Русская народная игрушка конь

Обновлено: 17.05.2024

Цель: слепить из пластилина, по образцу-показу воспитателя с опорой на схему-план, народную игрушку –коня.

Задачи:

1. Образовательные:

- формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю возникновения русской народной игрушки.

- пополнять знания о народных промыслах.

- продолжать обучать выполнять работу по схеме-плану и образцу-показу.

2. Развивающие:

-способствовать развитию внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, мелкой моторики, наблюдательности.

4. Воспитательные:

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев и уважение к работам народных мастеров;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, усидчивости, аккуратности, .

Интеграция образовательных областей:

1 Социально –коммуникативное развитие

2 Познавательное развитие

3 Речевое развитие

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций народных игрушек.

- Знакомство с матрёшкой и с секретом, который она таит в себе.

Оборудование: иллюстрации с изображением народных игрушек, тряпичные куклы, игрушки-свистульки из глины и дерева, пластилин, дощечки, стеки, ёмкость с водой.

Ход образовательной деятельности

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди (показ иллюстрации).

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней. Затем наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь. (показ иллюстрации) Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол (демонстрация тряпичных кукол). Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

Были и куклы -"пеленашки". Кукла такая легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной

местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Рассматривание игрушек-свистулек изготовленных из глины и дерева.


Практическая работа.

- Сегодня мы будем лепить народную игрушку – коня из пластилина.

- Дети, давайте представим себя народными умельцами.

Демонстрация образца и определение деталей составляющих поделку.

- Фигурку коня лепят по частям. Разделим кусок пластилина на две части:

1 большая, вторая – поменьше.

2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы по обоим сторонам, раздвинуть их слегка и пальцами придать форму передних и задних ног животного.

4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Прикрепляем деталь шеи с головой к туловищу и тщательно заглаживаем место соединения.

5. Ушки делаем приёмом прищипывания.

6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. Заглаживаем поверхность игрушки смоченными в воде руками.

Попутно рассматривается схема и демонстрируется показом поэтапного изготовления.

Далее дети работают самостоятельно. При необходимости педагог осуществляет индивидуальную помощь.

Анализ детских работ:

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой.

В конце проводятся выставка детских работ и обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в средней группе «Съедобное королевство» Задачи: -Воспитывать у детей добрые чувства к персонажам, желание в любой момент придти на помощь; -Развивать осязание (учит на ощупь определять.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству (лепке) «Кувшинчик» Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству (лепке) Тема: «Кувшинчик» старший возраст составлен на основе основной.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству на тему «Лесные жители»

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству на тему «Лесные жители» Вид детской деятельности: игровая, продуктивная деятельность (рисование). Интеграция образовательных областей: художественное творчество,.

Конспект образовательной деятельности по ручному художественному творчеству с детьми старшей группы «Мебель для мышки» «Мебель для мышки». Коррекционные цели: Закреплять умение создавать несложную поделку из бросового материала. Развивать мелкую моторику.

Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Солдат на посту» по художественному творчеству Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5-6 лет Тема:.

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Народная игрушка — конек» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Народная игрушка - конек». Интеграция образовательных областей:.

Конспект продуктивной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Снежные деревья»

Конспект продуктивной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Снежные деревья» Цели: 1) расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; продолжать формировать познавательный интерес к зимней природе;.

Конспект образовательной деятельности «Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Конспект образовательной деятельности Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Задачи: 1. Учить воспринимать содержание сказки, интонационно.

IКонспект НОД по художественному творчеству в первой младшей группе «Ёлочная игрушка»

IКонспект НОД по художественному творчеству в первой младшей группе «Ёлочная игрушка» IКонспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в первой младшей группе Тема: «Ёлочная игрушка» Задачи:.

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «В сказочной стране» I. Программное содержание: 1) Образовательные: уточнить и обогатить знания детей русских народных сказок; продолжать.

Огромный интерес представляют детские деревянные игрушки — коньки. Эти произведения народных мастеров в XIX веке получили широкое распространение во многих северных губерниях и в Поволжье, несмотря на крайнюю условность приемов резьбы, форм и росписи.

Исходным сырьем для изготовления игрушек часто служили отходы от производства крупных плотницких изделий в виде квадратных и прямоугольных брусков древесины , обрезков тёса, округлых балясин и так далее.

Плотницкие игрушки русского Севера.

Плотницкие игрушки русского Севера.

Конь, один из самых любимых образов народного искусства, в древности являлся предметом почитания как воплощение солнца. Такие коники, как и обобщенные фигуры женщин, вырубленные из одного куска дерева ( так называемые » панки»), украшались скромными надрезами — контурным глазковым орнаментом. Иногда их раскрашивали в красный или зеленый цвет. Бытовали такие игрушки главным образом в Архангельской области.

Конёк. Игрушка, Начало XXвека. Архангельская область ( дерево, резьба)

Конёк. Игрушка, Начало XXвека. Архангельская область ( дерево, резьба)

По своим изобразительным средствам и технологии исполнения этот тип игрушек необычайно архаичен. В новгородских раскопках найдено большое количество коней, подобных палащельскому. Самый ранний из них датируется X веком. Это свидетельствует о том, что детские игрушки зачастую выполняли не только игровую функцию.

Конёк-поползуха ( некрашеный). Село Великовисочное, Печора. Конец XIX века.

Конёк-поползуха ( некрашеный). Село Великовисочное, Печора. Конец XIX века.

Небольшие, но монументальные фигурки предназначены были не только развлекать маленького человека, но и оберегать его от опасностей, от воздействия злых сил. Суровой мощью веет от этих массивных коней, вырубленных несколькими ударами топора и слегка тронутых ножом. Благодаря своей предельной обобщенности они необыкновенно выразительны.

Конь с санями — каталка

Конь — древнейшая традиционная игрушка. Кони-каталки и качалки, кони-салазки, резвые коньки-скакуны на палочках, конечки » русские» в яблоках, » уборные» с седелкой, кони возовые, ездовые, беговые, карусельные и цирковые лошадки, быстрые тройки, лихие всадники, эскадроны на раздвижных планках, кони » с голосом»…

Самые разные по материалам и технике исполнения, по конструкции и способам украшения игрушки делали изобретательные народные мастера. Конек был неизменным спутником детства каждого деревенского мальчика.

Один из них — это конь-каталка. Не одно поколение ребятишек выросло, играя с ним. Поверхность игрушки до блеска отполирована руками маленького владельца. Старые колеса сносились и уже давно обновлены, на туловище многочисленные ссадины, царапины — живые следу ушедших в прошлое детских игр и развлечений.

Прочная, добротная игрушка выполнена тульским мастером красиво, художественно. В мощном зигзагообразном движении изогнуть туловище и грудь коня, круглая спина переходит в гибкую шею с маленькой головкой.

Конь и повозка вырублены из цельного бревна. Соединяющая их перемычка сделана в виде толстого круглого объема, напоминающего шею какого-то существа, а сани выдолблены внутри подобно корыту.

Цельная массивная форма игрушки, свободная от второстепенных деталей, подчинена плавному, скользящему и в то же время сильному энергичному движению. Ради этого впечатления колеса игрушки скрыты внутри, чтобы не разрушить выразительный силуэт конька.

Конёк-каталка

Существует еще огромное количество разновидностей коньков-каталок. Народные мастера в каждом регионе выполняли их по-своему. Здесь мы видим коня-каталку из деревни Теряево Вологодской области с массивными, крепкими колесами.

Конь-каталка. Кирилловский район, деревня Теряево, близ Ферапонтова, Вологодская область. 1920-е годы

Конь-каталка. Кирилловский район, деревня Теряево, близ Ферапонтова, Вологодская область. 1920-е годы

А в Великом Устюге кони-каталки были стройными, на высоких тонких ножках. Окрашенные в черный цвет, покрытые лаком и аккуратно расписанные игрушки пользовались огромным спросом у покупателей.

Конь. Великий Устюг. Начало XX века.

Конь. Великий Устюг. Начало XX века.

Коньков, окрашенных в яркий оранжево-огненный цвет, любили делать мастера русского Севера. Фигурка вырублена из одной толстой плашки-доски с узловатыми сучьями, должно быть, оставшейся от плотницких работ.

Форма четко обрисована твердыми гранями, силуэт выразителен, очертания динамичны. Мощная вертикаль шеи изгибается, завершаясь небольшой головкой с направленными вверх ушками, и сама морда — устремленный вперед треугольный по объему силуэт.

В нижней части туловища прорезаны отверстия, в которых свободно вращаются оси. Колеса же, плотно посаженные на ось, вращаются вместе с ней. Колеса имеют неровный обод, и потому при движении игрушки возникает эффект езды по ухабистой дороге вместе с воображаемой телегой: о ней напоминают и колеса, и обозначенные на них росписью спицы. При движении пересекающиеся черточки спиц кружатся вместе с колесом, а фигурка коня качается и подскакивает.

Активную роль играет пылающий красный цвет. Только такой звучный локальный цвет и может соответствовать условной рубленой форме игрушки.

Можно вообразить, как великолепно вписывался огненный конек в незатейливый интерьер крестьянского жилища с бревенчатыми стенами и массивными лавками, широкими половицами дощатого пола, устланными ткаными половиками… И среди его продуманного, красивого и удобного убранства, будто солнечный зайчик, светился и горел красный конёк-игрушка.

Игрушка — конёк : 1 комментарий

Ах, какие замечательные узоры у вас получились! Какая красивая выставка народной игрушки. Когда лошадки подсохнут, можно будет с ними играть. Вот так делали игрушки раньше!

Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коней, а следовательно, этот образ был важен древним славянам.

В Верхнем Поволжье, в Междуречье, Прикамье и других областях, конь занимал ведущее место в стаде домашнего скота.

По мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.

Утром Солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями. Вечером Солнце продолжает свой путь под землей, по воде.

Нередко конь предстаёт в народных легендах охранителем, или показателем кладов. Он, то в виде «паршивого жеребёнка» покажется, которого гонят, а зря: он на клад укажет. То конём ретивым от клада отгоняет.

В Костромской области и сейчас можно увидеть на крышах деревенских домов в Солигаличском, Галичском, Буйском районах деревянные коньки, венчающие передние концы верхних слёг.

В мифологии финно-угров конь — это священное животное Солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.

Конь в русских ремёслах

В разных видах народного искусства, будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или роспись — можно найти образ коня или лошадки.

Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся этот образ в сочетании с женской фигурой или птицей.

В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров.

В дымке коник так же очень любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.

В росписях северных народов можно встретить образ коня на прялках, коробах, туесах. Нередко коня сопровождает утица. Бравые всадники восседают на конях часто красного, оранжевого цвета.

В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской, нижегородской, городецкой. Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и маленькие. На колёсиках и качалки.

В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.

Часто можно встретить старинные ковши и чаши в виде коня. Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов.

День коня

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

«Ой, дак в народе — те праздник — от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост — от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было, миленькая, вот эдак паря»

Полкан

Образ «дядьки с туловом бородатого человека, на том месте, где у коня шея и голова, с туловищем и ногами коня. Эдакий «кентавр по-русски». Он связан с солнечным культом.

Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.

Обычно полкан был « стар матёр человек» и редко изображался молодцем.

Фольклор

Много в народе поговорок, песен, сказок, поверий, связанных с конём.

В сказках конь чаще всего — верный и преданный друг. Его наделяют волшебными качествами. Конь-вихрь, Крылатый конь, Конь-огонь, Вещая каурка, которые могут поднять под облака и подсказать путнику как поступить.

В песнях кони так же наделяются вещими качествами. Они — символ верности, надёжности.

Мастер-класс народной игрушки «Лошадка на палочке»

Данный мастер-класс предназначен педагогам, родителям детей разных возрастов, творческим людям.

Цель: изготовление народной игрушки своими руками.

Задачи:обучить изготовлению народной игрушки своими руками, развивать познавательный интерес, моторику рук, воспитывать любовь к русской культуре, формировать эстетический вкус.

Назначение: игрушка для игр, пополнение уголка народного творчества, оформление выставки, конкурсная работа.

Требуемые материалы для работы: палочка от дерева (можно заменить деревянными шпажками, для основы- ветошь или синтепон, кусочки ткани (примерно 30 на 20 см, но всё зависит от размера игрушки, пряжа, бечёвка.

Для начала я бы рекомендовала сделать гриву для лошадки. Для этого берём пряжу (цвет по желанию, можно оставить в оном цвете либо же скомбинировать несколько цветов) отмеряем сантиметров 20-30, делаем нужную густоту и откладываем для дальнейшего использования.


Делаем основу нашей лошадки. Из ветоши скатываем столбик. Перегибаем пополам и одеваем на палочку. На вверху оставляем сантиметра три на голову лошадки.



Остальную часть перематываем бечёвкой, чтобы не рассыпалась.


Затем обматываем бечёвкой и голову лошадки вот таким образом.


Теперь одеваем лошадку понравившимся кусочком материала.


Формируем морду лошадки с помощью бечёвки. Делаем нос, переходя на формирование морды уже подкладываем гриву и закрепляем с помощью бечёвки.



Закрепляем до середины палочки.



По желанию можно добавить фартук лошадке-девочке.




А если осовременить игрушку, то можно сделать из неё единорога. Рог можно сделать из проволоки. А фартук из атласных лент.


Видео с мастер-классом.

Фотоотчет о мастер-классе по изготовлению народной игрушки «Зайчик на пальчик»

Фотоотчет о мастер-классе по изготовлению народной игрушки «Зайчик на пальчик» «На горе стояли зайцы» фотоотчет о мастер-классе по изготовлению народной игрушки «зайчик на пальчик» Сегодня день зайчика на МААМ и мы.

Изготовление атрибута «Лошадка на палочке» своими руками

Изготовление атрибута «Лошадка на палочке» своими руками К утреннику, посвященному Международному женскому дню, для танца необходимо найти несколько лошадок на палочке. Парочку попросила сделать.

Мастер класс ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM по объёмному моделированию из бумаги «Лошадка»

Мастер класс ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM по объёмному моделированию из бумаги «Лошадка» Мастер класс ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM объемное моделирование из бумаги «Лошадка» Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна,воспитатель,.

Мастер-класс «Лошадка». Экологически чистые игрушки из бросового материала

Мастер-класс «Лошадка». Экологически чистые игрушки из бросового материала Мастер-класс «Лошадка». Экологически чистые игрушки из бросового материала Добрый вечер, дорогие друзья и гости моей странички! Наверняка,.

Мастер-класс по изготовлению ленточек на палочке для танца

Мастер-класс по изготовлению ленточек на палочке для танца Мастер-класс по изготовлению ленточек на палочке для танца Существует много различных способов по изготовлению ленточек на палочках для.

Фотоотчет «Мастер-класс по изготовлению игрушки «Лошадка на палке» с родителями и детьми группы раннего развития»

Фотоотчет «Мастер-класс по изготовлению игрушки «Лошадка на палке» с родителями и детьми группы раннего развития» Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц. Нам кажется, что лошадки на палке существовали всегда.

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Мастер – класс по модельному конструированию выполнен с использованием нетрадиционных материалов – нитей пряжи для вязания. Материал.

Мастер-класс «Сердечко на палочке в подарок»

Мастер-класс «Сердечко на палочке в подарок» Сердечки сделаны с любовью и нежностью детками 2-ой младшей группы своим любимым родителям! Материалы: картон гофрированный картон,.

Занятие «Игрушки с шарнирным соединением. Цирковая лошадка» для 2 класса

Занятие «Игрушки с шарнирным соединением. Цирковая лошадка» для 2 класса 19.05.2020 Группа №6 1-й год обучения (2 класс) Задание для дистанционного образования Тема занятие: игрушки с шарнирным соединением Ребята.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу Вам рассказать немного историю лошадки-качалки. Игрушка эта необыкновенная и корни её рождения уходят далеко в глубь веков.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 1

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 2

Историки утверждают, что конь-качалка появился в 5 веке н.э. в Греции, исключительно для развлечения юных греков. Потом он перекочевал в Персию, а может быть процесс создания этой бессмертной игрушки шел параллельно в нескольких странах. Но если бы ни греки, ни персы "не дотомкали" до этого гениального открытия, конь - качалка все равно бы возник в эпоху Позднего Средневековья. Век рыцарства просто не смог бы обойтись без этой игрушки. В это время лошадка-качалка использовалась и как первое "учебное пособие" при обучении навыкам верховой езды. Иногда в двух вариантах - и "качалочном", и "колесном".

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 3

Потом были несколько веков совершенствования, и в 17-18 вв. лошадки - качалки предстают перед своими юными хозяевами в практически современном виде. Правда, в отличие от теперешних для их изготовления использовались натуральные материалы. Лошадь-качалку производили в основном из дерева, амуницию, сёдла и уздечки, делали из кожи, использовали стеклянные глаза и настоящий конский волос для гривы и хвоста. Порой такие игрушки превращались в настоящие произведения искусства, являсь шедеврами ручной работы, и, соответственно стоили немало. Это были игрушки для богатых детей. Такого коня имел в детстве будущий английский король Карл Первый. Его отец, Яков Первый очень поощрял подобные развлечения сына: «Наиболее благородными и достойными одобрения среди игр являются игры на конях».

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 4

Одна из самых ранних лошадка-качалка, 17 век
Музей Виктории и Альберта, Лондон. В 1610 году принцу Карлу 1 было 10 лет. Он был скромным мальчиком с плохим здоровьем, с трудом ходившим и говорившим. Существует версия, что эту лошадку-качалку придумал дворецкий Карла для того, чтобы мальчик развивал свои ноги. Нет возможности это доказать, но с тех пор данный экспонат находился при царской семье и передавался из поколения в поколение.

На конец 19 - начало 20 веков пришелся пик популярности этих игрушек. Ни одна детская не обходилась без обязательного атрибута - лошадки-качалки.

Вообще, среди преданных поклонников коня - качалки немало незаурядных личностей. К лошадкам - каталкам можно, с некоторой натяжкой, причислить Троянского коня, а к его почитателям всех сражающихся с троянцами ахейцев. Кстати, троянцы тоже не смогли устоять перед его обаянием.

Отдаленная по времени копия троянского коня - лошадь-качалка в Австралии. Высоко в холмах Аделаиды, в городе Гумерача находится демонстрационный образец местной фабрики по производству деревянных игрушек. Посетители могут пролезть сквозь лошадь к трем выигрышным позициям: одной — на кресле, одной — на седле и одной — наверху головы лошади. Она впечатляюще большая, весит 25 тонн, вмонтирована в 80 тонн бетона и возвышается более, чем на 18 метров над уровнем земли. Но при этом всем она, к сожалению , не качается.

Согласно легенде, не расставался со своим конем - качалкой Чингиз Хан. Возил ее собой в самые дальние походы, благодаря тем самым за рожденные на крупе этого "животного" мечты, казавшиеся несбыточными и ставшие явью.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 6

Rocking Horse изготовленные в Англии в период между 1950 и 1959 годах.

Обожал скакать на своей деревянной лошадке юный Александр Македонский. С неё, очевидно, началась его беззаветтная любовь к лошадям, которую он пронес через всю жизнь. Именно она, в конечном счете, и привела его к гибели.

Цезарь в своих записках вспоминает о своем первом "боевом" коне - любимой деревянной лошадке в Риме.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 7

Rocking Horse сделано в Англии между 1800 и 1850 году

Наполеону Бонапарту лошадку подарил отец самолично, вырезав ее из дерева. Эта лошадка всегда находилась с императором и на острове Св. Елены, в дни его одиночества. Когда Наполеон умер, английские солдаты, охранявшие его и очень его уважавшие, поняли, что эта игрушка, которой так дорожил император, должна быть похоронена вместе с ним, в той же безымянной могиле.

Лошадка-качалка, сделана в США, 1959
Музей Виктории и Альберта, Лондон

От отца в подарок получил лошадку, вырезанную из альпийской сосны и Папа Римский (Иоанн XXIII). И она тоже стала его любимицей .

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 9

Популярность игрушки растет, их производство принимает промышленный характер, и в 19 веке целые табуны лошадок - качалок и в Европе, и в Америке врываются в детские. Каждая страна имеет свои фирменные знаки. В Германии предпочитали расписывать игрушки, в Англии же, в основном, лошадки делались резными. Появляются качалки, скачущие вверх - вниз.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 10

Этим занимались в США Benjamin Potter Crandall и 4 его сыновей, а Jesse Crandall в 1859 году разработал конструкцию-сендвич из 2 плоских профилей, идеальную для малышей. W. A. Marqua из Цинциннати сделал очень важную вещь: оснастил лошадку металлическими брусками, которые приводили ее в неподвижное состояние и решали проблему порчи полов.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 11

В середине 20 века увлечение лошадками - качалками пошло на спад. Они вытеснялись игрушечными автомобилями. Но сейчас на ретро-волне все возвращается на круги своя. Знаменитости дарят своим детям все тех же лошадок. Правда, из чистого золота. Такую качалку получила в подарок д очь Бейонсе и Jay-Z .

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 12

А у внучки Онассиса Софии самая натуральная лошадка. Хвост и грива у нее из конского волоса, зубы сделаны со слепка зубов настоящей лошади, а копыта покрыты пластинами из отполированного черепашьего панциря.

А это оборотная сторона медали, стиль минимализм - дешево и сердито. Две крайности. Истина, очевидно лежит где - то посередине.

Как бы то ни было лошадок - качалок с полным правом можно зачислить в разряд "вечных" спутников детства. И, совершенно ясно, что еще не одно поколения с восторгом скомандует себе: " По коням!"

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 13


Лошадки-качалки в Музее детства Виктории и Альберта в Лондоне.

Но ведь не может так быть, что в других странах лошадки-качалки были, а в России нет. На игрушки так же существует мода, мастера из одних стран перенимают опыт у мастеров из других стран. Игрушечные лошадки в виде примитивных фигурок с древности существовали на Руси. Но меня интересует период появления лошадок качалок с более реалистичными чертами. В Европе появление таких игрушек датируется приблизительно 17-18 веком, многие лошадки, созданные в 19-м веке успешно дожили до наших дней. А что же у нас?


1902 год, Санкт-Петербург

Ура ура, вот они лошадки дореволюционного производства. И какие симпатичные:) Не качалки, правда, а каталки :))) но это не так важно, главное, что фигурки лошадок и сбруя очень аккуратно и натуралистично выполнены.
Интересно, хоть одна дожила до нашего времени?
Ещё одно упоминание о лошадках качалках найдено в статье Александра Грекова "Игрушки царских детей":
"Самый яркий экспонат этой части собрания – уникальный конь-качалка, сделанный русскими мастерами по заказу Екатерины II для будущего царя Павла I. Его убранство выполнено с большой тщательностью – удобное, с глубоким выгибом кожаное седло, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна украшен вензелем императрицы".
Вот единственное фото, которое удалось найти на просторах интернета, видимо это и есть та самая лошадка:

Получается, что этой лошадке около 250 лет!
Фотографии начала прошлого века с лошадками-качалками:



Фотографии сделаны в фотоателье разных городов России (лошадки часто служили реквизитом.

История одной игрушки или почему их любят дети, фото № 19

Во время качания ребенок будет развивать мускулатуру, координацию движений, равновесие и красивую осанку всадника.
Современной наукой доказано, что развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком. И пожалуй, один из самых легких.
В младенчестве мама покачивает новорожденного на руках, тем самым, стимулируя вестибулярный аппарат ребенка. Классические потешки вроде «Поехали, поехали за грибами, за орехами, в ямку бух!», когда ребенка сначала покачивают на коленях, а потом резко опускают вниз – ни что иное, как еще одна разновидность тренировки вестибулярного аппарата. По выходным папа с удовольствием крутит подросшее любимое чадо за руки или подбрасывает в воздухе, на улице малыш с восторгом катается на всевозможных качелях и каруселях. Как еще можно помочь своему ребенку в развитии вестибулярного аппарата, чтобы в дальнейшем он был активным и ловким, не испытывающим неудобств и недомоганий в транспорте и тем более на воде?
Детям присуща потребность стимулирования вестибулярного аппарата – вспомните, как вы сами в детстве любили кружиться на одном месте. Или закручивались на веревочных качелях, а потом отпускали ноги, и вас начинало быстро-быстро кружить.
А еще все дети любят качалки которые не только стимулируют вестибулярный аппарат, но и успокаивают, развивают фантазию. Особенно если твоя качалка - это настоящая лошадка, за которой можно еще и ухаживать, обнимать, разговаривать и заботиться.

Читайте также: