Родительское собрание роль игрушки в жизни ребенка

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект родительского собрания на тему: «Игры и игрушки в жизни ребенка»

Цель: Углубление знаний родителей о современных играх и игрушка для дошкольников, об их значении.

1. Замотивировать родителей на дальнейшую работу;

2. Выявить уровень грамотности в подборе игрушек для детей с помощью диагностики;

3. Дать представление о компьютерах, компьютерных играх, используемых для дошкольников.

Оборудование: презентация, брошюры, листы, ручки

Ход собрания:

Вводная часть:

- Здравствуйте, дорогие родители. Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Тема нашего собрания: «Игры и игрушки в жизни ребенка». И начать я бы хотела со слов Петра Федоровича Каптерева – советского педагога и психолога:

«Очень часто родители заботятся о том,

чтобы накупить детям как можно

больше игрушек, и притом сложных,

дорогих, всячески разукрашенных.

Они думают тем доставить больше

удовольствия детям и способствуют их

развитию. Но в этом они ошибаются.

Дети ценят игрушки не с точки зрения,

с которой ценят их взрослые. Детям в

игрушках дороги побуждения,

толчки к собственному творчеству и

гибкий материал для выражения их замыслов.»

- И правда, согласитесь, мы хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее, но забываем о том, что игра – ведущий вид деятельности у дошкольников, а игрушка является лучшим другом и помощником в становлении ребенка, как личности.

Диагностика:

- В преддверии нашего собрания, нами была разработана анкета, которую вы заполняли в предшествующие дни. Предлагаю вам ознакомиться с результатами данной анкеты.


Основная часть:

- В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"

- В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

- Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания - всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости.

- Современные игрушки очень разнообразные. Посмотрите на экран. Вспомните желания своих детей. Какую игрушку Ваш ребенок попросил бы у Вас? Купили бы вы ее? Почему?

- Предлагаем Вам разделиться на две команды, одна команда родители девочек, другая команда – родители мальчиков. Прошу вас занять места за столами.

- Давно известно, что развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. У каждого взрослого воспоминания о своей любимой в детстве игрушке сохраняются на всю жизнь.

- Первый вопрос будет заключаться в выборе игрушек. У вас на столах лежат листы и ручки. Предлагаю вам написать требования к игрушкам, которые вы считаете наиболее значимыми при их выборе для детей.

- Не мало важно четко понимать функции игрушки и ту роль, которую она играет для Вашего ребенка. Предлагаю Вам ознакомиться с функциями игрушек.

1. Познавательная.

Игрушка позволяет исследовать мир.

2. Креативная.

Игрушка способствует формированию творческих способностей.

3. Психотерапевтическая.

Игрушка позволяет выражать и проживать свои чувства.

4. Коммуникативная.

Общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира. Учит общению с другими людьми.

5. Становление образа Я.

Игрушка способствует осознанию своих возможностей. Расширение сферы автономности и компетентности ребёнка.

6. Релаксационная.

- Для того, чтобы игрушка выполняла перечисленные выше функции необходимо очень внимательно относиться к ее выбору.

- Теперь Вы можете приступить к выполнению задания. На выполнение задания у вас есть 5 минут.

- Итак, время подошло к концу, отложите ручки. Предоставляют слово команде «Родителей девочек».

- Настала очередь команды «Родителей мальчиков». Представьте свои требования.

- Спасибо за работу. Предлагаю вашему вниманию требования к игрушкам, выделенные педагогами и психологами дошкольного образования.

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. Чем больше игр можно придумать с игрушкой, тем интереснее она будет для ребенка.

- Как вы видите, Вы выделили основные требования к игрушкам, надеюсь, что Вы используете эти требования при выборе игрушек и покупаете своим детям исключительно правильные игрушки.

- Не смотря на многообразие игрушек, современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. Но насколько это правильно? Ваша команда будет «за» компьютер в жизни дошкольника, Ваша команда – «против». На работу вам 10 минут. Время пошло.

- Время закончилось. Предоставляем слово команде «родители мальчиков».

- Спасибо за ваш ответ. Предоставляем слово команде «родители девочек»

- Специалисты считают, что детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Как вы думаете, в какие игры детям нужно играть на компьютере?

- Помимо обычных компьютерных игр, в которые играют современные подростки и даже дети, компьютерные игры могут развивать. Представляем Вашему внимания список развивающих игр для дошкольников. Этот список будет представлен в брошюре, которую мы представим Вам в конце нашего собрания и которые вы видите на слайде.

- Но во время любого занятия необходим перерыв, особенно для глаз. Предлагаю Вам выполнить несколько упражнений для снятия напряжения в глазах.

Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Заключительная часть:

- Наше собрание подходит к концу и, подводя итоги, хочется закончить словами одного из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". Не стоит забывать о значении игр и игрушки в жизни ребенка. Вашему вниманию мы представляем брошюры, в которых вы найдете все то, о чем мы разговаривали на нашем собрании. Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня, вы будете использовать в повседневной жизни для наилучшего развития вашего ребенка.

- У вас на столах лежат стикеры – это листы для отзывов, прошу Вас оставить отзыв о сегодняшнем собрании и прикрепить к дереву пожеланий. Спасибо за внимание!

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

2. Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

3. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

4. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1),

приглашение (приложение 2),

памятки для родителей (приложение 3),

памятка по игре (приложение 4),

советы (приложение 5),

видео беседы с детьми,

оформление зала , музыкальное сопровождение.

оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Оборудование:

- столы расставлены в шахматном порядке;

- подборка дидактических игр, игрушек различной классификации;

- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

- ваза с вопросами;

-фишки разного цвета( красный, синий, желтый);

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения. ( на экране повестка дня, тема собрания)

1. Вступительная часть

Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

Возраст четырех-шести лет - активный период становления личности ребенка. Поэтому важно относиться к ребенку особенно бережно, чтобы не растоптать нежные ростки его индивидуальности. Основная деятельность в детском саду – это игра, не доиграют в детстве будут играть в школе, на уроках.

И так , сейчас мы узнаем насколько хорошо вы знаете своих детей.

Игра-задание: ( с использование карточек)

-Назовите игры, в которые вы играете с детьми.

- Как часто вы покупаете ребенку игрушки?

- В игре вы берете инициативу на себя?

- Ваш ребенок просит вас поиграть с ним?

- Что вы отвечаете ребенку, когда вы заняты, а он пригашает вас в игру?

-Если ребенок ломает игрушку ,вы наказываете его?

-Есть ли у ребенка любимая игрушка? Кто ее подарили ,чем она ему нравиться?

- Ваш ребенок ложится спать с игрушкой?

- Кто в семье чаще играет с ребенком? ( Воспитатель благодарит родителей за правдивые ответы на вопросы.)

Давайте сегодня поговорим об игре и игрушках. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда ребенок делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
Сказал великий педагог А. С. Макаренко
Я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
Рассказываю о своих играх в детстве
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

А сейчас я предлагаю вам послушать ответы ваших детей на ряд вопросов. ( на экране видео ответы)

- Часто ли тебе покупают игрушки?

- С кем ты играешь в игры?

- Тебя наказывают родители, если ты поломаешь игрушку?

- Кто больше с тобой играет, мама или папа?

- Какая у тебя самая любимая игра ( игрушка)

-Что ты делаешь с игрушками после игры?

- А можно ли прожить без игрушек? ( просмотр видео записи)

Ну, что ж теперь мы видим ,что хотят наши дети.

А теперь , давайте немного поговорим об игрушках и их пользе для детей, Ведь все мы знаем, что сейчас рынок изобилует количеством различных игрушек , но все они несут пользу. Расскажите , как вы подбираете игрушки для детей? ( ответы родителей) Обобщаю ответы родителей.

Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра ребенка. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить ребенка, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для ребенка может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение, они развивают творчество, фантазию, логику, практичность и т.д.

Выставка игрушек и рассказ воспитателя о пользе игр и игрушек

(парикмахерская, больница, кукла, машина, конструктор, мозаика, блоки , палочки Кюизенера, посуда).

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Таким образом, мы выяснили наш подход при выборе игр и игрушек для детей. А сейчас подведем итог того о чем мы сегодня говорили и что вы уяснили для себя. Проведем устный небольшой опрос ( игру проводит психолог)

Игры на кухне:

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)психолог

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

« Игры наших детей» ( просмотр презентации)

Ну, а сейчас я приглашаю наших деток к нам в зал. Они станцуют для вас танец « Игрушки» ( дети исполняют танец).

Прежде чем перейти к приятной части нашего собрания мне хотелось провести анонсирование темы следующей нашей встречи.

Внимание на экран ( на экране видео запись чтения стихотворения ребенком) « Когда я стану взрослой». Постарайтесь догадаться о теме нашего следующего собрания.

И хотелось бы нашу гостиную закрыть чаепитием. Наши родители постарались и приготовили выпечку, приглашаю всех к столу!

В заключение проводится анализ встречи с родителями: «С каким настроением вы уходите?» Выходя из зала, родители выбирают лицо человечка и кладут на поднос. После встречи в гостиной воспитателем делаются выводы о проведении встречи.

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Приглашение на собрание Приложение 2.

Приложение 3.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Приложение 5.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

· Говорить с ребёнком на его языке;

· Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

· Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

· Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

· Любить детей такими, какие они есть!









По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация родительского собрания на тему:"Значение игрушки в жизни ребенка".


План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля.


Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."

Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников.


Родительское собрание на тему «Роль игры в жизни ребенка» Группы №14 «Непоседы»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Формировать понятие родителей о возможности иг.

Родительское собрание на тему" Какими игрушками играет ваш ребенок"

Состав участников: родители, воспитатели.Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.Задачи.


Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в жизни ребенка".

Выступление на родительском собрании, по теме «Роль семьи в жизни ребенка», о приоритетной форме семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.


Родительское собрание в старшей группе «Игрушки в жизни ребенка»

Родительское собрание в старшей группе «Игрушки в жизни ребенка»Наталия Юрьевна КнязеваРодительское собрание в старшей группе «Игрушки в жизни ребенка»Цель: формирование у.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Медвежонок» г. Невинномысска». Подготовила и провела воспитатель Тапехина Е. Н.

«Игровой уголок в семье» (фото игровых уголков, рассказ об игровом уголке).

2. Анкета для родителей

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

1) Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?

2) Как часто Вы покупаете игрушки?

3) В какие игры Вы играете с ребенком дома?

4) Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?

5) Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?

6) Где и как хранятся игрушки?

1. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

2. Целесообразный подбор игрушек.

3. Ситуативная игра для родителей : «Поход в магазин игрушек».

Ход собрания

1. Изучая материалы ФГОС, мы пришли к выводу, что главная задача стандарта для дошкольного образования вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить потому, что играя, ребенок учится и познает мир.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, подлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

2. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, технические (транспортные, конструкторы и т. д., игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки-забавы : театральные, музыкальные.

Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка верное средство от безделья, приводящей к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка. Выбирайте ее обдумано для своего ребенка.

Создание игровой ситуации «Поход в магазин игрушек»

Задание: родителям предлагается сходить в импровизированный магазин и выбрать игрушку для своего ребенка

Под веселую музыку, родители выбирают игрушку для своего ребенка и садятся на места.

Затем на видеоэкране родители знакомятся с необходимыми требованиями при выборе игрушек и таким образом, они определяют для себя правильность своего выбора.

- Игрушка должна быть простой и доступной.

Иногда взрослые считают, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше, но подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша.

- Игрушка должна стимулировать активные действия ребенка.

«Полезность» — далеко не единственный критерий оценки игрового материала, в котором обычно пересекаются задачи взрослого и интересы ребенка. Но игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие.

- Соответствовать интересам самого ребенка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой.

- В игрушке должны быть заложены этика, эстетика, культура.

Ее цель — вызывать добрые, гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия, насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение ко всему живому.

- Выбирать игрушку, обязательно учитывать возрастные особенности ребенка.

- Пяти - шестилетним детям покупать наборы образных игрушек на интересные для них темы: Зоопарк, Город, железная дорога, Космос.

- Учитывать, что старшим дошкольникам и младшим школьникам интересны настолько печатные игры на развитие памяти, счета, определение количества.

- Помнить, что важным достоинством игрушки является ее связь с народными культурными традициями.

- И, конечно же, при выборе игрушки важно оценивать ее технические качества, прежде всего прочность и безопасность.

- При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Родители рассказывают о том, как они создают у себя дома игровое пространство для ребенка, обращаясь к фотоматериалам.

Выбор игрушки для ребенка — непростая задача для родителей. Вдумчиво и ответственно подходите к приобретению детских игрушек, старайтесь, чтобы они не только приносили малышу радость, но и способствовали его развитию, пробуждали интерес к познанию, раскрывали творческие способности ребенка.

Решение родительского собрания :

1) Принять к сведению информацию о выборе игрушек для ребенка.

2) Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3) Контролировать детей при выборе игрушек.

Список использованной литературы:

Воспитателю о работе с семьей //под ред. Н. Ф. Виноградовой, М., «Просвещение»,1989 г., стр. 107-108

Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома, СПб, «Паритет», 2001 г., стр. 123-127

Наумова Л. А. Познавательные праздники-досуги для дошкольников, М., «Мозаика-синтез», 2003 г., стр. 6-7, 9

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, М., «Просвещение»,1990 г., стр. 14, 21, 59,70, 100, 106, 127,131

«Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». Родительское собрание Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Цель: обсуждение мнения родителей, воспитателей на роль семьи в.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка» Консультация для родителей ранней группы "Роль игрушки в жизни ребенка" Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым,.

Родительское собрание «Игрушки в жизни детей» Родительское собрание в детском саду, Тема собрания: «Игрушки в жизни наших детей». Цель: Дать родителям знание о значении игрушки, её.

Родительское собрание «Круглый стол» в первой младшей группе «Роль игры в жизни ребенка» «Круглый стол» в 1 младшей группе Роль игры в жизни ребенка подготовила: воспитатель I кв. категории Корнилова Л. В. Цель: Привлечение.

Родительское собрание «Роль игры в жизни ребёнка» "]Роль игры в жизни ребёнка. "]. “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них.

Родительское собрание на тему «Роль книги в жизни ребёнка» Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития. Задачи собрания:.

Родительское собрание «Влияние игрушки на развитие ребенка. Какие игрушки нужны детям?» В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. В совместных играх с игрушками у дошкольников.

Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка» Родительское собрание " Роль отца в воспитании ребенка" МКДОУ д\с № 10 " Солнышко" Цель: Педагогическое просвещение родителей о роли отца.

Родительское собрание в младшей группе «По страницам волшебства. Роль сказки в жизни ребенка» Тема: «По страницам волшебства» (Роль сказки в жизни ребенка). Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Родительское собрание «значение игрушки в жизни ребенка» Задачи родительского собрания: • изучить влияние современных игрушек на развитие.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская СОШ»

воспитатель Плесовских Татьяна Анатольевна

Родительское собрание в младшей разновозрастной группе

Тема «Игрушка в жизни ребёнка»

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе влияние игрушек на психическое и личностное развитие ребенка.

· Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

· Формировать взаимоотношения родителей и с детьми в процессе игры.

· Дать понятие родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Содержание родительского собрания:

3.Тренинг общения с родителями «Связующая нить»

5.Виды игрушек. Путешествие по станциям:

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

В зависимости от возрастных этапов психологического развития ребёнка, в его игровой деятельности используются различные типы игрушек:

2.Результаты анкетирования.

По результатам анкетирования…..

3.Тренинг общения с родителями «Связующая нить»

Цель: сплощение коллектива родителей,положительное завершение тренинга,рефлексия.

Ход тренинга: воспитатель передает клубок ниток родителю,который рассказывает о любимой игрушке своего ребенка.Затем бросает клубок другому родителю,который наматывает нить на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение,всех участников связывает нить клубка.Это значит,каждый родитель активный участник педагогического процесса.

4.Игра-задание.

Родителям предлагается необычное задание: дайте самооценку вашим вечерам в кругу семьи. Если вы поступаете как сказано- ставите круг, если поступаете не всегда, как сказано- ставите квадрат. Если никогда так не поступаете –треугольник.

1.Каждый вечер уделяю время для игры с ребенком.

2.Рассказываю ребенку о своих играх в детстве.

3.Если сломалась игрушка, ремонтирую её вместе с ребенком.

4.Купив ребенку игрушку, объясняю ,как с ней играть, показываю разные варианты игры.

5.Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6.не наказываю ребенка игрушкой, т.е. не лишаю его времени на игры или игрушки.

7.Часто дарю ребенку игрушки.

Если у вас получилось больше кружков,значит игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен,любознателен,,любит играть с вами,ведь игра-это самое интерсное вмжизни ребенка.

5.Виды игрушек. Возрастные интересы детей к видам игрушек.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

1. Образные игрушки (сюжетные, сюжетно-образные).

Наиболее ясно в названных игрушках выделяется образ (прототип), то есть то, что она отражает и чем привлекает к себе ребенка: игрушка-кукла, игрушки-звери, домашние животные, игрушечные машины, посуда, мебель и т.д. В данной группе центральное место принадлежит кукле. С ней связаны разнообразные переживания детей. Во время игры они как бы одушевляют куклу, разговаривают с ней, доверяют свои тайны и радости, заботятся о ней.

Особая роль среди сюжетно-образных игрушек принадлежит изображающим персонажи сказок ("Репка", "Три медведя", "Семеро козлят" и др.). В игре с такими игрушками сказка «оживает». Они являются источником возникновения игры-драматизации.

2. Технические игрушки.

Обозначенная группа игрушек отражает средства передвижения (автомашины, корабли, самолеты), технику, используемую в труде (тракторы, самосвалы, подъемные краны), средства связи и информации (мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры), фотоаппараты. Широко распространены игрушки типа конструкторов, игрушки, создаваемые самими детьми из наборов деталей. Технические игрушки содействуют развитию любознательности, конструктивного мышления, творчества детей.

3. Игрушки-забавы.

Включают смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т.д. Игрушки-забавы интересны для самых маленьких сами по себе; почему бычок ходит, лягушка прыгает, музыкант играет.

4. Особый тип представляют спортивно-моторные игрушки.

Данные игрушки предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эта группа включает: волчки, бусинки, серсо, обручи, кольцебросы, кегли, каталки с веревочками, педальные автомобили, пинг-понг, баскетбол и др.

5. Музыкальные и озвученные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики и др. Эти игрушки имеют большее значение для развития детей.Они удовлетворяют интерес детей к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить мелодии песен, маршей.

6. Театральные игрушки.

7. Дидактические игрушки.

Их основное назначение - сенсорное и умственное развитие и обучение ребенка. К ним относятся: пирамиды, матрешки, грибы, вкладыши, мозаика, и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, парные картинки, кубики.

8. Игрушки-самоделки делаются самими детьми или родителями. Это спутники детства. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

9.Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

10.Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

11.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

Игрушка имеет огромный развивающий потенциал. Игра-прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Открывайте мир вместе с ребенком.

Игра «Соберем цветы»

Наклеить лепестки вокруг кружков: «Узнал новое» и «Было интересно».

Приложения к родительскому собранию

Приложение №1

Игра «Счастливый случай»

Гейм «Разминка»

Образные игрушки (сюжетные, сюжетно-образные).

Игра-«Отгадай загадку и найди отгадку»

1.Серый маленький зверюшка

Длинноухая игрушка. (Зайчик)

2.Что сложу из них — сломаю,

Потом снова начинаю. (Кубики)

3.Я хорошая игрушка —

Каждой девочке — подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (Кукла)

4.Скачет, катится, летает.

Бьют — в ворота попадает.

Но под горку от меня

Ускакал быстрей коня. (Мяч)

5.Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу. (Плюшевый медвежонок)

6.Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

7.Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет— любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)

8.Он совсем не хочет спать,

Положу — встает опять

И стоит, качается.

Как он называется? (Неваляшка)

9.Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан)

10.Кручусь-верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день. (Юла)

Гейм «Заморочки из мешочка»

Технические игрушки.

Игра «Назови транспорт»

Гейм «Ты мне, я тебе»

Игрушки-забавы.

Любимая игра моего ребенка – это …

Чаще всего мой ребенок играет …

Когда мой ребенок играет один …

Ребенок любит играть с отцом, когда …

Если ребенок просит поиграть с ним, то …

Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то …

Чтобы ребенок начал играть, надо …

Детская игрушка должна быть …

Причина нежелания детей играть в …

Игра для ребенка не игра, а …

Гейм «Битва капитанов»

спортивно-моторные игрушки

Гейм «Темная лошадка»

Музыкальные и озвученные игрушки

Игра «Узнай что звучит»

Гейм «Я начну, а вы закончите»

Театральные игрушки.

Гейм «Кто быстрее соберет»

Дидактические игрушки.

Гейм «Гонка за лидером»

Игрушки-самоделки

МК «Сделай игрушку из бросового материала»

Приложение №2

«Какую игрушку купить ребенку»

1.Соответствие игрушки интересам ребенка (игрушка-подружка):похожа на любимого сказочного героя, есть такая же у моего друга.

2. Возможность что-либо с ней делать- это главное достоинство игрушки(разбирать-собирать, передвигать, издавать звуки).

3.Разнообразие форм активности: чем игрушка более завершена,т ем меньше простора для творчества (мячик, кубик, пирамидки).

4. Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки ,которые сами подсказывают действия: матрешки, пирамидки).

5.Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств: насилие, жестокость, агрессия.

6. Игрушки должны выглядеть как можно ближе к "оригиналу" и быть достаточно прочными, экологически чистого материала.

7. Ребенку необходимо предоставить право выбора игрушки. Т.к.только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

по теме «Игрушка с ребенком в жизни вашей семьи»

В анкетировании приняли участие 12 человека.

1. Родители отмечают, что все 12 ребенка играют дома. Иначе и быть не может, ведь игра – основная деятельность дошкольников.

2. Любимую игру своего ребенка знает 11 мам, а в 1 анкете этот вопрос оставлен без ответа. Подмечена закономерность, чем старше дети, тем серьезнее игры. Если малыши играют в машины, куклы, посуду, то старшие – в компьютер,сюжетно-ролевые игры. Побеседовав с детьми младшей группы, мы поняли, что в основном родители и детей совпадают, а это значит, что родители интересуются этой проблемой, видят, как играют дети.

3. 75 % родителей пишут, что их детям нравятся конструкторы и настольно-печатные игры. Это очень хорошо, т.к. такие игрушки развивают мыслительную деятельность и мелкую моторику.

4. На вопрос «Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки?» ответили так: 8 чел. – 66.6 % - руководствуются желанием расширить кругозор, это очень хорошо; и 33.4 % - только просьбой ребенка и полом ребенка.

5. В 12 семьях – 100% опрошенных – игрушки хранятся в специальном уголке или месте. А советы, как научить ребенка убирать игрушки вы получите сегодня.

6. 11 человек ответили, что они играют с ребенком дома, в 1 анкете вопрос остался без ответа.

7. Многие родители занимаются изготовлением игрушек-самоделок (7 человек – 58.3 %), не занимаются 5 человек – 41.7 %.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обсудить с родителями проблему значения игры в современной игрушки на психическое развитие дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание " Игра и игрушка в жизни ребенка".»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Юшинский детский сад

Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Выполнила:воспитатель Мурзова Л.Л

Тема: «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Задачи:– обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника;

– показать возможность игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка;

– показать достоинства и недостатки современных игрушек;

– стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Форма проведения: консультация родителей с элементами игрового тренинга.

Подготовительная работа: оформление зала.

Элементы оформления зала: плакат с лозунгом “Давайте продлим своим детям счастливый миг детства”, вопросы для обсуждения: 1. Какую роль играет игра и игрушка в жизни ребенка? 2. Насколько она важна для интеллектуального и эмоционального становления ребенка? 3. Может ли игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками? (Вопросы написаны на плакате).

Ход собрания

I. Вступительное слово воспитателя.

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

(Вопросы написаны на плакате).

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т. д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Вопросы родителям.

1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т. д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность - наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.

Вопросы родителям.

1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

В игре ребёнок обучается:

Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.

Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Осознать своё реальное место среди других людей.

Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

II. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они сохранили для нас свою прелесть, они пахнут нашим детством, неповторимой радостью знакомства с миром. Во многих семьях игрушки родителей стали игрушками детей. Родители рассказывают своим детям истории появления своих игрушек в их жизни, делятся воспоминаниями о детских играх и забавах.

Вступление родителей по теме собрания.

По очереди все родители высказывают свое мнение, делятся друг с другом опытом по формированию культуры игры ребенка с игрушками и передают мяч по кругу.

– Спасибо за обсуждение. В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игрушка для ребенка, с одной стороны, – это средство самовыражения, с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Естественно, что у каждой возрастной категории детей свои игрушки.

III. Выступление на тему “Роль игрушки в жизни ребенка 2-4 лет”.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

2. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

3. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе.

5. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

6. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

7. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

9. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Вопрос к родителям.

Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Воспитатель.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Игрушка должна отвечать нескольким требованиям: быть эстетичной и обязательно должна соответствовать возрасту вашего ребенка, вызывать желание общаться с ней. Процесс игры должен вызывать положительные эмоции у ребенка. Всегда надо обращать внимание, из какого материала сделана игрушка, на качество изготовления. Никогда не забывайте, что игрушка должна быть не только красивой, яркой и привлекательной, но в первую очередь безопасной. Игрушки для самых маленьких детей не должны иметь мелких деталей, острых граней. Ведь маленький следопыт первое что сделает, взяв игрушку в руки, потянет её в рот - об этом важно помнить всегда.

Во второй-третий годы жизни взрослый становится образцом предметных действий - необходимы игрушки предлагающие действие (лопатки, грабельки, кукольная утварь). Ребенок начинает усваивать назначение предметов, игрушечное отображение реальной жизни поможет ребенку освоиться в коллективе.

Помимо готовых игрушек с 2-3 лет в обиходе ребенка появляются коробочки, лоскуточки ткани, палочки – хлам с точки зрения взрослых, однако для ребенка это очень важные вещи, которые являются материалом для творчества и развития фантазии.

В доме, должно быть выделено место для игр и хранения игрушек. Ребенок должен знать, где лежит каждая игрушка. Иногда нужно проверять, всеми ли игрушками играет ребенок, если некоторые давно не участвуют в игре, тогда их нужно спрятать на время. Уборку в своем уголке ребенока необходимо приучать делать самому. И самое важное - играть ребенка необходимо учить. И роль учителей лежит на вас, родители!

Подведение итогов.

Воспитатель:

– Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).

– Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.

– Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.

– Если вы полагаете, что игрушка - это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

– Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.

– Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

– Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.

– Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.

Читайте также: