Русская народная игрушка птичка

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

МАСТЕР-КЛАСС

«Тряпичная обрядовая кукла «Птичка»».

Бянкина Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

Цель: приобщение учащихся к традициям русского народа через изготовление традиционной обрядовой куклы «Птичка».

· научить детей изготавливать обрядовую куклу «Птичка»;

· развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани, фантазию и воображение;

· воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Тип занятия: занятие изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Форма занятия: мастер-класс.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к занятию, лоскуты цветной х/б ткани, цветная нитки, вата, ножницы.

В результате проведения мастер-класса обучающиеся приобщаются к традициям русского народа через изготовление традиционной обрядовой куклы. У детей воспитывается эстетический вкус, интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле, развивается мелкая моторика рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани, фантазия и воображение. По окончанию мастер-класса организуется выставка готовых работ воспитанников.

Ход мастер-класса.

2. Постановка темы и цели мастер-класса

Педагог показывает воспитанникам тряпичные обрядовые куклы (домашнюю Масленицу, Кувадку, Купавку).

- Скажите, пожалуйста, узнали ли вы этих кукол? (ответы детей)

- Что их объединяет? (эти куклы все обрядовые)

- А чем отличаются обрядовые куклы от обереговых и игровых? (ответы детей)

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Что же мы сегодня будем делать? А чему мы должны научиться? ( Сделать, смастерить куклу, аккуратности)

-Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани обрядовую куколку - «Птичку».

Как для весенних народных праздников, так и для игр можно сделать птицу из яркого лоскутка ткани. Традиционно птички делаются небольшого размера, их можно сделать много и развесить в разных уголках дома.

Кукла «Птица» — из ткани выглядит очень красиво, их прикрепляют на костюм куклы «Птица-Радость» (с которой связан весенний обряд, встречи весны, оберег хорошего настроения.) Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы, несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. Поэтому этих кукол делали, встречая первых птиц, радуясь наступающему теплу.

Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.

Наши предки ставили "Птицу " поближе к окну. Считалось, что встречаясь с солнечными лучами, кукла станет мощной защитой от невзгод и болезней и одарит дом теплом и радостью, а можно просто украсить ими дом и ветви деревьев.

Прежде чем пройти в нашу мастерскую, подумайте, какие материалы и инструменты используются для изготовления куклы «Птица»? (лоскутки ткани и нитки).

Мы с вами при изготовлении куклы воспользуемся ножницами. Прежде чем мы приступим к работе, хочу еще раз обратить ваше внимание на правила работы с ножницами.

Работа с памяткой.

1. Не держи ножницы острыми концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

3. Передавай ножницы кольцами вперед.

4. Не маши ножницами.

5. После окончания работы убери ножницы на место.

Педагог: предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и из приготовленных материалов попробовать самим смастерить куклу. Занимаем свои рабочие места.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»

Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны».

Считается, что эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.

Кукла «Птица Радость» как и любая другая народная игрушка не оставляет равнодушным никого. Я долго любовалась ими, рассматривая в интернете, и вот скрутила свою куклу «Птицу Радость», получив массу удовольствия от работы.


Вначале сделала тугую скрутку из ткани 70 х 80 см, так, чтобы кукла могла стоять.


Перевязала скрутку в трех местах красной ниткой.


Завернула скрутку в белый лоскут ткани 30 х 50 см.


Перевязала красной нитью в трех местах.


Для придания округлости на верхнюю часть скрутки положила вату (для головы)


По диагонали сложила квадрат белой ткани 36 х 36 см. для рук и головы накрыла им голову,


подвязала красной нитью.


Из противоположных уголков квадрата сделала ручки, перевязав красной нитью.


На место груди подложила вату,


перевязал красной нитью по линии пояса.


Выворотным способом надела юбку (цветная ткань 20 х 50 см)


(запах сзади)



Головной убор у куклы похож на птицу с крыльями и хвостом.


Сложила квадрат (20 х 20 см.) для платка по диагонали.


Левый и правый угол полученного треугольника соединила с нижним углом, получился квадрат.


Левый и правый угол полученного квадрата сложила к середине


и потом пополам. Перевязав кончик полученного треугольника – получила клюв.


Между двумя верхними слоями платка подложила ваты,


и перевязала –голова птицы.


Полученный треугольник с головой птицы приложила к голове, левый и правый углы платка распределила по плечам, перевязала по линии шеи. Подвязала задний конец платка на затылке, получился хвост птицы.


Получилась птица, охватывающая крыльями голову куклы.


Из лоскутов разноцветной ткани 7х7 см. сделала 11 миниатюрных птичек (обязательно должно быть нечетное количество) по принципу птицы на голову.



Рассадила птиц по кукле,



одну птицу прикрепила на голову (это обязательно).


Вот такая кукла «Птица Радость» пополнила мою коллекцию.

Изготовление из цветной бумаги персонажей русской народной сказки «Колобок» Изготовление из цветной бумаги персонажей русской народной сказки " Колобок " Средняя группа. Цель: закрепление знаний по изготовлению.

Конспект занятия по проектной деятельности «Народная игрушка». Изготовление русской тряпичной куклы «Бабушкина кукла» Цель: Рассказать об игрушках – самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили. Задачи: Учить мастерить куклу из лоскутков.

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению русской народной куклы «Славянские обереги» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №153» городского округа Самара Подготовила.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет)

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы.

Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем художественной педагогики. Создание нового.

Мастерская для родителей. «Изготовление тряпичной куклы-оберега Желанница»

Мастерская для родителей. «Изготовление тряпичной куклы-оберега Желанница» Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: 1. Формировать представление родителей о русской тряпичной кукле,.

Конспект НОД по ручному труду «Изготовление тряпичной куклы»

Конспект НОД по ручному труду «Изготовление тряпичной куклы» Конспект НОД по ручному труду «Изготовление тряпичных кукол» Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать у детей интерес к самостоятельному.

Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры» I.Введение В настоящее время наше общество возвращается к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству.

Открытое занятие для конкурса «Воспитатель года». Изготовление народной куклы-куватки со старшими дошкольниками Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками. Цель: Прививать любовь к русской народной культуре через изготовление.

Как проводит время современный дошкольник? Ходит в детский сад, помогает родителям, гуляет, смотрит телевизор… А ещё ребёнок играет. Во что? В компьютерные игры, конструкторы, трансформеры и, конечно, в куклы. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности они служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Из чего только ни делали кукол! Глиняные, деревянные, куклы из гипса, воска, металла, соломы и, конечно же, из лоскутков ткани. Ткань – пластичный материал, в то же время хорошо держит форму. Различная фактура и расцветка ткани помогают создавать различные образы и характеры кукол.

На Руси было великое разнообразие тряпичных кукол, их делали и для игры, и для совершения разных обрядов, и как обереги. Причём, обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.

Куклы были не только забавой девочек. До 7-8 лет в куклы играли все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Постепенно обереговая функция лоскутной куклы забывалась, но ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и в малых провинциальных городах дети играли тряпичными куклами. Когда промышленность начала миллионами выпускать игрушки из резины и пластмассы, традиции изготовления домашней куклы начали угасать.

В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её изготовления.

Одной из таких кукол является лоскутная кукла «Птичка». Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то считали, что в этот год она будет счастливой.

Сделать таких лоскутных кукол можно и для игры детям, и для украшения помещений. А можно подарить маленьких куколок – обережков друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Но главное - изготовление народных кукол является прекрасным средством:

• развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия объектов окружающего мира;

• приобщения детей к народным традициям;

• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.

• художественно-эстетического развития воспитанников;

• продуктивного взаимодействия детей и родителей, вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении немалое внимание уделяется организации как совместной продуктивной деятельности детей и взрослых, так и самостоятельной детской деятельности. Мероприятия по изготовлению игрушек, кукол могут являться итоговыми при реализации проектов по темам недели («Неделя добра», «Неделя народного искусства»)

Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развития дошкольника. Совместная деятельность с детьми включает : игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, постановку задачи перед детьми и ее решение, обсуждение результатов, игры с поделками, оформление выставок, оформление подарков малышам.

Полученные в процессе совместной деятельности представления о способах изготовления народных игрушек дошкольники могут закрепить в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы условия - центр творчества «Мастерская народных умельцев», в котором находятся художественные материалы и оборудование: лоскутки ткани, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, вата, а также – схемы последовательности изготовления народных кукол и фотографии готовых изделий. Идея создания кукол своими руками и сам процесс изготовления интересны для ребят, способствуют становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции воспитанников.

Организуя работу с родителями, стараемся привлекать их к участию в совместных проектах, проводим творческие «мастерские».

Детско-родительская встреча состоит из нескольких этапов:

• Приветствие – необходимо для раскрепощения участников, снятия эмоционального напряжения, поднятия командного духа. Оно проводится в виде музыкально – ритмических упражнений, коммуникативных игр или просто релаксирующих игровых фрагментов.

• Совместная творческая деятельность детей и родителей – изготовление игрушек.

• Динамические паузы проводятся между творческими заданиями, с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Дети и родители с удовольствием выполняют коррекционные упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические задания, предложенные учителем-логопедом.

• Объединение совместных творческих работ в коллективную, ставшее традицией каждой встречи, способствует не только развитию способности работать в паре ребенок – родитель, но и формированию позиций командной деятельности.

• Формированию способности анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению способности к саморегуляции, владения собой, посвящен завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе проводятся психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения.

В конце такой «мастерской» семьи получают буклеты с полезными советами, практическим материалом по изготовлению народных игрушек, рекомендации по организации игр с детьми дома,сувениры, изготовленные детьми и взрослыми.

Образовательные ситуации совместного взаимодействия родителей и детей в «мастерских» в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Предлагаю изготовить народную лоскутную игрушку «Птичку».

Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Для работы понадобится:


- лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);

- нитки любого цвета;

- набивка (вата или синтепух);

Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.


Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.



Еще раз сложить боковые уголки к середине.



Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.


Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.




Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.



Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.


Птичка готова.


Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь в качестве сувенира, либо подвесить на нитке над столом или под люстрой для украшения интерьера.


Прикреплённые файлы:

Мастер-класс «Календарь народной куклы»

Мастер-класс «Календарь народной куклы» В декабре в нашем детском саду прошёл конкурс «Календарь 2016 года». Идея создать кукольный календарь родилась неожиданно, и была воплощена,.

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток 16 февраля 2016 года мы с коллегой провели мастер класс для детей и родителей нашего дошкольного отделения. Цель: создание фигурки птички.

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы»

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы» Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега»

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: - научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы»

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы» Мастер - класс ‘Изготовление Платковой куклы. ’ Платковая кукла получила свое название благодаря платку, который является основой платковой.

Мастер класс изготовление тряпичной куклы

Мастер класс изготовление тряпичной куклы Предлагаем вашему вниманию изготовление куклы из ткани. Ткани должны быть натуральные, приятные на ощупь, привлекательные глазу. Вся куколка.

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы Русская народная лоскутная кукла - благодатный источник духовности. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию,она.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки»

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве на Руси. Причем это касается не только мифических, а их у нас множество, помимо Сирин это и Алконост, и Гамаюн, и Стратим, и сказочная Жар-птица, и Финист – ясный сокол, но и обычных птичек. Хотя обычные птички тоже изображались далеко не совсем обычно, а вычурно, сказочно, одним словом – декоративно. К примеру вот такие расписные туесочки:

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 1

Птички-кутеньки (уфтюжская роспись)

И не случайно наш народ так любил изображать птиц, ведь с прилетом и пением птиц наступала долгожданная весна, просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту, изящество. Сидящая на цветущей весенней веточке или клюющая подернутые морозцем яркие ягоды рябины она всегда радует глаз. Птица это еще и свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и здесь угадывается загадочная русская душа, вечно ищущая, стремящаяся в заморские теплые страны, но неизменно возвращающаяся к родным северным берегам. Это подчеркивается и в предисловии к книге С.К. Жегаловой «Русская народная живопись»: «Обитатели голубых высей вносили в роспись свои смыслы. С ними всегда связывалось представление об особой одухотворенности, способности преодолеть тяжесть земного бытия, перелететь в иной, умный и счастливый мир».

Разные птички водились в русских деревнях, с разным оперением, с разным характером, но среди мифологических почему-то птица Сирин прочнее других осела в народной памяти, возможно из-за своего имени, созвучного с именем коварной Сирены. Искусствовед М.В. Василенко отмечает следующее: «Известны сказки о пылающей жар-птице с золотыми и серебряными перьями, о петушке-золотом гребешке, о златокрылой птице или о курочке, каждый день приносящих по золотому яйцу. Поэтому на крестьянских прялках так многочисленны петушки, райские птицы-сирины. Образ птицы света, радости был близок и понятен образному народному мышлению». («Русская народная резьба и роспись по дереву»).

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 2

Образец старинной резьбы по дереву с птицей Сирин. (Историко-художественный музей, г. Семенов)

Характер птицы Сирин неоднозначен, впрочем, трудно найти среди мифологических существ, украшавших быт русского народа совершенно положительных или отрицательных персонажей. Кого ни возьми хоть льва, хоть грифона или русалку-берегиню во всех при желании можно было обнаружить и опасные черты. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нашему народу было связываться с такими противоречивыми существами? Ответ, скорее всего в том, что практически все эти существа пришли к нам из дальних стран. Красоту их наш народ не мог не оценить, вот только характер их у нас на Руси слегка подправили, переиначили, и некогда грозная птица Сирин превратилась в заботливую хранительницу домашнего благополучия.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 3

Работы современного городецкого мастера. (Музейно-туристический комплекс, г. Городец)

«У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей». (С.К. Жегалова «Русская народная живопись»).

Особенно почитали птицу Сирин на русском Севере, без нее, например, невозможно себе представить пермогорскую роспись. Почти на каждой пермогорской прялке можно увидеть эту красочную птицу, заключенная в круг она также являлась солярным знаком и считалась женским оберегом.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 4

Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой "Народная роспись Северной Двины"

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 5

Фрагмент пермогорской росписи. (Фото с выставки "Русский Север" Московский исторический музей)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 6

Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»

В.М Василенко, как раз приводит описание расписной прялки: «Возникает впечатление, что крестьянского художника действительность интересовала как-то очень необычно. Он не постеснялся поместить мотив зимней «поездки» между роскошными листьями и цветами, а самый бытовой мотив сочетать с фантастическим сирином, которому отвел большую часть всей композиции. Да, несомненно, крестьянский художник воспроизвел из жизни очень немногое, а то, что воспроизвел, наполнил особенным смыслом. Этот смысл – в преображении действительности, в создании приподнятого, радостного образа, в чем проявился огромный народный оптимизм и творческая смелость».

Изначально придя к нам из восточных легенд, Сирин в древности считалась обитательницей дальних стран, жила за морем, а с принятием христианства превратилась в райскую птицу и заманивала своим сладким пением уже не в пучину морскую, а в рай, отсюда и библейские черты, которые просматриваются в старинных образах птицы Сирин. Здесь мы видим ангельские крылья, зачастую нимб, корона и словно иконописный лик.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 7

Подвесной шкафчик (фото из книги И.Я. Богуславской «Русское народное искусство»)

Сирин. (Фото с выставки «Русский Север». Московский исторический музей)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 9

Сирин. (Фото из книги С.К. Жегаловой «Русская народная живопись» )

Постепенно такие изображения вытесняются более близкими народу образами, преобретают декоративные черты. Кто бы мог подумать, что обычный русский крестьянин единственный смог приручить своенравную Сирин и поселить ее у себя в избе, а Сирину в избе так понравилось, что решила она превратиться в птицу-счастье и радовать своей красотой деревенских жителей. На это действительно способен только по-настоящему творчески одаренный человек. Никогда не перестанет удивлять тот факт, что таким человеком был обычный крестьянский мужичок и таковой был далеко не один.

«Позднее, в 18 веке, в народной росписи птица Сирин постепенно теряет свои сказочные черты и приобретает почти крестьянский облик. Так, в росписи простого деревенского сундучка Сирин, сохраняя характерные признаки, становится как бы ближе и понятнее. Об этом говорят и расчесанные на прямой пробор волосы, и доброе русское лицо, и спокойная величавость осанки». («Расписные сундуки 17-18 вв.» С.К. Просвиркина, С.К. Жегалова). Таким образом, народные художники не просто делали доступным загадочный образ, они его преображали, гармонизировали и дополняли яркими красками. Раз уж Сирин это прекрасная птица с женской головой, то быть ей доброй с чертами крестьянской красной девицы.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 10

Рисунок птицы Сирин (музей народного быта «Дом Семена ложкаря», г. Семенов)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 11

Сиринсундучная роспись

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 12

Редкое для уфтюжской росписи изображение птицы Сирин

«Фантастические образы, как мы уже отмечали, — дань чудесному, творимой художником сказке. Птица-сирин олицетворяет радость, поэтому так часто она встречается в росписях и в резьбе». (В.М. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву»).

Что ж, прославленная народными художниками птица Сирин продолжила вдохновлять своей красотой уже художников профессионально обучавшихся живописи. Как не вспомнить картины М.В. Васнецова, который изобразил всех 3-х вещих птиц или сиринов И.Я. Билибина, ставших классикой стиля модерн.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 13

М.В. Васнецов «Сирин и Алконост»

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 14

И.Я. Билибин Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

И по сей день птица Сирин вдохновляет своей красотой, а зная народные традиции, мы также можем поселить у себя дома птицу счастья и привнести немножко света в серые будни. Современные художники сейчас снова обращаются к истокам, каких только птичек Сирин не встретишь. В любой технике, на любой вкус. Я в этом не исключение, ведь загадочная сказочная птица не может не вдохновлять. Вот такие работы получились у меня:

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 15

«Мороз и солнце», холст/масло

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 16

Тарелка декоративная «Сирин», дерево/темпера

Если вы мастер, возможно и в вашей коллекции работ есть эти прекрасные птички. А всех интересующихся искусством и любителей прекрасного я приглашаю обратить внимание на наши традиционные образы, несущие доброту и положительный настрой, созданные на счастье людям. Они близки нам по духу и несомненно принесут пользу, одарят своим радостным светом!

Когда-то давно наши предки жили в одном ритме с природой. Летом трудились на земле, осенью пожинали плоды, а зима была серьезным испытанием, особенно в неурожайные годы. Именно поэтому наступление весны было для древних славян самым настоящим праздником. К этому событию усердно готовились – наряжались в обновки, восхваляли весну в песнях, читали заговоры на удачу. Для празднеств мастерили специальных обрядовых кукол, их видов довольно много. Одним из традиционных символов приветствия весны была мотанка Птица Радость.

Славянский символ птица ассоциировался с весной, а она в свою очередь, была олицитворением радости, любви, счастья, предвестием перемен и положительных изменений.

Славяне всегда почитали весну, громко и искренне радуясь ее наступлению. А если она запаздывала, старались ускорить ее приход. В этом им помогала кукла Птица Радость. Она настолько прочно осела в культуре славян, что стала неотъемлемой частью жизни.

Значение куклы Птица Радость так просто не угадаешь. Внешний вид мотанки тоже не помогает раскрыть эту загадку. По правилам на куколку цепляют миниатюрные фигурки птиц, а косынку на ее голове завязывают особым образом – так, чтобы она напоминала крылья. Увы, но человеку, мало разбирающемуся в славянских традициях, такой символизм ничего не скажет.

Тайна заключается в том, что славяне связывали возвращение птиц из теплых краев с приходом весны. Когда теплое время года задерживалось, они самостоятельно призывали весну с помощью обряда превращения в птиц.

Таким образом, славяне пытались обхитрить весну, показав ей, что уже прилетели птицы и пора приходить.

Исходя из этого, Птица Радость будет иметь следующее значение:

  • наступление тепла – природа просыпается от спячки, деревья зеленеют, прорастают травы, которые можно собирать для настоек или оберегов;
  • приход радости, веселья – ведь теперь можно долго и много гулять, не боясь замерзнуть;
  • обретение счастья, потому что весна – пора влюбленных;
  • исполнение желаний – почти невидимое зимой солнце начнет светить целыми днями, придавая сил и энергии, которых так не хватало в холодный период.

Как ни крути, но у ляльки исключительно положительные значения. Иначе быть не могло, ведь наши предки верили, что птицы приносят на своих крыльях счастье и удачу.

Птица Радость – обрядовая кукла. Ее принято изготавливать в начале весны, чтобы как можно быстрее наступило тепло. Но делали это славяне не только для того, чтобы скорее заменить зимнюю одежку на более легкую. Еще они пытались так пригласить в гости счастье.

Если вам тоже не хватает счастья, попробуйте сделать весеннюю обрядовую мотанку. Весна – прекрасная пора для перемен.

Читайте также: