Родители играют с детьми в игрушки

Обновлено: 10.05.2024

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_3.docx 20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Родитель играйте с детьми!»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Цель: повышение - педагогической компетенции родителей.

Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;

Заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;

Представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).

Ход проведения:

Предлагаю вам необычную игру-задание : вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, как у вас напечатано на листочках, то выставляете смайлики красного цвета напротив вопроса, не всегда – желтого, никогда – синего.

1. Каждый вечер уделяете время на игры с детьми.

2. Рассказываете ребенку о своих играх из детства.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирует вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игру, объясняет, как с ней играть, показываете разные варианты игры.

5. Слушаете рассказы ребенка об их играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываете своего ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаете его на время игры или игрушки.

7. Часто дарите или покупаете ребенку игрушки, игру.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Если у вас большинство красных смайликов, значит игра в вашем доме присутствует всегда. Печально обстоит дело, если у вас больше синих смайликов.

Теперь давайте разберем некоторые мнения родителей.

«Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, усаживает игрушки, рассказывает им сказки, самой придуманные. … Разве то помогает ее развитию?»

«На игру уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера. Тем более в игре он может, что ни будь сломать, порвать, испачкать, потом за ним убирай. А знания он и так получит в детском саду»

Давайте обсудим данные мнения родителей. Итог родителей, что игра является необходимым средством для полноценного развития детей. А вот что она развивает, мы узнаем с помощью солнышка. Каждый из родителей по очереди вытягивает лучик и зачитывает то, что на нем написано. Итак:

- в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

- развивается речь ребенка;

- осваивается опыт человеческой деятельности;

- развивается творчество и фантазия;

- развивается мыслительная деятельность;

-игра способствует развитию навыков общения у детей;

- игра способствует эмоциональному развитию;

- игра - способ снятия эмоционального напряжения.

Ведущий: Для детей игра является приятным времяпрепровождением. Во время игры дети погружаются в то, что их интересует, игра должна им подходить и нести смысл. Когда дети играют, они погружаются в себя. Они в своем мире чудес, исследований, приключений. Часто говоря: «Давай поиграем, мам», дети приглашают в свой мир. Дети подражают родителям : манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Нам часто приходится слышать от детей «Мама давай поиграем!» Но не всегда у нас есть для этого свободное время. А ведь есть такие игры, в которые мы можете играть с детьми по дороге в детский сад или домой: когда готовите на кухне. Давайте познакомимся с ними.

«Игры по дороге в детский сад»

«Эхо» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно также, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

«Угадай-ка» - определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус (если овощи или фрукты) для чего нужен человеку.

«Ты - мне, я - тебе» - поочередно загадывайте друг другу загадки.

«Подскажи словечко» - предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи. Например, «Наша Таня громко …. Уронила в речку …».

«Так бывает или нет?» - Сейчас я буду рассказывать, а ты должен заметить то, чего не бывает: «Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика» м т. п. Сначала одну небылицу, затем две, но не больше трех!

Игра «Незнайкины небылицы» еще одна игра для развития внимания, способствует закреплению у детей знания о временах года.

Когда незнайка сочинял истории, он обычно все перепутал в них. И наша задача изменить что-нибудь в предложении, тем самым загадать загадку. А цель ребенка отгадать ее.

Летом девочки и мальчики одевают теплую одежду.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем и т. д.

Ведущий: Вы пришли из магазина? А ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

- Кар-р-р-тошка или капуста? И т. п.

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный, из груш, из слив, из вишен, из моркови, из лимонов, апельсинов и т. д. И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

Ведущий: Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

Предложите ребенку сделать бусы их макарон, рожков, сушек (нанизывая все на шнурок).

«Переливание».

Наденьте на малыша клеенчатый фартучек. Поставьте перед ним две мисочки, одна из которых наполнена водой, а другая пустая. Покажите ребенку, как при помощи обыкновенной медицинской клизмы или губки постепенно переливать водичку из одной емкости в другую. Обращайте внимание на булькающий и всасывающий звук, на льющуюся струйку и капли. Восторг ребенка гарантирован!

«Прыгающее яйцо»

Нам понадобится уксус, яйцо, чашка, ложка. Положите яйцо в уксус на 3 дня. Вы заметите, что скорлупа полностью растворится. Яйцо стало упругим, похожим на резиновое, можете попробовать бросить его с небольшой высоты, и оно не разобьётся.

«Волшебные чернила»

Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначало будет ничего не видно. Нам нужно нагреть под лампой лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.

В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек.

Что же такое игрушка?

Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

А. С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).

Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:

-физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т. д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т. д., т. е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т. д.

-Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.

-Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т. е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.

-Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т. д.

-Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.

Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.

Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек — серьезное дело.

Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?

(Рассказ сопровождается демонстрацией самих игрушек).

*Это сюжетные, или образные, игрушки — куклы и фигурки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).

Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.

*Следующий вид игрушек — технические игрушки. Они вводят ребенка в мир техники:

-знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда);

-знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор);

-знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.

К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

* Игровые строительные материалы, как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.

Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.

*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.

*Кроме этого, есть игрушки-забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки, напоминающие чем-то тот или иной персонаж.

* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других — руки, Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.

Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

* Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инструменты. Они предназначены для развития музыкального слуха.

* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т. д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.

Вопрос к родителям :

• На что вы опираетесь в подборе игрушки?

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно уберите, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Например, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.

Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.

1. Каждый вечер уделяете время на игры с детьми.

2. Рассказываете ребенку о своих играх из детства.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирует вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игру, объясняет, как с ней играть, показываете разные варианты игры.

5. Слушаете рассказы ребенка об их играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываете своего ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаете его на время игры или игрушки.

7. Часто дарите или покупаете ребенку игрушки, игру.

- в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

- развивается речь ребенка;

- осваивается опыт человеческой деятельности;

- развивается творчество и фантазия;

- развивается мыслительная деятельность;

-игра способствует развитию навыков общения у детей;

- игра способствует эмоциональному развитию;

- игра - способ снятия эмоционального напряжения.

Консультация для родителей «Как и зачем играть в доктора» КАК И ЗАЧЕМ ИГРАТЬ В ДОКТОРА? Общение с врачом для малышей и их родителей-неизбежно. Даже если дети здоровы- и пусть так будет всегда и.

Консультация для родителей «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять» Консультация для родителей «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять» Ноябрь 2016г Гимнастика, физические упражнения, ходьба.

Консультация для родителей «Как играть с ребенком дома» Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне интересней,.

Консультация для родителей: «Учимся считать!» Консультация для родителей «Учимся считать» Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10 и даже до.

Консультация для родителей «Учите детей играть» Когда ребенок подрастает у него появляется большое желание себя чем-то занять, проще говоря во что-то поиграть. Родители должны знать, что.

Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома» Цель: Дать родителям знания о значении игры в развитии ребёнка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребёнка в условиях.

Памятка для родителей «Как выбирать детям игрушки» Памятка для родителей «Как выбирать детям игрушки» подготовлено воспитателем МДОУ «Детский сад №4» с. Александрия Алференко Л. А. - Детские.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям : манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т. п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребё нка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др., двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки, строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми.

Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры : лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми» На основе знакомства детей с лучшими произведениями художественной литературы решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,.

«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей Консультация для родителей «Играем вместе с детьми» Часто родители спрашивают о том, как играть с ребенком, сколько игрушек ему необходимо,.

Консультация для родителей «Играем вместе с детьми» Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» «ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» Подготовила воспитатель Попкова О. А. Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные.

Консультация для родителей «Экспериментируйте вместе с детьми»

Консультация для родителей «Экспериментируйте вместе с детьми» Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие.

Консультация для родителей «Играем вместе с детьми» Играем вместе с детьми… Мы играем роли всю свою жизнь и боимся провала. Побеждают те, кто лучше всех был подготовлен к взрослой и самостоятельной.

Ольга Сигаева
Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?».

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образ- ные игрушки (куклы, машинки, медведи и т. д., но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. Эти игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Они способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Но для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

А сейчас я Вам предложу несколько игр, которыми можно занять ребенка в свободное время. Для проведения этих игр Вам понадобятся игрушки. Очень важно подобрать игрушки, соответствующие возрасту ребенка, - они не должны быть очень простыми и тормозить развитие ребенка, но и не должны быть слишком сложными, не доступными для игры в данный момент. Есть игрушки универсальные — кукла, мишка, мяч, машина, кубики.

«девочка чумазая»

Чему учится ребенок : закрепляет умение мыть руки кукле; активизирует словарь «чумазая», «измазала», «локти», «ладошки». -

Оснащение: кукла-пупс, полотенце, мыло.

Ход игры скажите ребенку, что у него сегодня в гостях ужасная кукла. (Покажите грязную куклу) Прочтите отрывок из стихотворения А. Барто

«Девочка чумазая».

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

На локтях дорожки.

Предложите ребенку рассмотреть куклу и назвать грязные части тела (ладошки, локти). Попросите показать перечисленные части тела на себе, у Вас.

Спросите ребенка, что же нужно сделать, чтобы кукла была чистой.

Выслушайте ответ и обобщите: «Правильно, куклу нужно помыть». Предложите ребенку вспомнить, что для этого (Вода, мыло, полотенце.) Попросите ребенка рассказать, как нужно мыть руки (последовательность выполнения действий). Если ребенок затрудняется вспомнить или расчленить действия умывания (или мытья) на части, положите перед ним мнемокарту с алгоритмом умывания (или мытья). Рассмотрите ее, назовите каждое действие.

Предложите выполнять действия с куклой в таком же порядке, как на мнемокарте. Полюбуйтесь чистой куклой. Воскликните: «А ладошки-то от- мылись!»

Игра на развитие речи (обогащение словарного запаса)

«Посмотри и угадай»

Чему учится ребенок : активизирует глагольный словарь; подбирать глаголы к действиям (по их демонстрации) кукла «идет», «сидит», «бежит», «топает», «танцует», «хлопает в ладоши»; совершенствует фразовую речь, употребляя распространенные предложения с однородными членами.

Ход игры: появляется кукла и предлагает ребенку поиграть с ней в игру «Угадалки». Она просит ребенка внимательно следить за тем, что она будет делать, и называть это действие. Кукла предупреждает ребенка, что если он сделает ошибку, то они поменяются ролями - действие будет показывать ребе нок, а она — их называть. Можно перед начало каждого действия читать короткую рифмовку:

Мы играем,

Что я делаю — уга-

Усложнение: покажите цепочку действий (от двух до пяти, ребенок называет выполненную серию действий.

Сюжетная подвижная игра

«Мишка-шалунишка»

Чему учится ребенок ориентироваться в ближнем окружении, пожимать значение наречий «впереди», «сзади», предлогов «за», «под», тренировать процессы внутреннего торможения — начинать движение по сигналу

Оснащение плюшевый медвежонок среднего размера.

Ход игры: покажите ребенку медвежонка. Скажите, что медвежонок не простой, а говорящий. Спрячьтесь за штору, а медвежонка покажите ребенку из – за нее (как в кукольном театре). Меняя тембр своего голоса на более низкий, расскажите рифмовку:

Я веселый медвежонок,

В прятки я люблю играть,

Спрячусь я, тебе искать!

Предложите ребенку поиграть с медвежонком в прятки. Скажите, что медвежонок будет подсказывать, где его искать. Спрячьтесь за стул. Если ребенок не сможет Вас найти, скажите грубым голосом: «Я за стулом». Когда ребенок найдет вас и медвежонка, похвалите его и предложите поиграть еще.

Спрячьтесь в другом месте и продолжайте игру по аналогии.

Усложнение: смените роли – теперь ребенок будет «медвежонком», а Вы будите его искать. Если ребенку трудно войти в роль, наденьте на него маску медвежонка. Можно предложить ребенку стать зайчиком, а Вам, по прежнему остаться медвежонком, тогда ребенок – зайчик будет передвигаться, как зайчик, подпрыгивая на двух ногах с продвижением вперед. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице.

Игра на развитие мелкой моторики

«Щекоталочка»

Чему учится ребенок : загибать по очереди пальцы ведущей руки, координировать движение пальцев, выполнять движения в соответствии с текстом рифмовки.

Оснащение: нарисованная на картоне мордочка медведя, пришитая к резинке (похоже на кольцо).

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что к нему пришел медвежонок: «Посмотрите, какой он» Покажите ребенку кольцо – резинку. Наденьте его на указательный палец ведущей руки.

Прочтите рифмовку, выполняя указательным пальцем с надетым на него «кольцом» движения по тексту рифмовки:

С медвежонком мы вдвоем (водим указательным пальцем по ладошке)

Погулять сейчас пойдем, (быстро водим указательным пальцем по ладошке).

Мы побегаем немножко

И сердито топнем ножкой, (ударить несколько раз указательным пальцем по ладошке).

А потом мы в лес пойдем,

Ягодок там наберем –

Две черники, (загибаем мизинец и безымянный пальцы)

Одну голубичку! (загибаем большой палец)

Ах, как весело играть, (пощекочите ребенка под мышкой)

Будет Мишка щекотать.

Усложнение: ребенок выполняет движения самостоятельно, а взрослый его щекочет.

Игра на развитие сенсорного восприятия (форма)

«Найди фары для автомобиля»

Чему учится ребенок : закрепляет представление о разнообразии геометрических фигур; активизирует словарь прилагательными во множественном числе (круглые, квадратные, треугольные); продолжать формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

Оснащение: картинки с изображенными тремя автомобилями с фарами разной формы — круглыми, треугольными, квадратными; фары для каждого автомобиля.

Ход игры: расскажите ребенку историю о том, как два автомобиля ехали по дороге. Загремел гром. (Можно постучать по старой железной кастрюле, изображая гром.) На дороге появились грязные лужи. Автомобили проехали по ним и тоже стали очень грязными. Когда автомобили подъехали к дому и остановились, водители решили снять фары и помыть их, После того как они их помыли, они стали сомневаться, где, чья фара. Помоги водителям разобраться. Положите перед ребенком две круглые и две квадратные фары. Попросите назвать форму каждой пары фар. Предложите ребенку найти автомобиль для круглых фар (наложить круглые фары на их контурную прорисовку на картинке).

Если ребенок затрудняется, выполните задание совместно, называя форму. Нахождение второй пары фар проведите по аналогии.

Усложнение: во время прогулки поищите фары определенной формы у настоящих автомобилей; введите в игру машины и фары другой формы (овальные, треугольные).

Игра на формирование сенсорного восприятия (пространственная ориентироваться)

«Регулировщик»

Чему учится ребенок продолжает формировать пространственные отношения, выражать их предлогами горизонтального расположения «за», «по», понимать значение наречий «вперед», «назад» и употреблять их в активной речи, понимать значение существительных, обозначающих различные виды транспорта, употреблять их во множественном числе

Оснащение игрушечные машины (желательно разные виды транспорта, мел, атрибуты «регулировщика»

Ход игры: предложите ребенку поиграть в регулировщика. Попросите его ответить на следующие вопросы:

Знает ли он, кто такой регулировщик?

Что делает регулировщик на дороге?

Что нужно регулировщику для работы? (Жезл.)

Скажите, что регулировщик показывает водителю направление, в котором он должен ехать на машине. Предложите ребенку нарисовать на полу (или на земле) дорогу. Предложите ребенку быть водителем, на себя возьмите роль регулировщика. Игра заключается в том, что регулировщик показывает направление движения автомобиля, а ребенок выполняет эти действия. Когда автомобиль доедет до конца дороги, спросите ребенка о том, куда ехала его машина (вперед, назад). Поменяйтесь с ребенком ролями. Проведите игру по аналогии в описанной выше.

Усложнение: увеличьте протяженность дороги, количество ее поворотов.

Игра на формирование сенсорного восприятия (количество предметов)

«Игрушечный магазин»

Чему учится ребенок : продолжает формировать понятия о количестве предметов (один, два, много); вводит количественные понятия в активный словарь; активизирует обобщающее слово — «игрушки», «пластмассовый», «резиновый»; использовать существительное во множественном числе— «мячи».

Оснащение: мячи из разного материала (резиновые, пластмассовые). Ход игры: предложите ребенку поиграть в игрушечный магазин. Скажи те, что вы будете покупать мячи. Вам нужно купить два мяча. Один — пластмассовый мяч — для того, чтобы сбивать им кегли (мяч катится по полу). Второй мяч — резиновый, его можно отбивать рукой от пола (мяч будет прыгать и скакать).

Предложите ребенку пойти в «магазин» (расставьте игрушки на диване или на полу, как на прилавке игрушечного магазина, который вы посещаете с ребенком). Прочтите рифмовку:

В магазин с тобой пошли,

Что же в нем увидели?

Мишек и хлопушки.

Когда подойдете к мячам, спросите ребенка «Сколько мячей в магазине?» (Много.) Предложите вспомнить, какие мячи нужно купить в магазине? (Один пластмассовый и одни резиновый.) Когда мячи будут «куплены», спросите у ребенка, сколько всего мячей вы купили? Если ребенок затрудняется назвать. количество, используйте прием приложения пальцев к предметам (приложите каждому мячу по одному пальцу, затем поднимите оба пальца вверх и скажите: «Два мяча»).

Игра на развитие мелкой моторики

«Мяч в ладошках я кручу»

Чему учится ребенок : производить круговые движениям ладошками, прокатывая мяч по ним; развивать кисти рук и координацию движений; выполнять движения в ритме, заданном рифмовкой; понимать содержание рифмовки.

Оснащение: мяч для большого тенниса.

Ход игры: покажите ребенку большой теннисный мяч. Скажите, что он лежал на подоконнике и очень замерз. Поднесите мяч к своему уху, как бы выслушивая то, что он решил вам сказать на ушко. Скажите ребенку, что мяч по просил его согреть. Спросите ребенка, какой вариант он может предложить. Выслушайте все предложения ребенка. Предложите свой вариант.

Прочтите рифмовку, прокатывая мяч между ладошками. Когда рифмовка закончится, опять поднесите мяч к своему уху.

Скажите, что мяч сказал, что он согрелся и ему стало тепло. Положите мяч на подоконник. Игру можно повторить, но согревать мяч в ладошках будет ребенок.

Лежит в моей ладошке.

Мяч в ладошках я кручу,

Я согреть его хочу.

Игра на развитие тактильных ощущений

«Строим башню»

Чему учится ребенок : распознавать качество предмета, соотнося действия с кубиком и его величиной — маленький брать двумя пальцами, средний — в ладонь, большой — двумя руками; обозначать величину словом (большой, средний, маленький).

Оснащение: кубики разных размеров — большие, средней величины, маленькие, которые можно взять только двумя пальцами — указательным и средним); три ракеты разной величины (большая, средняя, маленькая).

Ход игры: предложите ребенку построить ракету из кубиков во время чтения рифмовки:

На луну мы сегодня

Полететь с тобой должны.

Для полета нам раке

Очень-очень всем нужны.

Но ракета ведь не может

В космос полететь с Земли?

Башню строим и летим.

По Луне гулять хотим!

Успешное усвоение игр требует их повторности. На практике игра должна повторяться от 2 до 4 раз. Это необходимо для того, чтобы ребенок успешно овладел словом. Существует еще одна причина: часто очень похожие игры проводятся с разными игрушками. Разные варианты одной и той же игровой задачи подчеркивают условность игры, побуждают ребенка переносить игровые действия на новые предметы, в новые условия.

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Мне купили игрушку (Универсальные обучающие игрушки). – СПб. : Паритет, 2004.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 1996

Консультация «Как научить ребенка рисовать?» Шаманина Ирина Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ «Контакт» г. Н. Новгорода Как научить ребенка рисовать? Дошкольный.

Консультация «Как научить ребенка здороваться» Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. Смущение,неловкость,стыд,вина, которые испытывают родители.

Консультация для родителей и молодых сотрудников детского сада «Как играть в игры-головоломки» Головоломки - эти игры известны с незапамятных времен. Иногда их называют геометрическими конструкторами. Долгое время они служили для развлечения.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» (первая младшая группа) 2–3 года С какого возраста ребенок может различать и называть цвет Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту ребенок должен уметь.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Консультация для родителей «С игрушкой в детский сад» Может ли ребенок брать в детский сад свои игрушки? Прежде всего, это ваш выбор. Ребенок, поступая в детский сад, может брать с собой, так.

Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать» Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв.

Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться» 1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать» Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,.

Далеко не все дети умеют играть самостоятельно — мы все это прочувствовали, особенно после закрытия детских садов на карантин. Однако даже если ваш ребенок не может провести ни минуты без «Мам, смотри!», еще не все потеряно — самостоятельной игре можно обучить. Рассказываем, как это сделать.


Какие бывают самостоятельные игры?

Социолог и эксперт по исследованию роли игр в развитии детей Сандра Стоун выделяет три основных типа игры.

Функциональная игра. Это тип игры позволяет детям отточить физические навыки, которые пригодятся им в будущем и получить удовольствие. Когда дети бегают просто ради того, чтобы бегать, прыгают, скачут, выдувают пузыри или залезают на игровой комплекс — это функциональная игра.

Конструктивная игра. Такая игра заключается в решении задачи через определенный процесс. Например, когда ребенок строит дом из Лего или рисует картинку фломастерами.

Драматическая игра (или ролевая игра). Это как раз те игры, в которых дети становятся котиками, супергероями, продавцами, врачами, и много кем еще. Ролевые игры развивают фантазию и помогают усвоить социальные нормы.

Во все эти игры ребенок может играть с родителями, сиблингами или группой ровесников (например, в саду). А еще он может играть в них один. Именно это и отличает самостоятельную игру от других игр — это не отдельный вид игры, это просто любая игра, в которую ребенок может играть самостоятельно.

Чем так полезна самостоятельная игра?

Самостоятельная игра идет рука об руку со свободной игрой (почитать подробнее можно тут), в которой нет четкого сценария, и ребенок волен сам решать, как и с чем ему взаимодействовать в процессе игры.

Свободная игра может длиться дольше самостоятельной игры, поскольку игры «по сценарию» конечны (рисунок рано или поздно дорисуется, а дом из конструктора — соберется) и в какой-то момент потребуют родительского вмешательства.

Как научить детей играть самостоятельно?

Как и другие навыки, способность играть самостоятельно сильно зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста не могут долго концентрироваться на одном занятии, однако, по словам руководителя платформы раннего образования Дипаншу Пандиты, именно этот возраст играет значимую роль. Пандита рекомендует родителям начинать прививать детям навыки самостоятельной игры, начиная с 9-15 месяцев.

«В этом возрасте им нужна разнообразная среда, в которой есть много любопытного», — сказал он и порекомендовал родителям играть с детьми в игры, в которых они смогут на небольшое время пропадать из поля зрения ребенка, при этом сохраняя их уверенность в своем присутствии. Например, разговаривать с детьми из соседней комнаты.

К трем годам, по словам Пандиты, окно возможностей начинает закрываться. Но не все потеряно: родители могут предлагать ребенку в течение дня определенные занятия, которые требуют от них самостоятельности. Например, попрыгать на скакалке, полепить из соленого теста или собрать паззл.

Еще важный момент в процессе приучения к самостоятельным играм: это готовность родителей занять «пассажирское сидение» и предоставить ребенку возможность самостоятельно придумывать сюжеты и управлять процессом. Чем больше у ребенка свободы в игре с вами, тем проще ему будет привыкнуть играть самостоятельно, а не ждать ваших указаний.

Почему многие родители не дают детям возможность играть самостоятельно?

Несмотря на все преимущества самостоятельных игр (кто сейчас откажется от получаса свободного времени?), далеко не все родители готовы предоставлять своим детям полную свободу. Эксперты видят несколько причин.

Стоун называет еще одну причину: боязнь беспорядка, который устроят дети, брошенные со всеми игрушками на произвол судьбы. «Родителям важно помнить о другом полезном аспекте игры», — говорит она. — «Беспорядок всегда можно убрать вместе». Приучая детей к самостоятельной игре, вы можете заодно приучить их к самостоятельной (или почти самостоятельной) уборке, а это тоже дорогого стоит.

Наконец, далеко не все родители достаточно терпеливы, чтобы ждать, когда их ребенок научится и привыкнет играть самостоятельно — а этот процесс требует времени и проходит очень постепенно. «Некоторым детям нужна дополнительная поддержка, чтобы вовлечься в самостоятельную игру. Возможно, сперва родителям надо играть рядом с ними, а потом постепенно отдаляться», — советует Стоун.

Какие игрушки лучше подходят для самостоятельных игр?

Нередко для самостоятельных игр вообще не требуется никаких атрибутов, но если вы хотите иметь запас игрушек, вдохновляющих детей играть самостоятельно, то Пандита рекомендует игрушки, которые симулируют взрослую жизнь, например, игровые кухни и мастерские.

Стоун советует простые игрушки, которые подталкивают детей что-то создавать и придумывать самостоятельно: конструкторы, кубики, тесто для лепки. И, конечно же, детям пригодятся всевозможные расходные материалы вроде старых картонных коробок и рулонов от туалетной бумаги.

Коробки вообще идеально подходят как для конструктивной игры (например, из них можно построить замок или автомобиль), так и для ролевой (в которой на замок нападет дракон, а автомобиль отправится в путешествие).

Что в итоге получилось?

Не бойтесь пробовать приучать ребенка к самостоятельным играм с раннего возраста — так ему будет проще привыкнуть.

Создайте для него пространство, которое он сможет беспрепятственно исследовать и находить для себя много интересного.

Не стремитесь модерировать все занятия ребенка — предоставьте ему свободу выбора.

Запаситесь терпением и не ждите, что ребенок начнет играть сам после первой же попытки оставить его одного в комнате.

Преимущества самостоятельной игры столь велики (как для вас, так и для ребенка), что стоят того, чтобы не бросать попытки, даже если вам достался самый прилипчивый малыш на свете.

Бонусный пункт (от редакции): прежде чем приучать ребенка к самостоятельным играм убедитесь, что у вас все в порядке с привязанностью. Если совместные игры — это единственный способ для ребенка провести с вами немного времени, логично, что он не захочет от них отказываться, чтобы не терять с вами контакт.

Читайте также: