысл и превратились в детскую игрушку, в своеобразный музыкальный инструмент.

Удивительно, насколько филимоновская игрушка имеет древние сакральные корни! Игрушка-свистулька, символичная роспись, древняя примитивная форма фигурок. И все эти традиции бережно сохранились и прошли через века!

Послушайте, как пишет об игрушке поэт Н. Денисов:

"Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон."

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее "Филимоновская игрушка" в городе Одоеве Тульской области.

Филимоновская игрушка, фото № 13

Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество. "Жемчужиной народного искусства" называют филимоновскую игрушку.

Читайте также: