Роль игрушки в жизни ребенка дошкольного возраста

Обновлено: 16.05.2024

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей действительности. Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. Игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.
Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для ребенка нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных,посуда); технические (транспортные, конструкторы); игрушки - «орудия труда» (молоток, отвертка); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Из опыта могу сказать: сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.
Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для развития детской игры, следует обратить внимание на их подбор. В своей работе обращаю внимание на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна соотноситься с ее педагогической ценностью и безопасностью для здоровья ребенка.
Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на ребенка: на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. В соответствии с тем, развитию таких функций ребенка способствуют игрушки, с их педагогическим назначением. Рассматривая игрушку, играя с ней, у детей развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.
Игрушка всегда была спутником человека. Ее любят все: и дети и взрослые. Для детей она забава, взрослым она доставляет радость, перенося в мир детства. Любая игрушка является результатом не только труда, но и творчества.
Игрушки – одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. При нынешнем изобилии и многообразии кукол, мягких игрушек, а также насаждаемых западной культурой роботов, наиболее тепло и трогательно выглядит игрушки выполненные своими руками.
Выбранная мной тема очень актуальна, важна и интересна для работы с детьми в дошкольном учреждении.

Значение игрушек в развитии ребенка.

Игрушка – это спутник малыша с самого его рождения. Конструктор, пирамидка, каталки и плюшевые мишки – любимая игрушка малыша приносит в его жизнь новые впечатления, делает ее радостней и интересней. Какое же влияние на ребенка оказывают игрушки, и как могут помочь родителям в воспитании и развитии детей.

Игрушки для развития детей : формирование психики.

Во время игровой деятельности происходит несколько важных механизмов в психики:

• Чувства и эмоции;

• Восприятие и ощущение.

История развития начинается с погремушки. Она издает звуки, мелькает перед глазами, чем именно и привлекает малыша. Рассматривая самую первую в своей жизни интересную вещь, малыш начинает учиться концентрировать свое внимание, у него возникает желание потрясти взять в руки, потрогать. Это начинает стимулировать малыша работать ручками, узнавать предмет, поворачиваться на звук и улыбаться при его приближении

Конструктор, пирамидка, с их помощью малыш учиться распознавать формы, цвета, размер. Это хорошие тренажеры для развития мелкой моторики, воображения и мышления. Так же они очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: мебель, кукольная посуда, врачебные принадлежности. Ребенок начинает запоминать название каждого предмета, и учиться с ними обращаться.

Для эмоционального развития детям нужно иметь в качестве друга мягкую игрушку или куклу. В глазах ребенка она становиться живой, ее нужно уложить спать, накормить, вылечить. И так в процессе игры у дошкольника проявляются первые признаки эмпатии: любовь, забота, в это время он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в нравственном, так и эмоциональном плане.

Большое влияние на развитие воображения и мышления оказывают функциональные игрушки. Обратите внимание, как годовалый малыш долгое время возится с баночкой, выключателем или замком. Таких вещиц может быть огромное количество, для удобства их закрепляют на одной доске – бизиборде. Он вызывает интерес к неизведанному, и побуждает к размышлению. Взрослые же должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой лучше определиться, какую пользу игрушка принесет малышу. Ведь на самом деле среди разнообразия очень приобрести вещь, которая за место помощи и развития может привести к моральной дезориентации и разрушению психики. К примеру, куклы с искаженными лицами, страшные киборги, уродливые монстры с ярко прорисованными бородавками и шрамами, плюшевые фекалии, куклы – трупы.

Помимо психического развития, обязательно позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случает так же, игрушки станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму.

Наверное цель всех мам, а в особенности пап - вырастить своих малышей ловкими, сильными и крепкими. Крошечные гантели, скакалки и хула – хуп - все это вам обязательно пригодится. На самом деле физическое развитие начинается намного раньше, когда малыш старается перевернуться на животик, поползти, сесть или старается сделать первый шаг. Его движения неточны и хаотичны, чувство равновесия еще дремлет, координация нарушена. Для того что бы ваш малыш развивался в физическом плане, вам помогут:

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от всего процесса ходьбы, что позволяет вам добиться автоматизма в этом деле, и развить координацию движения.

Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день, вы сможете помочь ему освоить простейшие движения и тогда вы не успеете оглянуться, как малыш станет прыгать, бегать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Для того что бы малыш развивался гармонично, желательно чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи советуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек.

Обучающие игрушки самую ключевую роль в раннем развитии ребенка. С их помощью ребенок сможет легко освоить буквы, счет научиться разбираться во временах года, начнет определять время на часах и возможно воспроизводить первые музыкальные ноты. Для этого вам нужно:

Детские музыкальные инструменты.

Используя пособия и придумывая интересные сюжеты, ребенка легко научить важным вещам и подготовить его к школе. При этом не стоит забывать о том что, игрушка – это отличный инструмент для воспитания малыша.

Какое значение имеют игрушки в воспитании ребенка.

Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.

С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда папа или мама просят свое дитя угомониться, другое – когда к всему процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравиться», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к более послушной девочке и заберет с собой любимого зайку, может стать очень весомым аргументом. Таким образом в воспитании нужно применять оценку поведения и конечно его регулирование через игрушки, чтобы сформировать:

Бережливость, организованность, аккуратность;

Умение побороть капризы и страхи;

Эмпатию, доброжелательность, сопереживание;

Первоначальное представление о зле и добре.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают вырастить ребенка и сформировать личность.

Выбор игрушек в зависимости от возраста.

В развитии способностей малыша большую роль играют конечно погремушки, черно – белые картинки, размещенные на бортиках кроватки, подвески. Но при покупке игрушек нужно учитывать, стремительный рост и взросление ребенка.

o В три месяца малыш не просто лежит в кроватке, он учиться переворачиваться, хватает различные предметы и конечно же пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек нужно учитывать обязательно возрастные особенности малыша. Для малышей в 3 месяца подойду: развивающий коврик, музыкальная карусель (мобиль, звуковые браслеты, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками.

o В 9 месяцев и до года когда малыш уже уверенно ползает, сидит и даже ходит, приходит время более сложных развивающих игрушек. Это могут быть различные конструкторы – каталки, сортеры, крупные пазлы. В этом возрасте рекомендуется стараться приобщать малыша к рисованию, пальчиковыми красками, а так же игре на музыкальных инструментах. Но конечно основное внимание желательно уделить развитию опорно – двигательной системе, стараясь предлагать ему каталки, прыгунки, лошадки – качалки.

o В 2-3 года ребенок начинает понимать предназначение окружающих предметов, так что скорее всего ему наверняка понравиться набор мебели, чемоданчик с врачебными инструментами, кукольная посуда.

o В 5 лет – это уже личность со своими предпочтениями и интересами. Теперь ему доступны многие виды игрушек, с которыми он сможет разыгрывать различные сюжеты. В этом возрасте девочки предпочитают играть - с куклами и их принадлежностями, ну а мальчики - с машинками и солдатами. Однако есть настольные игры которые будут интересны для обоих полов: домино, пазлы, лото.

Советы и рекомендации.

Часто перед родителями встает вопрос, как же выбрать игрушку для своего малыша, чтобы она понравилась и в тоже время увлекла, и оказалась полезной? Тут приходят на помощь советы детских психологов.

Старайтесь приобретать игрушки, соответствующие уровню развития и возрасту малыша.

Чем младше ребенок, тем крупнее должна быть игрушка или детали конструктора.

Временами убирайте разные предметы из зоны видимости. По прошествии какого – то времени они будут восприниматься как новые.

Предлагайте ребенку игровые пособия разной направленности. У каждого малыша должны быть скакалки, мячи, прыгалки, так же и игрушки, требующие внимания и сосредоточенности: конструктор, пазлы, мозаика.

Помогите малышу организовать игру. Подскажите, а лучше поучаствуйте в строительстве дома, или побудьте клиентом в детской парикмахерской, а может быть даже больным на приеме у доктора.

Игрушек не должно быть много. Из большого разнообразия ребенку сложно выбирать, в результате чего он перестает их замечать.

Обращайте свое внимание, какие пособия вызывают больший интерес у ребенка. Еще в раннем детстве возможно выявить таланты или даже наклонности будущих стилистов, скульпторов или художников.

Игра помогает детям получать навыки и развивать способности, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни малыша очень велико, но важнее для него любовь близких, внимание и забота. Только находясь рядом с ребенком, обучая и направляя, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека, личность с большой буквы.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Что такое игрушка?

Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

1. привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

2. доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

4. Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она:

• Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

• Вызывает страх или тревогу;

• Имеет грубый натурализм;

• Унижает человеческое достоинство;

• Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

• Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

• Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

• Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка : физических, духовных, нравственных и т. д.);

• Выполнена из экологически чистых материалов;

Правила выбора игрушки

• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;

• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;

• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.

• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;

• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;

• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.

Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребенка» Родителям нужно помнить : «Игрушки нужно выбирать, а не собирать».Попробуем разобраться и определить главные критерии нужных игрушек для.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни малыша» У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая.

Консультация для родителей «Роль игры и игрушки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль игры и игрушки в жизни ребенка» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно.

Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка»

Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка» Нам всем известно, что дети с раннего детства любят танцевать, но когда дети приходят в детский сад, некоторые родители высказывают мнение,.

Консультация «Роль домашних животных в жизни ребенка» В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.

Консультация «Роль игрушки в психическом развитии ребенка» Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребёнка» «Роль игрушка в жизни ребёнка» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить.

Консультация «Роль игрушки в жизни ребёнка» Игрушки сопровождают детей с первых дней жизни и обычно рассматриваются как средства для забавы и развлечения. Однако не нужно забывать,.

Консультация «Роль семьи в жизни ребенка» Роль семьи в жизни ребенка. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых.

Консультация «Роль сказки в жизни ребенка» Роль сказки в жизни ребенка Дошкольный возраст, это время, когда ребенок познает окружающий мир через сказку. Она входит в жизнь каждого.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, учат познавать себя, общаться, исследовать окружающий мир.

Ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает осмысливать представления ребёнка об окружающем мире. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка поможет преодолеть ребёнку страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а со своей игрушкой. Игрушки могут быть разнообразными. Они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. Относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

• технические (конструкторы, транспортные,

• сюжетные (посуда, куклы, фигурки животных,

• игрушки-орудия труда (молоток, щётка для подметания, лопатка, грабли, отвёртка,

• игрушки-забавы (театральные, музыкальные).

Функции предметов ребенок усваивает к 3-м годам. Именно игра поможет усвоить, что кушать нужно с тарелки, а сидеть на стуле. Следовательно, количество детских игрушек нужно увеличивать, добавляя предметы посуды и мебели. Их размеры должны приближаться к детским, а вес быть более лёгким. В этом возрасте ребёнок копирует быт взрослых. Миниатюрное отображение действительности даст возможность ребёнку беспрепятственно освоиться в обществе ровесников и реализовать свои способности. К 3-м годам игрушки малыша увеличиваются в размерах: значительной величины машины, куклы и т. д. В ассортимент игрушек включаются конструкторы, различные виды пирамидок. Данные игрушки комментируют ребёнку действия с ними. Предположим, пирамидка, имеющая конусообразный стержень, не допустит, чтобы ребёнок беспорядочно надел на него колечки. Малышу необходимо понять принцип устройства пирамидки. Аналогично устроены знаменитые матрёшки. Даже если одну из них разместить неверно, остальные не будут дружными сёстрами. Помимо указанных игрушек, в уклад жизни ребенка нужно включать соответствующие возрасту настольные печатные игры.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Она способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предметовиз которых они сделаны,учиться мыслить. Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными. Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т. д. Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка — непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь правилами выбора игрушки:

• она радует вас и вашего малыша, вызывает положительные эмоции.

• игрушка не утомляет и не перегружает.

• игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.

• игрушка вызывает интерес,обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней.

• игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно- исследовательской деятельности.

• игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

Игрушка вредна, если она:

• провоцирует на агрессию и жестокость;

• вызывает страх или тревогу;

• имеет грубый натурализм;

• уничтожает человеческое достоинство;

• вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребёнка.

Игрушка полезна, если она:

• соответствует возрастным возможностям ребёнка;

• полифункциональна (представляет возможность для развития способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т. д.);

• выполнена из экологически чистых материалов;

Выбирайте игрушку обдуманно для своего ребёнка.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль животных в жизни ребёнка» Часть 1 Современное воспитание ориентирует детей в основном на освоение мира техники. В результате ребёнок чувствует себя частью технократической.

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Читайте также: